Статья о формах и методах формирование ЗОЖ у дошкольников посредством закаливания
статья по физкультуре на тему
Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание. Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной. Поэтому одной из задач нашего ДОУ является охрана жизни и укрепление здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ЗОЖ у дошкольников посредством закаливания
В настоящее время забота о физическом состоянии человека становится все более актуальной. Период дошкольного детства – это на самом деле быстрозаканчивающиqся промежуток в жизни каждого человека. Одной из основных целей в этот период является формирование привычки к здоровому образу жизни. Ведь гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому именно в период дошкольного возраста и должно формироваться психическое и физическое здоровье малыша.
На протяжении первых семи лет жизни, маленький человек должен пройти определенный путь развития, который потом никогда не повторится на протяжении всей последующей жизни. И именно он и должен заложить понятие про здоровый образ жизни для детей дошкольников.
В этот период наиболее интенсивно происходит развитие органов и становление функциональных систем организма, формируются основные черты личности, характера, восприятия себя и окружающих. Именно поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье, развивать у них положительное отношение к себе и жизни, а также желание к саморазвитию и самосохранению.
Важно отметить, что работа в этом направлении должна осуществляться педагогами совместно с семьей. Именно семья играет важную роль в организации здорового образа жизни ребенка. Но нельзя забывать и о том, что мнение профессионального педагога также необходимо внимательно выслушивать и адекватно на него реагировать. Здесь важно понимать, что для полноценного развития ребенка нужны оба звена, поскольку каждое из них имеет свои функции и они не могут заменять друг друга.
Основной задачей семьи и педагогов в это время является приобщение ребенка к здоровому образу жизни, а именно: способствовать формированию разумного отношения к своему организму, ведению здорового образа жизни с самого раннего детства, получению знаний, навыков, основных санитарно-гигиенических норм.
Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание. Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной. Поэтому одной из задач нашего ДОУ является охрана жизни и укрепление здоровья детей.
Важную роль в воспитании положительного отношения у детей к закаливанию играют родители. Не секрет, что большая часть родителей относится к закаливанию с недоверием и опаской, боясь, что их ребенок будет чаще болеть.
В той связи начать необходимо с просвещения родителей о закаливающих мероприятиях. Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.
В настоящее время закаливание получило всеобщее признание как одно из действенных средств укрепления здоровья не только взрослых, но и детей. Под этим термином понимается правильно составленная система физических воздействий, которая способствует тренировке адаптационных возможностей организма и мобилизации всех защитных сил для сохранения нормального состояния. Все мероприятия по закаливанию детей строятся с учетом их анатомо-физиологических особенностей, а также условий жизни.
Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой. Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у них радостные эмоции.
Закаливание детей, особенно раннего возраста, требует осторожности. Нельзя сразу, без предварительной подготовки, подвергать ребенка воздействиям холодной воды, нужно приучать постепенно, медленно и тем осторожнее, чем моложе и слабее ребенок. При проведении закаливания в домашних условиях родители учитывают возможности ребенка, состояние его здоровья, условия жизни. Родители внимательно наблюдают за реакцией ребенка на закаливающие процедуры во время их проведения и после них в домашних условиях, интересуются, как проходит закаливание в группах.
Ослабленным детям полезны почти все виды закаливания, но приучать к этим процедурам нужно с еще большей постепенностью и осмотрительностью, учитывая пониженную выносливость и недостаточную сопротивляемость. Для них используем более теплую воду. По мере улучшения здоровья ребенка мы переходим к тем же закаливающим процедурам, которые проводятся и здоровым детям.
Таким образом, положительный эффект закаливания детей достигается только при строгом соблюдении следующих основных принципов:
1. Индивидуальный подход при выборе закаливающих процедур.
2. Постепенность увеличения силы раздражения.
3. Систематичность и постоянство закаливания.
4. Учет эмоционального состояния ребенка в момент проведения закаливающей процедуры.
Основными правилами закаливания являются следующие:
1. Закаливающие процедуры следует проводить только в том случае, если ребенок здоров. Начинать можно в любой сезон года, но лучше летом.
2. Постепенность. Начинать нужно осторожно, переходя к более сильным закаливающим процедурам постепенно.
3. Нужно считаться с индивидуальными особенностями ребенка. Например, легковозбудимые, «нервные» дети иногда плохо реагируют на холодную воду.
4. Постоянно следить за реакцией ребенка на закаливающие процедуры. Если во время обливания малыш дрожит, кожа у него становится «гусиной», значит к этой температуре он ещё не адаптирован.
5. Нужно стремиться к тому, чтобы закаливание нравилось детям, воспринималось ими как забава.
6. При повышении температуры, насморке, кашле, жидком стуле - необходимо приостановить закаливание или проводить на щадящем уровне.
7. Приступая к закаливанию, создайте ребенку здоровые условия быта, нормальную психологическую атмосферу в семье, достаточный сон. Необходимо сквозное проветривание комнаты не реже 4-5 раз в день, каждый раз не менее 10-15 минут.
Методы закаливания:
1. Воздушные ванны: зимой в комнате, летом на улице при температуре +22+28 С, лучше утром.
2. Закаливание солнечными лучами: лучше в тени деревьев, в безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже +22 С. Начиная с возраста 1,5-2 года дети могут загорать в одних трусиках, продолжительность с 3 до 10 минут, увеличивая за 7-10 дней до 20-25 минут. Оптимальное время с 9 до 12 часов дня.
Недопустимо пребывание детей «на солнце» при температуре воздуха +30 С и выше, ввиду возможного перегревания
3. Ножные ванны: обливание ног в течении 20-30 секунд водой температуры +32+34 С, с постепенным снижением один раз в неделю на 1 С до +10 С. Можно чередовать холодное и теплое обливание, по 3-6 раз. По окончании ноги растирают до розового цвета кожных покровов.
4. Общее обливание: голову не обливать, при этом ребенок стоит или сидит. Температура воды в возрасте старше 3 лет +33 С. Постепенно снижая на 1 С в неделю, до +28 С зимой и +22 С летом. Длительность до 1,5 минут. После растереть тело полотенцем до розового цвета.
5. Плавание: одна из самых эффективных форм закаливания. Сочетает в себе влияние воды, воздуха, температуры, двигательной активности ребенка.
В нашей группе выбор методов закаливания обусловлен сезонными изменениями. Так, осенью и весной применяются:
- проветривание групповой комнаты и спальни (по графику)
- полоскание горла соляным раствором
- сон без маек
- умывание прохладной водой лица, рук
- прогулки
- хождение по тазикам (методика интенсивного закаливания к.м.н, доцента поликлинической педиатрии Кем гос мед академии Веры Петровны Вавиловой: после сончаса на 15 сек дети наступают в холодную водопроводную воду, +8-10 С с предварительным плантарным массажем – хождением по ребристой поверхности 1-2 мин)
- гимнастика после сончаса
- физ-ра на свежем воздухе.
В зимний период, помимо указанных процедур, используется облегченная одежда в группе. Летом добавляются утренний прием на улице, воздушные и солнечные ванны босохождение по траве, мытье ног после прогулки в прохладной воде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные формы и методы формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя
Сообщение об эффективных формах и методах формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя Отчет классного руководителя о проведении классного часа "Толерантнос...
Проектная деятельность "Формы и методы формирования здорового образа жизни у младших школьников"
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровь...
Приложения у проекту "Формы и методы формирования здорового образа жизни у младших школьников"
Антета для учащихся "Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни", тест - опросник....
Статья на тему "Активные формы и методы формирования орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка"
Статья посвящена разнообразным формам и методам, способствующим формированию орфографической зоркости учащихся...
статья «Современные формы и методы организации урока с использованием интернет-технологий»
В статье рассмотрены виды современных форм и методов организации урока с использованием интернет-технологий....
Статья «Активные формы и методы работы педагогов при организации образовательного процесса в основной школе в рамках реализации ФГОС ООО»
В статье «Активные формы и методы работы педагогов при организации образовательного процесса в основной школе в рамках реализации ФГОС ООО» раскрыты активные формы и методы обучения в обра...
Статья «Совершенствование форм и методов воспитания школьников»
Внеклассная воспитательная деятельность направлена на воспитание гармоничной личности. Эта деятельность основана на законах творчества, предусматривающих привлечение детей к реальному сотворчеству, ин...