Программа факультатива по волейболу
рабочая программа по физкультуре (11 класс) на тему
Программа факультатива "ВОЛЕЙБОЛ" предназначена для специальностей "Технология машиностроения", "Сварочное производство", "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_voleyboll.doc | 237.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА
«Волейбол»
2015
Программа факультатива предназначена для специальностей 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация обслуживания и систем газоснабжения», 09.02.02 «Компьютерные сети», 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», 15.02.08 «Технология машиностроения», 22.02.06 «Сварочное производство», 38.02.02 «Страховое дело (по отраслям)».
Организация-разработчик:
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский машиностроительный техникум»
Разработчик:
Апонина А.К. – преподаватель КГБ ПОУ « Хабаровский машиностроительный техникум».
«Рассмотрена и согласована»
ЦК «Гуманитарного и социально-экономического цикла»
Председатель ЦК________ Н.Н. Пейкова
Протокол № ____от «___»______________2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВА | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВА | 5 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВА | 9 |
1. Паспорт программы факультатива
«Волейбол»
1.1. Область применения программы
Программа факультатива предназначена для специальностей 38.02.02 «Страховое дело», 15.02.08 «Технология машиностроения», 22.02.06 «Сварочное производство», 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», 09.02.02 «Компьютерные сети», 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» базового уровня подготовки».
1.2. Место факультатива в структуре программы в образовательном процессе:
В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, студенты приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в техникуме. Благодаря этому студенты смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Обучающиеся, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного масштаба.
Факультативная работа по волейболу входит в образовательную область «Физическая культура».
По своему воздействию спортивные игры, в том числе волейбол, являются наиболее комплексным и универсальным средством развития психомоторики человека. Специально подобранные упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных способностей.
1.3. Цели и задачи факультатива - требования к результатам освоения факультатива:
Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы - углублённое изучение спортивной игры волейбол.
Основными задачами программы являются:
- укрепление здоровья;
- содействие правильному физическому развитию;
- приобретение необходимых теоретических знаний;
- овладение основными приемами техники и тактики игры;
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
- привитие студентам организаторских навыков;
- повышение специальной, физической, тактической подготовки студентов по волейболу;
- подготовка обучающихся к соревнованиям по волейболу.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы факультатива:
Максимальной объем нагрузки обучающегося 180 часов.
2. Структура и содержание факультатива
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 180 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 180 |
2.2. Тематический план в содержание факультатива «Волейбол»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | |
1 | 2 | 3 | |
Тема 1.1. История развития волейбола | Содержание | 1 | |
1 | Становление волейбола как вида спорта Последовательность и этапы обучения волейболистов. Общие основы волейбола | ||
Тема 1.2. Правила игры и методика судейства | Содержание | 1 | |
1 | Правила игры и методика судейства соревнований. Эволюция правил игры по волейболу. Упрощенные правила игры. Действующие правила игры. | ||
Тема 1.3. Техническая подготовка волейболиста | Содержание | 4 | |
1 | Значение технической подготовки для повышения спортивного мастерства. Основные задачи технической подготовки. | ||
2 | Особенности проведения занятий в начальном периоде обучения технике. Всесторонняя физическая подготовка - необходимое условие успешного освоения техники в начальном периоде обучения. | ||
3 | Определения и исправления ошибок. Задачи тренировочного процесса. | ||
4 | Показатели качества спортивной техники (эффективность, экономичность, простота решения задач, помехоустойчивость). Основы совершенствования технической подготовки. Методы и средства технической подготовка | ||
Тема 1.4. Техника игры в волейбол | Содержание | 4 | |
1 | Взаимосвязь техники нападения и защиты в обучении и тренировке. | ||
2 | Ознакомление с техникой игры. Последовательность, методы, методические приемы при обучении и совершенствовании техники игры. | ||
3 | Роль соревнований для проверки технической подготовки игроков. Нормативные требования и испытания по технической подготовке. | ||
4 | "Техника игры, ее характеристика. Особенности современной техники волейбола, тенденции ее дальнейшего развития. | ||
5 | Терминология. Техника нападения, техника защиты. Взаимосвязь развития техники нападения и защиты. | ||
Тема 1.5. Физическая подготовка | Содержание | 3 | |
1 | Характеристика средств и методов, применяемых при проведении общеразвивающих, подготовительных, подводящих и специальных упражнений. | ||
2 | Подбор упражнений при составлении и проведении комплексов по физической подготовке. | ||
3 | Индивидуальный подход к занимающимся при решении задач физической подготовки. | ||
Тема 1.6. Методика тренировки волейболистов | Содержание | 5 | |
1 | Устойчивая, основная; статическая стартовая стойка; динамическая стартовая стойка. | ||
2 | Подбора и проведение упражнений для развития физических качеств. | ||
3 | Анализ средств и методов при обучении основным техническим приемам. | ||
4 | Виды упражнений и методы, применяемые при обучении. | ||
5 | Применение технических средств при обучении технике. | ||
Изучение техники игры в волейбол техника нападения | |||
Тема 1.7. Стартовые стойки | Содержание | 4 | |
1 | Устойчивая, основная; статическая стартовая стойка; динамическая стартовая стойка. | ||
Тема 1.8. Освоение техники перемещений, стоек волейболиста в нападении. | Содержание | 4 | |
1 | Техника стоек, перемещений волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с места). | ||
Тема 1.9. Освоение техники перемещений, стоек волейболиста в защите | Содержание | 4 | |
1 | Техника стоек, перемещений волейболиста в защите. Ходьба обычным шагом (бег), скрестным шагом (бег), приставным шагом (бег). Выпады: вперед, в сторону. | ||
Обучение техники подачи мяча | |||
Тема 1.10. Обучение технике нижней прямой подачи | Содержание | 4 | |
1 | Подводящие упражнения для обучения нижней прямой подаче; специальные упражнения для обучения нижней прямой подаче; | ||
Тема 1.11. Обучение технике нижней боковой подачи | Содержание | 6 | |
1 | Подводящие упражнения для обучения нижней боковой подаче; специальные упражнения для обучения нижней боковой подаче; | ||
Тема 1.12. Обучение технике верхней прямой подачи | Содержание | 4 | |
1 | Подводящие упражнения для обучения верхней прямой подаче; специальные упражнения для обучения верхней прямой подаче: | ||
Тема 1.13. Обучение техники верхней боковой подаче | Содержание | 4 | |
1 | Подводящие упражнения для обучения верхней боковой подаче; специальные упражнения для обучения верхней боковой подаче; | ||
Тема 1.14. Обучение укороченной подачи | Содержание | 6 | |
1 | Специальные упражнения для обучения укороченной подаче подача на точность; | ||
Тема 1.15. Обучения технике верхних передач | Содержание | 4 | |
1 | Техника передачи двумя сверху Техника передачи в прыжке над собой, назад | ||
Тема 1.16. Обучения технике передач в прыжке (отбивание кулаком выше верхнего края сетки) | Содержание | 6 | |
1 | Подводящие упражнения для обучения: с набивными мячами, с баскетбольными мячами; специальные упражнения в парах на месте; специальные упражнения в парах с перемещением. | ||
Тема 1.17. Обучение технике передач снизу | Содержание | 4 | |
1 | Подводящие упражнения с набивными мячами; имитационные упражнения с волейбольными мячами; специальные упражнения индивидуально у стены; специальные упражнения в группах через сетку; упражнения для обучения передаче одной снизу. | ||
Тема 1.18. Обучение технике нападающих ударов | Содержание | 10 | |
1 | Подводящие упражнения с набивным мячом; упражнения для обучения напрыгиванию; упражнения с теннисным мячом; упражнения для обучения замаху и удару по мячу; специальные упражнения у стены в опорном положении; специальные упражнения у стены. | ||
Техника защиты | |||
Тема 1.19. Обучение технике приема подач | Содержание | 6 | |
1 | Упражнения для обучения перемещению игрока; имитационные упражнения с баскетбольными мячами по технике приема подачи (на месте, после перемещения); специальные упражнения в парах без сетки; | ||
Тема 1.20. Обучение технике приема мяча с падением | Содержание | 4 | |
1 | На спину, бедро-спину, набок, на голени, кувырок, на руки - грудь | ||
Тема 1.21. Обучение технике блокирования (подвижное, неподвижное) | Содержание | 6 | |
1 | Упражнения для обучения перемещению блокирующих игроков; имитационные упражнения по технике блокирования (на месте, после перемещения); имитационные упражнения по технике блокирования с баскетбольными мячами (в паре); специальные упражнения по технике блокирования через сетку (в паре); упражнения по технике группового блока (имитационные, специальные) | ||
Изучение тактики игры в волейбол. Тактика нападения | |||
Тема 1.22. Обучение и совершенствование индивидуальных действий | Содержание | 6 | |
1 | Групповые взаимодействия. Характеристика командных действий в нападении. Условные названия тактических действий в нападении. Функции игроков. Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. Определение эффективности игры в нападении игроков и команды в целом (короткие, средние, длинные), двумя с поворотом, без поворота одной рукой. | ||
Тема 1.23. Обучение индивидуальным тактическим действиям | Содержание | 6 | |
1 | При выполнении вторых передач, подбор упражнений, составление комплексов упражнений для развития быстроты перемещений | ||
Тема 1.24. Обучение и совершенствование индивидуальных действий | Содержание | 6 | |
1 | Групповые взаимодействия. Характеристика командных действий. Взаимодействие игроков. Определение эффективности игры в защите игроков и команды в целом. | ||
Тема 1.24. Обучения индивидуальным тактическим действиям при выполнении первых передач на удар | Содержание | 6 | |
1 | Обучение технике передаче в прыжке: откидке, отвлекающие действия при вторых передачах. Подбора упражнений для воспитания быстроты ответных действий. Упражнения на расслабления и растяжения. Обучение технике бокового нападающего удара, подаче в прыжке. Подбор упражнений для совершенствования ориентировки игрока. Обучения тактике подач, подач в прыжке СФП. Подбор упражнений для развития ловкости, гибкости. | ||
Тема 1.25. Обучения тактике нападающих ударов | Содержание | 6 | |
1 | Нападающий удар задней линии. СФП. Подбор упражнений для развития специальной силы. | ||
Тема 1.26. Обучение индивидуальным тактическим действиям блокирующего игрока | Содержание | 4 | |
1 | Упражнения для развития прыгучести. Нападающий удар толчком одной ноги. Учебная игра. | ||
Тема 1.27. Обучение отвлекающим действиям при нападающем ударе | Содержание | 6 | |
1 | Упражнения для развития гибкости. Обучение технико-тактическим действиям нападающего игрока (блок-аут). Упражнения для развития силы (гантели, эспандер). Обучение переключению внимания и переходу от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот). Упражнения для развития быстроты перемещений. | ||
Тема 1.28. Обучение групповым действиям в защите внутри линии и между линиями | Содержание | 4 | |
1 | Подбор упражнений для воспитания прыгучести и прыжковой ловкости волейболиста. Учебная игра. | ||
Тема 1.29. Применение элементов гимнастики и акробатики в тренировке волейболистов | Содержание | 6 | |
1 | Технико-тактические действия в защите при страховке игроком 6 зоны Учебная игра. | ||
Тема 1.30. Применение элементов баскетбола в занятиях и тренировке волейболистов | Содержание | 6 | |
1 | Технико-тактические действия в защите для страховки крайним защитником, свободным от блока. Учебная игра. | ||
Тема 1.31. Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме подач | Содержание | 4 | |
1 | Обучение приему мяча от сетки. Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме нападающих ударов Развитие координации. Учебная игра. | ||
Тема 1.32. Обучения взаимодействиям нападающего и пасующего | Содержание | 6 | |
1 | Передача мяча одной рукой в прыжке Учебная игра. | ||
Тема 1.33. Обучение групповым действиям в нападении через игрока передней линии | Содержание | 6 | |
1 | Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные нападающие удары). Обучение групповым действиям в нападении через выходящего игрока задней линии. Подбор упражнений для развития взрывной силы. Учебная игра. | ||
Тема 1.34. Обучение командным действиям в нападении | Содержание | 6 | |
1 | Учебная игра с заданием. | ||
Тема 1.35. Обучение командным действиям в защите | Содержание | 6 | |
1 | Учебная игра с заданием. | ||
Тема 1.36. Техника безопасности на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях | 2 | ||
1 | Техника безопасности на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях | ||
Всего: | 180 |
3. Условия реализации программы факультатива
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы факультатива требует наличия Спортивного зала.
Для проведения занятий в секции волейбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:
1. Сетка волейбольная - 2 шт.
2. Стойки волейбольные - 2 шт.
3. Гимнастические стенки - 6-8 шт.
4. Гимнастические скамейки - 3-4 шт.
5. Гимнастические маты - 3 шт.
6. Скакалки - 30 шт.
7. Мячи набивные (масса 1 кг) - 25 шт.
8. Резиновые амортизаторы - 25 шт.
9. Мячи волейбольные (для мини-волейбола) - 30 шт.
10. Рулетка-2 штуки.
11. Макет площадки с фишками - 2 комплекта.
- Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
1. Банников А.М., Костиков В.В. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). - Краснодар, 2001.
2. Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. - М., 1982 (ГНП), 1983 (УТГ), 1985 (ГСС).
3. Волейбол. / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.
4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978.
5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988.
6. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.
7. Железняк Ю.Д., Кунянский В. А. У истоков мастерства. - М., 1998.
8. Марков К.К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999.
9. Марков К.К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999.
10. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1999.
11. Настольная книга учителя физической культуры. / Под ред. Л. Б. Гофмана. - М., 1998.
12. Никитушкин В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта. - М., 1998.
13. Основы управления подготовкой юных спортсменов. / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М., 1982.
14. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1997.
15. Система подготовки спортивного резерва. - М., 1999.
16. Современная система спортивной подготовки. / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М., 1995.
17. Спортивная медицина: справочное издание. - М., 1999.
18. Спортивные игры. / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М., 2000.
19. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М., 1987.
20. Титова Т.М, Т.В.Степанова Волейбол. Развитие физических качеств и двигательных навыков в игре.. М, «Чистые пруды» 2006.
21.В.А.Лепешкин Волейбол в школе. Обучение тактики игры. М,2007 г.
22.А.В.Беляев Волейбол на уроке физической культуры. М.2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс
Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....
Рабочая программа факультатива «Избранные вопросы информатики» 11 класс
Рассматриваются вопросы ЕГЭ 11 класс....
Программа факультатива «Избранные вопросы информатики»
Рассматриваются вопросы ЕГЭ 10 класс...
Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"
Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...
Адаптированная программа факультатива «Настольный теннис» по программе СК(О)У VIII вида
Рабочая программа составлена в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по физическому воспитанию под редакцией ...
Разработка открытого урока по физической культуре для учащихся 5-го класса Раздел программы: Спортивные игры. Волейбол. Тема: Правила игры в волейбол. Техника верхней и нижней передачи. Техника нижней прямой подачи.
Раздел программы: Спортивные игры. Волейбол.Тема: Правила игры в волейбол. Техника верхней и нижней передачи. Техника нижней прямой подачи....
КОНСПЕКТ УРОКА физической культуры по разделу программы «спортивные игры (волейбол)» для учащихся 4 класса, (9-10 лет) Тема урока: «Волейбол: Передача мяча двумя руками сверху»
Основные задачи: Образовательные задачи по формированию двигательных умений и навыков:- Способствовать формированию навыка выполнения техники передачи мяча двумя руками сверху....