ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
статья по физкультуре на тему

Антонова Лидия Георгиевна

Важно создать условия в дошкольном образовательном учреждении и семье, позволяющие ребенку старшего дошкольного возраста элементарные нормы и правила здорового образа жизни.

Выделяют три группы технологий:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни: непосредственная образовательная деятельность по физической культуре, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.

3.Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Очень важно, что каждая из вышеперечисленных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложнённое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_antonova_l.g.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ

ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Антонова Лидия Георгиевна, инструктор по физической культуре

ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины

структурное подразделение детский сад «Солнышко»

муниципального района Челно-Вершинский Самарской области

Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни. Приоритетом современного образования РФ является здоровостимулирующее образование. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  определяет основу образовательной программы дошкольного образования как программу психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста.  Среди задач, определенных в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования»  можно выделить следующие:

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Приоритетным направлением образовательной деятельности в ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины структурное подразделение детский сад «Солнышко»  является формирование у детей элементарных норм и правил здорового образа жизни.

Работа по данной теме выбрана на основе анализа. Были проведены: анкетирование педагогов и диагностика детей, которые дали возможность оценить работу, стиль общения взрослых и детей, а также аргументировано доказать необходимость совершенствования воспитательно-образовательного процесса по формированию элементарных норм и правил здорового образа жизни.

На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня жизни в целом по стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей, неэффективные технологии воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания. Среди основных причин сложившейся ситуации заключается в недостаточной осведомленности в вопросах здоровья и здорового образа жизни большей части населения страны, в том числе и детей дошкольного возраста. В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников становится особенно актуальной. Сегодняшние дети – это будущее государства. В рамках государственной концепции сохранения здоровья детей большое внимание уделяется укреплению здоровья детей, и, прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка.

Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в дошкольных образовательных учреждениях, где ребенок получает базовые знания из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни.Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что сложившаяся в последние годы тенденция ухудшения состояния здоровья детей приняла устойчивый характер. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой.

Таким образом,  чрезвычайно важно создать условия в дошкольном образовательном учреждении и семье, позволяющие ребенку старшего дошкольного возраста элементарные нормы и правила здорового образа жизни.

Выделяют три группы технологий:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни: непосредственная образовательная деятельность по физической культуре, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.

3.Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Очень важно, что каждая из вышеперечисленных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложнённое развитие.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Уже на протяжении нескольких лет педагогов ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины структурного подразделения детский сад «Солнышко» поражает грустная статистика частоты заболевания детей дошкольного возраста. К этому выводу мы пришли, проанализировав заболеваемость и посещаемость детей за последние 3 года.

Конечно, причин тому множество: и экологических, и социальных,и генетических, и медицинских. Одна из них – как не прискорбно об этом говорить – это невнимание взрослых к здоровью детей.

Самая  актуальная на сегодняшний день задача – сохранение и укрепление здоровья дошкольников, решить  которую можно, повышая сопротивляемость детского организма к неблагоприятным факторам внешней среды, создавая условия для физического развития и поддержания психоэмоционального благополучия детей.

Действующий в настоящее время Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. Семья и детский сад – два общественных института, стоящих у истоков нашего будущего.Многие родители интересуются только питанием ребёнка, считают, что детский сад – место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. Перед нами стоит задача заинтересовать родителей в совместной работе, сделать родителей участниками воспитательного процесса.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно,интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Структурное   подразделение   детский сад   «Солнышко»,   работая   над

укреплением здоровья дошкольников, повышением педагогической компетентности родителей в вопросах физического воспитания,формирования активной позиции по отношению к собственному здоровью и здоровью детей ставит такие цели:

  • организовать консультативную помощь родителям по вопросам физического воспитания и оздоровления детей;
  • привить устойчивый интерес к физическим упражнениям;
  • учить взрослых понимать потребности ребёнка;
  • адекватно оценивать его двигательные возможности;
  • воспринимать как равного партнёра в физкультурно-спортивной жизни семьи;
  • осознавать и анализировать семейные традиции физического воспитания.

Роль педагога в ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье дошкольника и воспитывающего ценностного отношения к здоровью. Центральное звено концепции всей системы физкультурно-оздоровительной работы нашего ДОУ – осуществление совместной миссии дошкольного учреждения и родителей по воспитанию у детей потребности ЗОЖ. Только в ходе совместной деятельности с детьми, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение ребёнка к культуре здоровья возможно достичь результатов.

В детском саду разработана и реализуется программа «Здоровое поколение». Задачи  программы:

  • привлекать детей и их родителей к систематическим занятиям физкультурой и спортом, сплачивать семьи;
  • организовывать досуг дошкольников и их родителей;
  • пропагандировать занятия физкультурой и спортом как лучшего средства от любых болезней;
  • совершенствовать двигательные навыки и физические способности детей;
  • воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям.

Основные направления программы.

Профилактическое.

  1. Обеспечение и организация благоприятного и безболезненного течения адаптации детей к условиям детского сада.
  2. 2.Организация и надлежащее выполнение санитарно-гигиенического режима.
  3. Решение оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания.
  4. Предупреждение острых заболеваний и психологического дискомфорта методами неспецифической медико-психолого-педагогической профилактики.
  5. Проведение специальных, социальных и санитарных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное.

  1. Организация здоровьесберегающей развивающей среды в ДОУ.
  2. Определение показателей физического развития, двигательной активности и подготовленности, критериев здоровья детей дошкольного возраста методами комплексной диагностики.
  3. Составление индивидуальных планов оздоровления.
  4. Изучение передового педагогического, медицинского и психолого-педагогического опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных методик и технологий.
  5. Систематическое повышение квалификации педагогических кадров.
  6. Пропаганда нетрадиционных методов оздоровления в коллективе детей, родителей и сотрудников детского сала.

Лечебное.

  1. Противорецидивная профилактика хронических заболеваний.
  2. Коррекция отдельных отклонений в физическом и психологическом

развитии.

  1. Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.

Для  реализации программы «Здоровое поколение» используется методическое сопровождение, состоящее из пяти блоков.

1 блок. Физкультурно-оздоровительные мероприятия.

В ходе образовательной деятельности по физической культуре проводится ритмическая гимнастика; выполняются упражнения с мячом  развивающие мелкую моторику рук. Для укрепления вестибулярного аппарата и чувства равновесия дети проходят по ребристой доске и по уменьшенной площади опоры. Для этих упражнений так же используются гимнастическая скамейка, канат, гимнастическая стенка. Для профилактики плоскостопия дети проходят  по массажным дорожкам, ребристой доске, гимнастическим палкам. Ребятам очень нравится выполнять дыхательную и звуковую гимнастику по Стрельниковой А.Н; пальчиковую гимнастику; игровой массаж. С большим удовольствием играют в двигательные и развивающие игры.

Мы привлекаем родителей, активизируем их интерес к вопросам физического воспитания и развития разными способами. Наиболее востребованные формы работы это: проектная деятельность, мастер-классы, собрания, наглядная агитация, совместные праздники, мероприятия.

Родителям необходимо быть в курсе всех проблем ребёнка. Задача педагогов – давать возможность родителям и детям чаще бывать вместе, общаться, иметь общие интересы и радоваться этому. Только при условии тесного взаимодействия с родителями можно обеспечить полноценное физическое развитие ребёнка, сохранить и укрепить его здоровье, выработать привычку вести здоровый образ жизни.

В нашем детском саду организация активного отдыха с семьёй стала доброй традицией на совместных занятиях и мероприятиях взрослые могут не только видеть приёмы и методы работы с детьми, но и принимать активное участие в совместной деятельности. Это объединяет детей и взрослых общими радостными переживаниями, приносит эмоциональное и эстетическое удовлетворение. С большим воодушевлением проходят такие мероприятия, как «Большие гонки», «Весёлые старты», «Мастер-класс по проведению утренней гимнастики» и другие. Накануне праздника, посвящённому Дню защитника Отечества, в детском саду прошло физкультурно-досуговое мероприятие «Олимпийские резервы», в котором активное участие приняли папы, братья воспитанников учреждения. Вместе с детьми они соревновались в ловкости, быстроте и смелости. Папы показывали пример, а иногда старались не отстать от детей.

2 блок. Закаливающие мероприятия. На основе программы «Здоровячок» проводится дополнительная образовательная деятельность по физической культуре. Щадящий режим двигательных нагрузок на начальном этапе работы  с детьми с ослабленным здоровьем и подверженным частым простудным заболеваниям состоит главным образом в том, что для них ограничиваются или исключаются упражнения, выполняющиеся в быстром темпе: интенсивные подвижные игры, игры с элементами соревнования, упражнения, связанные со статическими нагрузками. Максимально используются различные общеразвивающие упражнения, активизирующие различные группы мышц и улучшающие кровоснабжение внутренних органов.

        Для дошкольников крайне важно неукоснительное выполнение всех режимных моментов в соответствии с существующими гигиеническим рекомендациями, так как они особо остро нуждаются в достаточной длительности сна, регламентации умственных и физических нагрузок и полноценном отдыхе. Этому способствует рациональная организация всего оздоровительного процесса, включающая последовательность, сочетание процедур, длительность их проведения.

        В процессе здоровьесбережения необходимо формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях. Важно также постоянно стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением.

        Оценка эффективности комплексных воздействий, направленных  на оздоровление ослабленных детей, осуществляется на основе общепринятых критериев:

  • Снижение частоты случаев острой заболеваемости;
  • Совершенствование функций ведущих физиологических систем организма;
  • Улучшение физического развития;
  • Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности;
  • Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;
  • Улучшение аппетита, качества сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.

Диагностика физической подготовленности детей к концу учебного года показала, что в уровне развития движений и физических качеств дошкольников наблюдается положительная динамика роста.

3 блок. Взаимодействие с педагогами. Включает в себя проведение педагогической диагностики и анкетирования для определения уровня знаний педагогами различных методик, приёмов и технологий по здоровьесбережению; определения уровня здоровья и физического развития дошкольников во всех возрастных группах; систематизация принципов работы по профилактике простудных заболеваний. Ведётся разработка плана совместной работы администрации, воспитателей, узких специалистов, медицинской  сестры по взаимодействию участников здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Решение проблем, возникающих в ходе работы,обмен мнениями. Разрабатываются физкультурно-оздоровительные мероприятия для детей: применение различных технологий в образовательный процесс (пятиминутки вхождения в день, проведение физкультминуток, пальчиковой гимнастики, закаливающих процедур после дневного сна, подвижные игры с использованием спортивного инвентаря, проведение физкультурных досугов, спортивных праздников с участием родителей.) Проводятся консультации,методические рекомендации для педагогов по проблеме сохранения здоровья и оздоровления. Обеспечение психологического комфорта воспитанников дошкольного учреждения напрямую связано с тем, как в нём организован приём пищи, каким должно быть правильное питание. Правильная организация приёма пищи является одним из мощнейших средств профилактики психоэмоционального  напряжения. Особое внимание уделяется сервировке стола. Проводятся беседы о правильном питании: как правильно есть и почему лучше есть в одно и то же время, что надо есть, если хочешь стать сильным и здоровым. Проводятся беседы с детьми о том, из чего варят каши, какие самые полезные продукты, овощи,ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Интересной практикой стал проект средней группы «Любимое блюдо моей мамы». В рамках проектной деятельности родители и дети определяли любимое блюдо, говорили о его полезных для здоровья свойствах, представляли рецепт блюда и дегустировали. На итоговом мероприятии проекта, родители вместе с детьми играли в подвижные игры, участвовали в викторине о правильном питании.

4 блок. Взаимодействие с родителями. Проводится анкетирование, консультации, пропаганда ЗОЖ, цикл бесед, мастер – классы на родительских собраниях с элементами спортивных упражнений «Игра – среда здоровьесбережения» и «Здоровье и спорт». В каждой группе выпускаются семейные газеты, в которых родители вместе с детьми рассказывают о семейных спортивно-оздоровительных мероприятиях дома. В своих заметках родители делятся своими впечатлениями о семейных традициях по сохранению здоровья, о проведённых спортивных праздниках в детском саду между детьми и с участием родителей.        

В 2014-2015 году разработан и реализуется проект «Этот необыкновенный мяч».Данный проект разработан по просьбе родителей старшей группы. Родители активно включились в его реализацию. Родители изготавливают с детьми мячи из различных материалов и готовят национальную игру с мячом. Воспитатели с детьми узнают историю возникновения мяча. Итоговым мероприятием проекта будет спортивный праздник «Мяч – лучший друг нашей семьи».

5 блок. Информационные мероприятия. В детском саду хорошо налажена работа по пропаганде здорового образа жизни. В каждой группе регулярно подготавливаются папки-передвижки, создана картотека игр. Воспитатели и родители печатают свои материалы в районной газете «Авангард», на сайте администрации   муниципального   района   Челно-Вершинский, размещается

информация на сайте детского сада.

Программа открыта и доступна для всех и в настоящее время успешно внедряется в нашем детском саду. Реализуя программу, мы не ограничились рамками одного ДОУ. К работе привлекаются другие детские сады, тесные контакты сложились с администрацией района. Впервые в районе педагогическим коллективом ДОУ была организована и проведена Районная спартакиада «Здоровое поколение» среди учреждений дошкольного воспитания, в котором команда заняла 2 место. Родители приняли активное участие в подготовке команды, болели за участников. Мы планируем сделать спартакиаду из нескольких этапов с участием семейных команд.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приёмов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.  Совокупность положительных изменений в состоянии здоровья и развитии на протяжении года позволяет считать, что использованный комплекс коррекционно-оздоровительных средств в сочетании с реализацией гигиенических мероприятий, выполнением рационального режима дня был достаточно эффективным.

Опыт работы с родителями показал, что в результате внедрения новых технологий по здоровьесбережениюпозиция как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Их интересуют проблемы нравственного и эстетического воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к здоровому образу жизни.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Использование программы «Здоровое поколение» при  взаимодействиидетского дошкольного учреждения и семьи по вопросам сохранения здоровья ребенка позволяет наиболее эффективно использовать нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьей.


Список литературы

  1. Анохина И.А., Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста в ДОУ: методические рекомендации - Ульяновск: УИПКПРО, 2010.        
  2. Анохина И.А., Интегрированный подход в работе с родителями по формированию основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста/ И.А.Анохина, И.И.Кувшинова, И.В.Ткачёва/ Дошкольник-образование-Здоровье, часть 2 – Ульяновск УИПКПРО 2012 г.
  3. Полтавцева Н.В., Физическая культура в дошкольном детстве/ Н.В. Полтавцева, Н.А.Гордова  - Москва «Прсвещение» 2004 г.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  5. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста/ методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ – М: ТЦ Сфера, 2005 г.
  6. Указ президента о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительное образование, как условие образовательной среды для сохранения здоровья детей

Дополнительное образование, как условие образовательной среды для сохранения здоровья детей...

Технологии сохранения здоровья детей младшего школьного возравста

Данный материал будет интересен для учителей  физкультуры, родителям детей...

Подвижные игры как средство физического воспитания и сохранения здоровья детей.

Использование подвижных игра для развития физических качеств школьников....

Взаимодействие дошкольных учреждений и МБОУ СОШ № 1 г. Собинки в организации подготовки детей к обучению в школе, реализации ФГОС НОО и соблюдения требований по сохранению здоровья детей

Доклад "Взаимодействие дошкольных учреждений и МБОУ СОШ № 1 г. Собинки в организации подготовки детей к обучению в школе, реализации ФГОС НОО и соблюдения требований по сохранению здоровья детей"...

Здоровый образ жизни в семье как фактор сохранения здоровья детей

Как ведется работа в лицее по созранению здорового образа жизни....