Человек культурный - человек будущего.
методическая разработка по физкультуре на тему

17 мая 2017 года состоялся окружной мастер-класс для учителей ИЗО, физической культуры и музыки. Тема мероприятия: "ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРНЫЙ - ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО". Материалы по проведению этого мастер-класса представлены в данном разделе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Человек культурный – человек будущего»

Цель урока: Расширить представление учащихся о понятии «культура» и подвести (на примере содружества музыки, изобразительного искусства и физической культуры) к осознанию необходимости всестороннего развития личности для воспитания человека культурного и его роли в эволюции общества.

Задачи урока:

1.        Обобщить и закрепить полученные знания в области искусства, физической культуры и влияние этих дисциплин на развитие культуры и общества в целом.

2.        Показать особенности искусства и физической культуры в системе гармоничного и культурного развития человечества.

3.        Формировать знания учащихся о стремлении человека с древних времен к совершенству.

4.        Продолжать работу, направленную на воспитание нравственных, эстетических, моральных ценностей и физического развития в целях воспитания культурного человека – человека будущего.

5.        Построение межпредметных связей (изоискусство, музыка, физическая культура).

6.        Воспитание культуры выступлений.

Тип урока:

урок обобщение и изучение нового материала с элементами групповой работы.

Форма урока: Урок - путешествие во времени и пространстве.

Планируемые результаты:

1.        Личностные.

- формирование уважительного отношения к культуре и  искусству.

- формирование целостного мировоззрения.

- формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками.

- формирование потребности самостоятельной творческой деятельности.

2. Метапредметные.

- умение определять и формировать цели на уроке.

- умение работать по плану.

- умение оценивать правильность выполнения действий, планировать их в соответствии с поставленной задачей.

- высказывать свое предположение (регулятивные УУД).

- уметь оформлять свои действия, формировать их, мыслить и правильно высказывать их в устной форме, слышать своего партнера (коммуникативные УУД).

- уметь ориентироваться в своей системе знаний, на данном уроке, по данной теме.

- отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке (познавательные УУД).

3. Предметные:

- учить распознавать орнаменты Древней Греции.

- научить пользоваться трафаретом.

- воспитание толерантности, эстетического вкуса.

- развитие мелкой моторики.

- развитие слуха, навыков хорового пения, чувства ритма.

- развитие активности и творческого подход к работе.

.

Характеристика деятельности ИЗО:

-роспись вазы с помощью трафарета (РАБОТА В ГРУППАХ)

Характеристика деятельности музыка:

  1. Слушание.
  2. Хоровое пение.

Характеристика деятельности физическая культура:

  1. Теоретические знания об истории Олимпийских игр.
  2. Воспитание чувства ритма и согласованности действий.

Основные понятия ИЗО:

1.        Композиция

2.        Композиционный центр

3.        Трафарет

4.        Роспись

5.        Амфора

6.        Кратер

7.        Орнамент

Основные музыкальные понятия:

опера, сюжет, романс, аккомпанемент,  музыкальный инструмент, лира, лирический, композитор, жанр, мелодия, музыкальный салон.

Основные понятия физическая культура:

- спорт;

- физическая культура;

-  ЗОЖ (здоровый образ жизни).

Технологии:

- ИКТ

- здоровье сберегающие

- дифференцированный подход

- работа в группах

Реализация основной дидактической цели урока:

- проверка качества ЗУН, выборочно на каждом этапе работы, на уроке при выполнении самостоятельной работы у каждого ученика.

- дифференцированный подход – на этапе самостоятельной работы.

План урока:

1.        Организационный момент – мин.

2.        Повторение и объяснение материала – мин.

3.        Практическая самостоятельная, экспериментальная работа – мин.

4.        Рефлексия – мин.

5.        Итог урока – мин.

6.        Мотивирование оценок – мин.

Ход урока:

Оформление зала:

стулья для детей расставлены по диагонали от стен (слева и справа) к середине зала (в два ряда).

Зрители располагаются полукругом напротив сцены.

Е.А.: Добрый день  уважаемые коллеги! Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок. И проведут его

С.Б.: Учитель изобразительного искусства: Людмила Андреевна

Л.А.: Учителя физической культуры: Светлана Борисовна и Галина Валентиновна

Г.В.: И учитель музыки  Екатерина Аслановна.

Е.А.: А на уроке сегодня у нас присутствуют гости – учителя из других школ.

В зал вбегает ученик, растрепанный, с драным портфелем. Через весь зал, ничего не говоря проходит к месту.

По дороге говорит однокласснику:

- Чего смотришь, глаза сломаешь.

Г.В.: - Николай, ты снова себя некрасиво ведешь.

Николай: А чё я сделал-то.

Г.В. Ребята, пожалуйста, объясните Николаю, что он сделал не так!

- Ответы детей:

-Опоздал,… не поздоровался,… не извинился за опоздание…не спросил разрешения войти…нагрубил товарищам.

Г.В. Как можно назвать такой поступок?

Дети:- Некультурный…

Г.В.: Ребята, а вам приятно общаться с таким человеком, и хотели бы вы, чтоб вас окружали некультурные люди в  дальнейшей жизни, т.е. в будущем.

Николай, мне кажется, тебе стоит задуматься над этим и, пока ты еще не вырос, постараться исправить свои недостатки. У тебя для этого есть время.

- Ребята, а вы не догадались, какая будет тема нашего сегодняшнего урока, попробуем сформулировать ее: « Человек культурный – человек будущего».

СЛАЙД 2 (тема урока).

Л.А.: Все знают слово «культура», но кто может сказать, что такое «Культура». И кто такой «человек культурный»?

Ответы детей…

- Кто не дерется, не обзывается.

-Когда человек правильно ест: вилка слева, нож справа, пользуется салфеткой – меня так мама учила.

- Кто никогда не опаздывает.

- Это физкультура.

- Когда человек читает, ходит в театры, музеи.

- Сельскохозяйственная культура (лук, чеснок, картошка и другие)

-  Когда человек красиво одевается…

С.Б. Ребята, все эти ответы правильные и прекрасно дополняют друг друга. Но мы бы хотели, чтобы вы ответили еще на один вопрос: как вы думаете, почему, а главное, для чего мы сегодня вместе собрались и затронули эту тему. Можете ли вы привести пример из жизни, доказывающий возможность или даже необходимость такого союза?

Ответы детей:……………………………………………................................

СЛАЙД №3(Проблема):

«Каким образом содружество уроков ИЗО, физической культуры и музыки помогает воспитать человека культурным?»

Е.А.: Ребята, а сможете ли вы ответить на вопрос, когда появилась культура?

СЛАЙД 4

100 ЛЕТ НАЗАД

1000 ЛЕТ НАЗАД

БОЛЕЕ 2000 ЛЕТ НАЗАД

Для того чтобы понять, кто из вас оказался прав, мы отправимся в путешествие в пространстве и времени в далёкое прошлое – 335 год до нашей эры.

МУЗЫКА……………………………………

Сценка «Аристотель и ученики»:

Играет легкая музыка. Ученики и Аристотель прогуливаются по галерее лицея.

Ученик: «Учитель, а какая цель должна быть в жизни у человека?»

Аристотель: «Цель каждого человека - достижение счастья».

Ученик: «А что такое счастье?»

Аристотель: «Счастье человека есть полнота трех благ. Первое благо – внутреннее - это духовная добродетель, ум, мудрость. Второе благо – телесное – здоровье, сила, красота. Третье благо – внешнее – богатство, знатность, слава. При отсутствии любого из этих благ счастье человека не может быть полным и достаточным. Только наличие всех этих составляющих делает человека истинно счастливым».

Ученик записывает слова мудреца….

Аристотель спрашивает: «Ты всё понял?»

Ученик: «Да учитель и даже записал!»

Аристотель: «Первое благо - …»

Ученик: «..это духовная добродетель……»

(Заканчивает третьим благом).

Г.В. «Ребята, догадались ли вы по декорациям и  костюмам, куда мы перенеслись?»

Ответы детей:………… - Это Древняя Греция.

Г.В. Совершенно верно, именно здесь жил великий Аристотель. Давайте посмотрим на экран, а Кирилл нам прочтёт информацию со слайда

СЛАЙД 5. Слайд с Аристотелем. (Дети читают)

Л.А.: Именно Древняя Греция стала колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно в ней были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые нашли свое развитие почти у всех европейских народов.

Л.А.: Ребята, а что еще полезное для современных людей мы позаимствовали  у древних греков?

 Дети: скульптура, музыка, Олимпийские игры.

Л.А.: Работу, какого мастера в Древней Греции считали сродни божественному творению?

Ответ учеников: Скульптора.

Л.А.: А кто был первым скульптором –

Ответ учеников: Прометей.

Л.А.: Посмотрите на экран.

СЛАЙД 6.

Здесь изображены Дискобол Мирона и т.д. О чем говорят нам эти скульптуры?

Ответ учеников: О силе, красоте тела…..

Л.А.: Да, скульпторы Древней Греции стремились так сделать   скульптуру, чтобы воплотить в своих работах идеал мужской и женской красоты.

Г.В.: А как вы думаете какого человека в Древней Греции считали идеальным?

Ответ учеников: красивого, сильного, мужественного

С.Б.: Да, именно так, но древние Греки имели в виду не только красоту лица, но красоту тела. В здоровом теле – здоровый дух! - говорили они.

Л.А.: Да,  эти статуи воплощали воинов, атлетов, укрепляющих свою силу, ловкость для того, чтобы быть    достойным защитником своего города и добывать славу на стадионе. ПОБЕДА НА стадионе – это не личное дело, а государственное, которое требовало, чтобы сограждане были могучими и ловкими.

С.Б.: Ребята, а какие спортивные состязания, игры  подарила нам Древняя Греция?   СЛАЙД 7

Олимпийские игры Древней Греции

С.Б. Давайте посмотрим, какие интересные факты о Древних Олимпийских играх сообщает нам история    СЛАЙД 8,9,10,11,12,13

Е.А.: Сейчас вы прослушаете музыкальный фрагмент. Как он связан с искусством Древней Греции. СЛАЙД 14(музыка)

Дети: Это Мелодия из оперы К.В. Глюка «Орфей и Эвридика». В основе оперы – древнегреческий миф о музыканте Орфее. СЛАЙД 15.

Е.А. Совершенно верно. Кстати не только Глюка вдохновил миф об Орфее и Эвридике на написание оперы, этот сюжет  мы встречаем в творчестве  таких композиторов, как Каччини, Монтеверди.  Но не только музыкантов вдохновил этот миф на создание прекрасных произведений.

Л.А.  Совершенно верно. Многие художники увековечили образы Орфея и Эвридики на своих полотнах. Вот одно из них, принадлежащее кисти французского художника Жана Батиста Коро. (описание картины Л.А.)

Е.А. Кстати, какой музыкальный инструмент прославил Орфея?

Дети: Лира.

Учитель. Какое слово в искусстве созвучно слову «лира»?

- Лирика

Е.А. Что такое лирика?

В Греции лирикой называли стихи, «исполняемые под звуки лиры», а в наше время лирикой называют произведения, в которых автор рассказывает о своих чувствах, переживаниях

Л. А. Мне сейчас вспомнились стихи великого Пушкина:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

………………………………………………………………………..

Л.А.: Кто знает, может когда - то и вас посетит изменчивая покровительница творчества – муза и мы услышим ваши имена, как слышим и любим творчество А.С. Пушкина. А хотите с ним встретиться?

Дети: Хотим!

С.Б.: Так перенесемся туда скорее. На старт, внимание, марш! Ой, только забыла в какой век, напомните!  

Ответ:  в Россию, в начало 19 века.        

СЛАЙД 16 (музыка Глинка Вальс – фантазия). Под музыку входит Пушкин

Пушкин читает «Друзья мои, прекрасен наш союз!»

СЛАЙД 17 Г.В.:  Это стихотворение читал Александр Сергеевич на выпускном экзамене в учебном заведении, который назвали – как? – лицеем и которое открыли - когда? - в начале 19 века  в России. Помните откуда мы позаимствовали это название?

Дети: Из Древней Греции.

С.Б.: Как вы думаете, с какой целью открыли лицей?

Ответы детей: чтобы много знать; изучать разные предметы и быть образованным человеком…..

С..Б. А давайте посмотрим на расписание лицеистов. Может, оно подскажет нам ответ? СЛАЙД 18

Е.А.. Как вы думаете, для чего было нужно такое разнообразное расписание?

Дети: Чтобы дать всестороннее образование……

Л.А.:  Итак, целью лицея стало воспитание всесторонне развитой личности.

Е.А.:  В это же время в Росси в дворянской среде появляются салоны: литературные,  музыкальные. Сегодня бы их назвали «клубами по интересам»

СЛАЙД 19

Е.А. Здесь писатели, поэты и музыканты представляют свои новые сочинения.

А кого из известных нам музыкантов мы бы могли встретить в таком салоне в начале 19 века.

Дети: М.И. Глинку.

СЛАЙД 20

Е.А. Какие произведения могли звучать на таком вечере?

- Вальсы, романсы

 Вспомним один из романсов М.И. Глинки.

Исполнение Романса М. Глинки «Жаворонок» (играет Е.А.)

Л.А.- слушая эту трогательную мелодию я представила скульптуры Аполлона, Венеры, как могли греки так очеловечить холодный мрамор! Да, именно в древнегреческом искусстве был установлен тип героя – прекрасного, гармонически сложенного человека, сильного, спортивного. Ребята, а интересно, что стало с Олимпийскими играми?        

Дети: Их возродил Пьер де Кубертен

СЛАЙД 21     П. Де Кубертен

Кто может подробнее рассказать о деятельности этого человека?

Де Кубертен придумал девиз, флаг…

Е.А.: Ребята, вот мы и не заметили, как оказались в конце XIX века. А теперь, пора домой в XXI век. СЛАЙД 22 (фанфары)

СЛАЙД 23 спортсмены

Г.В.: Ну вот, мы сразу и окунулись в спортивную жизнь, с кем же нам посчастливилось встретиться, кто, ребята может назвать их имена? (Елена Исинбаева – прыжки с шестом; Беслан Мудранов  - дзюдо; Николай Валуев – бокс; Юлия Липницкая – фигурное катание; Алина Кабаева – художественная гимнастика; Александр Овечкин – хоккей; Софья Великая – фехтование; Евгений Плющенко – фигурное катание; Александр Воевода и Алексей Зубков – бобслей).

С.Б. : Может, и среди учащихся нашей школы есть будущие олимпийские чемпионы. По крайней мере, мы на это очень надеемся. А сейчас, смотрите и восхищайтесь!!!

(Выступление гимнасток………………………………………….)

-С.Б. : Кто может сказать, как называется этот вид спорта?

Дети: художественная гимнастика

С.Б.: А представили нам этот вид спорта: Брайцева Полина – ученица 3 класса Г и …………………………………………………………………….

Е.А. Обратите внимание, что в этом виде спорта огромное значение имеет музыкальное сопровождение и костюмы спортсменов. Для того, чтоб спортсмен пришел к победе, и его выступление было зрелищным, необходим труд целой команды. Как вы думаете, кто входит в эту команду?

 Дети: тренер, хореограф, художник, музыкант.

Назовите другие виды спорта, в которых присутствуют одновременно и музыка, и изобразительное искусство.

Ответ - фигурное катание, синхронное плавание. СЛАЙД 24

Е.А. :  Заметьте, что изобразительное искусство, спорт и музыка идут в ногу и помогают  спортсменам побеждать!

Г.В. Конечно, спорт – это высшее достижение физических возможностей человека, и не каждому человеку дано достичь таких высот. Но каждый может достичь успеха в развитии своей физической формы. Именно этим мы с вами занимаемся на уроке?…

Дети: Физкультуры

 Алиса: Я предлагаю показать на что мы способны прямо сейчас.

Вольные под музыку СЛАЙД 25

Л.А: Ах, какие молодцы!: А давайте вспомним о проблеме, поставленной в начале урока: СЛАЙД 26 - проблема

Е.А.: Каким образом содружество уроков ИЗО, физической культуры и музыки помогает воспитать человека культурным?

Дети: Он должен много знать, читать, разбираться в музыке, живописи, следить за своей физической формой. Чего-то одного недостаточно для воспитания человека культурного.

Л.А.: Другими словами человек культурный должен быть всесторонне развитым и образованным и в этом ему помогают такие предметы, как изобразительное искусство, музыка, физическая культура. И без содружества этих предметов невозможно воспитание «человека культурного – человека будущего».

Л.А.: Давайте посмотрим, что думают наши первоклассники о культуре, человеке культурном и каким они видят человека будущего?

ВИДЕО

Е.А.: В течение урока мы увидели, что вопрос воспитания человека всесторонне развитого и образованного, человека культурного интересовал наших предков, он волнует нас с вами, а будет ли этот вопрос актуальным в будущем, как по-вашему? Почему?

Г.В.: У меня следующее предложение: давайте напишем послания будущим поколениям учащихся нашей школы, в которых расскажем о выводах, сделанных на сегодняшнем уроке: о важности влияния культуры на развитие человеческого общества и необходимости всестороннего развития каждого человека.

Л.А. Вы знаете, на предыдущем уроке мы с ребятами разрабатывали формы кубков. Говорили о том, что медали, кубки, одним словом – награды получают спортсмены за свои достижения. И потом на протяжении всей жизни эти награды напоминают им не только о победах, но и о том, какой ценой эти победы были достигнуты. Эти медали и кубки - показатель их личностного роста.

 Я предлагаю сегодня доработать наши кубки: украсить их орнаментом с помощью трафарета и на них наклеить послания ребят. И пусть эти кубки станут напоминанием потомкам о нас, и наградой им за стремление к самосовершенствованию и свету.

Е. А. Такую же работу мы попросим выполнить и наших гостей, вместе с посланием)

Л.А. Итак, на столах у вас лежит инструкция по выполнению данной работы. Работаем в группах, распределив между собой обязанности.

СЛАЙД 27 (музыка Усатый нянь)

…………………………………………………..

По окончании работы представители от групп, в том числе учителей, демонстрируют результаты своего творчества и зачитывают послания.

Николай тянет руку: «А можно мне что-то сказать?  Я хочу извинится за сегодняшнее поведение в начале урока. Я понял, что мне нужно меняться».

Е.А.: Сегодня на уроке мы говорили об изобразительном искусстве, музыке, физической культуре, их роли и значении в воспитании человека культурного, человека, который сможет сделать наш мир лучше и счастливей.  А закончить урок мы бы хотели следующими высказываниями:

Одно из них принадлежит русскому поэту Андрею Белому, который сказал:

«Культура… есть рассказ о росте нашего Я».

Другое – принадлежит одному из величайших мыслителей всех времен художнику Николаю Константиновичу Рериху, назвавшему культуру «почитанием Света». Он даже разложил слово «культура» на части: «культ» (почитание Высокого) и «ур» (старый восточный корень, обозначающий «свет», «огонь»). Давайте прочитаем его высказывание:

СЛАЙД 28

«Культура есть почитание Света.

 Культура есть любовь к человеку.

Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты.

Культура есть оружие Света…

Культура есть спасение.

Культура есть двигатель.

Культура есть сердце…»

И мы желаем всем присутствующим, чтоб в нашей жизни было как можно больше Света!!!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культурного человека средствами предмета географии

Географии в формировании культуры человека принадлежит исключительно большая роль.  Сама география - это явление культуры, географическая культура - часть культуры общече...

Паспорт культурного человека.

Все знают, что ученики бывают разными - спокойными и уравновешенными, шустрыми и беспокойными. Для последней категории учеников и был разработан Паспорт культурного человека. Если класс по дисциплине ...

Роль образного мышления в формировании и воспитании культурного человека через школьные предметы: русский язык и литература.

Роль образного мышления в развитии ребёнка.Практическое применение приёмов развития образного мышления на уроках литературы в 5-11 классах....

Культурный человек в языковой среде

Развитие социокультурного уровня учащихся...

ЧТО ТАКОЕ "КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК"?

Культура общения среди сверстников...

Классный час "Культурный человек культурен во всем"

Классный час для учащихся 5-7 классов. Сценарий содержит много творческих идей....