Меры предупреждения травм на занятиях акробатикой
методическая разработка по физкультуре на тему

Харьковских Сергей Васильевич

 

1. Значение страховки.

2. Виды страховки и помощи.

3.  Причины травматизма и меры профилактики.

4. Основные требования к страховке и помощи.

5. Роль преподавателя в профилактике травматизма.

6. Страховка и помощь в акробатических прыжках.

7. Страховка и помощь в парно-групповых упражнениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mery_preduprezhdeniya_travm.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Федерация спортивной акробатики ХМАО-Югры

МБУ ЦСП «Спорт-Альтаир»

город Мегион

спортивный комплекс «Олимп»

Меры предупреждения травм  на занятиях акробатикой

Составил: Харьковских С.В.

Мегион-2014

План

1. Значение страховки.

2. Виды страховки и помощи.

3.  Причины травматизма и меры профилактики.

4. Основные требования к страховке и помощи.

5. Роль преподавателя в профилактике травматизма.

6. Страховка и помощь в акробатических прыжках.

7. Страховка и помощь в парно-групповых упражнениях.

ЛИТЕРАТУРА :

1. Спортивная акробатика. Учебник для институтов физической культуры.

     М., ФиС, 1981.

2. Акробатика. Учебник для институтов физической культуры.

     М. ФиС, 1981.

3. Коркин В.П. Парные и групповые упражнения для женщин.

     М. ФиС, 1976.

4. Коркин В.П. Групповая акробатика. М., ФиС, 1970

5. Коркин В.П. Парные акробатические упражнения.

     М., ФиС, 1968.

6. Николаев Ю.К. Сложные акробатические прыжки.

     М., ФиС, 1966.

7. Скакун В.А. Акробатические прыжки.

    Ставропольское книжное изд-во, 1990-220 с.

ЗНАЧЕНИЕ  СТРАХОВКИ

     Исполнение почти всех акробатических упражнений, как правило, связано с определенной опасностью и риском. Это способствует воспитанию у занимающихся смелости и решительности, ловкости и находчивости. Однако риск не должен причинять ущерба здоровью акробатов.

     Разнообразные вращения, балансирования, броски и ловля, составляющие содержание спортивной акробатики, требуют от занимающихся четкой и согласованной работы всех анализаторов. Так двигательный анализатор помогает ориентироваться в пространстве и времени, управлять усилиями мышц; вестибулярный - контролирует изменения положений тела в пространстве и способствует сохранению равновесия; зрительный - дает возможность получить представления об изучаемых элементах и проследить за направлением их выполнения.

     Акробатические упражнения выполняются в доли секунды. Они связаны с быстрыми чередованиями опорных и без опорных положений. Такая быстрая смена частей движения затрудняет формирование двигательных представлений и ощущений и заставляет отыскивать приемы, с помощью которых было бы лучше прочувствовать и понять основные компоненты движения. Такими приемами, которые способствуют успешному созданию двигательных представлений и ощущений, являются: предварительная двигательная настройка, фиксация отдельных деталей техники и помощи.

     Вместе с объяснением и показом разучиваемого упражнения, помощь позволяет акробату  быстрее понять и прочувствовать правильную технику, что способствует успешному формированию прочного двигательного навыка и динамического стереотипа. Однако чтобы научиться каким-либо двигательным действиям, недостаточно иметь даже самые  подробные представления о них. Необходимы практические попытки выполнения, в ходе которых уточняются полученные представления. Обычно, при первых самостоятельных попытках в работу включаются многие группы мышц, подчас не имеющих прямого  отношения к выполняемому двигательному действию. Целью приемов фиксации, двигательной настройки, помощи, как раз и является вовлечение в работу только нужных групп мышц, поскольку… "у акробата все его искусство сводится, в конце концов, лишь на умении управлять мышечными тягами в отношении каждого рабочего элемента в отдельности". (И.М.Сеченов "Очерки рабочих движений человека", 1901). Задача помощи в том, чтобы акробат получил наиболее правильные и точные ощущения, а также прочувствовал современность и интенсивность главных усилий, освоил ритм целостного движения. Т.Е. помощь дополняет то, что ученик еще не смог понять    и осознать сам. В этой связи страховка и помощь являются методическим приемом, который наиболее успешно решает вопросы обучения и совершенствования   в технике и вместе с тем гарантирует профилактику травматизма.

     На занятиях у акробатов старших разрядов страховка и помощь гораздо сложнее, чем это имеет место у новичков и спортсменов младших разрядов.

     Предельная собранность и внимательность  необходима при страховке акробатов-прыгунов, выполняющих сложнейшие двойные сальто с поворотами, тройные сальто, участников четверок, троек и пар во время пирамид. Особую сложность представляет страховка различных выпрыжек и соскоков в четверках.

     В практике работы не так уж редки случаи, когда тренер или страхующий неверно выбирает место для страховки или несвоевременно оказывает помощь. Причиной этому может быть плохое знание техники выполнения движений, неумелая страховка, а также невнимательность.

          Надежно страховать и помогать на занятиях акробатикой может лишь тренер хорошо знающий технику разучиваемых движений и владеющий эффективными приемами страховки.

     Очень важно правильно и своевременно выбирать место для страховки. Опытный тренер подметит незначительные неточности в действиях партнеров и своевременно поддержит покачнувшуюся пирамиду или встанет к месту возможного падения.

     Если акробат уверен в надежности страховки, он действует смело, выполняет даже самые рискованные упражнения свободно, с полной амплитудой.

     За последние годы исполнительское мастерство акробатов сделало громадный скачок вперед. Главной причиной такого бурного роста техники явилось   совершенствование методов обучения. Применение ряда средств, снижающих отрицательное влияние защитного рефлекса, сделали безопасными для выполнения сложнейшие акробатические упражнения.

    Таким образом, страховка и помощь из комплекса мероприятий, направленных на предупреждение травматизма, превратились в неотъемлемую часть методики обучения акробатов. В то же время следует отметить, что в ходе обучения страховка и помощь неразрывно связаны, но не тождественны. Помощь не является страховкой или ее элементом. Задача страховки - уберечь акробата от возможных повреждений. Помощь же - один из методических приемов обучения, способствующий быстрому и качественному освоению техники акробатических упражнений. Поэтому приемы помощи, избираемые преподавателем, предопределяются техникой упражнений, их структурными особенностями.

ВИДЫ СТРАХОВКИ И ПОМОЩИ

 1. Страховка - готовность тренера (партнера или страхующего), в случае неудачного выполнения упражнения, поддержать акробата, чтобы предотвратить падение или травму.

      Если упражнение выполняется успешно, страхующий не касается исполнителя, а внимательно наблюдает, готовый оказать поддержку в любой опасный момент.

2. Помощь - прием, при котором страхующий физически помогает выполнить упражнение. В этом случае главное не предупредить травму, а помочь быстрее освоить движение. Разумеется, при неудачном выполнении тренер поддержит акробата и не допустит падения.

     Оказывая помощь, не следует выполнять за ученика всю работу. Чем лучше освоено упражнение, тем меньше ему нужно помогать, а затем вообще прекратить помощь и перейти к страховке. Помощь можно применять при обучении отдельным деталям разучиваемого движения и для целостного освоения упражнения.

     Помощь может быть оказана: а) проводкой - когда акробата поддерживают на протяжении всего движения или комбинации движений (силовые и темповые входы, подрывные стойки, горизонтальные висы, упоры и т.д. в парно-групповых упражнениях; заднее, темповое, боковое и др. сальто и перевороты на месте; серии боковых, темповых сальто или переворотов в прыжках).

Проводку выполнять в темпе и ритме соответствующем правильной технике. Особенно большое значение приобретает проводка при соединении одиночных прыжков, когда ученики еще не могут самостоятельно выдерживать правильный темп на протяжении всей комбинации.

б) толчком и подкручиванием - эти приемы применяют, чтобы увеличить фазу полета, придать больше вращения  в требуемом направлении, либо изменить направление полета. Наиболее часто толчок и подкручивание  выполняются при обучении сальто, двойным сальто и тройным, сальто с многократными поворотами вокруг вертикальной оси.

в) остановкой и поддержкой - в парно-групповых упражнениях, чтобы предотвратить падение или вынужденный сход, зачастую бывает достаточно поддержать или не дать сойти с места одному из партнеров.

3. Самостраховка - умение акробата самостоятельно выходить из опасных положений при неудачном выполнении упражнений. В основном это умение падать так, чтобы не получить травмы. Для этого при падениях не подставлять руки, не отводить голову назад, а стараться уйти в кувырок вперед или назад, выполнить перекат, во время соскочить с падающей пирамиды и т.п.

ПРИЧИНЫ  ТРАВМАТИЗМА

     В акробатике борьбе с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ОДА) придается большое значение.

Причины и механизм возникновения травм отражены в многочисленных инструкциях и учебных пособиях. Там же даются и профилактические рекомендации, которые выполняются в практике работы вполне добросовестно.

Однако, несмотря на все эти меры предосторожности, травмы и заболевания ОДА продолжают существовать. Одни тренеры придерживаются порочной тенденции, смысл которой выражается фразой: "Спорт без травм не бывает". Другие считают, что травматизм имеет свои объективные причины и объясняют факт появления травм недостаточным знанием всех истинных причин и условий, которые лежат в основе их возникновения.

       В то же время роль условий возникновения патологического процесса отлична от роли причины. Причины всегда действуют не изолированно, а в конкретных условиях, выступающих, как совокупность целого ряда явлений.

     Все причины, порождающие травмы и заболевания ОДА можно разделить на внешние и внутренние (табл.1). Практическая необходимость в таком разделении причин вызвана тем, что всякая болезнь или травма есть результат изменения отношений между организмом и внешней средой. В этих взаимоотношениях свойства самого организма являются внутренней причиной возникновения болезни, а окружающая среда внешней причиной. Ведущей признается та, которая сыграла ведущую роль в развитии болезни.

     В акробатической практике внутренние (приобретенные) причины являются фоном, на котором проявляются внешние. Так, например, дискоординация движений, вызванная утомлением и др. является частой причиной неудачных приземлений, что может вызвать целый ряд внешних причин. Последние определяют качественные, специфические особенности той или иной травмы. Чаще всего травма происходит в результате совместного действия ряда причин, а не одной изолированной.

В большинстве случаев условия, вызванные организационными погрешностями в проведении занятий, способствуют проявлению внешних причин. В то же время недочеты, которые связаны с методическими ошибками, приводят к возникновению внутренних причин. Эти закономерности позволяют систематизировать и условия, способствующие развитию повреждений и заболеваний ОДА у спортсменов (табл.2).

Таблица 1  

Причины возникновения повреждений и заболеваний ОДА

у спортсменов (по Л.И.Мастеровому)

внешние      !         внутренние (эндогенные)

 экзогенные !            врожденные             !   приобретенные

_______________________________________________________

 1.механические      1.конституциональные         1.факторы, вызванные пере-

   факторы:                  типы реакций:                       напряжением

  а) давление              а)спазмофильный                а)при отрицательных уко-  

  б)натяжение            б)астенический                       рениях

  в)сгибание               в) нервно-                             б)при баллистич. движениях  

                         г)геморрагический            

2.физические          2. слабая  реактив-                 2.факторы,вызванные

   факторы:                 ность                                        переутомлением

  а)высокая

     температура

 б)низкая температура

3.прочие причины  3.прочие причины                 3.дискоординация движений

                                                                          вызванная:

                                                                        а)утомлением

                                                                        б)нетвердо освоенным навыком

  в)изменением двигательной

                                                                             задачи

                                                                        г) боязнью или самоуверенностью

  д) отвлечением внимания

  е) чрезмерным сосредоточением

                                                                             внимания

                                                                       4.прочие причины

                 

       Таблица 2

Условия, способствующие возникновению внешних и внутренних причин повреждений и заболеваний ОДА у спортсменов.

______________________________________________________

погрешности организационного  ! погрешности методического

              порядка                             !           порядка

1.Недостаточный учет состояния    1.Недостаточное внимание:

     материально-технического          а) к данным самоконтроля

     обеспечения мест занятий            б)к данным врачебного контроля

     и соревнований.                            

2.Пренебрежительное отношение    2.Недостаточное соблюдение дидакти-  

   к использованию защитных              ческих принципов:

   средств.                                             а)в общем направлении

3.Недооценка метеорологических    б)при обучении техническим приемам

    условий.                                           в)при проведении разминки

4.Недооценка санитарно-                  г) при выборе оптимальных интервалов

  гигиенических требований                 отдыха

5.Нарушение принципов                   д)при нецелесообразном использовании

   комплектования групп                       упражнений на «растягивание»

   занимающихся                                 е)при нецелесообразном использовании

6.Недисциплинированность                 упражнений «на силу»

   занимающихся                                3.Нерегулярные тренировки и другие  

7.Другие условия.                                 условия

_______________________________________________________

 Классификация условий показывает, что практически все обстоятельства, способствующие возникновению причин, являются результатом организационных или методических ошибок, которые допускаются при проведении занятий.

     Предупреждению травматических повреждений способствуют следующие организационные меры и мероприятия: освещение, отопление, вентиляция зала должны соответствовать существующим нормам.

Нельзя чрезмерно перегружать зал, т.к. это вызывает тесноту и загрязнение воздуха.

Не разрешается проводить занятия после 23 час., а соревнования позднее 24 часов.

Участники соревнований не должны быть заняты в соревнованиях более 4 часов в день.

     Площадки для четверок, троек и пар, акробатические дорожки нужно систематически чистить, покрышки стирать.

Если в зале пол скользкий, то места разбегов для акробатических прыжков нужно покрыть резиновой дорожкой, а трамплин и мостики для прыжков подбить резиной. Перед тренировкой необходимо убедиться, что поблизости нет посторонних предметов, которые могут помешать выполнению упражнений.

     В зале должны всегда быть аптечка, магнезия, канифоль и полотенца. Желательно, чтобы в часы занятий присутствовал дежурный врач или медсестра. Перед каждым занятием нужно обязательно проверять: исправность ручных и подвесных лонж (целостность тросов, отсутствие заедания в блоках при подтягивании лонжи, прочность барашков, за которые подвешивается лонжа, прочность резинового жгута и надежность прикрепления к нему пояса надеваемого на акробата); состояние трамплина, мостика, укладку дорожки для прыжков, площадок для парных и групповых упражнений.

    Для площадок и прыжковой дорожки нужны не слишком мягкие и не высокие, с ровной поверхностью, маты. Укладывать их нужно так, чтобы в местах соединений не было щелей. Нельзя также накладывать край одного мата на край другого.  Это может послужить причиной тяжелой травмы. Маты будут плотно и ровно лежать, если их сначала положить с незначительным нахлестом. Затем приподнять оба мата, упереть их торцами и прижать к полу. Поверх матов на прыжковую дорожку и площадки необходимо натянуть покрышку из плотной, желательно светлого цвета, материи. На покрышках нужно нашить широкую белую тесьму. Разметку середины и краев прыжковой дорожки.

     В последние годы все большее применение получают пружинящие прыжковые дорожки, изготовляемые из лыж, а также дорожки из латексной резины, резиновые, батутные, рессорные, которые позволяют быстрее осваивать прыжки высокой сложности. При растяжении голеностопных, коленных, плечевых, локтевых и лучезапястных суставов следует прекратить активные занятия до полного выздоровления. Однако в этих случаях акробат обязан посещать тренировки и выполнять доступные ему упражнения. Он может работать над развитием физических качеств, совершенствоваться в технике отдельных элементов или деталях техники. Не являться на тренировки  можно лишь при травмах и заболеваниях, требующих постельного режима. После выздоровления, на первых занятиях, сустав необходимо бинтовать эластичным бинтом, пока связки полностью не окрепнут.

Довольно частой причиной падения служит так называемое "передумывание". Прыгун, уже начав выполнять соединение, вдруг производит какие-то некоординированные движения и следует падение. Такие случаи имеют место даже у высококвалифицированных мастеров. Как правило, падение бывает на простых элементах, предшествующих тому сложному прыжку, к которому готовился акробат. Это имеет место, когда по ходу упражнения акробат начинает продумывать и контролировать детали выполнения. После таких падений, даже не связанных с травмой, иногда появляется неуверенность в действиях, порой страх, доходящий до того, что кроме разбега прыгун не может ничего сделать. В этих случаях нужно установить причину "передумывания". Затем, применяя предварительную настройку, обеспечив надежную страховку (лучше всего   в скользящей винтовой лонже),  заставить выполнить упражнение в медленном, по возможности, темпе. В последующих попытках увеличивать скорость выполнения,  доведя ее до требуемой. Потом перейти к выполнению со страховкой, самостоятельному выполнению на дополнительном слое поролона и только затем к выполнению на дорожке.

     Успех тренировки акробата во многом зависит от контроля за состоянием своего здоровья и общим самочувствием. Если акробат бодр и энергичен, то он быстрее овладеет техникой акробатических упражнений, увереннее выполнит новые, зачастую рискованные элементы и соединения.

     Акробат обязан соблюдать твердый распорядок дня, закалять свой организм, иметь соответствующую одежду и обувь.  Соблюдение определенного распорядка дня помогает успешно выполнять любую работу, хорошо заниматься  и тренироваться с наименьшей затратой сил.

     Одежда и обувь акробата должны соответствовать правилам соревнований. Нельзя носить пряжки, булавки, кольца, которые могут явиться причиной повреждений, особенно в парных и групповых упражнениях.

     Для защиты кожи от повреждений, которые могут нанести бросаемые ловящим (в парных и четверках), рациональнее надевать майку с рукавами и шорты. Майку снизу следует закрепить на петлях, чтобы во время упражнений она не выбивалась. Под шорты обязательно надевать плавки или хорошо подогнанные короткие трусики.

Весьма целесообразно для предохранения головы и ушей (при темповых упражнениях) надевать фетровую шапочку, закрывающую голову и уши. Женщинам удобнее всего тренироваться в купальнике. Лучшей обувью для прыгунов являются акробатические ботинки, хорошо защищающие голеностопные суставы.

     Занимающиеся в парах и четверках  также могут пользоваться акробатическими ботинками и чешками. Необходимо пользоваться предохранительными и защитными приспособлениями (наколенники, голеностопники, напульсники) в первые дни занятий, после вызванного травмой перерыва, во  избежание повторного повреждения.

     Для профилактики травматизма первостепенное значение имеет разминка, которая должна обеспечить подготовку ОДА к специфическим нагрузкам, связанными с резкими движениями, толчками, скручиваниями, быстрыми чередованиями условий полета и опоры. Возникающие во время тренировки перенапряжения мышц резко снижают кровообращение, ухудшают питание костей.

В ответ на перенапряжение возникают  хранительные реакции, которые приводят к снижению питания и образованию отрицательных трофических рефлексов. Развивающаяся дистрофия ткани снижает ее сопротивляемость, в результате  чего даже ничтожно малое механическое воздействие может вызвать нарушение целостности-травму.

     Исследованиями уточнено, что перенапряжения, а, следовательно, и недостаток питания, возникает в тех мышечных группах, которые осуществляют коррекцию, выполняя при этом работу удерживающего или тормозящего характера. У квалифицированных акробатов эта "тяжелая" координационная работа осуществляется сугубо автоматически. Именно поэтому затрудняется четкий субъективный контроль и спортсмен не всегда может заметить напряжения, которые в данный момент мышце не "по плечу". Фактически, спортсмен при автоматической деятельности не замечает перенапряжения со всеми отрицательными реакциями. Для того чтобы избежать перенапряжений мышц, а, следовательно, и суставов, необходимо проводить "разогревающую" часть разминки. С этой целью следует первоначально  исключить автоматическую работу. Разогревающую часть начинать  с упражнений, где мышцы производят "сознательную" динамическую работу. Под динамической работой биомеханики и физиологи подразумевают мышечную деятельность преодолевающего и уступающего характера. Такая работа лучше разогревает мышцы и этим она выгодно отличается от статической. Только после динамической работы мышца хорошо воспринимает статическую, которая преобладает в тренировке. В этой связи целесообразно комплекс разминки ограничить следующими упражнениями:

                   Примерный комплекс упражнений разогревающей части  

        разминки, основанной  на динамической работе мышц акробатов

_______________________________________________________

  содержание                        дозировка       метод. указания

_______________________________________________________

и.п. лежа на животе на полу                             выполнять в следующем порядке:

руки вверх                                                         1раз свободно,

1-2 поднять ноги и туловище      6-8 раз        2-с преодолением усилий партнера,

3-4 и.п.                                                                  кладущего ладони на спину и ноги

и.п.  лежа на спине на полу                                выполнять также свободно и пре-

        ноги врозь                             6-8 раз           одолевая сопротивление, партнер

1-2 прогнуться, поднимая                                  кладет ладони на живот

      таз                                            

3-4 и.п. руки на поясницу,                                 Начинать поглаживания, переходя к

      массаж                                    30-40"            к растиранию умеренной интенсив-

                                                                   ности.

_______________________________________________________

и.п. стоя, согнувшись, руки в стороны

1-2 поднимание рук назад                                чередовать: 1 повторение свободно,

                                                                  2-с сопротивлением партнер, кладу-

3-4 и.п.                                          6-8 раз          щего ладони на локтевой сустав.

И.П. то же                                                          Выполнять также, но партнер удер-

1-2 руки вверх                             4-6 раз          живает за локтевой сустав

3-4 руки вниз

и.п. руки на пояс                                             Чередовать: первые 8 счетов свободно,

1-8 вращение плеч вперед                              следующие с сопротивлением партне-

8-16 вращение плеч                    2-4 р.           ра, партнер кладет ладони на плечи

        назад                                        

__________________________________________________________

и.п. руки к плечам.                      8-12 раз

попеременные и одновременные

круги руками вперед, назад.

и.п. руки вниз, согнуты в                               с сопротивлением партнера, который

локтевых суставах.                                        удерживает за локти(умеренное усилие

1-8 руки вперед

9-16 руки назад

и.п. то же

1-8 руки в стороны                     6-8 раз        с сопротивлением партнера

9-16 и.п.

______________________________________________________

вращение в лучезапястном                            упражнения выполнять стоя, с одно-

суставе                                                             временными поочередными переката

1-4 внутрь                                   15-20"          с пятки на носок.

5-8 наружу

кисти рук в замок,                     20-25"          с умеренным усилием

круговое вращение

и.п. обхватить пальцами                               до повышения температуры участка

лучезапястный сустав,              25-30"          

массаж (круговое растирание)

сгибание, разгибание                                    упражнения выполнять на ходе или на

пальцев кисти                                                месте

а) попеременно                          15-20"          

б) одновременно                        15-20"

массаж                                        20-25"         поглаживания и растирания лучезапяст-

                                                              ного сустава и пальцев

                                                               

удары основанием ладони                           удары

левой руки по пальцам             15-20"

правой руки

то же, но с тыльной стороны  

кисти

______________________________________________________

и.п. руки на пояс                       10-12 раз    с сопротивлением, как бы вытирая

попеременное сгибание                               ступни о пол

голени

и.п. лежа на животе,                 10-12 раз    нога, лежащая сверху сначала служит

нога на ногу                                                  естественным отягощением, затем ока-

сгибание и разгибание в                              зывает сопротивление

коленном суставе                              

и.п. руки на пояс                      10-12 раз     свободно, без сопротивления о пол

сгибание голени                                

_______________________________________________________

и.п. сед,массаж передней         20-30"         поглаживание, растирание, выжимание

поверхности бедра                        

и.п. руки на пояс. Приседания 8-10 раз

и.п. сед ноги врозь. Массаж                      поглаживание, растирание

внутренней поверхности бедра

и.п. сед ноги врозь.                                     с сопротивлением  о пол

сведение, разведение                                 (с нарастающим сопротивлен.)

и.п. широкая стойка ноги        8-10 раз     с сопротивлением о пол

врозь, руки на пояс,                                   (с нарастающим сопротивл.)

приведение правой ноги к

левой, приведение левой ноги к правой.

_______________________________________________________

и.п.сед, правая стопа на          10-12 раз      стопа, лежащая сверху, оказывает

левой. Сгибание,                                           сопротивление с умеренным усилием

разгибание стоп                                

и.п. сед нога на ногу.             20-30"            наружной стороной пятки, ноги,

потирание                                                      лежащей сверху потирать наружную

                                                             поверхность голени.

                                                            Поочередно обе голени.

и.п. лежа на животе,               8-10 раз      Партнер удерживает за подошвенную

голень согнута                                            поверхность стопы и оказывает сопроти-

сгибание, разгибание                                 ление (с умеренным усилием)

в коленном суставе                          

__________________________________________________________                                                            

   

          Таким образом, чтобы правильно подготовить мышцы к тренировочным нагрузкам нужны упражнения динамического характера, связанные с преодолевающей и уступающей работой.

Эта работа способствует очень хорошему кровообращению и будет всегда оптимальной, т.к. управляется пирамидной системой. Поэтому до 20 повторений динамической работы на каждую мышцу, позволяет перейти на статический вид работы.

Применяемые обычно в практике работы бег, подскоки, различные рывковые движения, не могут достаточно эффективно подготовить ОДА к полноценной тренировочной деятельности, а порой даже способствует патологическим явлениям.

     Неоценимое значение в борьбе с травмами имеет специальная физическая подготовка. Активное укрепление суставов, связок, развитие фиксирующей их мускулатуры, путем многократного выполнения самых разнообразных, но адекватных по характеру движений, может застраховать акробата от многих неприятных заболеваний и травм. Особое внимание при этом надо уделить укреплению мышц живота и спины, лучезапястных, голеностопных и коленных суставов.

     Систематическая работа над укреплением ОДА, развитием силы, быстроты, гибкости, прыгучести является одним из важнейших условий успешной профилактики  травматизма.

Основные требования к страховке и помощи.

1. Страхующий должен хорошо знать технику исполняемых упражнений (характер движения, его амплитуда, направление, расстояние передвижения) и внимательно наблюдать за их выполнением. При больших искажениях техники, угрожающих падением, нужно немедленно поддержать, подтолкнуть, остановить акробата, т.е. принять меры для предотвращения падения.

2. Зная технику выполнения, страхующему необходимо так выбрать место, чтобы наиболее трудные и опасные моменты иметь возможность сразу же помочь спортсмену.

3. Тренеру следует учитывать морально-волевые качества и физические возможности каждого занимающегося. Знать, как подбодрить нерешительного, предупредить возможное "передумывание" во время исполнения движений, суметь помочь ученикам компенсировать недостатки в технике и физическом развитии.

4. Каждый раз, перед исполнением упражнения, целесообразно дать ученику почувствовать наиболее важные, определяющие успешное выполнение детали движения (расположение звеньев тела, согласование действий, скорость их выполнения, направление, прилагаемые усилия).

     Чем отчетливее представляет себе акробат, что он должен сделать и полнее прочувствует техническую основу предстоящего действия, тем  успешнее оно будет выполнено. Качественное выполнение упражнения само по себе гарантирует, что травмы не будет.

5. При занятиях с женскими и детскими группами обратить особое внимание на обучение мягкому, устойчивому приземлению, чтобы избежать сотрясений.

6. Если акробату по ходу упражнения угрожает опасность, его необходимо немедленно предупредить или просто схватить и удержать. Поэтому у тренера должна быть выработана своя предупредительная сигнализация. Чаще всего в практике работы пользуются окриком "Ап", говорящим о том, что нужно прекратить выполнение упражнения.

7. Не следует страховать парно-групповые упражнения с каких-либо неустойчивых подставок. Это опасно и практически лишает страхующего возможности передвигаться. Для этой цели можно использовать батут, стол, стопку матов, гимнастического коня.

8. В тех случаях, когда страхуют несколько человек, каждый из них должен иметь точное самостоятельное задание. Страховка без конкретного распределения обязанностей, вносит безответственность   и неуверенность.

При разучивании сложных и рискованных прыжков, парно-групповых упражнений, страховка непосредственно руками не всегда может обеспечить помощь, а тем более безопасность. В этих случаях широко применяются пояса для страховки - лонжи. Лонжи бывают: 1) ручные, 2) подвесные, укрепленные на двух растяжках, 3) подвесные на одной растяжке, 4) подвесные скользящие.

     При работе с подвесной лонжей, в зависимости от периода обучения, нужно оказывать постоянную помощь или только в определенные моменты. В любом случае тросы всегда должны быть легко натянуты, во избежание резких рывков. Исполнитель должен целиком доверять страхующему. Это непременное условие успешного выполнения рискованных упражнений.

     При работе на подвесных лонжах наиболее целесообразно иметь постоянные пары занимающихся, поочередно страхующих друг друга.

                       

                                 Роль преподавателя в профилактике травматизма.

     Как известно, упражнения сами по себе не могут нанести ущерба здоровью занимающихся. Повреждения обычно являются результатом плохой организации учебно-тренировочного процесса, неверной методики обучения, неквалифицированной страховки и помощи, а также из-за невнимательности и недисциплинированности занимающихся.

     До начала тренировки тренер должен проверить готовность мест занятий, исправность оборудования, особенно состояние тросов и блоков, потолочных креплений подвесных лонж. Систематический, внимательный контроль за эксплуатацией приспособлений, применяемых на занятиях, позволит не допустить различных поломок (обрывы троса, внутренней резины у круговой лонжи, перетирание барашек, за которые крепятся тросы к круговой лонже, заедание тросов в блоках скользящей лонжи и др.), могущих явиться причиной несчастных случаев.

Преподаватель должен в совершенстве овладеть разнообразными приемами страховки. Для надежной страховки требуется быстрая реакция, достаточная физическая сила, смелость и предельная внимательность. Страхующий всегда должен точно знать, что будет делать акробат, а акробат выполнять именно то, что запланировано.

Проводя занятия с акробатами, преподаватель обязан:

обеспечить хорошую дисциплину от начала и до конца занятий; воспитывать у акробатов сознательное и серьезное отношение к занятиям, не допуская ненужного "лихачества" в выполнении упражнений; требовать своевременной и правильной полготовки мест занятий; не разрешать самостоятельных занятий после уборки прыжковых дорожек и площадок для парно-групповых упражнений; запретить выполнять упражнения до подготовки мест занятий, без разминки и страховки; во время занятий запрещать хождение по залу, т.к. это зачастую приводит к столкновениям, падениям и обоюдным травмам.

     Принимая все меры для предупреждения травматизма на занятиях тренер вместе с тем должен настойчиво воспитывать у занимающихся возможно большую самостоятельность и инициативу, не превращаясь в няньку и не допуская мелочной опеки.

     Прежде всего, необходимо обучать приемам страховки и помощи всех занимающихся. Взаимная страховка и помощь ученика ученику должны стать нормой проведения занятий. Это не только облегчает физическую нагрузку тренера, но дает ему возможность более целенаправленно управлять ходом занятий. Внимательнее наблюдать за техникой исполнения и своевременно вносить в нее коррективы. Взаимостраховка и взаимообучение заставляют учеников (независимо от возраста) серьезнее относиться к тренировкам, приучает их к наблюдательности, позволяет лучше уяснить правильную технику, делает более ответственным отношение к занятиям, повышает интерес к овладению материалом.

 

                   Страховка и помощь в акробатических прыжках.

          Прыжки выполняют на акробатической дорожке размером 25х1,5 м. Большое расстояние, на котором выполняется упражнение, и достаточная скорость продвижения являются специфическим отличием этого вида спортивной акробатики.

     Прыжковую комбинацию, согласно правил соревнований, нужно выполнять с разбега, без какой-либо потери скорости перехода от элемента к элементу. Даже незначительная потеря темпа продвижения является значительной ошибкой. Явное  замедление - грубая ошибка. А остановка или дополнительный подскок внутри комбинации караются тем, что все остальные элементы акробату не засчитываются.

     Помощь при прыжках может осуществляться руками и лонжей. Наибольший эффект дает применение   подвесных скользящих лонж. При оказании помощи можно выделить: 1) проводку, 2) толчок-подкручивание, 3) остановку, поддержку.

     Проводка - наиболее часто используемый прием помощи при выполнении одиночных прыжков  и прыжковых комбинаций. Для проводки одиночных прыжков, без поворотов вокруг вертикальной оси страхующий становится рядом с акробатом и, держась несколько впереди, по направлению предполагаемого перемещения страхующего, поддерживает его руками под поясницу и заднюю поверхность бедер (вращение назад) или под живот (вращение вперед). Для проводки прыжков с поворотами вокруг вертикальной оси (на месте) нужно стоять со стороны поворота и прокручивать ученика. Например, при проводке пируэта на руках с места, тренер становится слева. Левую кладет на бедро акробата, правую на поясницу. В момент завершения толчка ногами энергично нажимает левой рукой на бедро, помогая повороту, и накатывает прыгуна на левую руку, правой поддерживает под поясницу. После поворота исполнителя на 270 перехватывает руки, подставляя правую руку под живот и при завершении поворота еще раз перехватывает руки, удерживая правой под спину, левой под живот. Если осуществляется проводка прыжкового соединения или всей прыжковой комбинации, нужно, поддерживая акробата на каждом элементе, передвигаться несколько впереди, все время увлекая за собой исполнителя, не давая ему потерять темп передвижения. Обычно так оказывают помощь при выполнении серии переворотов назад, темповых сальто или чередования этих элементов.

При выполнении комбинаций, включающих сальто с поворотами в переход, помощь удобнее оказывать круговой лонжей на скользящей подвеске. В этом случае не дергать и не ослаблять растяжки, нужно их держать все время в незначительном  натяжении, применяя активную тягу лишь при явном неудачном выполнении. Очень важно при проводке скользящей лонжей не отставать от исполнителя, а наоборот двигаться чуть впереди, увлекая его за собой. Обучая прыжкам с многократным вращением вокруг вертикальной оси, например, тройному или четверному пируэту, нужно сильно подтянуть лонжу и задержать акробата в фазе полета, давая ему возможность выкрутить требуемое количество поворотов вокруг вертикальной оси.

2. Толчок-подкручивание применяется, в основном, при выполнении сальто, требующих высокого вылета и большого количества вращательных движений. Здесь можно выделить также несколько вариантов: а) толчок используется для придания высоты и правильного направления вылета акробата, когда прыгун излишне отклоняет все тело назад. В этом случае страхующий в момент завершения толчка подталкивает ученика под спину, придавая правильное направление вылета; б) толчок используется для увеличения высоты взлета и количества вращения вокруг поперечной оси. При этом страхующий в момент завершения толчка сильно подталкивает прыгуна правой (левой) рукой в поясницу, а левой (правой) одновременно подкручивает за середину бедра или чуть выше. Этот прием чаще всего применяется при выполнении сальто прогнувшись и двойных сальто назад; в) толчок служит для увеличения вращения вокруг вертикальной и поперечной оси. Здесь страхующий становится со стороны противоположной повороту и сразу после завершения толчка и начала поворота подбрасывает акробата вверх, толчком в переднюю поверхность бедра, ближе к коленям, одновременно усиливая поворот вокруг вертикальной оси. Этот прием дает хорошие результаты при обучении двойным, тройным пируэтам. Особенно он необходим при обучении двойному сальто с пируэтом в первом.

3. Остановка-поддержка применяется в прыжках значительно реже, чем первые два вида помощи.

     Особенно большого навыка требует проведение толчка-подкручивания при выполнении сальто с многократными поворотами вокруг вертикальной оси, двойных сальто.

Исключительно важное значение имеет полное взаимопонимание страхующего и прыгуна. Прыгун должен выполнять только те действия, о которых предупредил страхующего. Изменения комбинации  по ходу выполнения ее (например, вместо рондат-фляк-двойное заднее, выполняет рондат-двойное-заднее и др.), замена одного прыжка другим и т.д. может привести к самым нежелательным последствиям. Как правило, при такой несогласованности имеет место обоюдное травмирование и порой тяжелое. Дело в том, что кратковременность исполнения отдельных элементов прыжковой комбинации, практически лишает страхующего возможности переориентироваться в своих действиях, поскольку он готов к проведению какого-то одного конкретного приема и не может мгновенно переключиться на выполнение других действий. Не менее важна также подготовка самого тренера к оказанию помощи и страховки. Требуя от акробатов качественной разминки перед началом занятий, страхующий не всегда разминается сам. При обучении, а также в процессе совершенствования в технике акробатических прыжков, с успехом применяется групповая страховка. Ее основные варианты: а) при выполнении сложных элементов помогают трое или четверо. Первый - в момент завершения толчка ("на отходе"), второй - подкручивает  в фазе полета, третий (или двое) - поддерживает при приземлении (на приходе); б) при выполнении длинной комбинации, несколько страхующих стоят в разных местах дорожки и последовательно помогают прыгуну.

     Большой эффект, в предупреждении травматизма имеет применение дополнительного слоя поролона  поверх дорожки. Этот прием исключительно ценен для воспитания уверенности прыгуна в своих действиях. Одной из наиболее частых причин травматизма в прыжках является форсирование подготовки акробатов. Поспешный переход к разучиванию большого количества новых, а особенно сложных упражнений без достаточной для этого работы над развитием физических и волевых возможностей, как правило, ведет к перегрузкам, часто заканчивающимся заболеваниями и травмами. Стремление тренера, да и ученика, побыстрее перейти от разряда к разряду, быстрее выполнить сложный элемент или соединение, зачастую приводит к тому, что после первого самостоятельного выполнения элемента или соединения, сразу прекращают страховку и помощь. В результате наступает ухудшение или что еще хуже, ученик травмируется. Поэтому первое самостоятельное выполнение разучиваемого упражнения ни в коем случае не должно служить поводом для прекращения страховки и помощи. Их нужно продолжать до освоения прыжка в совершенстве до тех пор, пока тренер не убедится в уверенности самостоятельного выполнения, а прыгун не почувствует ту легкость и непринужденность выполнения, которая свойственна только отлично освоенным двигательным действиям.

                     Страховка и помощь в парно - групповых упражнениях.

 

Виды помощи: поддержка, толчок, проводка.

1. Поддержка является самым распространенным видом помощи при выполнении большинства акробатических упражнений: при построении и фиксации пирамид, при ловле партнера, выполняющего элементы с фазой полета, на приземлениях после соскока.

Поддержку в пирамидах и упражнениях темпового характера осуществляют, как правило, два страхующих, с двух сторон. Они должны, возможно, раньше заметить отклонение от устойчивого положения в пирамиде и оказать помощь, поддерживая нижнего или среднего.

     В темповых упражнениях поддержка может быть направлена на удержание верхнего в стойке ногами или на помощь нижнему партнеру при ловле. При ловле верхнего, прыгающего с колонны или соединенных рук партнеров, имеет место большая высота и для ловли требуется точное определение места и момента прикосновения партнера, а также большая физическая сила и техническая подготовка. Если один из партнеров сделал неверное движение, нагрузка значительно возрастает и, в этом случае, часть усилий должны принять на себя страхующие.

2. Толчок. От согласованности и силы толчка чаще всего зависит качество выполнения темповых элементов и соскоков.

При разучивании новых элементов, согласованность толчка может нарушиться в связи с тем, что партнеры настраивают себя на новые движения. В этом случае страхующие должны подключаться к работе партнеров и усилить толчок. Обычно такой толчок делается под ступню верхнего или под кисть нижнего, при элементах, выполняемых из стойки, под плечо и руку верхнего (с двух сторон).

Очень часто такой толчок бывает необходим и в том случае, если нижний слабо толкает.

3. Проводка. В парно-групповых упражнениях проводка используется значительно реже, чем в прыжках. Это связано с тем, что большинство упражнений выполняются выше роста страхующих, и, следовательно, они не могут сопровождать движения верхнего.

И все-таки, проводка или изменение направления полета с помощью страхующих, имеют место во многих элементах темпового характера, типа курбетов, переворотов, сальто.

Дело в том, что в зависимости от целого ряда причин, которые могут исходить от верхнего, от нижнего, направление полета выпадает из-под контроля партнеров, которые в это время сосредотачивают внимание на других моментах техники упражнения. Вот при этих ошибках пары (тройки, четверки), страхующие по возможности влияют на направление движения.

     Распространенные ошибки и виды проводки:

1. Курбет. Из стойки. В этом упражнении типичной ошибкой является уведение плеч вперед и, как следствие, смещение верхнего вперед. Страхующие должны поддерживать под плечо и слегка направлять верхнего назад.

2. Соскок или движение назад с плеч или рук партнера. В упражнениях этого типа, верхний при толчке пригибается и уводит колени вперед. Поддержка под колено одной рукой и под бедро или таз другой, придадут верхнему уверенность и помогут сделать более сильный и направленный толчок.

3. Соскоки или элементы типа пируэт. Поспешный или суетливый толчок верхнего, преждевременное вращение по пируэту "выбивают" руки нижнего из удобного исходного положения и толчок проходит как бы мимо рук. В этом случае страхующие поддерживают и помогают придать направление и высоту одной рукой под спину, другой под колено.

4. Полеты с четырех". Если верхний в толчке обгоняет партнеров, то площадка наклоняется в сторону носков, колени уходят вперед и направление полета будет неверным. Помощь осуществляется толчком под площадку у носков ног.

Некоторые рекомендации по использованию подвесного пояса для

                                    страховки.

1. Случаи, когда пояс необходим:

а) при разучивании таких элементов, когда страхующие не могут существенно влиять на выполнение и помогать (сложные соскоки, сальто с рук на руки, полуперевороты назад и т.д.)

б) когда нет достаточно опытных страхующих.

в) когда верхний передумывает в ходе выполнения элемента.

2. Случаи, когда нет надобности пользоваться  поясом:  

а) если страхующие могут помогать в толчке и при ловле  и влиять на выполнение упражнений ( давать нужное направление, высоту, помогать при ловле).

б) если элемент выполняется с подвесным поясом уверено и присутствуют опытные страхующие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние занятий акробатики на физическую подготовленость детей 9-10 лет

Всестороннее развитие спортсменов, их высокий моральный и культурный уровень, разносторонние волевые качества, гармоническое развитие физических качеств, отличная работоспособность сердечно-сосудистой...

Меры предупреждения несчастных случаев на воде и льду. Первая помощь утопающему.

Формировать у учащихся ответственное отношение к собственной безопасности, безопасности окружающих в различных жизненных ситуациях....

СБО 9 класс. Инфекционные заболевания. Меры предупреждения.

Цель: способствовать формированию у обучающихся знаний об инфекционных заболеваниях и мерах их предупрежденияЗадачи:·         образовательные: ...

Программа "Меры предупреждения травм на занятиях спортивной гимнастики"

Рабочая программа по работе с мерами предупреждения травм на занятиях  спортивной гимнастики...

Техника безопасности на занятиях акробатикой

Для предотвращения травм на занятиях акробатикой необходимо учитывать основные причины травматизма...

МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРАВМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГИМНАСТИКЕ

МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРАВМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГИМНАСТИКЕ   В процессе занятия гимнастикой применяются самые разнообразные и в том числе редко встречающиеся в жизненной и трудовой практике уп...

Меры предупреждения неуспеваемости в преподавании черчения

                               Тема выступления: «Меры предупреждения неуспеваемости в преподавании черчени...