из опыта работы. Создание условий для формирования ЗОЖ через организацию внеурочной деятельности
материал по физкультуре на тему

Бусыгина Наталья Николаевна

Создание условий для формирования ЗОЖ через организацию внеурочной деятельности  в начальной школе. Представлен опыт работы в МОУ Новопокровской СОШ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для формирования ЗОЖ

через организацию внеурочной деятельности.

         Здоровье, самое ценное, что есть у человека. И действительно, здоровье, не только отсутствие болезни, но и физическая, психологическая и социальная адаптация человека. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый процесс.

     В нашей школе накоплен достаточный опыт в работе  по  проблеме формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. На протяжении нескольких лет в нашей школе идет целенаправленная системная работа по здоровьесбережению в рамках общешкольной программы «ЗДОРОВЬЕ».

    Цель:  формирование у обучающихся всех возрастов понимания  

                значимости здоровья для собственного самоутверждения.

   Задачи:

* создать условия для формирования у обучающихся  культуры сохранения    

   собственного здоровья;

* формировать у обучающихся отношение  к мужскому и женскому здоровью как бесценному дару природы;

* создавать возможность обучающимся демонстрировать свои достижения и  

    усилия по сохранению здоровья;

* способствовать профилактике вредных привычек обучающихся средствами  

    ФК и занятиям спортом.

        В рамках реализации программы ведется большая работа по воспитанию культуры ведения ЗОЖ, участию в спортивно-массовой жизни школы.

       Но несмотря на высокий уровень организации работы по формированию ЗОЖ , результаты мониторинга здоровья обучающихся говорят о необходимости внедрения новых форм и методов  организации работы в школе по формированию ЗОЖ.
      Необходимо делать акцент на формирование у школьников активистской культуры здоровья, напрямую связанной с занятиями спортом.

        Согласно ФГОС общего образования организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

        На этой основе  с 2011г. была разработана программа внеурочной деятельности «Совершенствую себя», представляющая собой  программу, направленную на достижение двух уровней воспитательных результатов, предполагающую постепенное продвижение обучающихся от представлений о значимости ЗОЖ к убеждениям и осознанным действиям по сохранению и укреплению своего здоровья.

      Цель программы: содействовать формированию у обучающихся навыков здорового образа жизни, знаний элементарных правил поведения в социуме, основ экологической культуры.

      Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Совершенствую себя», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

      Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Совершенствую себя» состоит из четырёх частей:  

      1 класс «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.

      2 класс «Мы за ЗОЖ»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.

      3 класс «Здоровье губить – себе вредить»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.

     4 класс «Я, ты, он, она – вместе мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.

 Формы проведения занятия и виды деятельности:

  • Беседы
  • Игры
  • Тесты и анкетирование
  • Круглые столы
  • Школьные конференции
  • Просмотр тематических видеофильмов и презентаций
  •  Экскурсии
  • Дни здоровья, спортивные мероприятия с участием  родителей
  • Конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок
  •  Решение ситуационных задач
  • Театрализованные представления, кукольный театр
  • Участие в школьных и районных конкурсах по тематике ЗОЖ.

      Содержание программы     внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Совершенствую себя» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья.  

      Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.  

      В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Совершенствую себя» обучающиеся должны    

 знать:

  • основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
  • особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  • основы рационального питания;
  • правила оказания первой помощи;
  • способы сохранения и укрепление  здоровья;
  • основы развития познавательной сферы;
  •  свои права и права других людей;
  • соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  •  влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  • знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

 уметь:

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  •  различать “полезные” и “вредные” продукты;
  •  использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
  •  определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
  • заботиться о своем здоровье;
  •  находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
  •  применять коммуникативные и презентационные навыки;
  •  использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
  •  оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
  •  находить выход из стрессовых ситуаций;
  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  •  отвечать за свои поступки;
  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

             В результате реализации программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.

          Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Формирование ключевых компетентностей через организацию внеурочной деятельности"

Разработанная система развития ключевых компетентностей учащихся через внеурочную деятельность (через работу правового кружка и работу по индивидуальным программам) может быть использована учителями и...

Формирование социокультурной компетенции обучающихся через организацию внеурочной деятельности по немецкому языку

Статья посвящена обобщению опыта работы по формированию социокультцрной компетенции учащихся....

«Создание условий на уроках технологии и во внеурочной деятельности для духовно-нравственного и гражданского становления школьника»

Формирование духовности – одна из главных задач в образовании как многогранном целостном процессе становления и самосовершенствования личности. От ее решения во многом зависит будущее российского госу...

Развитие личностных качеств учащихся через организацию внеурочной деятельности

Конструктор рабочих программ по внеурочной деятельности....

" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

Транслирование опыта по теме"Развитие творческих способностей обучающихся через организацию поектной деятельности"

Дана классификация школьных проектов.Указаны общие подходы к струтурированию проектов,общепринятые стандарты оформления проектных работ, требования к оформленнию презентаций. Дан мастер-класс по орган...