Рабочая программа по УД Физическая культура для обучающихся 1 курса СПО
рабочая программа по физкультуре на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_1_kursov_2017-2018_uchebnyy_god.doc | 470.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Для специальностей:
40.02.01. «Право и организация социального обеспечения»
46.02.01. «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учёт»
Группы: ОС – 1701; ОД – 1701; ОБ – 1701
Южно-Сахалинск, 2017 год
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 и на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 383 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО». (Автор: Бишаева А.А., доктор педагогических наук, профессор)
Рассмотрено на заседании ПЦК МЕНД
Протокол № 9 от 03.05.2017 г.
ППЦК __________ Л.В. Садыкова
Рассмотрена на заседании
Методического совета ГБПОУ «СПЭТ»
Протокол № 6 от «06» июня 2017 г.
Председатель МС___________ С.А. Блохина
Составитель: Одинцов А.Н., преподаватель первой квалификационной категории
ГБПОУ «СПЭТ»
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка........................................................................................4
2. Общая характеристика учебной дисциплины....................................................5
3. Место учебной дисциплины в учебном плане...................................................6
4. Результаты освоения учебной дисциплины.......................................................8
5. Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины................11
6. Характеристика основных видов деятельности..............................................23
7. Контроль и оценка результатов ........................................................................25
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение .................26
8.Приложения……………………………………………………………………..
Приложение №1 «Оценка уровня физических способностей обучающихся. Легкая атлетика»
Приложение №2 «Оценка уровня физических способностей обучающихся. Баскетбол»
Приложение №3 «Оценка уровня физических способностей обучающихся. Волейбол»
Приложение №4. «Оценка уровня физических способностей обучающихся. Лыжная подготовка»
Приложение №5. «Оценка уровня физической подготовленности девушек основной медицинской группы»
Приложение №6. «Оценка уровня физической подготовленности юношей основной медицинской группы»
Приложение №7. «Упражнения и тесты по профессионально-прикладной подготовке обучающихся»
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» предназначена для организации занятий по физической культуре в ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум» реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена, по специальностям социально-экономического, гуманитарного и технического профиля.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- формирование физической культуры личности будущего профессионала, востребованного на современном рынке труда;
- развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
- формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельностью;
- овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
- овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
- освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
- Общая характеристика учебной дисциплины
Содержание учебной дисциплины «Физическая культура» направлено на укрепление здоровья, повышение физического потенциала, работоспособности обучающихся, формирование у них жизненных, социальных и профессиональных мотиваций. Реализация содержания учебной дисциплины «Физическая культура» в преемственности с другими общеобразовательными дисциплинами способствует воспитанию, социализации и самоидентификации обучающихся посредством личностно и общественно значимой деятельности, становлению целесообразного здорового образа жизни.
Методологической основой организации занятий по физической культуре является системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и качества здоровья обучающихся.
В соответствии со структурой двигательной деятельности содержание учебной дисциплины «Физическая культура» представлено тремя содержательными линиями:
1) физкультурно-оздоровительной деятельностью;
2) спортивно-оздоровительной деятельностью с прикладной ориентированной подготовкой;
3) введением в профессиональную деятельность специалиста.
Первая содержательная линия ориентирует образовательный процесс на укрепление здоровья студентов и воспитание бережного к нему отношения. Через свое предметное содержание она нацеливает студентов на формирование интересов и потребностей в регулярных занятиях физической культурой и спортом, творческое использование осваиваемого учебного материала в разнообразных формах активного отдыха и досуга, самостоятельной физической подготовке к предстоящей жизнедеятельности. Вторая содержательная линия соотносится с интересами студентов в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности обучающихся. Третья содержательная линия ориентирует образовательный процесс на развитие интереса студентов к будущей профессиональной деятельности и показывает значение физической культуры для их дальнейшего профессионального роста, самосовершенствования и конкурентоспособности на современном рынке труда.
Основное содержание учебной дисциплины «Физическая культура» реализуется в процессе теоретических и практических занятий и представлено двумя разделами: теоретическая часть и практическая часть. Теоретическая часть направлена на формирование у обучающихся мировоззренческой системы научно-практических основ физической культуры, осознание студентами значения здорового образа жизни, двигательной активности в профессиональном росте и адаптации к изменяющемуся рынку труда. Практическая часть предусматривает организацию учебно-методических и учебно-тренировочных занятий.
3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Учебная дисциплина «Физическая культура» является учебным предметом обязательной предметной области «Физическая культура, экология и безопасность жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования.
Учебная дисциплина «Физическая культура» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины «Физическая культура» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО социально-экономического, гуманитарного и технического профиля.
Количество часов, отводимое на освоение учебной дисциплины Физическая культура по семестрам:
№ п\п | Нагрузка обучающегося | Номер семестра | Всего часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
1. | ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА | 118 | |||||||
| 48 | 70 | - | - | - | - | 118 | ||
В том числе: | Теоретические занятия | 8 | - | - | - | - | - | 8 | |
Лабораторных работ | - | - | - | - | - | - | - | ||
Практических занятий | 40 | 70 | - | - | - | - | 110 | ||
| 24 | 35 | - | - | - | - | 59 | ||
Промежуточная аттестация | Д/зачёт |
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Физическая культура» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью, неприятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- потребность к самостоятельному использованию физической культуры как составляющей доминанты здоровья;
- приобретение личного опыта творческого использования профессиональнооздоровительных средств и методов двигательной активности;
- формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий в процессе целенаправленной двигательной активности, способности их использования в социальной, в том числе профессиональной, практике;
- готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных ситуациях навыки профессиональной адаптивной физической культуры;
- способность к построению индивидуальной образовательной траектории самостоятельного использования в трудовых и жизненных ситуациях навыков профессиональной адаптивной физической культуры;
- способность использования системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности;
- формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
- умение оказывать первую помощь при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
метапредметных:
- способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, оздоровительной и социальной практике;
- готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с использованием специальных средств и методов двигательной активности;
- освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебно-методических и практических занятий, в области анатомии, физиологии, психологии (возрастной и спортивной), экологии, ОБЖ;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников;
- формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности, моделирующих профессиональную подготовку;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности;
предметных:
- умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
- владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
- владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
- владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
- владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
5. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физическая культура»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, тематика теоретических и практических занятий, внеаудиторных самостоятельных занятий | Объём часов |
1 курс, 1 семестр | ||
Раздел 1 Теоретическая часть | ||
Тема 1.1. Ведение. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов СПО | Содержание учебного материала. Знание современного состояния физической культуры и спорта. Умение обосновывать значение физической культуры для формирования личности профессионала, профилактики профзаболеваний. Знание оздоровительных систем физического воспитания. Владение информацией о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) | |
Тематика теоретического занятия. | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Сообщение об оздоровительных системах физического воспитания | 1 | |
Раздел 2 Практическая часть | ||
Тема 1.2. Лёгкая атлетика. Кроссовая подготовка | Содержание учебного материала. Решает задачи поддержки и укрепления здоровья. Способствует развитию выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств, упорства, трудолюбия, внимания, восприятия, мышления. Кроссовая подготовка: высокий и низкий старт, стартовый разгон, финиширование; бег 100 м, эстафетный бег 4×100 м, 4×400 м; бег по прямой с различной скоростью, равномерный бег на дистанцию 2000 м (девушки) и 3000 м (юноши), прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши). | |
Тематика практических работ. | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Упражнения легкоатлета | 1 | |
Тематика практических работ. | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Ходьба, бег до 3 км | 1 | |
Тематика практических работ. | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Упражнения легкоатлета | 1 | |
Тематика практических работ. | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Ходьба, бег до 3 км | 1 | |
Тематика практических работ. | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Бег до 3 км | 1 | |
Тематика практических работ. | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Упражнения для верхнего плечевого пояса | 1 | |
Тематика практических работ. | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Ходьба, бег до 3 км | 1 | |
Тематика практических работ. | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Прыжковые упражнения | 1 | |
Тематика практических работ. | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Ходьба, бег до 2 км | 1 | |
Тематика практических работ. | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Бег по пересечённой местности до 3 км | 1 | |
Тема 2.1. | Содержание теоретического занятия | |
Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями | Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы и содержание. Организация занятий физическими упражнениями различной направленности. Особенности самостоятельных занятий для юношей и девушек. Основные принципы построения самостоятельных занятий и их гигиена. Коррекция фигуры. Основные признаки утомления. Факторы регуляции нагрузки. Тесты для определения оптимальной индивидуальной нагрузки. Сенситивность в развитии профилирующих двигательных качеств. | |
Тематика теоретического занятия | ||
| 2 | |
Внеаудиторная физическая работ обучающихся | ||
Сообщение об особенностях самостоятельных занятий для юношей и девушек | 1 | |
Тема 2.2. Гимнастика | Содержание учебного материала. | |
Решает оздоровительные и профилактические задачи. Развивает силу, выносливость, координацию, гибкость, равновесие. Совершенствует память, внимание, целеустремленность, мышление. Общеразвивающие упражнения, упражнения в паре с партнером, упражнения с гантелями, с набивными мячами, упражнения с мячом, обручем (девушки). Упражнения для профилактики профессиональных заболеваний (упражнения в чередовании напряжения с расслаблением, упражнения для коррекции нарушений осанки, упражнения на внимание, висы и упоры, упражнения у гимнастической стенки). Упражнения для коррекции зрения. Комплексы упражнений вводной и производственной гимнастики. | ||
Тематика практических работ | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Подтягивание, отжимание | 1 | |
Тематика практических работ | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Общеразвивающие упражнения | 1 | |
Тематика практических работ | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Упражнения для силы мышц брюшного пресса | 1 | |
Тематика практических работ | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Прыжки на скакалке, приседания | 1 | |
Тематика практических работ | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Общефизические упражнения | 1 | |
Тема 3.1. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом. Контроль уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств | Содержание теоретического занятия. Диагностика и самодиагностика состояния организма учащегося при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки, использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений — тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля. Контроль (тестирование) уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств. | |
Тематика теоретического занятия | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Выполнить реферат | 1 | |
Тема 3.2. Волейбол | Содержание учебного материала. Исходное положение (стойки), перемещения, передача, подача, нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении вперед и последующим скольжением на груди-животе, блокирование, тактика нападения, тактика защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам. | |
Тема 4.1. . Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста | Тематика практических работ. | |
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Упражнения волейболиста | 1 | |
Тематика практических работ. | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Выполнение передач | 1 | |
Тематика практических работ. | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Выполнение подач | 1 | |
Тематика практических работ. | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Выполнение прыжковых упражнений | 1 | |
Тематика практических работ. | ||
Зачётное занятие | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Общеразвивающие упражнения | 1 | |
Содержание теоретического занятия. Личная и социально-экономическая необходимость специальной оздоровительной и психофизической подготовки к труду. Оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Контроль (тестирование) состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования. | ||
Тематика теоретического занятия. | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Выполнить реферат | 1 | |
1 курс 2 семестр | ||
Тема 4.2. Лыжная подготовка | Содержание учебного материала. Решает оздоровительные задачи, задачи активного отдыха. Увеличивает резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышает защитные функции организма. Совершенствует силовую выносливость, координацию движений. Воспитывает смелость, выдержку, упорство в достижении цели. Попеременные и одновременные лыжные хода. Преодоление подъемов и препятствий. Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование и др. Прохождение дистанции до 5 км (девушки) и до 8 км (юноши). Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях. | |
Тематика практических работ. | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Общеразвивающие упражнения | 1 | |
Тематика практических работ. | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Ходьба на лыжах до 3 км | 1 | |
Тематика практических работ. | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Упражнения для верхнего плечевого пояса | 1 | |
Тематика практических работ | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Прохождение дистанции 3 км | 1 | |
Тематика практических работ | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Катание на лыжах со склонов | 1 | |
Тематика практических работ | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Упражнения для мышц ног | 1 | |
Тематика практических работ | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Общеразвивающие упражнения | 1 | |
Тематика практических работ | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Прохождение дистанции 5 км | 1 | |
Тематика практических работ | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Общеразвивающие упражнения | 1 | |
Тематика практических работ | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Прохождение 5 км дистанции | 1 | |
Тематика практических работ | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Приседания, отжимания | 1 | |
Тематика практических работ | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Ходьба на лыжах | 1 | |
Тематика практических работ | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Общеразвивающие упражнения | 1 | |
Тема 5.2. Баскетбол | Содержание учебного материала. Ловля и передача мяча, ведение, броски мяча в корзину (с места, в движении, прыжком), вырывание и выбивание (приемы овладения мячом), прием техники защиты - перехват, приемы, применяемые против броска, накрывание, тактика нападения, тактика защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам. | |
Тематика практических работ | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Упражнения для мышц верхнего плечевого пояса | 1 | |
Тематика практических работ | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Общеразвивающие упражнения | 1 | |
Тематика практических работ | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Силовые упражнения | 1 | |
Тематика практических работ | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Прыжковые упражнения | 1 | |
Тематика практических работ | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Общеразвивающие упражнения | 1 | |
Тематика практических работ | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Упражнения для развития силы | 1 | |
Тематика практических работ | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Упражнения на гибкость и растяжку | 1 | |
Тема 6.2. ППФП (профессионально-прикладная физическая подготовка) | Содержание учебного материала. Профессионально-прикладная физическая подготовка призвана решать задачи: - вооружить студентов прикладными знаниями о профессии, о физических качествах, необходимых для успешного выполнения трудовых операций, для высокоэффективного труда; - сформировать у студентов двигательные умения и навыки, которые будут способствовать производительному труду будущих специалистов; - воспитывать у них физические и психические качества, необходимые в будущей трудовой деятельности, предупредить и снизить производственный травматизм среди работающих за счет увеличения их силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости при выполнении трудовых операций, в процессе жизнедеятельности. | |
Тема 7.2. Лёгкая атлетика | Тематика практической работы. | |
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Упражнения на координацию | 1 | |
Тематика практической работы. | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Упражнения на силу рук, ног, брюшного пресса | 1 | |
Тематика практической работы. | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Общеразвивающие упражнения | 1 | |
Тематика практической работы. | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Общефизические упражнения | 1 | |
Тематика практической работы. | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Игры на внимание и координацию | 1 | |
Тематика практической работы. | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Упражнения для координации | 1 | |
Тематика практической работы. | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Ходьба, бег, общефизические упражнения | 1 | |
Содержание учебного материала. Решает задачи поддержки и укрепления здоровья. Способствует развитию выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств, упорства, трудолюбия, внимания, восприятия, мышления. Кроссовая подготовка: высокий и низкий старт, стартовый разгон, финиширование; бег 100 м, эстафетный бег 4×100 м, 4×400 м; бег по прямой с различной скоростью, равномерный бег на дистанцию 2000 м (девушки) и 3000 м (юноши), прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши). | ||
Тематика практической работы | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Упражнения легкоатлета | 1 | |
Тематика практической работы | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Ходьба, бег до 2 км | 1 | |
Тематика практической работы | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Бег до 3 км | 1 | |
Тематика практической работы | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Общеразвивающие упражнения | 1 | |
Тематика практической работы | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Прыжковые упражнения | 1 | |
Тематика практической работы | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Бег до 3 км | 1 | |
Тематика практической работы | ||
| 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | ||
Бег, общефизические упражнения | 2 | |
Тематика практической работы | ||
Зачётное занятие | 2 |
- ХАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
(ПО РАЗДЕЛАМ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ).
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
теоретическая часть | |
Ведение. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов СПО | Знание современного состояния физической культуры и спорта. Умение обосновывать значение физической культуры для формирования личности профессионала, профилактики профзаболеваний. Знание оздоровительных систем физического воспитания. Владение информацией о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) |
1. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями | Демонстрация мотивации и стремления самостоятельным занятиям. Знание форм и содержания физических упражнений. Умение организовывать занятия физическими упражнениями различной направленности с использованием знаний особенностей самостоятельных занятий для юношей и девушек. Знание основных принципов построения самостоятельных занятий и их гигиены |
2. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки | Самостоятельное использование и оценка показателей функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. |
3. Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности | Знание требований, которые предъявляет профессиональная деятельность к личности, ее психофизиологическим возможностям, здоровью и физической подготовленности. Использование знаний динамики работоспособности в учебном году и в период экзаменационной сессии. Умение определять основные критерии нервно-эмоционального, психического и психофизического утомления. Овладение методами повышения эффективности производственного и учебного труда; освоение применения аутотренинга для повышения работоспособности |
4.Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста | Обоснование социально-экономической необходимости специальной адаптивной и психофизической подготовки к труду. Умение использовать оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Применение средств и методов физического воспитания для профилактики профессиональных заболеваний. Умение использовать на практике результаты компьютерного тестирования состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования |
практическая часть | |
Учебно-методические занятия | Демонстрация установки на психическое и физическое здоровье. Освоение методов профилактики профессиональных заболеваний. Овладение приемами массажа и самомассажа, психорегулирующими упражнениями. Использование тестов, позволяющих самостоятельно определять и анализировать состояние здоровья; овладение основными приемами неотложной доврачебной помощи. Знание и применение методики активного отдыха, массажа и самомассажа при физическом и умственном утомлении. Освоение методики занятий физическими упражнениями для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения и основных функциональных систем. Знание методов здоровьесберегающих технологий при работе за компьютером. |
1. Легкая атлетика. Кроссовая подготовка | Освоение техники беговых упражнений (кроссового бега, бега на короткие, средние и длинные дистанции), высокого и низкого старта, стартового разгона, финиширования; бега 100 м, эстафетный бег 4 100 м, 4 400 м; бега по прямой с различной скоростью, равномерного бега на дистанцию 2 000 м (девушки) и 3 000 м (юноши). Умение технически грамотно выполнять (на технику): прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту способами: «прогнувшись», перешагивания, «ножницы», перекидной. Метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши); толкание ядра; сдача контрольных нормативов |
2. Лыжная подготовка | Овладение техникой лыжных ходов, перехода с одновременных лыжных ходов на попеременные. Преодоление подъемов и препятствий; выполнение перехода с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. Сдача на оценку техники лыжных ходов. Умение разбираться в элементах тактики лыжных гонок: распределении сил, лидировании, обгоне, финишировании и др. Прохождение дистанции до 3 км (девушки) и 5 км (юноши). Знание правил соревнований, техники безопасности при занятиях лыжным спортом. Умение оказывать первую помощь при травмах и обморожениях |
3. Гимнастика | Освоение техники общеразвивающих упражнений, упражнений в паре с партнером, упражнений с гантелями, набивными мячами, упражнений с мячом, обручем (девушки); выполнение упражнений для профилактики профессиональных заболеваний (упражнений в чередовании напряжения с расслаблением, упражнений для коррекции нарушений осанки, упражнений на внимание, висов и упоров, упражнений у гимнастической стенки), упражнений для коррекции зрения. Выполнение комплексов упражнений вводной и производственной гимнастики |
4. Спортивные игры | Освоение основных игровых элементов. Знание правил соревнований по избранному игровому виду спорта. Развитие координационных способностей, совершенствование ориентации в пространстве, скорости реакции, дифференцировке пространственных, временных и силовых параметров движения. Развитие личностно-коммуникативных качеств. Совершенствование восприятия, внимания, памяти, воображения, согласованности групповых взаимодействий, быстрого принятия решений. Развитие волевых качеств, инициативности, самостоятельности. Умение выполнять технику игровых элементов на оценку. Участие в соревнованиях по избранному виду спорта. Освоение техники самоконтроля при занятиях; умение оказывать первую помощь при травмах в игровой ситуации |
7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Физическая культура» включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.
Текущий контроль успеваемости осуществляется в форме выполнения практических заданий.
В основе текущего контроля используется четырехбальная шкала оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся в начале изучения дисциплины.
К рабочей программе УД «Физическая культура» разработан фонд оценочных средств (ФОС), который включает в себя контрольно-измерительные материалы (КИМы), предназначенные для оценки результатов обучения.
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) осуществляется в форме выполнения упражнений.
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
8.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины Физическая культура требует наличия спортивного зала
Спортивные сооружения:
- спортивный зал, оснащенный оборудованием для проведения волейбола, баскетбола;
- для проведения гимнастических занятий (маты), тренажерный зал с комплексом тренажеров;
- открытое плоскостное сооружение для игры в футбол, волейбол, баскетбол;
- лыжная база ДЮСШ зимних видов спорта «Спартак»
Спортивный инвентарь:
Мячи по всем игровым видам спорта, обеспечивающие условия выполнения программы по физической культуре, скакалки, экспандеры, гантели, обручи, гимнастические коврики, теннисные столы, лыжи, силовые тренажеры.
Учебно-методическая документация:
- учебно-методический комплекс
- методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
- контрольно-измерительные материалы по темам и разделам учебной дисциплины
8.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основная:
1. Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для учреждений на. и сред. проф. образования/ А.А. Бишаева. – 6-е изд., стер.- М.: Издательский центр. академии; 2013.- 304.
Дополнительная:
2. Лях В.И. Физическая культура. 10-11 классы: Учебник для общеобр.учреждений/ В.И.Лях, А.А. Зданевич; Под ред. В.И.Ляха.-5-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 237с.
8. ПРИЛОЖЕНИЯ
Оценка уровня физических способностей обучающихся
Приложение №1
Легкая атлетика
Характеристика упражнений | пол | I курс | ||
5 | 4 | 3 | ||
1. Бег 100 м (с) | Д | 16,2 | 17,6 | 19,0 |
Ю | 14,0 | 14,8 | 15,2 | |
2.Бег500 м(мин) 1000 м (мин) 2000 м (мин) 3000 м (мин) | Д | 2,0 | 2,10 | 2,20 |
Ю | 3,30 | 3,50 | 4,05 | |
Д | 11,00 | 13,00 | 14,00 | |
Ю | 13,00 | 14,30 | 15,30 | |
3. Прыжки с разбега (см) | Д | 360 | 330 | 270 |
Ю | 410 | 390 | 340 | |
4. Прыжки с места (см) | Д | 180 | 170 | 160 |
Ю | 230 | 215 | 205 | |
5. Метание гранаты (м) | Д | 18 | 16 | 14 |
Ю | 32 | 30 | 27 |
Приложение №2
Спортивные игры «Баскетбол»
№ | Упражнения | I курс | |||
«5» | «4» | «3» | |||
1 | Атака на кольцо с двух шагов (10 раз) | д | 5 | 4 | 3 |
ю | 6 | 5 | 4 | ||
2 | Штрафной бросок (10 раз) | д | 4 | 3 | 2 |
ю | 5 | 4 | 3 | ||
3 | Разновидность ведения: стоя на месте, по переменно левой, правой рукой на время | д | 1.30 | 1.15 | 1.00 |
ю | 2.00 | 1.45 | 1.30 | ||
4 | Передача мяча в стену (одной рукой от плеча) в течение одной минуты расстояние 2,5 м | д | 48 | 46 | 44 |
ю | 52 | 50 | 48 |
Приложение №3
Спортивные игры «Волейбол»
№ п\п | Упражнения | I курс | |||
3 | 4 | 5 | |||
1 | Верхняя передача через сетку в парах | Д Ю | 10 12 | 13 15 | 18 19 |
2 | Нижняя передача в стену (расстояние от стены не менее 1м) | Д Ю | 5 7 | 8 10 | 12 14 |
3 | Подача мяча через сетку (из 10 попыток) | Д Ю | 3 4 | 4 5 | 5 6 |
4 | Верхняя передача над собой | Д Ю | 4 6 | 5 7 | 6 8 |
Приложение №4
Лыжная подготовка
№ | упражнения | 1 курс | ||
«5» «4» «3» | ||||
1 | Бег на лыжах (мин. сек.) 3 КМ | Д | 20.00 20.30 21.00 | |
2 | Бег на лыжах (мин. сек.) 5 КМ | Ю | 26.30 27.00 27.30 |
Приложение №5
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Тесты | Оценка в баллах | ||
5 | 4 | 3 | |
| 11,00 | 13,00 | б/вр |
| 19.00 | 21,00 | б/вр |
| 16.5 | 17.0 | 17.5 |
| 190 | 175 | 160 |
опора о стену (количество раз на каждой ноге) | 8 | 6 | 4 |
| 20 | 10 | 5 |
| 25 | 20 | 15 |
| 40 | 35 | 30 |
| 9,5 | 6,5 | 5,0 |
– утренней гимнастики – производственной гимнастики – релаксационной гимнастики (из 10 баллов) | до 9 | до 8 | до 7,5 |
Приложение №6
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Тесты | Оценка в баллах | ||
5 | 4 | 3 | |
| 12,30 | 14,00 | б/вр |
| 25,50 | 27,20 | б/вр |
| 14,0 | 14,5 | 15,0 |
| 10 | 8 | 5 |
| 230 | 210 | 190 |
| 9,5 | 7,5 | 6,5 |
| 13 | 11 | 8 |
| 40 | 35 | 30 |
| 30 30 | 25 25 | 20 20 |
| 7 | 5 | 3 |
– утренней гимнастики; – производственной гимнастики; – релаксационной гимнастики (из 10 баллов) | до 9 | до 8 | до 7,5 |
Приложение №7
Упражнения и тесты по профессионально-прикладной подготовке
№ п/п | Описание теста, единицы измерения | Тестируемое качество | Специальность | Оценка | ||
5 | 4 | 3 | ||||
1. | Бег 30 м, с | Скоростные | ОБ; ОД, ОС | |||
девушки | 4,8 | 5,3 | 6,1 | |||
юноши | 4,3 | 4,8 | 5,2 | |||
2. | Челночный бег 3×10 м, с старт из-за набивного мяча с обязательным обеганием предмета и касанием мяча) | Координационные способности, быстрота | ОБ; ОД, ОС | |||
девушки | 8,4 | 8,7 | 9,6 | |||
юноши | 7,2 | 7,5 | 8,1 | |||
3. | Прыжки в длину с места | Скоростно-силовые | ОБ; ОД, ОС | |||
девушки | 1.90 | 1.70 | 1.60 | |||
юноши | 2.30 | 2.10 | 1.80 | |||
4. | 6 Минутный бег, м | Выносливость | ОБ; ОД, ОС | |||
девушки | 1300 | 1200 | 900 | |||
юноши | 1500 | 1300 | 1100 | |||
5. | Наклон вперед из положения стоя, см | Гибкость | ОБ; ОД, ОС | |||
девушки | 20 | 14 | 7 | |||
юноши | 15 | 12 | 5 | |||
6. | Удержание в висе на согнутых руках юноши, сек | Силовая выносливость рук | ОБ; ОД, ОС | 30 | 25 | 20 |
7. | Удержание в висе на прямых руках Девушки, сек | ОБ; ОД, ОС | 45 | 35 | 30 | |
8. | Прыжки через скакалку за 1 мин девушки | Скоростная выносливость | ОБ; ОД, ОС | 125 | 120 | 115 |
9. | Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз юноши | Силовая выносливость мышц-сгибателей локтя, кисти, пальцев, разгибателей плеча, депрессоров плечевого пояса. | ОБ; ОД, ОС | 11 | 9 | 4 |
10. | По команде «Марш» пробежать 10 метров, выполнить два кувырка вперед, прыжком поворот кругом, два кувырка вперед, пробежать 10 метров в обратном направлении. Результат, определяется с точностью до 0,1 сек | Координационные способности | ОБ; ОД, ОС | |||
девушки | 13.5 | 14.0 | 15.0 | |||
юноши | 12.0 | 13.0 | 13.5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 1-4 классов ФГОС В.И.Лях
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 1-4 классов ФГОС В.И.Лях...
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 7 класса инклюзивное обучение на 2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа учебного предмета «физическая культура» для учащихся 7 класса МКОУ «Александровская СОШ» разработана на основе примерной программы Федерального компонента ...
Рабочая программа по УД Физическая культура для обучающихся по специальности 38.02.01 "Экономика и организация бухгалтерского учета" (по отраслям)
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС СПО по специальности: 38.02.01...
Рабочая программа по УД Физическая культура для обучающихся специальности 46.02.01 "Документационное обеспечение управления и архивоведение"
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС СПО по специальности: 46.02.01...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета « физическая культура» для обучающегося 9 класса
Индивидуальная рабочая программа для ученика 9 класса ( 0, 25 часа в неделю)...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета « физическая культура» для обучающегося 11 класса
Индивидуальная программа ( 0, 25 часа в неделю) по физической культуре....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебному предмету «физическая культура» для обучающихся со специальной медицинской группой «А», «Б».
Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физическогов...