Программа по волейболу
рабочая программа по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 5-6 классов “Волейбол” разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897), Письмом Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 года приказ № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при внедрении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования», СанПином 2.4.2.2821-10 Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, Положением о рабочей программе по курсу внеурочной деятельности утвержденным приказом по школе
Педагогическая целесообразность.
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Содержание программы максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает создание пространства для благоприятного развития физического здоровья учащихся в коллективе, объединённом общими учебными и исполнительскими задачами. Пробуждение у детей желания заниматься особым видом спортивной деятельности, использование приоритета игровых форм подачи материала, как наиболее органичных при введении детей в основы физической культуры. Нахождение таких способов спортивно-оздоровительной деятельности, при которых дети бы получили радость, как от процесса познания, так и от конечного результата в виде показательных спортивных выступления и участия в соревнованиях.
Цель программы: спортивно-оздоровительное развитие личности школьника на основе приобретённого опыта коллективной деятельности.
Задачи программы:
образовательные:
обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
развивать необходимые физические качества (силу, выносливость, гибкость, координацию движения, быстроту реакции, меткость);
обучать правильному выполнению упражнений.
развивающие:
способствовать укреплению здоровья;
содействовать гармоничному физическому развитию;
развивать двигательные способности детей;
создавать надежную базу физического совершенствования и подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда и спорта и т.п.
воспитательные:
прививать любовь к спорту, навыки здорового образа жизни;
воспитывать чувство ответственности за себя;
воспитывать нравственные и волевые качества: волю, смелость, активность.
- Содержание курса внеурочной ятельности
Творческая, игровая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в спортивно-оздоровительном учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного ознакомления физической культурой в обучении с первых дней – залог интереса ребенка к физической культуре. При этом каждый ребенок становится активным участником общения, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди учеников. Совместное освоение основ физической культуры способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм. Полученные на уроках знания и навыки должны помочь детям в любой другой коллективной работе, способствуют формированию спортивного и культурного кругозора учащихся.
Полученные на занятиях знания и навыки должны помочь детям в любой другой коллективной работе, углубят знания по общеобразовательным предметам:
Данная программа направлена на приобретение обучающимися теоретических сведений о волейболе, овладение приемами техники и тактики игры, приобретения навыков участия в ней и организации самостоятельных занятий.
В ходе изучения предлагаемой программы обучающиеся приобретают знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приёмах игры, изучают взаимодействие игрока с партнерами в групповых действиях для успешного участия в игре.
Практический раздел программы предусматривает:
овладение техникой основных приёмов нападения и защиты;
формирование навыков деятельности игрока совместно с партнёрами на ос нове взаимопонимания и согласования;
приобретения навыков организации и проведения самостоятельных занятий по волейболу;
содействие общему физическому развитию и направленное совершенствование физических качеств применительно к данному виду спорта.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.
Сроки реализации программы 1 года:
Программа рассчитана на детей и подростков от 6 до 18 лет.
Основные формы занятий
В процессе занятий по общей физической подготовке используются средства, в основном доступные детям. Целесообразно периодически выделять на общую физическую подготовку отдельные занятия.
Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением детей технике и тактике волейбола. Кроме средств волейбола, составной её частью являются специальные упражнения (подготовительные), играющие важную роль на начальном этапе обучения.
Обучение тактическим действиям начинается с первых же занятий. По мере овладения техникой волейбола юные волейболисты изучают тактические действия, связанные с ней.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
| Теоретическая подготовка |
|
|
|
1. | История развития волейбола. Общие основы волейбола | 1 | ||
2. | Техника безопасности. Профилактика травматизма | 1 | ||
3. | Правила игры в волейбол | 1 | ||
Физическая подготовка |
| |||
4. | Общая фодготовка подготовка |
| 70 | |
5. | Специальная физическая подготовка |
| 30 | |
Техническая подготовка |
| |||
6. | Передача мяча |
| 30 | |
7. | Нападающий удар |
| 20 | |
8 | Защитные действия | 20 | ||
Тактическая подготовка |
| |||
9 | Защита |
| 15 | |
10. | Нападение |
| 10 | |
11 | Интегральная |
| 18 | |
|
|
| ||
|
|
| ||
| ИТОГО | 3 | 213 | 216 |
Основные принципы, на которых построена программа:
Методическое обеспечение образовательной программы
№ |
Тема программы |
Форма организации и проведения занятия |
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса |
Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Вид и форма контроля, форма предъявления результата | Графа учёта |
1 | Общие основы волейбола ПП и ТБ Правила игры и методика судейства | Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, фронтальная | Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала. Конспекты занятий для педагога. | Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства. | Вводный, положение о соревнованиях по волейболу. |
|
2 | Общефизическая подготовка волейболиста | Индивидуальная, групповая, подгрупповая, поточная, фронтальная | Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, тренировки | Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего | Тестирование, карточки судьи, протоколы |
|
3 |
Специальная подготовка | Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом.
| Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест.
|
|
4 | Техническая подготовка волейболиста | Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. Учебная игра. | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего Терминология, жестикуляция. | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест, соревнование
|
|
5 |
Игровая подготовка | групповая, подгрупповая, коллективно-групповая | практические занятия, упражнения в парах, тренировки, Учебная игра. | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего, видеозаписи | Учебная игра, промежуточный отбор, соревнование |
|
Обеспечение программы методической продукцией
1. Дидактические материалы:
- Картотека упражнений по волейболу.
- Схемы и плакаты освоения технических приемов в волейбол.
- Правила игры в волейбол.
- Правила судейства в волейболе.
- Положение о соревнованиях по волейболу.
1. Методические рекомендации:
- Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.
- Рекомендации по организации подвижных игр с волейбольным мячом.
- Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по волейболу.
- Инструкции по охране труда.
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала.
С первых занятий учащиеся приучаются к технике безопасности, противопожарной безопасности, к правильной организации собственного труда, рациональному использованию рабочего времени, грамотному использованию спортивного инвентаря и спортивных снарядов.
В основу программы легли определенные педагогические принципы:
принцип субъектности познающего сознания. Педагог и учащийся определяются активными субъектами образования.
принцип дополнительности. Монолог педагога уступает место смысловому диалогу, взаимодействию, партнерству, ориентация на реальную свободу развивающейся личности.
принцип открытости учебной и воспитательной информации. Мир знаний "открывается" перед учащимся благодаря работе его сознания, как главной личной ценности. Педагог не "преподносит" знания в готовом для понимания виде, а придает им контекст открытия.
принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему предполагает, что требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Разумная требовательность всегда целесообразна если продиктована потребностями воспитательного процесса и задачами развития личности.
принцип сознательности и активности учащихся предполагает создание
условий для активного и сознательного отношения учащихся к обучению,
условий для осознания учащимися правильности и практической ценности получаемых знаний, умений и навыков.
принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении предполагает необходимость учета индивидуальных возможностей и возрастных психофизиологических особенностей каждого учащегося при выборе темпа, методов и способа обучения.
принцип преемственности, последовательности и систематичности заключается в такой организации учебного процесса, при которой каждое занятие является логическим продолжением ранее проводившейся работы, позволяет закреплять и развивать достигнутое, поднимать учащегося на более высокий уровень развития.
принцип доступности и пассивности заключается в применении основного правила дидактики "от простого к сложному, от известного к неизвестному".
III. Место курса.
В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности курс «Волейбол» реализуется в 5-6 классах
Распределение объёмов компонентов тренировки
по недельным циклам (в часах).
№ Н Е Д Е Л И | Т Е О Р И Я | ФИЗИЧЕСКАЯ | ТЕХНИЧЕСКАЯ | ТАКТИЧЕСКАЯ | ПРИЕМНЫЕ ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ | ИТО ГО ЗА НЕДЕЛЮ | |||||
Общая | Специаль ная | Пере-дача
| Напа- дение | За- щи- та | Напа дение | За Щи та | Интег ральная | ||||
1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
| 1 | 6 | ||||
3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
4 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | ||||
6 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
7 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
8 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
9 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
10 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | ||||
11 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
12 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
13 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
14 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
15 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
16 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
17 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
18 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
19 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
20 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
21 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
22 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
23 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
24 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
25 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
26 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
27 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
28 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
29 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
30 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
31 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
32 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
33 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
34 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
35 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||||
36 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 |
IV. Ценностные ориентиры содержания курса
Программа способствует:
- культурному развитию – расширение представлений о широте жизненного содержания славянской культуры и силе её содержания.
- нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье,
- эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в физкультурных и спортивных мероприятиях, праздниках, показательно-театрализованных представлениях.
- трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые элементарные спортивные предметы из подручных материалов.
- физическому воспитанию – на занятиях с детьми проводятся ритмические упражнения..
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач (ЛР-1)
- эмоциональной отзывчивости, понимание культурного образа (ЛР-2)
- уважительное отношение к традициям своего и других народов (ЛР-3)
- Развитие внимательности, трудолюбия, целеустремленности, ответственности (ЛР-4)
- Развитие интеллектуальных способностей, приобретение знаний (ЛР-5)
- Развитие творческих способностей (ЛР-6)
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий
Результаты учебной деятельности
5 – 6 класс |
Личностные результаты |
ЛР1-активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; ЛР2-проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; ЛР3-проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей; ЛР4-оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов. ЛР5 -испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ЛР6 -уважительно относиться к культуре других народов; |
Метапредметные результаты |
Регулятивные УУД: МР1-характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; МР2-обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; МР3- организация самостоятельной деятельности с учётом требовании её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; МР4-планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения; МР5-анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; МР6-управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность. Познавательные УУД: МП1-обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; МП2-видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; МП3-оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами; МП4-технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности Коммуникативные УУД: МК1-общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; МК2оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок, способов их устранения; МК3-взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; МК4-договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). МК5-учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться. |
Предметные результаты: |
ПР1-планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использование средств физической культуры; ПР2-представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; ПР3-организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства; ПР4-бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности; ПР5-организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузкой; ПР6-объяснение в доступной форме правил (техники) игры, анализ и поиск ошибок, исправление их; ПР7-подача строевых команд, счёт при выполнении общеразвивающих упражнений; ПР8-выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности; ПР9-выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях; ПР10 –соблюдение техники безопасности. |
V. Тематическое планирование
5-6 класс
Тема | Основная характеристика видов деятельности | Результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Теоретические сведения о физической культуре | 1. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. 2.Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. 3.Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. 4.Правила поведения во время купания в естественных водоемах. 5.Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью 6.Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. 7.Характеристика основных физи-ческих качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия 8. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств 9.Физическая нагрузка и её влияние на повышение ЧСС 10.Организация и проведение подвижных игр на спортивных площадках и в спортивных залах. 11.Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физическими упражнениями 12.Составление режима дня. 13. Выполнение простейших закаливающих процедур, оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки), комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств 14.Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанок. 15.Комплексы упражнений на развитие физических качеств 16.Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз 17.Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Проведение элементарных соревнований. | ПР1 ПР2 | МР1 МР2 МР3 МР4 МР5 МР6 МП2 МК1 МК4 МК5 | ЛР1 ЛР2 ЛР3 ЛР4 |
Лёгкая атлетика | 1.Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперёд и т.п.); Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств. 3.Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с проведением вперёд и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; прыжке через скакалку. | ПР3 ПР4 ПР5 ПР7 ПР9 ПР10 | МР2 МР3 МР4 МР5 МР6 МП1 МП2 МП3 МП4 МК1 МК2 МК4 МК5 | ЛР1 ЛР2 ЛР3 ЛР4 |
Гимнастика | 1.Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. 2.Акробатические упражнения - кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения. Акробатические комбинации например: мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед. 3.Упражнения на нестандартной гимнастической перекладине: висы. 4..Гимнастические упражнения. прикладного характера. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке 5. ОФП Общеразвивающие упражнения из базовых видов спорта | ПР3 ПР4 ПР5 ПР7 ПР9 ПР10 | МР2 МР3 МР4 МР5 МР6 МП1 МП2 МП3 МП4 МК1 МК2 МК4 МК5 | ЛР1 ЛР2 ЛР3 ЛР4 |
Подвижные игры. Игры с элементами спортивных игр | 1.На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»- игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию. 2.На материале раздела «Легкая атлетика» - прыжки, метание и броски, упражнения на координацию, выносливость и координацию: | ПР3 ПР4 ПР6 ПР8 ПР10 | МР1 МР2 МР3 МР4 МР5 МР6 МП1 МП2 МК1 МК2 МК3 МК4 МК5 | ЛР1 ЛР2 ЛР3 ЛР4 ЛР5 |
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- развитие культурно-спортивного интереса к славянскому народному единоборству и различным видам народных видов борьбы (ПР-1)
- использование элементарных умений и навыков для развития физических способностей
при воплощении физкультурного образования различных видах учебно-творческой деятельности (ПР-2)
- готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного здорового досуга во внеурочной и внешкольной деятельности (ПР-3)
- развитие специальных индивидуальных способностей: сила, выносливость, устойчивость к стрессовым ситуациям, координация движений и т.п. (ПР-4)
Ожидаемые результаты реализации программы.
Результаты первого уровня:
- - использовать различные формы индивидуальные, групповые и коллективные для
формирования у подрастающего поколения готовности к взаимопониманию;
- - развить способность к пониманию культуры, образа жизни и мыслей другого
народа;
- - решать творческие задачи, участвовать в спортивно-массовых событиях школы;
- - уметь передавать в процессе коммуникации собственные мысли и чувства;
- - выражать эмоции через активную творческую деятельность;
- - развить коммуникативную компетенцию учащихся для способности их к
межкультурному общению и адаптации в иной социальной среде;
- - проявлять личную инициативу в различных сферах физкультурно-спортивной деятельноси
По окончании первого года обучения, учащиеся должны:
1. Знать общие основы волейбола;
2. Расширят представление о технических приемах в волейболе;
3. Научатся правильно распределять свою физическую нагрузку;
4. Уметь играть по упрощенным правилам игры;
5. Овладеть понятиями терминологии и жестикуляции;
6. Получить навыки технической подготовки волейболиста;
7. Освоить техники перемещений, стоек волейболиста в нападении и в защите;
8. Освоить технику верхних передач;
9. Освоить технику передач снизу;
10. Освоить технику верхнего приема мяча;
11. Освоить технику нижнего приема мяча;
12. Освоить технику подачи мяча снизу;
ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Основной показатель работы секции по волейболу - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно - качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебно-тренировочного годового цикла 2 раза в год. В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольные зачеты. Результаты контрольных испытаний являются основой для отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.
Контрольные нормативы по основам технической подготовки
№ | Контрольные нормативы | Пол | Показатели | ||
Н | С | В | |||
1. | Верхняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз) | м. | 12 | 14 | 16 |
д. | 9 | 11 | 14 | ||
2. | Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз) | м. | 10 | 12 | 14 |
д. | 8 | 10 | 12 | ||
3. | Передача мяча в парах, без потерь. Расстояние 5-6 м (кол-во раз) | м. | 17 | 20 | 25 |
д. | 12 | 15 | 20 | ||
4. | Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в площадку | м. | 5 | 10 | 15 |
д. | 3 | 6 | 10 | ||
5. | Нижние передачи над собой | м. | 15 | 20 | 25 |
д. | 10 | 15 | 20 | ||
6. | Верхние передачи над собой | м. | 15 | 20 | 25 |
д. | 10 | 15 | 20 |
Показатели: Н – низкий; С – средний; В – высокий.
VI. Содержание программы
1. Теоретическая подготовка
Тема 1. История развития волейбола. Общие основы волейбола (2)
Становление волейбола как вида спорта; последовательность и этапы обучения волейболистов; общие основы волейбола
Тема 2. Техника безопасности. Профилактика травматизма (2)
Тема 3. Правила игры в волейбол и методика судейства. (4)
Правила игры; эволюция правил игры «Волейбол»; упрощенные правила игры; действующие правила игры; методика судейства соревнований; терминология и жестикуляция.
Тема 4.Техническая подготовка волейболистов (2)
Значение технической подготовки для повышения спортивного мастерства; основные задачи технической подготовки; особенности проведения занятий в начальном периоде обучения технике.
Всесторонняя физическая подготовка – необходимое условие успешного освоения техники в начальном периоде обучения; определение и исправление ошибок; задачи тренировочного процесса; показатели качества спортивной техники (эффективность, экономичность, простота решения задач, помехоустойчивость).
Основы совершенствования технической подготовки; методы и средства технической подготовки.
Контроль технической подготовкой.
Тема 5.Физическая подготовка. (2)
Характеристика средств и методов, применяемых при проведении общеразвивающих, подготовительных, подводящих и специальных упражнений.
Подбор упражнений при составлении и проведении комплексов по физической подготовке.
Индивидуальный подход к воспитанникам объединения при решении задач физической подготовки.
Виды контрольных тестов по физической подготовке. Тестирование.
Тема 6. Методика тренировки волейболистов. (2)
Подбор и применение упражнений для исправления ошибок в технике игры.
Подбор и проведение упражнений для развития физических качеств.
Анализ средств и методов при обучении основным техническим приемам.
Виды упражнений и методы, применяемые при обучении. Применение технических средств при обучении технике.
Тема 7.Техника игры в волейбол. (2+10)
Техника игры, ее характеристика; особенности современной техники волейбола, тенденции ее дальнейшего развития.
Последовательность, методы, методические приемы при обучении и совершенствовании техники игры.
Роль соревнований для проверки технической подготовки игроков.
Нормативные требования и испытания по технической подготовке.
Взаимосвязь развития техники нападения и защиты.
Составление положения о соревнованиях, календарь игр, организация и проведение соревнования внутри объединения.
2. Техника нападения.
Тема 9. Стойки. Перемещения. (2+10)
Техника стоек (устойчивая, основная): статическая стартовая стойка; динамическая стартовая стойка.
Перемещения волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с места).
Тема 10.Подачи. (2+10)
Подводящие упражнения для обучения нижней прямой подаче; специальные упражнения для обучения нижней прямой подаче.
Подводящие упражнения для обучения нижней боковой подаче; специальные упражнения для обучения нижней боковой подаче.
Подводящие упражнения для обучения верхней прямой подаче; специальные упражнения для обучения верхней прямой подаче.
Подводящие упражнения для обучения верхней боковой подаче; специальные упражнения для обучения верхней боковой подаче.
Специальные упражнения для обучения укороченной подаче; подача на точность.
Тема 11.Передачи. (2+10)
Техника передачи мяча двумя руками сверху.
Техника передачи мяча в прыжке над собой, назад (короткие, средние, длинные).
Техника передачи двумя руками: с поворотом, без поворота одной рукой.
Техника передач в прыжке (отбивание кулаком выше верхнего края сетки); подводящие упражнения: с набивными мячами, с баскетбольными мячами; специальные упражнения в парах на месте; специальные упражнения в парах с перемещением; специальные упражнения в тройках; специальные упражнения у сетки.
Техника передач снизу: подводящие упражнения с набивными мячами; имитационные упражнения с волейбольными мячами; специальные упражнения: индивидуально у стены, в группах через сетку; упражнения для обучения передаче одной рукой снизу.
Тема 12.Нападающие удары. (2+10)
Подводящие упражнения с набивным мячом;
Упражнения: для обучения напрыгиванию, с теннисным мячом, замаху и удару по мячу.
Специальные упражнения у стены: в опорном положении, в прыжке (в парах), с мячом и резиновыми амортизаторами, на подкидном мостике, в парах через сетку.
Упражнения для развития гибкости.
Технико-тактические действия нападающего игрока (блок-аут).
Упражнения для развития силы (гантели, эспандер). Обучение переключению внимания и переходу от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот). Упражнения для развития быстроты перемещений.
Нападающий удар задней линии.
3. Техника защиты.
Тема 13.Стойки. Перемещения. (2+10)
Техника стоек, перемещений волейболиста в защите; ходьба обычным шагом (бег), скрестным шагом (бег), приставным шагом (бег); выпады: вперед, в сторону; остановки: скачком, шагом, двумя сверху, вперед (короткие, средние, длинные) на месте.
Тема 14.Приём мяча (2+10)
Техника приема подач: упражнения для обучения перемещению игрока; имитационные упражнения с баскетбольными мячами (на месте, после перемещения); специальные упражнения: в парах без сетки, в тройках без сетки, в паре через сетку.
Обучение технике приема мяча с падением: на спину, бедро-спину, набок, на голени, кувырок, на руки – грудь.
4. Тактика нападения.
Тема 16. Индивидуальные действия. (2+10)
Характеристика индивидуальных действий в нападении. Условные названия тактических действий в нападении. Функции игроков.
Упражнения для развития прыгучести.
Нападающий удар толчком одной ноги.
Тема 17. Групповые действия. (2+10)
Выполнение вторых передач, подбор упражнений, составление комплексов упражнений для развития быстроты перемещений.
Подбор упражнений для воспитания прыгучести и прыжковой ловкости волейболиста.
Тема 18. Командные действия. (2+10)
Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. Определение эффективности игры в нападении игроков и команды в целом.
5. Тактика защиты.
Тема 19. Индивидуальные действия (2+10)
Характеристика индивидуальных действий в защите.
Подбор упражнений для воспитания быстроты ответных действий; на расслабления и растяжения.
Технико-тактические действия в защите при страховке игроком 6 зоны.
Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме подач: прием мяча от сетки, прием нападающих ударов, развитие координации.
Тема 20. Групповые действия. (2+10)
Взаимодействие игроков.
Техника передачи в прыжке: скидка, отвлекающие действия при вторых передачах.
Техника бокового нападающего удара, подача в прыжке; передача мяча одной рукой в прыжке.
Упражнения для совершенствования ориентировки игрока; развития ловкости, гибкости.
Групповые действия в нападении: через игрока передней линии: изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные нападающие удары); через выходящего игрока задней линии.
Подбор упражнений для развития взрывной силы.
VII. Тематическое планирование внеурочного курса
Волейбол
№ | Тема раздела | Формы организации | Деятельность обучающихся | Формируемые умения (УУД) | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Теоретическая | Теоретическая и показательная форма передачи знаний и физических умений | Познавательное отношение к осваиваемым действиям, поэтапное освоение теоретических основ, пошаговое выполнение теоретических знания в практическое умение | Коммуникативные УУД: − контролировать свои действия в коллективной работе − учитывать настроение других людей, их эмоции; − принимать участие в групповом действии, в коллективных инсценировках; понимать важность исполнения по группам (мальчики, девочки); Познавательные УУД: − читать простое схематическое изображение; первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; − читать простое схематическое изображение. Регулятивные УУД: − принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах учебной деятельности; − принимать творческо-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: − сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; − развитие творческих способностей. Предметные результаты: − устойчивый интерес к различным видам деятельности; | 4 | 5 |
2 | Общая физическая, специальная физическая | Общефизические движения, специфические упражнения | . | Коммуникативные УУД: − контролировать свои действия в коллективной работе; − исполнять со сверстниками, выполняя при этом разные функции; Познавательные УУД: − использовать пластико-хореографические и простые символические варианты невербального контакта; − находить в действиях разные части; − читать простое схематическое изображение. Регулятивные УУД: − принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах учебной деятельности; − принимать творческо-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: − сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; − развитие физических способностей.
Предметными результатами − устойчивый интерес к различным видам творческой деятельности; − развитие специальных физических способностей. | 23 | 23 |
3 | Технико-тактическая, психологическая | Спортивный игровые варианты различных жизненных ситуаций | Исследовательская деятельность по выявлению способов вербального и невербального общения Овладение спортивными игровыми приемами. | Коммуникативные УУД: − принимать участие в групповом общении, в коллективных инсценировках; − контролировать свои действия в коллективной работе; − исполнять со сверстниками инсценировки поведенческих игр, выполняя при этом разные функции; Познавательные УУД: − первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; − понимать содержание графических символов и соотносить его с последующими действиями; − читать простое схематическое изображение. Регулятивные УУД: − принимать учебную задачу; − осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах учебно-творческой деятельности; Личностные УУД: − сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей; - эмоциональной отзывчивости, понимание представляемых ситуаций Предметными результатами -устойчивый интерес к спортивной деятельности; -развитие специальных физических способностей. | 15 | 15 |
4 | Контрольные испытания, соревновательные испытания | Индивидуальное и коллективное соревнование | Индивидуальное и коллективное исполнение физических и специальных технических упражнений | Коммуникативные УУД: - контролировать свои действия в коллективной работе - учитывать настроение других людей, их эмоции диалектической работы; - принимать участие в групповом инсценировках, - Познавательные УУД: -первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; -читать простое схематическое изображение. Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах учебной деятельности; -принимать творчески-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами -устойчивый интерес к культуре и различным видам народного единоборства; -развитие специальных физических способностей. | 1 | 12 |
5 | Медицинское обследование | Ролевые игры | Самостоятельная оценка ситуации и принятие правильного решения | Коммуникативные УУД: − принимать участие в коллективных инсценировках; − контролировать свои действия в коллективной работе; − исполнять со сверстниками учебно-методические действий, выполняя при этом разные функции; Познавательные УУД: − первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; − использовать музыкальные тексты и его разные части; − читать простое схематическое изображение. Регулятивные УУД: −принимать учебную задачу; −осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах деятельности; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей; -развитие внимательности, трудолюбия, целеустремленности, ответственности Предметными результатами -устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности; -развитие специальных фонетических способностей: память, слух. | 2 | 2 |
VIII. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы
1. Амалин М.Е. Тактика волейбола. – М.: Физкультура и спорт, 1962
2. Ахмеров Э.К. Волейбол в школе – М.: Просвещение, 1974
3. Ахмеров Э.К., Канзас Э.Г. Волейбол в школе. – Минск: Нар. асвета,1981.
4. Волейбол. Пляжный волейбол: Правила соревнований /пер. с англ. – М.: Терра-Спорт, 2001.
5. Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. – Омск: СибГАФК, 2002.
6. Голомазов В.А., Ковалев В.Д.; Мельников А.Г. Волейбол в школе. – М.: Просвещение, 1989.
7. Железняк Ю.Д., Клещёв Ю.Н., Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов: Учеб. пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1967
8. Железняк Ю.Д. Волейбол: методика обучения школьников 11-14 лет. – М.- 1961.
9. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. – М.: Физкультура и спорт, 1978.
10. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу: Учеб. пособие для начинающих. – М.: Физкультура и спорт, 1965.
11. Железняк Ю.Д., Шулятьев В.М., Вайнбаум Я.С. Волейбол: Учеб. программа для ДЮСШ и ДЮСШОР.– Омск.: ОмГТУ, 1994.
12. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
13. Ивойлов А.В. Волейбол: Техника, тактика, тренировка. – Минск: Высшая школа, 1972.
14. Клещев Ю.Н. Учебно-тренировочная работа с юными волейболистами (15-16 лет): Методич. материалы. – М., 1962.
15. Клещев Ю.Н., Тюрин В.А., Фураев Ю.П. Тактическая подготовка волейболистов. – М.: Физкультура и спорт, 1968.
16. Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. – М.: Физкультура и спорт, 1979.
17. Книжников А.Н., Книжников Н.Н. Основы судейства волейбола: Учебно-метод. пособие – Нижневартовск, 2001.
18. Мармор В.К. Специальные упражнения волейболиста. – Кишинев: «Карта Молдовеняскэ», 1975.
19. Мерзляков В.В., Гордышев В.В. Игры, эстафеты, игровые упражнения волейболиста. – Волгоград, 1977.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по волейболу.
Программа курса волейбол рассчитана на четыре года. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы т...
Модифицированная программа по волейболу (мальчики)
Модифицированная программа дополнительного образования по волейболу (мальчики) расчитана на школьников 11-16 лет. Она предусматривает проведение теоретических, практических знаний, выполнения учащимис...
Программа секции "Волейбол"
Содержание данной образовательной программы соответствует физкультурно-спортивной направленности.Цели и задачи секции по волейболу направлены на то, чтобы приобщить детей к систематическим занят...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по волейболу
подготовка волейболистов высокой квалификации, резерва сборных молодежных и юношеских команд России.Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предпол...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ВОЛЕЙБОЛ»
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Объединение: волейбол
Программа объединения Волейбол состоит из разделов по техники и тактике. Волейбол, как и другие виды спорта используются для разностороннего развития школьников, воспитания в них высоких моральн...
Рабочая программа курса «Волейбол: техника, тактика, игра» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Волейбол и мы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа имени ученого-слависта,академика А.М. Селищева с. ВоловоВоловского муниципального района Липецкой области...