Развитие мини-футбола в системе дополнительного образования
статья по физкультуре (5 класс) на тему

Титов Сергей Николаевич

Обучение и тренировка занимающихся на базе общеобразовательной школы, составляют единый педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Титов Сергей Николаевич

тренер-преподаватель по мини-футболу

ГБОУ СОШ № 644 Приморского района

г. Санкт-Петербург

Развитие мини-футбола в системе дополнительного образования

Ключевые слова: мини-футбол, подрастающее поколение, физкультурно-спортивная деятельность, двигательная активность.

Аннотация: Велика популярность футбола в Российской Федерации, где он давно уже считается спортом номер один, но наряду с большим футболом, все большее распространение получает его «Младший брат» - мини-футбол.

История возникновения мини-футбола своими корнями уходит глубоко в прошлый век. В странах Латинской Америки уже в 20-30-х годах XX века школьники и студенты играли в футбол в уменьшенных составах не только на открытых площадках, но и в спортивных залах. Постепенно стали оформляться в зальный футбол, проводиться многочисленные соревнования, в которых принимали участие только любительские команды. Демократическая по своей сути, доступная для малообеспеченных слоев общества, эта игра становится все более и более популярной в таких странах, как Бразилия, Уругвай, Аргентина. Нередко ведущие футбольные клубы этих стран приглашали талантливых игроков именно из зального футбола.

В нашей стране турниры по мини-футболу регулярно проводятся с 1972 года. А датой рождения современного мини-футбола нашей страны следует считать1989 год. Именно тогда в структуре Федерации футбола СССР был создан комитет по мини-футболу. С распадом Советского Союза, естественно, была ликвидирована и Федерация футбола СССР. Вновь созданная Ассоциация мини-футбола России сумела преодолеть сложную ситуацию и организовала работу по становлению и дальнейшему развитию зального футбола в стране. Мини-футбол, как и любой вид спорта не стоит на месте, а напротив, находится в постоянном движении, развитии. Все большее внимание этой игре уделяют ФИФА, УЕФА и национальные федерации футбола. Сегодня уже более 80 стран мира организовывают свои чемпионаты по футзалу. Заметно совершенствуется организационная структура мини-футбола в целом ряде европейских, латиноамериканских и азиатских стран. Не случайно сегодня в мире обсуждается вопрос о включении этой игры в программу Олимпийских игр [1].

Ассоциация мини-футбола России в числе первостепенных задач, стоящих сегодня перед педагогами, родителями и общественностью, считает необходимость создания таких условий, при которых школьники различного возраста смогли бы регулярно заниматься физкультурно-спортивной деятельностью во внеурочное время. Данная задача, способствующая повышению двигательной активности детей и подростков, укреплению их здоровья, улучшению физической подготовленности, а следовательно и подготовки подрастающего поколения к будущей трудовой деятельности может быть успешно реализовано через систему дополнительного образования под руководством опытного тренерско-преподавательского состава.

Современная тренировка по мини-футболу стала намного содержательней. Широкое применение разнообразных видов физической деятельности таких как: гимнастика, акробатика, лыжи, хоккей с шайбой, баскетбол, волейбол, ручной мяч, теннис, бег, ходьба, прыжки используются в тренировках мини-футболистов. Современный мини-футбол провозгласил универсализацию специалистов, что требует от каждого игрока умения владеть всем технико-тактическим арсеналом мини-футбола, однако в совершенстве каждый футболист должен владеть, прежде всего, тем комплексом игровых приемов, который позволит ему на высоком уровне выполнять свои основные функции. Футболисты в мини-футболе обязаны уметь грамотно строить свои индивидуальные действия без мяча и с мячом, как в нападении, так и в защите, а также вести свою игру в зависимости от действий партнеров по команде. Футболисты должны одинаково хорошо уметь действовать, как конструируя, так и разрушая атаку независимо от своих основных функций. Игра в мини-футбол связана с необходимостью поддержания высокого уровня специфической работоспособности на протяжении длительного времени и требует всесторонней физической, технической, тактической, психологической подготовленности игроков. Качество игровой деятельности футболистов, при решении непрерывно возникающих задач в сложных и изменяющихся условиях борьбы с соперником, зависит от умения спортсменов мгновенно оценить обстановку, тонко дифференцировать мышечные усилия, умело управлять своими движениями в действиях с мячом и без мяча [8].

Тренировка должна строиться на основе взаимосвязанных дидактических принципов состязательности и активности, систематичности и постепенности наглядности, доступности. Главное средство тренировки в мини-футболе разнообразные физические упражнения, условно подразделяемые на основные и вспомогательные. К числу основных упражнений относятся упражнения по технике и тактике и собственно сама игра в мини-футбол. Вспомогательные делятся на 2 группы: обще-подготовительные и специально-подготовительные [3].

Организация деятельности футболистов на тренировочном занятии по мини-футболу обеспечивается применением фронтального, поточного, сменного, группового, индивидуального способов организации занятий, а также с помощью круговой тренировки. Требования, предъявляемые к занятию с футболистами, таковы: занятия должны иметь ясную цель, в соответствие с общей целью тренировки, должны воспитывать дисциплинированность и их необходимо построить так, чтобы юные футболисты сознательно и прочно овладевали двигательными навыками и в нужной степени развивали двигательные качества; каждое отдельно взятое занятие должно представлять собой неразрывную часть в общей цепи занятий, а содержание должно отвечать задачам улучшения физического развития футболистов, расширять круг их навыков, умений и знаний; на занятиях надо применять разнообразные методы совершенствования мастерства мини-футболистов, соответствующие цели содержанию занятия, степени подготовленности и возрасту занимающихся.

В процессе тренировки футболистов решаются следующие задачи: совершенствование двигательных качеств и навыков; сохранение и повышение работоспособности; расширения функциональных возможностей организма спортсменов; воспитания трудолюбия, дисциплины, сознательности и активности [10].

Обучение и тренировка занимающихся на базе общеобразовательной школы, составляют единый педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры.

Литература

1. Андреев С.Н. Мини-футбол в школе [Текст] / С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев-М.: Советский спорт, 2008.-224 с.: ил.

2. Алабин В.Г. Комплексный контроль в спорте [Текст] / В.Г. Алабин и др. // Теория и практика физической культуры, 1995, № 3 – с.43-46.

3. Берштейн Н.А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н.А. Берштейн. – М.: Медицина, 1991. – 246 с.

4. Боген М.М. Обучение двигательным действиям [Текст] / М.М. Боген – М.: Физкультура и спорт, 1999. – 246 с.

5. Бубэ Х. Тесты в спортивной практике [Текст] / Х. Будэ – М.: Физическая культура и спорт, 1968. – 240 с.

6. Вавилов Ю.Н. Возрастные основы воспитания физических качеств у юных спортсменов: Учебно-методическое пособие [Текст] / Ю.Н. Вавилов – Челябинск: ИГПИ, 1980. – 18 с.

7. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков [Текст] / Л.В. Волков – Киев: Здоровье, 1981. – 88 с.

8. Вопросы психологии спорта [Текст] / Под ред. В.А. Сорокина – М.: 1996. – 190 с.

9. Воробьев А.Н. Еще раз о теории и практике [Текст] / А.Н. Воробьев // Научно-спортивный вестник – М.: 1987, № 2 – с. 38-40.

10. Выжгин В.А. Исследование эффективности методики обучения детей 11-12 лет технике футбола [Текст] / В.А. Выжгин: Автореф. Дис. К.п.н. – М., 1972. – 18 с.

11. Гаджиев Г.М. Контроль соревновательной деятельности высококвалифицированных футболистов [Текст] / Г.М. Гаджиев, М.А. Годик, Г.С. Зонин: Методические рекомендации – М., 1982 – 26 с.

12. Годик М.А. О методике тестирования физического состояния детей [Текст] / М.А. годик, Т.А. Шанина, Г.Ф. Шитикова – М.: тренер, 1991 – 260 с.

13. Годик М.А. О методике тестирования физического состояния детей [Текст] / М.А. годик, Т.А. Шанина, Г.Ф. Шитикова // Теория и практика физ. Культуры – 1993, № 5 – с. 32-36.

14. Голомазов С.В. Футбол. Методика тренировки техники игры головой [Текст] / С.В. Голомазов – М.: СпортАкадемПресс, 2001, - 80 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме «Специфика развития инструментального жанра в системе дополнительного образования»

Педагог дополнительного образования Мужичкова Н.И. выступала по данной теме как председатель жюри окружного этапа фестиваля «Юные таланты Московии". В нём была представлена специфика развития инструме...

Современные тенденции разработки проблемы развития способностей в контексте системы дополнительного образования

Статья Современные тенденции разработки проблемы развития способностей в контексте системы дополнительного образования...

Из опыта работы. Развитие детской одарённости в системе дополнительного образования МБОУ СОШ 5 города Белореченска.

В нашей школе сложилась система работы с одарёнными детьми в различных сферах деятельности. Школа является инновационной площадкой. Мы реализуем проект «От волонтёрской деятельности к социальной и про...

Развитие музыкальных способностей в системе дополнительного образования

Развитие музыкальных способностей в системе дополнительного образования...

Развитие одаренности детей в системе дополнительного образования

Развитие одаренности детей в системе дополнительного образования....

Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка в системе дополнительного образования

Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся. Действительно, внимательный анализ, обобщение лучшего педагогического опы...