Силовая подготовка боксеров в учебно-тренировочных группах ДЮСШ
опыты и эксперименты по физкультуре
Силовая подготовка – важная составляющая часть тренировки боксёров.
Упражнения со штангой и другими отягощениями являются атрибутом силовых видов спорта, таких как пауэрлифтинг, тяжелая атлетика, бодибилдинг.
Данная исследовательская работа позволяет выявить, определить и обосновать эффективность использования силовой подготовки, даёт методические рекомендации по применению силовых упражнений в тренировке боксёров, занимающихся в учебно-тренировочных группах ДЮСШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
silovaya_podgotovka_boksyorov_v_uchebno-trenirovochnyh_gruppah_dyussh_.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Саха (Якутия) Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа г. Алдан» Силовая подготовка боксёров в учебно-тренировочных группах ДЮСШ Автор: тренер-преподаватель ДЮСШ г. Алдан Шахов А.И. Алдан 2022 г. |
Содержание
Введение________________________________________________________3
Актуальность исследования_______________________________________3
Цель исследования_______________________________________________4
Объект исследования_____________________________________________4
Предмет исследования____________________________________________4
Задачи исследования_____________________________________________4
Рабочая гипотеза_________________________________________________4
Новизна исследования____________________________________________4
Практическая значимость________________________________________5
Методы исследования____________________________________________5
Проведение исследования________________________________________5
Обзор литературы_______________________________________________5
1.Физиологические основы методики применения
упражнений с отягощениями ________________________________5
2. Обоснование и разработка методики силовой
подготовки спортсменов в боксе____________________________ 13
Антропометрия_________________________________________________14
Педагогическое тестирование____________________________________14
Педагогический эксперимент_____________________________________15
Педагогические наблюдения______________________________________15
Результаты эксперимента________________________________________15
Методические рекомендации по применению силовых упражнений в тренировке боксёров в учебно-тренировочных группах ДЮСШ_____16
Выводы________________________________________________________17
Литература_____________________________________________________17
Введение
Силовая подготовка боксёров является важнейшей составляющей общей физической и специальной физической подготовки. Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Такие средства называются силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные. Основные средства:
1. Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д.
2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела:
— упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе);
— упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних
предметов (например, специальные пояса, манжеты);
— упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры;
— ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет
инерции свободно падающего тела. Например, прыжки с возвышения 25—
70 см (и более) с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх.
3. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (например, силовая скамья, силовая станция и др.).
4. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов.
5. Статические упражнения в изометрическом режиме
- в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий с
использованием внешних предметов (различные упоры, удержания и т.п.);
- в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий, без использования внешних предметов, в самосопротивлении.
Дополнительные средства:
1. Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки в гору, по рыхлому песку, бег против ветра и т.п.)
2. Упражнения с использованием сопротивления других предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.)
3. Упражнения с противодействием партнера
Актуальность исследования
Силовая подготовка – важная составляющая часть тренировки боксёров.
Упражнения со штангой и другими отягощениями являются атрибутом силовых видов спорта, таких как пауэрлифтинг, тяжелая атлетика, бодибилдинг.
Данная исследовательская работа позволяет выявить, определить и обосновать эффективность использования силовой подготовки, даёт методические рекомендации по применению силовых упражнений в тренировке боксёров, занимающихся в учебно-тренировочных группах ДЮСШ.
Цель исследования
Цель исследования - выявить, определить и обосновать эффективность использования силовой подготовки в тренировке боксёров 14-18 лет.
Объект исследования
Объект исследования – тренировочный процесс в группах УТГ по боксу в ДЮСШ г. Алдан РС(Я).
Предмет исследования
Предмет исследования – сравнительный анализ методик использования силовых упражнений в тренировочном процессе в экспериментальной и контрольной группах.
Задачи исследования
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить динамику физического развития, физической подготовленности и уровень спортивных результатов экспериментальной и контрольной групп учащихся, занимающихся боксом в учебно-тренировочных группах ДЮСШ, использующих силовую подготовку в тренировочном процессе.
2. Провести сравнительный анализ полученных результатов, проанализировать методики планирования тренировочной нагрузки.
3. Экспериментально обосновать методику развития скоростно-силовых качеств боксёров в зависимости от объёма и содержания силовой подготовки.
4. Разработать практические рекомендации по применению упражнений с отягощениями в тренировке боксёров.
Рабочая гипотеза
Предполагалось, что использование силовых упражнений из арсенала пауэрлифтинга с отягощениями в тренировке спортсменов, обучающихся в ДЮСШ в учебно-тренировочных группах по боксу, позволит повысить эффективность тренировочного процесса, окажет положительное влияние на развитие скоростно-силовых качеств спортсменов, на повышение уровня физической подготовленности, на рост спортивных результатов.
Новизна исследования
Новизна исследования заключается в разработке методики развития силовых качеств боксёров с учётом различий в тренировочных методиках, используемых в боксе и в пауэрлифтинге, с учётом различий в перечне используемых средств тренировки, объёма нагрузки, времени отдыха, количества тренировок в тренировочных циклах.
Практическая значимость
Результаты исследований могут быть использованы в планировании тренировочного процесса при подготовке боксёров в ДЮСШ.
Методы исследования
В работе применялись следующие методы исследования:
- обзор и анализ научно - методической литературы;
- антропометрия;
- педагогическое тестирование;
- педагогический эксперимент;
- педагогические наблюдения;
- методы математической статистики.
Тестирование физического развития и физической подготовленности учащихся ДЮСШ проводилось в начале и в конце эксперимента.
Проведение исследования
Исследование проводилось в течение двух лет (с января 2020 по январь 2022 года) на базе МКУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа г. Алдан» МР «Алданский район» РС(Якутия). В исследовании приняли участие учащиеся ДЮСШ в возрасте 14-18 лет в количестве 30 человек разного уровня спортивной подготовки (от 1 юн. разряда до КМС в боксе), которые составили экспериментальную и контрольную группы по 15 человек в каждой.
Обзор литературы
Теоретическую основу исследования составили общенаучные принципы познания; системный и информационный подходы; философские категории субъекта, объекта деятельности. Основные положения теории и методики спортивной тренировки (В.К.Бальсевич, Ю.В. Верхошанский, В.М.Зациорский, М.А. Годик, Л.П.Матвеев, В.Н. Платонов и др.); основные положения теории и методики спортивной тренировки в пауэрлифтинге (А.А.Бондаренко, В.И.Воропаев, П. Гузеев, Е.Н. Курьянович, JI.A. Остапенко, П.В. Перов, Ю.Пименов, А.Н.Полунин, М.Д.Старов, А.В.Фалеев, А.А.Хабаров, Ф.К.Хэтфилд, Р.Х. Шагапов, Б.И. Шейко и др.).
1.Физиологические основы методики применения упражнений с отягощениями в боксе.
Для успешного планирования тренировок необходимо чёткое представление о процессах, вызываемых в мышцах физической нагрузкой различной направленности. Прежде всего, остановимся на композиционном составе мышц. Мышечные волокна делятся на два, принципиально различных по способу получения энергии для работы, типа. Это медленносокращающиеся мышечные волокна, для краткости - ММВ и быстросокращающиеся мышечные волокна - БМВ. Различие в скорости сокращения этих мышечных волокон не значительно. 110 миллисекунд и 50 миллисекунд, соответственно. Более важным отличием этих типов мышечных волокон являются пути их энергетической подпитки.
Функция ММВ - это длительная работа низкой мощности, например бег на длинные и средние дистанции. А функция БМВ - это краткосрочная, но требующая большой мощности работа.
Тренировки ММВ и БМВ различны.
Тренировки, нацеленные на гипертрофию (увеличение) ММВ волокон:
1. Нагрузка на штанге 30-50% от максимальной.
2. Амплитуда движения частичная, скорость движения - малая.
Пояснение: Частичная амплитуда движения необходима для того, чтобы кровеносные сосуды, снабжающие кровью работающую мышцу, были пережаты этой самой мышцей. Мышца всё время напряжена и сосуды зажаты (существует понятие сосуд – коллатераль, который при сильной гипертрофии обходит мышцу) Кислород в ММВ мышечные волокна не поступает, и ресинтеза креатинфосфата не происходит. Соответственно, в мышце накапливается свободный креатин. Именно он и является одним из важнейших факторов роста мышечного волокна. То есть цель тренировки – это создать в мышце высокую концентрацию свободного креатина. И именно в этом различие тренировки ММВ и БМВ. В ММВ для того, чтобы создать высокие концентрации свободного креатина, необходимо устранить доступ кислорода в мышечные клетки. Что достигается, например, частичной амплитудой. Для БМВ же достаточно просто выполнять упражнение с достаточно высокой интенсивностью до отказа мышцы.
3. Время выполнения упражнения 30 секунд. Затем 30 секунд отдыха и подход повторяется.
4. После выполнения 3 подходов с отдыхом по 30 секунд между ними делается пауза 5-10 минут и серия из трех подходов повторяется. Таким образом, за тренировку выполняются три серии по три подхода. Отдых между сериями 5-10 минут, между подходами 30 секунд.
5. Задача подобрать нагрузку так, чтобы в заключительном подходе в серии выполнять упражнение на последних 10-15 секундах было очень сложно. В мышцах должно быть ощущение жжения.
Тренировки, нацеленные на рост БМВ волокон:
1. Нагрузка на штанге 70-85% от максимальной.
2. Амплитуда движения полная, скорость движения – максимально возможная с данной нагрузкой.
3. Время нахождения мышц под нагрузкой 10-15 секунд.
4. Время отдыха между подходами - 5-10 минут.
5. Задача подобрать нагрузку так, чтобы за 10-15 секунд работы вызвать отказ в мышцах.
Существуют также БМВ, которые включаются только тогда, когда нагрузка максимальна или околомаксимальна. Описанный выше тренинг не задействует эти мышечные волокна, и, соответственно, не вызывает их гипертрофии и роста их силы. Это высокопороговые, гликолитические БМВ, иннервируемые высокопороговыми мотонейронами. Аксоны этих мотонейронов не пропускают сигнал на мышечные волокна, если нагрузка на мышцу не слишком значительна.
Для работы над высокопороговыми БМВ существует третий вид тренировок. Это традиционные подходы с отдыхом между ними в 5-10 минут. Количество повторений от одного до четырех, до отказа. Оптимально - два-три повторения. Количество подходов 4-7 раз, и самое главное, величина нагрузки 90-100%. Кроме того, отличным методом для стимуляции роста высокопороговых БМВ является метод негативных повторений. При этом методе спортсмен работает на фазе опускания штанги. Он сопротивляется опусканию веса, как правило, на пять-десять процентов превышающего максимальный. Штанга должна двигаться как можно медленнее. Поднять же штангу в исходное положение атлету помогает ассистент.
В описанных выше методах достигается высокая концентрация свободного креатина и ионов водорода в мышечных волокнах каждого конкретного типа, заставляя работать до отказа именно тот тип, который планировали тренировать. Именно это и стимулирует рост мышечных волокон. Поэтому, согласно традиционному подходу, малое количество повторений растит силу, а большое (8-12) – объём мышц.
Известно, что максимальную силу у спортсменов можно повысить двумя путями:
а) за счет увеличения мышечной массы;
б) за счет совершенствования внутримышечной и межмышечной координации.
Приобретенная сила сохраняется дольше, если ее увеличение сопровождается одновременным ростом мышечной массы, и наоборот, сила теряется быстрее, если масса мышц не увеличивается. Если спортсмен систематически не применяет упражнения, требующих значительных мышечных напряжений, происходит снижение мышечной силы.
Физиологический механизм увеличения силы за счет роста мышечной массы основан на интенсивном расщеплении белков работающих мышц в процессе выполнения физических упражнений. При этом применяемые отягощения должны быть достаточно большими, но не максимальными (например, штанга весом 60-75% от максимума). Продолжительность серии упражнений должна составлять 20-40 сек., что позволяет осуществлять движения за счет необходимого в данном случае анаэробного механизма энергообеспечения. Меньшая продолжительность упражнений не рекомендуется, поскольку обменные процессы в мышцах не успевают активизироваться. В свою очередь 20-40 секундные упражнения вызывают существенные изменения состава белков в работающих мышцах. В итоге после активного расщепления белков в период отдыха происходит усиленный их ресинтез (восстановление и сверх восстановление), что и приводит к росту мышечного поперечника.
Таким образом для увеличения мышечной массы наиболее эффективной следует считать работу с весом, который можно поднять 5-10 раз. При этом необходимо выполнять тренировочную работу достаточно длительно (1,5-2 часа), осуществляя по 3-4 подхода к одному весу или каждом упражнении. Целесообразно, чтобы в каждом подходе упражнение выполнялось "до отказа" (интервалы отдыха между подходами небольшие - 0,5-2 мин) и каждый следующий подход осуществлялся на фоне недовосстановления.
Уменьшение веса отягощения приводит к "включению" анаэробного механизма энергообеспечения и снижению интенсивности расщепления мышечных белков. Следовательно, такая работа не способствует росту мышечной массы.
Другой путь повышения уровня максимальной силы основан на совершенствовании координационных связей в нервной системе, обеспечивающих улучшение внутримышечной и межмышечной координации. Установлено, что обычно в работе (даже при максимальных усилиях) участвует лишь 30-60% мышечных волокон. С помощью специальной тренировки можно значительно повысить способность синхронизировать активность мышечных волокон, которая проявляется в увеличении мышечно силы без гипертрофии мышц (В.В. Кузнецов, 1970, И.П. Ратов, 1972).
Для улучшения внутримышечно координации необходимо применять отягощение в пределах 75-100% от максимума, доступного спортсмену в том или ином упражнении. Тренировка, направленная на совершенствование межмышечной координации, предусматривает формирование оптимальной согласованности в работе мышц, участвующих в движении, а также рационального взаимодействия мышц-синергистов и антагонистов.
При совершенствовании межмышечной координации величина отягощения должна быть близка к соревновательной. Таким образом, при совершенствовании межмышечной координации в боксе целесообразно применять небольшие отягощения. Например, можно выполнять упражнение "бой с тенью" с отягощением в руках, величина которых(в зависимости от подготовленности спортсменов) должна быть 0,5-2,5 кг, а также передвижение в манжетах (отягощение надетые на нижнюю часть голени), вес которых может составлять 1,5-3,5 кг для каждой ноги. Основным условием при выполнении упражнений, направленных на совершенствование межмышечной координации, является выполнение движений с соблюдением их координационной структуры (т.е. технически правильно) и со скоростью, равной соревновательной или превышающей ее. При этом обязательным является сохранение последовательности включения в работу мышечных групп и соотношения величин их напряжения.
Можно рекомендовать следующую методику выполнения упражнений: 1 мин - "бой с тенью" без отягощений, 2 мин - с отягощениями и 1 мин - без отягощений.
Из средств общесиловой подготовки целесообразно применять выталкивания от груди металлической палки (весом 5-10 кг) из положения фронтальной стойки. При этом важно, чтобы после пружинящего подседа (амплитуда сгибания ног в коленных суставах должна быть около 100-120градусов) максимально быстро происходило отталкивание от опоры и выпрямление ног. моменты выпрямления ног и рук должны совпадать по времени, как это происходит в реальном прямом ударе в голову.
Общеподготовительным средством, улучшающим межмышечную координацию у боксеров, является также метание ядер или камней (весом 3-5 кг) с соблюдением техники ударов.
Перечисленные выше упражнения целесообразно выполнять сериями по 8-15 раз; после этого в течении 10-15 сек (в быстром темпе) выполняются ударные движения без отягощений, а затем упражнения на расслабления и самомассаж мышц до восстановления работоспособности. В одном занятии может быть до 5 серий каждого из этих упражнений.
При проявлении динамической силы в боксерском поединке характер усилий может быть взрывным и быстрым. Быстрая сила характеризуется способностью мышц к быстрому выполнению движения. Она проявляется при нанесении боксером тактических ударов и финтов, а также в ложных передвижениях, мгновенных защитах, много ударных сериях. Для количественной оценки быстрой силы используются показатели скорости движения.
Для совершенствования быстрой силы применяются упражнения с относительно небольшим внешним отягощением: для рук — от 200 до 500 г, для ног — не более 1,5 кг. Особое внимание следует уделять мгновенному неожиданному выполнению тренируемого движения или серии движений.
Из числа общеразвивающих упражнений можно рекомендовать метание теннисных мячей или камней (весом до 500 г) на дальность, а также на точность попадания в мишень.
Взрывная сила проявляется в способности мышц развивать значительные напряжения за минимальное время и характеризуется отношением максимума усилия ко времени его достижения. Эффект усилия взрывного типа обусловлен четырьмя факторами: абсолютной, стартовой и ускоряющей силой мышц, а также абсолютной быстротой движения (по Ю.В. Верхошанскому, 1970, 1988).
Так, например, в условиях ближнего боя боксеру необходим высокий уровень развития силового компонента, что позволяет мгновенно напрягать мышечные группы, участвующие в движении, и активно противостоять действиям соперника, эффективно применять защиту накладками и подставками, не избегать силовой борьбы и наносить короткие удары. При нанесении акцентированных ударов с дистанции, когда необходимо в кратчайший промежуток времени проявить максимальные усилия, требуется значительный уровень развития как силового, так и скоростного компонентов взрывной силы.
В зависимости от врожденных особенностей нервно-мышечного аппарата, характера и преимущественной направленности тренировок, у боксеров формируется тот или иной механизм выполнения ударных движений, требующий различного проявления взрывных способностей. Так, акцентированные удары игровиков выполняются по механизму баллистических движений и требуют высокого уровня развития стартовой силы, а удары боксеров-нокаутеров — по механизму небаллистических движений и, соответственно, ускоряющей силы.
Особой формой проявления способностей мышц к реализации взрывного усилия является реактивная способность нервно-мышечного аппарата (Ю.В. Верхошансшй, 1977). Она проявляется в тех движениях, где происходит быстрое переключение с уступающего режима работы мышц на преодолевающий, т.е. после значительного механического растягивания мышц происходит мгновенное их сокращение, сопровождающееся максимальными динамическими усилиями.
Наиболее часто в боксе реактивная способность проявляется при различных неожиданных перемещениях (в момент быстрого отталкивающего разгибания ног), что требует специфической тренировки мышц нижних конечностей.
При совершенствовании взрывной силы наиболее эффективна динамическая работа мышц, с акцентом на преодолевающий режим.
При этом темп выполнения упражнений предельный и околопредельный. Особое внимание следует уделять мгновенному (взрывному) началу выполнения упражнения.
При совершенствовании взрывной силы величина отягощения колеблется в зависимости от подготовленности спортсмена. При использовании общеподготовительных упражнений она может достигать 70-90 % от максимума, а в специальноподготовительных — 30-50 %. В первом случае в большей степени совершенствуется силовой компонент, а во втором — скоростной.
Продолжительность выполнения упражнения при совершенствовании взрывной силы составляет 5-15 сек, а количество повторений от 6 до 12. Для того чтобы активизировать процесс восстановления, в паузах между упражнениями следует применять приемы самомассажа и упражнения на расслабление мышц, участвующих в тренируемом движении. Продолжительность пауз отдыха — 2-4 мин.
Для формирования взрывных способностей у боксеров можно рекомендовать выталкивание ядер или камней (весом 5-8 кг) с соблюдением координационной структуры удара, а также серии рубящих ударов (металлической палкой или кувалдой) по старой автомобильной покрышке. Вес отягощения при этом колеблется от 2,5 до 10 кг и обусловлен уровнем подготовленности занимающихся.
Кроме этого, можно рекомендовать упражнения на маятниковом и качельном тренажере, а также серии прыжков, отталкиваясь двумя ногами через препятствие высотой 40-80 см. Очень эффективны и прыжки на одной ноге через гимнастическую скамейку или низкое бревно (высотой до 30 см), а также преодоление 40-50 метрового отрезка прыжками на одной ноге.
Целесообразно также применять многоскоки с ноги на ногу (8-12 раз), регистрируя длину преодоленного участка и время его прохождения. Установка для спортсмена при выполнении этого упражнения — «максимум длины за минимум времени».
Одним из наиболее эффективных средств совершенствования скоростно-силовых качеств является ударно-прыжковый метод развития взрывной силы мышц (Ю.В. Верхошанский, 1963, 1970), который целесообразно широко применять в тренировке боксеров.
Экспериментальные исследования, проведенные на боксерах различной квалификации (В.И. Филимонов, 1978; З.М. Хусяйнов, 1983), показали высокую эффективность «ударного» метода. Он заключается в использовании кинетической энергии тела спортсмена (или снаряда) для предварительного растяжения мышц и накопления в них дополнительного упругого потенциала напряжения, повышающего мощность их последующего сокращения в основной фазе движения. Резкое растяжение мышц является сильным раздражителем с высоким тренирующим эффектом, способствующим развитию взрывной силы мышц и их реактивной способности.
В практике бокса апробированы различные методики применения ударного метода. Боксерам следует выполнять прыжки в глубину с высоты 50 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх (или вперед) и движением руками. Оптимальное количество прыжков в серии 8-13. Паузы между прыжками должны заполняться упражнениями на расслабление мышц ног и продолжаться не более 15 сек, а паузы отдыха между сериями заполняют ходьбой, идеомоторной подготовкой к правильному выполнению следующего упражнения и продолжаются 5-8 мин. Объем прыжковой нагрузки в одной тренировке может составлять 30-60 спрыгиваний. Обязательным условием является разминка для мышц ног перед выполнением прыжков в глубину.
При выполнении упражнений необходимо акцентировать внимание занимающихся на мгновенном отталкивании от опоры и максимально высоком (или далеком) выпрыгивании. Специализированный вариант ударного метода — спрыгивание левым или правым боком и приземление в положении основной боксерской стойки (60-80 % веса тела приходится на сзади стоящую ногу). После приземления мгновенно выполняется отталкивающее разгибание сзади стоящей ноги и наносится прямой удар «задней» рукой с одновременным шагом вперед. Для выравнивания двигательной асимметрии и расширения технических возможностей атлета целесообразно выполнять данное упражнение, приземляясь в положение левосторонней и правосторонней стойки.
Для совершенствования акцентированных ударов на отходе упражнение выполняется аналогично, но спрыгивание осуществляется спиной вперед. При этом во время приземления в стойку большая часть веса тела приходится на впереди стоящую ногу. После приземления выполняется резкое отталкивание впереди стоящей ногой и наносится прямой удар «задней» рукой с одновременным шагом назад — в сторону.
Для совершенствования акцентированных боковых ударов и ударов снизу необходимо приземляться во фронтальную стойку, равномерно распределяя вес тела на обе ноги или сосредоточивая его преимущественно на какой-то одной ноге. Затем выполняется резкое отталкивание от опоры, сопровождающееся распрямлением ног и нанесением удара сбоку или снизу.
Необходимо также отметить, что упражнения ударного метода предъявляют чрезвычайно высокие требования к мышцам и связкам нижних конечностей, поэтому их следует применять только после предварительной силовой и скоростно-силовой подготовки мышц ног.
Ударный метод можно также применять непосредственно для совершенствования взрывной силы мышц рук. Для этого необходимо выполнять отталкивание груза, движущегося навстречу спортсмену подобно маятнику. Следует отталкивать груз из положения боевой стойки и стремиться при этом сохранить координационную структуру боксерского удара.
Для совершенствования взрывной силы мышц сконструированы тренажерные устройства (Ф.К., Агашин 1977; Ю.В., Верхошанский 1979), основные принципы которых успешно реализованы в практике бокса (В.И. Филимонов, В.Я. Русанов, Ф.К. Агашин, М.Ф. Агашин, 1980; А.А. Шаров, З.М. Хусяйнов, 1980).
Необходимо подчеркнуть, что тренировку, направленную на совершенствование скоростно-силовых качеств у боксеров, необходимо проводить не реже 2 раз в неделю. Указанные средства необходимо применять в комплексе, а также в сочетании с разворашивающими упражнениями, принятыми в практике бокса, и в соответствии с общими методическими принципами развития скоростно-силовых качеств.
На предсоревновательном этапе подготовки прыжки в глубину и упражнения на тренажерных устройствах нужно применять как заключительное средство в ряду специальных подготовительных упражнений. Их применение следует прекратить не позже чем за 10 дней до начала соревнований.
Ранее отмечалось, что реактивная способность — это специфическая форма проявления способности мышц к реализации взрывного усилия, требующая особых средств и методов тренировки. В практике бокса реактивную способность мышц целесообразно развивать с помощью упражнений, в которых происходит быстрое переключение с уступающего режима работы на преодолевающий. Примером таких упражнений могут быть многоскоки (с ноги на ногу, на одной и обеих ногах), выполняемые на дальность приземления и лимитируемые по времени (5-10 сек). Целесообразно применять и серии вертикальных прыжков на месте с установкой «максимально быстро-высоко» с махом руками и без него. Указанные выше упражнения можно выполнять также с отягощениями: на ногах (до 1,5 кг на каждой) и на поясе (до 5 кг).
Эффективны серии по 10-15 прыжков в глубину, выполняемые сверху-вниз по ступенькам стадиона; при этом высота ступенек должна быть 20-40 см. Можно рекомендовать также серии прыжков, отталкиваясь обеими ногами, через препятствия высотой до 50 см. В качестве препятствий можно использовать старые автомобильные покрышки, вкопанные вертикально в землю на расстоянии 1 м друг от друга.
Для развития реактивной способности мышц верхних конечностей следует использовать сгибания и разгибания рук в упоре лежа, выполняемые в виде резких отталкиваний от опоры с хлопком в ладоши в фазе полета. Кроме этого, целесообразно применять такое упражнение: один из партнеров удерживает ноги другого за голени и последний перемещается вперед, выполняя прыжки на руках. При этом угол сгибания рук в локтевых суставах должен быть не меньше 90°.
Следует отметить, что в боксе, характеризующемся комплексным проявлением двигательных качеств, не существует интегрального силового показателя, который бы наиболее полно отражал уровень физической подготовленности спортсмена. Успех соревновательной деятельности во многом обусловлен рациональным соотношением уровней развития силовых и скоростно-силовых способностей, совершенствованию которых в тренировочном процессе необходимо уделять постоянное внимание. Соотношение этих уровней у боксеров разных технико-тактических типов (темповиков, игровиков, нокаутеров, универсалов) различно.
При выполнении упражнений с предельными и околопредельными отягощениями (метод максимальных усилий) необходимо достичь максимума мышечных напряжений, поэтому нагрузка должна приходиться на основные группы мышц. Упражнение выполняется не более 3 раз. Примерами таких упражнений могут быть жим штанги лежа, приседания и выпрыгивания из полуприседа со штангой на плечах.
Паузы отдыха между сериями повторений должны быть в пределах 2-3 мин.
Упражнения с большими и умеренными отягощениями выполняются в высоком темпе (метод повторных усилий). В одном случае повторение упражнения выполняется до наступления выраженного утомления и отказа спортсмена от продолжения тренировочной работы («до отказа»). В другом случае величина нагрузки дозируется таким образом, чтобы можно было выполнить упражнение в высоком темпе 7-11 раз.
Упражнения с большими и умеренными отягощениями эффективны для увеличения силы мышц и роста мышечной массы. Следует помнить, что в заключительной части тренировочной работы, выполняемой на фоне утомления, происходит дополнительная концентрация напряжения, сопровождающаяся усилением анаэробных процессов в мышцах, что и стимулирует рост мышечной массы.
Тренировка со средними, малыми и незначительными величинами отягощений (метод динамических усилий), выполняемая с околомаксимальной и максимальной скоростью, улучшает скоростно-силовые способности, а также повышает силовую и скоростную выносливость.
Методика совершенствования скоростно-силовых способностей в боксе предусматривает выполнение движений с установкой «максимально сильно-быстро» от 4 до 20 раз. Однако известно, что продолжительное воздействие одинакового по силе и частоте раздражителя приводит к снижению возбудимости клеток мозга и, как следствие этого, снижается их ответная реакция. В связи с этим, для неоднократного выполнения максимально сильных и быстрых движений спортсмену необходимо значительное волевое напряжение или биологический стимулятор, т.е. смена величины отягощения (последний не требует больших затрат нервной энергии, и поэтому более предпочтителен).
Таким образом, для совершенствования скорости движений у боксеров метод повторных усилий малоэффективен; необходимо применять вариативный метод, предусматривающий постоянное чередование отягощений разного веса. Для развития силы целесообразен метод максимальных и повторных усилий.
Обсуждая вопросы силовой и скоростно-силовой подготовки боксеров, мы рассматривали методику применения динамических упражнений. Однако, в практике бокса в качестве вспомогательных и дополнительных общеразвиваюших средств возможно также применение упражнений со статическим (изометрическим) и статико-динамическим режимом работы мышц.
2. Обоснование и разработка методики силовой подготовки спортсменов в боксе и пауэрлифтинге
Нагрузка в силовой подготовке должна постепенно по неделям возрастать как по объему (большее число повторений), так и по интенсивности (увеличение веса отягощений или быстроты, темпа выполнения упражнений).
Для повышения общего уровня силовых возможностей юных спортсменов применяется преимущественно метод повторных усилий. Относительно большой объем мышечной работы при его использовании вызывает значительные сдвиги в обмене веществ, что положительно сказывается на росте силы. Кроме того, при использовании этого метода уменьшается возможность чрезмерного натуживания. Вместе с тем создаются благоприятные предпосылки для контроля за техникой осваиваемых силовых упражнений.
На начальном этапе тренировки большой эффект в развитии силы дают упражнения с малым весом. По мере роста тренированности вес нужно увеличивать. При подъеме среднего веса (60-70% от предельного) сила возрастает, затем рост результатов замедляется. В дальнейшем только тренировка с максимальным весом позволит повлиять на прирост мышечной силы.
Важное значение имеет правильная дозировка упражнений с отягощениями.
Оптимальный вес отягощения определяется с учетом не максимальных возможностей, а собственного веса спортсмена.
Объем и соотношение тех или иных упражнений определяются в каждом случае отдельно, в зависимости от возраста и подготовленности занимающихся. Если для юношей среднего возраста главной задачей является развитие мускулатуры в целом, без особого акцента на развитии мышц, то для старшего возраста первостепенное значение имеет развитие мышц, наиболее важных в избранном виде спорта. Разумеется, при этом нельзя прекращать работу над общим укреплением мускулатуры спортсмена.
Изучение силовых функций различных мышечных групп в отдельных видах спорта и их рациональное совершенствование в значительной степени определяют эффективность тренировки.
С целью развития силы отдельных групп мышц используются упражнения на гимнастических снарядах, акробатические упражнения, приседания с партнером, сидящим на плечах, со штангой значительного веса, которые выполняются в среднем темпе. Все эти упражнения относятся к силовым. Кроме того, в большом объеме нужно применять специальные упражнения, направленные на развитие необходимых групп мышц, упражнения с дополнительным отягощением небольшого веса, выполняемые в быстром темпе.
С целью развития всей мускулатуры в занятиях с юношами старшего возраста применяется в основном тот же комплекс силовых упражнений, что и в занятиях с юношами среднего возраста. Однако упражнения выполняются в возрастающем объеме, а вес отягощений постепенно увеличивается. Тренировочная нагрузка регулируется путем изменения величины поднимаемого веса, количества подходов и подъемов в одном подходе, длительности тренировки и интервалов отдыха. Кроме того, учитывается и темп исполнения. В частности, если штанга поднимается с максимальной быстротой и силой, то такая нагрузка утомляет спортсмена быстрее.
Оптимальный вес отягощения необходимо увеличивать по мере нарастания максимальной силы занимающегося.
В занятиях с отягощениями с юношами 17-18 лет целесообразно использовать методы: 1) повторных усилий; 2) максимальных усилий; 3) динамических усилий.
Наибольший эффект в развитии мышечной силы у юношей достигается путем применения метода повторных усилий со штангой среднего веса.
Метод максимальных усилий должен дополнять работу по воспитанию мышечной силы. Объем упражнений со штангой предельного и околопредельного веса в программе относительно невелик.
Однако такие упражнения играют важную роль в тренировке юношей, так как содействуют воспитанию способности к максимальной мобилизации волевых усилий и умению вовлекать все участвующие в движении группы мышц.
В занятиях с юношами старшего возраста максимальные силовые напряжения достигаются: 1) повторным подниманием штанги малого и среднего веса до появления заметной усталости; 2) подниманием штанги предельного и околопредельного веса, т.е. веса, который можно поднять без значительного эмоционального возбуждения один-два, максимум три раза. Поднимание штанги малого и среднего веса дает положительные результаты в повышении скоростно-силовой подготовленности боксёров.
Надо сказать, что применяемые в тренировке боксёров средства (штанга, гири, набивные мячи, гантели и т.д.) не позволяют в достаточной мере моделировать необходимые сочетания режимов работы мышц в условиях сопряженности развития физических качеств и совершенствования спортивной техники. Успешное решение этой проблемы во многом зависит от разработки специальных тренажерных устройств, позволяющих широко моделировать различные режимы работы мышц в условиях специфической структуры спортивного упражнения.
Антропометрия
О состоянии физического развития судили по следующим показателям:
1. Длина тела (см).
2. Масса тела (вес) (кг).
3. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) (мл).
4. Динамометрия (кг).
Педагогическое тестирование
Для тестирования физической подготовленности применялись следующие двигательные тесты, широко использующиеся в практике работы ДЮСШ:
1.Бег 30 м (с), как показатель скоростных способностей.
2.Прыжок в длину с места (см), как показатель скоростно - силовых способностей.
3.Бег 1000 м, как показатель выносливости.
4.Подтягивание на высокой перекладине из виса, как показатель силовой выносливости мышц рук и плечевого пояса.
5. Количество ударов по боксёрскому мешку за 15 сек, как показатель быстроты – тест СФП.
6.Количество ударов по боксёрскому мешку за 2 мин, как показатель скоростной и силовой выносливости – тест СФП.
7. Количество прыжков через скакалку за 1 мин, как показатель скоростно-силовой подготовки и ловкости – тест СФП.
Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент проводился с целью обоснования эффективности использования в тренировке обучающихся в ДЮСШ на отделении бокса в учебно-тренировочных группах силовых упражнений с отягощениями, применяющихся как тренировочные средства пауэрлифтинга.
Для решения задач исследования в экспериментальную группу вошли 15 учащихся отделения бокса 14-18 лет. Они в течение двух лет на тренировке два раза в неделю выполняли в дополнение к обычной тренировке боксёра силовую подготовку из пауэрлифтинга, тренируясь как пауэрлифтёры, придерживаясь, согласно календарного плана соревнований, соответствующих этому плану периодизации и планирования тренировочного процесса.
Контрольная группа состояла из 15 боксёров 14-18 лет, тренирующихся 4-5 раз в неделю по общепринятой методике для боксёров данного возраста, в тренировке которых использовалась скоростно-силовая и собственно силовая подготовка (в умеренных объёмах, без применения максимальных нагрузок), техническая подготовка, СФП и ОФП.
Эффективность использования силовой подготовки спортсменами, обучающимися в ДЮСШ в учебно-тренировочных группах оценивалась посредством сравнения показателей физического развития, физической подготовленности и соревновательных результатов спортсменов экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента.
Педагогические наблюдения
В течение двухлетнего периода педагогических наблюдений за тренировочным процессом экспериментальной и контрольной групп, обе группы регулярно участвовали в соревнованиях по боксу внутришкольного, городского и районного масштабов. В результате анализа итоговых протоколов соревнований по боксу, выявилась следующая тенденция: спортсмены экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой показывали в соревнованиях лучшие результаты.
Результаты эксперимента
До начала эксперимента спортсмены экспериментальной и контрольной групп не имели достоверных различий в показателях физического развития и результатах физической подготовленности.
После проведения эксперимента однонаправленное достоверное изменение физического развития наблюдалось в обеих группах.
Анализ динамики физического развития школьников показал, что и в экспериментальной группе и в контрольной группе у юношей к 18 годам ведущим показателем стал рост.
После проведения эксперимента однонаправленное достоверное изменение показателей физической подготовленности наблюдалось в экспериментальной группе по всем тестам.
В контрольной группе достоверные изменения результатов наблюдались во всех семи контрольных упражнениях, причём результаты в беге на 30 м, в прыжке в длину с места в подтягивании, в количестве ударов по боксёрскому мешку за 15 сек и в прыжках со скакалкой за 1 мин в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. В остальных тестах показатели групп примерно одинаковы.
Таким образом, использование методики силовой подготовки пауэрлифтинга приводит к более высоким результатам в скоростно-силовых показателях, чем при общепринятой методике использования силовых упражнений в боксе. Внедрение собственно силовых упражнений в тренировочный процесс спортсменов 14-18 лет в повышенных объёмах, характерных для тренировок в пауэрлифтинге, оказалось более эффективным и дало больший прирост соревновательных результатов, чем у контрольной группы, которая занималась силовой подготовкой в объёмах, характерных для боксёров.
Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной методики силовой подготовки пауэрлифтеров различного уровня спортивной квалификации на основе индивидуальных тренировочных программ.
Так, результаты у спортсменов экспериментальной группы возросли в среднем на 20 кг в каждом виде троеборья. В то же время спортсмены экспериментальной группы, участвовали за два года в 10 соревнованиях по боксу. Результаты экспериментальной группы в 80 % были выше, чем в контрольной группе. Результаты соревнований у испытуемых контрольной группы, также имели тенденцию к улучшению. Однако изменения показателей не были достоверными в отличие от показателей спортсменов экспериментальной группы.
Методические рекомендации по применению силовых упражнений в тренировке боксёров 14-18 лет
Результаты проведённого исследования позволяют обобщить полученный положительный опыт, сделать соответствующие выводы и дать методические рекомендации по применению силовых упражнений в тренировке боксёров.
1.Умело организованная силовая подготовка с учетом индивидуального подхода в общей системе тренировки, позволяет достичь высоких результатов не только в силовом троеборье, но и в боксе. Применение методики силовой подготовки спортсменов на основе индивидуальных тренировочных программ, разработанных с учетом спортивной квалификации, индивидуализации физических нагрузок, средств, методов и этапов тренировки, позволит повысить уровень их специальной силовой подготовленности и результативности выступления в соревнованиях.
2. Особенности развития силовых качеств спортсменов таковы: сила развивается в основных мышечных группах (ног, рук, туловища); развитие силы происходит с использованием наименее травмоопасных упражнений; в пауэрлифтинге приоритет отдается развитию становой силы (35-45% результата в троеборье приходится на становую тягу); по мере роста квалификации спортсменов количество упражнений на развитие силы по отношению к средствам общефизической подготовки возрастает. Каждое учебно-тренировочное занятие по силовой подготовке включает комплексную проработку спортсменом всех мышечных групп.
С учётом полученных в данном исследовании результатов, рекомендуем использовать в боксе для развития силовых качеств эти принципиально важные положения пауэрлифтинга.
3.Индивидуальные тренировочные программы силовой подготовки дифференцируются по соотношению средств общей и специальной физической подготовки в зависимости от уровня спортивной квалификации пауэрлифтеров: у начинающих спортсменов и разрядников — 7:10, у спортсменов высокого класса -3:10, поэтому рекомендуем боксёрам взять на вооружение эти данные для развития силовых качеств.
4.Методика силовой подготовки пауэрлифтеров основывается на индивидуализации физических нагрузок, средств и методов развития силы в соответствии с максимальными результатами спортсменов в тренировочных и соревновательных упражнениях. Этот принцип необходимо учитывать также и боксёрам и использовать в тренировке работу с максимальными для данного спортсмена весами.
Выводы
1.Анализ динамики физического развития школьников показал, что и в экспериментальной группе и в контрольной группе у юношей к 18 годам ведущим показателем стал рост.
2.После проведения эксперимента однонаправленное достоверное изменение показателей физической подготовленности наблюдалось в экспериментальной группе по всем тестам.
В контрольной группе достоверные изменения результатов наблюдались во всех семи контрольных упражнениях, причём результаты в беге на 30 м, в прыжке в длину с места в подтягивании, в количестве ударов по боксёрскому мешку за 15 сек и в прыжках со скакалкой за1 мин в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. В остальных тестах показатели групп примерно одинаковы.
3. Использование методики силовой подготовки пауэрлифтинга приводит к гораздо более высоким результатам в боксе, чем при общепринятой методике использования силовых упражнений в боксе. Внедрение собственно силовых упражнений в тренировочный процесс спортсменов 14-16 лет в повышенных объёмах, характерных для тренировок в пауэрлифтинге, оказалось более эффективным и дало больший прирост соревновательных результатов, чем у контрольной группы, которая занималась силовой подготовкой в объёмах, характерных для боксёров.
4. Результаты у спортсменов экспериментальной группы возросли в среднем на 20 кг в каждом виде троеборья. В то же время спортсмены экспериментальной группы, участвовали за два года в 10 соревнованиях по боксу. Результаты экспериментальной группы в 80 % были выше, чем в контрольной группе. Результаты соревнований у испытуемых контрольной группы, также имели тенденцию к улучшению. Однако изменения показателей не были достоверными в отличие от показателей спортсменов экспериментальной группы
5. Разработаны Методические рекомендации по применению силовых упражнений в тренировке боксёров 14-18 лет.
Литература
1. Арсиди, Т. Жим лежа/ Т. Арсиди// Мир силы.- №4,- 2000.- С. 13-16.
2. Белл, Д. Пауэрлифтинг: программа для приседа/Д.Белл.- М., 2004.- 87с.
3. Бондаренко, А.А. Особенности отбора и занятий пауэрлифтингом с подростками 12-14 лет/ А.А.Бондаренко// Пауэрлифтинг.- 2008.- №4.- С. 6-8.
4. Бондаренко, А.А. Пути повышения силовой подготовки атлетов/ А.А.Бондаренко//Пауэрлифтинг.- 2009.- №6.- С. 5-7.
5. Булычев А. И. Бокс. М., Физкультура и спорт, 1965.
6. Вармэн, С. Большой жим лёжа для массы силы и мощи/ С.Вармэн //Muscle and Fitness.- январь, 1995.- С. 16-19.
7. Бутенко Б. И. Тактическая подготовка боксера перед соревнованиями.— В сб.: Бокс. М., Физкультура и спорт, 1971.
8. Бутенко Б. И. Специализированная тренировка боксера. М., Физкультура и спорт, 1969.
9. Верхошанский, Ю.В. Общие и специальные принципы тренировки в атлетической гимнастике/ Ю.В. Верхошанский, П.С. Новиков. -М., 1991
10. Верхошанский, Ю.В. Основы методики специальной силовой подготовки тяжелоатлетов/ Ю.В. Верхошанский, А.С. Медведев.- М.: РГАФК, 1997.- 75с.
11. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов/ Ю.В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1988. -331 с.
12. Викторов И. В., Никифоров Ю. Б. Об управлении тренировочными нагрузками в ударных микроциклах.—В сб.: Бокс. М., Физкультура и спорт, 1977.
13. Воробьев, А.Н. Тяжелая атлетика: Учебник для ин-тов физ. культуры/ А.Н. Воробьев,- М: Физкультура и спорт, 1988,- С. 11-17.
14. Воробьев, А.Н. Анатомия силы/ А.Н. Воробьев, Ю.К. Сорокин// Мир силы.- №4.- 2002.- С. 23-26.
15. Воробьев, А.Н. Современная тренировка тяжелоатлета/ А.Н. Воробьев.- М.: Физкультура и спорт, 1989.- 115с.
16. Воробьев, А.Н. Сравнительная эффективность применения различных отягощений в тренировках тяжелоатлетов/ А.Н. Воробьев, А.С. Прилепин, М.С. Хлыстов// Теория и практика физической культуры. 1985.- №4.-С. 1014.
17. Воробьев, А.Н. Тяжелая атлетика/ А.Н. Воробьев.- М.: Физкультура и спорт, 1988.- 156с.
18. Ворожейкин, О.В.Силовая подготовка пауэрлифтеров различной спортивной квалификации на основе индивидуальных тренировочных программ. 2010.-
Диссертация.
19. Воротынцев, А.И. Гири: спорт сильных и здоровых: учебное пособие/ А.И. Воротынцев.-Красноярск, 2002.- 125с.
20. Ге, Н.Д. Методика обучения технике тяжелоатлетических упражнений: Автореф. дис. .канд. пед. наук/Н.Д. Ге.- М., 1998.- 24 с.
21. Горбов, A.M. Гиревой спорт/ A.M. Горбов. М., 2005.- 145с.
22. Градополов К.. В. Бокс. Учебное пособие для институтов физической культуры. М., Физкультура и спорт, 1965.
23. Градополов К. В. Воспитание боксера. М., Физкультура и спорт, 1972.
24. Градополов К. В. Тренировка боксера. М., Физкультура и спорт, 1960.
25. Гузеев, П. Пауэрлифтинг: Методическое пособие/ П. Гузеев, Ю.Пименов.- М.: Терра-Спорт, 2003.- 225с.
26. Давиденко, Д.Н. Физиологические основы физической культуры и спорта: Учебное пособие/Д.Н.Давиденко.- СПб.: СПбГУ, 1996.
27. Дворкин, JI.C. Возрастные изменения мышечной силы и скоростно-силовых качеств/ JI.C. Дворкин, А.С. Медведев// Тяжелая атлетика.- 1993.-№4,- С.31-37.
28. Дворкин, JI.C. Силовые единоборства: атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт: Учебное пособие/ JI.C. Дворкин.- М., 1998.-125с.
29. Дворкин, JI.C. Юный тяжелоатлет/ JI.C. Дворкин.- М: Физкультура и спорт, 1982.- 35с.
30. Дегтярев И. П., Джероян Г. О. Факторный анализ скоростных качеств боксера.— Теория и практика физической культуры, 1968, № 6.
31. Делавье, Ф. Анатомия силовых упражнений для мужчин и женщин/Ф.Делавье.- М.: Физкультура и спорт, 2007.- 135с.
32. Денисов Б. С. Техника — основа мастерства в боксе. М., Физкультура и спорт, 1957.
Джероян Г. О. Методика совершенствования техники и тактики в боксе.— В сб.: Говорят мастера ринга. М., Физкультура и спорт, 1963.
33. Дембо, Г.В. Врачебный контроль в спорте: Монография/Г.В.Дембо. -М.: Медицина, 1988. 288 с.
34. Джероян Г. О. Тактическая подготовка боксера. М., Физкультура и спорт, 1970.
35. Джероян Г. О., Худадов Н. А. Предсоревновательная подготовка боксера. М., Физкультура и спорт, 1971.
36. Джероян Г. О., Худадов Н. А. Общая физическая подготовка боксера высшей квалификации.— В кн.: Друзья встречаются на ринге. М., Физкультура и спорт, 1972.
37. Ермаков, А.Д. Распределение тренировочной нагрузки тяжелоатлетов/ A.Д. Ермаков, С.В. Литвиненко, Н.И. Семин, B.C. Филипьев.- Малаховка: МОГИФК, 1989.- 75с.
38. Заблоцкий, Н.И. Распределение тренировочной нагрузки в двоеборье. Тяжелая атлетика/ Н.И. Заблоцкий.- М.: Физкультура и спорт, 1991.- С. 56-58.
39. Завьялов, И. Жим лежа/ И. Завьялов//Мир силы.-№1.- 2000.- С. 43-45.
40. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена/ В.М. Зациорский. -М.: Физкультура и спорт, 1966. 199 с.
41. Зимкин, Н.В. О значении величин нагрузки, темпа, длительности упражнений и интервалов между занятиями для эффективности мышечной тренировки/ Н.В. Зимкин// Физиологический журнал СССР. 1979. - № 7. - С. 46-48.
42. Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости/ Н.В. Зимкин. М.: Физкультура и спорт, 1956. - 206 с.
43. Касатов Д.Теория? Практика! Методические основы силового тренинга. //Мир силы.-№1.- 2010.
44. Клевенко В. М. Быстрота в боксе. М., Физкультура и спорт, 1968.
45. Кочур А. Г. Тактическое мастерство боксера. Киев, Здоров'я, 1977.
46. Кудюков, И.С. Методика планирования годичной подготовки. Тяжелая атлетика/ И.С. Кудюков.- М.: Физкультура и спорт, 1986.- С. 56-57.
47. Курысь, В.Н. Основы силовой подготовки юношей: учеб. пособие для студентов вузов, осуществляющих образоват. деятельность по спец. 022300 -Физ. культура и спорт / В.Н. Курысь. М.: Советский спорт, 2004. - 264 с.
48. Лапутин, Н.П. Специальные упражнения тяжелоатлета/ Н.П. Лапутин.-М: Физкультура и спорт, 1993.- С.25, 80-81, 108.
49. Лапутин, Н.П. Управление тренировочным процессом тяжелоатлетов/ Н.П. Лапутин, В.Г. Олешко.- Киев: Здоров'я, 1992.-120 с.
50. Ливанов, О.И. О технике и методике обучения, классическим упражнениям/ О.И. Ливанов, А.И. Фаламеев// Тяжелая атлетика.- 1983.- С. 1618
51. Лукьянов, М.Т. Тяжелая атлетика для юношей/ М.Т.Лукъянов, А.И.Фаломеев.- М: Физкультура и спорт, 1989.- 125с.
52. Магиаларди, С. Силовой план для приседания/ С. Магиаларди //Muscle and Fitness.- февраль, 1984.- С. 25-27.
53. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры/ Л.П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991.- 543 с.
54. Медведев, А.С. Классификация упражнений, применяемых в тренировочном процессе в силовом троеборье/ А.С. Медведев, Я.А.Якубенко// Олимп.- №2.-1997.- С. 26-27.
55. Михайлюк, М.П. Тяжелая атлетика/ М.П. Михайлюк,- Львов: Изд.-во Львовского университета, 1965.- 125с.
56. Млодзиниец, Д. Моя программа жима лёжа/ Д. Млодзиниец// Muscle and Fitness.- октябрь, 1987.- С. 45-48.
57. Муминов, В.И. Развитие силы ног у пауэрлифтеров/В.И. Муминов// Пауэрлифтинг.- №6.- 2008.- С.24-26.
58. Никифоров Ю. Б., Викторов И. Б. Построение тренировки в боксе. М , Физкультура и спорт, 1978.
59. Огуренков Е. И. Современный бокс М., Физкультура и спорт, 1969.
60. Огуренков Е. И., Худадов Н. А. Специальные упражнения боксеров. М., Физкультура и спорт, 1967.
61. Остапенко, Л. Пауэрлифтинг/ Л. Остапенко// Мир силы.- №5.- 1999.-С.34-36.
62. Остапенко, Л.А. Как увеличить результативность в жиме лежа/ Л.А.Остапенко // Спортивная жизнь России,- 1995,- №12.- С. 35-37.
63. Остапенко, Л.А. Особенности тренировочного процесса в силовом троеборье на этапе отбора и начальной подготовки: Автореф. дисс. .канд. пед. наук/ Л.А. Остапенко.- М., 2002.- 25с.
64. Остапенко, Л.А. Силовое троеборье: особенности тренировочного процесса на этапе отбора и начальной подготовки: Учебное пособие/ Л.А.Остапенко.- М: Физкультура и спорт, 2002.- 150 с.
65. Перов, П.В. Содержание физической подготовки на начальном этапе занятий пауэрлифтингом: Автореф. дис. .канд. пед. наук/ П.В. Перов; СПб ГУФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2005. - 24 с.
66. Попов, Г.И. Биомеханика/ Г.И. Попов.- М.: Академия, 2005.
67. Пэйн, П. Становая тяга ваш главный козырь/ П. Пэйн //Мир Силы.-№2.- 2000.- С. 36-37.
68. Рогожников К.В.. Техника становой тяги. //Мир силы.- №4.- 2010.-С. 25-28
69. Роман, Р.А. Тренировка тяжелоатлета в двоеборье/ Р.А. Роман.- М.: Физкультура и спорт, 1974.- 60с.
70. Роман, Р.А. Тренировка тяжелоатлетов: Учебник/ Р.А. Роман. М.: Физкультура и спорт, 1986.-132 с.
71. Романенко М. И. Молодому боксеру. М., Физкультура н спорт, 1968.
72. Романенко М.И. Учебник по боксу. М., Физкультура н спорт, 1972.
73. Пб.Сайпсон, М. Моя русская программа жима/ М. Сайпсон/ZMiiscle and Fitness.- сентябрь.- 1987,- С. 24-25.
74. Самусевич, А.К. Тяжелая атлетика: Учебник/ А.К. Самусевич.- Минск: Изд-во Беларусь, 1967.- С. 14-25.
75. Сергеев В. А. Определение общей физической подготовки юных боксеров.— В сб.: Бокс. М., Физкультура и спорт, 1974.
76. Слоан, С.С. Жим лёжа/ С.С. Слоан // IronMan.- №10.- 2000.- С. 34-37.
77. Смолов, С.Ю. Тяга как одно из основных упражнений силового троеборья; краткий анализ и методика тренировки/ С.Ю. Смолов //Атлетизм.-№12.- 1990,- С. 3-13.
78. Сологуб, Е.Б. Физиология спорта/ Е.Б. Сологуб.- М.:Терра-спорт, 1999.- 250с.
79. Солодков, А.С. Физиология человека: Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник/ А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб.- М.: Терра-спорт, 2001.-519с.
80. Суровецкий, А. Становая тяга/ А. Суровецкий//Мир силы.- №4.- 2000.-С. 25-28.
81. Тоне, П. Пауэрлифтинг: потрясающие результаты в жиме лежа/ П.Тоне// IronMan.- №4.- 2000.- С. 34-36.
82. Уильяме, Дж. Вспомогательные упражнения для повышения результатов в жиме на скамье/ Дж. Уильямс/ZMuscular Development.- май, 1994.- С. 21-22.
83. Фалеев, А.В. Щкола своего тела: пауэрлифтинг/ А.В. Фалеев// Мир силы,- №5.- 1999,- С. 34-37.
84. Филип, Л. Некоторые принципы тренинга в силовом троеборье/ Л.Филип // Тренер,- Братислава, 1974,- №10,- С. 67-69.
85. Фунтиков, Г. Вспомогательные упражнения в жиме лёжа/ Г.Фунтиков//Мир Силы.- № 7.- 2001.- С. 23-26.
86. Хабаров, А.А. Основы общесиловой подготовки в пауэрлифтинге: учебное пособие/ А.А. Хабаров.- Краснодар, 1997.- 125с.
87. Халлум, Р. Высокоинтенсивный тренинг ног/ Р. Халлум// Muscular Development.- март, 1992.- С. 45-48.
88. Харитонов, В.И. К вопросу о контроле за физической и технической подготовленностью юных тяжелоатлетов/ В.И. Харитонов// Тяжелая атлетика. 1982. -С.70-71.
89. Хэтфилд, Ф.К. Всестороннее руководство по развитию силы: Учебное пособие/Ф.К.Хэтфилд.-Красноярск, 1992.- 115с.
90. Хэтфилд, Ф.К. Присед: техника и тренировочные методы/ Ф.К.Хэтфилд //Muscular Development.- февраль, 1982.- С. 34-37.
91. Хэтфилд, Ф.К. Руководство по развитию силы в силовом троеборье/ Ф.К.Хэтфилд.- Новый Орлеан, 1983.- 65с.
92. Цуканов, В. Влияние объема и интенсивности тренировочных нагрузок на спортивные результаты в пауэрлифтинге/ В.Цуканов// Сб. науч. трудов.- Красноярск, 2001.- С. 45-48.
93. Чернышев, П. Жим, ничего кроме жима/ П. Чернышев//Мир силы.-июнь, 1999.- С.34-37.
94. Шагапов, Р.Х. Пауэрлифтинг спорт высших достижений/ Р.Х.Шагапов, О.П. Слива.- Екатеринбург, 1998.- 75с.
95. Швуб, Й. Техника жима лежа/ Й. Швуб//Тренер.- ноябрь, 1980.- С.45-47.
96. Шейко, Б.И. Методика достижения результатов в пауэрлифтинге: от начальной подготовки до спортивного совершенства: Учебное пособие/ Б.И.Шейко.- Омск, 2000.- 134с.
97. Шейко, Б.И. Методика планирования для начинающих пауэрлифтеров/ Б.И.Шейко// Мир силы.- 2008.- №4.- С.28-29.
98. Шейко, Б.И. Методика подготовки пауэрлифтеров в группе спортивного совершенствования (KMC и МС)/ Б.И.Шейко// Олимп.- 2000.-№1.- С.27-30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект учебно - тренировочного занятия группы начальной подготовки
Конспект тренировочного занятия с воспитанниками первого года обучения....
Исследовательская работа "Скоростно-силовая подготовка баскетболистов в учебно – тренировочных группах УТГ-2 и УТГ-3 ДЮСШ"
По результатам проведённого педагогического эксперимента мы рекомендуем использовать в тренировке баскетболистов 13-15 лет разработанную нами методику развития скоростно-силовых качеств. Основой данно...
Упражнения с отягощениями как средство развития силовых качеств легкоатлетов в учебно-тренировочных группах УТГ - 3 и УТГ - 4 ДЮСШ. Автореферат
Силовая подготовка – важная составляющая часть тренировки легкоатлетов, особенно в таких видах легкой атлетики, как спринт, прыжки и метания. Средства силовой подготовки - упражнения со штангой и друг...
Методическое пособие. Силовая подготовка боксеров как часть физической подготовки.
Хорошо подготовленный боксер должен обладать высокоразвитой быстротой и силой, которые проявляются в тесной связи друг с другом. Если качество быстроты в успехе боксера признано всеми, то качество сил...
План-конспект учебно-тренировочного занятия группы начальной подготовки 1 года обучения
Типовой план - конспект для проведения занятия в ГНП 1 года обучения...
.Использование современных образовательных технологий в учебно - тренировочном процессе в ДЮСШ по футболу
Основная задача тренера – раскрыть потенциальные возможности спортсмена не только в спорте, но и в учебе, труде и в жизни.(Тренер в переводе – это специалист, помогающий расти живому орган...
Упражнения с отягощениями как средство развития силовых качеств легкоатлетов в учебно-тренировочных группах УТГ-3 и УТГ-4 ДЮСШ
Силовая подготовка легкоатлетов является важнейшей составляющей общей физической и специальной физической подготовки. Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (...