Пешеходный туризм
рабочая программа по физкультуре на тему

Бутлеровская Эльвира Мансуровна

Учебный план первого года занятий предусматривают обучение ребят азбуке туризма – сообщение основных сведений о своем крае, элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах. На занятиях используются в основном фронтальные и индивидуальные формы организации учебного процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peshehodnyy_turizm.doc246.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция детского и юношеского туризма и экскурсий»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

«Рассмотрено»

на заседании методического совета СДЮТиЭ

протокол № ____от «____» __________20____г.

«Утверждаю»

Директор СДЮТиЭ

______________И.А.Малышев

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Пешеходный туризм»

первого года обучения

объединение «Пешеходный туризм»

воспитанников младшего и среднего школьного возраста

Составила:

педагог дополнительного

образования

Э.М. Бутлеровская

г. Нижнекамск

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • Учебного плана МБОУ ДОД «СДЮТиЭ»;
  • Типовых требований к образовательным программам дополнительного образования;
  • Положения о рабочей программе педагога МБОУ ДОД «СДЮТиЭ»;
  • Типовой образовательной программы для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ «Туризм и краеведение. Юные туристы. Пешеходный туризм»

Согласно учебному плану рабочая программа для объединения «Пешеходный туризм» предусматривает обучение в объеме 4  часа в неделю, 144  часа в год.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены теоретические и практические занятия. Предусмотрены походы выходного дня, соревнования по направленности, тренировки на местности.

       Для текущего тематического контроля и оценивания знаний предусмотрены соревнования. Курс завершает мероприятие  по обобщению и систематизации знаний в форме туристско-краеведческого слета.

      Система занятий ориентирована не только на передачу «готовых знаний», но и на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Целью рабочей программы является – физическое воспитание детей, привитие любви к труду и умения трудиться, приобретение ребятами необходимых военно-прикладных навыков.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

- удовлетворить естественную потребность учащихся  в непосредственном познании мира, своего края;

- ознакомить детей с приемами вязания узлов, их применение;

- формировать  знания по технике туризма, спортивному ориентированию;

- научить работать в коллективе;

- создать условия для творческого развития детей;

- развивать  внимательность, зрительную и механическую память, глазомер, логическое мышление;

В объединении могут заниматься дети  8 классов. Задача педагога - пробудить интерес детей к занятиям туризмом, применяя на занятиях различные формы и методы обучения.

Учебный план первого года занятий предусматривают обучение ребят азбуке туризма – сообщение основных сведений о своем крае, элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах. На занятиях используются в основном фронтальные и индивидуальные формы организации учебного процесса.

Тематический план

на 1 год обучения

№ п.п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теория

Практические занятия

В помещении

На местности

1.

Виды туризма и их особенности.

4 часа в неделю

2

2

2.

Родной край. Охрана природы.

8

2

2

4

3.

Организация и проведение похода.

18

4

4

10

4.

Туристское снаряжение.

18

6

12

5.

Топографическая подготовка.

12

6

4

2

6.

Ориентирование в походе.

6

2

2

2

7.

Первая доврачебная помощь. Гигиена туриста.

6

2

4

8.

Питание в походе.

6

2

2

2

9.

Спортивная подготовка туриста. Преодоление препятствий.

12

2

8

2

10.

Подготовка к соревнованиям и походам

16

4

10

2

11.

Участие в походах и соревнованиях.

40

12

28

Итого:

        4 часа в неделю

 

144

Программа

1-го года обучения

  1. ВИДЫ ТУРИЗМА И ИХ ОСОБЕННОСТИ

Виды туризма: водный, горный, лыжный, спелеотуризм, велотуризм, пешеходный, альпинизм. Виды походов. Особенности пеших походов. Нормативы значков «Юный турист России», «Турист России» и разрядных требований по спортивному туризму и спортивно-туристскому многоборью.

  1.       РОДНОЙ КРАЙ. ОХРАНА ПРИРОДЫ

История и охрана родного края. Краеведческая работа в походе. Климат, растительность, животный мир, памятные исторические места. Памятники истории и культуры. Охрана природы. Закон об охране природы.

Практическое занятия. Знакомство с картой родного края. «Путешествие» по карте. Ведение дневника, описание участков пути, фотографирование. Сообщения о достопримечательных местах, проведение краеведческой викторины.

  1.       ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОХОДА  

Правила организации и проведения туристских походов на территории России и стран СНГ. Инструкция по организации и проведению туристских  походов и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ.

Разработка и изучение маршрута, характеристика района. Подбор группы, распределение обязанностей в группе, расчет питания, подбор и подготовка снаряжения. Оформление походной документации, получение разрешения на выход в поход.

Как проводить учебно-тренировочный поход: примерный распорядок дня, организация движения, привалов и ночлегов, приготовление пищи.

Практическое занятие. Разработка маршрутов и планов- графиков учебно-тренировочных походов, подготовка маршрутной документации. Подготовка снаряжения. Контрольные сборы.

Движение цепочкой, режим туриста - пешеходника, разбивка бивака, разведение костра.

  1.        ТУРИСТСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ

Снаряжение для пешего похода: личное, групповое и специальное. Требования к снаряжению: легкость, прочность, удобство в использовании и переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста-пешеходника. Распределение группового снаряжения. Правила укладки рюкзака.

Виды и устройство палаток. Уход за снаряжением и его ремонт.

Практические занятия. Получение и распределение группового снаряжения, укладка рюкзаков, установка палатки.

  1.       ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Знакомство с топографическими знаками и картой. Масштаб и его виды. Пользование числовым и линейным масштабами. Курвиметр. Преобразование числового масштаба в линейный. Измерение расстояний по карте. Практика в чтении топографической карты. Условные знаки спортивных карт.

Практические занятия. Зарисовка топографических знаков или местных предметов (ориентиров) во время движения, чтение топографической карты, топографический диктант и его разбор.

  1.      ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПОХОДЕ

Стороны горизонта. Устройство и использование компаса. Азимут. Определение азимута по карте и на местности. Азимутальный ход.

Определение сторон горизонта по солнцу и местным признакам. Ориентирование карт по компасу.

Виды соревнований по спортивному ориентированию. Виды спортивных карт.

Практические занятия. Ориентирование на местности по карте и компасу, определение азимута. Определение сторон горизонта при помощи компаса и другими способами. Движение группы по заданному азимуту на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.

Тренировки и участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.

  1. ПЕРВАЯ        ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ. ГИГИЕНА ТУРИСТА.

 

Личная гигиена туриста. Гигиенические требования к одежде, обуви, посуде. Содержание походной аптечки. Характерные заболевания и травмы в пешем походе. Самоконтроль туриста. Доврачебная помощь пострадавшему в походе: наложение повязок и шин, переноска пострадавшего.

Практические занятия. Оказание доврачебной помощи при различных травмах, транспортировка «пострадавшего».

  1. ПИТАНИЕ В ПОХОДЕ.

Понятие о калорийности продуктов. Значение разнообразия питания. Примерный набор продуктов. Нормы расхода продуктов в походе. Расфасовка, упаковка и переноска продуктов. Учет продуктов в походе. Водно-солевой режим. Простейшие способы очистки и обеззараживания воды. Пополнение пищевых запасов в пути: рыбная ловля, сбор ягод, грибов. Ядовитые растения.

Практические занятия. Составление походного меню и подбор продуктов. Приготовление пищи на костре.

  1. СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА ТУРИСТА. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ.

Физическая и морально-волевая подготовка туриста. Упражнения для укрепления и развития рук и плечевого пояса, мышц шеи, туловища, ног.

Естественные и искусственные препятствия. Способы их преодоления. Веревки, карабины и страховочные системы. Применение веревки и альпенштока в туристских походов. Основные узлы, применяемые в пешеходном туризме. Виды соревнований по спортивно-туристскому многоборью.

Практические занятия. Разучивание комплекса упражнений для общего физического развития. Тренировки и участие  в соревнованиях.

  1. ПОДГОТОВКА К СОРВНОВАНИЯМ И ПОХОДАМ.

        Правила организации и проведения туристских путешествий. Инструкция по организации и проведению туристских походов. Задачи туристских соревнований. Организация соревнований. Положение о соревнованиях. Порядок проведения соревнования, информация о его ходе. Обеспечение безопасности.

Тактика работы команды на различных соревнованиях.

Практические занятия. Установка палатки.

  1. УЧАСТИЕ В ПОХОДАХ И СОРЕВНОВАНИЯХ

                Соревнования по парковому ориентированию. Соревнования по вязанию узлов. Соревнования по технике туризма. Конкурс по туризму. Туристско-краеведческий слет учащихся. Походы выходного дня.

Перечень знаний, умений, навыков

1-го года обучения

Учащиеся должны знать:

- правила техники безопасности;

- терминологию пешеходного туризма;

- правила прохождения этапов.

Учащиеся должны уметь:

- читать топографические, спортивные карты;

- ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты, компаса и по различным особенностям местных предметов;

- ставить палатку, разводить костер, готовить пищу;

- оказывать первую доврачебную помощь.

Этапы педагогического контроля

1-го года обучения

Сроки

Какие знания, умения, навыки контролируются

Форма проведения

октябрь

Условные обозначения.

Соревнования по парковому ориентированию

ноябрь

Туристские узлы.

Соревнования по вязанию туристских узлов

декабрь

Техника туризма.

Соревнования по технике туризма

февраль

Техника туризма, топографические знаки, ориентирование

Конкурс по туризму

май

Проверка знаний и умений за год.

Участие в туристско-краеведческом слете.

Календарно-тематический план на 2013-2014 учебный год

1 год обучения

п/п

Наименование темы

Количество часов

Планиру-емая дата

Фактичес-кая дата

Всего

Теория

Практика

1

Комплектование группы, распределение обязанностей в группе, расчет питания, подбор и подготовка снаряжения. Техника безопасности

2

2

3.09

2

 История и охрана родного края. Краеведческая работа в походе, климат, растительность, животный мир.

2

1

1

6.09

3

Памятники  истории и культуры. Закон об охране природы. Знакомство с картой родного края.

2

1

1

10.09

4

Виды туризма и их особенности. Нормативы туристских значков и разрядные требования по спортивному туризму.

2

2

13.09

5

Знакомство с топографическими знаками и картой.

2

1

1

17.09

6

Масштаб и его виды. Практика в чтении топографической карты.

2

1

1

20.09

7

Стороны горизонта. Азимут. Устройство компаса.

2

1

1

24.09

8

Условные знаки спортивных карт.

2

1

1

27.09

16

9

Зарисовка топографических знаков, ориентиров во время движения.

2

2

1.10

10

Виды соревнований по спортивному ориентированию.

2

1

1

4.10

11

Топографический диктант и его разбор.

2

2

8.10

12

Естественные и искусственные препятствия  и способы их преодоления.

2

1

1

11.10

13

Веревки, карабины и страховочные системы.

2

1

1

17.10

14

Соревнование по спортивному ориентированию.

4

4

24.10

15

Основные узлы, применяемые в туризме.

2

1

1

29.10

16

16

Узел «пр. восьмёрка», «австрийский», «шкотовый».

2

2

1.11

17

Узел «булинь», «стремя», «брамшкотовый».

2

2

12.11

18

Узел «грейпвайн», «схватывающий», «двойной проводник».

2

2

15.11

19

Узел «академический», «удавка», «пустышка».

2

2

19.11

20

Поход выходного дня.

8

8

24.11

16

21

Этапы соревнований по технике туризма. Спуск и подъем спортивным способом.

2

2

3.12

22

Соревнования по тур. узлам.

4

4

5.12

23

Этапы соревнований по технике туризма. Спуск и подъем спортивным способом.

2

1

1

10.12

24

Навесная переправа.

2

2

13.12

25

Переправа по бревну «маятник».

2

2

17.12

26

Параллельные перила.

2

2

20.12

27

Траверс склона.

2

2

24.12

16

28

Снаряжение туриста: личное и групповое.

2

1

1

14.01

29

Требования к снаряжению.

2

2

17.01

30

Правила укладки рюкзака.

2

2

21.01

31

Виды и устройство палатки, установка палатки.

2

2

24.01

Туристская группа в походе. Обеспечение безопасности в походе.

2

2

28.01

32

Питание в походе.

2

1

1

31.01

12

33

Простейшие способы очистки и обеззараживания воды. Водно-солевой режим.

2

2

4.02

34

Соревнования по технике туризма.

4

4

6.02

35

Пополнение пищевых запасов  в походе. Ядовитые растения.

2

2

14.02

36

Личная  гигиена туриста. Содержание походной аптечки.

2

2

18.02

37

Доврачебная помощь пострадавшему. Профилактика обморожений в зимнем походе.

2

1

1

21.02

38

Устройство бивака. Виды костров. Распределение обязанностей в группе.

2

1

1

25.02

39

Разучивание комплекса упражнений для общего физического развития.

2

2

28.02

16

40

Тренировки по спортивно-туристкому многоборью.

2

4.03

41

Этапы соревнований по технике туризма.

2

2

11.03

42

Поход выходного дня (лыжный).

8

2

14.03

43

Конкурс по туризму.

4

4

20.03

16

44

Положение о туристско-краеведческом слете. Порядок проведения соревнования.

2

2

1.04

45

Обеспечение безопасности на соревнованиях. Охрана природы.

2

2

4.04

46

Комплекс упражнений для общего физического развития.

2

2

8.04

47

Тренировки по спортивно-туристкому многоборью.

2

2

11.04

48

Этапы соревнований по технике туризма. Соблюдение правил экологической безопасности.

2

2

15.04

49

Волевые качества туриста, контрольные физические нормативы.

2

2

18.04

50

Подготовка к конкурсной программе.

2

2

22.04

51

Физическая и морально-волевая подготовка туриста.

2

25.04

16

52

Распределение обязанностей на туристско-краеведческом слете.

1

1

6.05

53

Техническая и краеведческая подготовка туриста.

2

1

1

13.05

54

Подготовка к туристско-краеведческому слету. Тренировка.

16.05

55

Туристско- краеведческий слет.

16

16

17,18.05

56

Итоговое занятие. Определение юношеских разрядов.

1

1

23.05

20

Всего

144

49

95

Используемая литература

  1. Бардин К.В. Азбука туризма: (О технике пешеходных путешествий). Пособие для учителей, руководителей турист. походов со школьниками. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981, - 205 с., илл.
  2. Желудкова Т.Н. безопасность туристских походов со школьниками (рекомендации руководителю походов), 1994.
  3. Константинов Ю.С.  Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие-М. ФЦДЮТиК, 2006 г. – 600 с., илл.
  4. Константинов Ю.С., куликов В.М. Педагогика школьного туризма: учебно-методическое пособие, 2-е изд., дополненное. М.: ФЦДЮТиК, 2006, 208с.
  5. Минхаиров Ф.Ф. Турист на дистанции. В помощь начинающему тренеру. – 2-е изд.-Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 148 с.
  6. Ривкин Е.Ю. Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2001. – 80 с.
  7. Князькина Е.П. Методическое сопровождение к программе «Пешеходный туризм». – КАЗАНЬ: ЗАО «Новое знание», 2006. – 76 с.
  8. Рожин А.А. Организация тренировок по технике пешеходного туризма. Методические рекомендации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Пешеходный туризм» деятельности туристской группы «Ирбис»

Программа дополнительного образования по курсу «Пешеходный туризм» нацелена  на главный ориентир современной школы -  воспитание полноценной личности: акт...

Техника пешеходного туризма

Переправа по параллельным веревкам...

Техника пешеходного туризма в условиях зала

Снаряжение для Техники Пешеходного Туризма в условиях зала......

Введение в "Пешеходный туризм"

Разработка вводного занятия в рамках курса "Пешеходный туризм"....

Программа и поурочное планирование туристического кружка для 6-8 классов "Пешеходный туризм и спортивное ориентирование"

Программа «Спортивное ориентирование» и «пешеходный туризм», предназначенная для детей 13-16 лет, разработана на основе министерской программы «Туризм и краеведение» и предусматривает приобретение нео...

Программа и поурочное планирование туристического кружка для 6-8 классов "Пешеходный туризм и спортивное ориентирование"

Программа «Спортивное ориентирование» и «пешеходный туризм», предназначенная для детей 13-16 лет, разработана на основе министерской программы «Туризм и краеведение» и предусматривает приобретение нео...

адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"

в программе размещены все необходимые сведения для работы...