Человек культурный - человек будущего.
методическая разработка по физкультуре на тему
17 мая 2017 года состоялся окружной мастер-класс для учителей ИЗО, физической культуры и музыки. Тема мероприятия: "ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРНЫЙ - ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО". Материалы по проведению этого мастер-класса представлены в данном разделе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий мастер-класса Человек культурный-человек будушего | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Человек культурный – человек будущего»
Цель урока: Расширить представление учащихся о понятии «культура» и подвести (на примере содружества музыки, изобразительного искусства и физической культуры) к осознанию необходимости всестороннего развития личности для воспитания человека культурного и его роли в эволюции общества.
Задачи урока:
1. Обобщить и закрепить полученные знания в области искусства, физической культуры и влияние этих дисциплин на развитие культуры и общества в целом.
2. Показать особенности искусства и физической культуры в системе гармоничного и культурного развития человечества.
3. Формировать знания учащихся о стремлении человека с древних времен к совершенству.
4. Продолжать работу, направленную на воспитание нравственных, эстетических, моральных ценностей и физического развития в целях воспитания культурного человека – человека будущего.
5. Построение межпредметных связей (изоискусство, музыка, физическая культура).
6. Воспитание культуры выступлений.
Тип урока:
урок обобщение и изучение нового материала с элементами групповой работы.
Форма урока: Урок - путешествие во времени и пространстве.
Планируемые результаты:
1. Личностные.
- формирование уважительного отношения к культуре и искусству.
- формирование целостного мировоззрения.
- формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками.
- формирование потребности самостоятельной творческой деятельности.
2. Метапредметные.
- умение определять и формировать цели на уроке.
- умение работать по плану.
- умение оценивать правильность выполнения действий, планировать их в соответствии с поставленной задачей.
- высказывать свое предположение (регулятивные УУД).
- уметь оформлять свои действия, формировать их, мыслить и правильно высказывать их в устной форме, слышать своего партнера (коммуникативные УУД).
- уметь ориентироваться в своей системе знаний, на данном уроке, по данной теме.
- отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке (познавательные УУД).
3. Предметные:
- учить распознавать орнаменты Древней Греции.
- научить пользоваться трафаретом.
- воспитание толерантности, эстетического вкуса.
- развитие мелкой моторики.
- развитие слуха, навыков хорового пения, чувства ритма.
- развитие активности и творческого подход к работе.
.
Характеристика деятельности ИЗО:
-роспись вазы с помощью трафарета (РАБОТА В ГРУППАХ)
Характеристика деятельности музыка:
- Слушание.
- Хоровое пение.
Характеристика деятельности физическая культура:
- Теоретические знания об истории Олимпийских игр.
- Воспитание чувства ритма и согласованности действий.
Основные понятия ИЗО:
1. Композиция
2. Композиционный центр
3. Трафарет
4. Роспись
5. Амфора
6. Кратер
7. Орнамент
Основные музыкальные понятия:
опера, сюжет, романс, аккомпанемент, музыкальный инструмент, лира, лирический, композитор, жанр, мелодия, музыкальный салон.
Основные понятия физическая культура:
- спорт;
- физическая культура;
- ЗОЖ (здоровый образ жизни).
Технологии:
- ИКТ
- здоровье сберегающие
- дифференцированный подход
- работа в группах
Реализация основной дидактической цели урока:
- проверка качества ЗУН, выборочно на каждом этапе работы, на уроке при выполнении самостоятельной работы у каждого ученика.
- дифференцированный подход – на этапе самостоятельной работы.
План урока:
1. Организационный момент – мин.
2. Повторение и объяснение материала – мин.
3. Практическая самостоятельная, экспериментальная работа – мин.
4. Рефлексия – мин.
5. Итог урока – мин.
6. Мотивирование оценок – мин.
Ход урока:
Оформление зала:
стулья для детей расставлены по диагонали от стен (слева и справа) к середине зала (в два ряда).
Зрители располагаются полукругом напротив сцены.
Е.А.: Добрый день уважаемые коллеги! Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок. И проведут его
С.Б.: Учитель изобразительного искусства: Людмила Андреевна
Л.А.: Учителя физической культуры: Светлана Борисовна и Галина Валентиновна
Г.В.: И учитель музыки Екатерина Аслановна.
Е.А.: А на уроке сегодня у нас присутствуют гости – учителя из других школ.
В зал вбегает ученик, растрепанный, с драным портфелем. Через весь зал, ничего не говоря проходит к месту.
По дороге говорит однокласснику:
- Чего смотришь, глаза сломаешь.
Г.В.: - Николай, ты снова себя некрасиво ведешь.
Николай: А чё я сделал-то.
Г.В. Ребята, пожалуйста, объясните Николаю, что он сделал не так!
- Ответы детей:
-Опоздал,… не поздоровался,… не извинился за опоздание…не спросил разрешения войти…нагрубил товарищам.
Г.В. Как можно назвать такой поступок?
Дети:- Некультурный…
Г.В.: Ребята, а вам приятно общаться с таким человеком, и хотели бы вы, чтоб вас окружали некультурные люди в дальнейшей жизни, т.е. в будущем.
Николай, мне кажется, тебе стоит задуматься над этим и, пока ты еще не вырос, постараться исправить свои недостатки. У тебя для этого есть время.
- Ребята, а вы не догадались, какая будет тема нашего сегодняшнего урока, попробуем сформулировать ее: « Человек культурный – человек будущего».
СЛАЙД 2 (тема урока).
Л.А.: Все знают слово «культура», но кто может сказать, что такое «Культура». И кто такой «человек культурный»?
Ответы детей…
- Кто не дерется, не обзывается.
-Когда человек правильно ест: вилка слева, нож справа, пользуется салфеткой – меня так мама учила.
- Кто никогда не опаздывает.
- Это физкультура.
- Когда человек читает, ходит в театры, музеи.
- Сельскохозяйственная культура (лук, чеснок, картошка и другие)
- Когда человек красиво одевается…
С.Б. Ребята, все эти ответы правильные и прекрасно дополняют друг друга. Но мы бы хотели, чтобы вы ответили еще на один вопрос: как вы думаете, почему, а главное, для чего мы сегодня вместе собрались и затронули эту тему. Можете ли вы привести пример из жизни, доказывающий возможность или даже необходимость такого союза?
Ответы детей:……………………………………………................................
СЛАЙД №3(Проблема):
«Каким образом содружество уроков ИЗО, физической культуры и музыки помогает воспитать человека культурным?»
Е.А.: Ребята, а сможете ли вы ответить на вопрос, когда появилась культура?
СЛАЙД 4
100 ЛЕТ НАЗАД
1000 ЛЕТ НАЗАД
БОЛЕЕ 2000 ЛЕТ НАЗАД
Для того чтобы понять, кто из вас оказался прав, мы отправимся в путешествие в пространстве и времени в далёкое прошлое – 335 год до нашей эры.
МУЗЫКА……………………………………
Сценка «Аристотель и ученики»:
Играет легкая музыка. Ученики и Аристотель прогуливаются по галерее лицея.
Ученик: «Учитель, а какая цель должна быть в жизни у человека?»
Аристотель: «Цель каждого человека - достижение счастья».
Ученик: «А что такое счастье?»
Аристотель: «Счастье человека есть полнота трех благ. Первое благо – внутреннее - это духовная добродетель, ум, мудрость. Второе благо – телесное – здоровье, сила, красота. Третье благо – внешнее – богатство, знатность, слава. При отсутствии любого из этих благ счастье человека не может быть полным и достаточным. Только наличие всех этих составляющих делает человека истинно счастливым».
Ученик записывает слова мудреца….
Аристотель спрашивает: «Ты всё понял?»
Ученик: «Да учитель и даже записал!»
Аристотель: «Первое благо - …»
Ученик: «..это духовная добродетель……»
(Заканчивает третьим благом).
Г.В. «Ребята, догадались ли вы по декорациям и костюмам, куда мы перенеслись?»
Ответы детей:………… - Это Древняя Греция.
Г.В. Совершенно верно, именно здесь жил великий Аристотель. Давайте посмотрим на экран, а Кирилл нам прочтёт информацию со слайда
СЛАЙД 5. Слайд с Аристотелем. (Дети читают)
Л.А.: Именно Древняя Греция стала колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно в ней были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые нашли свое развитие почти у всех европейских народов.
Л.А.: Ребята, а что еще полезное для современных людей мы позаимствовали у древних греков?
Дети: скульптура, музыка, Олимпийские игры.
Л.А.: Работу, какого мастера в Древней Греции считали сродни божественному творению?
Ответ учеников: Скульптора.
Л.А.: А кто был первым скульптором –
Ответ учеников: Прометей.
Л.А.: Посмотрите на экран.
СЛАЙД 6.
Здесь изображены Дискобол Мирона и т.д. О чем говорят нам эти скульптуры?
Ответ учеников: О силе, красоте тела…..
Л.А.: Да, скульпторы Древней Греции стремились так сделать скульптуру, чтобы воплотить в своих работах идеал мужской и женской красоты.
Г.В.: А как вы думаете какого человека в Древней Греции считали идеальным?
Ответ учеников: красивого, сильного, мужественного
С.Б.: Да, именно так, но древние Греки имели в виду не только красоту лица, но красоту тела. В здоровом теле – здоровый дух! - говорили они.
Л.А.: Да, эти статуи воплощали воинов, атлетов, укрепляющих свою силу, ловкость для того, чтобы быть достойным защитником своего города и добывать славу на стадионе. ПОБЕДА НА стадионе – это не личное дело, а государственное, которое требовало, чтобы сограждане были могучими и ловкими.
С.Б.: Ребята, а какие спортивные состязания, игры подарила нам Древняя Греция? СЛАЙД 7
Олимпийские игры Древней Греции
С.Б. Давайте посмотрим, какие интересные факты о Древних Олимпийских играх сообщает нам история СЛАЙД 8,9,10,11,12,13
Е.А.: Сейчас вы прослушаете музыкальный фрагмент. Как он связан с искусством Древней Греции. СЛАЙД 14(музыка)
Дети: Это Мелодия из оперы К.В. Глюка «Орфей и Эвридика». В основе оперы – древнегреческий миф о музыканте Орфее. СЛАЙД 15.
Е.А. Совершенно верно. Кстати не только Глюка вдохновил миф об Орфее и Эвридике на написание оперы, этот сюжет мы встречаем в творчестве таких композиторов, как Каччини, Монтеверди. Но не только музыкантов вдохновил этот миф на создание прекрасных произведений.
Л.А. Совершенно верно. Многие художники увековечили образы Орфея и Эвридики на своих полотнах. Вот одно из них, принадлежащее кисти французского художника Жана Батиста Коро. (описание картины Л.А.)
Е.А. Кстати, какой музыкальный инструмент прославил Орфея?
Дети: Лира.
Учитель. Какое слово в искусстве созвучно слову «лира»?
- Лирика
Е.А. Что такое лирика?
В Греции лирикой называли стихи, «исполняемые под звуки лиры», а в наше время лирикой называют произведения, в которых автор рассказывает о своих чувствах, переживаниях
Л. А. Мне сейчас вспомнились стихи великого Пушкина:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
………………………………………………………………………..
Л.А.: Кто знает, может когда - то и вас посетит изменчивая покровительница творчества – муза и мы услышим ваши имена, как слышим и любим творчество А.С. Пушкина. А хотите с ним встретиться?
Дети: Хотим!
С.Б.: Так перенесемся туда скорее. На старт, внимание, марш! Ой, только забыла в какой век, напомните!
Ответ: в Россию, в начало 19 века.
СЛАЙД 16 (музыка Глинка Вальс – фантазия). Под музыку входит Пушкин
Пушкин читает «Друзья мои, прекрасен наш союз!»
СЛАЙД 17 Г.В.: Это стихотворение читал Александр Сергеевич на выпускном экзамене в учебном заведении, который назвали – как? – лицеем и которое открыли - когда? - в начале 19 века в России. Помните откуда мы позаимствовали это название?
Дети: Из Древней Греции.
С.Б.: Как вы думаете, с какой целью открыли лицей?
Ответы детей: чтобы много знать; изучать разные предметы и быть образованным человеком…..
С..Б. А давайте посмотрим на расписание лицеистов. Может, оно подскажет нам ответ? СЛАЙД 18
Е.А.. Как вы думаете, для чего было нужно такое разнообразное расписание?
Дети: Чтобы дать всестороннее образование……
Л.А.: Итак, целью лицея стало воспитание всесторонне развитой личности.
Е.А.: В это же время в Росси в дворянской среде появляются салоны: литературные, музыкальные. Сегодня бы их назвали «клубами по интересам»
СЛАЙД 19
Е.А. Здесь писатели, поэты и музыканты представляют свои новые сочинения.
А кого из известных нам музыкантов мы бы могли встретить в таком салоне в начале 19 века.
Дети: М.И. Глинку.
СЛАЙД 20
Е.А. Какие произведения могли звучать на таком вечере?
- Вальсы, романсы
Вспомним один из романсов М.И. Глинки.
Исполнение Романса М. Глинки «Жаворонок» (играет Е.А.)
Л.А.- слушая эту трогательную мелодию я представила скульптуры Аполлона, Венеры, как могли греки так очеловечить холодный мрамор! Да, именно в древнегреческом искусстве был установлен тип героя – прекрасного, гармонически сложенного человека, сильного, спортивного. Ребята, а интересно, что стало с Олимпийскими играми?
Дети: Их возродил Пьер де Кубертен
СЛАЙД 21 П. Де Кубертен
Кто может подробнее рассказать о деятельности этого человека?
Де Кубертен придумал девиз, флаг…
Е.А.: Ребята, вот мы и не заметили, как оказались в конце XIX века. А теперь, пора домой в XXI век. СЛАЙД 22 (фанфары)
СЛАЙД 23 спортсмены
Г.В.: Ну вот, мы сразу и окунулись в спортивную жизнь, с кем же нам посчастливилось встретиться, кто, ребята может назвать их имена? (Елена Исинбаева – прыжки с шестом; Беслан Мудранов - дзюдо; Николай Валуев – бокс; Юлия Липницкая – фигурное катание; Алина Кабаева – художественная гимнастика; Александр Овечкин – хоккей; Софья Великая – фехтование; Евгений Плющенко – фигурное катание; Александр Воевода и Алексей Зубков – бобслей).
С.Б. : Может, и среди учащихся нашей школы есть будущие олимпийские чемпионы. По крайней мере, мы на это очень надеемся. А сейчас, смотрите и восхищайтесь!!!
(Выступление гимнасток………………………………………….)
-С.Б. : Кто может сказать, как называется этот вид спорта?
Дети: художественная гимнастика
С.Б.: А представили нам этот вид спорта: Брайцева Полина – ученица 3 класса Г и …………………………………………………………………….
Е.А. Обратите внимание, что в этом виде спорта огромное значение имеет музыкальное сопровождение и костюмы спортсменов. Для того, чтоб спортсмен пришел к победе, и его выступление было зрелищным, необходим труд целой команды. Как вы думаете, кто входит в эту команду?
Дети: тренер, хореограф, художник, музыкант.
Назовите другие виды спорта, в которых присутствуют одновременно и музыка, и изобразительное искусство.
Ответ - фигурное катание, синхронное плавание. СЛАЙД 24
Е.А. : Заметьте, что изобразительное искусство, спорт и музыка идут в ногу и помогают спортсменам побеждать!
Г.В. Конечно, спорт – это высшее достижение физических возможностей человека, и не каждому человеку дано достичь таких высот. Но каждый может достичь успеха в развитии своей физической формы. Именно этим мы с вами занимаемся на уроке?…
Дети: Физкультуры
Алиса: Я предлагаю показать на что мы способны прямо сейчас.
Вольные под музыку СЛАЙД 25
Л.А: Ах, какие молодцы!: А давайте вспомним о проблеме, поставленной в начале урока: СЛАЙД 26 - проблема
Е.А.: Каким образом содружество уроков ИЗО, физической культуры и музыки помогает воспитать человека культурным?
Дети: Он должен много знать, читать, разбираться в музыке, живописи, следить за своей физической формой. Чего-то одного недостаточно для воспитания человека культурного.
Л.А.: Другими словами человек культурный должен быть всесторонне развитым и образованным и в этом ему помогают такие предметы, как изобразительное искусство, музыка, физическая культура. И без содружества этих предметов невозможно воспитание «человека культурного – человека будущего».
Л.А.: Давайте посмотрим, что думают наши первоклассники о культуре, человеке культурном и каким они видят человека будущего?
ВИДЕО
Е.А.: В течение урока мы увидели, что вопрос воспитания человека всесторонне развитого и образованного, человека культурного интересовал наших предков, он волнует нас с вами, а будет ли этот вопрос актуальным в будущем, как по-вашему? Почему?
Г.В.: У меня следующее предложение: давайте напишем послания будущим поколениям учащихся нашей школы, в которых расскажем о выводах, сделанных на сегодняшнем уроке: о важности влияния культуры на развитие человеческого общества и необходимости всестороннего развития каждого человека.
Л.А. Вы знаете, на предыдущем уроке мы с ребятами разрабатывали формы кубков. Говорили о том, что медали, кубки, одним словом – награды получают спортсмены за свои достижения. И потом на протяжении всей жизни эти награды напоминают им не только о победах, но и о том, какой ценой эти победы были достигнуты. Эти медали и кубки - показатель их личностного роста.
Я предлагаю сегодня доработать наши кубки: украсить их орнаментом с помощью трафарета и на них наклеить послания ребят. И пусть эти кубки станут напоминанием потомкам о нас, и наградой им за стремление к самосовершенствованию и свету.
Е. А. Такую же работу мы попросим выполнить и наших гостей, вместе с посланием)
Л.А. Итак, на столах у вас лежит инструкция по выполнению данной работы. Работаем в группах, распределив между собой обязанности.
СЛАЙД 27 (музыка Усатый нянь)
…………………………………………………..
По окончании работы представители от групп, в том числе учителей, демонстрируют результаты своего творчества и зачитывают послания.
Николай тянет руку: «А можно мне что-то сказать? Я хочу извинится за сегодняшнее поведение в начале урока. Я понял, что мне нужно меняться».
Е.А.: Сегодня на уроке мы говорили об изобразительном искусстве, музыке, физической культуре, их роли и значении в воспитании человека культурного, человека, который сможет сделать наш мир лучше и счастливей. А закончить урок мы бы хотели следующими высказываниями:
Одно из них принадлежит русскому поэту Андрею Белому, который сказал:
«Культура… есть рассказ о росте нашего Я».
Другое – принадлежит одному из величайших мыслителей всех времен художнику Николаю Константиновичу Рериху, назвавшему культуру «почитанием Света». Он даже разложил слово «культура» на части: «культ» (почитание Высокого) и «ур» (старый восточный корень, обозначающий «свет», «огонь»). Давайте прочитаем его высказывание:
СЛАЙД 28
«Культура есть почитание Света.
Культура есть любовь к человеку.
Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты.
Культура есть оружие Света…
Культура есть спасение.
Культура есть двигатель.
Культура есть сердце…»
И мы желаем всем присутствующим, чтоб в нашей жизни было как можно больше Света!!!
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание культурного человека средствами предмета географии
Географии в формировании культуры человека принадлежит исключительно большая роль. Сама география - это явление культуры, географическая культура - часть культуры общече...
Паспорт культурного человека.
Все знают, что ученики бывают разными - спокойными и уравновешенными, шустрыми и беспокойными. Для последней категории учеников и был разработан Паспорт культурного человека. Если класс по дисциплине ...
Роль образного мышления в формировании и воспитании культурного человека через школьные предметы: русский язык и литература.
Роль образного мышления в развитии ребёнка.Практическое применение приёмов развития образного мышления на уроках литературы в 5-11 классах....
Культурный человек в языковой среде
Развитие социокультурного уровня учащихся...
ЧТО ТАКОЕ "КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК"?
Культура общения среди сверстников...
Воспитание культурного человека
О культуре...
Классный час "Культурный человек культурен во всем"
Классный час для учащихся 5-7 классов. Сценарий содержит много творческих идей....