Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Юный шахматист"
календарно-тематическое планирование на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Куйбышевский район, с. Куйбышево
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
Приказ от_______.08.2014 №_____ОД
Подпись ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
По общеинтеллектуальному направлению
«Юный шахматист» Уровень общего образования (класс) начальное общее образование 1 класс Количество часов 34 Учитель Штенский Анатолий Владимирович Программа разработана на основе
авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы в школе»
Пояснительная записка.
Кружок « Юный шахматист» организуется при школе на база 1 – 4 классов и рассчитан на 4 года обучения в соответствии с нормативно-правовой и документальной основой:
- Закон Российской Федерации « Об образовании».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
- Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
- Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
- Должностная инструкция классного руководителя.
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.
Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются кружки по интересам детей.
Одним из таким кружков является кружок «Юный шахматист».
Цель программы:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Задачи программы:
- Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся .
- Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
- Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
Сверстниками.
- Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
- Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
Прогнозируемый результат:
*овладение навыками игры в шахматы
*интеллектуальное развитие участников кружка
*результативное участие в соревнованиях различных уровней.
Количество часов: 1 час в неделю (34 часа в год)
Сроки реализации: 2014-2015 г.
Участники программы: учащиеся 1 -4 классов.
«Юный шахматист»
Учебно – тематический план (1-4кл.)
1кл. -34 ч. 2 кл.- 34 ч. 3 кл. -34 ч. 4 кл. – 34 ч.= 135 ч.
№ | темы | Всего (часов) | Теория (часов) | Практика (часов) |
1 | Шахматная доска и фигуры | 4 | 2 | 2 |
2 | Ходы и взятие фигур | 16 | 6 | 10 |
3 | Цель и результат шахматной партии Понятия «шах», «мат», «пат». | 16 | 6 | 10 |
4 | Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен. | 16 | 4 | 12 |
5 | Понятие о дебюте .Общие принципы разыгрывания дебюта. | 20 | 6 | 14 |
6 | Особенности матования одинокого короля. | 14 | 4 | 10 |
7 | Тактические приёмы и особенности их применения. | 14 | 4 | 5 |
8 | Начальные сведения об зндшпиле. | 16 | 4 | 12 |
9 | Начальные сведения об миттельшпиле. | 16 | 4 | 12 |
10 | Подведение итогов | 4 | - | 4 |
итого | 135 | 40 | 95 |
Содержание курса
1. Шахматная доска и фигуры.
Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста.понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.
Шахматная доска, поля, линии и обозначения.Легенды о возникновении шахмат.
Шахматные фигуры и их обозначения.
Позиция. Запись позиций.
Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
2.Ходы и взятие фигур.
Геометрические мотивы перемещения шахматных фигур.
Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки.
Ударность и подвижность игр.
Превращение пешки и взятие на проходе пешкой.
Угроза, нападение, защита, двойной удар.
Контроль полей.
Ограничение подвижности фигур.
Моделирование на шахматном материале.
Рокировка, правила ее выполнения.
Практика: упражнения по выполнению ходов различными фигурами. Запись ходов.
3 Цель и результат шахматной партии.
Понятие «шах», способы защиты от шаха.
Открытый и двойной шах.
Понятие «мат».
Обучение алгоритму матования в один ход.
Сходство и различие понятий, выигрыш, ничья.
Практика.
Решение упражнений на постановку мата и пата.
Различное количество ходов.
4.Ценность шахматных фигур.
Нападение, защита, размен.
Ценность фигур.
Единица измерения ценности.
Защита, размен, виды размена.
Материальный перевес.
Легкие и тяжелые фигуры, их качество.
Практика. Решение арифметических и логических задач.
5.Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта.
Классификация дебютов.
Мобилизация фигур.
Короткая и длинная рокировка .Борьба за центр.
Роль и мобилизация работы фигуры, гамбиты.
Правила поведения при игре в шахматных турнирах.
Практика. Игровая практика.
6. Особенности матования одинокого короля.
Матование двумя ладьями.
Матовые и патовые позиции.
Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски.
Управление качеством матования.
Практика. Решение задач с нахождением короля в разных зонах.
7 Тактические приемы и особенности их применения.
Слабость крайней горизонтали , двойной удар, открытое нападение , связка.
Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия.
Освобождение пространства.
Перегрузка, комбинаторика, комбинации.
Мельница как алгоритм с циклами.
Эстетика шахматных комбинаций.
Практика. Решение тестовых позиций, соревнования.
8.Начальные сведения об эндшпиле.
Пешечный эндшпиль.
Король и пешка против короля.
Правило квадрата.
Роль оппозиции. Отталкивание.
Треугольник, прорыв, игра на пат.
Ладельный зншпиль. Ладья и пешка против пешки.
Построение моста , активность фигур.
Практика. Отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.
9.Начальные сведения о миттельшпиле.
Понятие о варианте.
Логические связи. открытая, линия, проходная пешка.
Пешечные слабости, форпост, позиции короля.
Атака на короля, централизация, овладение тяжелыми фигурами.
Вскрытие и запирание линий , блокада.
Практика .Отработка на практике миттельшпиля.
Поведение итогов года.
Презентация, соревнование.
Тематическое планирование 1 класс.
(далее буквой «т» обозначена теория, буквой «п» практика.)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Познаватель-ные УУД | Коммуни-кативные УУД | Регуляти-вные УУД | Личност-ные УУД | |
1 | Вводный урок | 1 | 04.09.14 | Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии. Учится использовать знако- символические средства представления информации. Использовать различные способы поиска информации на заданную на кружке тему. Собирать и обрабатывать материал , учится его передавать окружающим разными способами. Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии , строит рассуждения, овладевать новыми понятиями. Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте(шах- матах) учиться работать в информационной среде по поиску данных изучаемого объекта. | Активно использо-вать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий в кружке. Учится слушать собеседника, напарника по игре быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения. Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельнос-ти. | Овладе-вать способно-стью прини-мать и сохранять цели и задачи занятия. Находить способы решения и осуществления поставленных задач. Формировать умение контролиро-вать свои действия. Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности. | Адекват-но оценивать свое поведе-ние и поведе-ние окружаю- щих. Ориенти-ро- ваться на становле-ние гуманис- тических ценностей. Формиро-вать Социаль-но -ориентирова- нный взгляд на мир. Форми-ровать Уважи-тельное Отноше-ние К иному мнению и культуре других народов. Учиться понимать свою социаль-ную роль развивать самосто- ятель-ность и оветствен- ность. Развивать навыки сотрудни- чества со взрослы-ми и сверстни-ками. Учиться Относи-ться бережно к матери- аль ными духовным ценнос-тям. | ||
2 | Место шахмат в мировой культуре | 1 | 11.09.14 | ||||||
3 | Роль шахмат в воспитании и развитии личности | 1 | 18.09.14 | ||||||
4 | Шахматная доска и фигуры(т, п.) | 1 | 25.09.14 | ||||||
5 | Шахматная доска и фигуры (т., п.) | 1 | 02.10.14 | ||||||
6 | Понятие о здоровом образе жизни. Шахматная доска. | 1 | 09.10.14 | ||||||
7 | Понятие о здоровом образе жизни. Шахматная доска. | 1 | 16.10.14 | ||||||
8 | Понятие о здоровом образе жизни. Шахматная доска. | 1 | 23.10.14 | ||||||
9 | Понятие о здоровом образе жизни. Шахматная доска. | 1 | 30.10.14 | ||||||
10 | Сильнейшие шахматисты мира.(т) Поля, линии, обозначения.(п) | 1 | 13.11.14 | ||||||
11 | Тренировочные упражнения.(п.) Запись позиций.(т.) | 1 | 20.11.14 | ||||||
12 | Тренировочные упражнения.(п.) Запись позиций.(т.) | 1 | 27.11.14 | ||||||
13 | Названия фигур.(т) Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.) | 1 | 04.12.14 | ||||||
14 | Названия фигур.(т) Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.) | 1 | 11.12.14 | ||||||
15 | Названия фигур.(т) Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.) | 1 | 18.12.14 | ||||||
16 | Названия фигур.(т) Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.) | 1 | 25.12.14 | ||||||
17 | Ходы и взятие ладьи, слона , и др. фигур.(т.) Дидактические игры.(п.) | 1 | 15.0.115 | ||||||
18 | Ходы и взятие ладьи, слона , и др. фигур.(т.) Дидактические игры.(п.) | 1 | 22.01.15 | ||||||
19 | Ходы и взятие ладьи, слона , и др. фигур.(т.) Дидактические игры.(п.) | 1 | 29.01.15 | ||||||
20 | Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.(Т.) Упражнения на ограничение подвижности фигур.(п.) | 1 | 05.02.15 | ||||||
22 | Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.(Т.) Упражнения на ограничение подвижности фигур.(п.) | 1 | 19.02.15 | ||||||
23 | Превращение пешки и взятие На проходе пешкой.(т.) Тренировочные упражнения.(п.) | 1 | 26.02.15 | ||||||
24 | Превращение пешки и взятие На проходе пешкой.(т.) Тренировочные упражнения.(п.) | 1 | 05.03.15 | ||||||
25 | Угроза, нападение, защита, двойной удар. Дидактические игры на маршруты фигур(п.) | 1 | 12.03.15 | ||||||
26 | Ограничение подвижности фигур.(т.), (п.). | 1 | 19.03.15 | ||||||
27 | Моделирование на шахматном материале.(п.) | 1 | 02.04.15 | ||||||
28 | Моделирование на шахматном материале(п.) | 1 | 09.04.15 | ||||||
29 | Рокировка. Правила её выполнения(т) Решение упражнений на рокировку.(п.) | 1 | 16.04.15 | ||||||
30 | Рокировка. Правила её выполнения.(т) Решение упражнений на рокировку.(п.) | 1 | 23.04.15 | ||||||
31 | Упражнения на шахматной доске. | 1 | 30.04.15 | ||||||
32 | Понятие о шахматном турнире. (т.)Правила поведения при игре на турнирах(п.) | 1 | 07.05.15 | ||||||
33-34 | Шахматный турнир.(п.) | 2 | 14.05.15 21.05.15 Итого 34 часа. |
Учебно-методическая литература.
- Авторская программа И. Г. Сухина «Шахматы – школе».
- Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Астрель, АСТ, 2009.
- Весела И., Веселы И. Шахматный букварь.— М.: Просвещение, 1983.
- Гончаров В.И. Очерки по шахматной педагогике. – Наб. Челны, 2002.
- Гончаров В.И. Как стать тренером по шахматам. – Наб. Челны, 2004.
- Зак В.Г., Длуголенский Я.Н. ОТДАТЬ, ЧТОБЫ НАЙТИ! – Л.:Детская литература, 1989.
- Вольф П. Шахматы. – М.: АСТ-Астрель, 2004.
- Губницкий С. Б. и др. Полный курс шахмат, 64 урока для новичков и не очень опытных игроков.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Куйбышевской СОШ ___________________ФИО
от 28.08.2014 №1 (подпись)
_________ ______________ 29.08.2014
(подпись руководителя МС, ФИО)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Волшебный пластилин"
Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социал...
календарно -тематическое планирование к курсу внеурочной деятельности по английскому языку 3-4 класс
Календарно- тематическое планирование составлено на основе программы М.А. Бодоньи « Коммуникативно-психологическая адаптация младших школьников к английскому языку». Курс внеурочной деятельности...
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности предмету "Немецкий язык" 5 класс
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности предмету "Немецкий язык" 5 класс (Немецкий язык. Второй иностранный язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. М....
Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочная деятельность "Занимательный английский язык"
Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочная деятельность для учащихся 2 класса....
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности по информатике «Видеомонтаж в программе Киностудия Windows Live»
Календарно -тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности по информатике «Видеомонтаж в программе Киностудия Windows Live»...
Календарно – тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Мой край» 8 класс.
Поурочное планирование...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Основы православной культуры". 5-7 классы
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы православной культуры» для 5—7 классов составлена с использованием материалов Федерального государственногообразовательного ст...