Вопросы психологии и педагогики физической культуры и спорта
методическая разработка по физкультуре на тему

Сырова Ольга Степановна

Вопросы психологии и педагогики физической культуры и спорта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voprosy_psihologii_i_pedagogiki_fkis.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Вопросы психологии и педагогики физической культуры и спорта»

Выполнил:

Инструктор-методист МАУ «ФОКЗ»

 Сырова О.С.

  1. Типы темперамента, диагностика и учёт типа темперамента в физкультурно-спортивной деятельности.

Научное объяснение природы темперамента дал в своё время выдающийся русский физиолог И.П. Павлов. Он пришёл к выводу, что в основе темперамента лежат свойства нервной системы. Им были выделены три основных свойства:

1. сила процессов возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток;

2. уравновешенность нервных процессов, степень соответствия силы возбуждения силе торможения;

3. подвижность нервных процессов, т.е. способность их быстро и легко сменять друг друга (например: возбуждение торможением).

Различают следующие виды темперамента:

Сангвиник — это субъект с сильным уравновешенным, подвижным типом нервной системы. Он отличается, прежде всего, повышенной реактивностью, которая проявляется в той живости, с какой откликается на всё его эмоциональная натура. Ему присуща большая активность — он способен проявлять значительную энергию, работоспособность, настойчивость. Темп реакции достаточно высокий, поэтому он любит быстрые движения.

Сангвиник отдаёт предпочтение тем видам спорта, где необходимы большая подвижность, активность, смелость. Он легко переходит от одного упражнения к другому, но недостаточно усидчив и сосредоточен,  особенно в условиях однообразной деятельности. При изучении нового двигательного действия быстро схватывает его основу, может довольно легко выполнить его с первой попытки, но с ошибками. Не любит кропотливой и длительной работы по усвоению сложных деталей техники или развитию физических качеств. Он достаточно работоспособен и уверен в себе. Спортивно-технические результаты стабильны и в соревнованиях, как правило, бывают выше, чем на тренировках.

Холерик — обладает сильным, неуравновешенным (с преобладанием возбуждения) типом нервной системы. Для него, как и для сангвиника, характерны высокая реактивность, активность, быстрый темп реакций. Но реактивность у него преобладает над активностью, в связи с чем он в трудной  ситуации легко становится вспыльчивым, резким, быстро выходит из себя.

Холерик, как и сангвиник, предпочитает эмоциональные виды спорта (баскетбол, спринт, прыжки и др.), интенсивные темповые движения. Он охотно и с увлечением начинает заниматься избранным видом спорта, но быстро охладевает. Не любит длительную тренировочную работу на силу и выносливость, но способен много раз повторить опасное и трудное упражнение, если оно интересно. Его спортивно-технические результаты недостаточно нестабильны, так как он склонен к излишнему возбуждению перед стартом («предстартовая лихорадка»), что часто не позволяет ему реализовать полностью свои возможности в соревнованиях.

 Флегматик — это человек с сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы. В отличие от сангвиника и холерика, обладает малой реактивностью, поэтому его трудно вывести из себя. Незначительная эмоциональная возбудимость позволяет ему оставаться спокойным перед стартом. Высокая активность преобладает над малой реактивностью, что и определяет терпеливость, выдержку, самообладание. Движения у флегматика медлительные, реакции запаздывающие. Ему присущи ригидность и интроверсия, что определяет устойчивость привычек и навыков. Малую общительность.

Темперамент флегматика проявляется в замедленных реакциях. Недостаточно быстрой выработке двигательных навыков, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Выработанные навыки и привычки отличаются большой прочностью, консервативностью. Очень устойчив и работоспособен к сбивающимся факторам. Отдаёт предпочтение спокойным, однообразным, небыстрым упражнениям. Склонен к длительной и тщательной отработке техники, кропотливой работе по совершенствованию физических качеств. Внешне всегда спокоен и даже невозмутим, не отличается высокой общительностью. Как правило, очень упорен и настойчив, соревновательные результаты стабильны.

Меланхолик — субъект со слабым типом нервной системы. Наиболее характерна для него болезненная чувствительность, ранимость. Малая реактивность и пониженная активность способствует тому, что он легко теряется, быстро устаёт, не уверен в себе.

В спорте, как и в других видах деятельности, меланхолик отличается ответственностью, высокоразвитой мышечно-двигательной чувствительностью, тонким тактическим чутьём. Он недостаточно работоспособен и мало устойчив к внешним раздражителям. Высокая тревожность нередко порождает неуверенность в своих силах и низкую самооценку. Отдаёт предпочтение видам спорта не связанным с единоборством и командной борьбой (гимнастика спортивная, художественная, плавание, фигурное катание на коньках). Спортивно-технические показатели нестабильны и, как правило, в соревнованиях ниже, чем на тренировках, ибо присущая ему тревожность часто приводит его в состояние «стартовой апатии», которое не позволяет ему мобилизоваться и затрудняет достижение высоких результатов. Анализируя приведённые характеристики, легко заметить, что в каждом из рассмотренных нами типов темпераменте есть как положительные, так и отрицательные свойства.

Если говорить о роли темперамента и об активной деятельности, то, прежде всего, следует отметить, что каждый вид спорта предъявляет к психике человека и её динамическим особенностям определённые требования. Так бегуну-спринтеру необходимы быстрая реакция, высокий темп движения, хорошая возбудимость, пластичность, реактивность. Спортсмен-игровик должен обладать способностью своевременно и быстро реагировать, мгновенно принимать и перерабатывать информацию, умением оценивать ситуацию и выбирать оперативное решение. Все эти качества в той или иной мере зависят от особенностей темперамента. Полное соответствие этих свойств и способностей требованиям избранного вида спортивной деятельности — обязательное и необходимое условие успеха. Трудно, например, представить хорошего стрелка, который бы не отличался большой выдержкой, обусловленной силой процесса торможения; хорошего боксёра — без высокой активности и известной доли агрессивности, хорошую фигуристку — с малой эмоциональной возбудимостью и плохим мышечнодвигательным чувством; хорошего прыгуна на лыжах с трамплина — робкого и тревожного. Правильный выбор «своего» вида спорта — это и гарантия успеха, и сохранение здоровья, и «мышечная радость», и годы сбережённого труда — собственного и тренерского.

Итак, темперамент является такой реальностью, с которой в физическом воспитании и спорте нельзя никак не считаться, поскольку он определяет как качественное своеобразие деятельности спортсменов и эффективность различных приёмов обучения и тренировки, так и уровень их достижений в условиях особо ответственных соревнованиях. 

Вывод: 

Необходимость учета особенностей темперамента спортсмена наиболее остро проявляется во время подготовки к ответственным соревнованиям. Некоторые типы темперамента, его отдельные свойства и взаимоотношения между ними при соответствующих условиях не позволяют спортсменам показать максимально высокий результат. Так, тревожность, эмоциональность, импульсивность, синергические отношения между активностью и реактивностью при высоко активной мотивации в ответственных стартах не способствует достижению успеха. Деятельность таких спортсменов недостаточно надежна. Добиваясь в условиях тренировки высоких результатов, они, как правило, не в состоянии повторить их в соревнованиях. Другие спортсмены, наоборот, в условиях ответственных соревнований достигают результатов, к которым редко приближаются на тренировках.

Все это нужно учитывать при комплектовании команды. Как правило, вопрос о включении того или иного спортсмена в команду для участия в определенных соревнованиях решается под углом зрения тактики командной борьбы, определяемой задачами коллектива, масштабом соревнований, составом участников и т. д. Такой отбор — искусство тренера, основанное на богатом опыте, знаниях и интуиции.

Свойства темперамента являются тем фактором, который определяет направление (положительное или отрицательное) и степень влияния соревновательного стресса как на отдельные проявления деятельности спортсменов, так и на уровень их достижений в соревнованиях.

От темперамента зависит резистентность к стрессу, так как свойства темперамента и характер функционального взаимоотношения между ними определяют индивидуальные пороги чувствительности спортсменов к соревновательному стрессу.

От темперамента зависит выбор и эффективность приемов овладения стрессом в соревновательной борьбе.

  1. Спортивные способности: диагностика и развитие.

Спортивные способности – это совокупность качеств личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определённой деятельности и обеспечивающая успешное её выполнение.

В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие относительную лёгкость в овладении знаниями, умениями и навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специальные способности (необходимые для достижения высоких результатов в конкретном виде спорта).

Спортивные способности во многом зависят от наследственно обусловленных (генетических) задатков, которые отличаются стабильностью и консервативностью. Поэтому при прогнозировании спортивных способностей следует обращать внимание, прежде всего на те относительно мало изменчивые признаки, которые обуславливают успешность будущей спортивной деятельности.

Наряду с изучением консервативных признаков прогноз спортивных способностей предполагает выявление тех показателей, которые могут существенно изменяться под влиянием тренировки. При этом необходимо принимать во внимание, как темпы роста показателей, так и их исходный уровень.

Важно учитывать, что спортивный отбор и ориентация – не одномоментные события на том или ином этапе спортивного совершенствования, а практически непрерывный процесс, охватывающий всю многолетнюю подготовку спортсмена.

Отбор и ориентация тесно связаны со структурой многолетнего совершенствования спортсмена. В соответствии с этим целесообразно выделять пять этапов отбора, в результате каждого из которых должен быть дан ответ на вопрос: способен ли обследуемый решить те задачи, которые стоят на конкретном этапе многолетней подготовки?

Основой для выявления у детей спортивных способностей является поиск батареи тестов, которые позволяют с высокой вероятностью прогнозировать степень одарённости детей для занятий различными видами спорта. Этот поиск тестов реально может быть осуществлён с помощью двух подходов:

·Изучение стабильности характеристик человека;

·Изучение наследственных влияний.

Второй подход при прогнозировании достижений спортсменов сводится к изучению наследственных изменений и имеет следующие разновидности:

·Исследование родословных;

·Анализ между достижениями родителей и детей в одном и том же возрасте;

·Изучение связи между заведомо передающимися по наследству признаками и двигательными достижениями;

Эти методы позволяют узнать, в какой степени те или иные признаки обусловлены наследственностью. Ведь отдельные признаки, влияющие на развитие двигательных качеств, в большей степени зависят от наследственных факторов, другие от среды, а третьи - от того и другого.

Об исследовании родословных. Здесь речь идёт о закономерном наследовании детьми от родителей признаков спортивной одарённости. В нашей стране можно привести примеры известных спортивных семей: отец и сын Тер-Ованесяны, отец и сын Блохины, отец и сын Азаряны, родители и дочь Дерюгины, отец и сыновья Буре, отец и дочь Люкины.

Является неоспоримым тот научный факт, что в половине случаев у детей спортсменов обнаруживаются явно выраженные спортивные способности.

В процессе отбора и ориентации используются разнообразнейшие исследования, которые позволяют получить достаточно полную информацию о спортсмене:

• состояние здоровья и уровень физического развития;

• особенности биологического созревания;

• свойства нервной системы;

• функциональные возможности и перспективы совершенствования важнейших систем организма спортсмена;

• уровень развития двигательных качеств и перспективы их совершенствования;

• способности к освоению спортивной техники и тактики;

• способности к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок, интенсивному протеканию восстановительных процессов.

• мотивация, трудолюбие, настойчивость, решительность, мобилизационная готовность;

• соревновательный опыт, умение приспосабливаться к партнёрам и соперникам, особенностям судейства.

• уровень спортивного мастерства и способность реализовать его в экстремальных условиях соревнований.

Задачи конкретного этапа отбора и ориентации определяют роль и значение информации, полученной по каждому из указанных направлений.

Информация о состоянии здоровья одинаково важна для каждого из пяти этапов.

Данные о телосложении, особенностях нервной системы, возможностях и перспективах совершенствования важнейших функциональных систем организма особенно необходимы на первом и втором этапах.

Уровень спортивного результата, способность показывать наивысшие результаты в экстремальных условиях, соревновательный опыт, способность приспосабливаться к условиям конкретных соревнований приобретают решающее значение на четвёртом и пятом этапах.

Спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается отбором в сборные команды страны по видам спорта и выявлению способностей к сохранению высших спортивных достижений.

Способности не являются врождёнными, а формируются в процессе развития. Врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. К таким задаткам относятся особенности высшей нервной деятельности, строение тела, свойства нервно-мышечного аппарата и т.д. (В.М. Водоков, В.П. Филин, 1983г.).

Проблема способностей - это проблема индивидуальных различий между людьми. Физиологической основой индивидуальных различий является учение И.П. Павлова о свойствах и типах нервной системы.

Способности формируются неравномерно. Наблюдаются периоды ускоренного из замедленного развития способностей. Нередко отмечается раннее проявление спортивных способностей, но встречаются и дети с замедленными темпами формирования способностей. Иногда такой пить развития является более перспективным. Отсутствие ранних высоких достижений ещё не означает, что большие способности не проявятся в дальнейшем.

Условно различают три уровня развития способностей:1. Самые общие способности. К ним можно отнести хорошее здоровье, нормальное физическое развитие, трудолюбие, настойчивость, работоспособность, интересы, склонности и т.д.

2. Общие элементы спортивных способностей: быстрое освоение спортивной техники, умение адаптироваться к значительным мышечным напряжениям, высокий уровень функциональной подготовки, способность преодолевать утомление, успешное восстановление после тренировочных нагрузок и т.д.

3. Специальные элементы спортивных способностей: быстрый прирост спортивных результатов, высокий уровень развития специальных качеств, высокая мобилизация, готовность и устойчивость в условиях противоборства с противником и т.д.

В отдельных видах спорта структура способностей неодинакова. Так, в циклических видах спорта важную роль в структуре способностей играют стабильность мышечно-двигательных дифферинцировок, "чувство темпа", "чувства ритма", способность к адекватным оценкам функционального состояния.

Очевидно, что выдающиеся спортивные достижения - это результат сложного взаимодействия наследственных факторов и влияния внешней среды. Дискуссионным при этом является вопрос о соотношении этих слагаемых спортивных успехов.

В психологической литературе традиционными являются представления о том, что в основе развития способностей, лежат биологически закреплённые предпосылки развития — задатки. Считают, что задатки содействуют успешному их развитию, но не предопределяют одарённость человека к той или иной деятельности. Развитие способностей — результат сложного взаимодействия генетических и средовых факторов. Применительно к спортивной деятельности в качестве факторов среды выступают процессы направленного воспитания, обучения и тренировки. Немаловажным являются возрастные возможности развития организма. Знание закономерностей развития, становления и целенаправленного совершенствования различных сторон двигательных функций детей и подростков позволит тренеру на практике более эффективно планировать материал для развития двигательных способностей, успешнее организовывать и методически правильно осуществлять процесс их развития.

Условно различают три уровня развития спортивных способностей: 

1. Самые общие способности. К ним можно отнести хорошее здоровье, нормальное физическое развитие, трудолюбие, настойчивость, работоспособность, интересы, склонности и т.д.

2. Общие элементы спортивных способностей: быстрое освоение спортивной техники, умение адаптироваться к значительным мышечным напряжениям, высокий уровень функциональной подготовки, способность преодолевать утомление, успешное восстановление после тренировочных нагрузок и т.д.

3. Специальные элементы спортивных способностей: быстрый прирост спортивных результатов, высокий уровень развития специальных качеств, высокая мобилизация, готовность и устойчивость в условиях противоборства с противником и т.д.

В отдельных видах спорта структура способностей неодинакова: 

Так, в циклических видах спорта, таких как, бег, плавание, спортивная ходьба, лыжные гонки, гребля, конькобежный спорт, велосипедный спорт, важную роль в структуре способностей играют стабильность мышечно-двигательных дифференцировок, "чувство темпа", "чувства ритма", способность к адекватным оценкам функционального состояния.

В скоростно-силовых видах спорта, таких как, легкая атлетика, пятиборье, гимнастика, фигурное катание, важны точные мышечно-двигательные дифференцировки, точная пространственно-временная ориентировка, "чувство ритма".

В играх и единоборствах на первый план выступают психические качества, в основе которых лежит система процессов, определяющая возможность в кратчайшие сроки воспринимать возникающие ситуации, принимать и реализовывать творческие решения.

Выдающиеся спортивные достижения – это результат взаимодействия наследственных факторов и влияния внешней среды.

В последнее время усилился генетический подход к проблеме спортивных способностей. Некоторые ученые отмечают, что возможности воспитания и тренировки не беспредельны, их границы определены наследственной конституцией (генотипом) данного индивидуума. На это указывал ещё Ч.Дарвин. Он говорил, что воспитание и окружающая остановка производит лишь слабое влияние на способности человека, большинство которых в действительности являются врождёнными.

Но роль генетической информации в формировании спортивных способностей изучена крайне недостаточно.

Конечно, признавая значимость генетического фактора, не следует преуменьшать роль внешней среды.

Средовые факторы, в частности особенности воспитания детей, играют важную роль во всех видах спорта, где важны настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности.

Имеются данные о том, что воздействие тренировки более эффективно в раннем возрасте для одарённых детей. Напротив, для детей, "не имеющих наследственного предрасположения", наибольшее влияние тренировки проявляется в более позднем возрасте.

3. Лидерство в спортивной группе

Управление группой, ее самоуправление, воздействие на психологию и поведение отдельных членов обычно осуществляется как через руководителей, так и через неофициальных лиц, пользующихся авторитетом среди членов группы, имеющих в ней высокий статус и именуемых лидерами.

Обычно авторитет лидера в группе не менее силен, чем авторитет руководителя. Р.С. Уэнберг  утверждает, что хотя не существует определенного «набора» характеристик, обеспечивающего становление лидера, тем не менее, преуспевающим лидерам присущи следующие характеристики: ум (интеллект), настойчивость, эмпатия, внутренняя мотивация, гибкость, амбициозность, уверенность в своих силах, оптимизм.

 В процессе самоорганизации в спортивном коллективе неминуемо устанавливаются отношения подчинения и доминирования, следования и влияния и  системе межличностных отношений выдвигается один из ее членов, который берет под контроль функции неформального руководства группой.

Лидер – член группы, который обладает необходимыми организаторскими способностями, умеет организовать группу, управлять группой и эти его умения способствуют достижению целей всей спортивной группы. Согласно общепринятой трактовке, лидерство – это процесс управления группой и организация поведения людей, которые осуществляют лидеры.

Влияние лидера в спорте может быть непосредственным (вплоть до физического), то есть внешне легко фиксируемым, однако может иметь и скрытую форму, то есть опосредованным через различные факторы. Можно выделить три наиболее важные функции спортивного лидера: информационную, организационную и  воспитательную.

Организационная функция  состоит в выработке общекомандных  целей, а также планов для достижения поставленных целей. В конкретной игровой  ситуации это проявляется, прежде всего, в указаниях, закрепляющих или ускоряющих определенные действия членов команды.

Информационная функция предполагает, что лидер команды является центром обмена всей информацией в команде: он сообщает информацию о задачах команды, вариантах их решения, распределяет функции, обсуждает поведение  соперника и ставит четкие цели. В игровой ситуации данная функция сводится к поддержанию на должном уровне обмена информацией между игроками, исходя из тактического замысла и реализуемой комбинации. Лидер сообщает сведения о перемещениях и заменах в своей команде и в команде соперников, а также принимает решения в самые ответственные и стрессовые для команды моменты.

Воспитательная функция  заключается в развитии у членов коллектива чувства товарищества, ответственности, уважения к социальным требованиям  и нормам, дисциплинированности и  уверенности в своих силах. В основном данная функция осуществляется спортивным лидером не только на соревнованиях, но и в условиях тренировочных сборов и отдыха с помощью оценочных  суждений: «Молодец!», «Отлично», «Что делаешь?», «Правильно!». Содержание и эмоциональная окраска подобных фраз служит очень эффективным средством закрепления нужных форм спортивного поведения, а также устранения ошибок.

Лидер может действовать в соответствии с планом и задачами тренера. Максимальный положительный  эффект достигается как раз при  качественной координации совместных усилий лидера команды и тренера.

Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли: роль инструментального, или делового, лидера, чьи действия направлены преимущественно на решение поставленной перед группой задачи; роль экспрессивного, или эмоционального, лидера, чьи действия ориентированы преимущественно на межличностные отношения. Инструментальных лидеров  следует рассматривать как ближайших помощников тренера в решении  задач технико-тактической, специальной подготовки. Они выступают инициаторами  поисках более современных  средств и способов совершенствования  мастерства спортсменов, обсуждают  с тренером возникающие идеи.

Кроме понятия лидерство в психологии используется другое понятие, уточняющее представление о лидерстве – стиль лидерства.

Среди стилей лидерства выделяются авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль лидерства отличается ярко выраженной властностью лидера, директивностью его действий, единоначалием в принятии решений, систематическим контролем за действиями ведомых. Такой лидер ограничивает функции остальных членов группы исполнительскими: для него идеальный подчиненный – дисциплинированный исполнитель.

Для демократического стиля лидерства характерно, что лидер ; постоянно интересуется мнением зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к принятию решений, к сотрудничеству в управлении. Лидер этого типа уделяет большое внимание не только деловым, но и личным взаимоотношениям в группе.

Либеральный стиль лидерства – это такая форма поведения лидера, при которой он фактически уходит от своих обязанностей по руководству группой и ведет себя так, как будто он не лидер, а рядовой член группы. Все вопросы жизнедеятельности группы решаются коллективом, это принимается как закон и обязательно не только для рядовых членов группы, но и для самого лидера.

Соответственно принятой в психологии классификации сфер общения различают формальных и неформальных лидеров.

Формальный лидер – человек, назначенный руководством по приказу или распоряжению для осуществления руководящей функции в группе. Черты формального лидера воплощает в себе тренер, хотя это не значит, что он в некоторых жизненных ситуациях не может быть неформальным лидером.

Неформальный лидер – один из членов группы, позиция которого завоевывается, как правило, спонтанно, в ситуациях, не связанных с основной деятельностью, благодаря симпатиям и уважению большинства группы. Способствовать этому могут личностные качества этого человека, его знания, жизненный опыт и т.п.

Кроме того, в группах могут быть и полуформальные лидеры, люди, которые не назначаются сверху, а выбираются для руководства большинством голосов в самой группе.

4. Психологические основы общения в спорте

Общение — это процесс непосредственно или опосредованно наблюдаемого контактирования, которое имеет своей целью намеренное влияние (воздействие) на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельности непосредственного партнера (партнеров).

Общение в спорте представляет собой относительно самостоятельный компонент спортивной деятельности. Оно не тождественно взаимодействию и предметно-ориентированным действиям. Общение в спорте ориентировано субъектно (обязательно направлено на другого человека) и подчинено задачам взаимодействия.

Оно осуществляется с помощью речевых и неречевых средств.

Основными функциями общения в спорте (по Ю.Л. Ханину) являются:

1) функция социально-психологического отражения (общение возникает как результат и как форма объективированного, сознательного отражения партнерами особенностей протекания взаимодействия);

2) регулятивная функция (в процессе общения осуществляется непосредственное или опосредованное воздействие (влияние) партнеров друг на друга с целью изменения или сохранения поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей восприятия, системы ценностей, установок и сложившихся взаимоотношений);

3) познавательная функция (вследствие систематических контактов партнеры приобретают самые разные знания о самих себе, о партнерах, о способах деятельности и т.д.);

4) экспрессивная функция (различные формы речевого и неречевого общения выражают эмоциональные состояния и переживания, часто вопреки логике и требованиям условий деятельности);

5) функция социального контроля (способы решения двигательных задач, определенные формы поведения, эмоционального реагирования и отношений имеют достаточно выраженный нормативный характер; их регламентация с помощью групповых и социальных норм обеспечивает необходимую целостность и организованность групповой деятельности);

6) функция социализации (наиболее важная в работе тренера). В совместной деятельности и общении спортсмены осваивают не только коммуникативные умения (умение быстро ориентироваться в ситуации общения, слушать и говорить и т.д.), но и умения действовать в интересах коллектива, соответственно относиться к членам группы, организовывать оптимальное общение с партнерами при выполнении совместной деятельности.

В спортивной деятельности средства общения имеют свои особенности, главным образом, если речь идет о средствах, используемых в соревнованиях.

Для организации успешной совместной групповой деятельности (например, в спортивных играх, командных соревнованиях) решающее значение имеет обоснованный выбор системы сигналов, которые максимально обеспечивали бы эффективность взаимодействия и согласованную деятельность спортсменов, поэтому каждый тренер должен знать, какие средства общения и какие сигналы являются наиболее оптимальными для тех или иных ситуаций и конкретных спортсменов.

Среди речевых средств общения можно выделить следующие:

- произнесение имени партнера с целью: а) привлечь внимание; б) обозначить определенную комбинацию; в) подтвердить свою готовность действовать определенным образом; г) побудить партнера действовать определенным образом;

- краткое название комбинации при планировании действий («крест», «клин», «сдвижка» и т.п.);

- сообщение о предполагаемых действиях (своих, партнера: «я», «ты», «вместе», «сразу за мной» и т.п.);

- сообщение о местоположении (своем, партнера: «здесь», «выйди», «иди в шестой» и т.п.);

- указания на желаемые действия партнера: «страхуй», «выше» (о передаче мяча), «возьми его» (о совместных защитных действиях) и т.п.;

- оценка действий своих или партнера («я был не прав», «молодец» и т.п.);

-  побуждения активизировать действия, изменить тактику и т.д.

Речевые средства помогают выразить тончайшие оттенки чувств, идей, устремлений, решений. В спорте речевые средства часто приобретают вид специальных терминов. Такой язык, как правило, не понятен посторонним людям.

В спортивной практике широко используются и неречевые средства:

- жесты (головой, пальцами, руками); мимические сигналы (глазами, бровями, губами);

- звуковые сигналы (в основном для привлечения внимания);

- моторные средства (специфические средства общения в деятельности, требующие перемещения участников, предметов и объектов труда; действия отдельного игрока на площадке: его перемещение является сигналом для остальных партнеров о том, какая сейчас должна быть осуществлена комбинация).

При создании специальных речевых и неречевых средств общения тренер обязан соблюдать следующие принципы:

1) принцип экономичности (следует использовать лишь необходимые для взаимодействия сообщения и излагать их краткo, но емко по информативности);

2) принцип избыточности (необходимо обеспечивать точную, надежную передачу сообщений, особенно при наличии разного рода помех, шума. Этот принцип осуществляется при помощи дополнительных или повторных обращений, а также вариативности однообразного сообщения

Существуют специально разработанные схемы анализа общения в спортивной деятельности. К ним относятся:

- подробная запись того, что говорят спортсмены при решении определенных двигательных задач, с последующим анализом записи;

- запись по специальной форме информации о том, насколько часто партнеры обмениваются обращениями определенного содержания с последующей обработкой материалов наблюдения.

Наиболее распространенным на современном этапе развития спорта примером специальной формы записи общения спортсменов во время выполнения ими спортивной деятельности является исследование профилей общения.

Составление профиля общения делит обращение спортсменов на категории: ориентирующая, стимулирующая, оценочно-экспрессивная (положительная) и оценочно-экспрессивная (отрицательная).

  1. Особенности взаимоотношений в системе  «учащийся-тренер-спортсмен»

Тренер много общается с воспитанниками на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях и т.д. Это обстоятельство имеет свою положительную сторону, так как дает тренеру возможность разносторонне узнать своих подопечных, расширить воспитательное воздействие на них. В то же время, это обстоятельство предъявляет к тренеру большие требования, оно обязывает находить надлежащие формы взаимоотношений со своими воспитанниками.

Многое во взаимоотношениях между тренером и учениками зависит от поведения самого тренера, от его стиля руководства. Дело в том, что представление о качествах «идеального тренера» расходятся у тренеров и учеников. Первые акцентируют внимание, прежде всего, на деловых и профессиональных качествах педагога (эрудиция, требовательность, строгость, умение находить оптимальные пути для решения трудных ситуаций). Чуткость, отзывчивость, общительность, доброжелательность тоже отмечаются учителями, но им не придается решающего значения. Ученики же, наоборот, выдвигают эти качества на первое место. Вначале спортсмены смотрят, «какой он человек», а потом уже обращают внимание на то, как тренер проводит тренировку. Понимание спортсменами профессиональных задач воспитания и обучения приходит вместе с ростом их самосознания.

Спортсмены-разрядники и мастера спорта считают наиболее значимыми коммуникативные качества тренера, в которых непосредственно проявляется его отношение к ним (доброта, отзывчивость, справедливость, тактичность, общительность). Однако с ростом мастерства спортсменов эти критерии изменяются. Спортсмены сборных команд страны оценивают тренеров, исходя из функционального подхода. Они считают наиболее значимыми те качества, которые отражают профессионально-деловую подготовку тренеров (высокий уровень компетентности в вопросах методики тренировки, творческое отношение к работе, знание тактики ведения спортивных поединков, умение настроить спортсмена на борьбу, поддерживать дисциплину на сборах, требовательность).

Не менее важное значение имеет и понимание тренерами спортсменов. Оно предполагает умение тренера проникнуть во внутренний мир учеников, найти нужную форму обращения к ним. Взаимопонимание тренеров и их питомцев обуславливает их социально-психологическую совместимость. Непонимание тренером учеников ведет к обостренным негативным взаимоотношениям между ними. Осложняются взаимоотношения из-за неуважения личности ученика, предвзятого мнения тренера об ученике, недостаточного внимания к нему и к его нуждам, невыдержанности и грубости учителя, официальности тона, повышенных интонаций в разговоре, изменчивости в настроении тренера и т.д. Во взаимоотношениях тренера со спортсменом большое значение имеет то, насколько тренер считается с мнением спортсмена относительно его тренировок.

Взаимоотношения тренера и спортсмена в процессе соревнования во многом отличаются от их взаимоотношений во время тренировочных занятий. Спортивное соревнование по своему характеру - сложный психологический процесс, где огромную роль играют эмоции спортсмена и тренера. Во время соревнования спортсмен вследствие необычного эмоционального состояния иногда очень тяжело переносит упрек или замечание тренера, на которые во время тренировок он не обижался. Более того, иногда такой упрек может вывести спортсмена из равновесия и стать причиной его поражения. Тренер должен в этой ситуации проявить в полной мере педагогический такт, найти такую форму общения со спортсменом, при которой в любом случае не пострадает его самолюбие. Отношение и манера общения тренера со спортсменами во время соревнования должны быть обычными либо более легкими. Содержание и форму своих общений со спортсменом необходимо очень тщательно контролировать.

  1. Интерес к занятиям  спортом и методики выявления интереса.

На начальном этапе мотивами прихода в спорт (независимо от вида деятельности, то есть вида спорта) могут быть:

1. Стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств).

2. Стремление к самовыражению и самоутверждению (желание быть не хуже других, быть похожим на выдающегося спортсмена; стремление к общественному признанию; желание защищать честь коллектива, города, страны, быть привлекательным для противоположного пола).

3. Социальные установки (мода на спорт, стремление сохранить спортивные семейные традиции, желание быть готовым к труду и службе в армии).

4. Удовлетворение духовных потребностей (стремление чувствовать себя членом референтной спортивной команды или спортивной школы, общаться с товарищами, получать новые впечатления от поездок по городам и странам).

Каждая из перечисленных причин имеет для конкретного спортсмена большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями. Однако некоторые причины являются ведущими для большинства спортсменов-новичков: удовольствие, получаемое от занятий спортом, стремление к здоровью и физическому развитию, к общению, к самоактуализации и развитию волевых качеств.

Каждый специалист мог бы проконсультировать родителей при выборе вида спорта  на основе характера, поведения и типа личности их ребенка. Например, Ф. Б. Березин и Р. В. Рожанец выявили пять типов личностей спортсменов, и каждому типу была присуща склонность к выбору определенного вида спорта. Ребята, обладавшие высокой активностью, работоспособностью, инициативностью, жизнерадостностью, избыточностью энергии, общительностью, чаще всего выбирали игровые виды спорта. Те, кто стремился быть в центре внимания, хотел признания, имел склонность к театральности поведения, выбирали художественную гимнастику, акробатику, фигурное катание, конный спорт. Склонные к формированию аффективно насыщенных и очень прочных установок, возникающих подчас без достаточного логического обоснования, непримиримые, категоричные и обидчивые, то есть агрессивные, предпочитали единоборства: бокс, самбо, фехтование. Ребята, особенностью которых было наличие оригинальности в принятии решений, стремление руководствоваться собственными критериями оценки ситуации и игнорировать критерии, предложенные извне, замкнутые, предпочитали индивидуальные виды спорта, в частности шахматы. Наконец, студенты, для которых были характерны тщательность, ответственность и обязательность при выполнении любой деятельности, робость, склонность к сомнениям, предпочитали стрельбу и теннис.

Вывод:

Особенности темперамента учитывают уже при выборе спортивной специализации. Одной из задач тренера, как известно, является отбор в группы начинающих спортсменов наиболее перспективных, одаренных. Среди множества разнообразных факторов, являющихся условиями для возможности достижения успеха (морфологических, конституционных, личностных и т. п.), в отдельных видах спорта необходим учет и тех свойств темперамента, которые облегчают и улучшают деятельность.

  1. Психолого-педагогические и социальные основы развития спортивного коллектива.

Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения. Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены успешно взаимодействовали на поле, гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе большое искусство и большой педагогический труд.

Спортивная команда как объект изучения в любом виде спорта представляет собой особый вид контактной общности людей, объединенных общей целью совместной спортивной деятельности, основными видами которой являются тренировка и соревнование. На схеме представлены слагаемые социально-психологического климата в спортивной группе и факторы на него влияющие.

Рис. 1. Факторы, влияющие на формирование положительного социально-психологического климата в спортивной команде

Связующим звеном здесь является фактор значимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно-значимые и общественно ценные ориентации коллектива.

Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы.

Руководство и лидерство.

Проблема руководства спортивной командной является противоречивой многозначной. Известные стили руководства имеют как свои положительные так и отрицательные моменты. Наиболее распространенным в спортивной жизни является авторитарный стиль менее – демократический.

Проблема мотивации спортсменов в команде.

В широком смысле слова термин «мотивация» означает факторы и процессы, побуждающие людей к действию или бездействию в различных ситуациях.

Тренер, который сумеет нащупать нужную для спортсмена мотивацию и доказать ценность своей программы подготовки, сможет не только заинтересовать своих воспитанников, но и удержать их в спорте и помочь им добиться высоких результатов. Совершенствование физической деятельности может быть привлекательным для спортсменов, так как опыт, приобретенный в спорте, может быть в дальнейшем использован в других жизненных ситуациях.

Личность спортсмена в команде.

В общей сложности можно выделить несколько черт, наиболее часто встречающихся у спортсменов. К ним относятся высокий уровень агрессивности (который почти все время находится под контролем у спортсмена высокого класса), высокий уровень мотивации достижения, экстраверсия и твердость характера.

Групповая сплоченность как показатель психологического микроклимата

Психологическое единство в группе возникает на основании общности человеческих ценностей, близости представлений членов коллектива о том, какое трудовое поведение приемлемо, а какое порицается, каковы должны быть отношения в группе, стиль и методы работы и о других важных сторонах ее жизнедеятельности. Эта согласованность касается не только взаимных мнений людей, но и их отношений, на значимые для коллектива и его членов события делового или личного характера. То, что у одних вызывает бурную реакцию не должно другим восприниматься равнодушно, иначе это неизбежно вызовет взаимное непонимание.

Другим необходимым компонентом сплоченности является согласованность взаимных действий людей, их поведения, в способности к самоорганизации, слаженности, согласованному преодолению возникающих сложных ситуаций и к совместному решению проблем.

Цель тренера, работающего с командой - создать спортивный коллектив, который отличается слаженностью и согласованностью действий, когда спортсмены понимают друг друга с полуслова, могут найти совместными усилиями оптимальное решение в самых сложных ситуациях
Для этого необходимо создавать условия для развития слаженности: организовывать совместные  игры и упражнения, которые способствуют внутригрупповой сплоченности, позволяет тренеру не только поучаствовать в игре, но и, прежде всего, узнать о личных интересах каждого ребенка, выявить лидеров формирующегося коллектива, а также детей, способных быть гибкими, умеющими уступать и подчиняться.

Далее наблюдая за поведение группы и лидеров, создавать для игроков ситуации руководства и лидерства (руководить разминкой и упражнениями, действуя, как тренер.

Давать игрокам возможность в тренировках и на играх принимать собственные решения о выбираемой стратегии и тактике (какую подать подачу, какую сыграть комбинацию, какие использовать расстановки.

Позволять принимать решения в критические, решающие моменты, когда результат затрагивает интересы тренеров, каждого игрока и команды. Сделать взаимодействие игроков частью каждой тренировки (упражнения в парах, разминка и конец тренировки с растягиванием с партнером, ситуации, когда каждый игрок становится тренером другого). Давать команде возможность после каждой тренировки поговорить, обсудить в неофициальной и свободной обстановке все вопросы ее жизни. Обеспечить возможности для социального общения после игры. Проводить дружеские вечеринки команды. Поощрять взаимопомощь игроков, общие решения житейских проблем. Напоминать игрокам, что каждый из них — ценный член команды, мотивировать на успех, славу и признание. Внедрять упражнения, близкие к игре с интересными стимулами. Спрашивать участников об их ощущениях в ходе тренировок. Дать возможность самим планировать тренировку, виды движений и технических приемов, оценивать свой индивидуальный прогресс, устанавливать и согласовывать цели. Всё это даёт возможность воспитанникам принимать их собственные решения и создаёт повышенную ответственность и увеличивает мотивацию.




Литература:

  1. Психология спорта / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2009. - 351 с.
  2. Психология физической культуры и спорта : учебник / Г. Д. Горбунов ; Е. Н. Гогунов. - М. : Изд. центр "Академия", 2009. - 255 с.
  3. Березин Ф. Б., Рожанец Р. В. Особенности личности и спортивная деятельность студентов // Вопросы спортивной психогигиены. М., 1973. Вып. 2 4. Хорошилова Ю. И. Темперамент и его влияние на спортивную деятельность // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(31).
  4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский цент "Академия", 2000. - 480 с.
  5. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
  6. Ильин, Е.П. Психология спорта./ Е.П. Ильин. – СПб. : Издательство «Питер», 2008. – 352 с.
  7. Марищук, В. Л. Методики психодиагностики в спорте. / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, А.Д. Плахтиенко, Л.К. Серова. – М. : «Просвещение», 1984. – 229 с.
  8. Амплеева В. В., Курникова Н. О. Программа формирования спортивного коллектива в группе волейболистов начальной подготовки // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 838-841.
  9. Неретин А.В., Комаров А.П., Таможенников Д.В. / Фаторы, влияющие на формирование положительного социально-психологического климата в спортивной команде // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Педагогика физической культуры и спорта как наука.

Педагогика ФКС как наука.  Формальное обучениеНеформальное обучениеИнформальное обучениеЦелиДолговременные и общие.Получение документов об образовании установленного образца(диплом, аттестат...

Актуальные вопросы стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года

В статье высказывается  мнение о неучтенных  моментах в недавно принятой стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года...

Создание места для занятия физической культурой и спортом «Спорт для всех! Спорт для каждого!"

Актуальность реализации данного проекта связана с тем, что в соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта РФ на период до 2020 года», в соответствии с ФЗ от 04.12.2007...

тест "100 вопросов по физической культуре и спорту"

100 вопросов по физической культуре и спорту...