Баскетбол. Перемещения
учебно-методический материал по физкультуре по теме
Баскетбол. Перемещения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_obucheniya_stoykam_i_peredvizheniyam_napadayushchego_v_basketbole_2.docx | 259.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обучения стойкам и передвижениям нападающего в баскетболе
Стойки нападающего
Теоретические предпосылки.
Стойка баскетболиста в нападении — это наиболее рациональное исходное расположение звеньев тела игрока, обеспечивающее возможность быстрого и эффективного начала двигательного действия при атаке корзины соперников. Соблюдение правильной стойки позволяет нападающему постоянно сохранять равновесие и быстро маневрировать без мяча и с мячом. Соответственно в технике нападения выделяют: стойку готовности (основную) и стойку игрока, владеющего мячом.
В стойке готовности (рис. 2, а) баскетболист находится на расставленных на ширину плеч ногах при незначительно выставлен-ной вперед правой или левой ноги. Впередистоящая стопа направлена носком вперед, сзадистоящая развернута в сторону; колени незначительно согнуты (150—155 ), масса тела равномерно распределена на обе стопы; туловище прямое, слегка наклонено вперед (130—135°); голова поднята, взгляд направлен вперед — игрок занимает устойчивое положение, прочно удерживая равновесие; руки полусогнуты, кисти находятся на уровне груди. Стойка игрока, владеющего мячом (рис. 2, б), характеризуется тем же расположением звеньев тела, но кисти удерживают у туловища мяч, для чего пальцы разведены, образуя полусферу, облегающую мяч; основания ладоней направлены назад, и обе кисти чуть смещены в ту же сторону. Удерживается мяч подушечками фаланг пальцев: тремя — указательного, двумя — среднего и одной (ногтевой) — большого, безымянного и мизинца, ладони мяча не касаются (рис. 3).
Положение мяча относительно плечевого пояса нападающего может быть разным и зависит от его местонахождения относительно корзины, а также от позиции, занимаемой защитником. Мяч может удерживаться у пояса, у груди, на уровне подбородка, у плеча или у головы. Универсальной для начала действий с мячом в современном, баскетболе считается так называемая стойка нападающего с тройной угрозой (рис. 2, в), являющаяся производной от стойки игрока, владеющего мячом. Ее специфика в том, что мяч перекладывается на кисть сильнейший руки (рабочую кисть) и поддерживается сбоку другой. Локти опущены, и угол между предплечьями составляет 45°. Рабочая кисть, располагаясь под мячом, максимально отводится назад. Ее указательный палец, локоть и одноименная нога, выставленная вперед, находятся в одной вертикальной плоскости; мяч удерживается на уровне плеча, но не прижимается к туловищу, а незначительно выносится вперед (20— 25 см), угол сгибания в локтевом суставе составляет около 90°. Ноги значительно согнуты. При таком расположении звеньев тела и мяча нападающий одновременно представляет тройную угрозу для соперников: может мгновенно, без дополнительной подготовки, выполнить бросок по корзине, передачу партнеру или начать скоростное ведение. Естественно, принятие стойки с тройной угрозой целесообразно в позиции, удобной для дистанционного броска. Если бросать неудобно, мяч опускается к поясу за счет отведения локтя рабочей руки назад вдоль туловища. Это движение осуществляется строго в переднезаднем направлении так, чтобы мяч, локоть, колено и носок одноименной ноги продолжали находиться в одной вертикальной плоскости. Игрок приходит в положение готовности начать дриблинг или осуществить нацеленную передачу. В случае активных действий защитника нападающий обязан укрыть мяч от выбивания или вырывания: он широко расставляет локти и убирает мяч в дальнюю от соперника сторону, защищая его поворотом туловища и выставлением вперед ближней к защитнику ноги. При этом может производиться смена рабочей кисти, диктуемая расположением соперника: нападающий проносит мяч на дальнюю от защитника сторону дугообразным движением рук над головой и зеркально изменяет положение кистей на мяче. Одновременно вышагиванием не опорной ноги производится смена положения ног так, чтобы ближняя к защитнику нога вновь оказалась выставленной вперед.
Изучению разновидностей стоек, несмотря на кажущуюся простоту их выполнения, следует уделять самое пристальное внимание. Ведь эффективность любого игрового приема в первую очередь зависит от рационального исходного положения игрока без мяча или с мячом.
Методика обучения.
№ п/п | Частные задачи | Средства | Организационно – методические указания |
1 | Обучение стойке готовности | 1. Объяснение и показ. 2. Выполнение стойки готовности на месте. 3. Принятие стойки по сигналу педагога после бега или прыжков на месте. 4. Выполнение стойки готовности в сочетании с передвижениями и остановками произвольным способом: - по ориентирам; - по сигналу педагога. 5. То же, что в упр. 4, но после старта из различных и. п.: стоя спиной, боком к направлению движения; сидя, лежа на полу и т. п. 6. То же, что в упр. 4, 5, но с изменением направления и скорости передвижений. 7. То же, что в упр. 6, но в эстафетах и подвижных играх типа «Пятнашки», «Ловушки», «Два мороза» и т.п. 8. Выполнение разновидностей стойки в целом в сочетании с другими игровыми приемами: остановками двумя шагами и прыжком, ловлей и передачами мяча и т.д. (по мере освоения техники игры). | 1. Выполнение стоек на месте осуществлять в шереножном строю, а затем в любых построениях. 2. После опробования стойки готовности на месте дальнейшее ее изучение и закрепление проводить в сочетании с передвижениями; использовать преимущественно игровой метод. 3. В эстафетах акцентировать внимание занимающихся на расположении основных звеньев тела в и.п., за ошибки команды штрафовать очками или непопулярными упражнениями (например, приседаниями). 4. В подвижных играх без мяча вводить дополнительное правило: по сигналу учителя всем играющим «замереть» в стойке готовности; за грубые ошибки провинившихся игроков назначать водящими. 5. В подвижных играх с мячами: водящим выдавать отличные от других (заметные) мячи; салить мячом спину убегающего; можно снабдить играющих несколькими мячами-«выручалками» и ввести правило: игрока, владеющего мячом, салить запрещается, при этом передавать мяч можно только из рук в руки; в этих играх также целесообразно использование правила с «замиранием» играющих в изучаемых стойках по сигналу педагога. 6. При выполнении стоек: - стопы располагать на ширине плеч, впередистоящую ногу направлять носком вперед, сзадистоящую разворачивать несколько в сторону; - сохранять устойчивое положение, прочно удерживать равновесие: стопы не смыкать и широко не расставлять; ноги не выпрямлять; массу тела равномерно распределять на переднюю часть обеих стоп («сидеть на ногах»); - не сутулиться, голову держать прямо, смотреть перед собой; - плечевой пояс не закрепощать; плечи не поднимать; кисти держать полусогнутыми на уровне груди; - при держании мяча кистями образовывать «воронку»; прижимать мяч подушечками пальцев (надавливать на мяч), ладонями мяча не касаться; пальцы на мяче не сводить; лучезапястные суставы не закрепощать — они должны быть оптимально подвижными; мяч «взять» на себя, т. е. слегка согнуть кисти вверх; большие пальцы не соединять, направлять их в стороны-вверх; - высоту поднимания мяча варьировать в зависимости от конкретной игровой ситуации: расположения нападающего относительно щита соперников и характера противодействия защитника; - локти сильно не разводить и к туловищу не прижимать — они должны занимать естественное положение, т. е. быть слегка отведенными в стороны; - в стойке с тройной угрозой располагаться лицом к щиту; смотреть на корзину; мяч, сильнейшую руку и одноименную ногу удерживать в одной вертикальной плоскости; фиксировать мяч на уровне плеча на небольшом расстоянии от туловища; - в стойке для начала ведения мяч опускать до уровня пояса, контролировать его положение над коленом одноименной ноги рабочей кистью, располагать ее сзади-сверху на мяче, другой кистью поддерживать мяч сбоку; локоть рабочей руки отводить назад вдоль туловища; зеркально менять положение звеньев тела для начала ведения другой рукой; - смену рабочей руки производить дугообразным проносом мяча через сторону над головой с одновременным вышагиванием не-опорной ногой; - при укрывании мяча от близко расположенного или активно атакующего соперника максимально разводить в стороны локти, поворачивать туловище в сторону мяча и выставлять разноименную ногу для защиты мяча. |
2 | Обучение стойке игрока, владеющего мячом | 1. Объяснение и показ. 2. И. п. — стойка готовности, мяч лежит перед занимающимся: присесть, наложить кисти на мяч сзади—сверху, затем прийти в стойку игрока, владеющего мячом. 3. То же, что в упр. 2, но после прихода в стойку игрока, владеющего мячом, выполнить разнообразные движения руками: поднять мяч к груди, к голове, над головой, завести его за голову, отвести в сторону и т. п. 4. Эстафеты с переносом мяча по дистанции и передачами из рук в руки между партнерами. 5. Подвижные игры типа «Салки», «Гуси-лебеди», «Третий лишний» и т.п., но по измененным правилам, регламентирующим овладение мячом и выполнение изучаемого приема играющими на отдельных участках площадки или по сигналу педагога. 6. Выполнение стойки с тройной угрозой и стойки для начала ведения в различных позициях по отношению к корзине. 7. Укрывание мяча от условного (пассивного) и активного защитника, стоя на месте. 8. Выполнение разновидностей стойки в целом в сочетании с другими игровыми приемами: ловлей и передачами мяча, бросками и т.д. (по мере освоения техники игры). |
Основные ошибки при выполнении стоек нападающего.
1. Полностью выпрямленные в коленных и тазобедренных суставах ноги — удержание равновесия и быстрое начало передвижения затруднены.
2. Неустойчивое расположение стоп: сильно сомкнуты или расставлены, масса тела перенесена на носки или пятки — в любой момент возможна потеря равновесия.
3. Согнутая спина, опущенная вперед голова, туловище и голова отклонены назад или в сторону — неустойчивое положение.
4. Взгляд направлен в пол или отведен в сторону — потеря контроля над игровой ситуацией.
5. Излишне закрепощены верхние конечности, опущены или сильно подняты руки — чрезмерная скованность, мешающая своевременному перемещению или надежному владению мячом.
6. При держании мяча пальцы сомкнуты, ладони касаются мяча, или мяч удерживается кончиками пальцев, большие пальцы сильно отведены в стороны (направлены навстречу друг другу), кисти сильно напряжены («деревянные»), локти прижаты к туловищу, мяч слишком высоко поднят или низко опущен — игрок не готов к быстрому и эффективному выполнению игрового действия с мячом.
7. В стойке с тройной угрозой:
- неверное расположение мяча — чрезмерно удален от туловища или прижат к плечу, сильно опущен вниз или неоправданно высоко поднят вверх, отведен в сторону или смещен перед грудью;
- отклонение в сторону от вертикали одного из определяющих результативность бросковых движений суставов: лучезапястного, локтевого, плечевого, тазобедренного, коленного или голеностопного;
- нерациональное положение рабочей кисти на мяче — «не взведена»
(отсутствует тыльное сгибание в лучезапястном суставе), находится на боковой поверхности мяча (слишком «скручена» в сторону), излишне закрепощена;
- несоответствующее нацеленности на бросок положение ног — выставленная вперед разноименная с сильнейшей рукой нога.
8. Неэффективное укрывание мяча от защитника: держание мяча перед собой, отсутствие укрывающего поворота туловища, выставления вперед локтя поддерживающей руки или вышагивания ближней к защитнику ногой — создается угроза потери мяча.
Основные способы передвижений в нападении
Теоретические предпосылки.
К передвижениям в нападении относятся ходьба, прыжки, бег, остановки, повороты. Ходьбой в основном пользуются в непродолжительные по времени игровые паузы. Этому способу передвижений на уроках по баскетболу специально не обучают. Прыжки в нападении являются, главным образом, элементами других приемов техники: в прыжке осуществляют ловлю и передачи мяча, броски, взятие отскока и добивание мяча в корзину. Они могут выполняться толчком одной и двумя ногами, с места и в движении. Более детально на технике исполнения прыжков и особенностях их изучения мы остановимся в подразделах, посвященных игровым приемам владения мячом, составной частью которых они являются. Бег в баскетболе имеет две разновидности: лицом и спиной вперед. Бег лицом вперед наиболее часто применяется при маневрировании игрока на площадке и освобождении от опеки соперника. Существует два его варианта: специфический бег баскетболиста и легкоатлетический бег (рывок).В игре нападающий преимущественно передвигается специфическим бегом баскетболиста, для которого характерна упругая постановка ног с полной стопы. Эта особенность придает устойчивость положению тела игрока и создает благоприятные условия для неожиданной смены направления движения. Она осуществляется мощным толчком выставленной вперед ноги в сторону, противоположную предыдущему направлению движения, туловище наклоняется в сторону вновь избранного направления. К особенностям специфического бега баскетболиста относятся также не-закрепощенное состояние плечевого пояса; синхронные с работой ног ритмичные движения согнутыми руками; прямое положение туловища и головы. Легкоатлетический бег, или рывок, имеет место, когда игрок стремится мгновенно развить максимальную скорость для обыгрыша соперника и выхода на свободное место. Для стартового ускорения характерны: короткие ударные беговые шаги, выполняемые с носка и с максимальной частотой; сильно наклоненное вперед туловище (центр тяжести находится впереди опорной ноги); ритмичная работа согнутых в локтях рук в такт с работой ног. Наращивание скорости (дистанционное ускорение) достигается после 4 — 5 шагов за счет удлинения беговых шагов и поддержания достигнутой частоты движений. Бег спиной вперед при игре в нападении применяется на ограниченных участках площадки и значительно реже. Он отличается частой постановкой стоп с носка; смещением тела спортсмена в противоположную от направления перемещения сторону; движением согнутых в локтевых суставах рук в переднезаднем направлении; поворотом головы назад, которым баскетболист периодически пользуется для уточнения игровой ситуации.
Методика обучения
№ п/п | Частные задачи | Средства | Организационно-методические указания. |
1 | Обучение разновидностям бега в нападении |
6. Сочетание разновидностей передвижений, стартуя из раз
|
8. При выполнении передвижений спиной вперед:
10. Изменение направления движения производить неожиданно |
Основные ошибки при выполнении разновидностей бега в нападении.
- Прямые ноги или отсутствие наклона туловища вперед в и. п.
- Одноименное (симметричное) движение рук и ног во время бега.
- Чрезмерное закрепощение плечевого пояса и рук.
- Во время специфического бега баскетболиста излишне наклонено туловище или опущена голова; бег на носках или с пятки; жесткая или расслабленная постановка стопы (тяжелый или шлепающий бег).
- При передвижении спиной вперед прямое (без наклона вперед) положение туловища и головы — возможно падение на спину; бег на всей стопе.
6.При стартовом ускорении отсутствие акцентированного наклона туловища вперед; при переходе к дистанционному ускорению несвоевременное (с опозданием) выпрямление туловища; остановка ноги на всю стопу, низкая частота движений конечностями.
7.Медленная смена направлений или скорости передвижений.
Использованная литература:
Нестеровский Д. И. Баскетбол : Теория и методика обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Д. И. Нестеровский. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 336 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку по гандболу для 6 класса." Техника перемещений, ловли - передачи в игре в ручной мяч".
Ресурс содержит подробный конспект урока и наглядную презентацию. Для удобства, в плане урока используются схематические рисунки. Предназначен для учителей физической культуры общеобразовательных учре...
Мастер-класс по баскетболу Техника ведения и перемещения в баскетболе
Техника ведения и перемещения в баскетболе...
Задачи на чтение и интерпретацию графиков зависимости кинематических величин (перемещение и скорости) от времени.
Задачи на чтение и интерпретацию графиков зависимости кинематических величин (перемещение и скорости) от времени....
Решение задач по теме «Координаты. Перемещение» .
В этой методической разработке представлен один из возможных вариантов использования интерактивной доски при решении задач., что делает урок интересным, наглядным и позволяет учащимся разобраться в по...
Обучение технике перемещений в баскетболе.
Обучение технике перемещений баскетболиста.Развитие быстроты, ловкости, координации, памяти.Воспитание внимательности, дисциплинированности....
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Раздел: Баскетбол. Тема: «Совершенствование техники перемещений и владения мячом»
Урок совершенствования техники перемещений и алвдения мячом. Урок имеет высокую моторную плотность, сочетает индивидуальную и групповую работу. Учащиеся моделируют технику владения мячом и взаим...
БАСКЕТБОЛ (индивидуальные, парные, групповые упражнения в перемещениях, ведении, передачах, бросках; игровые, интегрально – развивающие, командные действия в защите и нападении)
БАСКЕТБОЛ(индивидуальные, парные, групповые упражнения в перемещениях, ведении, передачах, бросках; игровые, интегрально – развивающие, командные действия в защите и нападении)...