РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного предмета по физической культуре «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ» для 9 класса
рабочая программа по физкультуре по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного предмета по физической культуре «Функциональный тренинг» для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnyy_trening.docx | 52.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласовано Заместитель директора___________Е.А. Якуничева «__» августа 2016 года | Утверждено Директор школы __________И.Л. Саленкова Приказ № ___ от «30» августа 2016 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного предмета по физической культуре
«ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ»
для 9 класса
Учитель :Степченкова Майя Валерьевна
Квалификационная категория: первая
Программа рассмотрена на заседании школьного МО учителей физической культуры и ОБЖ
Протокол № 1 от «29» августа 2016 г.
Руководитель школьного МО _____________ (Степченкова М.В.)
Содержание:
- Планируемые результаты освоения учебного предмета………….. ….2-6 стр.
- Содержание элективного предмета…………………………………… 7-9 стр.
- Тематическое планирование…………………………………………….10стр.
- Приложения……………………………………………………………
Приложение1.
.Общеразвивающие упражнения для развития подвижности в суставах…….11
Приложение 2.
Комплекс упражнений для развития силовых способностей………………..12-13
Приложение 3.
Непрерывный метод тренировки выносливости……………………………….14-16
Приложение 4.
Упражнения на развитие быстроты движений.
Упражнения с тренировочной лестницей на полу…………………………..…17-25
Приложение 5.
Упражнения с использованием сопротивления собственного веса. …………26-27
Приложение 6.
Упражнения на развитие гибкости…………………………………………..….28
Приложение 7.
Примеры упражнений для парной тренировки…………………………………29-30
Приложение 8.
Упражнения с отягощением, т.е. с использованием гантелей и штанги…..….31-32
Приложение 9
.Упражнения с фитболом……………………………………………………..….33
Приложение 10.
Функциональный тренинг с полотенцем………………………………………..34
Приложение 11.
Комплекс упражнений на степ-платформе……………………………………..35-41
Приложение 12.
Круговая тренировка……………………………………………………………..42-43
Приложение 13.
Интервальный тренинг…………………………………………………………...44
Приложение 14.
Протокол табата…………………………………………………………………..45
Приложение 15.
Кроссфит. Программа для начинающих………………………………………..46-49
- Список литературы……………………………………………………..…50
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Программа для
обучающихся 8-11 классов по физической культуре на основе фитнес – аэробики», 2011 г.
Авторы составители:
Слуцкер О.С. – президент Федерации фитнес-аэробики России, МС СССР
Полухина Т.Г.- вице- президент Федерации фитнес-аэробики России по развитию
образовательных программ, к.п.н., мастер спорта СССР.
Козырев В.С. – исполнительный директор Федерации фитнес-аэробики России, МСМК
Андреева С.В – методист Федерации фитнес-аэробики России.
Морозова О.Л.- методист Федерации фитнес-аэробики России, КМС
Лёвкин А.А- методист Федерации фитнес-аэробики России, МСМК.
Функциональный тренинг - это новое направление фитнеса. В составе функционального тренинга присутствуют комплексы функциональных упражнений с гантелями, гимнастическими предметами, с собственным весом и т.д.
Функциональный тренинг позволяет увеличить спектр решаемых тренировочных задач, поможет подготовить обучающихся к любому виду спорта, усиливает мотивацию занимающихся к регулярным тренировкам через разнообразие тренировочного процесса, предотвращает травматизм и гармонично развивает различные физические качества человека.
Функциональный тренинг подразумевает тренировку движений, а не мышц, и предполагает подготовку человека к ежедневным физическим нагрузкам реальной жизни.
Функциональный тренинг это способ увеличить координацию, мышечную силу и выносливость, строить тело, более приспособленное для повседневной жизни и спортивной работы. Движения, используемые в тренировке, имитируя реальные движения, улучшают функциональную силу всей цепи мышц, участвующих в данном процессе. В работу вовлекается большее количество мышечных групп и волокон разного типа, создается оптимальная нагрузка на всю костную систему и связочный аппарат.. При этом отсутствует излишнее напряжение в суставах, позвоночнике, уменьшается вероятность появления травм, связанных с неестественным положением частей тела во время физической нагрузки.
К изучению данной дисциплины могут быть допущены обучающиеся, прошедшие медицинское освидетельствование и отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам.
Целью программы для обучающихся 10 классов по физической культуре на основе элементов функционального тренинга является - формирование разносторонне физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, оптимизации трудовой деятельности, умеющей использовать ценности физической культуры и в частности средств функционального тренинга для укрепления и сохранения собственного здоровья, организации активного отдыха. Учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом, целостном развитии физических и психических качеств, морально волевых качеств, социализации и адаптации школьников к современным требованиям и условиям жизни российского общества.
Реализация цели программы соотносится с решением поставленных образовательных задач:
- освоение базовых знаний и общих представлений о физической культуре, их истории и современном развитии, значении в жизни человека, роли в укреплении и сохранении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- воспитание физических качеств и повышение функциональных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений, формирование культуры движения, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами функциональной тренировки;
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно - оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- воспитание положительных качеств личности, эстетическому и нравственному воспитанию, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
1.Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета.
В результате изучения курса «Функциональный тренинг» обучающимися должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса, а именно:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
-овладение навыками сотрудничества со сверстниками;
-формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование умения использовать знания об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
-владение знаниями о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности, и отражают:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах физкультурной деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач физкультурной деятельности;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества, умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;
- формирование понимания красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиции укрепления и сохранения здоровья;
Предметные результаты изучения физической культуры отражают опыт учащихся в физкультурной деятельности, а именно:
- формирование знаний о роли физической культуры для укрепления здоровья (физического, социального и психического), о положительном влиянии физической культуры на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
- овладение умениями организовывать здоровьеформирующую и здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, спортивные игры и т. д.);
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (быстроты, координации, гибкости, выносливости);
- обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
- планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств функционального тренинга;
- - развитие основных физических качеств;
- оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
- подготовка собственных программ (комплексов) функционального тренинга;
- осуществление объективного судейства программ своих сверстников;
- анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
- видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
- - умение находить отличительные особенности в техническом выполнении упражнений разными обучающимися;
- выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений разными способами, в различных условиях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании изучения предмета обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно организовывать и проводить занятия по функциональному тренингу с разной целевой направленностью и выполнять комплексы упражнений с заданной дозированной нагрузкой;
- объяснять в доступной форме технику выполнения упражнений входящих в комплексы упражнений;
- находить, анализировать типичные и не типичные ошибки в технике выполнения упражнений и уметь исправлять их;
- самостоятельно составлять и выполнять различные комплексы из изученных упражнений с предметами и без на высоком техническом уровне;
В результате изучение физической культуры на основе функционального тренинга учащиеся должны знать/понимать:
-правила техники безопасности при занятиях функциональным тренингом;
- краткие сведения о мышечной физиологии;
- виды спортивного оборудования для занятий функциональным тренингом;
- общие сведения о функциональной тренировке;
- средства и методы, используемые для занятий функциональным тренингом, дозирование нагрузки.
Уметь:
- выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной ) физической культуры, составлять и выполнять комплексы упражнений функциональной напрвленности;
- преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
-выполнять приемы страховки и самостраховки;
- осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;
- подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
- успешной сдаче норм ГТО;
- организации и проведении индивидуального, коллективного отдыха, участия в спортивно-массовых соревнованиях;
- активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.
Формы контроля. Текущий контроль: количественная оценка посещаемости занятий; составление и проведение комплекса упражнений с учебной группой; ведение дневника самоконтроля с динамикой показателей физической подготовленности; составление комплекса упражнений различной направленности; Рубежный контроль: тесты для оценки уровня физической подготовленности; положительная динамика показателей физической подготовленности; выполнение контрольных требований по техническим элементам выбранного вида двигательной деятельности. Промежуточный контроль: не предусмотрен.
2. Содержание элективного предмета
Знания о физической культуре.
История физической культуры. Современные тенденции в фитнесе. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.
Физическая культура и спорт (основные понятия). Физическая подготовка и её базовые основы, формирование двигательных умений и навыков, воспитание физических качеств и развитие физических способностей. Физические качества - общие и специфические признаки, связь с психическими процессами и функциональными возможностями. Характеристика физических качеств силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, общие основы их воспитания (регулярность и систематичность, доступность и индивидуальность, постепенность и непрерывность). Организационные основы самостоятельных форм занятий физической культурой, их эффективность, особенности планирования, регулирования и контроля. Определение функционального тренинга и функционального упражнения.
Физическая культура человека. Роль и значение физической культуры и спорта в профилактике заболеваний укреплении здоровья, поддержания репродуктивных функций человека, сохранение его творческойактивности и долголетия. Основы организации двигательного режима в течении дня, недели, месяца. Характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от индивидуальных особенностей организма половой принадлежности, состояния самочувствия. Основы техники безопасности и профилактики травматизма при организации и проведении спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятия, а также индивидуальных, самостоятельных форм занятий физической культурой и спортом. Восстановительные мероприятия. Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания) причины их возникновения, пагубное влияние на организм человека, его здоровье и здоровье его детей, основы профилактики средствами физической культуры
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор упражнений и составление комплексов с учетом индивидуальных особенностей организма, с учетом цели и задач. Составление плана самостоятельного занятия физическими упражнениями. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Организация активного отдыха средствами физической культуры.
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка выполнения технических элементов и движений, способы выявления и устранения типичных и нетипичных ошибок в технике выполнения упражнений и комплексов. Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью элементарных функциональных проб.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий с привлечением сверстников на спортивных площадках и в спортивных залах.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений по коррекции нарушений осанки, комплексы для поддержания массы тела и коррекции фигуры, восстановительные мероприятия (массаж, банные процедуры). Оздоровительные формы занятий в режиме дня и учебной недели.
Спортивно-оздоровительная деятельность на основе видов фитнес-аэробики.
функциональная тренировка (тренинг): выполнять общеразвивающие упражнения для мышц верхних конечностей: поднимание и опускание рук – вперёд, вверх, в стороны, круговые движения в различных плоскостях, сгибание и разгибание из различных исходных положений; для туловища - повороты, наклоны из различных исходных положений; для мышц нижних конечностей - сгибание и разгибание ног в коленных и голеностопных суставах, маховые движения, круговые движения в голеностопных и тазобедренном суставах. Выполнение упражнения из лёгкой атлетики для воспитания выносливости и развития координации - ходьба с изменением скорости и длинны шага; различные виды ходьбы (на носках; высоким, перекатом с пятки на носок; пружинистым шагом; с подскоками, с имитацией перешагивания через барьеры), чередование ходьбы и бега. Бег с изменением скорости и направления движения по сигналу учителя, спиной вперёд, приставными шагами, челночный бег. Выполнять упражнения для развития равновесия, гибкости и ловкости. Выполнять упражнения на развитие силы (силовой выносливости), на мышцы нижних и верхних конечностей (односуставные и многосуставные); на группы мышц туловища (спины, груди, живота, ягодиц) с использованием сопротивления собственного веса, гантелей, мед.болов, в различных исходных положениях - стоя, сидя, лежа. Выполнять комплексы и комбинации упражнений - приседания и жимы, стоя, выпады и жимы, стоя, наклоны и тяги в наклоне и стоя; выходы в упоры: упор-присев, упор - лёжа; перемещения из положения упор лёжа. Составление комплексов и комбинаций из изученных упражнений.
Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения из различных видов- легкой атлетики: разновидности бега; из гимнастики с элементами акробатики: перекаты, кувырки, лазание, перелазание, прыжки, преодоление препятствий; из спортивных игр: ориентирование в пространстве, различные перемещения.
Упражнения общеразвивающей и специальной направленности.
Специальная физическая подготовка.
Функциональная тренировка (тренинг):упражнения и комплексы на мышцы верхних и нижних конечностей, упражнения и комплексы на мышцы спины и груди, упражнения и комплексы на воспитание общей силы, скоростно-силовой выносливости, общей выносливости, координации движений, быстроты.
Общефизическая подготовка.
Легкая атлетика: воспитание быстроты, координации движений, выносливости, силы.
Гимнастика с элементами акробатики: развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости, ловкости.
Спортивные игры: воспитание быстроты, координации движений, ориентировке в пространстве, силы.
ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
тестовые и контрольные упражнения
(общероссийская система мониторинга «Физкультурный паспорт»
к.п.н. Тяпин А.Н. ЦОМОФВ МДО апробированы с 2005г.)
Физическая подготовленность 10 класс.
Физические упражнения | юноши девушки | |||||
уровень | ||||||
в | с | н | в | с | н | |
Бег на 30 м, с | 4,5 | 4,6 | 4,9 | 4,8 | 5,0 | 5,4 |
Бег на 60 м, с | 8,4 | 9,0 | 9,8 | 9,4 | 9,8 | 10,0 |
Сгибание и разгибание рук в упоре | 6 | 5 | 4 | 4 | 3 | 2 |
Сгибание и разгибание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, локти в стороны, ноги согнуты под углом 900, стопы на полу. (кол-во раз за 30сек) | 25 | 24 | 22 | 23 | 22 | 20 |
«Челночный бег» 3x10 м, с | 7,6 | 8,0 | 8,6 | 8,2 | 8,7 | 9,3 |
Шестиминутный бег, м | 1550 | 1400 | 1250 | 1450 | 1250 | 1000 |
Прыжок в длину с места, см | 222 | 212 | 182 | 210 | 204 | 178 |
Наклон вперед из положения сидя | 10 | 8 | 6 | 14 | 11 | 8 |
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата |
1 | Правила техники безопасности во время занятий функциональным тренингом. | |
2 | Самоконтроль при занятиях функциональным тренингом | |
3 | Антропометрические измерения | |
4 | Компонентный состав тела человека | |
5 | Оценка физического состояния организма. | |
6 | Программы функционального тренинга. | |
7 | Общеразвивающие упражнения для развития подвижности в суставах. Приложение 1. | |
8 | Упражнения и комплексы на мышцы верхних и нижних конечностей, Приложение 1. | |
9 | Упражнения и комплексы на мышцы спины и груди Приложение 1. | |
10 | Упражнения на развитие силы (силовой выносливости) Приложение 2 | |
11 | Упражнения на развитие общей выносливости. Приложение 3. | |
12 | Упражнения на развитие быстроты и ловкости. Приложение 4. | |
13 | Упражнения с использованием сопротивления собственного веса. Приложение 5. | |
14 | Упражнения на развитие гибкости и баланса. Приложение 6. | |
15 | Функциональный тренинг. С неустойчивой опорой. Упражнения в парах. Приложение 7. | |
16 | Упражнения с использованием гантелей. Приложение 8. | |
17 | Упражнения с использованием фит – бола. Приложение 9. | |
18 | Функциональный тренинг с полотенцем. Приложение 10. | |
19 | Упражнения с использованием степ – платформы. Приложение 11. | |
20 | Комплексы упражнений на развитие физических качеств. | |
21 | Комплексы упражнений по коррекции нарушений осанки | |
22 | Комплексы для поддержания массы тела и коррекции фигуры. | |
23 | Чередование динамических и статических упражнений. | |
24 | Составление комплексов из изученных упражнений | |
25 | Составление комплексов из изученных упражнений | |
26 | Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью элементарных функциональных проб. | |
27 | Круговая тренировка. Приложение 12. | |
29 | Упражнения на силовых тренажерах. | |
30 | Интервальный тренинг. Приложение 13. | |
31 | Протокол Табата. Приложение 14. | |
32 | Элементы «Кроссфита». Приложение 15. | |
33 | Элементы «Кроссфита» | |
34 | Антропометрические измерения |
Список литературы:
- 1. Лисицкая Т.С. Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе. Частные методики. – М.: Федерация аэробики России, 2002. – 216 с.
- Делавье Фредерик. Анатомия силовых упражнений для мужчин и женщин. - Рипол Классик:2013,- 144 с.
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена : основы теории и методики воспитания [Текст] / В. М. Зациорский. 3-е изд. – М. : Советский спорт, 2009 – 200 с. : ил. (Серия «Спорт без границ»).
- Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциколопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А. В. Карасева. – М.: Лептос, 1994. – 368 с.
- Шихи К. Фитнес-терапия: Исчерпывающее руководство для тех, кт хочет сохранить силу и здоровье своего тела и преодолеть болезни. Пер. С англ. Гришин А. В. – М.: Терра-Спорт, 2001. – 216 с.; ил.
- Мирошников А.Б., Методология функционального тренинга // Персональный сайт Рината
Хисямова.– 2013.[Электронныйресурс].URL: http://www.khisyamov.ru/lib/articles/1188/ - Функциональный тренинг - SportWiki энциклопедия https://www.google.ru/search?ie=UTF-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета « адаптивная физическая культура» 2 «Б» класс ТУО
Рабочая программа...
Рабочая программа учебного предмета « адаптивная физическая культура» 3 «Б» класс ТУО
Рабочая программа...
Рабочая программа учебного предмета « адаптивная физическая культура» 4 «Б» класс ТУО
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Лечебная физическая культура» 9 класс Основное общее образование (ФГОС ООО)
Рабочая программа учебного курса по физической культуре для учащихсяспециальной медицинской группы с заболеванием опорно-двигательного аппарата. 9 класса разработана на основе: Федерального ...
ЛФК Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Лечебная физическая культура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям...
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся 5-6, 8-9 классов с ЗПР на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с задержкой психического развития (далее с ЗПР) для 5-6, 8-9 классов разработана на основе:- федерального гос...
Рабочая программа по предмету "Адаптивная физическая культура" для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г.
Рабочая программа по предмету "Адаптивная физическая культура" для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г....