"Методика развития силовых качеств хоккеистов"
методическая разработка по физкультуре на тему

В данной методической разработке рассматривются следующие положения:

- Методы развития силовых качеств;

- Средства развития силовых качеств;

- Методики воспитания силовых способностей;

Организация силовой подготовки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_razvitiya_silovyh_sposobnostey_hokkeistov.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение

Глава 1. Методы развития силовых качеств.

Глава 2. Средства развития силовых качеств.

Глава 3. Методики воспитания силовых способностей.

Глава 4. Организация силовой подготовки.

Заключение

Список использованной литературы

Введение.

   Введение.

   Быстрый, жёсткий, современный хоккей предъявляет особые требования к силовой и скоростно–силовой подготовленности. Её высокий уровень способствует быстроте маневра, выигрышу шайбу в отдельно взятом эпизоде, увеличению силы бросков и ударов по шайбе, экономии энергии при выполнении различных игровых приёмов. Поэтому, чтобы эффективность игровой деятельности соответствовала современным требованиям, хоккеисту необходимо в первую очередь поднять уровень специальных силовых качеств.

   Под физическим качеством понятие сила раскрывает способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление или противодействие ему за счёт мышечных усилий.

   Максимальная сила, которую может проявить спортсмен, зависит от ряда факторов, основными из которых являются следующие:

  1. Внутримышечная координация.
  2. Реактивность самой мышцы.
  3. Межмышечная координация.
  4. Биомеханические характеристики движения (длина плеч рычагов, величина углов), возможности включения в работу наиболее крупных мышечных групп.

   Внутримышечная координация определяется частотой и силой эффекторной импульсии, поступающей от ЦНС, включающей различное количество двигательных единиц (ДЕ) и их синхронизацией.

   Реактивность мышцы, т.е. ее способность отвечать на определённый импульс, зависит от физиологического поперечника мышцы, длины мышцы и других факторов.

   

Глава 1. Методы развития силовых качеств.

   Разнообразие условий работы мышц при игре в хоккее обуславливает различный характер функционирования двигательного аппарата и преимущественное развитие тех или иных силовых способностей.

   Выделяют 4 типа силовых способностей мышц:

  • общая сила – проявляемая безотносительно к специфическим движениям хоккеиста;
  • специальная сила – проявляемая спортсменом в специфических движениях, адекватных соревнованиям;
  • абсолютная сила – предельные силовые возможности в движениях глобального характера;
  • относительная сила – сила на 1 кг веса – показатель возможности хоккеиста преодолевать вес собственного тела;
  • скоростная сила – способность мышц к быстрому выполнению движений без отягощения или движения с преодолением относительно небольшого внешнего сопротивления;
  • взрывная сила –способность спортсмена к быстрому развитию значительных напряжений мышц в рабочем усилии (старт), отношение сила/время;
  • силовая выносливость – способность спортсмена к проявлению мышечных усилий в течение относительно длительного времени.

   В силовой подготовке хоккеистов основными являются следующие положения:

  1. Использование таких форм и методов построения тренировочных занятий, режимов сокращений мышечного волокна хоккеиста, при которых  происходит наиболее эффективное развитие всех компонентов силовых способностей.
  2. Одновременное развитие сократительных свойств и окислительных способностей мышечного аппарата  спортсмена.
  3. Параллельное развитие скорости и скоростной выносливости и различных параметров их составляющих, координационных и силовых способностей хоккеистов.
  4. Развитие мышц происходит только тогда, когда в них систематически развивается максимальное напряжение.
  5. Добиваться структурного и функционального соответствия используемых силовых упражнений с соревновательными упражнениями (принцип сопряжённого действия).

   В практике подготовки квалифицированных хоккеистов используются следующие методы:

  • Метод повторных усилий – спортсмен повторно выполняет упражнение с преодолением среднего веса. Здесь можно использовать два методических приёма: больше повторений при постоянном весе или увеличение отягощения при стабилизации или уменьшение количества повторений. Наилучший эффект даёт вес отягощения 60 – 80 % от максимального. Количество повторений не более 10 -12 раз подряд. Количество серий 3 – 4. Интервал между сериями 3 – 4 мин. При втором варианте уменьшаются отягощения до 40 – 60 % от максимального, но увеличивается количество повторений до 25 – 40 (при работе «до отказа» тренировочный эффект достигается в последних повторениях упражнения).
  • Метод максимальных усилий эффективен для повышения абсолютной силы (максимальной). Он предполагает работу с предельными и околопредельными весами.

   Вес отягощения 80 – 90% от максимального, при необходимости 100%. Эффективность обусловлена максимальным напряжением мышц с незначительными энергозатратами. Количество повторений в подходе 1 – 3, количество подходов (серий) 3 – 4. Интервал отдыха между сериями 4 – 5 минут. Этот метод используется во второй половине подготовительного периода 1 – 2 раза в недельном цикле.

   Во время тренировки можно разделить игроков (в соответствии с их весом) на 3 – 4 группы и для каждой определить соответствующий вес отягощений.

   Метод максимальных усилий применяется на тренажёрах и в упражнениях со штангой (жим, толчок, рывок, приседание) с предельными весами, с одним – двумя движениями в одном подходе.

   Метод максимальных усилий и повторный метод эффективны для повышения абсолютной силы, но для успешного введения игровой деятельности хоккеисту необходима взрывная сила.

   В настоящее время для развития взрывной силы широко используется ударный метод (Ю.В. Верхошанский, 1970). Он основан на стимуляции тренируемых мышц кинетической энергией падающего тела и обеспечивает быстрый переход от уступающей работы к преодолевающей. Наибольший эффект даёт использование веса тела без дополнительных отягощений при прыжках в глубину, например, с тумбы высотой 60 – 80 см с приземлением на слегка согнутые ноги с последующим быстрым и мощным выпрыгиванием вверх, влево – вправо.

  Прыжки выполняются серийно – 2 – 3 серии в каждой по 8-10 прыжков, с интервалом отдыха между сериями 3 – 5 мин. Этот метод целесообразно использовать в конце общеподготовительного и специально – подготовительном этапе подготовки, когда мышцы хоккеистов окрепли, приобрели «рабочее состояние».

   Примером использования ударного метода для развития взрывной силы мышц плечевого пояса и рук могут служить упражнения с утяжелёнными шайбами, выполняемые в парах на расстоянии 10 – 20 м в передачах и приёме шайбы. Количество серий 3, в каждой по 10 – 12 передач. Интервал отдыха между сериями 3 – 4 мин, где выполняют в качестве активного отдыха ведения и броски обычной шайбы.

   Вариативный метод предусматривает выполнение, главным образом, соревновательного упражнения с различными по весу отягощениями ниже и выше соревновательного веса снаряда (шайбы, клюшки, снаряжения).

   Используются шайбы различного веса: утяжелённые 400 -800 г, нормального веса -170 г и облегченные 100 г. Утяжелённые жилеты, пояса, накладки. В облегчённых условиях (без защитного снаряжения).

   Основная цель этого метода – борьба с адаптацией к стандартному отягощению и со «скоростным барьером». Метод сопряжённого воздействия предлагает выполнение упражнения с оптимальным отягощением. В структуре двигательного навыка, непосредственно в хоккейных движениях, происходит одновременное и параллельное развитие специальной силы и совершенствование техники хоккея.

   Метод прогрессирующих отягощений предлагает постепенное увеличение веса отягощения от 50%, затем 75% и наконец 100% предельного веса.

   Рекомендуется за тренировку делать не более 3-х подходов. Между подходами интервал отдыха 3-4 мин. Движение следует выполнять с максимальной скоростью, ориентировочно по 10раз в подходе. Наибольший эффект достигается в последних движениях.

   Метод изометрических усилий служит повышению максимальной (абсолютной) силы, но применяется в общесиловой подготовке поддерживающего характера. Использование максимальных изометрических напряжений в силовых единоборствах и их взаимосвязь в борьбе за шайбу очевидны. Прижимание и подбивание клюшки, прижимание игрока к борту, борьба на ближнем «пятачке» требует максимальных напряжений различных мышечных групп хоккеистов. Большинство авторов (В.М. Зациорский, 1966; Ю.В. Верхошанский, 1970 и др.) считают оптимальным выполнение изометрического напряжения в течение 4 – 6 сек серийно, от 3 до 6 повторений, число серий 3 – 4, интервал отдыха между сериями 2 -3 мин.

   Ценность изометрических упражнений объясняется тем, что они невелики по объёму, не занимают много времени и просты по выполнению.

   В качестве примера можно привести следующие упражнения:

  1. Давление клюшкой в уступ в позе, соответствующей основной фазе удара и броска шайбы. Выполняется в течение 4 – 6 сек, 5 – 10 раз в 3-х сериях. Интервал отдыха между сериями 3-4 мин.
  2. Давление плечом в плечо партнёра, чтобы столкнуть его с места. Режим работы тот же.

   Таким образом, все рассмотренные методы формирования силовых качеств можно успешно применять в подготовке хоккеистов высокой квалификации.

   

Глава 2. Средства развития силовых качеств.

   Современное состояние и динамика развития хоккея требует от спортсменов высокого уровня силовой и скоростно-силовой подготовленности, достичь которой только игровой деятельностью невозможно, т.к. организм быстро адаптируется к стандартным силовым проявлениям. Поэтому, для успешного развития специальных силовых качеств хоккеиста необходимы более эффективные средства и методы.

   В зависимости от вида физической подготовленности упражнения рассматриваются как:

  • общеподготовительные;
  • специально – подготовительные;
  • основные (соревновательные).

   Общеподготовительные упражнения. Они оказывают разностороннее воздействие на все группы мышц, а также оказывают «эффект переключения» направленности нагрузок. Они применяются как средства восстановления и развития аэробных возможностей хоккеиста после игры. Эти упражнения являются неспецифическими и выполняются вне льда. К ним относятся:

  1. Упражнения с отягощением (штанга, гири, гантели, утяжелённые жилеты и пояса, эспандеры, набивные мячи, железные палки, диски(«блины») от штанги, гимнастические скамейки и др.)
  2. Упражнения на снарядах (брусья, перекладина, канат, гимнастическая стенка, различные тренажёрные устройства).
  3. Упражнения с партнёром (приседания с партнёром на плечах, борьба «петушиный бой», «казачок», перетягивание партнёра и т.д.).
  4. Упражнения с преодолением собственного веса тела (отжимания, приседания, упражнения на брюшной пресс, прыжковые и другие).
  5. Упражнения из других видов спорта (гребля, борьба, регби, бокс, плавание, велотренажёр и другие).

   Специально – подготовительные упражнения выполняются преимущественно вне льда:

  • имитационные прыжки из стороны в сторону с продвижением вперёд, броски и дриблинг утяжелённых шайб на листе фанеры или пластика, броски и игра утяжелённой клюшкой, ведение диска от штанги железной палкой и т.п.;
  • концентрированные воздействия на основные группы мышц, упражнения на тренажёре для кистей рук, прыжки в глубину с выпрыгиванием вверх и в сторону, давление плечом в плечо партнёра;
  • моделированные спортивные и подвижные игры с использованием силовых приёмов (футбол 5х5, баскетбол, регби, ручной мяч);
  • толчковые движения плечом, грудью, задней частью бедра в подвесные мешки.

   На льду:

  • бег на коньках с автомобильной покрышкой и «блином» от штанги, прикреплённым к поясу через гибкую тягу;
  • выполнение технико – тактических приёмов (в том числе и двусторонние игры) с утяжелёнными поясами.

   Основные (соревновательные)силовые упражнения проводятся на льду в структуре основных двигательных действий и сопряженно воздействуют на технику выполнения игровых приёмов:

  • для развития силы мышц рук и плечевого пояса используются упражнения с утяжелёнными шайбами, клюшками (ведения, передачи, броски) силовые упражнения с воздействием на клюшку соперника;
  • упражнения для мышц ног – старты, ускорения, торможения, «челноки» на коротком расстоянии, то же самое с отягощением (утяжелённый пояс, жилет 7 – 10 кг);
  • игровые упражнения с применением силовых приёмов (единоборств).

Глава 3. Методики воспитания силовых способностей.

   В зависимости от темпа выполнения и числа повторений упражнения, величины отягощения, а также от режима работы мыши и количества подходов с воздействием на одну и ту же группу мышц решают задачи по воспитанию различных видов силовых способностей.

Воспитание собственно силовых способностей с использованием непредельных отягощений.

   Для воспитания собственно силовых способностей и одновременного увеличения мышечной массы применяют упражнения, выполняемые в среднем и вариативном темпе. Причем каждое упражнение выполняется до явно выраженного утомления.

   Для начинающих величина отягощения берется в пределах от 40 до 60% от максимума, для более подготовленных — 70—80%, или 10—12 ПМ. Отягощение следует увеличивать по мере того, как количество повторений в одном подходе начинает превосходить заданное, т.е. необходимо сохранять ПМ в пределах 10—12. В таком варианте эту методику можно применять в работе как со взрослыми, так и с юными и начинающими спортсменами.

   Для более подготовленных по мере развития силы вес отягощения постепенно повышают до 5—6 ПМ (приблизительно до 80% от максимума).

    Положительные стороны данной методики: 1) не допускает большого общего перенапряжения и обеспечивает улучшение трофических процессов благодаря большим объемам работы, при этом одновременно происходят положительные морфологические изменения в мышцах, исключается возможность травмирования; 2) позволяет уменьшить натуживание, нежелательное в работе с детьми и подростками.

Воспитание скоростно-силовых способностей с использованием непредельных отягощений.

   Сущность данной методики заключается в создании максимальной мощности работы посредством непредельных отягощений в упражнениях, выполняемых с максимально возможной для этих условий скоростью. Непредельное отягощение берется в пределах от 30 до 60% от максимума. Число повторений от 6 до 10 в зависимости от веса отягощения, интервалы отдыха 3—4 мин между подходами. При развитии быстрой силы режим работы мышц в применяемых упражнениях должен соответствовать специфике соревновательного упражнения.

Воспитание силовой выносливости с использованием непредельных отягощений.

   Сущность этой методики заключается в многократном повторении упражнения с отягощением небольшого веса (от 30 до 60% от максимума) с числом повторений от 20 до 70. Там, где специализируемое упражнение связано с длительным проявлением умеренных усилий, целесообразна работа с легким весом в повторных упражнениях и «до отказа» (30—40% от максимума).

   Для воспитания общей и локальной силовой выносливости эффективным является метод круговой тренировки с общим количеством станций от 5 до 15—20 и с отягощением 40—50% от максимума. Упражнения часто выполняются «до отказа». Количество серий и время отдыха между сериями и после каждого упражнения может быть разным в зависимости от задач, решаемых в тренировочном процессе.

   В программе чередуются упражнения на мышцы ног и рук. Таким образом, мышцы ног и рук получают возможность восстановиться в течение приблизительно I мин. Уровень ЧСС поддерживается приблизительно в режиме 140 уд./мин.

Воспитание собственно силовых способностей с использованием околопредельных и предельных отягощений.

   Сущность этой методики заключается в применении упражнений, выполняемых:

   1) в преодолевающем режиме работы мышц;

   2) в уступающем режиме работы мышц.

   Воспитание собственно силовых способностей в упражнениях, выполняемых в преодолевающем режиме работы мышц, предусматривает применение околопредельных отягощений, равных 2-3 ПМ (90—95% от максимума). Работу с такими отягощениями рекомендуется сочетать с весом 4—6 ПМ. Интервалы отдыха оптимальные, до полного восстановления (4—5 мин).

   Эта методика является одной из основных, особенно в тех видах деятельности, где большую роль играет относительная сила, т.е. прирост силы идет без увеличения мышечной массы. Однако работе с начинающими спортсменами и детьми ее применять не рекомендуется.

   Воспитание собственно силовых способностей в упражнениях, выполняемых в уступающем режиме работы мышц, предусматривает применение в работе с начинающими спортсменами отягощений весом 70— 80% от максимума, показанного в преодолевающем режиме работы мышц. Постепенно вес доводится до 120-140%. Целесообразно применять 2—3 упражнения с 2—5 повторениями (например, приседания со штангой на плечах).

   Более подготовленные могут начинать работу в уступающем режиме с отягощением 100—110% от лучшего результата в преодолевающем режиме и доводить его до 140—160%. Количество повторений упражнения небольшое (до 3), выполняемых с медленной скоростью. Интервал отдыха не менее 2 мин.

   Работу в уступающем режиме работы мышц рекомендуется сочетать как с преодолевающим, так и с изометрическим режимом.

Глава 4. Организация силовой подготовки.

   Основной организационной формой спортивной тренировки является тренировочное занятие. Силовые упражнения целесообразно применять в начале занятия, на фоне «свежего» состояния ЦНС. В тоже время, силовые упражнения вызывают утомление и проводить их на фоне упражнения по технике и быстроте целесообразно. Поэтому, силовые упражнения приходится переносить в середину занятия, иногда в конец занятия.

   Если в занятиях есть упражнения с предельными и околопредельными (средними) весами, начинать надо с предельных.

   Скоростно-силовые упражнения выполняют в начале занятия, до упражнений статического и чисто силового характера. В перерыве между упражнениями полезно применять упражнения на расслабление, растягивание, висы, ходьба, бег.

   В недельном микроцикле силовые упражнения следует включать в первые дни занятий.

   Частота силовых занятий зависит от подготовленности занимающихся и задач тренировочного процесса. В подготовительном периоде возможно проведение 4-5 занятий в недельном цикле. В соревновательном периоде объём силовой подготовки сокращается, но не прекращается. В отдельных микроциклах 2-3 раза в неделю. Задача – поддерживать достигнутый уровень силы. На промежуточных этапах полезно использовать разработанные комплексы или силовые блоки, имеющие общую и специальную направленность.

   В подготовительном периоде, в первые две недели выполняются комплексы общеразвивающих силовых упражнений с малыми и средними весами по 3-4 занятия в неделю. В третью–четвёртую недели по 4-5 занятий. Выполняются общеразвивающие комплексы с использованием штанги, тренажёрных устройств. Раз в неделю включаются специализированные комплексы скоростно-силовых упражнений. В последующие две недели по 3-4 занятия разной направленности. На земле – комплексы специализированных упражнений по форме круговой тренировки в режиме игровой деятельности. На льду – специальные скоростно-силовые упражнения. В седьмую-десятую недели, тренировки строятся так же.

   При развитии скоростно-силовых качеств надо исходить из индивидуальных особенностей спортсменов, учитывая возраст, состояние здоровья, уровень развития общей и специальной силы, тренированности в данный момент.

   Включать занятия по индивидуальному плану, обращать внимание на отстающие группы мышц. Включать большой арсенал тренировочных средств.

Список использованной литературы.

1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М.: ФиС, 1988.

2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин - тов физ. культ.- М., 1991.

3. Никонов Ю.В.- «Подготовка юных хоккеистов».  Учебное пособие. Минск, 2008.

4. Озолин Н.Г.- «Настольная книга тренера»,2004.

5. Пучков Н.Г., Шилов В.В. Курс лекций по теории и методике хоккея. – Санкт – Петербург: ООО «Типография «Береста», 2008

6. Савин В.П. – «Теория и методика хоккея», 2003

7. Тихонов В.В – «Надежды, разочарования, мечты», 1985

8. «Тренировка юных хоккеистов», изд. Астрель, 2003 (перевод с англ.)

9. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития силовых, скоростно-силовых качеств на уроках физкультуры в 10-11 классах.

В данной разработке рассматриваются методы развития силовых и скоростно-силовых качеств учеников старшей школы....

Методика развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста.

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА I. ПОНЯТИЕ О СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЯХформы проявления силовых способностей.факторы, определяющие уровень развития силовых способностей.сенситивные периоды для развития силовы...

Методика развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста.

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА I. ПОНЯТИЕ О СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЯХформы проявления силовых способностей.факторы, определяющие уровень развития силовых способностей.сенситивные периоды для развития силовы...

Методика развития силовых, скоростно-силовых качеств на уроках физкультуры

Хорошая физическая подготовленность  является основой высокой работоспособности во всех видах учебной деятельности  учащихся....

МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БЕГОМ

Одной из важнейших проблем физической подготовки школьников является проблема поиска эффективных средств и методов развития силовых качеств. Существует необходимость решения многих методических вопрос...

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХ ГИРЕВИКОВ

Актуальность методики. Упражнения с гирями являются в России истинно народным видом спорта. На праздниках и гуляниях издревле проводились состязания силачей. В качестве снаряда на них использовались р...