Публикация на тему "Народные подвижные игры - традиционное средство педагогики"
статья по физкультуре на тему
В публикации "Народные подвижные игры - традиционное средство педагогики" описываются народные подвижные игры для детей разного возраста. Рассказывается о влиянии народных подвижных игр на детский организм и их значении в воспитании патриотической личности, знающий и уважающей традиции своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_word_2.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Народные подвижные игры – традиционное средство педагогики.
Бадулина Наталья Николаевна, учитель физической культуры
МБОУ «Шелаболихинская СОШ №1» Шелаболихинского района Алтайского края.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, национальные устои, представления о чести, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры (К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский) уже давно, заботясь о просвещении и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное отношение к культуре родной страны. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка.
Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно – игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси – лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору»). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т.е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка – выручалочка», «Пятнашки»). Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, слаженности действий, взаимопомощи.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками. Так, например, зачины являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать детей, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствует ритмичность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре, например:
«Катился горох по блюду,
ты води, а я не буду».
«Я куплю себе дуду
И по улице пойду
Громче дудочка дуди:
Мы играем, ты води».
Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детей необходимо разделить на команды.
Основным условием успешного внедрения подвижных игр в жизнь школьников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. В ходе игры нужно привлекать внимание ребят к её содержанию, следить за точностью движений, которые должны соответствовать правилам. Следить за дозировкой физической нагрузки, давать краткие указания, поддерживать и регулировать эмоционально – положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучать их ловко и стремительно действовать в создавшейся ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, наша задача заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.
Мы, как специалисты по физическому воспитанию, должны уметь ориентироваться в соответствии подвижных игр закономерностям возрастного развития детей.
У школьников 7-9 лет преобладает предметно – образное мышление, они склонны к драматизации, воспроизведению в движениях того, что слышат, видят, наблюдают. Поэтому им рекомендуется давать игры, которые строятся на непосредственном подражании явлениям, действиям из окружающей жизни. Например, игра: «Зайцы, сторож и Жучка». Уровень развития речи маленьких школьников позволяет им дружно, в определенном ритме, согласуя слова с движениями произносить речитативы, требующиеся во многих играх, что доставляет детям большое удовольствие. Внимание детей этого возраста непроизвольно, они не могут подолгу сосредотачиваться на одном действии, на выполнении какой – либо одной двигательной задачи. И поэтому игры для них должны характеризоваться непродолжительностью игровых эпизодов, сменяемостью одних игровых заданий другими («Волк во рву», «Альпинисты»). Естественные способности памяти у детей 7-9 лет достаточно велики. Но дети лучше запечатлевают то, что интересно. Они хорошо запоминают удачные приемы движение из определенной игровой ситуации и творчески воспроизводят эти приемы в сходных ситуациях, сохраняют в памяти наглядно – образные объяснения игры, речитативы, а также правила игры. Дети надолго запоминают эмоциональные переживания при выполнении удачных и неудачных игровых действий.
У детей 10-11 лет развиваются способности к отвлеченному мышлению, сознательному контролю движений. Игры им нужно давать с сюжетом, который строится в основном на символическом воспроизведении знакомых из реальной жизни понятий («Защита укреплений»). Дальнейшее развитие речи детей позволяет им лучше ориентироваться в более сложных подвижных играх. Дети уже могут договариваться, как будут играть, распределять между собой роли, с большим разбором составлять команды, примерно равные по силам, проводят обсуждение игры («Мяч капитану»). В этом возрасте у детей уже формируется осознанное внимание, оно позволяет им в процессе занятий играми более организованно, целенаправленно управлять своими движениями, осуществлять самоконтроль над выполнением большего числа правил и одновременно сосредотачиваться на нескольких действиях в различных игровых ситуациях.
Очень важно предусматривать некоторые отличия в содержании и форме подвижных игр для детей разных возрастных групп, а также умело отбирать их, исходя из конкретных условий. В наших руках они могут стать отличным средством совершенствования процессов роста, морфологического и функционального развития организма, содействовать повышению уровня общей физической подготовленности занимающихся.
Подводя итог всему выше сказанному, можно с уверенностью утверждать, что народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Работая с детьми, мы, педагоги, должны помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в трудовой и творческой деятельности.
Литература
- Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. - М., 1987.
- Научно – методический журнал «Физическая культура в школе». №7 2007г.
- Яковлев В.Г., Ратников В.П. Подвижные игры - М., 1977 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры - как средство, подводящее к обучению игре в баскетбол
В методическом пособии предложен вариант обучения игре в баскетбол с использованием подвижных игр....
Роль и значение подвижных игр. Подвижные игры как средства развития двигательных качеств.
Подвижная игра – одна из важнейших средств всестороннего развития детей младшего школьного возраста. Характерная ее возможность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенк...
Проектно–исследовательская работа «Подвижные игры как средство борьбы с гиподинамией детей и средство профилактики правонарушений несовершеннолетними».
Эффективность использования подвижных игр на уроках физической культуры и динамических паузах. Влияние использование подвижных игр на заинтересованость предметом. Взаимосвязь подвижных игр и частота н...
«Подвижные игры как средство борьбы с гиподинамией детей и средство профилактики правонарушений несовершеннолетними».
Цель работы: Определить эффективность использования подвижных игр на уроке физической культуры и динамических паузах среди учащихся начальных классов.Выявить влияние использования подвижных игр на под...
Проект.«Подвижные игры как средство борьбы с гиподинамией детей и средство профилактики правонарушений несовершеннолетними».
Исследовательская работа учителя физической культуры...
«Подвижные игры как средство борьбы с гиподинамией детей и средство профилактики правонарушений несовершеннолетними»
Проектно–исследовательская работапо физической культурепреподавателя физической культурыЕфименко Наталья Борисовна_______Тема: «Подвижные игры как средство борьбы с гиподинамией детей и ср...
Подвижные игры для детей среднего школьного возраста. Подвижные игры как средство физического воспитания в средней общеобразовательной школе
Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием, ведь цель...
- Мне нравится (1)