Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Юный шахматист"
календарно-тематическое планирование на тему

Штенский Анатолий Владимирович
Кружок « Юный шахматист» организуется при  школе на база 1 – 4 классов и рассчитан на 4 года обучения в соответствии с нормативно-правовой и документальной основой:
Закон Российской Федерации « Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концепция модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
Должностная инструкция классного руководителя.
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.
  Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую. 
Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности.  Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются кружки по интересам детей.
Одним из таким кружков является  кружок «Юный шахматист».
 
Цель программы:   
 
Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. 
 
Задачи программы:
1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся .
2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, 
           Сверстниками.
5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)-  для формирования здорового образа жизни.
 
Прогнозируемый результат:
 
*овладение навыками игры в шахматы
*интеллектуальное развитие участников кружка
*результативное участие в соревнованиях различных уровней.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shahmaty.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Куйбышевский район, с. Куйбышево

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевская средняя общеобразовательная школа

«УТВЕРЖДАЮ»

                                                        Директор школы

  Приказ от_______.08.2014 №_____ОД

                                                                  Подпись ____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

По общеинтеллектуальному направлению

 «Юный шахматист»                                                                                               Уровень общего образования (класс)                                           начальное  общее     образование      1 класс                                                              Количество часов  34                                                                                 Учитель     Штенский Анатолий Владимирович                                                                                      Программа разработана на основе                                                    

авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы в школе»

Пояснительная записка.

Кружок « Юный шахматист» организуется при  школе на база 1 – 4 классов и рассчитан на 4 года обучения в соответствии с нормативно-правовой и документальной основой:

  • Закон Российской Федерации « Об образовании».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  • Концепция модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации.
  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
  • Должностная инструкция классного руководителя.

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.

         Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

        Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

         Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности.  Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.

        Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются кружки по интересам детей.

Одним из таким кружков является  кружок «Юный шахматист».

Цель программы:  

Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

Задачи программы:

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся .
  2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
  3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

           Сверстниками.

  1. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
  2. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)-  для формирования здорового образа жизни.

Прогнозируемый результат:

*овладение навыками игры в шахматы

*интеллектуальное развитие участников кружка

*результативное участие в соревнованиях различных уровней.

Количество часов: 1 час в неделю (34 часа в год)

Сроки реализации: 2014-2015 г.

Участники программы: учащиеся 1 -4 классов.

«Юный шахматист»

Учебно – тематический план (1-4кл.)

 1кл. -34 ч. 2 кл.- 34 ч. 3 кл. -34 ч. 4 кл. – 34 ч.= 135 ч.

темы

Всего

(часов)

Теория

(часов)

Практика

(часов)

1

Шахматная доска и фигуры

4

2

2

2

Ходы и взятие фигур

16

6

10

3

Цель и результат шахматной партии Понятия «шах», «мат», «пат».

16

6

10

4

Ценность шахматных фигур.

Нападение, защита и размен.

16

4

12

5

Понятие о дебюте .Общие принципы разыгрывания дебюта.

20

6

14

6

Особенности матования одинокого короля.

14

4

10

7

Тактические приёмы и особенности их применения.

14

4

5

8

Начальные сведения об зндшпиле.

16

4

12

9

Начальные сведения об миттельшпиле.

16

4

12

10

Подведение итогов

4

-

4

итого

135

40

95

Содержание  курса

1. Шахматная доска и фигуры.

Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста.понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.

Шахматная доска, поля, линии и обозначения.Легенды о возникновении шахмат.

Шахматные фигуры и их обозначения.

Позиция. Запись позиций.

Практическая  работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

2.Ходы и взятие фигур.

Геометрические мотивы перемещения шахматных фигур.

Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки.

Ударность и подвижность игр.

Превращение пешки и взятие на проходе пешкой.

Угроза, нападение, защита, двойной удар.

Контроль полей.

Ограничение подвижности фигур.

Моделирование на шахматном материале.

Рокировка, правила ее выполнения.

Практика: упражнения по выполнению ходов различными фигурами. Запись ходов.

3 Цель и результат шахматной партии.

Понятие «шах», способы защиты от шаха.

Открытый и двойной шах.

Понятие «мат».

Обучение алгоритму матования в  один ход.

Сходство и различие понятий, выигрыш, ничья.

Практика.

Решение упражнений на постановку мата и пата.

Различное количество ходов.

4.Ценность шахматных фигур.

Нападение, защита, размен.

Ценность фигур.

Единица измерения ценности.

Защита, размен, виды размена.

Материальный перевес.

Легкие и тяжелые фигуры, их качество.

Практика. Решение арифметических и логических задач.

5.Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта.

Классификация дебютов.

Мобилизация фигур.

Короткая и длинная рокировка .Борьба за центр.

Роль и мобилизация работы фигуры, гамбиты.

Правила поведения при игре в шахматных турнирах.

Практика. Игровая практика.

6. Особенности матования одинокого короля.

Матование двумя ладьями.

Матовые и патовые позиции.

Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски.

Управление качеством матования.

Практика. Решение задач с нахождением короля в разных зонах.

7 Тактические приемы и особенности их применения.

Слабость крайней горизонтали , двойной удар, открытое нападение , связка.

Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия.

Освобождение пространства.

Перегрузка, комбинаторика, комбинации.

Мельница как алгоритм с циклами.

Эстетика шахматных комбинаций.

Практика. Решение тестовых позиций, соревнования.

8.Начальные сведения об эндшпиле.

Пешечный эндшпиль.

Король и пешка против короля.

Правило квадрата.

Роль оппозиции. Отталкивание.

Треугольник, прорыв, игра на пат.  

Ладельный зншпиль. Ладья и пешка против пешки.

Построение моста , активность фигур.

Практика. Отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.

9.Начальные сведения о миттельшпиле.

Понятие о варианте.

Логические связи. открытая, линия, проходная пешка.

Пешечные слабости, форпост, позиции короля.

Атака на короля, централизация, овладение тяжелыми фигурами.

Вскрытие и запирание линий , блокада.

Практика .Отработка на практике миттельшпиля.

Поведение итогов года.

Презентация, соревнование.

Тематическое планирование  1 класс.

(далее буквой  «т» обозначена теория, буквой «п» практика.)

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Познаватель-ные

УУД

Коммуни-кативные

УУД

Регуляти-вные

УУД

Личност-ные

УУД

1

Вводный урок

1

04.09.14

Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Учится использовать знако- символические средства

представления информации.

Использовать различные способы поиска информации  на заданную на кружке тему.

Собирать и обрабатывать материал , учится его передавать окружающим разными способами.

Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии , строит рассуждения, овладевать новыми понятиями.

Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте(шах-

матах)

учиться работать в  информационной среде  по поиску  данных изучаемого объекта.

Активно использо-вать речевые средства в процессе общения   с товарищами во время занятий в кружке.

Учится слушать собеседника, напарника по игре  быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.

Учиться договариваться о распределении функций  и ролей в совместной деятельнос-ти.

Овладе-вать  способно-стью прини-мать и сохранять  цели и задачи занятия.

Находить способы решения и осуществления поставленных задач.

Формировать умение контролиро-вать свои действия.

Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности.

Адекват-но оценивать свое поведе-ние и поведе-ние окружаю-

щих.

Ориенти-ро-

ваться на становле-ние гуманис-

тических

ценностей.

 Формиро-вать

Социаль-но

-ориентирова-

нный взгляд

на мир.

Форми-ровать

Уважи-тельное

Отноше-ние

 К иному мнению

и культуре

 других народов.

Учиться понимать

свою

социаль-ную

роль

развивать

самосто-

ятель-ность и

оветствен-

ность.

 Развивать

навыки

сотрудни-

чества

со взрослы-ми

и сверстни-ками.

Учиться

Относи-ться

бережно к

матери-

аль

ными духовным

ценнос-тям.

2

Место шахмат в мировой культуре

1

11.09.14

3

Роль шахмат в воспитании и развитии личности

1

18.09.14

4

Шахматная доска и фигуры(т, п.)

1

25.09.14

5

Шахматная доска и фигуры (т., п.)

1

02.10.14

6

Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска.

1

09.10.14

7

Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска.

1

16.10.14

8

Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска.

1

23.10.14

9

Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска.

1

30.10.14

10

Сильнейшие шахматисты мира.(т)

Поля, линии, обозначения.(п)

1

13.11.14

11

Тренировочные упражнения.(п.)

Запись позиций.(т.)

1

20.11.14

12

Тренировочные упражнения.(п.)

Запись позиций.(т.)

1

27.11.14

13

Названия фигур.(т)

Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.)

1

04.12.14

14

Названия фигур.(т)

Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.)

1

11.12.14

15

Названия фигур.(т)

Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.)

1

18.12.14

16

Названия фигур.(т)

Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.)

1

25.12.14

17

Ходы и взятие  ладьи, слона , и др. фигур.(т.)

Дидактические игры.(п.)

1

15.0.115

18

Ходы и взятие  ладьи, слона , и др. фигур.(т.)

Дидактические игры.(п.)

1

22.01.15

19

Ходы и взятие  ладьи, слона , и др. фигур.(т.)

Дидактические игры.(п.)

1

29.01.15

20

Ударность и подвижность фигур в  зависимости от положения на доске.(Т.)

Упражнения на ограничение подвижности фигур.(п.)

1

05.02.15

22

Ударность и подвижность фигур в  зависимости от положения на доске.(Т.)

Упражнения на ограничение подвижности фигур.(п.)

1

19.02.15

23

Превращение пешки и взятие

На проходе пешкой.(т.)

Тренировочные упражнения.(п.)

1

26.02.15

24

Превращение пешки и взятие

На проходе пешкой.(т.)

Тренировочные упражнения.(п.)

1

05.03.15

25

Угроза, нападение, защита, двойной удар.

Дидактические игры на маршруты фигур(п.)

1

12.03.15

26

Ограничение подвижности фигур.(т.), (п.).

1

19.03.15

27

Моделирование на шахматном материале.(п.)

1

02.04.15

28

Моделирование на шахматном материале(п.)

1

09.04.15

29

Рокировка. Правила её выполнения(т)

Решение упражнений на рокировку.(п.)

1

16.04.15

30

Рокировка. Правила её выполнения.(т)

Решение упражнений на рокировку.(п.)

1

23.04.15

31

Упражнения на шахматной доске.

1

30.04.15

32

Понятие о шахматном турнире. (т.)Правила поведения  при игре на  турнирах(п.)

1

07.05.15

33-34

Шахматный турнир.(п.)

2

14.05.15

21.05.15

Итого 34 часа.

Учебно-методическая литература.

  1. Авторская программа И. Г. Сухина «Шахматы – школе».
  2. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Астрель, АСТ, 2009.
  3. Весела  И., Веселы  И. Шахматный букварь.— М.: Просвещение, 1983.
  4. Гончаров В.И. Очерки по шахматной педагогике. – Наб. Челны, 2002.
  5. Гончаров В.И. Как стать тренером по шахматам.  – Наб. Челны, 2004.
  6. Зак В.Г., Длуголенский Я.Н. ОТДАТЬ, ЧТОБЫ НАЙТИ! – Л.:Детская литература, 1989.
  7. Вольф П. Шахматы. – М.: АСТ-Астрель, 2004.
  8. Губницкий С. Б. и др. Полный курс шахмат, 64 урока для новичков и      не очень опытных игроков.

                           

     СОГЛАСОВАНО                                                                                    СОГЛАСОВАНО

   Протокол заседания                                                                 Заместитель директора по УВР      

   методического совета

МБОУ Куйбышевской СОШ                                                          ___________________ФИО

     от 28.08.2014  №1                                                                               (подпись)

_________     ______________                                                                      29.08.2014

(подпись руководителя МС, ФИО)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Волшебный пластилин"

Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социал...

календарно -тематическое планирование к курсу внеурочной деятельности по английскому языку 3-4 класс

Календарно- тематическое планирование составлено на основе программы М.А. Бодоньи  « Коммуникативно-психологическая адаптация младших школьников к английскому языку». Курс внеурочной деятельности...

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности предмету "Немецкий язык" 5 класс

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности предмету "Немецкий язык" 5 класс (Немецкий язык. Второй иностранный язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. М....

Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочная деятельность "Занимательный английский язык"

Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочная деятельность для учащихся 2 класса....

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности по информатике «Видеомонтаж в программе Киностудия Windows Live»

Календарно -тематическое планирование  по курсу внеурочной деятельности по информатике  «Видеомонтаж в программе Киностудия Windows Live»...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Основы православной культуры". 5-7 классы

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы православной культуры» для 5—7 классов составлена с использованием материалов Федерального государственногообразовательного ст...