Презентация "Сущность здоровьесбережения"
презентация к уроку по физкультуре (7 класс) по теме

Субеев Радик Ибрагимович

Презентация "Сущность здоровьесбережения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchnost_zdorovesberezheniya.pptx124.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сущность и роль здоровьесбережения

Слайд 2

Здоровьесбережение – это активность людей, направленная на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность и единство всех уровней жизнедеятельности человека.

Слайд 3

М ногогранное содержание здоровьесбережения: 1. Деятельность, направленная на улучшение и сохранение жизни человека (рекреационная, хозяйственно-бытовая - направленная на оздоровление, лечение, восстановление физических сил и т.п.). 2. Деятельность, направленная на укрепление и создание семьи. 3. Профессиональная активность, трудовая деятельность, 4. Социально-культурная деятельность (общественная активность). 5. Духовно-нравственная активность.

Слайд 4

Здоровьесбережение – общее понятие «образа жизни», содержащее уровень его культуры, благоприятные условия жизнедеятельности человека, в том числе поведенческой и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.

Слайд 5

Здоровьесбережение содержит такие части, как: 1. Культура планирования семьи, оказывающая существенное влияние на здоровье будущих поколений. 2. Гигиеническая и физическая культура определяет двигательную активность, физкультуру и спорт, культуру питания, труда и отдыха. 3. Психогигиеническая культура, обеспечивающая защиту человека от интеллектуальных и эмоциональных отрицательно-экстремальных факторов социума. 4. Духовная культура, нужная для психосоциального развития личности и формирующаяся на основе совести, долга, доброты и отрицания злобности, зависти и корысти. 5. Культура воспитания у детей и молодёжи здорового образа жизни. 6. Индивидуальная культура, обеспечивающая воспитание у человека культуры здоровья как ценности личности. Индивидуальная культура образуется в процессе образования и самообразования и предполагает организацию, а также развитие системы преподавания и информации о здоровье и здоровом образе жизни. 7. Социальная культура здоровья, определяющая эффективность социальной политики государства и основанная на выборе социумом здоровья населения как ценности, как первого приоритета общественной безопасности и благополучия, как ведущего критерия качества жизни каждого члена общества.

Слайд 6

Здоровьесбережение – основа профилактики заболеваний. Человек, определяя для себя образ жизни, сам регулирует уровень вероятности любого заболевания. Здоровьесбережение на уровне личности предполагает выбор таких форм активности, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья человека. Выбор определяется уровнем культуры человека, освоенных знаний и жизненных установок, определенный комплекс норм поведения, которое предусматривает здоровьесбережение .

Слайд 7

Здоровьесбережение на уровне личности предполагает выбор таких форм активности, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья человека . Это, прежде всего: 1. Соблюдение оптимального двигательного режима с учетом гендерных, возрастных и физиологических особенностей. 2. Сбалансированное, регулярное рациональное питание. 3. Отказ от саморазрушающего поведения: отказ от курения, употребления психоактивных веществ, от злоупотребления алкоголем. 4. Соблюдение правил личной и общественной гигиены. 5. Соблюдение правил психопрофилактики и психогигиены. 6. Повышение уровня медицинских знаний, овладение навыками самоконтроля состояния здоровья. 7. Здоровое сексуальное поведение.

Слайд 8

Здоровье – это результат взаимодействия медико-биологических , социально-экономических и демографических факторов. Здоровье населения определяется: уровнем материального благосостояния, его культурой и социальными отношениями, развитием здравоохранения, генетическими факторами, условиями труда, у словиями быта, питания, образом жизни и многими другими показателями.

Слайд 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Василенко Н.Ю. Основы социальной медицины [Текст]: учебное пособие / Н.Ю. Василенко. — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. — 129 с. Глоссарий социальной работы. Автор – составитель Е.И. Холостова . — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. — 220 с. Капилевич Л.В. Здоровье и здоровый образ жизни[Текст]: учебное пособие / Л.В. Капилевич , В.И. Андреев – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 102 с. Мартыненко А. В. Теория и практика медико-социальной работы [Текст]: учебное пособие / А.В. Мартыненко. — М.: Гардарики , 2007. — 159 с. Назарова Е.А. Основы социальной медицины [Текст]: учебное пособие / Е.А. Назарова, Ю.Д. Жилов . — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с. Назарова Е.Н.Здоровый образ жизни и его составляющие [Текст]: учебное [пособие дня студентов высш . учеб. заведений] / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов . — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 256 с. Холостова Е.И. Технология социальной работы [Текст]: учебное пособие / Е.И.Холостова . — М.: ИНФРА-М, 2002. — 400 с. — (Серия «Высшее образование) Холостова Е.И. Социальная работа [Текст]: учебное [пособие для бакалавров] / Е.И. Холостова . — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 612 с. Холостова Е.И. Технология социальной работы[Текст]: учебное пособие для бакалавров / Е.И. Холостова , Л. И. Кононова — М.: Издательство Юрайт , 2011. — 503 с. — Серия: Бакалавр. Черносвитов Е.В. Социальная медицина [Текст]: учебное [пособие дня студентов высш . учеб. заведений] / Е.В. Черносвитов — М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2000. —304 с.

Слайд 10

Основные компоненты здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе

Слайд 11

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ , проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья , убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни , который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество , построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.

Слайд 12

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ , связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя , своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.

Слайд 13

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ , включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений , необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, , направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных. .

Слайд 14

эмоционально-волевой , который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство . Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.

Слайд 15

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде , которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро- и макросоциуме . В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.

Слайд 16

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности , предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности . Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

Слайд 17

Принципы здоровьесберегающей педагогики

Слайд 18

Принцип - не нанесения вреда

Слайд 19

Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов - все происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и др. оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Проводится мониторинг здоровья учащихся физического, психологического, духовно-нравственного

Слайд 20

Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья)

Слайд 21

Принцип непрерывности и преемственности ( здоровьесберегающая работа проводится в школе каждый день и на каждом уроке с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках организационных мероприятий и непосредственно в учебно-воспитательной работе)

Слайд 22

Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися (вопросы здоровья включены в содержание учебных программ, обеспечен здоровьесберегающий характер (результат) проведения процесса обучения) Педагоги обеспечивают здоровьесберегающие условия образовательного процесса и сам школьник помогает им в решении этой общей задачи. У учащихся воспитана ответственность за свое здоровье. К каждому учащемуся осуществляется индивидуальный подход

Слайд 23

Принцип соответствия сознания и организация обучения возрастным особенностям учащихся Соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям учащихся. В школе соблюдается комплексный междисциплинарный подход как основа эффективной работы по охране здоровья человека. Между педагогами, психологами, медицинскими работниками согласованное взаимодействие. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами). Приоритет активных методов обучения.

Слайд 24

Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии. Таким образом для учащихся создан такой уровень учебной нагрузки, который (при учете индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося) соответствует тренирующему режиму, таким образом является охранительным (щадящим), ниже утомляющего. Для каждого ученика составлен оптимальный уровень нагрузки

Слайд 25

Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье. У ребенка сформировано чувство ответственности за свое здоровье.

Слайд 26

Осуществляется принцип контроля за родителями. То есть получение обратной связи реализован как во всей школе (проведение диагностики, мониторинг здоровья), так и каждого учителя, в его индивидуальной педагогической технологии.

Слайд 27

То есть в школе решены следующие проблемы, связанные со здоровьем учащихся: снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления; организация физической активности учащихся, профилактика; организация правильного питания школьников во время их пребывания в образовательном учреждении; предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика школьных болезней); охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.); формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий; организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

Слайд 28

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть: как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные). Классификация здоровьесберегающих технологий

Слайд 29

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитаоно -гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития) Классификация здоровьесберегающих технологий

Слайд 30

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические ); педагогические технологии: содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ. Классификация здоровьесберегающих технологий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая поддержка как фактор здоровьесбережения на уроках английского языка

Современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость на уроках иностранного языка вызвана специфи...

Урока физической культуры в 5 классе с позиции здоровьесбережения"Акробатика"

Цели урока: Привести в систему знания учащихся по акробатике через повторение и обобщение...

Урок в 3 классе по волейболу с позиции здоровьесбережения

Цель: формировать желание заниматься спортивными играми – волейболом. Задачи: дать направление для начальных попыток работы с мячом...

Статья. "Здоровьесбережение на уроках географии через использование игровых технологий"

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет д...

Здоровьесбережение на уроках математики

В презентации рассматриваются основные моменты правильной организации учебной деятельности, рекомендации по проведению урока с целью сохранения здоровья школьников. Представлена тематика задач, состав...

Презентация к работе по здоровьесбережению

Данная презентация подготовлена к работе по теме "Здоровьесберегающие технологии в школе". У меня на страничке они выделены как "Тема, которой я занимаюсь третий год". Может это кому - нибудь поможет ...

Рациональная организация урока математики с позиции здоровьесбережения

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать...