ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ.
статья по физкультуре на тему

Данилов Александр Николаевич

                                                                                                    Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя: победил свой страх, свою лень и свою неуверенность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_podgotovka_v_basketbolistov.docx15.43 КБ

Предварительный просмотр:

       Психологическая подготовка в баскетболистов.

Неотъемлемым компонентом учебно-тренировочного процесса юных баскетболистов является психологическая подготовка, которая с одной стороны имеет свои специфические задачи, а с другой стороны неразрывно связана с другими видами подготовки, а может как непосредственно включаться в тренировочную деятельность спортсмена, так и осуществляется в виде специально организованно воздействий.

Основное содержание психологической подготовки юных баскетболистов состоит в следующем:


- формирование определенных личных  свойств,  способствующих
достижению максимально высокого результата в соревновании. К таким
свойствам относятся: морально-нравственные качества, волевые качества,
обеспечивающие переносимость высоких тренировочных и
соревновательных нагрузок, а также способность к самосовершенствованию
и самоконтролю.


- формирование мотивации занятий баскетболом, которая позволит
сохранить заинтересованность в постоянном совершенствовании и активное
творческое отношение к тренировочному процессу на протяжении
длительного времени.

Совершенствование психических процессов. 
В баскетболе успех в соревновании зависит от уровня развития таких психических процессов, как: 


-восприятие, 


-представление,

 
-внимание (и таких его параметров как объем, концентрация, распределение, переключении), 
-оперативная память 


-мышление. 


То есть таких процессов которые обеспечивают быстрый прием и переработку информации, поступающих в процессе игры, и принятия оптимального решения, а также обеспечивают совершенное овладение сложными техническими приемами

Эффективность игровых действий в баскетболе тесно связано с нападениями сенсомоторного реагирования.
Средства психологической подготовки направленные на развитие определенных качеств и функций, на формирование определенного психоэмоционального состояния игрока, можно подразделить на: собственно психологические и сопряженные.

К первой группе собственно психологических средств относятся, психорегулирующие средства, такие как гипноз, внушение, аутогенная, психорегулирующая тренировка, используемые для регуляции эмоциональных состояний, особенно в тех случаях, когда необходимо предупредить или хотя бы снизить психическое перенапряжение спортсмена. А также психологическая и идеомоторная тренировка, которая позволяет спортсмену путем мысленного воспроизведения зрительных и мышечно-двигательных представлений совершенствовать специализированные восприятия параметров двигательных действий и внешней среды, регулировать межмышечную координацию, кинематические и динамические характеристики движения.

К сопряженным (психолого-педагогическим) параметрам логической и психологической подготовки относятся вербальные и невербальные воздействия тренера на моральную, нравственную, волевую сферу спортсмена, физические упражнения, выполняемые в различных условиях. В данном случае речь идет об определенной «психологизации» основных средств спортивной подготовки (физической, технической, тактической) и конкретных методических приемах их использования с целью воздействия на психику спортсмена. Например: - выполнение упражнений на фоне неблагоприятных физических факторов внешней среды, других сбивающих факторов, затрудняющих получение информации (световые, звуковые эффекты и т.п.) с целью развития толерантности к стрессовым воздействиям:


• выполнение упражнения с ограничением деятельности ведущих анализаторов (зрительных, слуховых) для совершенствования специализированных восприятии, развития объема поля зрения;


• выполнение упражнений с максимальной быстротой требующих проявления быстроты реагирования, прием как простого, так и сложного;


• применение упражнений, выполнение которых связано с риском, страхом, что способствует развитию таких волевых качеств, как решительность, смелость, самообладание; использования сложных игровых упражнений требующих проявления нестандартных действий, проведения контрольных матчей без подсказок тренера с целью развития оперативного и тактического мышления, а также самостоятельности и инициативности;


• выполнение

Средства психологической подготовки направленные на развитие определенных качеств и функций, на формирование определенного психоэмоционального состояния игрока, можно подразделить на: собственно психологические и сопряженные.

К первой группе собственно психологических средств относятся, психорегулирующие средства, такие как гипноз, внушение, аутогенная, психорегулирующая тренировка, используемые для регуляции эмоциональных состояний, особенно в тех случаях, когда необходимо предупредить или хотя бы снизить психическое перенапряжение спортсмена. А также психологическая и идеомоторная тренировка, которая позволяет спортсмену путем мысленного воспроизведения зрительных и мышечно-двигательных представлений совершенствовать специализированные восприятия параметров двигательных действий и внешней среды, регулировать межмышечную координацию, кинематические и динамические характеристики движения.

К сопряженным (психолого-педагогическим) параметрам логической и психологической подготовки относятся вербальные и невербальные воздействия тренера на моральную, нравственную, волевую сферу спортсмена, физические упражнения, выполняемые в различных условиях. В данном случае речь идет об определенной «психологизации» основных средств спортивной подготовки (физической, технической, тактической) и конкретных методических приемах их использования с целью воздействия на психику спортсмена.  Например:

 - выполнение упражнений на фоне неблагоприятных физических факторов внешней среды, других сбивающих факторов, затрудняющих получение информации (световые, звуковые эффекты и т.п.) с целью развития толерантности к стрессовым воздействиям:


• выполнение упражнения с ограничением деятельности ведущих анализаторов (зрительных, слуховых) для совершенствования специализированных восприятии, развития объема поля зрения;


• выполнение упражнений с максимальной быстротой требующих проявления быстроты реагирования, прием как простого, так и сложного;


• применение упражнений, выполнение которых связано с риском, страхом, что способствует развитию таких волевых качеств, как решительность, смелость, самообладание; использования сложных игровых упражнений, требующих проявления нестандартных действий, проведения контрольных матчей без подсказок тренера с целью развития оперативного и тактического мышления, а также самостоятельности и инициативности;


• выполнение упражнений с максимальной быстротой требующих проявления быстроты реагирования, прием как простого, так и сложного;


• применение упражнений, выполнение которых связано с риском, страхом, что способствует развитию таких волевых качеств, как решительность, смелость, самообладание; использования, сложных игровых, упражнений, требующих проявления нестандартных действий, проведения контрольных матчей без подсказок тренера с целью развития оперативного и тактического мышления, а также самостоятельности и инициативности;


• выполнение упражнений на пределе, физических, возможностей, вызывающих значительное утомление и болевые ощущения для совершенствования волевых качеств;


Психологическая подготовка играет важную роль в формировании состояния готовности юных спортсменов и команды к успешному выступлению в соревновании и тренировочном процессе на всех этапах спортивного совершенствования баскетболистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации учителям физической культуры "Физическая подготовка юного баскетболиста"

Методическая разработка содержит рекомендации по физической подготовке спортсменов, начинающих баскетболистов. Может быть рекомендован учителям физической культуры, тренерам - преподавателям....

Специальная физическая и техническая подготовка юных баскетболистов

Данное пособие предназначено для учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования...

Психологическая подготовка юного боксера

Организация психологической «самоподготовки» предусматривает разъяснение боксерам значения самовоспитания, выработку твердого характера, умения управлять поведением и психическим состояние...

Психологическая подготовка юного футболиста

Психологическая подго товка юных спортсменов очень важна....

Психологическая подготовка юного пловца к многолетнему тренировочному процессу и соревнованиям.

Тренировка пловцов не похожа на тренировку в других видах спорта прежде всего тем, что пловец, проплывая дистанцию, в значительной степени изолирован от внешней обстановки, а также проделывает большую...

психологическая подготовка юных волейболистов

Требования, предъявленные тем или иным видам спортивной деятельности к человеку, развивают и разные психические функции, волевые качества.  Для волейбола характерна высокая эмоциональная и интелл...