программа по корригирующей гимнастике
рабочая программа по физкультуре на тему
программа по корригирующей гимнастике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_korrigiruyushchey_gimnastike.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
утверждаю согласовано рассмотрено
Директор школы Заместитель директора на заседании м/о
Комчадалов В.В. школы по НМР
____________________ ____________________ протокол
№____от__________20__г.
«___»__________20__г. «___»__________20___г. Руководитель М/О
_______________________
Программа внеурочной
Спортивно – оздоровительной
деятельности
(корригирующая гимнастика
Для учащихся 1-4 классов)
Турковой Эльвиры Фанисовны
МБОУ СОШ №1
Г.Алдан
Пояснительная записка
В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растет количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности в состоянии опорно – двигательного аппарата. В связи с этим укрепление здоровья детей является одной из важнейших для задач учителей и родителей, особенно профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
При традиционной организации учебного процесса, сидячая рабочая поза учащегося, является основной и это требует специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушения опорно – двигательного аппарата. Среди мер по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, таких как подбор мебели, обуви и одежды, своевременный отдых, важная роль относится организации двигательного режима ребенка. Но немаловажную роль играют физические упражнения корригирующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени. Эти занятия должны быть регулярными, только тогда они будут иметь результат.
Особенно необходимы занятия оздоровительной физической культурой учащимися начальной школы. Ведь начало обучения в школе связано с резкой сменой двигательного режима, ребенок длительное время пребывает в сидячей позе, в сниженной двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать это за счет корригирующих упражнений.
Известно, что профилактика нарушений осанки и плоскостопия должна проводится среди учащихся всех медицинских групп. Однако традиционный программный материал в основном предназначен для детей специальной медицинской группы. Особенность данной программы состоит в том, что предусматривает широкое использование на занятиях со школьниками спортивных упражнений, что способствует эмоциональности занятий, а значит повышает их эффективность. В качестве спортивных упражнений предлагается использовать наиболее доступны упражнения художественной гимнастики, они имеют ярко выраженный оздоровительный эффект, техника их выполнения способствует развитию мускулатуры и требует поддержания правильной осанки. Чтобы повысить интерес и мотивацию к занятиям, нужно использовать контрольные испытания и участие в показательных выступлениях(на физкультурных праздниках, праздниках здоровья и других мероприятиях)
Кроме того, для повышения эмоциональности занятия в программе используется и психорегулирующие упражнения, самоконтроль и самооценка физического и эмоционального состояния. Освоение приемов самоконтроля влияет на развитие внимания, что в свою очередь позволяет эффективней выполнять саморегуляцию и способствует повышению работоспособности.
Помимо задач физического и психического оздоровления, программа решает задачи и духовно – нравственного воспитания. Нынешнее подрастающее поколение ослаблено не только физически, но и с точки зрения нравственности, неодаптированно к трудностям реальной жизни. В жизненные ориентиры современных школьников, как правило, не входят трудолюбие, целеустремленность, упорство, без которых невозможно двигаться дальше. Данная программа предусматривает привитие важных социальных ценностей, таких как любовь и уважение ко всему живому – к природе, людям и к самому себе. Это в свою очередь влияет на чистоту помыслов и поступков, формирует чувство ответственности.
Таким образом, целями реализации программы внеурочной – оздоровительной деятельности являются:
1. Помощь в освоении школьниками основных социальных норм.
2. Передача школьникам необходимых знаний о здоровом образе жизни и профилактике отклонений в состоянии здоровья.
3. Воспитание у школьников гуманного отношения к людям, ко всему живому.
4. Воспитание сознательного отношения к занятиям и повышение мотивации к ним, воспитание волевых качеств, настойчивости, дисциплинированности.
5. Формирование правильной осанки и рационального дыхания.
6. Укрепление мышечного корсета и мышечно-связочного аппарата стоп, укрепление дыхательной мускулатуры.
7. Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.
Программа ориентирована на младших школьников и имеет общий объем 102 часа.
Наполняемость групп, занимающихся корригирующей гимнастикой 10 – 15 человек.
Программа может быть реализована в работе учителя как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей.
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов | Количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы аудиторных активных занятий |
1 | Вводное занятие(правила техники безопасности) | 1 | 1 | _ |
2 | Теоретические сведения(основы знаний) | 6 | 6 | _ |
2.1 | Здоровье человека и влияние на него физических упражнений | 2 | 2 | _ |
2.2 | Влияние питание на здоровье | 2 | 2 | _ |
2.3 | Гигиенические и этические нормы | 2 | 2 | _ |
3 | Общая физическая подготовка | 21 | _ | 21 |
3.1 | Упражнения в ходьбе и беге | 4 | _ | 4 |
3.2 | Упражнения для плечевого пояса и рук | 4 | _ | 4 |
3.3 | Упражнения для ног | 4 | _ | 4 |
3.4 | Упражнения для туловища | 5 | _ | 5 |
3.5 | Комплексы общеразвивающих упражнений | 4 | _ | 4 |
4 | Специальная физическая подготовка | 54 | 2 | 52 |
4.1 | Формирование навыков правильной осанки | 14 | 2 | 12 |
4.2 | Укрепление мышечного корсета | 12 | _ | 12 |
4.3 | Укрепление мышечно – связочного аппарата стопы и голеги | 10 | _ | 10 |
4.4 | Упражнения на равновесие | 6 | _ | 6 |
4.5 | Упражнения на гибкость | 7 | _ | 7 |
4.6 | Акробатические упражнения | 5 | _ | 5 |
5 | Дыхательные упражнения | 4 | 1 | 3 |
6 | Упражнения на расслабление | 3 | 1 | 2 |
7 | Самоконтроль и саморегуляция | 4 | 1 | 3 |
8 | Самомассаж и взаимомассаж | 3 | 1 | 2 |
9 | Контрольные испытания и показательные выступления | 6 | _ | 6 |
9.1 | Физкультурный праздник | 3 | _ | 3 |
9.2 | Праздник здоровья | 3 | _ | 3 |
Всего | 102 | 13 | 89 |
Содержание
Раздел 1. Вводное занятие (правила техники безопасности 1 час)
Правила техники безопасности. Правила подбора и хранения инвентаря.
Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний 16ч)
2.1 Здоровье человека и влияние на него физических упражнений(2ч). Здоровье физическое. Психическое, душевное. Здоровый образ жизни и мысли. Потребность в движении тела как выражение потребности души.
2.2 Влияние питания на здоровье(2ч).
Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника. Формирование ценностного отношения к еде и воде как связи человека и природы.
2.3 Гигиенические и этические нормы(2ч).
Гигиенические нормы(гигиенические процедуры до и после занятий, в повседневной жизни, уход за спортивной формой, за повседневной одеждой, за инвентарем). Этические нормы(нормы поведения на занятиях, до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с товарищами, помощь начинающим и отстающим, бесконфликтное поведение на занятиях и в повседневной жизни). Взаимосвязь гигиенических и этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на занятиях).
Раздел 3. Общая физическая подготовка (21ч)
3.1 Упражнения в ходьбе и беге (4ч).
Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, на пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полуприседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра; с захлестом голени; боком приставным и скрестным шагом; спиной вперед; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа.
3.2 Упражнения для плечевого пояса и рук (4ч).
На месте в различных исходных положениях; в движении; с предметами (скакалками, палками, мячами, обручами); с партнером.
3.3 Упражнения для ног (4ч).
На месте в различных и.п.; у опоры; в движении; с предметами; с партнером.
3.4 Упражнения для туловища (5ч).
На месте в различных и.п. (стоя, сидя, лежа, на животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами; с партнером.
3.5 Комплексы общеразвивающих упражнений (4ч).
На месте в различных и.п.; с чередованием и.п.; у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Формирование эстетического вкуса и проявление творческих способностей посредством самостоятельного составления комплексов ОРУ (под музыкальное сопровождение).
Раздел 4. Специальная физическая подготовка (54ч).
4.1 Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж (14ч).
Упражнения в различных и.п.; у стены; у зеркала; с закрытыми глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем; с предметами. Навык красивой походки и потребность в ней. Осанка. Походка и имидж.
4.2 Укрепление мышечного корсета (12ч).
Упражнения на месте в различных и.п. (стоя, сидя, лежа на спине, на животе. На боку); с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами); с партнером.
4.3 Укрепление мышечно – связочного аппарата стопы и голени (10ч).
Упражнения у опоры; в движении; с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами).
4.4 Упражнения на равновесие (6ч).
На месте в различных и.п. туловища (вертикальных, наклонных); на носках; с поворотами; в движении; с предметами (палками, скакалками, мячами. Обручами); с партнером. Взаимосвязь равновесия физического и психического.
4.5 Упражнения на гибкость (7ч).
Воспитание гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, выворотности в плечевых суставах с помощью упражнений на растягивание: на месте в различных и.п. (стоя, сидя, лежа); у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Психологические факторы гибкости (отсутствие психоэмоционального напряжения).
4.6 Акробатические упражнения (5ч).
Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки, стойка на руках у стены, соединение элементов. Психологические факторы освоения акробатических упражнений: преодоление чувства страха.
Раздел 5. Дыхательные упражнения (4ч).
Упражнения стоя, сидя. В передвижении; упражнения на согласование движений и дыхания4 упражнения с задержкой и усилением дыхания; упражнения на развитие носового дыхания; упражнения на развитие различных типов дыхания (грудной тип, брюшной, полное дыхание); комплексы дыхательных упражнений. Формирование ценностного отношения к дыханию: дыхание – акт единения с природой.
Раздел 6. Упражнения на расслабление (3ч).
Упражнения в различных и.п. (лежа, сидя, стоя), в передвижении; активные и пассивные упражнения; упражнения с партнером.
Раздел 7. Самоконтроль и психорегуляция(4ч).
Самоконтроль по общей двигательной активности и самочувствию, частоте и глубине дыхания, по голосу и речи, по особенностям поведения. Психорегуляция (снятие психоэмоционального напряжения. Мобилизация). Способы психорегуляции (двигательнве, дыхательные, комбинированные).
Раздел 8. Самомассаж и взаимомассаж (3ч).
Назначение массажа (снятие усталости, эмоционального напряжения, подготовка организма к выполнению предстоящей деятельности); показания и противопоказания к применению; гигиенические требования к проведению массажа; приемы массажа в различных и.п. массируемого (лежа, сидя, стоя); массаж различных мышечных групп; активные и пассивные приемы массажа.
Раздел 9. Контрольные испытания и показательные выступления (6ч).
9.1 Физкультурный праздник (3ч).
1 вариант (мероприятие общешкольного масштаба). Показательные выступления. Групповое или сольное выступление с демонстрацией под музыку комплексов гимнастических упражнений (с предметами и без). Демонстрация отдельных упражнений общефизической подготовки или технических элементов в качестве образца для подражания.
2 вариант (мероприятие для начальной школы: соревнуются только занимающиеся или занимающиеся с незанимающимися). Соревнования по физической подготовке и простейшим элементам гимнастики (с предметами и без). Можно предложить выступающим следующие тесты на физическую подготовленность:
- гибкость позвоночника: наклон вперед из положения сидя;
- гибкость (выворотность) – силовая выносливость мышц туловища: в положении лежа на животе удержание туловища, разогнутого под углом 45градусов;
- сила мышц ног: прыжок в длину с места;
- силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положении лежа на спине удержание ног, согнутых под углом 45 градусов в тазобедренных суставах;
- проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закрытыми глазами или на носке одной ноги с открытыми глазами;
- комплексное тестирование координации движений, скоросной выносливости, силы мышц ног6 прыжки через скакалку до ошибки или отказа испытуемого.
9.2 Праздник здоровья (3ч).
1 вариант (мероприятие общешкольного масштаба). Конкурсы по корригирующей гимнастике и здорового образа жизни, на которых выполняются задания, связанные как с физическими упражнениями оздоровительного характера, так и с творческими способностями ( рисунки, стихи, рассказы и т.д), выражающими отношения к занятиям ЗОЖ. Постановки сценок на тему ЗОЖ. Возможны семейные конкурсы.
2 вариант (мероприятие для начальной школы). Показательные сольные и групповые выступления с демонстрацией гимнастических комплексов оздоровительной направленности (на осанку, на укрепление мышечного корсета, на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, на развитие вестибулярной устойчивости, на развитие гибкости).
Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной спортивно – оздоровительной деятельности ребенка (корригирующая гимнастика) распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение ребенком социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни) : приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и психогигиены, о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения; о принятых в обществе нормах отношения к природе, окружающим людям; об ответственности за поступки. Слова и мысли, за свое физическое и душевное здоровье; о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности) : развитие ценностного отношения ребенка к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, животным, растениям, деревьям, воде и т.д.
3. Результаты третьего уровня (приобретение ребенком опыта самостоятельного действия) : приобретение школьником опыта спортивно – оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших, опыта самообслуживания, самооздоровления и самосовершенствования, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности для 1-4 классов " Корригирующая гимнастика"
Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательног...
Программа по внеурочной деятельности «Корригирующая гимнастика»
В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, имеет место рост количества детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности - в состоянии опор...
рабочая программа внеурочной деятельности КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА 1 класс
программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления для учащихся 1 класса...
Программа дополнительного образования"Корригирующая гимнастика".
Наши дети…Сколько радости и надежд связано с ними. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотели бы, чтобы они росли здоровыми. Весь вопрос в том, как этого добиться, не прибегая к лекарства...
Программа по корригирующей гимнастики
Программа по корригирующей гимнастики...
Программа по корригирующей гимнастике для обучающихся 5 - 10 классов
Программа по корригирующей гимнастике для обучающихся 5 - 10 классов с заболеванием опорно - двигательного аппарата ...
Рабочая программа кружка "Корригирующая гимнастика"
Цель программы спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика) – укрепление здоровья учащихся, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма. Программа вн...