Здоровьесберегающий урок как основная форма организации учебных занятий
методическая разработка

Здоровьесберегающий урок, основная форма организации занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающий урок  

как основная форма организации учебных занятий

Здоровье – это состояние полноценного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов (определение ВОЗ).

Выделяет несколько подходов к определению здоровья, которые имеют прикладное значение, одним из них является подход, в котором здоровье рассматривается как отсутствие болезни.

Самое раннее из определений здоровья — определение Алкмеона: "Здоровье есть гармония противоположно направленных сил".

Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. 
Компонентный состав здоровья многие ученые обосновывают в виде четырехкомпонентной модели: соматическое здоровье (текущее состояние органов и систем организма); физическое здоровье (уровень роста и развития органов); психическое здоровье (состояние психической сферы); нравственное здоровье (опосредующее духовные качества личности)

Урок является основной формой организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах. Урок характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени. Каждый урок складывается из определенных элементов, которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков.

Здоровьесберегающий урок – это физиологически обоснованная организация процесса обучения, обеспечивающая соответствие содержания и объема учебного материала, методов и форм учебно-познавательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и способствующая сохранению их умственной и физической работоспособности, развитию и воспитанию здоровой личности.

В основе модели здоровьесберегающего обучения находятся две составляющих: «обучающая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда. «Обучающая среда» связана с развитием интеллектуальных и творческих способностей ребенка, базирующаяся на педагогике, в основе которой лежат активные формы и методы обучения. «Сохраняющая здоровье среда» опирается на создание психологического комфорта, эмоциональной отзывчивости. К «сохраняющей среде» относятся санитарно-гигиенические требования. К примеру, в школе это должно быть проветренное помещение, так как свежий воздух является той средой, в которой хорошо работает мозг, легкие; достаточное освещение – комфортная работа для глаз без усилий и напряжения. Педагог должен чувствовать, когда ребенок устал, так как у него пропадает заинтересованность, внимание становится рассеянным, и предпринимать все возможные методы и приемы для снятия утомления.

При подготовке урока, учитель должен вместе с дидактической целью ставить цель здоровьесбережения учащихся. Она определяется целесообразным подбором методов, приемов и средств обучения, необходимых для решения поставленных целей. Это должно исключать  однообразность урока, которая способствует утомлению школьников.   Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности в норме составляет 7-10 минут. Смена видов деятельности через более короткие промежутки времени вызывает у детей необоснованную напряженность.

Число используемых методов на уроке должно быть не менее трех. Это могут быть словесный метод, наглядный метод,  самостоятельная работа, работа с книгой, ТСО и многие другие. Использование одного или двух методов преподавания ведет к потере у учащихся интереса, падению внимания и низкому уровню усвоения материала, делая тем самым урок малоэффективным и здоровьезатратным.

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Хроническое утомление  является одним  из главных факторов истощения ресурсов здоровья.  Проблема профилактики утомления учащихся на уроке актуальна для любого возраста учащихся.  Все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности  или в процессе отдыха. При правильно организованном здоровьесберегающем  уроке  дети сохраняют работоспособность в течение  всего урока. Учитель должен видеть момент наступления утомления учащихся. Снижения их учебной активности,  проявление «двигательного беспокойства» и неправильная посадка за партой служат сигналом для учителя, что учащиеся утомлены.

Внешние признаки усталости ученика - это частая смена позы, потягивание, встряхивание руками, зевота, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.

Исключить развитие утомления у учащихся на уроке практически невозможно, но использование в учебном процессе здоровьесберегающих методов, приемов и средств обучения поможет снизить утомляющее воздействие урока на организм ребенка.

Для этого учитель должен знать, уметь и использовать определенные приемы, устраняющие утомление. К ним относятся:

- комплексы физических упражнений общего воздействия, направленные на активизацию нервных центров, на восстановление общей работоспособности учащихся;

- использование комплексов физических упражнений для снятия утомления с кисти рук и пальцев. Особое значение имеет данный комплекс в начальной школе;

-комплексы физических упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук;

 - комплексы физических упражнений для улучшения мозгового кровообращения;

- гимнастика для глаз снижает напряжение зрительного анализатора;

-дыхательные упражнения общей направленности (разработанны А.Н.  Стрельниковой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса

Что такое современный урок? Каким должен быть современный урок?Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо бы...

Презентация "Совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса"

Презентация к статье "Совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса"...

Современный урок музыки как основная форма организации учебной работы

Какой смысл мы вкладываем в понятие «урок музыки», и какова роль музыки в этом словосочетании? Урок – слово, которое широко употребляется в нашей жизни. Его используют, говоря о специально организован...

Урок, как основная форма организации учебного процесса в условиях дифференцированного подхода к обучению.

Урок, как основная форма организации учебного процесса в условиях дифференцированного подхода к обучению....

Выступление к семинару: «Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса»

Данный материал адресован педагогам дополнительного образования. Учебное занятие – это сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований. Для тог, чтобы за...

Урок как основная форма организации учебной работы по ИЗО

Обучение рисованию должно проводиться теми же методами, какие применяются и по другим учебным дисциплинам....