Развитие координации движений у обучающихся с ДЦП
статья по физкультуре на тему
Координация движений принципиально важно для детей с ДЦП. Так как именно координация движений это первооснова, фундамент любой физической деятельности, связанной не только с физическим воспитанием, но и с жизнедеятельностью человека, особенно ребенка с ДЦП. Координация движений у школьников с ДЦП однозначно должна развиваться, при помощи комплексного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1_koordinatsiya_dvizheniy.docx | 17.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие координации движений у обучающихся с ДЦП
Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание, которое затрагивает многие системы организма. Нарушены нервные и мышечные системы, они приводят не только к двигательным нарушениям, но и к задержке или патологии умственного развития, речевой недостаточности, могут быть нарушения слуха и зрения. Степень тяжести ДЦП зависит от выраженности двигательных нарушений, обусловленных преимущественно аномальным распределением мышечного тонуса, нарушением координации движений и ориентировки в пространстве. Поскольку нарушены двигательный, психоэмоцианальный и социально – педагогический аспект развития личности, все это препятствует социальной адаптации ребенка. ДЦП является причиной тяжелых двигательных нарушений, нарушены формирование реакции, равновесия и координации движений. Все это происходит из- за задержки созревания или поражения соответствующих мозговых систем, ограничивающих накопление моторного опыта и искажающих выполнение движений. В управление движений принимают участие многие отделы ЦНС, поэтому у детей с ДЦП нарушены координация движений, это проявляется в стояние, ходьбе, асимметрии движений правой и левой стороны, нарушения в точности движений.
Координация движений принципиально важно для детей с ДЦП. Так как именно координация движений это первооснова, фундамент любой физической деятельности, связанной не только с физическим воспитанием, но и с жизнедеятельностью человека, особенно ребенка с ДЦП. Координация движений у школьников с ДЦП однозначно должна развиваться, при помощи комплексного подхода. Это сложный и многоуровневый процесс, который складывается из развития способности к освоению простых и затем более сложных координационных действий, способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями обстановки, из развития точности движений по силе, во времени и пространстве.
Для развития координации движений используются разнообразные методы:
- строго регламентированный
- стандартно-повторный
- вариативный ( переменный)
- игровой
- соревновательный
Это основные методы развития координации, но что бы добиться, положительного результата на начальном этапе необходимо использовать метод педагогического наблюдения. Во время занятия учитель наблюдает , как легко и быстро ученик овладевает различными видами упражнений, как точно и быстро координирует свои движения, например когда участвует в эстафете, подвижных и спортивных играх, как своевременно и находчиво перестраивает двигательные действия в ситуации внезапного изменения обстановки, в ситуациях когда высокие требования к координационным способностям. Так же для определения уровня координации движений есть специальные тесты.
- Стойка на одной ноге.
2. Ходьба по горизонтальной скамье.
3. Метание теннисного мяча на точность попадания в цель.
4. Движение по схеме.
5. Ведение мяча змейкой.
6-7. Выполнение различных координационных упражнений.
8. Челночный бег 3х10 м.
9. Скорость перестройки двигательных действий в условиях внезапного изменения обстановки в игре.
Данные тесты подобраны для школьного среднего возраста. При выборе тестов необходимо, что бы они соответствовали следующим требованиям:
- были естественны и доступны для школьников среднего возраста с ДЦП и в тоже время давали дифференцированные результаты, говорящие об уровне развития конкретных координационных способностей;
- не требовали сложных двигательных умений, специального обучения, сложного оборудования и приспособлений, и были относительно просты по условиям организации и проведения.
Критерии, по которым оцениваются тесты:
- время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности;
- время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задач является хорошим показателем координации;
- координационная сложность выполняемых двигательных заданий. В качестве заданий тестов применяются упражнения с ассиметричным согласованием движений руками, ногами, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающихся в двигательном опыте человека;
- точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным);
- сохранение устойчивости при нарушении равновесия;
- стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Её оценивают по показателям целевой точности – количеству попаданий различных предметов в мишень, например.
В качестве главных критериев оценки координационных способностей выделяют четыре основных признака по В. И.Лях:
- правильность выполнения движения, т.е. когда движение приводит к требуемой цели (делает то, что нужно);
- быстроту результата;
- рациональность движений и действий (выполняет так, как нужно);
- двигательную находчивость при выполнении действия.
После определения уровня развития координации движений подбираются комплекс упражнений для ее развития, необходимо подобрать такой комплекс, что бы дети с разным уровнем развития могли его выполнять и те дети у кого уровень выше могли усложнять ее и не останавливаться на достигнутом результате.
Хорошее влияние на развитие координации движений являются внедрение в школьный урок фитнес гимнастики. Упражнения на степ платформе легко подобрать для каждого. Комбинации, которые выполняются на степ платформе, развивают динамику и пространственно-временные параметры движений, способность ориентироваться в пространстве, сохранение устойчивости в статике и динамике, чувство ритма, способность к симметричному выполнению упражнений.
Координация не какое-то неизменяемое, прирожденное свойство. Координация движений поддается тренировке, и можно добиться значительного повышения её уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых приемов при развитии координации движений на уроках ритмики у детей с нарушениями интеллекта
Элемент игры очень важен на занятиях ритмикой. Ведь само по себе обучение не всегда привлекает детей с ограниченными возможностями здоровья. Упражнения развивают чувство ...
Комплекс упражнений, направленный на развитие координации движений у детей с глубокой умственной отсталостью.
Упражнения для двигательно-моторной стимуляции, развития моторики руки....
Комбинация 1 port de bras со сменой позиций ног. Её влияние на развитие координации движений, зрительную и мышечную память.
Занятие для воспитанников с хореографической подготовкой на развитие координации движений, а так же для формирования навыка взаимодействия нескольких центров тела. Данное занятие было проведено ...
"В гостях у сказки"- интегрированное занятие по развитию координации движений и мелкой моторики.
Интегрированное занятие по развитию координации движений и мелкой моторики содержит элементы развития речи, координации движений, развитие графических навыков дошкольников....
Развитие координации движений с помощью спортивных занятий.
Координация движений означает их согласованность, гармонию между ними. Для выполнения одного движения необходимо поступление к определенной группе мышц точно дозированных нервных импульсов...
Программа развития координации движений у школьников с ДЦП
Программа развития координации движений у школьников с ДЦП в коррекционном учреждении на уроках физической культурыАктуальность Данная программа разработана для обучающихся с ДЦП в условиях специально...
Конспект занятия по лечебной физической культуре " Развитие координации движения: упражнения с предметами и без. В гости к кошке"для обучающихся с глубокой умственной отсталостью, 6 класс
Предмет: лечебная физическая культура. Област...