Возможности урока физической культуры в формировании универсальных учебных действий
статья по физкультуре по теме

Гаджиев Нариман Меджидович

О возможностях уроков физической культуры в формировании универсальных учебных действий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности урока физической культуры в формировании универсальных учебных действий

Гаджиев Н.М.,

учитель физической культуры

МАОУ Гимназия №1

 г.Сухой Лог

В основе Федерального  государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который направлен на  развитие деятельностных оснований образовательного процесса, формирование и развитие универсальных учебных действий.

Ориентируясь на специфику предмета, учитель, в том числе и учитель физической культуры, создает условия для самостоятельного успешного усвоения ребятами новых знаний, умений, формирования их умения учиться.

Активно включаясь в ходе уроков и внеурочной деятельности в общение, взаимодействие со сверстниками, учащиеся приходят к  личностным результатам освоения содержания ФГОС. Они учатся проявлять положительные качества личности и управлять своими, проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство  в достижении поставленных целей; оказывать помощь сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

На уроках физической культуры учащиеся достигают и определенных метапредметных результатов: обеспечивают защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; организовывают самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; планируют собственную деятельность, распределяют нагрузку и отдых в процессе ее выполнения. Они учатся технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные результаты освоения ФГОС включают освоенные учащимися в ходе изучения физической культуры следующие умения: планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки.

Важным для развития универсальных учебных действий науроках физической культуры метод проблемного обучения. В нем сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности.

 На уроках целесообразным является использование проблемных вопросов, проблемных ситуаций (организация их идет совместно с детьми), демонстрационного эксперимента. При этом к размышлению, поиску учащихся побуждают вопросы «Какие группы мышц развивает упражнение, выполняемое нами на разминке?»; «В чем заключается особенность низкого старта при начале бега?»; «Почему выносливость иногда дает более высокие результаты, нежели природная одаренность?»

Данный метод  способствует  формированию  у учащихся приемов умственной  деятельности, логических операций  анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, то есть развивает познавательные универсальные учебные действия.

При создании благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащихся часто используется метод  исследовательской деятельности. Ее организация дает положительные результаты: у ребят формируется научное мышление, а не просто накапливаются знания. Исследовательская деятельность дает ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Задания, связанные с поиском ответа на поставленный вопрос можно применять на занятиях, связанных с изучением Олимпийского движения, историей спорта. При этом основная задача состоит в том, чтобы прежде всего заинтересовать учащихся процессом познания, научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Исследовательская работа – прекрасное поле деятельности, при выполнении которой решаются следующие задачи: самореализация личности; приобретение навыков здорового образа жизни.

В 7 классе при изучении раздела «Легкая атлетика» можно предложить учащимся с помощью эксперимента подтвердить значимость силовых упражнений при подготовке к бегу; 8 классе при освоении материала, связанного с игровыми видами спорта, провести домашнее наблюдение за тем, как умение сосредоточиться влияет на успешность ведения мяча и так далее.

На уроках физической культуры, помимо практических занятий, учащиеся представляют свои доклады, проекты: «Значение физической культуры в жизни человека», «Физическая культура и спорт как социальные феномены», «Роль общеразвивающих упражнений в занятиях физической культурой» и так далее.

Данный метод позволяет пробудить у обучающихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний, тем самым развивает регулятивные,  коммуникативные и личностные  универсальные учебные действия.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры позволяет осуществлять компетентностный подход при изучении предмета. Ученик становится не субъектом, а объектом образовательных отношений. На уроках, где применяются ИКТ, могут использоваться виртуальные экскурсии на стадионы, высококачественные иллюстрации, примеры выполнения упражнений мастерами. Это позволяет повышать мотивационную сферу учащихся, соотносить внутренние и внешние факторы личностного поведения ребенка, побуждать к повышению активной познавательной деятельности.

Таким образом происходит развитие личности через развитие универсальных учебных действий, которые формируют ключевые компетенции и умение проявлять себя в конкретных жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для МО "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ"

Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждый год объём информации увеличивается, её потоки обрушиваются на учеников. Знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нужда...

Применение ИКТ на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действий

Методическая разработка по применению ИКТ на уроках географии...

Статья "Возможности курса «Азбука журналистики» в формировании универсальных учебных действий пятиклассников"

Статья "Возможности  курса «Азбука  журналистики»  в формировании универсальных учебных действий пятиклассников"...

Технология развития критического мышления на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действий в 5-7 классах

Цель данной работы - представить эффективность практики применения технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроке географии в формирование УУД у учащихся....

Метод проектов на уроках информатики как средство формирования универсальных учебных действий.

Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий. Совокупность формируемых действий на уроках информатики может быть перенесена на ...

Образовательные проекты и мини-исследования на уроках математики как средства формирования универсальных учебных действий

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвое...