Программа внеурочной деятельности Легкая атлетика " Королева спорта"
рабочая программа по физкультуре на тему
Настоящая программа внеурочной деятельности для 10-15 летних обучающихся. Составлена на основе авторской программы
учителя физической культуры Смоленской области Юрия Александровича Данченко опубликовавшего данную программу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneur_ulanova_programma_po_legkoy_atletike.docx | 66.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа»
города Котовска Тамбовской области
«УТВЕРЖДЕНО» приказом по школе № ____ от «____» _____________ 2017 г. Директор________________ Г.М.Галцынов | «ПРИНЯТО» на заседании Председатель методсовета ----------------- Парпиева Т.В. |
Дополнительная
образовательная программа
«Лёгкая атлетика королева спорта »
физкультурно-спортивной направленности
срок реализации 4 года
возраст обучающихся 10-15 лет
форма организации образовательной деятельности – кружок
Составитель: Уланова Екатерина Игоревна,
учитель физической культуры.
Котовск ,2017
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа» г. Котовска Тамбовской области |
2. Полное название программы | «Лёгкая атлетика королева спорта» |
3. Сведения о составителе: | |
3.1. Ф.И.О., должность | Уланова Е.И., учитель физической культуры |
4. Сведения о программе: | |
4.1. Область применения | дополнительное образование |
4.2. Направленность | физкультурно-спортивная |
4.3. Тип программы | модифицированная |
4.4. Вид программы | образовательная |
4.5. Возраст обучающихся по программе | 10-15 лет |
4.6. Продолжительность обучения | 4 года |
5. Заключение методического совета | Протокол заседания № 1 от 29.08.2017 г. |
Пояснительная записка
Программа разработана на основе методических рекомендаций внеурочной деятельности «Легкая атлетика» под редакцией Г.А. Колодницкого, В.С. Кузнецова, М.В. Маслова (Просвещение, 2011год), на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич (М.: Просвещение, 2017. Допущено Министерством образования и науки РФ) Рабочая программа взята у учителя физической культуры Смоленской области Юрия Александровича Данченкова опубликовавшего данную программу.
Легкая атлетика, один из основных и наиболее массовых видов спорта, не зря называют "королевой спорта". По количеству разыгрываемых комплектов медалей, представительству стран-участниц всех континентов и числу зрителей, наблюдающих за соревнованиями на стотысячных стадионах, она не имеет себе равных. Образовательная программа «Легкая атлетика» имеет спортивно - оздоровительную направленность, подготовлена с учетом базовых требований и учебных программ для занятий во внеурочное время.
Легкая атлетика имеет большое прикладное значение, ведь с ее помощью развиваются основные физические качества - выносливость, сила, скорость, гибкость, что широко применяются в повседневной жизни, в частности - в трудовой деятельности. Во время занятий легкой атлетикой приобретаются навыки координации движений, быстрого и экономического передвижения и рационального выполнения сложных физических упражнений. Все кто занимаются легкой атлетикой, приобретают специальные знания относительно техники исполнения физических упражнений, основных функций человеческого организма, организации тренировочных занятий, режима личной гигиены, питания, работы и отдыха. Кроме этого, легкая атлетика имеет воспитательное значение, способствуя популяризации здорового образа жизни. Правильная организация и методика проведения занятий и соревнований положительно влияют на формирование личности человека, развитие ее моральных качеств (воли, целенаправленности, выдержки) и умственных способностей (самооценки собственных возможностей и тому подобное).
Легкоатлетические упражнения требуют от детей развития физических качеств, специфических антропометрических особенностей, высокой психической устойчивости, умения качественно реализовывать эти потенциальные способности в конкретных и разнохарактерных видах спортивных упражнений.
Цель программы – создание оптимальных условий и содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка и укрепление здоровья занимающихся, через обучение легкой атлетике.
Целостная система подготовки решает следующие основные задачи:
Обучающие:
-формирование стойкого интереса к занятиям легкой атлетикой;
-формирование специальных знаний, умений и навыков.
Развивающие:
-развитие физических способностей;
-раскрытия потенциала каждого ребенка;
-развития морально
-волевых качеств;
-развития внимания, мышления.
Воспитательные:
-воспитание нравственных, эстетических личностных качеств обучающихся:
доброжелательность, трудолюбие, честность, порядочность, ответственность,
культуру поведения, уважение к людям,
-взаимопонимание и бесконфликтность в общении.
Возраст детей: программа составлена для учащихся 5,6-7,8,9 классов
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 час в неделю в каждом классе (34 часа в год).
Этапы:
первый этап - включает в себя развитие основных физических качеств и овладение базовыми основами техники избранного вида спорта;
второй этап - дальнейшее развитие базовых основ техники и основных физических качеств и двигательных навыков;
Формы и режим занятия: групповые занятия, длительность занятия – 45 минут. Для более качественного освоения предметного содержания занятия подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:
- образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;
- образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов легкой атлетики, подвижных игр, спортивных игр;
- образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих занятиях, формируются представления о физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки. Основными формами подведения итогов программы являются:
- тестирование;
- умение осуществлять бег на заданной дистанции, осуществлять различные виды прыжков и метаний, выполнять индивидуальные и коллективные действия.
- знание основ техники легкоатлетических, специальных беговых упражнений и способность применения их на практике:
- способность самостоятельно осуществлять и организовать занятие по легкой атлетике.
Тестирование проводится с целью определения эффективности занятий 2 раза в год по выбору педагога. Тесты выбираются педагогом исходя из цели занятий.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Основными показателями выполнения программных требований являются:
- выполнение контрольных нормативов;
- овладение теоретическими знаниями;
- знание и выполнение правил легкоатлетических, специальных беговых упражнений;
- способность применять основные приёмы самоконтроля;
- знание правил поведения в спортивном зале и на спортивной площадке;
- знание основ истории развития лёгкой атлетики
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
-дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты:
-формирование знаний о легкой атлетике и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:
потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;
умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;
спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
стремление индивида вовлечь в занятия легкой атлетикой свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности :
В результате изучения раздела «Лёгкая атлетика» курса «Физическая культура» на занятиях и во внеурочной деятельности учащиеся должны
Характеризовать
- значение лёгкой атлетики в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
- прикладное значение легкоатлетических упражнений;
- правила безопасного поведения во время занятий лёгкой атлетикой;
- названия разучиваемых легкоатлетических упражнений;
- технику выполнения легкоатлетических упражнений, предусмотренных учебной программой;
- типичные ошибки при выполнении легкоатлетических упражнений;
- упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
- основное содержание правил соревнований в беге на короткие и средние дистанции, прыжках в длину и в высоту с разбега, метании малого мяча (гранаты) на дальность;
- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами лёгкой атлетики.
Уметь
- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях лёгкой атлетикой;
- технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты);
- контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях лёгкой атлетикой;
- выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.
- технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты);
- контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях лёгкой атлетикой;
- выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.
Демонстрировать:
5-6 класс
Оценка | Прыжок в длину с места (см) | Бег 30м (сек) | Подтягивание (мальчик) | Поднимание туловища из положения, лежа на спине за 30сек. (девочк) | Бег 1000м (мин. сек) | Оценка | Прыжок в длину с места (см) | Бег 30м (сек) |
мальчики | девочки | мальчики | девочки | |||||
Высокий | 190 | 170 | 4.9 | 5.0 | 9 | Высокий | 190 | 170 |
Средний | 170 | 150 | 5.4 | 5.6 | 6 | Средний | 170 | 150 |
Низкий | 150 | 130 | 6.0 | 6.3 | 2 | Низкий | 150 | 130 |
7-9 класс
Оценка | Прыжок в длину с места (см) | Бег 30м (сек) | Подтягивание (мальчик) | Поднимание туловища из положения, лежа на спине за 30сек. (девочк) | Бег 1000м (мин. сек) | Оценка | Прыжок в длину с места (см) | Бег 30м (сек) |
мальчики | девочки | мальчики | девочки | |||||
Высокий | 208 | 185 | 4.7 | 4.9 | 10 | Высокий | 208 | 185 |
Средний | 190 | 170 | 5.4 | 5.5 | 8 | Средний | 190 | 170 |
Низкий | 170 | 143 | 5.8 | 6.1 | 3 | Низкий | 170 | 143 |
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Из них | ||||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | ||||
1 | Бег на короткие дистанции | 30 | 8 | 8 | 7 | 7 | |
2 | Метание малого мяча | 30 | 8 | 8 | 7 | 7 | |
3 | Прыжки в длину с разбега «согнув ноги» | 28 | 6 | 6 | 8 | 8 | |
4 | Прыжки в высоту «перешагиванием» | 28 | 6 | 6 | 8 | 8 | |
5. | Подвижные игры с элементами легкой атлетики | 20 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
Итого часов: | 136 | 34 | 34 | 34 | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Из них | ||
теория | практика | ||||
1. | Бег на короткие дистанции | 8 | В процессе обучения | 8 | |
1.1 | Техника выполнения высокого старта | 2 | - | 2 | |
1.2 | Техника выполнения низкого старта | 3 | - | 3 | |
1.3 | Стартовый разгон и бег по дистанции | 3 | - | 3 | |
2 | Прыжки в длину с разбега «согнув ноги» | 6 | В процессе обучения | 6 | |
2.1 | Техника отталкивания в прыжках в длину с разбега «согнув ноги» | 3 | - | 3 | |
2.2 | Техника приземления | 3 | - | 3 | |
3. | Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание» | 6 | В процессе обучения | 6 | |
3.1 | Техника отталкивания с места и небольшого разбега, а также правильному выполнению маховых движений ногой и руками при отталкивании | 2 | - | 2 | |
3.2 | Постановка толчковой ноги на место отталкивания | 4 | - | 4 | |
4. | Метание малого мяча | 8 | В процессе обучения | 8 | |
4.1 | Техника выполнения хлесткому движению метающей руки в финальном усилии | 1 | - | 1 | |
4.2 | Техника выхода в положение "натянутого лука" в финальном усилии | 1 | - | 1 | |
4.3 | Метание малого мяча с одного шага, стоя боком в направлении метания. | 4 | - | 4 | |
4.4 | Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 6-8м. | 2 | - | 2 | |
5. | Подвижные игры с элементами легкой атлетикой | 5 | В процессе обучения | 5 | |
5.1 | Развитие физических способностей в подвижных играх с элементами легкой атлетики | 5 | - | 5 |
Содержание курса внеурочной деятельности
1 раздел: Беговые упражнения
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях легкой атлетике
Физическая культура человека
- режим дня, его основное содержание и правила планирования.
Практическая часть: высокий старт, низкий старт, стартовый разгон, бег с ускорением, высокий старт. Бег с высокого старта. Бег с опорой на одну руку.
2 раздел: Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в длину с разбега.
- история развития легкой атлетики
Практическая часть: Прыжки в длину с места. Отталкивание в прыжках в длину с разбега. Приземления. Прыжки в длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники прыжков.
3 раздел: Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в высоту.
Физическая культура (основные понятия).
- физическое развитие человека
Практическая часть: Отталкивание с места и небольшого разбега, а также правильному выполнению маховых движений ногой и руками при отталкивании. Постановка толчковой ноги на место отталкивания. Прыжки в высоту с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и прыжков.
4 раздел: Метание малого мяча
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.
Физическая культура человека
- значение правильного питания при занятиях спортом
Практическая часть: Метание теннисного мяча с одного шага, стоя боком в направлении метания. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 6-8м
5 раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетикой
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.
Способы двигательной деятельности
- подготовка к занятиям легкой атлетикой
Практическая часть:
Игры с бегом: «Волк во рву», « Жмурки», « Ловушки», « Картошка», «Выше ноги от земли», «Лапта», эстафеты.
Игры с прыжками: «Попрыгунчики-воробушки», « Прыжки по полоскам» ,«Перемена мест», «Удочка», «Бой петухов»
Игры с метанием: «Кто дальше бросит», «Невод», «Гонка мячей по кругу».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 год
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Из них | |
теория | практика | |||
1. | Бег на короткие дистанции | 8 | В процессе обучения | 8 |
1.1 | Техника выполнения низкого старта | 2 | - | 2 |
1.2 | Стартовый разгон и бег по дистанции | 3 | - | 3 |
1.3 | Техника движения рук в беге | 3 | - | 3 |
2 | Прыжки в длину с разбега «согнув ноги» | 6 | В процессе обучения | 6 |
2.1 | Техника отталкивания в прыжках в длину с разбега «согнув ноги» | 3 | - | 3 |
2.2 | Техника приземления | 3 | - | 3 |
3. | Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание» | 6 | В процессе обучения | 6 |
3.1 | Техника отталкивания с места и небольшого разбега, а также правильному приземлению в прыжках в высоту | 2 | - | 2 |
3.2 | Техника разбега в сочетании отталкиванием | 4 | - | 4 |
4. | Метание малого мяча | 8 | В процессе обучения | 8 |
4.1 | Техника выполнения хлесткому движению метающей руки в финальном усилии | 1 | - | 1 |
4.2 | Техника выхода в положение "натянутого лука" в финальном усилии | 1 | - | 1 |
Техника выполнения скрестного шага | 1 | - | 1 | |
4.3 | Метание малого мяча с двух – трех шагов разбега | 3 | - | 3 |
4.4 | Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 8 - 10м. | 2 | - | 2 |
5. | Подвижные игры с элементами легкой атлетикой | 5 | В процессе обучения | 5 |
5.1 | Развитие физических способностей в подвижных играх с элементами легкой атлетики | 5 | - | 5 |
Содержание курса внеурочной деятельности
1 раздел: Беговые упражнения
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях легкой атлетике
Физическая культура человека
- закаливание организма.
Практическая часть: низкий старт, стартовый разгон и бег по дистанции 40-60 м, движение рук в беге, бег с ускорением.
2 раздел: Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в длину с разбега
История развития легкой атлетики.
- легкая атлетика - как вид спорта
Практическая часть: прыжки в длину с места; отталкивание в прыжках в длину с разбега. Приземления. Разбег в сочетании с отталкиванием. Прыжки в длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники прыжков.
3 раздел: Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в высоту.
Физическая культура (основные понятия).
- физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитие физических качеств
Практическая часть: Отталкивание с места и небольшого разбега, а также правильному приземлению. Разбег в сочетании с отталкиванием. Прыжки в высоту с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и прыжков.
4 раздел: Метание малого мяча
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.
Физическая культура человека:
- основные приёмы самоконтроля.
Практическая часть: Метание теннисного мяча, стоя боком в направлении метания, выход в положение "натянутого лука" в финальном усилии; выполнение хлесткому движению метающей руки в финальном усилии; метание малого мяча с двух – трех шагов разбега; метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 8-10м.
5 раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетикой
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.
Способы двигательной деятельности
- проведение самостоятельных занятий прикладной физической культурой.
Практическая часть:
Игры с бегом: «Знамя», « Жмурки», « Ловушки», « Выручай!», «Выше ноги от земли», «Лапта», эстафеты.
Игры с прыжками: «Кузнечики», « Прыжки по полоскам», «Перемена мест», «Удочка», «Бой петухов»
Игры с метанием: «Кто дальше бросит», «Невод», «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 год
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Из них | ||
теория | практика | ||||
1. | Бег на короткие дистанции | 7 | В процессе обучения | 7 | |
1.1 | Техника выполнения низкого старта и стартового разгона | 3 | - | 3 | |
1.2 | Стартовый разгон и бег по прямой дистанции с максимальной скоростью | 4 | - | 4 | |
2 | Прыжки в длину с разбега "согнув ноги" | 8 | В процессе обучения | 8 | |
2.1 | Техники движения в полете в прыжках в длину с разбега | 4 | - | 4 | |
2.2 | Ритм последних шагов | 4 | - | 4 | |
3. | Прыжки в высоту с разбега способом "перешагивание | 8 | В процессе обучения | 8 | |
3.1 | Техника разбега в сочетание с отталкиванием | 4 | - | 4 | |
3.2 | Техника перехода через планку | 4 | - | 4 | |
4. | Метание малого мяча | 7 | В процессе обучения | 7 | |
4.1 | Техника выполнения скрестного шага | 1 | - | 1 | |
4.2 | Техника метания малого мяча на дальность с трех бросковых шагов | 1 | - | 1 | |
4.3 | Отведение руки с малым мячом на два шага и метанию с четырех бросковых шагов. | 3 | - | 3 | |
4.4 | Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния10-12м. | 2 | - | 2 | |
5. | Подвижные игры с элементами легкой атлетикой | 5 | В процессе обучения | 5 | |
5.1 | Развитие физических способностей в подвижных играх с элементами легкой атлетики | 5 | - | 5 |
Содержание курса внеурочной деятельности
1 раздел: Беговые упражнения
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях легкой атлетике
Физическая культура человека
- влияние занятий легкой атлетикой на формирование положительных качеств личности.
Практическая часть: стартовый разгон и бег по дистанции 60 м; стартовый разгон и бег по прямой дистанции с максимальной скоростью.
2 раздел: Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в длину с разбега
История развития легкой атлетики.
- место и значение легкой атлетики в системе физического воспитания.
Практическая часть: прыжки в длину с места; движение в полете в прыжках в длину с разбега; ритм последних шагов в отталкивании в прыжках в длину с разбега. Прыжки в длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники прыжков.
3 раздел: Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в высоту.
Физическая культура (основные понятия).
-организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Практическая часть: разбег в сочетание с отталкиванием; переход через планку. Прыжки в высоту с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и прыжков.
4 раздел: Метание малого мяча
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.
Физическая культура человека:
- умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях.
Практическая часть: выполнение «крестного» шага при разбеге; метания малого мяча на дальность с трех бросковых шагов; Отведение руки с малым мячом на два шага при разбеге и метанию с четырех бросковых шагов; метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 10-12м.
5 раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетикой
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.
Способы двигательной деятельности
- Организация досуга средствами физической культуры.
Практическая часть:
Игры с бегом: «Футбол», « Баскетбол», «Русская лапта», легкоатлетические эстафеты.
Игры с прыжками: «Кузнечики», « Прыжок за прыжком», «выше ноги от земли», «Удочка», «Бой петухов», прыжки со скакалкой.
Игры с метанием: «Кто дальше бросит», «Метко в цель», «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему», «Лапта»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 год
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Из них | ||
теория | практика | ||||
1. | Бег на короткие дистанции | 7 | В процессе обучения | 7 | |
1.1 | Техника бега с максимальной скорости по прямой дистанции | 4 | - | 4 | |
Техника перехода от стартового разгона к бегу по дистанции. | 3 | - | 3 | ||
2 | Прыжки в длину с разбега "согнув ноги" | 8 | В процессе обучения | 8 | |
2.1 | Отработка отдельных элементов прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» | 2 | - | 2 | |
2.2 | Подбор индивидуального разбега для каждого ученика | 3 | - | 3 | |
2.3 | Прыжок в длину с полного разбега. | 3 | - | 3 | |
3. | Прыжки в высоту с разбега способом "перешагивание | 8 | В процессе обучения | 8 | |
3.1 | Отработка отдельных элементов прыжка в высоту способом «перешагивания» | 2 | - | 2 | |
3.2 | Подбор индивидуального разбега для каждого ученика | 3 | - | 3 | |
3.3 | Прыжок в высоту с полного разбега. | 3 | 3 | ||
4. | Метание малого мяча | 7 | В процессе обучения | 7 | |
4.1 | Техника отведения руки с малым мячом на два шага в ходьбе и медленном беге. | 2 | - | 2 | |
4.2 | Технике разбега и метанию малого мяча с полного разбега | 3 | - | 3 | |
4.3 | Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 12-16 м. | 2 | - | 2 | |
5. | Подвижные игры с элементами легкой атлетикой | 5 | В процессе обучения | 5 | |
5.1 | Развитие физических способностей в подвижных играх с элементами легкой атлетики | 5 | - | 5 |
Содержание курса внеурочной деятельности
1 раздел: Беговые упражнения
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях легкой атлетике
Физическая культура человека
- проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Практическая часть: стартовый разгон и бег по дистанции 60 м; стартовый разгон и бег по прямой дистанции с максимальной скоростью.
2 раздел: Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в длину с разбега
История развития легкой атлетики.
- выдающиеся достижения отечественных спортсменов по легкой атлетике.
Практическая часть: прыжки в длину с места; движение в полете в прыжках в длину с разбега; подбор индивидуального разбега для каждого ученика; ритм последних шагов в отталкивании в прыжках в длину с разбега. Прыжки в длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники прыжков.
3 раздел: Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в высоту.
Физическая культура (основные понятия).
- здоровье и здоровый образ жизни.
Практическая часть: разбег в сочетание с отталкиванием; переход через планку. Подбор индивидуального разбега для каждого ученика Прыжки в высоту с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и прыжков.
4 раздел: Метание малого мяча
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.
Физическая культура человека:
- умение оказывать помощь своим сверстникам.
Практическая часть: выполнение «крестного» шага при разбеге; метания малого мяча на дальность с трех бросковых шагов; Отведение руки с малым мячом на два шага в ходьбе и медленном беге; метание малого мяча с полного разбега; метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 12-16м.
5 раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетикой
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.
Способы двигательной деятельности
- Организация досуга средствами физической культуры.
Практическая часть:
Игры с бегом: «Футбол», « Баскетбол», «Русская лапта», легкоатлетические эстафеты.
Игры с прыжками: «Кузнечики», « Прыжок за прыжком», «выше ноги от земли», «Удочка», «Бой петухов», прыжки со скакалкой.
Игры с метанием: «Кто дальше бросит», ««Метко в цель», «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему», «Лапта»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В учебных группах первого и второго года обучения.
В обучении детей основное внимание уделяется освоению знаний, средств, методов общей физической подготовки. Учебное занятие строится традиционно: разминка в виде медленного бега, гимнастических упражнений на растягивание мышечного аппарата, 3-5 ускорений (от 10 до 30 м), около половины времени занятий отводится спортивным и подвижным играм.
В учебных группах третьего и четвертого года обучения.
Обучение на занятиях направлено на изучение разнообразных спортивных упражнений легкой атлетики, на освоение умений правильно оценивать свои возможности в соревновательной, игровой ситуации, распределять свои усилия, действовать рационально и целесообразно планируемому результату, освоению знаний средств и методов специальной физической подготовки.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Количество |
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
1.1. | Стандарт основного общего образования по физической культуре | Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала) |
1.2. | Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы | |
1.3. | Рабочие программы по физической культуре | |
1.4. | Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха Физическая культура. 5-7 классы / Под редакцией М.Я. Виленского. Учебник для общеобразовательных учреждений. В.И. Лях, А.А. Зданевич. Физическая культура. 8-9 классы / Под общ. ред. В.И. Ляха. Пособие для учителя/ на сайте издательства по адресу: http://www.prosv.ru/ebooks/Vilenskii_Fiz-ra_5-7kl/index.html В.И. Лях, А.А. Зданевич. Физическая культура. Методическое пособие. 10-11 классы. Базовый уровень/ на сайте издательства «Просвещение» по адресу: http://www.prosv.ru/ebooks/Lah_Fiz-ra_10-11 /index.html. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика (серия «Работаем по новым стандартам»). Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. | Учебники, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации, входят в библиотечный фонд. Методические пособия и тестовый контроль к учебникам входят в библиотечный фонд |
1.5. | Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению | В составе библиотечного фонда |
1.6. | Методические издания по физической культуре для учителей | Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе» |
1.7. | Федеральный закон «О физической культуре и спорте» | В составе библиотечного фонда |
Список литературы
Для педагога:
- Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2012 Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.)
- Пособия Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011г.
Для обучающегося:
- Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М. 2008г.
- Вамк Б.В. «Тренерам юных легкоатлетов». М. 2009г
- Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. Москва, 2007.
- В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. Планирование и организация занятий. М. :Дрофа, 2008. С. – 3312003.
- Лыхов В.И. «Судейство соревнований по легкой атлетике». М. 2008г. Попов В. Б. «Прыжки в длину». М.2011г
Рецензия
на программу дополнительного образования
«Лёгкая атлетика королева спорта»
Улановой Екатерины Игоревны,
Учителя физической культуры,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа»
г. Котовска Тамбовской области
Дополнительная образовательная программа «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА королева спорта» ориентирована на детей и подростк
ов, обучающихся в МБОУ «СОШ» города Котовска. Срок реализации программы 4 года.
Реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки.
Дополнительная образовательная программа в области физической культуры и спорта, направлена на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.
Программа в МБОУ «СОШ» разработана в соответствии с законами, нормативно-правовыми актами и федеральными стандартами по видам спорта:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 No 273-ФЗ;
-Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 No730 «Об утверждении федеральных государс
твенных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»;
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 12.09
.2013 No731 «Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным образовательным программам в области физической культуры и спорта».
Вид спорта(циклический): легкая атлетика.
Дополнительная образовательная программа «ЛЕГКАЯ
АТЛЕТИКА королева спорта» позволяет последовательно решать задачи физического воспитания и образования на всех этапах многолетней спортивной подготовки.
Учитель I категории МБОУ «Основная общеобразовательная школа» г.Котовска Ясиновская Н.В.
Рецензия
на программу дополнительного образования
«легкая атлетика королева спорта»
Улановой Екатерины Игоревны,
Учителя физической культуры,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа»
г. Котовска Тамбовской области
Учитель физической культуры Уланова Е.И. разработала программу дополнительного образования «Лёгкая атлетика королева спорта». Программа утверждена на МО учителей ФК и ОБЖ. Содержание рабочей программы охватывает весь материал, необходимый для обучения учащихся. Рабочая программа включает тематическое планирование, учитывающее максимальную нагрузку и часы на практические занятия.
Пояснительная записка показывает предназначение рабочей программы для реализации государственных требований и минимального содержания к уровню физической подготовки учащихся. Актуальность данной программы заключается в том, что она позволяет повысить уровень знаний в овладении видами лёгкой атлетики. Педагогом чётко, логично и последовательно определены цели и задачи программы в целом. Эти критерии легли в основу разработки тематического планирования. Программа построена таким образом, что помогает ребёнку за минимальный промежуток времени овладеть основами техники по данному виду спорта.
Содержание дисциплины в рабочей программе разбито по темам, внутри которых определены знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в результате освоения знаний. В программе учтена специфика учебного заведения и отражена практическая направленность курса. Она рассчитана на раскрытие индивидуальных способностей каждого обучающегося, самостоятельности на занятиях. Программа предполагает использование разнообразных форм и методов работы на доступном для них уровне. Программа последовательно решает основные задачи физического воспитания, а также приближена к интересам и запросам детей.
Таким образом, данная программа дополнительного образования может быть рекомендована для планирования работы в спортивной секции «Лёгкая атлетика».
Учитель I категории МБОУ «Основная общеобразовательная школа» г.Котовска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Легкая атлетика – «королева спорта».
Легкая атлетика – «королева спорта».Сюжетно-ролевой урок.(можно использовать в разных классах, в зависимости от сложности упражнений) IВводно-подготовительная часть: 1. Построение на школьно...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Легкая атлетика» для 7 класса
Отличительной особенностью представленной программы является то, что она, основываясь на курсе обучения, раскрывает обязательный минимум для такого рода программ. В програм...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Легкая атлетика"
Рабочая программа спортивно-оздоровительной группы составлена на основе «Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Легкая атлетика"
Программа внеурочной деятельности «Легкая атлетика» составлена в соответствии с ФГОС ООО. Программа составлена для обучающихся 5 класса, количество часов-34. Занятия пр...
Программа внеурочной деятельности по физической культуре «Легкая атлетика – королева спорта»
В основу программы «Легкая атлетика-королева» положен один из видов программного материала «Легкая атлетика» комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Легкая атлетика"
Программа разработана на основе методических рекомендаций внеурочной деятельности «Легкая атлетика» под редакцией Г.А. Колодницкого, В.С. Кузнецова, М.В. Маслова (Просвещение, ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Легкая атлетика» На уровень начального общего образования 4 года реализации
Рабочая программа внеурочной деятельности «Легкая атлетика»На уровень начального общего образования 4 года реализации...