Консультации для родителей "Пальчиковая гимнастика"
консультация по физкультуре по теме

Екатерина Владимировна Бок

Пальчиковые игры и упражнения для детей дошкольного возраста с предметами и без в стихотворной форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Пальчиковая гимнастика для дошколят

  1. Парная пальчиковая гимнастика

 (выполнять совместно с ребенком)

Дружно пальчики сгибаем, а потом их разгибаем.

Пальчик в пальчик попадет, друга он себе найдет,        

(Встать друг против друга. Сжимать и разжимать кулаки, коснуться по очереди  подушечками каждого пальца и соединить все пальцы вместе)

Пальчик к пальчику приставим, а потом на них надавим.

Крепко пальчики стоят –Стать сильней они хотят.

(Надавить на пальцы партнера)

 Наши правые ладошки пусть поборются немножко.

Ну-ка, поглядим скорей, кто из всех борцов сильней.        

(Прижать  друг к другу правые ладони, сцепиться пальцами и надавить на ладони. Повторить упражнение несколько раз)

А ладони левые Тоже очень смелые

Мы от правых не отстанем 

Мы бороться сами станем.

(Тоже левыми ладонями)        

Раз, два, три, четыре, пять, будем в ладушки играть.

(Хлопок перед собой, хлопок по ладоням партнера)

А теперь давай-ка бей с каждым разом все быстрей.        

(Темп упражнения постепенно возрастает)

Прямо к нам летит ладошка, Хлопнем мы по ней немножко.

Чтоб ладошку захватить, нужно очень быстрым быть.        

( Первый играющий поднимает распрямленные ладони не выше уровня груди и держит их внутренними сторонами друг к другу. Расстояние между ладонями 15-20 см. Второй играющий быстро проводит ладонью между ладонями первого играющего, задача – успеть захватить ладонь второго играющего, резко соединив свои ладони. Повторяют упражнение несколько раз. Затем играющие меняются ролями)

  1. Пальчиковая гимнастика. Выполнение ребенком самостоятельно по показу и с речевым сопровождением.

          Дом

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(
Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(
Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(
Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(
Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(
Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(
Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана")

          Друзья - садоводы

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(
Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(
Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(
Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(
Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
(
Отгибаем мизинчик)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
(
Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")
Он плывёт издалека,
(
Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(
Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке,
(
Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(
Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(
Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")
В конце этой игры можно спросить у ребёнка:
-
Что за моряки были на кораблике?
Ответ: мышки

       Лодочка

Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(
Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
(
Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
Паруса подниму,
(
У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(
Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(
Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

       Мышка

Мышка в норку пробралась,
(
Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(
Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(
Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(
Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

       Апельсин

(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(
Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(
Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(
Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(
Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(
Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(
Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(
Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(
Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда!
(
Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!

       Шарик

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик.
(
Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)
Он становится большой.
(
Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел -
(
Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!

       Летела сова

(Машем руками)
Летела сова,
Весёлая голова.
Летела-летела,
(
Кладём руки на голову)
На головку села.
Села, посидела,
Головой повертела
(
Снова машем руками)
И опять полетела.

       Пятачок

(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
Поросенок Пятачок
Отлежал себе бочок!
(
Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх - потягиваемся)
Встал на ножки,
Потянулся!
(
Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)
А потом присел,
Нагнулся!
(
Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)
И немножко поскакал,
И на месте пошагал.
(
Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)
А потом опять прилёг, -
Но уже на левый бок!

       Белка

(В самом начале кулачек сжат)
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
(
Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому

      Наша семья

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.

       Зимняя прогулка

(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("
Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("
Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(
Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(
Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(
Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(
Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(
Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.

        Паучок

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(
Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(
Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
("
Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

        Берёза

(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)
Берёза моя, берёзонька.
(
То же, но левой рукой)
Берёза моя кудрявая.
(
подъём рук вверх, вдох)
Стоишь ты, берёзонька,
(
Опустить руки, выдох)
Посредь долинушки,
(
подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька,
(
Опустить руки, выдох)
Листья зелёные,
(
Подъём рук, вдох)
Под тобой, берёзонька,
(
Опустить руки, выдох)
Трава шёлковая,
(
Подъём рук, вдох)
Вокруг тебя, берёзонька,
(
Опустить руки, длительный выдох)
Девицы красные
Венки вьют, плетут

        Рыбки

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(
Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(
Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"
(
Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."
(
Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: "Мне хочется спать!"
(
Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(
Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
(
Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"

       Шла кукушка

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(
Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)
У неё была корзинка,
(
Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
А корзинка на пол - бух!
(
Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)
Полетело десять (девять, восемь) мух!

        Пчёлки

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(
Заглядываем в "улей".)
Надо в дом постучать,
(
Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
(
Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Стали вдруг вылетать:
(
Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)
Раз два, три, четыре, пять!

        На постой

Русская игра. Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы - порог избы.
(
Ночь, в избе все спят. Раздается стук.)
Солдаты: Тук-тук! (Указательные пальцы постукивают друг о друга.)
Дети: Кто там? (Постукивают друг о друга мизинцы.)
Солдаты: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают указательные пальцы.)
Дети: Спросим у мамы. Мама! (Постукивают мизинцы.)
Мама: Что дети? (Постукивают безымянные.)
Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)
Мама: Спросите у папы. (Постукивают безымянные.)
Дети: Папа! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Что, дети? (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Впустите! (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Входите! (Постукивают мизинцы.)
Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! (Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения.)
Солдаты: Войдем! (Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.)
(
Руки вытягиваются вперед.)

       Медузы

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу.
(
После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)
Выгнем щупальца сильнее-
Вот как гнуться мы умеем!

      Ладушки ладошки

(Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.)
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

  1. Пальчиковая гимнастика с иглошариком и кольцом 

«Су-джок» терапия.

Выполнение гимнастики с «Су-Джоком».

«Колючий мяч»

Шарик зажат между кистей и движения выполняются в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.
«Черепаха»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су-Джок, перекладывая из руки в руку) .

Никого я не боюсь.

(дети катают Су Джок между ладоней) .

 «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи.

(дети катают Су Джок между ладонями) .

 «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ежик, ежик колкий, где твои иголки,

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Нужно бельчонку сшить распашонку,

Починить штанишки шалуну-зайчишке,

Фыркнул ежик, отойдите, не просите, не спешите,

Если отдам иголки съедят меня волки.

(дети катают Су- Джок между ладоней)

 «Капустка»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

Мы капустку рубим, рубим,

(ребром ладони стучим по шарику)

Мы капустку солим, солим,

(подушечками пальцев трогаем шарик)

Мы капустку трем, трем

(потираем ладошками о шарик)

Мы капустку жмем, жмем.

(сжимаем шарик в кулачке)

 «Игрушки»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому

пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(дети катают Су - Джок между ладоней)

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. Пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

 «Раз – два – три – четыре – пять»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, прокатывая колечко вверх-вниз

Раз – два – три – четыре – пять,

Вышли пальцы погулять,

(разгибать пальцы по одному)

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)

 «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

- Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

-С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .

 «Пальчики»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой, начиная с мизинчика.

Этот пальчик - в лес пошёл,

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)

Этот пальчик - гриб нашёл,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

Этот пальчик - занял место,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик - ляжет тесно,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик - много ел,

Оттого и растолстел.

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

 «Семья»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Этот пальчик - дедушка,

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик - бабушка,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик - папенька,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик - маменька,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

Этот пальчик - Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.)

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .

 «Родные братья»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Ивану-большому - дрова рубить,

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Ваське-указке - воду носить,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Мишке-среднему - печку топить,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Гришке-сиротке - кашу варить,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

А крошке Тимошке - песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по звукопроизношению. Комплекс артикуляционной гимнастики

От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной пр...

Презентация. Артикуляционная гимнастика. Консультация для воспитателей.

В презентации представлены основные отличия в работе логопеда и воспитателя. Описана работа логопеда ДОУ по формированию правильного звукопроизношения. Предлагаются комплексы артикуляционной гимнастик...

Консультация для учителей и воспитателей продленных групп коррекционной школы "Дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой"

В консультации даются рекомендации по профилактике нарушений дыхательной функции обучающихся коррекционной школы, с использованием эффективных методов развития правильного физиологического и речевого ...

Консультация "Артикуляционная и пальчиковая гимнастики"

Речь человека не является врожденной способностью, она формируется постепенно и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального состояния звукопроизношения является полноценна...

Консультация для родителей на тему: "Значение утренней гимнастики для дошкольников"

Очень часто дети опаздывают на утреннюю гимнастику по вине родителей. Так как многие родители считают, что нет большой необходимости соблюдать режим дня дома и в детском саду! Попробую вам доказать, ч...

Консультация для воспитателей "Гимнастика - побудка" в режиме дня.

После   дневного   сна   важно   поднять   настроение   и   мышечный   тонус каждого ребёнка,  а также  позабо...

Консультация: "Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста."

ldquo;Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, аумелые руки снова способствуют развитию мозга”И. П. Павлов...