Игры и игровые задания для развития силовых способностей
методическая разработка по физкультуре на тему

Коротких Надежда Анатольевна
Обновление физического воспитания немыслимо без коренного изменения отношения к нему. Использование разнообразных средств и методов на уроках физической культуры позволяют выполнять легко, как бы играя и соревнуясь большинство физически трудных упражнений, тем самым преодолевается монотонность занятий, присутствие которых делает скучным и однообразным процесс физического воспитания. Поэтому на своих уроках и внеклассных занятиях – спортивных секциях я применяю самый эффективный метод в физическом воспитании – соревновательно- игровой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и игровые задания для развития силовых способностей

Обновление физического воспитания немыслимо без коренного изменения отношения к нему. Использование  разнообразных средств и методов на уроках физической культуры позволяют  выполнять легко, как бы играя и соревнуясь большинство физически трудных упражнений, тем самым преодолевается монотонность занятий, присутствие которых делает скучным и однообразным процесс физического воспитания. Поэтому на своих уроках и внеклассных занятиях – спортивных секциях я применяю самый эффективный метод в физическом воспитании – соревновательно- игровой. Он в совокупности многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности как на уроке физкультуры, так и на занятиях по физической подготовке (тренировочных занятиях ) за счёт подключения эмоций учащихся. Важным достоинством данного метода является так же возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение соревновательно – игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет мне добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовки учащихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах и времени, а сами занятия сделать более интересными.

Соревновательно – игровой метод – это метод, который исключает принуждение к учению, где идет обучение через игру и соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению в обучению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Для закомплексованных детей задание даю проще, что позволяет ученику последовательно продвигаться в учении, работать с увеличением объема усвояемого материала. Форма контроля этого метода – новый подход к успеваемости (оцениваю двигательную активность ребенка на уроке). Этот метод ориентирован на обучении без принуждения, что я считаю немаловажном в физическом воспитании учащихся. Его характерная особенность – обязательное присутствие соревновательно – игровой деятельности двух противоборствующих сторон, что требует от детей проявления максимальных психологических и физических усилий. Стремления учащихся добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования. Порой ребенку приходится победить самого себя, т.е. проявить те лучшие физические и психические качества, о которых он и не подозревает или стесняется показать при посторонних. Этот метод помогает ребенку полностью раскрыться.

Бег с сопротивлением 

Для этого упражнения, которое выполняется при помощи партнера, необходима тугая резиновая лента или другой эластичный амортизатор длиной
3-4 м. Он крепится сзади за широкий ремень, надетый на талию спортсмена, или накладывается спереди на тазобедренные суставы. Другой партнер удерживает амортизатор, располагаясь сзади первого.

В исходном положении бегун наклоняется вперед и стремится сохранять это положение на дистанции. Первые 5-7 м тормозящее усилие, оказываемое амортизатором и вторым партнером, ослаблено. Стартующему необходимо сначала набрать оптимальную скорость. Партнеру удобно держать концы амортизатора в одной руке, если сопротивление предполагается незначительное, и в двух - когда большое.

Активно разгибая ноги до 150-170° и энергично работая руками, занимающийся начинает бег, опуская ногу на опору вниз - назад - под себя с передней части ступни на внешний свод. В момент касания дорожки стопа находится в естественном положении, угол бедра с голенью составляет около 90°. В фазе отталкивания необходимо стремиться к более быстрому переходу от уступающего или статического режима работы мышц бедра и голени к преодолевающему. Отталкивание заканчивается полным выпрямлением толчковой ноги во всех суставах с одновременным выносом бедра маховой ноги вперед до уровня горизонтали, угол сгибания в тазобедренных суставах - 75-85°; движение руками осуществляется с акцентированным движением предплечья навстречу поднимающемуся бедру. Плечевой пояс должен быть максимально расслаблен.

Для школьников среднего возраста оптимальная длина отрезков бега с отягощением - 60-80 м при тяговом усилии около 25 кг; партнер, держащий амортизатор, незначительно наклоняется назад. Общий объем выполняемой нагрузки - до 300 м.

Тренированные юноши 15-17 лет выполняют бег на отрезках 100-150 м, общий объем нагрузки - до 500 м. Сопротивление регулируется в зависимости от периода тренировки и задач занятия.

Упражнение можно выполнять и с сопротивлением третьего партнера, держащего второго сзади за руки.

Бег с автомобильными покрышками 

Упражнение выполняется с использованием автомобильных покрышек для легковых машин. К поясу спортсмена одним концом крепится шнур длиной 3-4 м с крюком на конце, сделанным из проволоки диаметром 6-10 мм, с амортизационной вставкой, обмотанной изоляционной лентой в местах трения. Резина смягчает рывки в момент отталкивания, способствуя более равномерному и прямолинейному бегу. Другим концом крюк надежно фиксируется за верхнюю часть внутреннего обода покрышки и должен легко сниматься.

Бег с покрышками проводится на ровных дорожках с хорошим трением. Техника бега такая же, как и в упражнении с резиновым амортизатором, но в стартовом положении наклон туловища спортсмена выражен еще больше, поскольку необходимо преодолеть силу трения и набрать скорость разбега.

Школьники среднего возраста, имеющие хорошую физическую подготовку, используют легкие покрышки. Тяговое усилие, развиваемое при этом, на сухом асфальте составляет 17-20 кг, на влажном - 15-17 кг. Тренировочное занятие для детей этого возраста проводится на отрезках 40-60-80 м, пробегаемых повторно с общим объемом до 300-400 м. Длина отрезков зависит от количества тренировок, физического развития ребят и умения правильно выполнять упражнение. Юноши 15-17 лет выполняют бег с более тяжелыми покрышками. Общий объем нагрузки может достигнуть 500 м, длина отрезков - 60-100 м. Тяговое усилие на сухом асфальте возрастает до 45-55  кг, на влажном - 40-50 кг. Преодоление силы трения во время бега с покрышками оказывает преимущественное воздействие на мышцы - разгибатели бедра и голени. Кроме того, упражнение вызывает сильную реакцию функциональных систем организма, доводя ЧСС до 180 уд./мин.

Бег в гору 

Для тренировки выбирается пологий склон длиной 100-300 м, имеющий крутизну 3,5-5°. Бег начинается с выведения общего центра массы тела бегуна вперед большим наклоном туловища - 30-35°, который на дистанции уменьшается до 20-25° и выполняется с акцентированным подъемом бедра до 80-90° по отношению к туловищу. В отталкивании движение ноги направлено вниз под себя с упругой постановкой на переднюю часть ступни - внешний свод. Движения руками совершаются с большой амплитудой и встречным разноименным движением предплечья и кисти навстречу поднимающимся бедрам.

При беге в гору не надо развивать высокую скорость - основной акцент делается на широкую амплитуду движений, высокий подъем бедра и отталкивание под острым углом, сохраняя расслабленное положение верхней части туловища.

Футбол с партнером на спине 

Эту игру для хорошо подготовленных старшеклассников целесообразно проводить в спортивном зале или на огражденной площадке. Если площадка не огорожена, ее границы размечают, а мяч, покинувший пределы поля, вводится одним из игроков ближайшей пары в соответствии с правилами игры в футбол. Размеры поля зависят от количества играющих и уровня их физической подготовленности. Например, на площадке размером 15-20×30-35 м могут разместиться две команды по 6-7 пар в каждой. Площадка оборудуется гандбольными воротами или ориентирами, их обозначающими; шириной 3-4 м. Поле делится хорошо видимой средней линией. Игра ведется без вратарей с использованием всех элементов футбола: ведения мяча, передач, обводки, ускорений.

Играющие со схожими росто-весовыми показателями объединяются в пары и делятся на две примерно равные по подготовленности команды, после чего выстраиваются в шеренги на линиях ворот. Верхний партнер располагается на спине нижнего, разводя колени врозь, руками держится за верхнюю часть туловища нижнего, который поддерживает его руками за бедра.

В начале игры мяч устанавливают в центре площадки, и по сигналу нижние игроки противоборствующих команд с партнерами на спине стараются овладеть им, чтобы приступить к атаке ворот соперников. Для поддержания оптимального темпа и регулирования нагрузки игра ведется сменами от 20 сек. до 1 мин., что определяется задачами занятия и уровнем физической подготовленности ребят. По условному сигналу партнеры меняются ролями, и матч продолжается с того же места, где игра была остановлена. Игра делится на два равных по времени периода; общая продолжительность - от 10 до 25-30 мин. в зависимости от количества играющих, темпа и характера нагрузки.

Правила 

1. Гол засчитывается, если удар произведен с половины поля соперников и мяч пересек линию ворот не выше уровня головы верхнего партнера.
2. Запрещаются толчки, подножки, захваты соперников руками.
3. Играть, подбирать, передавать мяч можно только с партнером на спине.

Игра способствует укреплению мышц - разгибателей ног при сохранении основной структуры беговых движений.

Борьба за мяч 

Старшеклассники, имеющие примерно равный уровень физической подготовленности, делятся на две команды. Игра, напоминающая регби, проводится на ровной площадке, желательно с травяным покровом, тщательно очищенной от камней и стекол. Размеры поля зависят от уровня подготовленности и количества участников. Для поддержания высокого темпа игры целесообразно проводить ее на площадках не длиннее 40-45 м и не шире 25-30 м. На поле обозначается хорошо различимая средняя линия. Ширина ворот - 2,5-3 м. Мяч вводится в игру подбрасыванием в центре площадки. Команда с мячом, совершая необходимые игровые действия - передачи, обгоны, обводку, - устремляется в полном составе за среднюю линию на половину соперника. Цель игры - приземлить мяч за линией ворот соперников. Общая продолжительность матча - 20-25 мин. В перерыве команды меняются воротами.

Правила 

1.Останавливать соперника можно только захватом двух рук за туловище. Соперник при этом должен выпустить мяч из рук.

2.Запрещается захват за ноги, одежду, шею, голову.

3.При нарушении правил или одновременном захвате мяча штрафной или спорный удар назначается с места нарушения.

4.Гол считается забитым и команда получает очко, если мяч за линией ворот соперника приземлил ее игрок и все его партнеры при этом перешли среднюю линию поля. Это условие способствует постоянному нахождению всех участников в игре.

5.Гол не засчитывается, если мяч пересек линию ворот после броска рукой или удара ногой.

Игра способствует укреплению мышц ног, туловища, рук, повышению уровня общей и специальной силовой выносливости, развитию быстроты, ловкости, координации движений.

Футбол на песке 

Для игры выбирается площадка с песчаным грунтом или пляж. На глубоком песке, где ступня проваливается по щиколотку, целесообразно играть без обуви, так как активное разгибание стопы и сгибание пальцев в фазе опоры способствуют укреплению связок свода стопы. Игровое поле, размеры которого зависят от количества играющих и уровня их тренированности (15-20×30-45 м), делится на три равные части: две зоны защиты и средняя зона, как в хоккее. Это усложняет игру, повышает ее эмоциональность и стимулирует двигательную активность участников. Ширина ворот - 2,5-3 м. Играют без вратарей. Продолжительность матча - 35-45 мин. Игра состоит из двух периодов. Начало определяется жребием, после чего мяч передается одной из команд, и игра начинается с центра поля. Используются все футбольные технические приемы.

Правила 

1. Грубая и опасная игра, касание мяча руками и другие футбольные нарушения запрещаются.

2. Положение вне игры не фиксируется.

3. Гол засчитывается, если удар произведен из зоны защиты команды-соперницы, а голевая передача сделана из той же зоны или из средней.

Игра рекомендуется для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Нагрузку следует контролировать по внешним признакам: потливость, покраснение кожи, высокая ЧСС - свыше 180 уд./мин. - и т. п.

Хоккей руками 

Игра предназначена для старшеклассников. Играют набивным мячом весом 2-4 кг - в зависимости от физической подготовленности участников. Площадка размером 10-15×20-25 м должна быть ровной, с твердым покрытием. Перед воротами шириной 3-4 м из точки центра линии ворот чертят полукруг радиусом 5-6 м. Это вратарская площадка, в которой запрещается находиться кому-либо другому. Если мяч останавливается в этой зоне, его необходимо вывести за линию вратарской площадки, и только затем можно делать передачу или атаковать ворота.

Играют без вратарей. Все приемы с мячом выполняются руками. Игра начинается в центре поля. Партнеры, перекатывая или перебрасывая мяч друг другу, но не выше колен, продвигаются к воротам соперников и закатывают или забрасывают в них мяч. Для обеспечения равномерной нагрузки на обе руки игру можно вести поочередно то левой, то правой рукой, то сразу двумя руками. Продолжительность игры - 2-4 периода по 12-15 мин.

Правила 

1.Запрещается подбрасывать мяч в воздух выше коленей, останавливать, делать передачи, вести мяч ногами, наступать на линию вратарской площадки. При нарушении правил мяч передается команде-сопернице в месте нарушения.

2.В момент выполнения штрафного броска игрок противоположной команды должен находиться не ближе чем в 3 м от атакующего. Если штрафной выполняется в непосредственной близости от ворот, защитники располагаются перед линией вратарской площадки.

3.При перехвате мяча защитниками во вратарской площадке пробивается 15-метровый штрафной бросок в незащищенные ворота. Мяч при этом должен вкатиться в ворота.

4.Все действия с мячом играющие выполняют в полуприседе, с преимущественным воздействием на мышцы - разгибатели бедра.

Для повышения нагрузки можно ввести правило обязательного перехода всей команды на половину соперника при атаке ворот, ограничить время владения мячом одним игроком - 5 сек., командой - 30 сек. и т.д.

Интенсивный футбол 

Игра проводится с двумя мячами. В каждой команде может быть до 12 участников. Размеры площадки - 20-30×40-60 м. Перед воротами шириной 1-1,5 м из центра линии ворот радиусом 5-6 м размечается вратарская площадка.

Играют без вратарей. Ворота считаются взятыми, если удар произведен из участка поля между вратарской площадкой и средней линией. В случае остановки мяча в зоне ворот любой играющий должен вывести его в игровое поле и лишь затем может атаковать ворота или передавать мяч партнеру. Передачи и передвижения через вратарскую площадку разрешаются.

В начале игры оба мяча подбрасывают в центре поля. В розыгрыше от каждой команды участвуют по 2-3 человека. Игра ведется по футбольным правилам без соблюдения правила вне игры. Команды стремятся одновременно атаковать чужие и защищать свои ворота или же, владея двумя мячами, усложнить соперникам условия защиты и поразить их ворота обоими мячами. Продолжительность игры - 2-4 периода по 10-15 мин.

Правила 

1. Умышленное касание рукой мяча, летящего в направлении ворот, засчитывается как гол.

2. Три нарушения правил в поле - игра рукой, толчки, опасная игра - также засчитываются как гол.

3. При полной остановке игрока с мячом на своей половине поля свыше 3 сек. мяч передается соперникам в месте нарушения.

4. Разрешается игра за воротами, если позволяют размеры площадки.

Эти упражнения и игры я использую в работе  с мальчиками 8 – 11 классов в урочное время, когда проходим раздел гимнастика, а также можно включать в спортивные праздники.

«Ступени Шаолиня»

С давних пор человеку приходилось бороться за свое существование. Оставались и выживали самые сильные, ловкие, храбрые, умеющие быстро оценить ситуацию и выбрать правильное решение. В наше время эта мерка не потеряла актуальности. Данный подбор упражнений помогает воспитать эти качества.

Цель: заинтересовать и приобщить к физическим упражнениям, воспитать волю, смелость, решительность, способствовать развитию силы, быстроты реакции, прыгучести, ловкости, выносливости, укреплять здоровье, содействовать всестороннему физическому развитию, приучать выполнять физически тяжелые виды работ экономично и рационально.

Инвентарь: гимнастические палки, скакалка, обруч, гимнастическая скамейка, деревянные палки.

I ЭТАП. Занятие начинается с разминки в ходьбе с переходом на бег в медленном темпе, во время которого и выполняются данные упражнения.

Упражнения.

 1. Прыжок ноги вместе через гимнастическую палку, которую направляет параллельно полу стоящий на коленях руководитель.

2.        Прыжок через гимнастическую палку любым способом (палка на уровне пояса, ее держит в руках и передвигает параллельно полу стоящий в полный рост учитель).

3.        Прыжок в обруч (обратить внимание на группировку), который держит учитель.

4.        Прыжок в обруч, который поднимают на уровень пояса и ставят под углом.

5.        Прыжок вверх, достать рукой конец палки, удерживаемой учителем в направлении вверх-вперед.

6.        Прохождение, минуя гимнастическую палку которую перпендикулярно полу быстро передвигает учитель.

7.        Прохождение, минуя две гимнастические палки, которые навстречу друг другу перпендикулярно полу направляет стоящий впереди занимающегося учитель.

8.        Прохождение, минуя палку, которую параллельно полу передвигает учитель, стоя на одном колене (типа игры «Удочка»).

9.        Пробегание по скамейке, затем прыжок через гимнастическую палку в обруч .

10.        Прохождение по скамейке, затем прыжок через направляемую учителем параллельно полу гимнастическую палку.

11.        Прохождение, минуя постоянно вращаемую партнерами скакалку.

12.        Навстречу колонне занимающихся проносят гимнастическую палку на уровне колена или головы, занимающиеся должны быстро среагировать и сделать прыжок или наклон.

13.        Навстречу колонне проносят обруч. Занимающиеся должны быстро пролезть в него. Обязательно соблюдать дистанцию в два шага.

14.        После команды «Марш!» участник должен пробежать через двигающийся по полу обруч, который направляют друг другу два партнера.

Во всех упражнениях надо строго соблюдать правила безопасности.

Игры

1. «Ниндзя». Занимающимся предлагают перевоплотиться в воинов «ниндзя», которые внимательно должны слушать сигналы учителя. Учитель предупреждает бойцов об опасности, которая подстерегает их. Сигналы подают голосом: «ИТИ» (один) — позади колонны погоня. Ускорить движение. «НИ» (два) — впереди враг, опасность. Движение в противоположную сторону. «САН» (три) — засада! Вы окружены. Замереть в боевой стойке. В случае нарушения позы воин считается уничтоженным. Он выполняет отжимания в центре зала, тем самым зарабатывая себе «жизнь», после чего снова возвращается в колонну. Побеждает тот, кто ни разу не был «уничтожен», т.е. — самый внимательный.

2. «Коробочка». Занимающиеся строятся в колонну по четыре, с дистанцией в шеренгах и в колонне по два шага. Учитель объясняет, что направление ладони показывает сторону, в которую надо двигаться. При передвижении в колоннах и в шеренгах должна соблюдаться необходимая дистанция. Как только звучит команда «Стоп!», «коробочка» замирает. Проигрывает команда, у которой самая неровная

II ЭТАП.

Учителю необходимо внимательно следить за выполнением упражнении, регулировать дозировку и темп, исходя из подготовленности занимающихся. Задача учителя — научить ребят выполнять упражнения рационально, быстро оценивая обстановку. Научить смелости, но чтобы это была не бесшабашная бравада, а здоровый расчет.

Упражнения

1. Два прыжка через скамейку, третий прыжок — в обруч.

2.        Пройти, минуя две поочередно двигающиеся гимнастические палки, которые направляют наклонно полу.

3.        Пройти, минуя гимнастические палки, которые направляет навстречу друг другу параллельно полу стоящий на одном колене учитель (типа двойной «удочки»).

4.        Пройти, минуя палки — одну учитель направляет перпендикулярно, другую — параллельно полу.

5.        Пройти, минуя палку, вращаемую по кругу перпендикулярно полу.

6.        По команде «Внимание!» навстречу колонне движется учитель. Он размахивает гимнастической палкой на уровне груди. Занимающиеся делают уклоны, уходя от палки. Темп средний.

7.        Достать до предмета рукой и перепрыгнуть через направляемую параллельно полу гимнастическую палку.

8.        В ходьбе-приседе в парах пронести флаг, держа его над головой и передавая следующей паре (один круг по залу).

9.        На заключительном этапе занимающимся предлагают пройти «полосу страха», после преодоления, которой присуждается звание «Воин Шаолиня» (полосу можно составить из этих же упражнений).

Игры

 1. На внимание, ловкость и реакцию. Участники делятся на команды. Перед каждой лежат 5-6 гимнастических палок на расстоянии 1 м одна от другой. Задача игроков поднять все палки и, придерживая их ладонью (палки вертикально полу, одну палку поддерживают двое), цепочкой перейти на другую сторону зала. Палки собирает последний играющий.

2. На силу и равновесие. Участники, держась за концы одной палки, стоят напротив друг друга по разные стороны от линии. Задача — вырвать палку из рук соперника, не наступая на линию.

3. На равновесие и сноровку. Держась за концы одной палки, участники стоят боком друг к другу так, что их ноги находятся на одной линии. Задача — вывести соперника из равновесия, заставить его сойти с места. Усложненный вариант — участники стоят на одной ноге.

4. Как вариант предыдущей игры — вытолкнуть соперника за линяю, держась при этом за палку одной рукой.

5. Два игрока, стоя напротив друг друга, держатся за концы двух палок. В «плену» — между двумя палками — находятся два соперника. Они стараются вырваться из «плена»

"Лесенка"

Комплекс для развития выносливости основных групп мышц. Лучше выполнять вместе с партнером. Первый номер выполняет одно подтягивание (можно и любое другое упр-ние: отжимание, приседание и т.д.), затем второй номер тоже один раз, затем первый, но уже два раза, второй тоже два раза и так каждый раз увеличиваем на один раз для обоих партнеров. Проигрывает тот, кто не сможет выполнить свое кол-во. При выполнении этого комплекса отмечается повышение возможностей соревнующихся по сравнению со своим обычным индивидуальным максимальным значением. (Разумеется у тех, кто не любит проигрывать :))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие силовых способностей с помощью современных спортивно-оздоровительных систем физических упражнений

Данный урок создан на основе «Примерной программы среднего (полного) общего образования по физической культуре для учащихся 11-го класса»   общеобразовательный  уровень А- 68 часов (Авт...

Применение метода круговой тренировки по развитию силовых способностей у юношей старших классов на уроках гимнастики

Для развития физической подготовленности учителя физической культуры  успешно используют метод круговой тренировки, который с каждым годом, особенно у учащихся старших классов, приобретает все бо...

Развитие силовых способностей и силовой выносливости у учащихся 5 класса

План-конспект урока по разделу программы "Лёгкая атлетика"...

Игры и игровые задания для развития силовых способностей

Игры и игровые задания для развития силовых способностей...

Игры и игровые задания для развития силовых способностей

Обновление физического воспитания немыслимо без коренного изменения отношения к нему. Использование  разнообразных средств и методов на уроках физической культуры позволяют  выполнять легко,...