Программа по Народным играм
учебно-методический материал по физкультуре (5, 6, 7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
имени Героя Советского Союза Д.Е.Кудинова
г. Вязьмы Смоленской области
Утверждено
Приказом директора
от 31.08.2016г. № 66-1/01-10
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«НАРОДНЫЕ ИГРЫ 30-40 ГОДОВ ХХ ВЕКА»
Направленность: спортивно – оздоровительная
Возраст обучающихся: 10-15 лет
Срок реализации: 2 года
Педагоги, реализующие программу:
Карасев Сергей Петрович (первая категория),
Запольская Вера Владимировна (высшая категория),
Илларионова Марина Анатольевна (без категории).
Разработана на базе типовой министерской программы для системы дополнительного образования детей «Народные игры»
Программа принята к реализации
решением педагогического совета
МБОУ СОШ №10 г. Вязьмы
протокол № 1 от«29» августа 2016г
г. Вязьма
2016 г.
Пояснительная записка
Направленность программы.
В предлагаемой программе предоставлено содержание спортивно – оздоровительной деятельности с обучающимися начальной и средней школы. Программа дополнительного образования детей «Народные игры 30-40 годов XX века» содействует всестороннему развитию личности ребенка, способствует решению основных педагогических задач, развивает познавательный интерес, восстанавливаются забытые традиции.
При всем многообразии используемых средств и методов, такая форма организации занятий способствует более полному и качественному решению основных задач физического воспитания школьников, содействует проведению полезного и здорового досуга, удовлетворению индивидуальных интересов в занятиях избранным видом упражнений, развивает социальную активность занимающихся.
Современное государственное экономическое и социально-психологическое переустройство общества требует преобразования многих сторон жизнедеятельности человека, его сознания и мировоззрения, его отношения ко многим явлениям общественной жизни.
Однако, общество в современном мире развивается очень быстрыми темпами, требуя от отечественной системы физического воспитания совершенствования и модернизации. Одним из важнейших разделов физического воспитания, особенно в начальной школе, являются подвижные игры. Благодаря большому разнообразию и содержанию, игровая деятельность влияет на развитие организма и личности ребенка, способствуя решению основных педагогических и специальных задач физического воспитания.
Подвижные игры на сегодняшнем этапе содействуют правильному физическому развитию, закаливанию организма детей, обучая их жизненно важным двигательным и гигиеническим навыкам, а также воспитывают основные физические, морально-волевые качества, развивается познавательный интерес, восстанавливаются утраченные традиции.
В результате поиска, путем обновления содержания воспитательно-учебного процесса принято решение строить внеклассную работу на основе знакомства обучающихся с традициями народной игровой культуры.
Цель программы.
Приобщение детей через народную игру к русской национальной культуре и дать представление о других национальных культурах
Задачи программы.
- Обучающие:
- познакомить детей с многообразием народных игр;
- приобщить к национальной культуре России;
- научить детей самостоятельно и с удовольствием играть;
- Воспитывающие:
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, навыков здорового образа жизни.
- Развивающие:
- развитие навыков совместной деятельности
- умения сотрудничать со сверстниками
- согласовывать собственное поведение с поведением других детей, навыков толерантного поведения
Содержание программы рассчитано на 1 года занятий с обучающимися на начальной и средней школы, проявляющими интерес к народным играм. Рекомендуемый минимальный состав группы 1-го года обучения 15 человек.
Учебная программа каждого года занятий рассчитана на 144 часа, с сентября по май включительно. Педагог имеет возможность с учетом местных традиции и личных творческих наклонностей, исходя из времени года и погодно – климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна превышать 2 академических часов, в помещении и 4 часов на местности.
Актуальность программы.
В условиях современной жизни данная программа является новой, актуальной и педагогически целесообразной. Она позволяет детям более глубокие всесторонние знания, помогает познакомить с народными играми 30-40 годов.
Программа способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс.
На учебных занятиях многие виды работы выполняются коллективно, сообща. Вследствие этого у обучающихся возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляют взаимоотношения детей.
Программа насыщена активными видами деятельности, что очень помогает целенаправленному использованию энергии обучающихся.
Самому педагогу программа также приносит большую пользу. Занимаясь с детьми, он обогащается знаниями, повышает свое педагогическое мастерство, знакомится ближе с родителями своих учеников. Это путь к научной исследовательской деятельностью.
Отличительные особенности программы.
Данная программа предусматривает базовую подготовку. Вариативная часть программы отвечает ее направленности на определенную специализацию. В данной программе уделяется очень большое внимание общей и специальной физической подготовке.
Обучение по данной программе происходит с учетом особенности территории Смоленской области.
Данная программа для обучения народным играм рассчитана на детей в возрасте 10-15 лет. Срок ее реализации 1 год.
Занятия носят преимущественно практический характер, лишь небольшая их часть проводиться в форме теоретических уроков.
Содержание заданий следует постоянно усложнять, не допуская при этом перегрузки детей.
Занятия должны проводиться только в том случае, если руководитель обеспечил условия для безопасного проведения занятий.
Учебные занятия по программе «Народные игры 30-40 годов ХХ века» могут проходить в различной традиционной и нетрадиционной форме.
Общие формы работы с детьми:
- Индивидуально – групповые
- Групповые
- Индивидуальные
Конкретные формы работы с детьми:
- Занятия в объединениях
- Игры
- Экскурсии соревнования
- Практические занятия
- Домашняя работа
Кроме этого программа предусматривает проведения различных массовых мероприятий с детьми в форме игр, турниров, соревнований, мастер классов, позволяющих детям максимально проявить свою физическую активность, развивать их эмоциональное восприятие.
Режим занятий.
Программой на каждый год занятий отводиться определенное количество часов, в число которых включены теоретические занятия, сочетающиеся с практическими занятиями в помещении и на стадионе. Занятия проводятся 2 раза в неделю в определенный день и час.
Ожидаемый результат.
В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:
- повысить уровень своей физической подготовленности;
- знать и уметь играть в народные игры;
- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации;
- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;
- уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям спортом и дальнейшему самосовершенствованию;
- следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ- это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов
В результате обучения учащиеся должны знать:
- цель и задачи разминки, основной и заключительной частей занятий;
- гигиенические требования к инвентарю и спортивной одежде;
- названия, историю и правила различных подвижных и народных игр;
- характерные спортивные травмы и их предупреждение при участии в подвижных и народных играх;
- понятия «эстафета», «соревнование», виды и формы подвижных игр;
- правила ведения баскетбольного мяча;
уметь:
- выполнять комплекс общеразвивающих упражнений самостоятельно;
- играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием;
- владеть мячом: ведение, держание, передача, ловля, броски в процессе подвижных игр;
- играть в игры разных народов
Тематический учебный план
№ | Темы и разделы | Всего часов | Теоретич. | Практич. |
1 | История возникновения народных игр | 22 | 22 | - |
1.1. | Вводное занятие. Собеседование | 2 | 2 | - |
1.2. | Техника безопасности | 2 | 2 | - |
1.3. | История народных игр, правила игры. Состав команды, формы игроков | 18 | 18 | - |
2 | Специальная физическая подготовка | 20 | - | 20 |
3. | Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. | 8 | 6 | 2 |
4 | Обучение народным играм | 90 | 8 | 82 |
4.1. | Правила народных игр | 64 | - | 64 |
4.2. | Подготовка к соревнованиям | 16 | 8 | 8 |
4.3. | Игровая подготовка | 4 | - | 4 |
4.4. | Контрольные и календарные игры | 6 | - | 6 |
5 | Психологическая подготовка игроков. | 4 | 4 | - |
ВСЕГО ЧАСОВ | 144 | 40 | 104 |
Содержание учебного материала:
1. История возникновения народных игр – 6 часов
1.1. Вводное занятие. Собеседование
Теоретическое занятие (2 часа)
1. 2. Техника безопасности
Теоретическое занятие (2 часа)
1.3. История народных игр - Теоретические занятия (18 часов)
1.3.1. История возникновения игры «Кубарь». Правила игры. Состав команды,
форма игроков. Теоретическое занятие (2 часа)
1.3.2. История возникновения игры «Городки». Правила игры. Состав команды,
форма игроков. Теоретическое занятие (2 часа)
1.3.3. История возникновения игры «Чиж». Правила игры. Состав команды,
форма игроков. Теоретическое занятие (2 часа)
1.3.4. История возникновения игры «Накидушки». Правила игры. Состав команды, форма игроков. Теоретическое занятие (2 часа)
1.3.5. История возникновения игры «Ходули». Правила игры. Состав команды,
форма игроков. Теоретическое занятие (2 часа)
1.3.6. История возникновения игры «Самокат». Правила игры. Состав команды,
форма игроков. Теоретическое занятие (2 часа)
1.3.7. История возникновения игры «Калечина-малечина». Правила игры. Состав команды, форма игроков. Теоретическое занятие (2 часа)
1.3.8. История возникновения игры «Гонок». Правила игры. Состав команды,
форма игроков. Теоретическое занятие (2 часа)
1.3.9. История возникновения игры «Лапта». Правила игры. Состав команды,
форма игроков. Теоретическое занятие (2 часа)
2. Специальная физическая подготовка – Практические занятия 20 ч.
2.1. Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед.
Практическое занятие (2 часа)
2.2. Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении. Практическое занятие (2 часа)
2.3. Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком, с поворотом). Практическое занятие (2 часа)
2.4. Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны). Практическое занятие (2 часа)
2.5. Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги. Практическое занятие (2 часа)
2.6. Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам. Практическое занятие (2 часа)
2.7. Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами. Практическое занятие (2 часа)
2.8. Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом. Практическое занятие (2 часа)
2.9. Метание различных мячей в цель. Практическое занятие (2 часа)
2.10. Эстафеты с разными мячами. Практическое занятие (2 часа)
3. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
3.1. Гигиен спортсменов. Теоретическое занятие (2 часа)
3.2. Врачебный контроль. Теоретическое занятие (2 часа)
3.3. Самоконтроль. Теоретическое занятие (2 часа)
3.4. Ведение дневника наблюдений. Практическое занятие (2 часа)
4. Обучение народным играм
4.1. Обучение различным народным играм
4.1.1.Кубарь. Закручивание кубаря на различных поверхностях. Совершенствовать технику закручивание кубаря. Практическое занятие (2 часа)
4.1.2. Соревнование на закручивание кубаря на время Практическое занятие (2 часа)
4.1.3. Ознакомить с правилами игры «Городки». Практическое занятие (2 часа)
4.1.4. Построение фигур: «Пушка», «Звезда», «Колодец», «Серп». Практическое занятие (2 часа)
4.1.5. Разбивание фигур в квадрате. Построение фигур: «Вилка», «Самолет», «Стрела», «Закрытое письмо», «Коленвал» Практическое занятие (2 часа)
4.1.6. Разбивание фигур в квадрате. Соревнование по разбитию фигур. Практическое занятие (2 часа)
4.1.7. Ознакомить с правилами игры «Чиж» . Практическое занятие (2 часа)
4.1.8. Вспомнить изученные фигуры. Запускание мяча на дальность Практическое занятие (2 часа)
4.1.9. Ознакомить с правилами игры «Накидушки». Практическое занятие (2 часа)
4.1.10. Набрасывание накидушек с 3 метров. Соревнование. Практическое занятие (2 часа)
4.1.11. Набрасывание накидушек с 5 метров. Соревнование. Практическое занятие (2 часа)
4.1.12. Подготовка инвентаря изученных игр, своими руками. Практическое занятие (2 часа)
4.1.13. Формирование чувства коллективизма, взаимовыручки. Практическое занятие (2 часа)
4.1.14. Ознакомить с правилами игры «Ходули». Практическое занятие (2 часа)
Напомнить обучающимся о техники безопасности во время изучения новых видов. Прохождение на ходулях 5 метров
4.1.15. Развитие скоростных способностей. Прохождение на ходулях 20 метров. Соревнование. Практическое занятие (2 часа)
4.1.16. Ознакомить с правилами игры «Самокат». Объезд препятствий наперегонки. Совершенствовать езду по прямой. Практическое занятие (2 часа)
4.1.17. Скоростная езда по прямой, восьмеркой. Соревнование Практическое занятие (2 часа)
4.1.18. Ознакомить с правилами игры «Колечина - Малечина» Практическое занятие (2 часа). Поддерживание Колечины – Малечины в равновесии.
4.1.19. Удерживание палочки на ладони. Пронос палочки 5, 10 метров Практическое занятие (2 часа)
4.1.20. Пронос палочки на пальцах. Пронос палочки на локте, на носке ноги. Практическое занятие (2 часа)
4.1.21. Совершенствовать мастерство. Пронос палочки на локте, на носке ноги 10, 15 метров. Практическое занятие (2 часа)
4.1.22. Совершенствовать мастерство. Увеличить продолжительность переноса палочки. Практическое занятие (2 часа)
4.1.23. Ознакомить с правилами игры «Гонок» (теория). Ведение гонка по прямой. Практическое занятие (2 часа)
4.1.24. Совершенствование техники ведения. Ведение гонка по кругу. Практическое занятие (2 часа)
4.1.25. Совершенствование техники ведения. Выполнение ведения гонка на время. Соревнование. Практическое занятие (2 часа)
4.1.26. Совершенствовать мастерство при ведении гонка. Практическое занятие (2 часа)
4.1.27. Подготовка инвентаря изученных игр, своими руками. Практическое занятие (2 часа)
4.1.28. Ознакомить с правилами игры «Лапта». Практическое занятие (2 часа)
4.1.29. Отработать удар битой по мячу. Практическое занятие (2 часа)
4.1.30. Совершенствовать мастерство удара по мячу. Практическое занятие (2 часа)
4.1.31. Отбой мяча на дальность. Практическое занятие (2 часа)
4.1.32. Провести соревнование «Лапта». Практическое занятие (2 часа)
4.2. Подготовка к соревнованиям
4.2.1. Необходимость разминки в занятиях спортом и на соревнованиях. Теоретическое занятие (2 часа)
4.2.2. Правила техники безопасности на соревнованиях. Теретическое занятие (2 часа)
4.2.3. Правила техники безопасности на соревнованиях. Теретическое занятие (2 часа)
4.2.4. Методика тренировки игроков. Теретическое занятие (2 часа)
4.2.5. Техническая подготовка игроков. Практическое занятие (2 часа)
4.2.6. Подготовка к соревнованию «Гагаринские старты». Практическое занятие (2 часа)
4.1.7. Подготовка к соревнованию «Лапта». Практическое занятие (2 часа)
4.1.8. Подготовка к соревнованию «Лапта». Практическое занятие (2 часа)
4.3.Игровая подготовка
4.3.1. Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям в упрощенной игровой обстановке. Практическое занятие (2 часа)
4.3.2. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами народных игр. Практическое занятие (2 часа)
4.4. Контрольные и календарные игры
4.4.1. Двухсторонние и двухкоммандные контрольные игры. Практическое занятие (2 часа)
4.4.2. Товарищеские игры с командами соседних школ. Практическое занятие (2 часа)
4.4.3. Итоговые контрольные игры. Практическое занятие (2 часа)
5. Психологическая подготовка игроков.
5.1. Формирование чувства коллективизма, взаимовыручки. Теретическое занятие (2 часа)
5.2. Психологическая устойчивость во время соревнований. Теретическое занятие (2 часа)
Список спортивного инвентаря.
- Ходули - 4 пары.
- Кубарь - 10 шт.
- Городки - 4 набора.
- Калечина-малечина - 6 шт.
- Накидушки - 5 шт.
- Колышки для накидушек - 5 шт.
- Гонок - 3 шт.
- Самокат - 2 шт.
- Конус – 10 шт.
- Секундомер – 2 шт.
- Флажки.
- Щиты со стартом и финишем.
- Карточки для городков с названием фигур.
- Указатели на этапах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Русские народные игры"
Русские народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоцио...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мордовские народные игры» 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мордовские народные игры» 1-4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Народные игры».
Подвижные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени восполняют недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей ...
Программа дополнительного образования "Традиционные русские народные игры на уроках физкультуры в младших классах"
В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребенка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные н...
Народные игры Республики Саха (Якутия) в культурно- спортивной программе «Игры предков»
В данной работе представлен ход организации национальной игры народа Саха "Чыысхай"...
«Русские народные игры как средство приобщения школьников к народной культуре»
В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому выступление на родительском собрании направленно на знакомство взрослых с народными традициями,...
Развивающие игры – загадки для детей дошкольного возраста по программе «Народные игры и забавы для дошколят»
Игровая деятельность – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основны...