ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ.
статья по физкультуре на тему
Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя: победил свой страх, свою лень и свою неуверенность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_podgotovka_v_basketbolistov.docx | 15.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая подготовка в баскетболистов.
Неотъемлемым компонентом учебно-тренировочного процесса юных баскетболистов является психологическая подготовка, которая с одной стороны имеет свои специфические задачи, а с другой стороны неразрывно связана с другими видами подготовки, а может как непосредственно включаться в тренировочную деятельность спортсмена, так и осуществляется в виде специально организованно воздействий.
Основное содержание психологической подготовки юных баскетболистов состоит в следующем:
- формирование определенных личных свойств, способствующих
достижению максимально высокого результата в соревновании. К таким
свойствам относятся: морально-нравственные качества, волевые качества,
обеспечивающие переносимость высоких тренировочных и
соревновательных нагрузок, а также способность к самосовершенствованию
и самоконтролю.
- формирование мотивации занятий баскетболом, которая позволит
сохранить заинтересованность в постоянном совершенствовании и активное
творческое отношение к тренировочному процессу на протяжении
длительного времени.
Совершенствование психических процессов.
В баскетболе успех в соревновании зависит от уровня развития таких психических процессов, как:
-восприятие,
-представление,
-внимание (и таких его параметров как объем, концентрация, распределение, переключении),
-оперативная память
-мышление.
То есть таких процессов которые обеспечивают быстрый прием и переработку информации, поступающих в процессе игры, и принятия оптимального решения, а также обеспечивают совершенное овладение сложными техническими приемами
Эффективность игровых действий в баскетболе тесно связано с нападениями сенсомоторного реагирования.
Средства психологической подготовки направленные на развитие определенных качеств и функций, на формирование определенного психоэмоционального состояния игрока, можно подразделить на: собственно психологические и сопряженные.
К первой группе собственно психологических средств относятся, психорегулирующие средства, такие как гипноз, внушение, аутогенная, психорегулирующая тренировка, используемые для регуляции эмоциональных состояний, особенно в тех случаях, когда необходимо предупредить или хотя бы снизить психическое перенапряжение спортсмена. А также психологическая и идеомоторная тренировка, которая позволяет спортсмену путем мысленного воспроизведения зрительных и мышечно-двигательных представлений совершенствовать специализированные восприятия параметров двигательных действий и внешней среды, регулировать межмышечную координацию, кинематические и динамические характеристики движения.
К сопряженным (психолого-педагогическим) параметрам логической и психологической подготовки относятся вербальные и невербальные воздействия тренера на моральную, нравственную, волевую сферу спортсмена, физические упражнения, выполняемые в различных условиях. В данном случае речь идет об определенной «психологизации» основных средств спортивной подготовки (физической, технической, тактической) и конкретных методических приемах их использования с целью воздействия на психику спортсмена. Например: - выполнение упражнений на фоне неблагоприятных физических факторов внешней среды, других сбивающих факторов, затрудняющих получение информации (световые, звуковые эффекты и т.п.) с целью развития толерантности к стрессовым воздействиям:
• выполнение упражнения с ограничением деятельности ведущих анализаторов (зрительных, слуховых) для совершенствования специализированных восприятии, развития объема поля зрения;
• выполнение упражнений с максимальной быстротой требующих проявления быстроты реагирования, прием как простого, так и сложного;
• применение упражнений, выполнение которых связано с риском, страхом, что способствует развитию таких волевых качеств, как решительность, смелость, самообладание; использования сложных игровых упражнений требующих проявления нестандартных действий, проведения контрольных матчей без подсказок тренера с целью развития оперативного и тактического мышления, а также самостоятельности и инициативности;
• выполнение
Средства психологической подготовки направленные на развитие определенных качеств и функций, на формирование определенного психоэмоционального состояния игрока, можно подразделить на: собственно психологические и сопряженные.
К первой группе собственно психологических средств относятся, психорегулирующие средства, такие как гипноз, внушение, аутогенная, психорегулирующая тренировка, используемые для регуляции эмоциональных состояний, особенно в тех случаях, когда необходимо предупредить или хотя бы снизить психическое перенапряжение спортсмена. А также психологическая и идеомоторная тренировка, которая позволяет спортсмену путем мысленного воспроизведения зрительных и мышечно-двигательных представлений совершенствовать специализированные восприятия параметров двигательных действий и внешней среды, регулировать межмышечную координацию, кинематические и динамические характеристики движения.
К сопряженным (психолого-педагогическим) параметрам логической и психологической подготовки относятся вербальные и невербальные воздействия тренера на моральную, нравственную, волевую сферу спортсмена, физические упражнения, выполняемые в различных условиях. В данном случае речь идет об определенной «психологизации» основных средств спортивной подготовки (физической, технической, тактической) и конкретных методических приемах их использования с целью воздействия на психику спортсмена. Например:
- выполнение упражнений на фоне неблагоприятных физических факторов внешней среды, других сбивающих факторов, затрудняющих получение информации (световые, звуковые эффекты и т.п.) с целью развития толерантности к стрессовым воздействиям:
• выполнение упражнения с ограничением деятельности ведущих анализаторов (зрительных, слуховых) для совершенствования специализированных восприятии, развития объема поля зрения;
• выполнение упражнений с максимальной быстротой требующих проявления быстроты реагирования, прием как простого, так и сложного;
• применение упражнений, выполнение которых связано с риском, страхом, что способствует развитию таких волевых качеств, как решительность, смелость, самообладание; использования сложных игровых упражнений, требующих проявления нестандартных действий, проведения контрольных матчей без подсказок тренера с целью развития оперативного и тактического мышления, а также самостоятельности и инициативности;
• выполнение упражнений с максимальной быстротой требующих проявления быстроты реагирования, прием как простого, так и сложного;
• применение упражнений, выполнение которых связано с риском, страхом, что способствует развитию таких волевых качеств, как решительность, смелость, самообладание; использования, сложных игровых, упражнений, требующих проявления нестандартных действий, проведения контрольных матчей без подсказок тренера с целью развития оперативного и тактического мышления, а также самостоятельности и инициативности;
• выполнение упражнений на пределе, физических, возможностей, вызывающих значительное утомление и болевые ощущения для совершенствования волевых качеств;
Психологическая подготовка играет важную роль в формировании состояния готовности юных спортсменов и команды к успешному выступлению в соревновании и тренировочном процессе на всех этапах спортивного совершенствования баскетболистов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации учителям физической культуры "Физическая подготовка юного баскетболиста"
Методическая разработка содержит рекомендации по физической подготовке спортсменов, начинающих баскетболистов. Может быть рекомендован учителям физической культуры, тренерам - преподавателям....
Специальная физическая и техническая подготовка юных баскетболистов
Данное пособие предназначено для учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования...
Характеристика технико-тактической подготовки юных баскетболистов
Здоровье в школе и жизни детей ...
Психологическая подготовка юного боксера
Организация психологической «самоподготовки» предусматривает разъяснение боксерам значения самовоспитания, выработку твердого характера, умения управлять поведением и психическим состояние...
Психологическая подготовка юного футболиста
Психологическая подго товка юных спортсменов очень важна....
Психологическая подготовка юного пловца к многолетнему тренировочному процессу и соревнованиям.
Тренировка пловцов не похожа на тренировку в других видах спорта прежде всего тем, что пловец, проплывая дистанцию, в значительной степени изолирован от внешней обстановки, а также проделывает большую...
психологическая подготовка юных волейболистов
Требования, предъявленные тем или иным видам спортивной деятельности к человеку, развивают и разные психические функции, волевые качества. Для волейбола характерна высокая эмоциональная и интелл...