Развитие координации движений
статья по теме

Чертанова Татьяна Ивановна

Человек с рождения учится управлять своими движениями, воспринимать информацию, сравнивать, подражать, стремиться к цели. В дошкольном и младшем школьном возрасте формируются жизненно важные базовые навыки и движения, создаётся основа двигательного опыта, из которого,  впоследствии, формируется вся двигательная деятельность человека, применяемая в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_koordinatsii_dvizheniy.docx444.92 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие координации движений.

       Человек с рождения учится управлять своими движениями, воспринимать информацию, сравнивать, подражать, стремиться к цели. В дошкольном и младшем школьном возрасте формируются жизненно важные базовые навыки и движения, создаётся основа двигательного опыта, из которого,  впоследствии, формируется вся двигательная деятельность человека, применяемая в жизни.

       Современная жизнь требует быстроты мышления, находчивости, проявление волевых качеств, способности к быстрому освоению в меняющихся условиях навыков, переключению и устойчивого внимания на более важных для человека ситуациях. Именно за точность и согласованность движений, способность быстро и эффективно овладеть новыми движениями отвечает ловкость.

       Ловкость – это способность быстро координировать движения в соответствии с меняющейся ситуацией; умение быстро и точно выполнять сложные по координации движения.

       Координация движений – это умение быстро и технически правильно выполнять сложные движения. Качественная координация движений отличается согласованными действиями различных частей тела, соразмеренностью мышечных усилий, быстротой и умением распределять внимание.

       Человек, в основном привыкает больше работать, т.е. выполнять двигательные действия одной рукой, другая – «в помощь». Например, если нужно открыть пробку коробки сока «ведущей» рукой, то это рефлексивно, т.е. привычно. А если «неведущей» рукой (у «правшей» левая рука и наоборот), то приходится включать работу мозга, чтобы осознать в какую сторону вращать пробку. Также можно привести множество примеров, когда в жизненных ситуациях нужно выполнять работу «неудобной» рукой, если другая рука занята, повреждена, не дотянуться… и т.д.: завернуть гайку, застегнуть пуговицы, гладить бельё, покрасить окон и др. В подобных случаях приходится координироваться – это быть способным согласовывать свои действия, приводить их в соответствие. Головной мозг отдаёт «приказ», а руки, ноги, пальцы и др. подчиняются этому «приказу».

      Во многих культурах прошлого считалось, что человек должен быть симметричным, «двуруким». Его нужно учить на «двурукость».

      Не всегда и не у всех случается такое согласование. Встречаются люди, которые ведут себя неуклюже, у них часто всё выпадает из рук, при отведениях рук что-то задевают, даже неустойчиво ходят и т.д., они просто не тренированы. Таким людям рекомендуется, для согласования же действий, развивать двигательные возможности, т.е. развивать ловкость и координационные способности. Если много двигаться, систематически повторять движения, выполнять новые упражнения и усложнять их, то будет совершенствоваться и работа центров головного мозга, отвечающих за выполнение движений.

       На занятиях физической культурой мы применяем упражнения и игры, которые развивают внимание, координационные способности, повышают интерес и вызывают положительные эмоции. Упражнения-игры, данного характера, включаем в комплекс общеразвивающих упражнений, в заключительную часть урока по принципам: от урока к уроку, от простого к сложному, от медленного к быстрому. Перед детьми ставим задачи: Кто лучше? Кто точнее? Кто может научить других? и т.д.

   

 Предлагаем упражнения, собранные в ходе практики, на координацию движений.

Схематическое изображение действий

Содержание

1.

C:\Users\Татьяна\Desktop\рисовать.jpg

Написать в воздухе одновременно

обеими руками , например:

левая:

правая:

А, Б, В и т.д.

1, 2, 3 и т.д.

и наоборот…

2.

C:\Users\Татьяна\Desktop\рисовать.jpg

Нарисовать в воздухе одновременно

обеими руками картину, например:

левая:

правая:

Солнце,

 дом и т.д.

Облака,

деревья и т.д.

3.

C:\Users\Татьяна\Desktop\ловкость\картинки к ловкости\хлопок.jpgC:\Users\Татьяна\Desktop\ок.jpgC:\Users\Татьяна\Desktop\палец.jpg

Показать жесты одновременно обеими руками:

левая:

правая:

а)   «хорошо»

«о,кей»

б)   «честь солдата» 

          (руку к виску)

«хорошо»

и наоборот…

4.

а)C:\Users\Татьяна\Desktop\пила.jpg        б)C:\Users\Татьяна\Desktop\хор.jpg

Движение обеих рук одновременно:

левая:

правая:

а)        «забивать»

«пилить»

б) гладить живот

(круговые движения) 

постукивать

по голове

(сверху вниз)

и наоборот…

5.

C:\Users\Татьяна\Desktop\2016-01-08 1\ух.jpg      C:\Users\Татьяна\Desktop\ловкость\картинки к ловкости\хлопок.jpg   C:\Users\Татьяна\Desktop\2016-01-08 1\нос.jpg

Движения рук:

Правую руку - за ухо, левую - за нос,

выполнить хлопок в ладони и наоборот…

6.

C:\Users\Татьяна\Desktop\2016-01-08 1\1 009.jpg

Движения рук – «каратэ»:

- правую руку согнуть с боку, кисть в кулак, ладонь вверх;

- левую – вперёд, кисть в кулак, ладонь вниз

  и наоборот…

7.

C:\Users\Татьяна\Desktop\2016-01-08 1\1 005.jpg

Вращение одновременно обеих рук

в плечевых суставах:

левая:

правая:

вперёд

назад

и наоборот…

8.

C:\Users\Татьяна\Desktop\2016-01-08 1\1 003.jpg

«Одна рука отстаёт от другой»: И.п. – о.с.;

1 – правую руку на пояс;

2 – правую руку на плечо, левую на пояс;

3 – правую руку вверх, левую на плечо;

4 – руки вверх;

5 – правую руку на плечо;

6 – правую руку на пояс, левую на плечо;

7 – правую руку вдоль туловища, левую на пояс;

8 – И.п.

9.

C:\Users\Татьяна\Desktop\вращ.jpg

Круговые движения:

-  руку вращать в плечевом суставе вперёд,

а кисть в обратную сторону

и наоборот…

(можно двумя руками)

10.

C:\Users\Татьяна\Desktop\2016-01-08 1\1 007.jpg

Движение руки и ноги одновременно, например:

левая нога:

правая рука:

а) «квадрат»

«круг»

б)       «круг»

«звезда»

и наоборот…

11.

C:\Users\Татьяна\Desktop\1212.jpg

«Прыжки на месте с движением рук»: чередовать: прыжком ноги врозь, прыжком ноги вместе.

 И.п. – о.с.;

1 – ноги врозь, правую руку на пояс;

2 – ноги вместе, руки на пояс;

3 – ноги врозь, правую руку на плечо;

4 – ноги вместе, руки на плечо;

5 – ноги врозь, правую руку вверх;

6 – ноги вместе, руки вверх;

7-12 – в обратном порядке вниз и И.п.

12.

C:\Users\Татьяна\Desktop\стопы.jpgC:\Users\Татьяна\Desktop\след.jpg

Движение обеих стоп - «гармошка».

 - носок левой ноги и пятку правой ноги вправо;

 - носок правой ноги и пятку левой ноги вправо и т.д. Перемещение в правую и левую стороны.

Упражнения с малыми мячами.

1.

C:\Users\Татьяна\Desktop\2016-01-08 1\1 010.jpg

Двумя руками:

- поочерёдно подбрасывать мяч правой, левой руками;

- одновременно подбрасывать и ловить 2 мяча;

 - изменять высоту полёта мяча и др.

2.

C:\Users\Татьяна\Desktop\ловкость\картинки к ловкости\1 011 - копия.jpg

Одновременно двумя руками перекрестное подбрасывание и ловля двух мячей.

3.

C:\Users\Татьяна\Desktop\ловкость\картинки к ловкости\двумя.jpg

Жонглирование двумя мячами.

4.

C:\Users\Татьяна\Desktop\ловкость\картинки к ловкости\1 011 - копия - копия.jpg

Жонглирование тремя мячами.

       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приемов при развитии координации движений на уроках ритмики у детей с нарушениями интеллекта

Элемент игры  очень важен на   занятиях  ритмикой. Ведь само по себе обучение не всегда привлекает детей с ограниченными возможностями здоровья.  Упражнения развивают чувство ...

Комплекс упражнений, направленный на развитие координации движений у детей с глубокой умственной отсталостью.

Упражнения для двигательно-моторной стимуляции, развития моторики руки....

Комбинация 1 port de bras со сменой позиций ног. Её влияние на развитие координации движений, зрительную и мышечную память.

Занятие для воспитанников с хореографической подготовкой на развитие координации движений, а так же для  формирования навыка взаимодействия нескольких центров тела. Данное занятие было проведено ...

"В гостях у сказки"- интегрированное занятие по развитию координации движений и мелкой моторики.

Интегрированное занятие по развитию координации движений и мелкой моторики содержит элементы развития речи, координации движений, развитие графических навыков дошкольников....

Развитие координации движений с помощью спортивных занятий.

Координация движений означает их согласованность, гармонию между ними. Для выполнения одного движения необходимо поступление к определенной группе мышц точно дозированных нервных импульсов...

Развитие координации движений у обучающихся с ДЦП

Координация движений принципиально важно для детей с ДЦП. Так как именно координация движений это первооснова, фундамент любой физической деятельности, связанной не только с физическим воспитанием, но...

Программа развития координации движений у школьников с ДЦП

Программа развития координации движений у школьников с ДЦП в коррекционном учреждении на уроках физической культурыАктуальность Данная программа разработана для обучающихся с ДЦП в условиях специально...