Внеурочная деятельность 1-4 классов
материал по физкультуре на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_1-4_klassov.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4 классов Объединение «Игры нашей местности»
Пояснительная записка
Цель:
- содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
- расширение знаний об истории, традициях и обычаях нашего села, вовлечение ребят в игру;
- формирование представлений о здоровье, мотивация на здоровый образ жизни.
- формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физических упражнений и игры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья. Оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи направлены на:
- укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время игры, содействие развитию психических процессов в ходе двигательной активности формирование коммуникативных компетенций;
- овладение школой движения;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене. Влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических способностей;
- выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время игры;
- приобщение к самостоятельным занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта
- воспитание чувства ответственности за своё здоровье;
Общая характеристика программы объединения «Игры нашей местности»
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий. Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость). «Человеком можно стать , только играя», утверждал Ф Шиллер. По его мнению, человек в игре и посредством игры творит себя, и мир в котором живёт. С позиции личностного подхода игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идёт процесс «взращивания» личности. Личностное самоопределение – это не что иное, как попытка самому себе ответить на вопрос «Что есть «я» в этом мире?» Лишь воспринимая себя в соответствии с другими, можно сформироваться как личность. Личностный подход реализуется посредством деятельности, которая имеет не только внешние атрибуты совместности, но и своим внутренним содержанием предполагают сотрудничество, саморазвитие внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов учебной деятельности, проявление их личностных функций: роль игры в обществе исторически менялась , но она всегда была фактором развития культуры. В игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внимания, памяти, ориентации. Подвижные игры позволяют раскрывать потенциальные возможности и творческую инициативу ребёнка, поскольку:
- создают условия для их активности;
-предоставляют возможность выбора;
- создают проблемные ситуации, из которых дети ищут выход сами;
- предлагают придумывать новые игры, эстафеты, мини – соревнования, упражнения для своих товарищей;
- нацеливают на способ достижения результата;
- учат осмысливать, контролировать и оценивать собственные действия и действия своих товарищей;
- развивают учебно-познавательные мотивы.
Описание места программы в структуре ООП
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на 135 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю). 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
Сроки реализации программы
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования - 4 года
Класс | Количество часов |
1 | 33 |
2 | 34 |
3 | 34 |
4 | 34 |
Занятия проводятся во второй половине дня Место проведения занятий – спортивный зал, игровая площадка, стадион, футбольное поле.
Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию целостно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Дети должны:
- знать историю своего края и народные игры своей местности;
- уметь контролировать свои поступки и организовывать игру по правилам;
- понимать соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества;
- уметь разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;
- понимать необходимость правил соблюдения правил игры;
- знать правила поведения в знакомом и незнакомом месте;
- защищать честь и достоинство своих друзей;
- укреплять здоровье учащихся, приобщать их к изучению народных игр;
- содействовать обучению жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитывать дисциплинированность;
- понимать ответственность за своё здоровье.
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности объединения «Игры нашей местности»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС данная рабочая программа для 1 – 4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину , российский народ и историю России и своего села, осознание своей этнической национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи игровой деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать игровые действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- определение общей цели и пути её достижения; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о значении игры для укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие человека;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность;
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.
Содержание программы по внеурочной деятельности объединения «Игры нашей местности»
Содержание программы внеурочной деятельности объединения «Родное слово» соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1 – 4 классов. Место проведения занятий – спортивный зал, игровая площадка , стадион, футбольное поле.
Программа представлена пятью блоками: народные игры, игры на внимание, игры со скакалкой, подвижные игры, спортивные игры.
Основные разделы программы
№ |
Название раздела | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных активных занятий |
1 | Спортивно – оздоровительное объединение: «Игры нашей местности» | 34 |
|
|
1.1 | Народные игры | 8 | 8 | |
1.2 | Игры на внимание | 6 | 6 | |
1.3 | Игры со скакалкой | 2 | 1 | 1 |
1.4 | Подвижные игры | 14 | 8 | 6 |
1.5 | Спортивные игры | 4 | 3 | 1 |
Формы внеурочной воспитательной работы спортивно-оздоровительного направления:
- Работа спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу, теннису, лыжам, лёгкой атлетике, карате и военно-спортивной подготовке.
- Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
- Проведение бесед по охране здоровья.
- Применение на уроках игровых моментов, физ. минуток.
- Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности объединения «Игры нашей местности»
Требования к знаниям и умениям обучающихся.
В результате работы объединения «Игры нашей местности»
дети: должны иметь представление:
1.Об историческом наследии русского народа и русских народных подвижных игр;
2.Отрадициях русских народных праздников;
3.О культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;
Должны знать:
- Историю возникновения подвижных игр;
- Правила проведения игр, эстафет и праздников;
- Основные факторы, влияющие на здоровье человека;
- Правила поведения во время игры.
- О системе дыхания. работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- Об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
- О причинах травматизма и правилах его предупреждения;
Должны уметь:
1.Выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);
2. Проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
3. Владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;
4. Применять игровые навыки в жизненных ситуациях.
5. Составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
6.Организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
7. Уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
Дети научатся:
- играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
- приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение;
- проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.
Дети будут уметь:
- применять и выполнять правила игры;
- составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
- организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
- уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
Тематическое планирование
3 класс
№ | Тема занятия | Основные виды деятельности | Дата Проведения |
|
| Народные игры |
|
1 | Какие бывают игры. Русская народная игра «Зайцы в огороде» | Выполнение игровых правил. Отработка игровых приёмов. Игра. |
|
2 | Правила игры. Обязательны ли они для всех? Русская народная игра «Гуси – лебеди»». | Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. |
|
3 | Русская народная игра «Ловушка в кругу» | Правила игры. Проведение игры. |
|
4 | Русская народная игра «Пчёлки и ласточка». | Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. |
|
5 | Русская народная игра «Обыкновенные жмурки» | Правила игры. Проведение игры. |
|
6 | Русская народная игра «Палочка – выручалочка» | Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры | |
7 | Русская народная игра «Караси и щука» | Правила игры. Проведение игры. . |
|
8 | Русская народная игра «Белые медведи»» | Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры | |
Игры на внимание | |||
9 | Игра на внимание «Смена сторон» | Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть | |
10 | Игра на развитие внимания «Запомни движение» | Знакомство с правилами и проведение игр. | |
11 | Игра на внимание «Вызов номеров» | Знакомство с правилами и проведение игр. |
|
12 | Игры на внимание «Запрещённое движение», «Запомни порядок». | Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть | |
13 | Игра «Три движения», «Узнай, чей голосок» | Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть | |
14 | Игра «Маляр и краски» | Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть | |
Игры со скакалкой | |||
15 | Игры со скакалкой. «Рыбаки и рыбки» | Комплекс ОРУ со скакалкой. |
|
16 | Эстафеты со скакалкой. | Правила игры. Проведение игры. |
|
|
| Подвижные игры |
|
17 | Игра «Большой мяч». | Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два |
|
18 | Игра с мячом «Бездомный заяц». | Комплекс ОРУ с мячом. |
|
19 | Весёлые старты с мячом. | Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два |
|
20 | Игры с мячом. Эстафета «Озорные мячики» | Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два |
|
21 | Игра с прыжками «Прыжки кругом» | Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть |
|
22 | Игры на меткость. «Стрельба по мишеням. «Броски снежков» | Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть |
|
23 | Игра «Успей поймать». | Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть |
|
24 | Игра «Бег по следам»» | Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть |
|
25 | Игра «Мяч в воздухе» | Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть |
|
26 | Игра «Собачки» | Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть |
|
27 | Игра «Передал - садись» | Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть, умение точно передавать мяч |
|
28 | Игра «Сторож и воробьи» | Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть |
|
29 | Игра «Медведи и пчёлы» | Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть | |
30 | Игра «Куры в огороде» | Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть | |
|
| Спортивные игры |
|
31 | Футбол | Игровые правила. Удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча. Отработка игровых приёмов. Игра. |
|
32 | Баскетбол. | Игровые правила. Ведение мяча; броски мяча в кольцо. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину. |
|
33 | Пионербол | Проведение игры. Перебрасывание мяча через сетку. | |
| |||
34 | Спортивный праздник «Мир народных игр» | Спортивные состязания, эстафета. |
Описание материально – технического обеспечения внеурочной деятельности объединения «Игры нашей местности»
Мячи малые (теннисные) и большие набивные(1кг;2 кг;)
Футбольные и баскетбольные мячи;
Кегли;
Гимнастические обручи;
Скамейка гимнастическая жёсткая;
Гимнастическая стенка;
Скакалки гимнастические;
Маты гимнастические;
Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой;
Игровое поле для футбола;
Ворота для футбола с сеткой;
Нагрудные номера;
Компрессор для накачивания мячей;
Аптечка медицинская;
Спортивный зал игровой;
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования;
УМК
Г.А.Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. – М. Просвещение ,2011
Жуков М.Н. Подвижные игры. – М.: Издательский центр «Академия»,2000
Коротков И.М. Подвижные игры во дворе.- М.: Знание, 1987
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. М. « Вако»,2004
Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991
Никитин Б.В. Развивающие игры.- М.: Знание, 2001
Патрикеева А.Ю.Подвижные игры.- М.: ВАКО, 2007
Патрикеева А.Ю. Зимние подвижные игры.- М.: ВАКО, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОТИВАЦИЯ КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ во внеурочной деятельности в начальных классах общеобразовательной школы
В данной работе описывается личный опыт создания положительной учебной мотивации на примере работы в кружке по бисероплетению....
Программа внеурочной деятельности в 5 классе. Кружок проектной деятельности "Книгочей"
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьникв умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Применяемый метод проектов усп...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"
Программа составлена на основе· Федерального государственного образовательного с...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...
Программа внеурочной деятельности в 9 классе "Основы речевой деятельности"
Программа внеурочной деятельности...
Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.
Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения....