Развитие силовых качеств
статья по физкультуре на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_silovyh_kachestv.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание силовых качеств
Под физическим качеством понятие сила раскрывает способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.
Максимальная сила, которую может проявить спортсмен, зависит от ряда факторов, основные из которых следующие:
1) внутримышечная координация;
2) реактивность самой мышцы;
3) межмышечная координация;
4) биомеханические характеристики движения (длина плеч рычагов, величина углов), возможности включения в работу наиболее крупных мышечных групп и т. д.
Виды силы и силовые проявления :
Принято различать следующие виды силы: общую и специальную, абсолютную и относительную, скоростную и взрывную, силовую выносливость.
-Общая сила- это сила, проявляемая спортсменом безотносительно к специфическим движениям хоккеиста.
-Специальная сила -это сила, проявляемая спортсменом в специфических движениях, адекватных соревновательным.
-Абсолютная сила характеризуется предельными силовыми возможностями спортсмена, проявляемыми в движениях глобального характера. В хоккее она имеет существенное значение для силовых единоборств.
-Относительная сила- сила, приходящаяся на 1 кг веса спортсмена, является показателем возможности хоккеиста преодолевать массу собственного тела, что имеет существенное значение в быстроте маневрирования на коньках.
-Скоростная сила выражается в способности мышц к быстрому выполнению движения без отягощения или движения с преодолением относительно небольшого внешнего сопротивления.
-Взрывная сила характеризуется способностью спортсмена к быстрому развитию значительных напряжений мышц в рабочем усилии. Взрывную силу оценивают величиной градиента, т е. отношением максимума силы в данном движении ко времени его достижения.
Эффективность силовых проявлений в каких-либо движениях во многом определяется режимом напряжения мышц. Различают три основных вида режима напряжения мышц: изотонический, изометрический и ауксотонический.
При изотоническом режиме меняется длина мышц, а напряжение остается относительно постоянным. Изометрический режим характеризуется постоянной длиной мышцы и изменением ее тонуса. При -ауксотоническом- (динамическом) режиме меняются длина и напряжение мышцы.
Методы развития силовых качеств
Нельзя увеличить силу, не прибегая к максимальным мышечным напряжениям.
Поэтому основная задача при использовании любого метода — создание максимальных напряжений мышц.
Основными стимуляторами мышечного напряжения являются:
- волевое усилие, проявляемое главным образом в изометрических упражнениях;
- внешнее сопротивление выполняемому движению (упражнения, выполняемые с отягощением штангой, эспандером и др.);
- кинетическая энергия собственного тела или движущегося снаряда («ударное» стимулирование);
- электрический ток (электростимулирование).
Указанные стимуляторы мышечных напряжений лежат в основе практикуемых в настоящее время методов воспитания силовых качеств.
К основным из них относятся следующие: а) повторных усилий; б) максимальных кратковременных усилий; в) прогресирующих отягощений; г) ударный; д) сопряженных воздействий; е) вариативный; ж) изометрических напряжений; з) электростимуляции.
Метод повторных усилий- спортсмен повторно выполняет упражнение с преодолением среднего веса. Наилучший эффект дает вес отягощения, равный 70 — 80% от максимального при выполнении упражнения до «отказа». В этом случае в последних повторениях усиливается эффекторная импульсация из ЦНС, способствующая адаптационно-трофическим перестройкам в мышцах, что и обеспечивает прирост силовых возможностей.
Данный метод предполагает серийное выполнение силового упражнения. Каждая серия — до «отказа», всего 3 — 4 серии, интервал отдыха между сериями — 3 — 4 мин.
Повторный метод менее выгоден в энергетическом отношении, так как в упражнении до «отказа» выполняется большой объем работы. Кроме того, при использовании данного метода последние попытки проходят на фоне снижений вследствие утомления, возбудимости ЦНС, что затрудняет образование тонких условно-рефлекторных связей, которые, собственно, и обеспечивают дальнейший прирост силы.
Разновидностью метода повторных усилий является метод динамических усилий. Он характеризуется выполнением упражнений с предельной скоростью при отягощении 20 —30 % от максимума. При этом значительные мышечные напряжения достигаются за счет не веса отягощения, а высокой скорости движения.
Метод прогрессирующих отягощений предполагает постепенный рост величины сопротивления как в одном тренировочном занятии, так и в последующих.
В тренировочном занятии в первом подходе рекомендуется начинать с отягощения, равного 50 % от веса, который спортсмен может поднять 10 раз (10 МП). Во втором подходе упражнение выполняется с весом 75 % от 10 МП, в третьем — с весом 10 МП. Всего за тренировку делается 3 подхода. Интервал отдыха между подходами — 2—4 мин. В каждом подходе упражнение выполняется с предельной скоростью до явного утомления.
Данный метод достаточно эффективен при совершенствовании силовых качеств. Он обеспечивает постепенную врабатываемость и максимальное напряжение мышц, причем в первом подходе — за счет скорости движения, а в последнем подходе — за счет веса отягощения.
Метод максимальных усилий в настоящее время считается наиболее эффективным для повышения абсолютной силы мышц. Он предполагает работу с предельными и околопредельными весами.
В настоящее время для развития взрывной силы довольно широко используется ударный метод.
Ударный метод основан на ударном стимулировании мышечных групп путем использования кинетической энергии падающего груза или веса собственного тела. Поглощение тренируемыми мышцами энергии падающей массы способствует резкому переходу мышц к активному состоянию, быстрому развитию рабочего усилия, создает в мышце дополнительный потенциал напряжения, что обеспечивает значительную мощность и быстроту последующего отталкивающего движения и быстрый переход от уступающей работы к преодолевающей.
В качестве примера использования ударного метода развития взрывной силы ног можно назвать прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх или в длину . С высоты 70 - 80 см выполняется прыжок с приземлением на слегка согнутые в коленном суставе ноги и последующее быстрое и мощное выпрыгивание вверх. Прыжки выполняются серийно 2 — 3 серии, в каждой 8—10 прыжков. Интервал отдыха между сериями 3 - 5 мин (для высококвалифицированных спортсменов). Выполняется упражнение не более 2 раз в неделю. Отягощением является вес собственного тела.
Эффективность метода сопряженных воздействий обусловлена тем, что развитие силовых способностей происходит непосредственно при выполнении специализированных игровых упражнений. Иначе говоря, одновременно совершенствуются и развиваются силовые способности и технико-тактические приемы игры.
-Вариативный метод -предусматривает выполнение главным образом специальных упражнений с различными по весу отягощениями .
Вариативный метод особо эффективен при развитии скоростно-силовых качеств. В условиях контрастности сопротивлений (большие, нормальные, малые) утяжеленные снаряды способствуют развитию силового потенциала, а облегченные скоростного, что позволяет повысить результат в соревновательном упражнении.
Метод изометрических напряжений мышц. Оптимальным выполнение изометрического напряжения в течение 4с —серийно, от 3 до 6 повторений, интервал отдыха между сериями — 2 — 3 мин.
Ценность изометрических упражнений объясняется еще и тем, что они невелики по объему, не занимают много времени, достаточно просты по выполнению. Кроме того, с их помощью можно избирательно воздействовать на определенные группы мышц в необходимых позах или положениях в соответствующих суставных углах сгибания или разгибания звеньев тела.
, Средства развития силовых качеств
Силовую подготовку как основную часть физической с педагогической точки зрения целесообразно подразделять на общую, специализированную и специальную. Соответственно этим видам классифицируются и средства силовой подготовки.
Цель общеподготовительных силовых упражнений укрепление опорно-двигательного аппарата, гармоническое развитие основных мышечных групп. Группа общеподготовительных упражнений включает в себя упражнения:
- со снарядами (штанга, диски от штанги, набивные мячи,эспандеры, гантели, металлические палки, различные тренажер
ные устройства, скакалки и др.);
- на снарядах (перекладина, брусья, гимнастическая стенка,скамейка, канат, «Геркулес» и другие тренажерные устройства);
- с партнером;
- с преодолением веса собственного тела (приседания, отжимание из упора лежа, стойка на кистях, различные прыжковые
упражнения);
- из других видов спорта (плавание, гребля, борьба, модифицированные спортивные игры с силовыми единоборствами, легкая атлетика, езда на велосипеде, акробатика).
Указанные упражнения в соревновательном периоде можно использовать как средство активного отдыха и восстановления от больших соревновательных и тренировочных нагрузок. Переключение с основного вида деятельности на другой позитивно влияет на состояние спортсмена и его последующую соревновательную деятельность.
Специально-подготовительные силовые упражнения направлены на развитие специальных качеств .Они воздействуют преимущественно на те мышечные группы, которые участвуют в выполнении различных приемов соревновательной деятельности.
Среди группы -специально-подготовительных упражнений- можно выделить:
-имитационные силовые упражнения: прыжковые имитационные упражнения; имитационные упражнения с поясным эспандером;
-упражнения, выполняемые на специальных тренажерных устройствах, например на силовом стенде УДС-4, для мышц ног и рук, толчковые движения плечом, грудью, задней частью бедра в подвесные мешки и чучела;
-спортивные игры: гандбол, баскебол, регби, футбол (с применением силовых единоборств согласно хоккейным правилам).
Среди группы основных силовых упражнений можно выделить следующие:
-для мышц ног: старты, рывки, торможения, челночный бег; то же самое, но с отягощением в виде утяжеленных поясов, поясного эспандера,
-для мышц плечевого пояса и кистей рук
-для комплексного воздействия на основные мышечные группы, участвующие в соревновательных движениях: игровые упражнения технико-тактической направленности, связанные с силовыми проявлениями; игровые упражнения с выполнением силовых приемов и силовых единоборств.
Организация силовой подготовки
Силовые упражнения целесообразнее применять в начале занятия, на фоне «свежего» состояния ЦНС. В этом случае лучше образуются и совершенствуются нервно-координационные связи, за счет которых обеспечивается прирост мышечной силы. В то же время силовые упражнения вызывают утомление, и проводить на их фоне упражнения по технике и быстроте нецелесообразно. Поэтому нередко приходится силовые упражнения переносить в середину и конец занятия, отчего эффективность их снижается. Если в занятиях есть упражнения с предельными и непредельными (средними) весами, начинать следует с предельных. Как правило, скоростно-силовые упражнения, требующие тонких нервно-мышечных ощущений, выполняют в начале занятия, до упражнений статического и чисто силового характера. В перерыве между упражнениями полезно применять как активный (упражнения на расслабление, растягивание, висы, ходьба, бег), так и пассивный (лежа на спине с поднятыми вверх расслабленными ногами, потряхивание) отдых.
При развитии силовых качеств надо исходить из индивидуальных особенностей спортсменов, учитывая возраст, состояние здоровья, уровень развития общей и специальной силы, тренированности в данный момент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие силовых качеств у юных футболистов 15-16 лет методом круговой тренировки
В этом реферате я попытался раскрыть особенности, преимущества развития силовых качеств у юных футболистов методом круговой тренировки, который на мой взгляд наиболее эффективный перед другими методам...
"Методика развития силовых качеств хоккеистов"
В данной методической разработке рассматривются следующие положения:- Методы развития силовых качеств;- Средства развития силовых качеств;- Методики воспитания силовых способностей;Организация силовой...
Методическая разработка по теме: "Развитие силовых качеств в старшем школьном возрасте."
Методическая разработка по теме: "Развитие силовых качеств в старшем школьном возрасте."...
Методическая разработка. Развитие силовых качеств в старшем школьном возрасте.
С О Д Е Р Ж А Н И ЕВведение...
Развитие силовых качеств для успешной сдачи норм ГТО
Урок по физической культуре в 9 классе на тему: Развитие силовых качеств для успешной сдачи норм ГТО...
Упражнения с отягощениями как средство развития силовых качеств легкоатлетов в учебно-тренировочных группах УТГ - 3 и УТГ - 4 ДЮСШ. Автореферат
Силовая подготовка – важная составляющая часть тренировки легкоатлетов, особенно в таких видах легкой атлетики, как спринт, прыжки и метания. Средства силовой подготовки - упражнения со штангой и друг...
« Развитие силовых качеств и координационных способностей, используя ленты – амортизаторы» КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-х КЛАССОВ
Данное занятие разработано для учеников 6-х классов. Это занятие относится к разделу "фитнес технологии". Дидактической целью этого урока является повышение уровня развития и физической подг...