Программа "Юный шахматист".
рабочая программа на тему

Программа по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы разработана на основе методического пособия В.Г.Гришина "малыши играют в шахматы". Программа реализуется в МАДОУ ДС № 34 "Дюймовочка". В продрамме представлен учебный план, перспективный план работы с родителями, календарно - тематический план работы с детьми, педагогическая диагностика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                            детский сад №34 «Дюймовочка»

                                                                                                 

                                                   ПРОГРАММА

          дополнительной платной образовательной услуги

           по обучению игре в шахматы «Юный шахматист»

                 для детей старшего дошкольного возраста.

                                             

                                                                                   

                                                                                     Составитель:

                                                                                               Учитель-дефектолог Игнатенко Ю.Б.

                                                                                                           

                                                   г. Нижневартовск

                                                                                             



Предварительный просмотр:

Паспорт программы_____________________________________________3

Пояснительная записка__________________________________________4

Содержание программы_________________________________________ 6

Механизм реализации программы_________________________________6

Учебный план по реализации дополнительной образовательной услуги_ 7

Перспективный план работы с родителями______________________      10        

Календарно – тематическое планирование_________________________ 11

Контроль за реализацией программы_____________________________ 17

Педагогическая  диагностика____________________________________18                   Список  литературы____________________________________________19

         

Паспорт программы

Наименование программы

Программа «Юный шахматист» по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы.

Основание для разработки программы

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

Методическое пособие (одобрено и утверждено комитетом по спорту РФ. (рецензенты: мастер спорта по шахматам Ю.М. Котков, тренер-общественник А.П. Шкуматова).

Заказчик программы

Родители. Педагогический совет ДОУ.

Организация

исполнитель программы

Муниципальное  автономное  дошкольное образовательное учреждение детский сад  №34 «Дюймовочка».

Целевая группа

Дети старшего дошкольного возраста

Ф.И.О. автора-составителя

Учитель-дефектолог высшей  квалификационной категории Ю.Б.Игнатенко

Цель программы

Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы.

Задачи программы

  1. Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий.
  2. Учить обыгрыванию простейших комбинаций.
  3. Активизировать мыслительную деятельность. Развивать внимание, память.
  4. Выработать уверенность в своих силах, выдержку.

Ожидаемые результаты

• Сформированы знания по овладению детьми основных шахматных понятий.

• Умение применять элементарные правила игры на практике

• Сформированы интеллектуальные способности

(память, наблюдательность, внимание).

• Сформированы эмоционально-волевые качества.

Срок реализации программы

Один год

Пояснительная записка

 Программа «Юный шахматист» по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы разработана на основе В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы» Методическое пособие. Книга для воспитателя детского сада на базе дошкольного учреждения.

Программа реализуется в МАДОУ ДС №34 « Дюймовочка».

 Наше дошкольное учреждение работает по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство», которую разработали в Петербургском педагогическом университете им. Герцена. ДОУ посещают воспитанники от 2 до 7 лет, где функционируют 13 групп.

Программа по обучению детей игре в шахматы рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и включает в себя четыре раздела, на основе которых строится обучение детей игре в шахматы.

1.«История возникновения игры в шахматы».

2.«Знакомство с фигурами и их назначением, шахматной доской».

3. «Правила игры».

4.«Знакомство и обыгрывание простейших комбинаций».

Игровые занятия зпервого этапа обучения представляют собой дидактические игры и творческие задания. Дети знакомятся с понятием «шахматы», с шахматной доской и фигурами. На втором этапе обучения дошкольники получают представления о возможностях фигур, изучают шахматный алфавит, названия полей. На третьем этапе обучения дети учатся решать несложные шахматные задачи, разыгрывают мини-партии. Введение данной программы способствует развитию у детей мышления, восприятия, усидчивости, формируют самостоятельность при принятии решение, умение доводить начатое дело до конца. Поскольку подготовка к соревнованиям, как правило, проходит в индивидуальном порядке, требуется отличная самоорганизация и работоспособность. Психологическая борьба во время партии может иметь решающее значение, особенно если соперники равны по мастерству. Излишние эмоции приводят к ошибкам и недопустимы у спортсменов высокого класса. Все вышеперечисленное можно с полным правом сказать о шахматах. Почему же многие упорно не считают шахматы видом спорта? Почему спорт ассоциируется исключительно с физическими нагрузками, силой и ловкостью? Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы - это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры. Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача. Занятия шахматами— это интересная интеллектуальная игра, приносящая не только пользу, но и удовольствие ее участникам и зрителям. Программа позволяет сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому обучение игре в шахматы необходимо начинать как можно раньше. Об этом говорят педагогические и физиологические исследования ученых всего мира. Мы знаем о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-6 лет высоки. Такое авторитетное заключение о функциональных возможностях организма 5-6 летних детей дает все основания широко популяризовать шахматы в дошкольных образовательных учреждениях. В программе развития дошкольного образовательного учреждения нашего стоит такая цель, как реализация способностей каждого ребенка через разные виды деятельности, обусловленные индивидуальной активностью. Данная цель рассматривается в «Технологии по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста».

Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Цель: обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы.

Задачи: 

  1. Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий.
  2. Учить обыгрыванию простейших комбинаций.
  3. Активизировать мыслительную деятельность. Развивать внимание, память.
  4. Выработать уверенность в своих силах, выдержку.

Ожидаемые результаты:

• умение детьми применять элементарные правила игры на практике.

• сформированы знания по овладению детьми основных шахматных понятий • умение применять элементарные правила игры на практике

• сформированы интеллектуальные способности (память, наблюдательность, внимание).

Дополнительная образовательная платная услуга для старших дошкольников по обучению детей игре в шахматы «Юный шахматист» проводится учителем-дефектологом высшей квалификационной категории 2 раза в неделю во второй половине дня. Занятия проводятся с группой детей (8 человек) в игровой форме длительностью 30 минут.

Наряду с занятиями также проводятся викторины, соревнования и досуги, посвящённые шахматам.

Занятия шахматами развивает у детей логичность и последовательность мышления, умение анализировать, а также укрепляет характер. Ребята становятся сосредоточеннее, лучше запоминают, сравнивают, предвидят результат, планируют свою деятельность.

 

1. Содержание программы:

Этапы программы: Организационно-подготовительный, диагностический, аналитико-прогностический, коррекционно-образовательный, результативно-аналитический.

1этап: Организационно-подготовительный

Цель: создание программы и разработка мониторинга по выявлению результативных показателей программы.

2 этап: Диагностический

Цель: Сбор диагностической информации.

3 этап: Аналитико-прогностический

Цель: Постановка педагогического диагноза, определение целей и содержания работы  с воспитанниками.

4 этап: коррекционно-образовательный

Цель: Реализация программ, их текущая коррекция, отслеживание динамики развития ребенка.

5 этап:

Цель: Выявление эффективности результатов.

2.Механизм реализации программы: 

     Особенности проведения занимательной игровой деятельности.

Как известно, основная форма игровой деятельности с старшими дошкольниками – игровые ситуации. И никакого принуждения! Только в этом случае ребенок не устает при усвоении нового материала и сохраняет к нему живой интерес.

     Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, но для этого требуется запастись большим терпением. И не забывать: все-таки главная наша цель – не воспитывать будущих чемпионов, а прививать малышам интерес к мудрой игре. Занимательная игровая деятельность должна проходить в доброжелательной атмосфере. нельзя перегружать детей, в середине – физ. минутка. к новому материалу можно переходить только после того, как малыш будет уверенно знать пройденное.

     Обучение должно быть развивающим, должно включать самостоятельную работу ребенка с изученным материалом и двигаться от простого к сложному. Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций. Ребята с удовольствием изображают шахматные фигуры, читают про них стихи. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Главный секрет: дошкольник не должен замечать, что его обучают. Постепенно интерес возникает и можно будет двигаться к более сложному.

     В программе приводится перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала. Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мир шахмат. Воспитанники знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах шахматной доски. Также используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки и песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на  шахматной доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности.

     Формирование шахматного мышления у детей проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях до творческого применения знаний на практике, подразумевающих зачастую отказ от общепринятых стереотипов.  

3.Учебный план  по реализации дополнительной образовательной услуги

№п/п

Содержание темы

Количество часов

1

В стране шахматных чудес

30 мин.

2

Мудрей

30 мин.

3

Проспекты, улицы и переулки шахматной доски

1 час.

4

Героическая пешечка. Ни шагу назад!

(Пешка).

1 час.

5

Шахматная шкатулка.

30 мин.

6

Прямолинейная бесхитростная фигура

(ладья).

1 час.

7

Маленькое войско.

30 мин.

8

Вежливые слоны.

1 час.

9

Тяжелые и легкие фигуры.

1 час.

10

Шахматная шкатулка

30 мин.

11

Шахматный турнир.

30 мин.

12

Могучая фигура (Ферзь)

1 час.

13

Надежный товарищ

30 мин.

14

Шахматная шкатулка

30 мин.

15

Шахматный турнир

30 мин.

16

Прыг, скок и вбок

1 час.

17

Поход на три поля

30 мин.

18

Шахматная шкатулка

30 мин.

19

Шахматный турнир

30 мин.

20

И король жаждет боя

1 час.

21

Шах и мат

1 час.

22

Шахматная шкатулка  

30 мин.

23

Шахматный турнир

30 мин.

24

Как ладья похудела

1 час.

25

Короткая или длинная?

30 мин.

26

Шахматная шкатулка

30 мин.

27

Шахматный турнир

30 мин.

28

Ответь, как в сказке, сам, без подсказки.

(шахматная викторина).

30 мин.

29

В гостях хорошо, а дома лучше.

30 мин.

30

Шахматная шкатулка.

30 мин.

31

Шахматный турнир.

30 мин.

32

Здоровые телом-сильные духом!

1 час.

33

Шахматная эстафета.

30 мин.

34

Реши этюд, отгадай задачу.

30 мин.

35

Реши этюд, отгадай задачу

( продолжение)

30 мин.

36

Реши этюд, отгадай задачу

(продолжение)

30 мин.

37

Волшебный квадрат

30 мин.

38

Кто бы не начинал - ничья: я уничтожаю пешку.

1 час.

39

Квадрат пешки

30 мин.

40

Правило квадрата

30 мин.

41

Без поддержки короля.

30 мин.

42

Шахматная шкатулка

30 мин.

43

Ответь как в сказке, сам, без подсказки

(шахматная викторина).

30 мин.

44

Шахматный турнир

30 мин.

45

Волшебный мир королевства.

30 мин.

46

Шахматная шкатулка

30 мин.

47

Ответь как в сказке, сам, без подсказки (шахматная викторина).

30 мин.

48

Шахматный турнир

30 мин.

49

И снова в гости

30 мин.

50з

Шахматная эстафета

30 мин.

51

Ответь как в сказке, сам, без подсказки

(шахматная викторина).

30 мин.

52

Шахматный турнир

30 мин.

53

Шахматные чудеса

30 мин.

54

Шахматная шкатулка

30 мин.

55

Ответь как в сказке, сам, без подсказки (шахматная викторина).

30 мин.

56

Шахматная эстафета

30 мин.

57

Шахматный турнир

30 мин.

58

Шахматный праздник

30 мин.

59

Точность-вежливость королей

30 мин.

60

Точность-вежливость королей

30 мин.

 

Кол-во

детей в группе

Количество занятий на группу

в неделю

в месяц

10

2

 (1ч)

8

 (4 часа)

Данное планирование используется в работе на один год.

Резервное время можно использовать на трудные темы. Любую тему можно делить на два занятия или, наоборот, объединять темы в зависимости от индивидуальных особенностей группы и каждого ребенка в отдельности.

Формы и режим занимательной деятельности: В процессе реализации программы используются разнообразные формы: беседа, рассказ педагога, сопровождаемый наглядным показом, сеанс одновременной игры, шахматная викторина, дидактические игры и задания, игровое состязание, шахматный турнир и т.д.

Перед формированием групп проводятся собеседование, тестирование детей, чтобы определить уровень подготовки каждого из них.

В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их переутомления.

Для закрепления полученных знаний используются различные виды деятельности (театрализованная, художественная), организуются развлечения.

4.Перспективный план работы с родителями

Месяц

Содержание работы

 сентябрь

Консультация для родителей: « Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольника»  

октябрь

Разучивание стихов про шахматные фигуры.

ноябрь

Избранные страницы из книги И.Г.Сухина "Удивительные приключения в Шахматной стране"

Ознакомление с литературой, энциклопедическими статьями на соответствующую тематику.

 

декабрь

 Инсценировка и игры-драматизации по мотивам прочитанных сказок про шахматы.

январь

Оформление фотоальбома «шахматная сказка»

 февраль

Дидактические игры при обучении игре в шахматы.  

 

март

 Центр «Фантазёры» - сочиняют сказку «Шахматная репка на новый лад»

апрель

Турнир « Папа, мама, я –шахматная семья»

май

Шахматная викторина .

 

5. Календарно – тематическое планирование работы с детьми.

№ недели

Тема

Программные задачи

Методические приемы

Сентябрь

1 неделя

 В стране шахматных чудес.

 Вызвать заинтересованность детей к игре в шахматы.

Чтение сказки, беседа.

 Мудрец

 Познакомить с историей возникновения игры

Игра,  сказка, беседа.  

2 неделя

 Проспекты, улицы и переулки волшебной доски.

Познакомить с правилами  расположения полей на шахматной доске.

 Игровые упражнения.

 Проспекты, улицы и переулки волшебной доски.

Познакомить с правилами  расположения полей на шахматной доске.

 Игровые упражнения.

3 неделя

Ни шагу назад.

Ввести понятие о значении пешки на шахматной доске.

Игры, вопросы воспитателя, беседа.

Ни шагу назад.

Ввести понятие о значении пешки на шахматной доске.

Игры, вопросы воспитателя, беседа.

4неделя

Шахматная шкатулка

Закрепить знания детей о действиях пешек и их взаимодействии в игре.

Приветствие, игра, эстафета.

Прямолинейная бесхитростная фигура

Познакомить детей с ладьей.

Игра, беседа.

Октябрь

1 неделя

Прямолинейная бесхитростная фигура

Познакомить детей с ладьей.

Игра, беседа.

Маленькое войско

Закрепить знания детей о действиях пешек и ладей и их взаимодействии в игре.

Игровые упражнения

2 неделя

Вежливые слоны.

Ввести понятие о значении и действиях слонов в игре

Игровые упражнения, беседа.

Вежливые слоны.

Ввести понятие о значении и действиях слонов в игре

Игровые упражнения, беседа.

3 неделя

Тяжелые и легкие фигуры.

 Закрепить знания о взаимодействии изученных фигур.

Игровые упражнения, беседа.

Тяжелые и легкие фигуры.

 Закрепить знания о взаимодействии изученных фигур.

Игровые упражнения, беседа.

4 неделя

Шахматная шкатулка

Формировать знания детей по шахматной атрибутике. Совершенствовать умения игры пешкой, ладьей и слоном.

Практическая работа на демонстрационной доске, рассказ воспитателя, вопросы, практическая работа, игровое упражнение.

Шахматный турнир

Познакомить с правилами игры для коня.

Совершенствовать умения играть ладьей, слоном и ферзем.

Продолжать развивать процесс запоминания.

Игра, практическая работа,рассказ воспитателя, вопросы.

Ноябрь

Могучая фигура

Ввести понятия о ферзе.

Игра, практическая работа, рассказ воспитателя, вопросы.

Могучая фигура

Ввести понятия о ферзе.

Игра, практическая работа, рассказ воспитателя, вопросы.

Надежный товарищ

Закрепить знания детей о взаимодействии ферзя с другими фигурами.

Игра, упражнения.

Шахматная шкатулка

Закрепить полученные знания.

Игра, вопросы воспитателя.

Шахматный турнир

Закрепление полученных знаний.

Игра, шахматный турнир.

Прыг, скок и вбок.

Ввести понятие о значении и действиях коней в игре.

Игровые упражнения,  чтение сказки, беседа.

Прыг, скок и вбок.

Ввести понятие о значении и действиях коней в игре.

Игровые упражнения,  чтение сказки, беседа.

Поход на три поля.

Закрепить    знания об особенностях коня и его взаимодействии с другими фигурами и пешками..

Развивать логическое мышление.

 Игровые упражнения,

Практическая работа в парах, вопросы воспитателя.

Декабрь

1 неделя

Шахматная шкатулка

Закрепить полученные знания.

Игровые упражнения, вопросы воспитателя.

Шахматный турнир

Закрепление полученных знаний.

Игра, практическая работа, рассказ воспитателя, вопросы.

2 неделя

И король жаждет боя.

Познакомить детей с главной шахматной фигурой-король.

Игровые упражнения, эстафета, чтение сказки.

И король жаждет боя.

Познакомить детей с главной шахматной фигурой-король.

Игровые упражнения, эстафета, чтение сказки.

3 неделя

Шах и мат.

Закрепить знания детей о взаимодействии короля с другими фигурами и пешками.

Игровые упражнения, эстафета, чтение сказки, беседа.

Шах и мат.

Закрепить знания детей о взаимодействии короля с другими фигурами и пешками.

Игровые упражнения, эстафета, чтение сказки, беседа.

4 неделя

Шахматная шкатулка.

Закрепить полученные знания.

Игровые упражнения, вопросы воспитателя.

Шахматный турнир.

Закрепление полученных знаний.

Игровые упражнения, эстафета, чтение сказки, беседа.

Январь

1 неделя

Как ладья похудела.

Познакомить детей с правилами рокировки.

Игровые упражнения, эстафета, чтение сказки, беседа.

Как ладья похудела.

Познакомить детей с правилами рокировки.

Игровые упражнения, эстафета, чтение сказки, беседа.

2 неделя

Короткая или длинная?        

Закрепить знания детей об особенностях проведения рокировки.  

Игра, чтение сказки, практическая работа.

Шахматная шкатулка.        

Закрепление полученных знаний.

Игра, эстафета, вопросы воспитателя.

3 неделя

Шахматный турнир        

Закрепление полученных знаний.

Игры, шахматный турнир.

Ответь как в сказке, сам, без подсказки

 ( шахматная викторина).        

Закрепление полученных знаний.

Игра, эстафета, шахматная викторина.

Февраль

1 неделя

В гостях хорошо, а дома лучше.        

Закрепить знания детей об особенностях поведения коня на шахматной доске.

Игра, чтение сказки, упражнение, шахматные партии.

Шахматная шкатулка        

Закрепить полученные знания.

Игры, эстафета,  вопросы воспитателя.

2 неделя

Шахматный турнир        

Закрепить полученные знания.

Игры, эстафета, практические упражнения.

Здоровые телом-сильные духом.        

Ввести понятие о прямой зависимости теоретической шахматной подготовки от физкультуры и спорта.

Игра, чтение сказки, шахматные партии.

3 неделя

Шахматная эстафета

 Закрепление полученных знаний.

Игра, эстафета, загадки.

Реши этюд, отгадай задачу-сыщешь удачу.

 Научить детей рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, сохранившимися на доске.

Игры, практические упражнения.

4 неделя

Реши этюд, отгадай задачу-сыщешь удачу

( продолжение)

Закрепление полученных знаний.

 Игры, эстафета, решение шахматных задач, задачки – невелички.

Реши этюд, отгадай задачу-сыщешь удачу

( продолжение)

Закрепление полученных знаний.

Игры, практические упражнения.

Март

1 неделя

Волшебный квадрат

Ввести понятие об элементарных комбинациях.

Игры, чтение сказки, практические упражнения.

Кто бы не начинал- ничья: я уничтожаю Пешку.

Развивать наблюдательность, память, умение анализировать позицию на шахматной доске.

Игры,   практические упражнения.

2 неделя

Квадрат пешки

Развивать наблюдательность, память, умение  решать шахматные задачи.

Игры, практические упражнения.

Правило квадрата.

Развивать наблюдательность, память, умение  решать шахматные задачи.

Игра, эстафета, объяснение.

3 неделя

Без поддержки короля.

Развивать наблюдательность, память, умение  решать шахматные задачи.

Загадка, игра.

Шахматная шкатулка

Закрепление полученных знаний.

Игра, вопросы воспитателя.

4 неделя

Ответь как в сказке, сам, без подсказки

 ( шахматная викторина).        

Закрепление полученных знаний.

Игры, шахматная викторина.

Шахматный турнир

Закрепление полученных знаний.

Игры, практические действия.

Апрель

1 неделя

Волшебный мир шахматного королевства

Развивать наблюдательность, память, умение  решать шахматные задачи.

Загадки, решение задач, игры в парах.

Шахматная шкатулка        

Закрепление полученных знаний.

Игры, вопросы воспитателя.

2 неделя

Ответь как в сказке, сам, без подсказки

 (шахматная викторина).        

Закрепление полученных знаний.

Игра, шахматная викторина.

Шахматный турнир        

Закрепление полученных знаний.

Игры, практические действия.

3  неделя

И снова в гости.

Закрепление полученных знаний.

Игра, рассказывание сказки, шахматная физкультура, игры в парах.

Шахматная эстафета

Закрепление полученных знаний.

Игра, вопросы воспитателя.

4 неделя

Ответь как в сказке, сам, без подсказки

 (шахматная викторина).                        

Закрепление полученных знаний.

Игры, эстафета, викторина.

Шахматный турнир        

Закрепление полученных знаний.

Приветствие, игра, награждение.

Май

1 неделя

Шахматные чудеса

Развивать наблюдательность, память, умение  решать шахматные задачи.

Игры, задачки – шутки.

Шахматная шкатулка

Закрепление полученных знаний.

Шахматная физкультура, вопросы, игры в парах.

2 неделя

Ответь как в сказке, сам, без подсказки

 ( шахматная викторина).        

Закрепление полученных знаний.

Игры, викторина, практические упражнения.

Шахматная эстафета

Закрепление полученных знаний

Игра, эстафета, загадки.

3неделя

Шахматный турнир

Закрепление полученных знаний

Приветствие, игра, награждение.

Шахматный праздник

Закрепление полученных знаний.

Чтение стихов, викторина, игры в парах.

4 неделя

Точность-вежливость королей.

Закрепление полученных знаний.

Задача-шутка, упражнение, игры в парах.

Точность-вежливость королей

 ( продолжение)

Закрепление полученных знаний.

Упражнения, турнир.

6. Контроль реализации программы.

Контроль за реализацией программы: тематический, предупредительный осуществляет заведующий, зам.зав по ВМР, старший воспитатель.

Мероприятия контроля

сроки

ответственные

1

контроль качества предоставления дополнительных услуг

Ноябрь (2 неделя)

Март (2неделя)

Зам.зав. по ВМР

2

контроль за соблюдением требований к организации образовательного процесса, соответствие учебного плана, СанПиН

Февраль

Заведующий ДОУ Зам.зав. по ВМР

3

Стартовый и итоговый мониторинг

май

Зам.зав. по ВМР

4

Контроль за созданием условий для обучения детей игре в шахматы

сентябрь

Заведующий ДОУ Зам.зав. по ВМР

Зам.зав. по АХР

 7.  Педагогическая диагностика

Оригинальную методику освоения шахматам детей 5-8 лет разработал И.Г. Сухин.

Критерии уровней развития детей

Высокий уровень: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат».

Решает простые шахматные задачи.

Средний уровень: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Испытывает затруднения в решении простых шахматных задачах.

Низкий уровень: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает,  не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие  «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии. Не решает простые шахматные задачи.

 

 

 

Список литературы

1.Гришина В.Г. Методическое пособие. Книга для воспитателя детского сада. 2.Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

3.Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр, 1979.

4.Саркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

5.Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.

6.Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

7.Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

8.Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Юный шахматист"

  Данная программа составлена на основе программ: 1. «Обучение шахматам с использованием компьютерных технологий»  (авт. Ю. С. Разуваев,  И. Г. Сухин, С. П...

Доклад на тему: Великие шахматисты прошлого и настоящего. Вильгельм Стейниц".

Доклад посвящен анализу творчества Вильгельма Стейница, первого чемпиона мира по шахматам, его идеи и подход к шахматам как науке актуален и  в наши дни.  Различные векторы  разви...

Проблемы психологической и физической подготовки шахматиста.

Проблемы психологической и физической подготовки шахматистов, особенно юных шахматистов. волнуют не только тренеров. но и родителей. Надеюсь, этот материал прояснит некоторые важные аспекты успешной...

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Юный шахматист"

Кружок « Юный шахматист» организуется при  школе на база 1 – 4 классов и рассчитан на 4 года обучения в соответствии с нормативно-правовой и документальной основой:• Закон Российской Федерации « ...

Программа кружка «Юный шахматист»

На игровых занятиях в простой и доходчивой форме несовершеннолетние знакомятся со своеобразным миром шахмат, узнают о секретах шахматных фигур, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, э...