Особенности деятельности специалиста по адаптивному физическому воспитанию в работе с аутичными детьми.
статья на тему

Плаксунова Эльвира Викторовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_tambov_internet-konf.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО АДАПТИВНОМУ ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В РАБОТЕ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ

Плаксунова Эльвира Викторовна

ГОУ ЦПМССДиП Департамента образования г. Москвы, e-mail: Elvira_4791@mail.ru

Проблемы аутизма на сегодняшний день привлекают всё большее внимание специалистов различного профиля, в том числе и специалистов по адаптивному физическому воспитанию.

В детской популяции всё чаще встречаются аутистические расстройства различной этиологии (В.М. Башина, М.Г. Краснопёрова, Н.В.Симашкова, 2003). За последние двадцать лет врачи стали выставлять диагноз детский аутизм в 1000 раз чаще, причём это общая тенденция для большинства стран, где учитывается статистика этого заболевания.

Аутизм проявляется в снижении способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социального развития; “уход” от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний. Аутизм – это постоянное состояние, требующее не лечения, а «развития возможностей в рамках отклоняющихся параметров психики». Поэтому, основная задача специалистов, работающих с аутичными детьми, сделать отклонения в развитии детей предметом специального индивидуального или индивидуально-дифференцированного обучения.

В соответствии с этим, задачами всех специалистов образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, являются:

  • создание и обеспечение условий, позволяющих каждому ребёнку развиваться и обучаться в образовательном учреждении, осознанно принимать решения и делать свой выбор, конструктивно разрешать возникающие проблемы и конфликты;
  • оказание помощи каждому ребёнку в освоении различных способов познания, общения, понимания себя и других;
  • организация «особых» условий для развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями, условий, реально обеспечивающих полный спектр образовательных услуг, разнообразных по форме и содержанию социально-психологических, коррекционно-развивающих, лечебно-оздоровительных и других реабилитационных мероприятий (4).

Важность и первостепенность значения адаптивного физического воспитания в системе обучения детей с аутизмом не вызывает сомнения, поскольку при синдроме детского аутизма, связанном с аномальным развитием всех областей психики, нормальный ход развития ребёнка не только нарушается и задерживается, но и искажается, искажённым оказывается и моторное развитие ребёнка. Это проявляется в том, что в спонтанной двигательной активности ребёнок более успешен, чем в произвольной, когда приходится действовать по инструкции и сознательно контролировать свои движения (5).

Процесс адаптивного физического воспитания детей с аутизмом, это прежде всего:

  1. Укрепление здоровья, своевременное формирование двигательных умений, навыков и основных физических качеств.
  2. Коррекция нарушений двигательной сферы и психомоторики.
  3. Cтимуляция физического и двигательного развития.
  4. Cоздание предпосылок, стимуляция интеллектуального и речевого развития.
  5. Педагогический процесс формирования личности, обеспечивающий условия для последующей социальной адаптации и интеграции детей в общество.  

К. Гилберт, Т. Питерс (2002) предложили пять основных аспектов подготовки специалистов для работы с аутичными детьми, которые относятся и к профессиональной компетенции специалиста по адаптивному физическому воспитанию:

  1. Понимать аутизм: иметь в наличие основательные теоретические знания по проблемам аутизма.
  2. Быть способным начать работу с тщательного обследования: знать диагностические методики, позволяющие осуществлять углублённую диагностику ребёнка, страдающего аутизмом.
  3. Быть способным адаптировать окружающую среду к нарушениям психики и поведения: знать способы и приёмы адаптации среды к индивидуальным потребностям ребёнка.
  4. Быть способным сформировать функциональные навыки, необходимые для более или менее независимой жизни: обеспечить функциональность знаний и навыков, приобретённых ребёнком в процессе коррекционно-развивающего обучения.
  5. Использовать особые методы коммуникации в течение учебного и тренировочного процесса, специально разработанные для детей с аутизмом: применять индивидуальный подход к каждому ребёнку с аутизмом.

Ключевыми психологическими установками в работе с аутичными детьми считаются:

  1. Доброжелательность по отношению к ребёнку. Агрессия взрослых – серьёзное препятствие на пути установления положительного контакта.
  2. Целеустремлённость и упорство взрослых, принимающих участие в обучении ребёнка, готовность проводить занятия систематично и регулярно.
  3. Терпимость по отношению к ребёнку. Только длительная, целенаправленная работа и большие усилия взрослых приведут  к положительным изменениям в развитии ребёнка.
  4. Внимательность и оптимистичность. Важно замечать каждый шаг, сделанный ребёнком, искренне радоваться ему и воспринимать его как большой успех.
  5. Стремление поддержать ребёнка в трудных ситуациях. Аутичный ребёнок всегда нуждается в поддержке со стороны взрослого.
  6. Готовность поощрять ребёнка каждый раз, когда он делает попытку выполнить задание, даже если она не очень успешна.
  7. Требовательность взрослых в процессе обучения и повседневной жизни, спокойствие, твёрдость и психологическая устойчивость при взаимодействии с ребёнком.

Специалисту необходимо сохранять за собой лидирующие позиции в процессе обучения, быть последовательным в своих действиях, устанавливать рамки поведении для ребёнка, никогда не позволяя их нарушить, при этом важно учитывать интересы ребёнка в процессе коррекционно-развивающей работы, внимательно относится к  потребностям ребёнка, что усилит его мотивацию (5).

Помимо взаимодействия с аутичными детьми в рамках учебной деятельности, специалист по адаптивному физическому воспитанию контактирует с их родителями и другими родственниками, проводит консультации по вопросам коррекции и развития двигательной сферы, психомоторики детей с аутизмом, разрабатывает комплексы коррекционно-развивающих упражнений для выполнения в домашних условиях, даёт рекомендации по организации двигательного режима детей в учебное и каникулярное время и др. Кроме того, специалист по адаптивному физическому воспитанию участвует в междисциплинарных консилиумах, проводимых в образовательном учреждении. Вместе с врачами, психологами, педагогами и другими специалистами (по профилю образовательного учреждения) обсуждает особенности образовательных программ, оценивает динамику развития воспитанников,  даёт рекомендации и др.

В условиях такой профессиональной деятельности для специалиста по адаптивному физическому воспитанию важно наличие позитивных психологических установок, позволяющих, в первую очередь, выбрать правильную тактику взаимодействия с учениками, их родителями и другими специалистами учреждения. Важно установить положительный контакт, доверительные отношения, что в свою очередь, повысит продуктивность обучения и совместной деятельности.

        Таким образом, все перечисленные профессиональные компетенции  необходимы специалисту по адаптивному физическому воспитанию, прежде всего для успешной деятельности, а их приобретение обеспечивает эффективное решение профессиональных задач.

Литература:

  1. Башина В.М., Красноперова М.Г., Симашкова Н.В. Классификация расстройств аутистического спектра у детей // Аутизм и нарушения развития. – 2003. – N 2 .  С. 2-9.
  2. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов  / Пер. с англ. О.В. Деряевой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 144 с. – (Коррекционная педагогика).
  3. Манелис Н.Г., Хаустов А.В., Григорян О.О., Агафонова Е.Л., Костина И.А., Гончаренко М.С., Козорез А.И.  –  Обучение и социальная адаптация детей с тяжёлыми формами развития, методическое пособие для родителей / М., 2006. – 108 с.
  4. Опыт работы образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в условиях модернизации столичного образования/ Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве»//Отв. редактор Л.Е. Курнешова. – М.: «Школьная книга», 2007. – 240 с.
  5. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. Книга для педагогов-дефектологов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с. – (Коррекционная педагогика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности влияния внеурочных занятий в рамках адаптивного физического воспитания на физическое состояние школьников 7 - 9 лет с ослабленным зрением

Особенности влияния внеурочных занятий в рамках адаптивного физического воспитания на физическое состояние школьников 7 - 9 лет с ослабленным зрением...

СОВРЕМЕННЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ

Реферат. ПАПО, 2010 г., "Актуальные проблемы дефектологии"...

Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков

Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков...

Методические рекомендации в работе с аутичными детьми

В статье рассматриваются психологические особенности детей с РАС, виды коррекционной помощи....

«Расстройства аутистического спектра (РАС). Организация коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми в ДОУ».

Встретить такого ребенка с РАС может каждый человек, который постоянно имеет дело с детьми. Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развити...

Доклад «Особенности логопедической работы с аутичными детьми»

laquo;Особенности логопедической работы с аутичными детьми»...