Возможности урока физической культуры в формировании универсальных учебных действий
статья по физкультуре по теме
О возможностях уроков физической культуры в формировании универсальных учебных действий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Возможности урока физической культуры в формировании универсальных учебных действий
Гаджиев Н.М.,
учитель физической культуры
МАОУ Гимназия №1
г.Сухой Лог
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который направлен на развитие деятельностных оснований образовательного процесса, формирование и развитие универсальных учебных действий.
Ориентируясь на специфику предмета, учитель, в том числе и учитель физической культуры, создает условия для самостоятельного успешного усвоения ребятами новых знаний, умений, формирования их умения учиться.
Активно включаясь в ходе уроков и внеурочной деятельности в общение, взаимодействие со сверстниками, учащиеся приходят к личностным результатам освоения содержания ФГОС. Они учатся проявлять положительные качества личности и управлять своими, проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать помощь сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
На уроках физической культуры учащиеся достигают и определенных метапредметных результатов: обеспечивают защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; организовывают самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; планируют собственную деятельность, распределяют нагрузку и отдых в процессе ее выполнения. Они учатся технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты освоения ФГОС включают освоенные учащимися в ходе изучения физической культуры следующие умения: планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки.
Важным для развития универсальных учебных действий науроках физической культуры метод проблемного обучения. В нем сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности.
На уроках целесообразным является использование проблемных вопросов, проблемных ситуаций (организация их идет совместно с детьми), демонстрационного эксперимента. При этом к размышлению, поиску учащихся побуждают вопросы «Какие группы мышц развивает упражнение, выполняемое нами на разминке?»; «В чем заключается особенность низкого старта при начале бега?»; «Почему выносливость иногда дает более высокие результаты, нежели природная одаренность?»
Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, логических операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, то есть развивает познавательные универсальные учебные действия.
При создании благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащихся часто используется метод исследовательской деятельности. Ее организация дает положительные результаты: у ребят формируется научное мышление, а не просто накапливаются знания. Исследовательская деятельность дает ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Задания, связанные с поиском ответа на поставленный вопрос можно применять на занятиях, связанных с изучением Олимпийского движения, историей спорта. При этом основная задача состоит в том, чтобы прежде всего заинтересовать учащихся процессом познания, научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Исследовательская работа – прекрасное поле деятельности, при выполнении которой решаются следующие задачи: самореализация личности; приобретение навыков здорового образа жизни.
В 7 классе при изучении раздела «Легкая атлетика» можно предложить учащимся с помощью эксперимента подтвердить значимость силовых упражнений при подготовке к бегу; 8 классе при освоении материала, связанного с игровыми видами спорта, провести домашнее наблюдение за тем, как умение сосредоточиться влияет на успешность ведения мяча и так далее.
На уроках физической культуры, помимо практических занятий, учащиеся представляют свои доклады, проекты: «Значение физической культуры в жизни человека», «Физическая культура и спорт как социальные феномены», «Роль общеразвивающих упражнений в занятиях физической культурой» и так далее.
Данный метод позволяет пробудить у обучающихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний, тем самым развивает регулятивные, коммуникативные и личностные универсальные учебные действия.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры позволяет осуществлять компетентностный подход при изучении предмета. Ученик становится не субъектом, а объектом образовательных отношений. На уроках, где применяются ИКТ, могут использоваться виртуальные экскурсии на стадионы, высококачественные иллюстрации, примеры выполнения упражнений мастерами. Это позволяет повышать мотивационную сферу учащихся, соотносить внутренние и внешние факторы личностного поведения ребенка, побуждать к повышению активной познавательной деятельности.
Таким образом происходит развитие личности через развитие универсальных учебных действий, которые формируют ключевые компетенции и умение проявлять себя в конкретных жизненных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для МО "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ"
Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждый год объём информации увеличивается, её потоки обрушиваются на учеников. Знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нужда...
Применение ИКТ на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действий
Методическая разработка по применению ИКТ на уроках географии...
Доклад на ШМО "Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках информатики, как средства формирования универсальных учебных действий"
Доклад посвящен использованию метода проектов на уроках информатики....
Статья "Возможности курса «Азбука журналистики» в формировании универсальных учебных действий пятиклассников"
Статья "Возможности курса «Азбука журналистики» в формировании универсальных учебных действий пятиклассников"...
Технология развития критического мышления на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действий в 5-7 классах
Цель данной работы - представить эффективность практики применения технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроке географии в формирование УУД у учащихся....
Метод проектов на уроках информатики как средство формирования универсальных учебных действий.
Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий. Совокупность формируемых действий на уроках информатики может быть перенесена на ...
Образовательные проекты и мини-исследования на уроках математики как средства формирования универсальных учебных действий
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвое...