Программа факультатива по волейболу
рабочая программа по физкультуре (11 класс) на тему

Апонина Алла Константиновна

Программа факультатива "ВОЛЕЙБОЛ" предназначена для специальностей "Технология машиностроения", "Сварочное производство", "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_voleyboll.doc237.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА

«Волейбол»

2015

Программа факультатива предназначена для специальностей 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация обслуживания и систем газоснабжения», 09.02.02 «Компьютерные сети», 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», 15.02.08 «Технология машиностроения», 22.02.06 «Сварочное производство», 38.02.02 «Страховое дело (по отраслям)».

Организация-разработчик: 

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский машиностроительный техникум»

Разработчик:

Апонина А.К. – преподаватель КГБ ПОУ « Хабаровский  машиностроительный  техникум».

«Рассмотрена и согласована»

ЦК «Гуманитарного и социально-экономического цикла»

Председатель ЦК________ Н.Н. Пейкова

Протокол № ____от «___»______________2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВА

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВА

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ФАКУЛЬТАТИВА

9

1. Паспорт программы факультатива

«Волейбол»

1.1. Область применения программы

Программа факультатива предназначена для специальностей 38.02.02 «Страховое дело», 15.02.08 «Технология машиностроения», 22.02.06 «Сварочное производство», 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», 09.02.02 «Компьютерные сети», 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» базового уровня подготовки».

1.2. Место факультатива в структуре программы в образовательном процессе:

В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, студенты приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.

Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в техникуме. Благодаря этому студенты смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Обучающиеся, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного масштаба.

Факультативная работа по волейболу входит в образовательную область «Физическая культура».

По своему воздействию спортивные игры, в том числе волейбол, являются наиболее комплексным и универсальным средством развития психомоторики человека. Специально подобранные упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных способностей.

1.3. Цели и задачи факультатива - требования к результатам освоения факультатива:

Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

Цель программы - углублённое изучение спортивной игры волейбол.

Основными задачами программы являются:

  • укрепление здоровья;
  • содействие правильному физическому развитию;
  • приобретение необходимых теоретических знаний;
  • овладение основными приемами техники и тактики игры;
  • воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
  • привитие студентам организаторских навыков;
  • повышение специальной, физической, тактической подготовки студентов по волейболу;
  • подготовка обучающихся к соревнованиям по волейболу.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы факультатива:

Максимальной объем нагрузки обучающегося 180 часов.

2. Структура и содержание факультатива

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

180

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

180


2.2. Тематический план в содержание факультатива «Волейбол»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Тема 1.1. История развития волейбола

Содержание

1

1

Становление волейбола как вида спорта Последовательность и этапы обучения волейболистов. Общие основы волейбола

Тема 1.2. Правила игры и методика судейства

Содержание

1

1

Правила игры и методика судейства соревнований. Эволюция правил игры по волейболу. Упрощенные правила игры. Действующие правила игры.

Тема 1.3. Техническая подготовка волейболиста

Содержание

4

1

Значение технической подготовки для повышения спортивного мастерства. Основные задачи технической подготовки.

2

Особенности проведения занятий в начальном периоде обучения технике. Всесторонняя физическая подготовка - необходимое условие успешного освоения техники в начальном периоде обучения.

3

Определения и исправления ошибок. Задачи тренировочного процесса.

4

Показатели качества спортивной техники (эффективность, экономичность, простота решения задач, помехоустойчивость). Основы совершенствования технической подготовки. Методы и средства технической подготовка

Тема 1.4. Техника игры в волейбол

Содержание

4

1

Взаимосвязь техники нападения и защиты в обучении и тренировке.

2

Ознакомление с техникой игры. Последовательность, методы, методические приемы при обучении и совершенствовании техники игры.  

3

Роль соревнований для проверки технической подготовки игроков. Нормативные требования и испытания по технической подготовке.  

4

"Техника игры, ее характеристика. Особенности современной техники волейбола, тенденции ее дальнейшего развития.  

5

Терминология.  Техника нападения, техника защиты. Взаимосвязь развития техники нападения и защиты.

Тема 1.5. Физическая подготовка

Содержание

3

1

Характеристика средств и методов, применяемых при проведении общеразвивающих, подготовительных, подводящих и специальных упражнений.

2

Подбор упражнений при составлении и проведении комплексов по физической подготовке.

3

Индивидуальный подход к занимающимся при решении задач физической подготовки.

Тема 1.6. Методика тренировки волейболистов

Содержание

5

1

Устойчивая, основная; статическая стартовая стойка; динамическая стартовая стойка.

2

Подбора и проведение упражнений для развития физических качеств.

3

Анализ средств и методов при обучении основным техническим приемам.

4

Виды упражнений и методы, применяемые при обучении.

5

Применение технических средств при обучении технике.

Изучение техники игры в волейбол техника нападения

Тема 1.7. Стартовые стойки 

Содержание

4

1

Устойчивая, основная; статическая стартовая стойка; динамическая стартовая стойка.

Тема 1.8. Освоение техники перемещений, стоек волейболиста в нападении.

Содержание

4

1

Техника стоек, перемещений волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с места).

Тема 1.9. Освоение техники перемещений, стоек волейболиста в защите

Содержание

4

1

Техника стоек, перемещений волейболиста в защите. Ходьба обычным шагом (бег), скрестным шагом (бег), приставным шагом (бег).  Выпады: вперед, в сторону.

Обучение техники подачи мяча

Тема 1.10. Обучение технике нижней прямой подачи

Содержание

4

1

Подводящие упражнения для обучения нижней прямой подаче; специальные упражнения для обучения нижней прямой подаче;

Тема 1.11. Обучение технике нижней боковой подачи

Содержание

6

1

Подводящие упражнения для обучения нижней боковой подаче; специальные упражнения для обучения нижней боковой подаче;

Тема 1.12. Обучение технике верхней прямой подачи

Содержание

4

1

Подводящие упражнения для обучения верхней прямой подаче; специальные упражнения для обучения верхней прямой подаче:

Тема 1.13. Обучение техники верхней боковой подаче

Содержание

4

1

Подводящие упражнения для обучения верхней боковой подаче; специальные упражнения для обучения верхней боковой подаче;

Тема 1.14. Обучение укороченной подачи

Содержание

6

1

Специальные упражнения для обучения укороченной подаче подача на точность;

Тема 1.15. Обучения технике верхних передач

Содержание

4

1

Техника передачи двумя сверху Техника передачи в прыжке над собой, назад

Тема 1.16. Обучения технике передач в прыжке (отбивание кулаком выше верхнего края сетки)

Содержание

6

1

Подводящие упражнения для обучения: с набивными мячами, с баскетбольными мячами;  специальные упражнения в парах на месте; специальные упражнения в парах с перемещением.

Тема 1.17. Обучение технике передач снизу

Содержание

4

1

Подводящие упражнения с набивными мячами;  имитационные упражнения с волейбольными мячами; специальные упражнения индивидуально у стены; специальные упражнения в группах через сетку; упражнения для обучения передаче одной снизу.

Тема 1.18. Обучение технике нападающих ударов

Содержание

10

1

Подводящие упражнения с набивным мячом; упражнения для обучения напрыгиванию; упражнения с теннисным мячом; упражнения для обучения замаху и удару по мячу; специальные упражнения у стены в опорном положении; специальные упражнения у стены.

Техника защиты

Тема 1.19. Обучение технике приема подач

Содержание

6

1

Упражнения для обучения перемещению игрока; имитационные упражнения с баскетбольными мячами по технике приема подачи (на месте, после перемещения); специальные упражнения в парах без сетки;

Тема 1.20. Обучение технике приема мяча с падением

Содержание

4

1

На спину, бедро-спину, набок, на голени, кувырок, на руки - грудь

Тема 1.21. Обучение технике блокирования (подвижное, неподвижное)

Содержание

6

1

Упражнения для обучения перемещению блокирующих игроков; имитационные упражнения по технике блокирования (на месте, после перемещения); имитационные упражнения по технике блокирования с баскетбольными мячами (в паре); специальные упражнения по технике блокирования через сетку (в паре); упражнения по технике группового блока (имитационные, специальные)

Изучение тактики игры в волейбол. Тактика нападения

Тема 1.22. Обучение и совершенствование индивидуальных действий

Содержание

6

1

Групповые взаимодействия. Характеристика командных действий в нападении. Условные названия тактических действий в нападении. Функции игроков.  Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. Определение эффективности игры в нападении игроков и команды в целом (короткие, средние, длинные), двумя с поворотом, без поворота одной рукой.

Тема 1.23. Обучение индивидуальным тактическим действиям

Содержание

6

1

При выполнении вторых передач, подбор упражнений, составление комплексов упражнений для развития быстроты перемещений

Тема 1.24. Обучение и совершенствование индивидуальных действий

Содержание

6

1

Групповые взаимодействия. Характеристика командных действий. Взаимодействие игроков. Определение эффективности игры в защите игроков и команды в целом.

Тема 1.24. Обучения индивидуальным тактическим действиям при выполнении первых передач на удар

Содержание

6

1

Обучение технике передаче в прыжке: откидке, отвлекающие действия при вторых передачах.  Подбора упражнений для воспитания быстроты ответных действий. Упражнения на расслабления и растяжения.  Обучение технике бокового нападающего удара, подаче в прыжке.  Подбор упражнений для совершенствования ориентировки игрока. Обучения тактике подач, подач в прыжке СФП.  Подбор упражнений для развития ловкости, гибкости.

Тема 1.25. Обучения тактике нападающих ударов

Содержание

6

1

Нападающий удар задней линии. СФП. Подбор упражнений для развития специальной силы.

Тема 1.26. Обучение индивидуальным тактическим действиям блокирующего игрока

Содержание

4

1

Упражнения для развития прыгучести. Нападающий удар толчком одной ноги. Учебная игра.

Тема 1.27. Обучение отвлекающим действиям при нападающем ударе

Содержание

6

1

Упражнения для развития гибкости. Обучение технико-тактическим действиям нападающего игрока (блок-аут).  Упражнения для развития силы (гантели, эспандер). Обучение переключению внимания и переходу от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот). Упражнения для развития быстроты перемещений.

Тема 1.28. Обучение групповым действиям в защите внутри линии и между линиями

Содержание

4

1

Подбор упражнений для воспитания прыгучести и прыжковой ловкости волейболиста.  Учебная игра.

Тема 1.29. Применение элементов гимнастики и акробатики в тренировке волейболистов

Содержание

6

1

Технико-тактические действия в защите при страховке игроком 6 зоны Учебная игра.

Тема 1.30. Применение элементов баскетбола в занятиях и тренировке волейболистов

Содержание

6

1

Технико-тактические действия в защите для страховки крайним защитником, свободным от блока.  Учебная игра.

Тема 1.31. Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме подач

Содержание

4

1

Обучение приему мяча от сетки. Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме нападающих ударов Развитие координации.  Учебная игра.

Тема 1.32. Обучения взаимодействиям нападающего и пасующего

Содержание

6

1

Передача мяча одной рукой в прыжке Учебная игра.

Тема 1.33. Обучение групповым действиям в нападении через игрока передней линии

Содержание

6

1

Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные нападающие удары).  Обучение групповым действиям в нападении через выходящего игрока задней линии.  Подбор упражнений для развития взрывной силы. Учебная игра.

Тема 1.34. Обучение командным действиям в нападении

Содержание

6

1

Учебная игра с заданием.

Тема 1.35. Обучение командным действиям в защите

Содержание

6

1

Учебная игра с заданием.

Тема 1.36. Техника безопасности на учебно-тренировочных занятиях и

соревнованиях

2

1

Техника безопасности на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях

Всего:

180


3. Условия реализации программы факультатива

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы факультатива требует наличия Спортивного зала.

Для проведения занятий в секции волейбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:

1. Сетка волейбольная - 2 шт.

2. Стойки волейбольные - 2 шт.

3. Гимнастические стенки - 6-8 шт.

4. Гимнастические скамейки - 3-4 шт.

5. Гимнастические маты - 3 шт.

6. Скакалки - 30 шт.

7. Мячи набивные (масса 1 кг) - 25 шт.

8. Резиновые амортизаторы - 25 шт.

9. Мячи волейбольные (для мини-волейбола) - 30 шт.

10. Рулетка-2 штуки.

11. Макет площадки с фишками - 2 комплекта.

  1. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:

1. Банников А.М., Костиков В.В. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). - Краснодар, 2001.

2. Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. - М., 1982 (ГНП), 1983 (УТГ), 1985 (ГСС).

3. Волейбол. / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.

4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978.

5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988.

6. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.

7. Железняк Ю.Д., Кунянский В. А. У истоков мастерства. - М., 1998.

8. Марков К.К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999.

9. Марков К.К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999.

10. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1999.

11. Настольная книга учителя физической культуры. / Под ред. Л. Б. Гофмана. - М., 1998.

12. Никитушкин В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта. - М., 1998.

13. Основы управления подготовкой юных спортсменов. / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М., 1982.

14. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1997.

15. Система подготовки спортивного резерва. - М., 1999.

16. Современная система спортивной подготовки. / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М., 1995.

17. Спортивная медицина: справочное издание. - М., 1999.

18. Спортивные игры. / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М., 2000.

19. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М., 1987.

20. Титова Т.М, Т.В.Степанова Волейбол. Развитие физических качеств и двигательных навыков в игре.. М, «Чистые пруды» 2006.

21.В.А.Лепешкин Волейбол в школе. Обучение тактики игры. М,2007 г.

22.А.В.Беляев Волейбол на уроке физической культуры. М.2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс

Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....

Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"

Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...

Адаптированная программа факультатива «Настольный теннис» по программе СК(О)У VIII вида

Рабочая программа составлена в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по физическому воспитанию под редакцией ...

КОНСПЕКТ УРОКА физической культуры по разделу программы «спортивные игры (волейбол)» для учащихся 4 класса, (9-10 лет) Тема урока: «Волейбол: Передача мяча двумя руками сверху»

Основные задачи: Образовательные задачи по формированию двигательных умений и навыков:-   Способствовать формированию навыка выполнения техники передачи мяча двумя руками сверху....