Врачебный контроль в процессе адаптивного физического воспитания
методическая разработка по физкультуре на тему
В соответствии с «Положением о врачебном контроле над лицами, занимающимися физической культурой и спортом», учащиеся, занимающиеся по государственным программам физического воспитания, проходят медицинское обследование по установленной форме не реже одного раза в течение учебного года у врачей, обслуживающих учебные заведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vrachebnyy_kontrol_afk.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Врачебный контроль в процессе адаптивного физического воспитания
В соответствии с «Положением о врачебном контроле над лицами, занимающимися физической культурой и спортом», учащиеся, занимающиеся по государственным программам физического воспитания, проходят медицинское обследование по установленной форме не реже одного раза в течение учебного года у врачей, обслуживающих учебные заведения.
Врачебный контроль включает в себя:
1. Исследование состояние здоровья, физического развития и функциональных возможностей с последующим распределением на медицинские группы;
2. Определение влияния физических нагрузок на организм в процессе учебных и внеучебных занятий;
3. Врачебно-педагогические наблюдения в процессе занятий по физическому воспитанию;
4. Профилактику травм и заболеваний, связанных с нерациональной методикой проведения занятий по физическому воспитанию;
5. Пропаганду оздоровительного влияния физической культуры и т.д.
Медицинское обследование учащихся в процессе осуществления врачебного контроля над физическим воспитанием проводится по комплексной методике, принятой в отечественной спортивной медицине.
На основании полученных данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности учащихся, распределяются на три отделения: основное, подготовительное и специальное.
В основное отделение (группа) включаются учащиеся, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, с хорошим физическим развитием и двигательной подготовленностью. В подготовительное отделение (группа) включаются учащиеся с недостаточным физическим развитием и слабо физически подготовленные, не имеющие значительных отклонений в состоянии здоровья. В специальное медицинское отделение включаются учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок.
При определении медицинской группы для школьников с отклонениями в состоянии здоровья необходимо предусматривать доступность физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления и предупреждения обострений заболевания. Для отнесения учащихся, перенесших заболевания, в соответствующую группу целесообразно использовать рекомендации показаний и противопоказаний для определения медицинской группы (характер, форма, стадия заболевания) (Аксенова О.Э.).
Освобождение учащихся от занятий физическими упражнениями может носить только временный характер. Сроки возобновления занятий физическими упражнениями в этих случаях определяют строго индивидуально с учетом состояния здоровья и функционального состояния систем организма. В практике врачебного контроля при определении сроков возобновления занятий физическими упражнениями после острых инфекционных заболеваний используют ориентировочную схему.
При проставлении ребенку подготовительной или специальной группы здоровья врачу необходимо прописать ему лечебную физическую культуру или оздоровительную физическую культуру.
Задачей оздоровительной физической культуры является общее оздоровление, повышение сопротивляемости организма к вредным воздействиям внешней среды, предупреждение заболевания и т.д. Занятия не ставят перед собой задачу достижения высоких спортивных результатов и доступны практически всем детям. Нагрузка при занятиях регулируется врачом и преподавателем физической культуры. Задача лечебной физической культуры заключается в использовании видов физических упражнений для лечения различных заболеваний и травм.
Занятия проводятся в маленьких группах или индивидуально, в зависимости от тяжести заболевания и состояния занимающегося (Дембо А.Г. 1988).
Система физического воспитания в общеобразовательных учреждениях на современном этапе нуждается в коренной перестройке, направленной на обеспечение качественного уровня физической культуры, физического развития и физической подготовленности обучающихся. Одной из наиболее злободневных проблем в организации образовательного процесса является дефицит профессиональных педагогических кадров, способных решить средствами физической культуры задачи государственной важности - формирование здоровья и основ здорового образа жизни школьников (Мишин Б.И.,2003).
Традиционная система физического воспитания в образовательных учреждениях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физической культуры, физического развития и подготовленности дошкольников и учащейся молодежи, особенно тех, у кого имеются отклонения в состоянии здоровья, нуждается в усилении образовательной направленности учебных занятий по традиционной и адаптивной физической культуре, новых подходах к воспитательной работе, в расширении вне учебной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, в значительном улучшении материально-технической базы (Аксенова О.Э.,2003).
Главная установка адаптивной физической культуры состоит в том, что всем без исключения детям и, особенно тем, у кого имеются проблемы со здоровьем, обязательно необходимо специально организованная двигательная активность, а сохранение укрепление здоровья невозможно без труда и усилий воли. Безусловно, чем более сложное заболевание у ребенка, тем более адаптирована к его индивидуальным особенностям и конкретному заболеванию должна быть система занятий физическими упражнениями (Евсеев СП.,1998). Такие учащиеся, относящиеся по медицинским показаниям к специальным группам, естественно, не должны заниматься по программам физического воспитания, разработанных для их здоровых и физически подготовленных сверстников.
Адаптивное физическое воспитание предполагает введение в школе обязательных уроков по АФК для учащихся с ослабленным здоровьем. Эти уроки должны проводиться в те же часы, что и уроки обычной физической культуры, в соответствии со школьным расписанием.
В настоящее время реализация программы АФК в современной школе могла бы решить многие педагогические проблемы «слабых» школьников и интегрировать их в настоящую полноценную среду подросткового общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности влияния внеурочных занятий в рамках адаптивного физического воспитания на физическое состояние школьников 7 - 9 лет с ослабленным зрением
Особенности влияния внеурочных занятий в рамках адаптивного физического воспитания на физическое состояние школьников 7 - 9 лет с ослабленным зрением...
Организация адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.Михайлова М.В. Заведующая отделением АФК Педагогического колледжа №18 «Митино», преподаватель Ч...
Организация адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесённых к специальным медицинским группам
Школа должна растить, обучать и воспитывать молодое поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать. В соответствии с этим необходимо усовершенствовать ст...
Адаптивное физическое воспитание учащихся с нарушениеем опорно-двигательного аппарата в условиях СКОУ 6 вида
Из опыта работы учителя физической культуры...
"Адаптивное физическое воспитание в семье"
Развёрнутый план-конспект урока физической культуры в 10-х классах .Раздел : спортивные игры (воллейбол).Тема урока: совершенствоание техники нападающего удара , и одиночного блокирования....
Планирование процесса адаптивного физического воспитания детей с нарушениями интеллекта. Учет вторичных отклонений и сопутствующих заболеваний.
Построение процесса адаптивного физического воспитания детей с нарушениями интеллекта на основании учета основного заболевания, вторичных отклонений и сопутствующих заболеваний, имеющихся у занимающих...