Программа по лечебной физкультуре для специальной группы
рабочая программа по физкультуре по теме

Овсянникова Ольга Николаевна

Программа и упражнения для учащихся с отклонением в состояннии здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_lech._fiz-re.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

1. Цели и задачи физического воспитания детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья.

Физическая культура составляет важную часть оздоровительной и воспитательной работы и является мощным средством укрепления здоровья и правильного физического развития детей и подростков.

Физические упражнения вызывают усиленное функционирование всех органов и систем растущего организма, способствуют совершенствованию их работы и укреплению здоровья.

Занятия физическими упражнениями повышают общую тренированность организма детей и подростков с ослабленным здоровьем или с наличием тех или иных патологических нарушений и способствуют устранению или компенсации этих нарушений.

Основными задачами физического воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья, являются:

- укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;

- повышение физиологической активности органов и систем организма обучающихся, ослабленных болезнью;

- освоение основных двигательных умений и навыков;

- повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;

- обучение рациональному дыханию, воспитанию правильной осанки, её коррекции;

- воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным

самостоятельным занятиям физической культурой;

- разъяснение значения здорового образа жизни, принципов гигиены,

правильного режима труда и отдыха, рационального питания, пребывания на воздухе.

2. Содержание учебного материала и особенности методики занятий в специальных группах.

Учебная программа включает в себя следующие разделы:

- Гимнастика

- Подвижные игры, элементы спортивных игр

- Лёгкая атлетика

- Лыжи

- Плавание

Учебный процесс в специальных группах делится на два периода: подготовительный и основной.

Подготовительный период: учитель знакомится с двигательными навыками и физическими возможностями занимающихся. Продолжительность подготовительного периода - сентябрь, октябрь, ноябрь (I четверть).

Задача: постепенное развитие адаптации организма занимающихся к физическим нагрузкам.

В содержании уроков этого периода включаются: специальные (показанные при каждом конкретном заболевании) упражнения в сочетании с общеразвивающими. Схема построения урока в подготовительный период: построение, объяснение задач урока, ходьба (1-2 минуты) с выполнением дыхательных упражнений, ОРУ (8-10 минут), отдых сидя, индивидуальное выполнение специальных упражнений (7-10 минут).

Основной период: в этом периоде осуществляется более интенсивная тренировка организма занимающихся в процессе учебных и самостоятельных занятий физической культурой.

Продолжительность основного  периода - с ноября до окончания учебного года.

Задача: освоение основных умений и навыков программы по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы, повышение тренированности организма детей, а также показателей физической подготовленности.

В содержание уроков этого периода постепенно включаются: упражнения в ходьбе, медленный бег, передвижение на лыжах, общеразвивающие упражнения, виды лёгкой атлетики: метание малых мячей  в цель и на дальность, эстафетный бег, прыжки в длину, элементы художественной и спортивной гимнастики, танцевальные шаги, упражнения в равновесии, подвижные игры и элементы спортивных игр.

Основной формой физического воспитания лиц, занимающихся в специальной группе, является урок.

  1. Вводная часть (10-15 минут) включает в себя общеразвивающие упражнения, проводимые в медленном и среднем темпе, чередуя их с дыхательными упражнениями. Вводная часть урока состоит из построения, объяснения задач занятий, ходьбы, комплекса дыхательных упражнений, бега в медленном темпе, а также упражнений на гимнастической скамейке.
  2. Основная часть (25 минут) включает специальные и общеразвивающие упражнения.

Задачи:

- развитие мышечной системы, органов дыхания и кровообращения;

- формирование правильной осанки;

- совершенствование общей координации движений;

3. Заключительная часть (5минут) включает медленную ходьбу, дыхательные упражнения, игру малой подвижности, спокойные шаги, упражнения на расслабление мышц, упражнения на формирование осанки и обязательно отдых сидя.

Заключительная часть урока направлена на восстановление сил, устранение утомления, подведение итогов.

Особое место в уроке занимают специальные и общеразвивающие дыхательные упражнения. Все движения выполняются спокойно, плавно, без лишнего напряжения.

Основной принцип в работе с учащимися специальной медицинской группы – дифференцированный подход, дозирование нагрузок с учетом индивидуальных особенностей.

ПРОГРАММА

Гимнастика

Гимнастические построения и перестроения, бег, дыхательные упражнения, общеразвивающие упражнения (без предметов, с предметами, в движении), упражнения в равновесии (ходьба, шаги, повороты, соскоки), прыжки, упражнения на осанку, танцевальные упражнения, упражнения на гимнастической скамейке, упражнения у гимнастической стенки (махи, наклоны, приседания).

Лыжная подготовка

Свободное, равномерное, медленное передвижение на лыжах по ровной местности, прогулка.

Легкая атлетика

Спокойная ходьба, медленный бег, эстафетный бег, эстафеты, ускоренная (спортивная) ходьба, метание малого мяча, прыжки в длину.

Подвижные игры и элементы спортивных игр.

Баскетбол (по упрощенным правилам в одно кольцо 5-10 минут 2:2; 3:3 – учебная игра, обучение технике бросков, ведения, передачи баскетбольного мяча)

Волейбол. Пионербол. Эстафеты.

Ходьба, бег

  1. Ходьба широким шагом с сохранением правильной осанки.
  2. Ходьба с различными положениями рук (на пояс, перед грудью, за голову).
  3. Ходьба на носках, пятках, на наружных сводах стопы, с различными положениями рук.
  4. Ритмичная ходьба: с подсчетом учителя, с хлопками, с коллективным подсчетом.
  5. Ходьба с замедлением и ускорением (до 100 м).
  6. Ходьба с высоким подниманием бедра и перешагиванием через большие мячи или другие предметы.
  7. Свободная, непринужденная пробежка
  8. Чередование бега с ходьбой (15 сек. бега + 1 мин. ходьбы; 30 сек бега + 150 м ходьбы).
  9. Ускоренная ходьба (спортивная) в сочетании с медленной

     (300, 400, 500 м)

Прыжки

  1. Прыжки на месте с мягким приземлением.
  2. Прыжки на месте через скакалку (на двух ногах, на одной ноге, с одной ноги на другую).
  3. Прыжки с высоты 30-40 см. Соскок с гимнастической скамейки с мягким приземлением.
  4. Прыжки в длину с места.
  5. Прыжки в длину с укороченного разбега (способом «согнув ноги»).
  6. Прыжок «ноги врозь» через козла.

Метание

  1. Метание малого мяча из-за головы, стоя по направления метания в щит.
  2. То же, стоя боком по направлению метания.
  3. Метание малого мяча через волейбольную сетку.
  4. Метание малого мяча в стену на дальность отскока.
  5. Метание малого мяча на дальность способом «из-за спины через плечо»
  6. Метание мяча с колена.
  7. Толкание набивного мяча (2 кг) с места по направлению движения.
  8. Метание малого мяча на дальность (с места и с шага).

Противопоказания

  1. Для детей, имеющих отклонения со стороны сердечно - сосудистой системы (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения) противопоказаны упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания и натуживанием, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением, силовые упражнения. Им рекомендуется: общеразвивающие упражнения, охватывающие все группы мышц, в исходных положениях лёжа, сидя, стоя; ходьба; дозированный бег в медленном темпе.
  2. С заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, воспаление лёгких, бронхиальная астма) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание. Им рекомендуются: дыхательные упражнения, плавание, лыжи.
  3. С заболеваниями почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз) снижается физическая нагрузка, исключаются прыжки, не допускается переохлаждение тела. Им рекомендуется: общеразвивающие упражнения (особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота), плавание (ограничивается время пребывания в воде

     5-10 мин, 10-15 мин)

  1. С заболеванием органов зрения (миопия) исключить прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на руках, голове. Им рекомендуются: упражнения на пространственную ориентацию, точность движений, динамическое равновесие, гимнастика для глаз.
  2. С ожирением исключают прыжки с приземлением. Им рекомендуются: бег с отдыхом, подвижные игры, плавание, гимнастические упражнения, упражнения с отягощениями (гантели, набивные мячи).
  3. С хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки. На занятиях не следует допускать упражнения, связанных с натуживанием, продолжительным статическим напряжением, вызывающим длительную задержку дыхания, (упоры, лазанье по канату, сопротивления, акробатические упражнения, а так же упражнения на скорость (быстроту), силу, выносливость).
  4. Для школьников с нарушениями нервной системы ограничивают упражнения, вызывающие нервное перенапряжение, а также время игр. Им рекомендуются: дыхательные упражнения, водные процедуры, аэробные упражнения.
  5. Для детей, имеющих нарушение осанки, применяют разностороннюю общефизическую подготовку. Им рекомендуются: упражнения лёжа на спине и животе, на четвереньках.

Применяя подвижные игры, эстафеты, прыжки, следует проявлять большую осторожность в дозировках. Уменьшены дистанции в ходьбе, беге.

Дыхательные упражнения

  1. Вдох через нос, выдох через рот.
  2. Сделать вдох, медленно и плавно выдыхать через нос (для контроля одну руку положить на грудь, другую на живот).
  3. Вдох и выдох через нос.
  4. Дыхание при различных движениях рук: в стороны, вверх.
  5. Дыхание при приседаниях и полуприседаниях.
  6. Дыхание во время наклона туловища вперёд.
  7. Дыхание во время ходьбы. Руки на поясе: на 3 шага - вдох, на 3 шага – выдох. На 4 шага – вдох, на 4 шага – выдох.
  8. Лёжа или стоя сделать вдох, выпятить максимально живот, затем – выдох, втянуть живот.
  9. Сидя сделать глубокий вдох, втянуть живот, кисти рук положить на нижние отделы рёбер, при выдохе надавливать на них.
  10.  Стоя в о.с. руки на пояс или вдоль туловища:

а) медленно поднимать плечи – вдох, опускать – выдох;

б) вращая плечи вперёд и вверх – вдох, вниз – выдох.

11. Ходьба под счет (на 2 шага – вдох, на 2 – выдох. На 2 шага – вдох, на 3 – выдох. На 4 шага – вдох, на 6 и более - выдох).

12. Дыхательные упражнения во время ходьбы с движениями рук назад, в стороны, вверх.

13. Дыхательные упражнения во время ускоренной ходьбы.

Упражнения на гимнастической стенке

Используются как упражнения для позвоночника и мышц туловища.

  1. Наклоны вперёд, держась за рейку на высоте груди, пояса.
  2. Взмахи ногой назад, держась за рейку на высоте груди, пояса.
  3. Взмахи ногой (правой, левой) в сторону, стоя лицом к стене и держась за рейку обеими руками.
  4. Взмахи ногой (вперёд, назад, в сторону), стоя боком к стенке и держась за рейку одной рукой.
  5. Пружинистые движения в положении выпада вперёд, опираясь ногой о рейку.
  6. Стоя боком к стене, приседание на одной ноге, другая вперёд, держась рукой за рейку.
  7. Сгибание и разгибание рук в упоре стоя, опираясь на рейку на высоте пояса.
  8. И. п. – вис спиной к стене. Поочерёдное поднимание прямых ног (способ вытягивания позвоночника, увеличивает гибкость, укрепляет мышцы живота и спины).

Упражнения на гимнастической скамейке

  1. Сидя на скамейке верхом, движения руками: к плечам - вверх, за голову – вверх.
  2. И. п. – сидя на скамейке, ноги вытянуты, ступни фиксированы, руки за головой. Наклонить туловище назад, приближая затылок к полу, локти отведены.
  3. Сидя на скамейке поочерёдное и одновременное сгибание и разгибание ног.
  4. И. п. – то же, руки на сиденье. Согнуть ноги широко разводя колени и притягивая бёдра к животу (туловище и голову держать прямо).
  5. Поочерёдные наклоны к правой и левой ноге в положении сидя на скамейке верхом.
  6. Сидя продольно ноги прямые, руки в упоре на скамейке, движения ногами, как в плавании «кролем».
  7. Лёжа на скамейке на бёдрах (ноги удерживаются партнёром), руки на пояс, за голову, вверх, прогибание и поднимание туловища.
  8. Отжимание в упоре, руки на скамейке (5 – 8 раз).

Равновесие

  1. Равновесие на левой ноге, на правой ноге, руки в стороны, на пояс, вверх.
  2. Равновесие на одной ноге, другая согнута вперёд.
  3. Переменные шаги вперёд.
  4. Повороты в стойке на 900 и 1800
  5. Приставные шаги в сторону.
  6. Мах ногой вперёд и хлопок под ней.
  7. Соскок.

Общеразвивающие упражнения

(без предметов)

  1. О. с., стойка ноги врозь.
  2. Основные положения рук: вперёд, в стороны, на пояс, перед грудью, за голову, на голову.
  3. Движения прямых рук: вперёд, в стороны, вверх.
  4. Поднимание согнутой ноги вперёд. Движение прямой ноги (правой, левой); вперёд, в стороны, назад.
  5. Движения головы: наклон вперёд, назад, влево, вправо. Повороты.
  6. Поднимание на носках с перекатом на пятки. Полуприседание. Упор присев. Приседание.
  7. Наклоны туловища: вперёд, назад, вправо, влево. Повороты туловища направо, налево.
  8. Поднимание и опускание плеч. Движения плечами вперёд, назад. Движения кистей в разных направлениях.
  9. И. п. – о.с., ноги врозь. Наклоны туловища в стороны с одновременным скольжением рук вдоль туловища (насос).
  10.  Взмахи ногой: вперёд, назад, в стороны. Сгибание и разгибание ног в положении сидя: одновременно, поочерёдно. Поднимание прямых ног поочерёдно в положении сидя.
  11.  Полуприседы и приседы с различными положениями рук.
  12.  Поднимание прямых и согнутых ног в положении лёжа на спине.
  13.  Переходы из упора присев в упор лёжа и снова в упор присев с одновременным выпрямлением и сгибанием ног.
  14.  Наклоны туловища вперёд с различными и. п. рук. Наклоны туловища вправо, влево со скольжением рук вдоль тела. Наклоны туловища вперёд до касания руками пола.
  15.  Сгибание и разгибание рук.
  16.  Упражнения для укрепления мышц стопы: движение ступней в положении лёжа и сидя (тыльное и подошвенное сгибание).
  • Ходьба на носках, ноги прямые
  • Ходьба на наружных сторонах стопы
  • Ходьба на носках, высоко поднимая колени
  • Ходьба по обручу, гимнастической палке, канату, обхватывая предмет сводом стопы
  • Перекаты с пяток на носки и обратно
  • Захватывание и перекатывание пальцами ног различных предметов (карандаш, скакалка)
  • Прыжки на месте: на обеих ногах, на одной ноге, прыжки ноги врозь и вместе

Осанка – это непринуждённая манера держать своё тело.

Сколиоз – искривление, заболевание позвоночника, проявляющееся его дугообразным искривлением во фронтальной плоскости и скручиванием по вертикальной оси.

Сколиоз: грудной правосторонний, общий левосторонний, S – образный.

Нарушения бывают двух типов:

  1. В сагиттальной плоскости – неправильное соотношение физиологических изгибов позвоночника (круглая спина, плоско - вогнутая спина, кругло – вогнутая спина, сутулость).
  2. Во фронтальной плоскости (ассиметричная осанка) характеризуется ассиметрией в положении надплечий, лопаток, боковым искривлением позвоночника.

Упражнения на осанку

  1. Упражнения у вертикальной плоскости (стена). Встать  у вертикальной плоскости, касаясь её затылком, лопатками, плечами, ягодицами и пятками, отойти от стены, последовательно расслабить мышцы шеи, плеч, пояса, рук и туловища с последовательным возвращением в первоначальное положение, встать к стене, проверить правильность положения.

- приседания у стены, касаясь затылком и туловищем;

- поднимание рук в стороны и вверх, стоя спиной к стене;

- стоя у стены, поднять согнутую ногу, выпрямить и отвести в сторону;

- стоя у стены наклоны влево и вправо, не теряя касания со стеной.

  1. Упражнения с удержанием груза на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, желудями).

- подняться на носках и медленно опуститься на всю ступню;

- пройти небольшое расстояние по дорожке;

- встать на скамейку и сойти с неё;

- пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны;

- передвижение вправо, влево по гимнастической скамейке.

  1. Упражнения в равновесии: стоя на одной ноге, другую поднять вперёд и отвести в сторону и назад, то же другой ногой

- ходьба по скамейке с различными положениями рук;

- ходьба по бревну, скамейке на высоте 30-50 см с различными положениями рук;

- повороты кругом на скамейке, бревне;

Упражнения на формирование правильной осанки

  1. Проползание под барьером.
  2. Поднимание ног лёжа на спине. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе: одновременное поднимание обеих ног. Поочерёдное поднимание ног.
  3. Поднимание туловища. И. п. – лёжа на животе, упираясь согнутыми в локтях руками в пол на уровне груди. Поднимать туловище, выпрямляя руки вперёд.
  4. Упражнение «велосипед». И. п. – лёжа на спине, ноги слегка согнуты и приподняты, руки вытянуты вдоль туловища. Попеременно сгибать и разгибать ноги, имитируя движения велосипеда. Выполнять в течение 10-15 сек.
  5. Ходьба с палкой за спиной.
  6. Прыжки через палку, лежащую на полу.
  7. Ходьба на носках, на пятках, на внутренних и наружных сводах стопы.
  8. Проползание через обруч.
  9. Упражнение «качалка». И.п. – лёжа на животе, ноги вместе, руки вдоль туловища. Согнуть ноги в коленях и, прогибаясь, захватить их втянутыми назад руками за нижнюю часть голеней. Выполнить 3-5 раз.
  10.  Упражнение «конькобежец». И.п. – стоя, руки за спиной, ноги слегка согнуты в коленных суставах. Наклонившись вперёд, пройти, как конькобежец, в течение 40-60 сек.
  11.  Упражнение «пройти по линии». Пройти по нарисованной мелом линии, высоко подняв голову и держа спину прямо. Выполнять в течение 40-60 сек.
  12.  Наклоны в стороны с палкой за спиной. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты  и держат палку за спиной на уровне лопаток. Наклоняться вправо и влево, сохраняя прямое положение туловища. Темп средний. Выполнять 4-6 раз в каждую сторону.
  13.  «Кошка выгибает спину». И.п. – стоя на четвереньках. Опуская голову, выгнуть спину дугой вверх, как кошка после сна. Темп медленный (2-3 повтора).
  14.  Упражнение «кошка подтягивается». И.п. – то же. Поднимаем голову и вытягиваем руки вперёд, прогнуть спину (дуга вниз). Темп медленный, 2-3 повтора.
  15.  Упражнение «рыбка». И.п. – лёжа на животе, ноги вместе, руки согнуты в локтях под подбородком. Одновременно приподнять голову, плечи, и ноги, руки вытянуть вперёд. Темп средний, 3-4 повтора.
  16.  Упражнение «кувырок» 3-4-раза.
  17.  Упражнение «мельница». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх ладонями наружу. Выполнить круговые движения прямыми руками, скрещивая их перед собой, 5-6 раз.
  18.  Упражнение «ласточка». И.п. - ноги на ширине плеч, руки опущены, отвести правую ногу назад, одновременно наклоняя туловище вперёд и разводя руки в стороны (голову не опускать, вернуться в и.п., то же левой ногой). Повторить 3 раза.
  19.  Упражнение «дровосек». И.п. – руки подняты вверх, пальцы сплетены, ноги врозь – вдох. Выполнить мах руками с наклоном вперёд, руки провести между ног – выдох. Повторить 4-6 раз.
  20.  Упражнение «лягушка». И.п. – стоя на четвереньках, прыгать, как лягушка.
  21.  Прыжки на одной, двух ногах.
  22.  Приседания у стены.
  23.  Бег со скакалкой.

Комплекс упражнений при начальной стадии бокового искривления позвоночника

  1. И.п. – принять правильное положение, зафиксировать его.
  2. Ходьба с правильной осанкой (1 мин).
  3. Ходьба с высоко поднятыми руками.
  4. Ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки.
  5. Ходьба на наружных краях стопы с согнутыми пальцами, на носках, лёгкий бег на носках.
  6. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки. С силой выбрасывать поочерёдно каждую руку вперёд, имитируя движения боксёра (5-6 раз).
  7. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, правая рука на груди, левая – на животе. Дыхательные упражнения 3-4 раза.
  8. И.п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе. Присесть, держа спину прямой, и вытянув руки перёд собой, вернуться в и.п. (6-8 раз).
  9. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч. Выполнить наклоны вправо, влево, скользя руками по туловищу.
  10.  Дыхательные упражнения. Поднять руки вверх, подтянуться, глубоко вдохнуть, опустить руки – выдох.
  11.  И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, в опущенных руках гимнастическая палка. Поднять палку вверх с одновременным отведением ноги назад – вдох, вернуться в и.п. – выдох.
  12.  И.п. – лёжа на спине, руки под головой. Приподнять выпрямленные ноги, развести в стороны и скрестить, стараясь, чтобы они не касались пола. Вернуться в и.п.

Комплекс упражнений при сутулой спине

(кифотическая осанка)

  1. Свободная ходьба 20-30 сек с выпрямленной спиной.
  2. И.п. – стоя, руки вдоль тела. Отвести руку назад с лёгким прогибом в грудном отделе позвоночника и одновременно отставить ногу назад на носок – вдох, Вернуться в и.п. (3 раза каждой ногой).
  3. И.п. – стоя, в опущенных руках гимнастическая палка. Полуприсесть, одновременно поднимая руки вперёд, вернуться в и.п. (4-5 раз).
  4. И.п. – стоя, руки перед грудью. Резко развести руки в стороны – вдох, вернуться в и.п. – выдох (5-6 раз).
  5. И.п. – стоя на четвёртой планке гимнастической стенки, держась руками за планку на уровне плеч. Глубоко присесть, выпрямить руки (3-4 раза).

Комплекс упражнений для исправления плоской спины

  1. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, туловище наклонить вперёд, руки согнуть (локти отвести назад, кисти у подмышечных впадин). На выдохе выпрямить руки вниз, на вдохе вернуться в и.п., ноги не сгибать. Повторить в среднем темпе 10-15 раз.
  2. И.п. – стоя, ноги вместе, руки согнуты в локтевых суставах. На вдохе, втягивая руки вверх и отводя их назад, прогнуть спину в области лопаток, одновременно отставляя правую ногу на носок. На выдохе приставить ногу, согнуть руки (кисти к плечам, локти прижаты к туловищу), вернуться в и.п. То же выполнить, отставляя другую ногу. Повторить в среднем темпе 6-8 раз.
  3. И.п. – лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль тела ладонями вниз. На выдохе поднять прямые ноги до вертикального положения, на выдохе вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 5-8 раз.
  4. И.п. – то же. На выдохе согнуть ноги и поднять колени к груди, обхватив их руками, голову приподнять (лбом коснуться коленей). На вдохе вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 5-8 раз.
  5. И.п. – то же. Выполнять вертикальные ножницы в среднем темпе 10-20 раз.
  6. И.п. – стоя на четвереньках. На вдохе поднять правую ногу вверх, максимально прогибаясь в пояснице. На выдохе вернуться в и.п. То же выполнить другой ногой. Темп средний, 8-10 раз каждой ногой.
  7. Упражнение «Кошечка».
  8. Упражнение «Лодочка». И.п. – лёжа на животе, руки под головой, ноги вместе. На выдохе одновременно приподнять над полом прямые ноги, голову, плечи, грудь и вытянуть вперёд и вверх руки. На вдохе вернуться в и.п. Повторить 3-5 раз.
  9. И.п. – лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль тела ладонями вниз. На выдохе одновременно приподнять от пола прямые ноги и туловище, руки вытянуть в стороны. Задержаться в этом положении 5 сек. на вдохе вернуться в и.п. Повторить в среднем темпе 4-8 раз.

Комплекс упражнений для профилактики и лечения начальных форм плоскостопия

  1. И.п. – сидя на гимнастической скамейке, правую ногу вперёд. Поворот стопы внутрь с оттягиванием носка (8 раз). Вернуться в и.п., то же стоя.
  2. И.п. – стоя на наружных сводах стоп, подняться на носки. Вернуться в и.п. (6-8 раз).
  3. И.п. – стоя на наружных сводах стоп, полуприсед (6-8 раз).
  4. И.п. – руки на поясе. Ходьба на наружных сводах стоп 30-60 сек.
  5. И.п. – стоя с сомкнутыми носками, руки на поясе. Поднять пальцы ног кверху. Вернуться в и.п. (8 раз).
  6. И.п. – стоя, носки вместе, пятки врозь. Подняться на носки – вернуться в и.п. (8-10 раз).
  7. И.п. – стоя на четвереньках. Передвижение прыжками «зайчиком»
  8. Ходьба в полуприседе (30-40 сек).
  9. Круговые движения стопой.
  10.  Захват пальцами ног карандаша, палочки.
  11.  И.п. – стоя на рейке гимнастической стенки поперёк, руки в стороны. Упражнение в равновесии.
  12.  Ходьба на носках в полуприседе, носки внутрь (середина стоп на одной из реек).
  13.  Лазанье по гимнастической стенке, захват руками на уровне груди.
  14.  Ходьба по медицинболам.
  15.  Ходьба «гусиным шагом».
  16.  И.п. – стоя. Поднять левую (правую) ногу – разгибание и сгибание стопы (оттянуть носок на себя). Выполнять в быстром темпе 8 раз каждой ногой.
  17.  И.п. – сидя. Поднять левую (правую) ногу, поворот стопы внутрь (4-6 раз).

Комплекс упражнений при ожирении

(выполнять в спокойном темпе 3-5 раз)

  1. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднять и опустить прямые ноги. После 3-4 повторов усложнить упражнение: опускать ноги медленно, и, чем ближе к полу, тем дольше стараться удержать их на весу.
  2. И.п. – то же. Выполнить движения ногами, имитирующие езду на велосипеде.
  3. И.п. – стоя на четвереньках животом вверх. Походить в таком положении вперёд, назад.
  4. Ходьба с высоким подниманием коленей (1-2 мин).
  5. И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Выполнить круговые движения головой вправо, влево.
  6. И.п. – сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот, затем расслабить его, дыхание произвольное.
  7. И.п. – сидя на полу. Выполнять наклоны вперёд, доставая руками ступни.
  8. И.п. – стоя на четвереньках. Поднять правую ногу и левую руку параллельно полу, затем поменять ногу и руку.
  9. И.п. – лёжа на животе. Опираясь на вытянутые руки, приподнять верхнюю часть туловища.
  10.  И.п. – стоя, ноги шире плеч, руки опущены. Выполнить рывки вверх – назад попеременно каждой рукой.
  11.  И.п. – стоя боком к гимнастической стенке, держась одной рукой за перекладину. Выполнить махи попеременно каждой ногой назад, в сторону.
  12.  И.п. – стоя, ноги шире плеч, руки опущены. Выполнить наклоны туловища в стороны, скользя по нему руками.
  13.  И.п. – стоя, ноги шире плеч. Выполнить наклоны вперёд, доставая левой рукой носок правой ноги и наоборот.
  14.  И.п. – стоя, ноги шире плеч, руки на поясе. Выполнять круговые движения туловищем.
  15.  Ходьба на носках, пятках, на наружных краях стопы, на полной стопе.
  16.  Бег на месте (15-30 сек), переходящий в ходьбу с постепенным замедлением шага.
  17.  Дыхательные упражнения.
  18.  И.п. – стоя, ноги шире плеч, руки в стороны. Выполнять круговые движения прямыми руками вперёд и назад.
  19.  И.п. – стоя ноги вместе, руки на поясе. Выполнять приседания, разводя колени и руки в стороны.
  20.  И.п. – о.с. Согнуть руки перед грудью и рывками разводить в стороны с одновременным поворотом корпуса в каждую сторону поочерёдно.
  21.  И.п. – стоя, ноги шире плеч, руки вдоль туловища. Выполнять наклоны туловища вправо, влево с доставанием кистями рук носков ног.
  22.  Прыжки с хлопками над головой (25-50 раз).
  23.  Медленная ходьба 30-40мин. Ускоренная ходьба 400-500 метров. Бег трусцой 500-550 метров.

Специальные упражнения, рекомендуемые при миопии

(заболевания органов зрения)

  1. И.п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, затем повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. (4-5 раз).
  2. Сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5-сек, а затем открыть их на 3-5 сек (6-8 раз).
  3. Быстро моргать в течение 1-2мин.
  4. Вытянуть руку вперёд, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока не начнёт двигаться (5-6 раз).
  5. Сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца 1 минуту.
  6. Стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек, поставить палец левой руки на правый глаз на 3-5 сек, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек (5-6раз).
  7. Отвести руку вправо, медленно передвигать палец справа налево и не двигая головой, следить глазами за пальцем.

Комплекс упражнений при хроническом бронхите

и бронхиальной астме

Используется ускоренная ходьба, бег, плавание, бег на лыжах.

  1. Дыхательные упражнения при ходьбе: (в медленном темпе) на 1 шаг – вдох, на 2 шага – выдох, затем на 2 шага – вдох, на 4 – выдох. Следить за полнотой выдоха.
  2. Бег трусцой (3-5 мин). Следить за дыханием.
  3. И.п. – стоя, ноги шире плеч, руки опущены. Поднять руки через стороны вверх, приподняться на носках, вдох; свободно наклониться, уронив руки – выдох.
  4. И.п. – сидя на скамейке, ноги вытянуты вперёд, руки согнуты в локтях. Отклониться назад, вдох, затем медленно наклониться вперёд до полного выдоха, руками достать носки.
  5. И.п. – стоя, ноги шире плеч, руки на поясе. Выполнять наклоны вправо и влево, поднимая одну руку вверх, отводя её в сторону наклона.
  6. И.п. – о.с. Поднять руки перед собой, потянуться на носках, вдох; присесть на корточки, продолжительный выдох.
  7. И.п. – стоя, ноги шире плеч, в поднятых руках медицинбол, наклониться вперёд, опустить медицинбол на пол и с силой прокатить его назад.
  8. И.п. – лёжа, руками упереться в пол. Из и.п. перейти в упор присев с энергичным выдохом.
  9. И.п. – то же. Партнёр берёт за голени, ходьба на руках, начать с 5-7 шагов и довести до 25-30 метров.
  10.  И.п. – стоя, ноги шире плеч, руки вдоль туловища. Развести руки в стороны – вдох, рывком обнять себя с энергичным выдохом.
  11.  И.п. – о.с. Поднять руки рывком вверх, одновременно отставив ногу назад на вытянутый носок, вдох. Вернуться в и.п., выдох. То же правой ногой.
  12.  Спокойная ходьба. Дыхательные упражнения. Начинать с 2-3 повторов, потом 10-12 раз.

Методический приём.

Правая рука кладётся на живот, левая на грудь; правая рука контролирует опускание диафрагмы (выпячивание живота) при глубоком вдохе, левая – расширение грудной клетки в верхнем отделе. Необходимо приучать обучающихся делать вдох и выдох через нос, так как выдох через нос способствует лучшей регуляции дыхания.

Комплекс расслабляющей дыхательной гимнастики

для больных бронхиальной астмой

(средней тяжести)

  1. И.п. – сидя без опоры на спинку стула. Поочерёдное поднимание руки вверх, вдох; медленное опускание, выдох, пауза. В момент паузы расслабление мышц рук и плечевого пояса (2-4-раза).
  2. И.п. – сидя, руки на поясе. Отведение рук назад, вдох; опускание рук, выдох, пауза. На вдохе прогнуться, на выдохе расслабиться (4 раза).
  3. И.п. – сидя, руки опущены. Махи руками вперёд, назад, 5-6 раз.
  4. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно отводить правую и левую руку в сторону, вдох, возвращаясь в и.п. и расслабиться, выдох.
  5. И.п. – то же. Тыльное сгибание стоп и разгибание кистей рук, вдох; расслабляя мышцы, возвратить стопы ног и кисти рук в и.п., выдох с расслаблением мышц туловища.

Комплекс дренажной гимнастики у больных бронхолегочной болезнью при преимущественной локализации

в средней и нижней долях правого лёгкого

  1. И.п. – лёжа на спине, правая рука на животе, левая на груди. Активное выпячивания живота, вдох; втягивание брюшной стенки, выдох (20-30 сек). Темп медленный, выдох, удлинённый с мягким надавливанием правой руки на живот.
  2. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Разведение рук в стороны, вдох; подтягивание руками согнутых ног к груди, выдох (5-6 раз). Темп медленный.
  3. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднимание прямых рук вверх, выдох; переход в положение, сидя, касаясь кистями стоп, выдох. Темп медленный, выдох удлинённый (5-6 раз).
  4. И.п. – лёжа на спине, руки на груди. Круговые движения, верхней частью туловища, используя помощь рук, вправо, затем влево (4-5 раз) в каждую сторону. Темп средний, дыхание произвольное.
  5. И.п. – лёжа на спине, руки в стороны. Поворот туловища с наклоном вправо и влево, сводя руки до касания ими пола. Откашляться. (5-6 раз). Темп медленный, выдох удлинённый.

Упражнения при заболеваниях почек

(нефриты, пиелонефриты, нефроз)

  1. И.п. – на гимнастической скамейке, сев поперёк, ноги врозь, руки за головой.
  1. согнуть правую ногу, обхватить руками колено, прижать к груди;
  2. и. п.;
  3. то же с другой ноги.
  1. И.п. – лёжа на спине, руки вверху.

1)     согнуть правую ногу, поднять туловище, руками обхватить голень;

2)      и.п.;

3-4)  то же с другой ноги.

  1. И.п. – лёжа на спине, руки вверху.
  1. поднять колени к груди, руками взяться за голени;
  2. и.п.
  1. И.п. – лёжа на спине, руки за головой.
  1. согнуть правую ногу, поворот туловища вправо, коснуться левым локтём правого колена;
  2. и.п.;
  3. то же с другой ноги.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по лечебной физкультуре для обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья «Азбука здоровья»

В 7 – 12 – летнем возрасте осанка имеет неустойчивый характер: в момент усиленного роста тела ребенка в длину проявляется гетерохромное (неравномерное) развитие костного, суставного - связочного аппар...

Физкультура в специальной медицинской группе (презентация)

Презентация к документу "Организация и проведение занятий физической культурой с учащимися отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе"....

Специальные упражнения лечебной физкультуры

Комплексы упражнений для детей с ограниченными возможностями здоровья...

ПРОГРАММА для 1-4 кл. специальная группа А

Программа по физической культуре для обучающихся I-IV классов общеобразовательных учреждений, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А / Под ред. доктора биологических наук,...

ПРОГРАММА для 10-11 кл. специальная группа А

Программа по физической культуре для обучающихся X-XI классов общеобразовательных учреждений, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А. Рекомендовано экспертным советом...

Статья "Роль лечебной физкультуры в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с ОВЗ" Миняев В.Н., учитель физкультуры

           Статья "Роль лечебной физкультуры  в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с ОВЗ"  поясняет, что одним из первостепенных...

Рабочая программа по лечебной физкультуре 5 класс

данная раброчая программа расчитана на 1год занятий лечебной физкультурой во внурочное время...