из опыта работы. Создание условий для формирования ЗОЖ через организацию внеурочной деятельности
материал по физкультуре на тему
Создание условий для формирования ЗОЖ через организацию внеурочной деятельности в начальной школе. Представлен опыт работы в МОУ Новопокровской СОШ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Создание условий для формирования ЗОЖ
через организацию внеурочной деятельности.
Здоровье, самое ценное, что есть у человека. И действительно, здоровье, не только отсутствие болезни, но и физическая, психологическая и социальная адаптация человека. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый процесс.
В нашей школе накоплен достаточный опыт в работе по проблеме формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. На протяжении нескольких лет в нашей школе идет целенаправленная системная работа по здоровьесбережению в рамках общешкольной программы «ЗДОРОВЬЕ».
Цель: формирование у обучающихся всех возрастов понимания
значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Задачи:
* создать условия для формирования у обучающихся культуры сохранения
собственного здоровья;
* формировать у обучающихся отношение к мужскому и женскому здоровью как бесценному дару природы;
* создавать возможность обучающимся демонстрировать свои достижения и
усилия по сохранению здоровья;
* способствовать профилактике вредных привычек обучающихся средствами
ФК и занятиям спортом.
В рамках реализации программы ведется большая работа по воспитанию культуры ведения ЗОЖ, участию в спортивно-массовой жизни школы.
Но несмотря на высокий уровень организации работы по формированию ЗОЖ , результаты мониторинга здоровья обучающихся говорят о необходимости внедрения новых форм и методов организации работы в школе по формированию ЗОЖ.
Необходимо делать акцент на формирование у школьников активистской культуры здоровья, напрямую связанной с занятиями спортом.
Согласно ФГОС общего образования организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
На этой основе с 2011г. была разработана программа внеурочной деятельности «Совершенствую себя», представляющая собой программу, направленную на достижение двух уровней воспитательных результатов, предполагающую постепенное продвижение обучающихся от представлений о значимости ЗОЖ к убеждениям и осознанным действиям по сохранению и укреплению своего здоровья.
Цель программы: содействовать формированию у обучающихся навыков здорового образа жизни, знаний элементарных правил поведения в социуме, основ экологической культуры.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Совершенствую себя», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Совершенствую себя» состоит из четырёх частей:
1 класс «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
2 класс «Мы за ЗОЖ»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
3 класс «Здоровье губить – себе вредить»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.
4 класс «Я, ты, он, она – вместе мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Формы проведения занятия и виды деятельности:
- Беседы
- Игры
- Тесты и анкетирование
- Круглые столы
- Школьные конференции
- Просмотр тематических видеофильмов и презентаций
- Экскурсии
- Дни здоровья, спортивные мероприятия с участием родителей
- Конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок
- Решение ситуационных задач
- Театрализованные представления, кукольный театр
- Участие в школьных и районных конкурсах по тематике ЗОЖ.
Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Совершенствую себя» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья.
Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Совершенствую себя» обучающиеся должны
знать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
- определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Формирование ключевых компетентностей через организацию внеурочной деятельности"
Разработанная система развития ключевых компетентностей учащихся через внеурочную деятельность (через работу правового кружка и работу по индивидуальным программам) может быть использована учителями и...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/04/picture-233878-1696393365.jpg)
Формирование социокультурной компетенции обучающихся через организацию внеурочной деятельности по немецкому языку
Статья посвящена обобщению опыта работы по формированию социокультцрной компетенции учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/30/picture-441010-1732958614.jpg)
«Создание условий на уроках технологии и во внеурочной деятельности для духовно-нравственного и гражданского становления школьника»
Формирование духовности – одна из главных задач в образовании как многогранном целостном процессе становления и самосовершенствования личности. От ее решения во многом зависит будущее российского госу...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/21/picture-248853-1642764029.jpg)
Развитие личностных качеств учащихся через организацию внеурочной деятельности
Конструктор рабочих программ по внеурочной деятельности....
" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"
Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/27/picture-744517-1453912608.jpg)
«Формирование УУД у учащихся 1-5 классов через организацию внеурочной деятельности по физической культуре, в рамках реализации ФГОС НОО и ООО»
Семь основных условий для формирования универсальных учебных действий спортивной игры....
Транслирование опыта по теме"Развитие творческих способностей обучающихся через организацию поектной деятельности"
Дана классификация школьных проектов.Указаны общие подходы к струтурированию проектов,общепринятые стандарты оформления проектных работ, требования к оформленнию презентаций. Дан мастер-класс по орган...