Пешеходный туризм
рабочая программа по физкультуре на тему
Учебный план первого года занятий предусматривают обучение ребят азбуке туризма – сообщение основных сведений о своем крае, элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах. На занятиях используются в основном фронтальные и индивидуальные формы организации учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peshehodnyy_turizm.doc | 246.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Станция детского и юношеского туризма и экскурсий»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» на заседании методического совета СДЮТиЭ протокол № ____от «____» __________20____г. | «Утверждаю» Директор СДЮТиЭ ______________И.А.Малышев |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Пешеходный туризм»
первого года обучения
объединение «Пешеходный туризм»
воспитанников младшего и среднего школьного возраста
Составила:
педагог дополнительного
образования
Э.М. Бутлеровская
г. Нижнекамск
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Учебного плана МБОУ ДОД «СДЮТиЭ»;
- Типовых требований к образовательным программам дополнительного образования;
- Положения о рабочей программе педагога МБОУ ДОД «СДЮТиЭ»;
- Типовой образовательной программы для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ «Туризм и краеведение. Юные туристы. Пешеходный туризм»
Согласно учебному плану рабочая программа для объединения «Пешеходный туризм» предусматривает обучение в объеме 4 часа в неделю, 144 часа в год.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены теоретические и практические занятия. Предусмотрены походы выходного дня, соревнования по направленности, тренировки на местности.
Для текущего тематического контроля и оценивания знаний предусмотрены соревнования. Курс завершает мероприятие по обобщению и систематизации знаний в форме туристско-краеведческого слета.
Система занятий ориентирована не только на передачу «готовых знаний», но и на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Целью рабочей программы является – физическое воспитание детей, привитие любви к труду и умения трудиться, приобретение ребятами необходимых военно-прикладных навыков.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
- удовлетворить естественную потребность учащихся в непосредственном познании мира, своего края;
- ознакомить детей с приемами вязания узлов, их применение;
- формировать знания по технике туризма, спортивному ориентированию;
- научить работать в коллективе;
- создать условия для творческого развития детей;
- развивать внимательность, зрительную и механическую память, глазомер, логическое мышление;
В объединении могут заниматься дети 8 классов. Задача педагога - пробудить интерес детей к занятиям туризмом, применяя на занятиях различные формы и методы обучения.
Учебный план первого года занятий предусматривают обучение ребят азбуке туризма – сообщение основных сведений о своем крае, элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах. На занятиях используются в основном фронтальные и индивидуальные формы организации учебного процесса.
Тематический план
на 1 год обучения
№ п.п | Наименование темы | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практические занятия | |||
В помещении | На местности | ||||
1. | Виды туризма и их особенности. 4 часа в неделю | 2 | 2 | ||
2. | Родной край. Охрана природы. | 8 | 2 | 2 | 4 |
3. | Организация и проведение похода. | 18 | 4 | 4 | 10 |
4. | Туристское снаряжение. | 18 | 6 | 12 | |
5. | Топографическая подготовка. | 12 | 6 | 4 | 2 |
6. | Ориентирование в походе. | 6 | 2 | 2 | 2 |
7. | Первая доврачебная помощь. Гигиена туриста. | 6 | 2 | 4 | |
8. | Питание в походе. | 6 | 2 | 2 | 2 |
9. | Спортивная подготовка туриста. Преодоление препятствий. | 12 | 2 | 8 | 2 |
10. | Подготовка к соревнованиям и походам | 16 | 4 | 10 | 2 |
11. | Участие в походах и соревнованиях. | 40 | 12 | 28 | |
Итого: 4 часа в неделю
| 144 |
Программа
1-го года обучения
- ВИДЫ ТУРИЗМА И ИХ ОСОБЕННОСТИ
Виды туризма: водный, горный, лыжный, спелеотуризм, велотуризм, пешеходный, альпинизм. Виды походов. Особенности пеших походов. Нормативы значков «Юный турист России», «Турист России» и разрядных требований по спортивному туризму и спортивно-туристскому многоборью.
- РОДНОЙ КРАЙ. ОХРАНА ПРИРОДЫ
История и охрана родного края. Краеведческая работа в походе. Климат, растительность, животный мир, памятные исторические места. Памятники истории и культуры. Охрана природы. Закон об охране природы.
Практическое занятия. Знакомство с картой родного края. «Путешествие» по карте. Ведение дневника, описание участков пути, фотографирование. Сообщения о достопримечательных местах, проведение краеведческой викторины.
- ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОХОДА
Правила организации и проведения туристских походов на территории России и стран СНГ. Инструкция по организации и проведению туристских походов и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ.
Разработка и изучение маршрута, характеристика района. Подбор группы, распределение обязанностей в группе, расчет питания, подбор и подготовка снаряжения. Оформление походной документации, получение разрешения на выход в поход.
Как проводить учебно-тренировочный поход: примерный распорядок дня, организация движения, привалов и ночлегов, приготовление пищи.
Практическое занятие. Разработка маршрутов и планов- графиков учебно-тренировочных походов, подготовка маршрутной документации. Подготовка снаряжения. Контрольные сборы.
Движение цепочкой, режим туриста - пешеходника, разбивка бивака, разведение костра.
- ТУРИСТСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ
Снаряжение для пешего похода: личное, групповое и специальное. Требования к снаряжению: легкость, прочность, удобство в использовании и переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста-пешеходника. Распределение группового снаряжения. Правила укладки рюкзака.
Виды и устройство палаток. Уход за снаряжением и его ремонт.
Практические занятия. Получение и распределение группового снаряжения, укладка рюкзаков, установка палатки.
- ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Знакомство с топографическими знаками и картой. Масштаб и его виды. Пользование числовым и линейным масштабами. Курвиметр. Преобразование числового масштаба в линейный. Измерение расстояний по карте. Практика в чтении топографической карты. Условные знаки спортивных карт.
Практические занятия. Зарисовка топографических знаков или местных предметов (ориентиров) во время движения, чтение топографической карты, топографический диктант и его разбор.
- ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПОХОДЕ
Стороны горизонта. Устройство и использование компаса. Азимут. Определение азимута по карте и на местности. Азимутальный ход.
Определение сторон горизонта по солнцу и местным признакам. Ориентирование карт по компасу.
Виды соревнований по спортивному ориентированию. Виды спортивных карт.
Практические занятия. Ориентирование на местности по карте и компасу, определение азимута. Определение сторон горизонта при помощи компаса и другими способами. Движение группы по заданному азимуту на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.
Тренировки и участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.
- ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ. ГИГИЕНА ТУРИСТА.
Личная гигиена туриста. Гигиенические требования к одежде, обуви, посуде. Содержание походной аптечки. Характерные заболевания и травмы в пешем походе. Самоконтроль туриста. Доврачебная помощь пострадавшему в походе: наложение повязок и шин, переноска пострадавшего.
Практические занятия. Оказание доврачебной помощи при различных травмах, транспортировка «пострадавшего».
- ПИТАНИЕ В ПОХОДЕ.
Понятие о калорийности продуктов. Значение разнообразия питания. Примерный набор продуктов. Нормы расхода продуктов в походе. Расфасовка, упаковка и переноска продуктов. Учет продуктов в походе. Водно-солевой режим. Простейшие способы очистки и обеззараживания воды. Пополнение пищевых запасов в пути: рыбная ловля, сбор ягод, грибов. Ядовитые растения.
Практические занятия. Составление походного меню и подбор продуктов. Приготовление пищи на костре.
- СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА ТУРИСТА. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ.
Физическая и морально-волевая подготовка туриста. Упражнения для укрепления и развития рук и плечевого пояса, мышц шеи, туловища, ног.
Естественные и искусственные препятствия. Способы их преодоления. Веревки, карабины и страховочные системы. Применение веревки и альпенштока в туристских походов. Основные узлы, применяемые в пешеходном туризме. Виды соревнований по спортивно-туристскому многоборью.
Практические занятия. Разучивание комплекса упражнений для общего физического развития. Тренировки и участие в соревнованиях.
- ПОДГОТОВКА К СОРВНОВАНИЯМ И ПОХОДАМ.
Правила организации и проведения туристских путешествий. Инструкция по организации и проведению туристских походов. Задачи туристских соревнований. Организация соревнований. Положение о соревнованиях. Порядок проведения соревнования, информация о его ходе. Обеспечение безопасности.
Тактика работы команды на различных соревнованиях.
Практические занятия. Установка палатки.
- УЧАСТИЕ В ПОХОДАХ И СОРЕВНОВАНИЯХ
Соревнования по парковому ориентированию. Соревнования по вязанию узлов. Соревнования по технике туризма. Конкурс по туризму. Туристско-краеведческий слет учащихся. Походы выходного дня.
Перечень знаний, умений, навыков
1-го года обучения
Учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности;
- терминологию пешеходного туризма;
- правила прохождения этапов.
Учащиеся должны уметь:
- читать топографические, спортивные карты;
- ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты, компаса и по различным особенностям местных предметов;
- ставить палатку, разводить костер, готовить пищу;
- оказывать первую доврачебную помощь.
Этапы педагогического контроля
1-го года обучения
Сроки | Какие знания, умения, навыки контролируются | Форма проведения | |||
октябрь | Условные обозначения. | Соревнования по парковому ориентированию | |||
ноябрь | Туристские узлы. | Соревнования по вязанию туристских узлов | |||
декабрь | Техника туризма. | Соревнования по технике туризма | |||
февраль | Техника туризма, топографические знаки, ориентирование | Конкурс по туризму | |||
май | Проверка знаний и умений за год. | Участие в туристско-краеведческом слете. | |||
Календарно-тематический план на 2013-2014 учебный год
1 год обучения
п/п | Наименование темы | Количество часов | Планиру-емая дата | Фактичес-кая дата | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Комплектование группы, распределение обязанностей в группе, расчет питания, подбор и подготовка снаряжения. Техника безопасности | 2 | 2 | 3.09 | ||
2 | История и охрана родного края. Краеведческая работа в походе, климат, растительность, животный мир. | 2 | 1 | 1 | 6.09 | |
3 | Памятники истории и культуры. Закон об охране природы. Знакомство с картой родного края. | 2 | 1 | 1 | 10.09 | |
4 | Виды туризма и их особенности. Нормативы туристских значков и разрядные требования по спортивному туризму. | 2 | 2 | 13.09 | ||
5 | Знакомство с топографическими знаками и картой. | 2 | 1 | 1 | 17.09 | |
6 | Масштаб и его виды. Практика в чтении топографической карты. | 2 | 1 | 1 | 20.09 | |
7 | Стороны горизонта. Азимут. Устройство компаса. | 2 | 1 | 1 | 24.09 | |
8 | Условные знаки спортивных карт. | 2 | 1 | 1 | 27.09 | |
16 | ||||||
9 | Зарисовка топографических знаков, ориентиров во время движения. | 2 | 2 | 1.10 | ||
10 | Виды соревнований по спортивному ориентированию. | 2 | 1 | 1 | 4.10 | |
11 | Топографический диктант и его разбор. | 2 | 2 | 8.10 | ||
12 | Естественные и искусственные препятствия и способы их преодоления. | 2 | 1 | 1 | 11.10 | |
13 | Веревки, карабины и страховочные системы. | 2 | 1 | 1 | 17.10 | |
14 | Соревнование по спортивному ориентированию. | 4 | 4 | 24.10 | ||
15 | Основные узлы, применяемые в туризме. | 2 | 1 | 1 | 29.10 | |
16 | ||||||
16 | Узел «пр. восьмёрка», «австрийский», «шкотовый». | 2 | 2 | 1.11 | ||
17 | Узел «булинь», «стремя», «брамшкотовый». | 2 | 2 | 12.11 | ||
18 | Узел «грейпвайн», «схватывающий», «двойной проводник». | 2 | 2 | 15.11 | ||
19 | Узел «академический», «удавка», «пустышка». | 2 | 2 | 19.11 | ||
20 | Поход выходного дня. | 8 | 8 | 24.11 | ||
16 | ||||||
21 | Этапы соревнований по технике туризма. Спуск и подъем спортивным способом. | 2 | 2 | 3.12 | ||
22 | Соревнования по тур. узлам. | 4 | 4 | 5.12 | ||
23 | Этапы соревнований по технике туризма. Спуск и подъем спортивным способом. | 2 | 1 | 1 | 10.12 | |
24 | Навесная переправа. | 2 | 2 | 13.12 | ||
25 | Переправа по бревну «маятник». | 2 | 2 | 17.12 | ||
26 | Параллельные перила. | 2 | 2 | 20.12 | ||
27 | Траверс склона. | 2 | 2 | 24.12 | ||
16 | ||||||
28 | Снаряжение туриста: личное и групповое. | 2 | 1 | 1 | 14.01 | |
29 | Требования к снаряжению. | 2 | 2 | 17.01 | ||
30 | Правила укладки рюкзака. | 2 | 2 | 21.01 | ||
31 | Виды и устройство палатки, установка палатки. | 2 | 2 | 24.01 | ||
Туристская группа в походе. Обеспечение безопасности в походе. | 2 | 2 | 28.01 | |||
32 | Питание в походе. | 2 | 1 | 1 | 31.01 | |
12 | ||||||
33 | Простейшие способы очистки и обеззараживания воды. Водно-солевой режим. | 2 | 2 | 4.02 | ||
34 | Соревнования по технике туризма. | 4 | 4 | 6.02 | ||
35 | Пополнение пищевых запасов в походе. Ядовитые растения. | 2 | 2 | 14.02 | ||
36 | Личная гигиена туриста. Содержание походной аптечки. | 2 | 2 | 18.02 | ||
37 | Доврачебная помощь пострадавшему. Профилактика обморожений в зимнем походе. | 2 | 1 | 1 | 21.02 | |
38 | Устройство бивака. Виды костров. Распределение обязанностей в группе. | 2 | 1 | 1 | 25.02 | |
39 | Разучивание комплекса упражнений для общего физического развития. | 2 | 2 | 28.02 | ||
16 | ||||||
40 | Тренировки по спортивно-туристкому многоборью. | 2 | 4.03 | |||
41 | Этапы соревнований по технике туризма. | 2 | 2 | 11.03 | ||
42 | Поход выходного дня (лыжный). | 8 | 2 | 14.03 | ||
43 | Конкурс по туризму. | 4 | 4 | 20.03 | ||
16 | ||||||
44 | Положение о туристско-краеведческом слете. Порядок проведения соревнования. | 2 | 2 | 1.04 | ||
45 | Обеспечение безопасности на соревнованиях. Охрана природы. | 2 | 2 | 4.04 | ||
46 | Комплекс упражнений для общего физического развития. | 2 | 2 | 8.04 | ||
47 | Тренировки по спортивно-туристкому многоборью. | 2 | 2 | 11.04 | ||
48 | Этапы соревнований по технике туризма. Соблюдение правил экологической безопасности. | 2 | 2 | 15.04 | ||
49 | Волевые качества туриста, контрольные физические нормативы. | 2 | 2 | 18.04 | ||
50 | Подготовка к конкурсной программе. | 2 | 2 | 22.04 | ||
51 | Физическая и морально-волевая подготовка туриста. | 2 | 25.04 | |||
16 | ||||||
52 | Распределение обязанностей на туристско-краеведческом слете. | 1 | 1 | 6.05 | ||
53 | Техническая и краеведческая подготовка туриста. | 2 | 1 | 1 | 13.05 | |
54 | Подготовка к туристско-краеведческому слету. Тренировка. | 16.05 | ||||
55 | Туристско- краеведческий слет. | 16 | 16 | 17,18.05 | ||
56 | Итоговое занятие. Определение юношеских разрядов. | 1 | 1 | 23.05 | ||
20 | ||||||
Всего | 144 | 49 | 95 |
Используемая литература
- Бардин К.В. Азбука туризма: (О технике пешеходных путешествий). Пособие для учителей, руководителей турист. походов со школьниками. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981, - 205 с., илл.
- Желудкова Т.Н. безопасность туристских походов со школьниками (рекомендации руководителю походов), 1994.
- Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие-М. ФЦДЮТиК, 2006 г. – 600 с., илл.
- Константинов Ю.С., куликов В.М. Педагогика школьного туризма: учебно-методическое пособие, 2-е изд., дополненное. М.: ФЦДЮТиК, 2006, 208с.
- Минхаиров Ф.Ф. Турист на дистанции. В помощь начинающему тренеру. – 2-е изд.-Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 148 с.
- Ривкин Е.Ю. Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2001. – 80 с.
- Князькина Е.П. Методическое сопровождение к программе «Пешеходный туризм». – КАЗАНЬ: ЗАО «Новое знание», 2006. – 76 с.
- Рожин А.А. Организация тренировок по технике пешеходного туризма. Методические рекомендации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Пешеходный туризм» деятельности туристской группы «Ирбис»
Программа дополнительного образования по курсу «Пешеходный туризм» нацелена на главный ориентир современной школы - воспитание полноценной личности: акт...
Техника пешеходного туризма
Переправа по параллельным веревкам...
Техника пешеходного туризма в условиях зала
Снаряжение для Техники Пешеходного Туризма в условиях зала......
Введение в "Пешеходный туризм"
Разработка вводного занятия в рамках курса "Пешеходный туризм"....
Программа и поурочное планирование туристического кружка для 6-8 классов "Пешеходный туризм и спортивное ориентирование"
Программа «Спортивное ориентирование» и «пешеходный туризм», предназначенная для детей 13-16 лет, разработана на основе министерской программы «Туризм и краеведение» и предусматривает приобретение нео...
Программа и поурочное планирование туристического кружка для 6-8 классов "Пешеходный туризм и спортивное ориентирование"
Программа «Спортивное ориентирование» и «пешеходный туризм», предназначенная для детей 13-16 лет, разработана на основе министерской программы «Туризм и краеведение» и предусматривает приобретение нео...
адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"
в программе размещены все необходимые сведения для работы...