Юный шахматист
календарно-тематическое планирование по физкультуре на тему
Программа предназначена для начального обучения детей младшего школьного возраста теории и практике игры в шахматы для развития их логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty.doc_prim.docx | 31.09 КБ |
Предварительный просмотр:
2016-2017учебный год
Рабочая программа
направления внеурочной деятельности «Спорт. Логика»
«Юный шахматист»
Для 1-4 классов
Первого года обучения.
Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. От 07.05.2013);
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
- Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (далее – приказ № 1241);
- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
- Приказ Минобрнауки России № 576 от 08.06.2015 г."О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"https://clck.yandex.ru/redir/dv/*data=url%3Dhttp%253A%252F%252Fwww.roipkpro.ru%252Fimages%252Fstories%252Fdocs%252Fbiblioteka%252Fnormativka%252F2015%252Fpr_576.pdf%26ts%3D1466003393%26uid%3D736620841381329873&sign=989414e680d22e40629b33acfdda7c03&keyno=1
- Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 26.06.2013);
- Распоряжение Комитета по Образованию Правительства Санкт-Петербурга №2158 от 06.05.2015 «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2015/2016 учебном году»;
- Распоряжение Комитета по Образованию Правительства Санкт-Петербурга №2328-р от 13.05.2015 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год».
- Учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии № 114 Выборгского района Санкт-Петербурга;
- Внутришкольные локальные акты, регламентирующие сопровождение учебно-воспитательного процесса.
Назначение программы.
Разработка и внедрение образовательно-воспитательной методики первичного (начального) обучения детей младшего школьного возраста в нашей школе теории и практике игры в шахматы для развития их логического мышления.
Актуальность
Общепризнано, что шахматы это не только интеллектуальная спортивная борьба соперников, но и метод и предмет развития интеллектуального мышления человека, особенно ребенка.
Развитие ранних детских шахмат еще более актуально в связи с тем, что, затрачивают массу времени на просмотр телепередач, видеофильмов и на компьютерные игры, часть которых вообще вредна для их психического и интеллектуального развития.
Возрастная группа: 1-2 классы – 7-9 лет, 3-4 классы 10-11 лет.
Объем часов: 34 часа в год, 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия: 1-е классы 35-40 минут, 2-4 – 45 минут.
Цель
Достижение массового первичного (начального) обучения детей младшего школьного возраста теории и практике игры в шахматы с целью воспитательного содействия в развитии их интеллектуального мышления и формирования у них зачатков личностного морально-психологического сопротивления к информационному давлению массовой субкультуры современного мира.
Задачи
Комплектование группы первичного (начального) обучения среди учащихся 1-4 классов теории и практике игры в шахматы.
Отработка методики первичного (начального) обучения детей младшего школьного возраста в нашей школе теории и практике игры в шахматы.
Обучающие:
• Обучение основам шахматной игры;
• Обучение комбинациям, теории и практике шахматной игры.
Воспитательные:
• Воспитание отношение к шахматам как к серьезному полезному и нужному занятию, имеющему спортивную и творческую направленность;
• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
Развивающие:
• развитие стремления детей к самостоятельности;
• Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
Форма и методы работы: урок-беседа, урок-игра, турниры.
В процессе обучения используются новые интерактивные технологии.
Содержание курса.
№ | Раздел | Часы |
1 | Знакомство с шахматами | 9 |
2 | Цель и результаты шахматной игры | 17 |
3 | Общие принципы разыгрывания партии | 3 |
4 | Шахматные турниры | 2 |
5 | Резервные занятия | 3 |
ИТОГО: | 34 |
Тематическое планирование.
Наименование разделов и тем | Количество часов | Перечень универсальных учебных действий |
Вводное занятие | 1 | Личностные: активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания. Познавательные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: Определение общей цели и путей ее достижения. Регулятивные: Готовность конструктивно разрешать конфликты. |
История шахмат | 1 | |
Легенды и сказания о возникновении шахмат | 1 | |
Шахматная доска | 1 | |
Шахматные фигуры | 1 | |
Начальная расстановка фигур | 1 | |
Сила фигур | 1 | |
Ходы фигур | 1 | |
Взятие фигур | 1 | |
Цель шахматной партии | 1 | Личностные: Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели. Познавательные: Формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Коммуникативные: Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: Обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправлений. |
Игра фигурами из начального положения | 1 | |
Ладья | 1 | |
Слон | 1 | |
Ладья против слона | 1 | |
Ферзь | 1 | |
Ферзь против ладьи и слона | 1 | |
Конь | 1 | |
Конь против ферзя, ладьи, слона | 1 | |
Пешка | 1 | |
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона | 1 | |
Король | 1 | |
Король против других фигур | 1 | |
Шах | 1 | |
Мат | 1 | |
Ничья, пат | 1 | |
Рокировка | 1 | |
Общие принципы разыгрывания партии | 1 | Личностные: Оказание бескорыстной помощи сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов. Познавательные: Определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: Организация самостоятельной деятельности с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования; тактически правильное использование ходов в игровой и соревновательной деятельности. |
Тактические приемы | 1 | |
Повторение правил шахматной игры | 1 | |
Шахматные турниры | 1 | |
Шахматные турниры | 1 | |
Резервное занятие | 1 | |
Резервное занятие | 1 | |
Резервное занятие | 1 | |
ИТОГО | 34 |
Информационно-методическое и материально-техническое обеспечение.
- Индивидуальные комплекты для игры.
- Оборудование: демонстрационеный комплект (компьютер, телевизор)
- Цифровой ресурс:
Современные программно - технологические комплексы ((используются в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.20120 (пункт 10.18 «Продолжительность непрерывного применения технических средств на уроках»).
Видеофильмы, соответствующие тематике программы.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
Список литературы.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011 2. Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996 3. Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3 4. Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4
Планируемые результаты освоения программы.
Проведенный опыт работы с детьми будет свидетельствовать, о том, что шахматы благотворно влияют на их учебу, расширяют интерес ребят, укрепляют и развивают лучшие качества характера.
Овладение детьми основами шахматной игры, увлечение красотой комбинационных приемов, расширение кругозора относительно истории развития шахмат, правил игры, а также специальной психологической подготовки.
Формирование высокого уровня логического мышления у детей младщего школьного возраста.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели ;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Календарно-тематическое планирование (первые классы).
№ пп | Дата | Содержание |
1 | 07.09 | Вводное занятие |
2 | 14.09 | История шахмат |
3 | 21.09 | Легенды и сказания о возникновении шахмат |
4 | 28.09 | Шахматная доска |
5 | 05.10 | Шахматные фигуры |
6 | 12.10 | Начальная расстановка фигур |
7 | 19.10 | Сила фигур |
8 | 26.10 | Ходы фигур |
9 | 09.11 | Взятие фигур |
10 | 16.11 | Цель шахматной партии |
11 | 23.11 | Игра фигурами из начального положения |
12 | 30.11 | Ладья |
13 | 07.12 | Слон |
14 | 14.12 | Ладья против слона |
15 | 21.12 | Ферзь |
16 | 28.12 | Ферзь против ладьи и слона |
17 | 11.01 | Конь |
18 | 18.01 | Конь против ферзя, ладьи, слона |
19 | 25.01 | Пешка |
20 | 01.02 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона |
21 | 15.02 | Король |
22 | 22.02 | Король против других фигур |
23 | 01.03 | Шах |
24 | 15.03 | Мат |
25 | 22.03 | Ничья, пат |
26 | 05.04 | Рокировка |
27 | 12.04 | Общие принципы разыгрывания партии |
28 | 19.04 | Тактические приемы |
29 | 26.04 | Повторение правил шахматной игры |
30 | 03.05 | Шахматные турниры |
31 | 10.05 | Шахматные турниры |
32 | 17.05 | Резервное занятие |
33 | 24.05 | Резервное занятие |
Календарно-тематическое планирование (вторые классы).
№ пп | Дата | Содержание |
1 | 08.09 | Вводное занятие |
2 | 15.09 | История шахмат |
3 | 22.09 | Легенды и сказания о возникновении шахмат |
4 | 29.09 | Шахматная доска |
5 | 06.10 | Шахматные фигуры |
6 | 13.10 | Начальная расстановка фигур |
7 | 20.10 | Сила фигур |
8 | 27.10 | Ходы фигур |
9 | 10.11 | Взятие фигур |
10 | 17.11 | Цель шахматной партии |
11 | 24.11 | Игра фигурами из начального положения |
12 | 01.12 | Ладья |
13 | 08.12 | Слон |
14 | 15.12 | Ладья против слона |
15 | 22.12 | Ферзь |
16 | 12.01 | Ферзь против ладьи и слона |
17 | 19.01 | Конь |
18 | 26.01 | Конь против ферзя, ладьи, слона |
19 | 02.02 | Пешка |
20 | 09.02 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона |
21 | 16.02 | Король |
22 | 02.03 | Король против других фигур |
23 | 09.03 | Шах |
24 | 16.03 | Мат |
25 | 23.03 | Ничья, пат |
26 | 06.04 | Рокировка |
27 | 13.04 | Общие принципы разыгрывания партии |
28 | 20.04 | Тактические приемы |
29 | 27.04 | Повторение правил шахматной игры |
30 | 04.05 | Шахматные турниры |
31 | 11.05 | Шахматные турниры |
32 | 18.05 | Резервное занятие |
33-34 | 25.05 | Резервное занятие |
Календарно-тематическое планирование (третьи классы).
№ пп | Дата | Содержание |
1 | 05.09 | Вводное занятие |
2 | 12.09 | История шахмат |
3 | 19.09 | Легенды и сказания о возникновении шахмат |
4 | 26.09 | Шахматная доска |
5 | 03.10 | Шахматные фигуры |
6 | 10.10 | Начальная расстановка фигур |
7 | 17.10 | Сила фигур |
8 | 24.10 | Ходы фигур |
9 | 14.11 | Взятие фигур |
10 | 21.11 | Цель шахматной партии |
11 | 28.11 | Игра фигурами из начального положения |
12 | 05.12 | Ладья |
13 | 12.12 | Слон |
14 | 19.12 | Ладья против слона |
15 | 26.12 | Ферзь |
16 | 16.01 | Ферзь против ладьи и слона |
17 | 23.01 | Конь |
18 | 30.01 | Конь против ферзя, ладьи, слона |
19 | 06.02 | Пешка |
20 | 13.02 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона |
21 | 20.02 | Король |
22 | 27.02 | Король против других фигур |
23 | 06.03 | Шах |
24 | 13.03 | Мат |
25 | 20.03 | Ничья, пат |
26 | 03.04 | Рокировка |
27 | 10.04 | Общие принципы разыгрывания партии |
28 | 17.04 | Тактические приемы |
29 | 24.04 | Повторение правил шахматной игры |
30 | 15.05 | Шахматные турниры |
31 | 22.05 | Шахматные турниры |
32-34 | Резервные занятия |
Календарно-тематическое планирование (четвертые классы).
№ пп | Дата | Содержание |
1 | 06.09 | Вводное занятие |
2 | 13.09 | История шахмат |
3 | 20.09 | Легенды и сказания о возникновении шахмат |
4 | 27.09 | Шахматная доска |
5 | 04.10 | Шахматные фигуры |
6 | 11.10 | Начальная расстановка фигур |
7 | 18.10 | Сила фигур |
8 | 25.10 | Ходы фигур |
9 | 15.11 | Взятие фигур |
10 | 22.11 | Цель шахматной партии |
11 | 29.11 | Игра фигурами из начального положения |
12 | 06.12 | Ладья |
13 | 13.12 | Слон |
14 | 20.12 | Ладья против слона |
15 | 27.12 | Ферзь |
16 | 17.01 | Ферзь против ладьи и слона |
17 | 24.01 | Конь |
18 | 31.01 | Конь против ферзя, ладьи, слона |
19 | 07.02 | Пешка |
20 | 14.02 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона |
21 | 21.02 | Король |
22 | 28.02 | Король против других фигур |
23 | 07.03 | Шах |
24 | 14.03 | Мат |
25 | 21.03 | Ничья, пат |
26 | 04.04 | Рокировка |
27 | 11.04 | Общие принципы разыгрывания партии |
28 | 18.04 | Тактические приемы |
29 | 25.04 | Повторение правил шахматной игры |
30 | 02.05 | Шахматные турниры |
31 | 16.05 | Шахматные турниры |
32-34 | 23.05 | Резервные занятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Юный шахматист"
Данная программа составлена на основе программ: 1. «Обучение шахматам с использованием компьютерных технологий» (авт. Ю. С. Разуваев, И. Г. Сухин, С. П...
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Юный шахматист"
Кружок « Юный шахматист» организуется при школе на база 1 – 4 классов и рассчитан на 4 года обучения в соответствии с нормативно-правовой и документальной основой:• Закон Российской Федерации « ...
Программа кружка «Юный шахматист»
На игровых занятиях в простой и доходчивой форме несовершеннолетние знакомятся со своеобразным миром шахмат, узнают о секретах шахматных фигур, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, э...
Методическая разработка:«Развитие аналитических способностей юных шахматистов через самостоятельную работу над сыгранными партиями» Зверева Владимира Алексеевича,
Разбор собственных партий, необходимое условие развития юного шахматиста....
Некоторые аспекты подготовки юных шахматистов.
У юных шахматистов возникает много проблем. О решении некоторых из них говорится в этой статье....
Программа "Юный шахматист".
Программа по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы разработана на основе методического пособия В.Г.Гришина "малыши играют в шахматы". Программа реализуется в МАДОУ ДС № 34 "Дюймо...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный шахматист"
Кружок « Юный шахматист» организуется при школе на база 1 – 4 классов и рассчитан на 4 года обучения в соответствии с нормативно-правовой и документальной основой:·...