программа Спортивное ориентирование
рабочая программа по физкультуре на тему
программа Спортивное ориентирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sportivnoe_orientirovanie_novoe.doc | 653 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСТВА И ЮНОШЕСТВА Г. РОССОШИ
РОССОШАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Рекомендовано: Утверждаю:
педагогическим советом № Директор МКОУ ДОД Дом детства от __.__.201_ года и юношества г. Россоши
Н.Е. Телегина
« » 201_ г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ»
(туристско-краеведческая направленность)
Срок реализации: 3 года.
Программа разработана для детей 7-16 лет.
Автор: Кобзарева Елена Анатольевна, педагог дополнительного образования МКОУ ДОД ДДЮ
Россошь
2016
Пояснительная записка | Программа «Спортивное ориентирование с элементами туризма и краеведения» является универсальной программой по туризму для сельских школ. Спортивное ориентирование, техника пешеходного туризма и краеведение являются основными направлениями в туристическом движении. Спортивное ориентирование (СО) является одним из самых молодых видов спорта, широкая доступность, захватывающая борьба на трассе, красота природы являются важными факторами, способствующие популярности СО у школьников. Каждый ребенок должен найти себя, если программа будет односторонней, и в ней будет преобладать только одно направление, или СО, или туристское многоборье, или краеведение, то не все дети смогут реализовать себя, а в сельской местности нет выхода на многофункциональную инфраструктуру. Ребенок, не подающий надежд в спортивном ориентировании или технике пешеходного туризма, может реализовать себя в краеведении. |
Цель программы | Обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий спортивным ориентированием, туристическим многоборьем и краеведением, формирование всесторонней гармонично развитой личности. |
Задачи программы |
личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни ; метапредметные - развитие мотивации к ЗОЖ, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к Спортивному ориентированию, туризму и краеведению, включение в познавательную деятельность ребят, приобретение определенных знаний по ориентированию, краеведению, технике пешеходного туризма. |
Направленность | Туристско-краеведческое направление |
Форма обучения | Очная |
Режим занятий | Все занимающиеся в объединении в зависимости от возраста, физической и технической подготовленности распределяются по группам: младшая - 7-12 лет; средняя - 13-15 лет; старшая - 15-17 лет. В каждой возрастной группе ребенок может заниматься от 1 до 2 лет , совершенствуя свои навыки и мастерство. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в течение всего учебного года, с учетом возрастных особенностей занимающихся, режима дня, занятости ребят в школе. |
Объем и срок освоения программы | младшая группа средняя группа старшая группа 140 ч 140 ч 140 ч |
Особенности организации образовательного процесса | Учебно-тренировочные занятия целесообразно строить по игровому принципу в младшей и средних возрастных группах. Старшую возрастную группу как можно чаще привлекать к организации соревнований и занятий с малышами. В период осенних, зимних, весенних каникул следует увеличить количество учебно-тренировочных занятий, в это время можно проводить тренировочные соревнования, туристические походы. Вся учебно-тренировочная работа должна строится на основе предполагаемой программы с учетом теоретических знаний в классе и практических на местности. Состав группы постоянный |
Ожидаемые результаты | Младшая туристическая группа должна научиться:
- бережно относиться к природе. Средняя туристическая группа должна научиться: - методике преодоления естественных препятствий, закреплять на практике технические приемы наведения различных переправ, техники и тактики командной работы на этапах соревнований по пешеходному туристскому многоборью и Спортивному ориентированию, совместно с педагогом анализировать итоги соревнований, находить ошибки в технических и тактических приёмах и исправлять их;
Старшая туристическая группа должна научиться:
|
Методы обучения |
Формы:
|
Условия реализации программы | На теоретических занятиях по спортивному ориентированию предметная наглядность достигается показом, объяснением, демонстрацией схем, рисунков, планов, карт, таблиц условных знаков. Для проведения занятий с детьми следует использовать в качестве учебных пособий карты более крупных масштабов, которые обеспечивают необходимую наглядность, точность и полноту передачи материала. Крупномасштабные карты-1:5000, 1:10 000-нагляднее воспринимаются, точнее передают взаимосвязь рельефа с другими элементами карты. Использование в процессе обучения красочных наглядных пособий - укрупненных условных знаков, рельефных моделей, карт-игр для младших и старших ребят - придает занятиям занимательность, вызывает у ребят большой интерес к данному виду спорта. Для проведения занятий с детьми младшей группы в качестве наглядных пособий следует использовать: 1. Условные знаки спортивных карт РФ. 2. Цветные учебно-топографические карты масштаба 1:5000, 1 : 10 000, 1 : 25 000. 3. Спортивные карты масштаба 1:10 000, 1-15 000, 1 :20 000. 4. Расчлененные спортивные карты (содержание которых может быть представлено рельефом, ситуацией, сетью дорог и т. д.). 5 Учебные плакаты или диапозитивы: формы рельефа местности и их изображения на карте, план местности и условные знаки, план и рисунок местности. 6 Объемные модели. Кроме указанных наглядных пособий, ребята могут сами изготовить дополнительные. При проведении тем по туристскому многоборью используем Веревки для наведения переправ -Страховочные беседки -Блокировки -Карабины -Жумары -Восьмерки -Палиспас -Палатки -Спальники -Рюкзаки |
Прогнозируемые результаты | младшая туристическая группа Ребята должны знать топографические знаки, определять расстояния по карте, работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту, участвовать в соревнованиях по спортивному ориентированию туристскому многоборью по упрощенным правилам, не менее 20% от занимающихся в объединении должны выполнить 3-юношеский разряд по туристскому многоборью. средняя туристическая группа Ребята должны применять тактико-технические приемы выбора пути движения, уметь бегло читать карту, выполнять несложные задания по корректировке карт, принимать участие в соревнованиях по ориентированию и туристскому многоборью, не менее 20% от занимающихся в объединении должны выполнить 2-юношеский разряд старшая туристическая группа Беглое чтение карты, выбор пути движения с учетом картографических, технических, физиологических, метеорологических факторов. Участие в соревнованиях по СО, ТПТ, краеведению, не менее 20% от занимающихся в объединении должны выполнить III-спортивный разряд |
Формы аттестации | Умения и навыки обучающихся в объединении.
обучающиеся должны знать:
обучающиеся должны уметь:
обучающиеся должны знать:
обучающиеся должны уметь:
обучающиеся должны знать:
обучающиеся должны уметь:
обучающиеся должны уметь:
обучающиеся должны знать:
обучающиеся должны уметь:
обучающиеся должны знать:
обучающиеся должны уметь:
обучающиеся должны знать:
|
Учебный план
Тема | Всего часов | Теория | Практика | |||||||
Группа | Группа | Группа | ||||||||
младшая | средняя | старшая | младшая | средняя | старшая | младшая | средняя | старшая | ||
1 | Введение | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
2 | Врачебный контроль и самоконтроль | 4 | 3 | 5 | 1 | 0 | 0 | 3 | 3 | 5 |
3 | Топографическая подготовка спортсмена | 10 | 44 | 21 | 2 | 6 | 3 | 8 | 32 | 18 |
4 | Специальная туристическая подготовка | 29 | 27 | 22 | 5 | 7 | 6 | 14 | 20 | 16 |
5 | Тактическая и техническая подготовка спортсмена | 3 | 5 | 3 | 3 | 5 | 0 | 0 | 0 | 3 |
6 | Морально-волевая подготовка | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 |
7 | ОФП | 16 | 25 | 22 | 0 | 0 | 0 | 16 | 25 | 22 |
8 | Инструкторские навыки. | 1 | 3 | 12 | 1 | 3 | 0 | 0 | 0 | 12 |
9 | Походы. | 46 | 21 | 12 | 0 | 0 | 0 | 46 | 21 | 12 |
10 | Учебные соревнования | 28 | 10 | 40 | 0 | 0 | 0 | 28 | 10 | 40 |
Итого | 140 | 140 | 140 | 15 | 23 | 10 | 115 | 111 | 130 |
Учебно - тематический план.
Распределение учебной нагрузки по годам обучения
младшая возрастная группа
№ пп | Тема | Общее количество часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Введение | 1 | 1 | 0 |
Информация о работе кружка, техника безопасности, анкетирование. | ||||
2 | Врачебный контроль и самоконтроль | 4 | 1 | 3 |
3 | Топографическая подготовка спортсмена | 10 | 2 | 8 |
Краткие сведения о спортивном ориентирование. | 1 | 1 | ||
План. Карта. | 3 | |||
Компас. | 1 | |||
Условные знаки. | 1 | |||
Азимут. Движение по азимуту. | 2 | |||
Чтение карты. | 2 | |||
4 | Специальная туристическая подготовка | 29 | 5 | 14 |
Узлы. | 9 | 3 | 6 | |
Работа с веревками. | 7 | 1 | 6 | |
Работа с карабинами. | 3 | 1 | 2 | |
5 | Тактическая и техническая подготовка спортсмена | 3 | 3 | 0 |
6 | Морально-волевая подготовка | 2 | 2 | 0 |
7 | ОФП | 16 | 0 | 16 |
Общеразвивающие упражнения, специальные беговые упражнения. | 10 | 10 | ||
Спортивные игры. | 6 | 6 | ||
8 | Инструкторские навыки. | 1 | 1 | 0 |
9 | Походы. | 46 | 0 | 46 |
Групповое снаряжение. | 1 | 1 | ||
Подготовка к походу. | 1 | 1 | ||
Движение в походе. | 40 | 40 | ||
Профилактика опасностей в походе. | 2 | 2 | ||
Организация бивачных работ. | 2 | 2 | ||
10 | Учебные соревнования | 28 | 0 | 28 |
Учебно-тренировочные сборы, оздоровительные и тренировочные лагеря. | 28+10 | 28+10 | ||
Итого | 140 | 15 | 115 |
Распределение учебной нагрузки по годам обучения
средняя возрастная группа
№ пп | Тема | Общее количество часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Введение | 1 | 1 | 0 |
Информация о работе кружка, техника безопасности, анкетирование. | 1 | 1 | 0 | |
2 | Врачебный контроль и самоконтроль | 3 | 0 | 3 |
3 | Топографическая подготовка спортсмена | 44 | 6 | 38 |
Условные знаки. | 2 | 2 | ||
Чтение карты. | 8 | 8 | ||
Чтение рельефа. | 8 | 8 | ||
Изображение рельефа на карте. | 4 | 2 | 2 | |
Тактические приемы спортивного ориентирования | 6 | 4 | 2 | |
Движение по азимуту. | 8 | 8 | ||
Ориентирование на маркированной трассе. | 8 | 8 | ||
4 | Специальная туристическая подготовка | 27 | 7 | 20 |
Узлы | 2 | 2 | ||
Наведение этапов. | 6 | 2 | 4 | |
Командная работа на этапах. | 5 | 1 | 4 | |
Страховка и сопровождение. | 5 | 1 | 4 | |
Командное прохождение дистанции. | 4 | 4 | ||
Тактика прохождения дистанции. | 5 | 1 | 4 | |
5 | Тактическая и техническая подготовка спортсмена | 5 | 5 | 0 |
6 | Морально-волевая подготовка | 1 | 1 | 0 |
7 | ОФП | 25 | 0 | 25 |
Общеразвивающие упражнения, специальные беговые упражнения. | 13 | |||
Силовая подготовка. | 2 | |||
Кроссовая подготовка. | 10 | |||
8 | Правила соревнований. Судейство. Инструкторские навыки. | 3 | 3 | 0 |
9 | Походы | 21 | 0 | 21 |
10 | Учебные соревнования | 10 | 0 | 10 |
Спортивное ориентирование | 6 | 6 | ||
ТПТ | 4 | 4 | ||
Итого | 140 | 23 | 117 |
Распределение учебной нагрузки по годам обучения
старшая возрастная группа
№ пп | Тема | Общее количество часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Введение | 1 | 1 | 0 |
Информация о работе кружка, т/б, анкетирование. | 1 | 1 | 0 | |
2 | Врачебный контроль и самоконтроль | 5 | 0 | 5 |
3 | Топографическая подготовка спортсмена | 21 | 3 | 18 |
Чтение карты | 4 | 4 | ||
Работа с компасом, таблицами | 4 | 4 | ||
Тактические приемы спортивного ориентирования. | 3 | 1 | 2 | |
Ориентирование в свободном прохождении | 4 | 4 | ||
Методы составления карт | 6 | 2 | 4 | |
4 | Специальная туристическая подготовка | 22 | 6 | 16 |
Личное прохождение этапов тур многоборья | 4 | 4 | ||
Наведение этапов | 2 | 2 | ||
Командная работа на этапах тур многоборья | 4 | 4 | ||
Командное прохождение дистанции тур многоборья | 3 | 3 | ||
Техника горного туризма | 3 | 3 | ||
5 | Тактическая и техническая подготовка спортсмена | 3 | 0 | 3 |
6 | Морально-волевая подготовка | 2 | 0 | 2 |
7 | ОФП | 22 | 0 | 22 |
Общеразвивающие упражнения, специальные беговые упражнения. | 5 | 5 | ||
Силовая подготовка. | 6 | 6 | ||
Кроссовая подготовка. | 6 | 6 | ||
Тестирование. | 5 | 5 | ||
8 | Правила соревнований. Судейство. Инструкторские навыки. | 12 | 0 | 12 |
9 | Туристические походы | 12 | 0 | 12 |
10 | Учебные соревнования | 40 | 0 | 40 |
Итого | 140 | 10 | 130 |
Содержание программы.
- Введение.
Информация о работе объединения, техника безопасности, анкетирование.
- Врачебный контроль и самоконтроль.
Гигиена спортивной тренировки. Значение и содержание врачебного контроля в тренировке юного ориентировщика. Самоконтроль спортсмена. Дневник самоконтроля. Основные причины травматизма при занятиях СО и меры их предупреждения. Доврачебная помощь при занятиях СО и меры их предупреждения. Доврачебная помощь при спортивных травмах: ушибах, вывихах, растяжениях, кровотечении.
Практические занятия:
Самоконтроль за состоянием здоровья по основным показателям: рост, пульс, дыхание, потоотделение.
Способы оказания доврачебной помощи при спортивных травмах. Ведение дневника самоконтроля.
- Топографическая подготовка ориентировщика.
Особенности топографической подготовки ориентировщика.
Местность и ее классификация. Спортивные карты. Условные знаки. Рельеф и его изображение на карте.
Практические занятия:
Чтение условных знаков, рельефа спортивной карты различной сложности (1-2 год обучения). Корректировка карт на местности (2-3 год обучения). Составление карт (3 год обучения). Игры и упражнения, направленные на закрепление материала данной темы.
- Специальная туристическая подготовка
Специальное личное снаряжение. Узлы. Работа с веревками. (1 год обучения). Работа с карабинами. Виды переправ. Навесная. Маятниковая. Бревно. Параллельная. Завал. Кочки. Преодоление болота по жердям, траверс склона, спуск, подъем) Наведение переправ. Страховка и самостраховка. Горный туризм (3 год обучения).
- Техническая и тактическая подготовка.
Методы работы с картой. Способы определения точки стояния. Азимут, измерение расстояния на карте и местности (1-2 год обучения). Выбор пути движения на карте КП по карте и реализация его на местности (2-3 год обучения). Способы взятия КП. (3 год обучения)
Тактические действия спортсмена до старта, на старте пункте выдачи карт, на дистанции и КП (1-2 год обучения). Составление тактического плана прохождения дистанции и распределение сил (2-3 год обучения). Тактические действия в индивидуальных и командных соревнованиях. (3 год обучения)
Практические занятия:
Разбор и анализ учебных трасс и трасс соревнований (1-2 год обучения). Анализ ошибок спортсмена (2-3 год обучения). Игры и упражнения на закрепление тактических приемов.(1-2 год)
Определение расстояния, движения по азимуту, беглое чтение карты, выбор пути движения и реализация его с учетом различных факторов (3 год обучения). Игры и упражнения на обработку этих приемов.
- Морально-волевая подготовка.
Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, упорства, самостоятельности, инициативы, решительности, смелости, выдержки, самообладания.
- Общая и специальная физическая подготовка.
Краткий анализ ОФП. Принципы обучения. Методы и приемы обучения. Техника кроссового бега. Специфические особенности техники бега в лесу по пересеченной местности.
Практические занятия:
ОФП. Игры с элементами общеразвивающих упражнений. Подвижные игры и эстафеты. Изучение и совершенствование техники бега.
8.Правила соревнований Судейство. Инструкторские навыки.
Организация и проведение всех видов соревнований. Состав судейских бригад, их обязанности. Основная документация соревнований.
Практические занятия:
Практика судейства во всех видах соревнований.
- Игры на местности. Походы
Подвижные игры. Игры на местности с элементами техники ориентирования.
Практические занятия:
Игры, направленные на совершенствование физической и тактико-технической подготовленности ориентировщика.
- Учебные соревнования.
Соревнования:
- по топографии;
- по рельефу;
- по белой карте;
- комбинированное ориентирование;
- в ограниченном коридоре;
- в заданном направлении;
- на маркированной трассе;
- по легенде;
- по азимуту
- ТПП
-КТМ
Эстафеты.
Предполагаемые педагогические результаты для обучающихся.
Введение
Должны знать:
– значение ориентирования в системе физического воспитания, оздоровления, закаливания;
– место и время проведения занятий объединения дополнительного образования.
Должны уметь:
– коллективно участвовать в планировании деятельности объединения дополнительного образования в учебном году.
Техника безопасности
Должны знать:
– основы безопасности при проведении занятий в учебном классе, спортивном зале, на местности;
– правила дорожного движения;
– меры личной безопасности в криминальной ситуации.
Должны уметь:
– находить выход из аварийных, криминальных ситуаций;
– искать условно заблудившихся в лесу.
История спортивного ориентирования
Должны знать:
– развитие ориентирования как вида спорта в стране и за рубежом;
– виды ориентирования;
– прикладное значение ориентирования.
Должны уметь:
– давать характеристику современного состояния ориентирования.
Гигиена спортсмена
Должны знать:
– строение организма человека;
– влияние физических нагрузок на развитие организма;
– гигиену во время выполнения физических упражнений;
– гигиену тела, одежды, обуви.
Должны уметь:
– соблюдать меры личной гигиены;
– составлять и соблюдать режим дня.
Правила соревнований
Должны знать:
– агитационное значение соревнований;
– права и обязанности участников соревнований;
– виды соревнований;
– способы проведения соревнований;
– действия участника на старте, при опоздании на старт, на КП, в финишном коридоре, после финиширования.
Должны уметь:
– соблюдать права и обязанности участников соревнований;
– коллективно составлять программу проведения соревнований.
Снаряжение ориентировщика
Должны знать:
– вспомогательное снаряжение;
– лыжное снаряжение;
– правила эксплуатации снаряжения;
– правила хранения снаряжения;
– компас и его устройство;
– планшет и его устройство.
Должны уметь:
– правильно эксплуатировать личное, групповое, вспомогательное снаряжение;
– хранить снаряжение;
– подбирать, изготавливать и производить установку снаряжения.
Судейская практика
Должны знать:
– состав судейской коллегии соревнований;
– состав судейских бригад;
– обязанности судьи;
– оборудование старта и финиша;
– виды протоколов.
Должны уметь:
– работать с протоколами старта, протоколами результатов соревнований по ориентированию, протоколами пункта контроля, пункта оценки;
– производить подсчет личных результатов по ориентированию.
Общая физическая подготовка
Должны знать:
– задачи общей физической подготовки;
– взаимосвязь физической, технической, тактической, волевой, психологической подготовки;
– значение систематизации круглогодичного тренировочного процесса;
– обоснование принципов постепенности, повторности, разносторонности, индивидуализации в процессе тренировки;
– технику лыжных ходов;
– специфические особенности бега ориентировщика.
Должны уметь:
– выполнять общеразвивающие упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, спины, живота, ног;
– передвигаться на лыжах, выполняя технические приемы: попеременный ход, одновременный ход, повороты, подъемы, спуски, торможения;
– удерживаться на плаву, плавать.
Специальная физическая подготовка
Должны знать:
– роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства ориентировщиков;
– методику развития специальных качеств, необходимых спортсмену-ориентировщику: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы.
Должны уметь:
– выполнять беговые упражнения в различных зонах интенсивности тренировочных нагрузок;
– выполнять бег с учетом характера местности: открытая, закрытая, горная, заболоченная;
– выполнять специально-беговые упражнения;
– выполнять упражнения на развитие быстроты (бег из различных стартовых положений на короткие и средние дистанции, игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе);
– выполнять упражнения на развитие гибкости (упражнения на растяжку, упражнения с партнером, активные и пассивные, упражнения с предметами);
– выполнять упражнения на развитие ловкости и прыгучести (прыжки в длину, по кочкам, в высоту, вниз, с одной ноги, с двух ног), кувырки, перекаты, упражнения на равновесие;
– выполнять упражнения на развитие силы (сгибание и разгибание рук в упоре, растягивание, приседания на одной и двух ногах, приседания с отягощениями, упражнения с предметами: набивные мячи, амортизаторы).
Техническая подготовка
Должны знать:
– понятие о технике ориентирования;
– значение техники для достижения высоких результатов;
– разновидности карт (спортивные, топографические, план, схема);
– общие черты и отличия карт;
– преимущества каждого из видов карт;
– понятия технических приемов: грубый азимут, точный азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование;
– компас и его устройство.
Должны уметь:
– правильно пользоваться компасом;
– ориентировать карту;
– определять расстояние на карте;
– измерять расстояние на местности (шагами, по времени, визуально);
– определять стороны горизонта по компасу;
– определять точку стояния;
– двигаться по азимуту;
– определять и контролировать направление с помощью компаса и карты, по объектам местности, по углу пересечения линейных ориентиров и углу схода с них;
– восстанавливать ориентировку после ее потери;
– выполнять простейшую маршрутную топографическую съемку местности вдоль линейных ориентиров.
Тактическая подготовка
Должны знать:
– понятие о тактике;
– взаимосвязь техники и тактики в обучении и тренировке ориентировщиков;
– значение тактики для достижения наилучших результатов;
– понятия: опорные, тормозные, ограничивающие, рассеивающие, линейные ориентиры.
Должны уметь:
– правильно распределять силы на дистанции;
– выполнять действия по подходу и уходу с контрольного пункта;
– выполнять действия по выбору пути движения;
– из нескольких вариантов выбрать лучший;
– последовательно осуществлять выбранный путь движения;
– правильно использовать опорные, тормозные, ограничивающие, рассеивающие, линейные ориентиры.
Контрольные нормативы
Должны знать:
– методы проведения (зачет, соревнования);
– нормативные требования.
Должны уметь:
– выполнять нормативы по общей и специальной физической подготовке;
– выполнять теоретические и практические умения и навыки по спортивному ориентированию, легкой атлетике, лыжным гонкам.
Участие в соревнованиях
Должны знать:
– положение о соревнованиях;
– условия проведения соревнований по спортивному ориентированию в заданном направлении;
– действия участников в аварийной ситуации;
– основы безопасности при участии в соревнованиях.
Должны уметь:
– закончить дистанцию I–II уровня.
Краеведение
Должны знать:
– значение краеведческой подготовки в общей системе обучения;
– историю города и области;
– историю края в годы Великой Отечественной войны;
– местонахождение экскурсионных объектов города и области.
Должны уметь:
– рассказать об истории родного края;
– посетить музеи и экскурсионные объекты города.
Психологическая и морально-волевая подготовка
Должны знать:
– значение психологической подготовки для повышения спортивного мастерства;
– методы и средства развития волевых качеств;
– особенности проявления волевых качеств у ориентировщиков в связи с индивидуальным характером прохождения тренировочных и соревновательных трасс на незнакомой местности.
Охрана природы и памятников культуры
Должны знать:
– важность охраны природы, памятников истории и культуры;
– место в системе образовательного процесса;
– взаимосвязь с тренировочным процессом;
– памятные и исторические места.
Должны уметь:
– участвовать в маркировке и оборудовании маршрутов выходного дня;
– коллективно участвовать в разработке походов выходного дня;
– принимать участие в изготовлении снаряжения, не причиняющего вреда окружающей природе;
– участвовать в акциях по охране памятников.
Основы туристской подготовки
Должны знать:
– туризм как одно из средств общефизической подготовки;
– виды туризма: горно-пешеходный, водный, лыжный, велосипедный и др.;
– основные туристские узлы, их применение и назначение: прямой, «булинь», «проводники», схватывающий, «стремя», встречный, «удавка» и др.;
– основное групповое и личное снаряжение;
– виды рюкзаков, основные требования к ним;
– туристские палатки, устройство и назначение;
– требования к выбору места для организации бивака группы;
– противопожарные меры в туристском путешествии.
Должны уметь:
– укладывать рюкзак;
– составлять список личного и группового снаряжения в зависимости от сезона;
– осуществлять простейший ремонт туристского снаряжения;
– устанавливать основные типы палаток;
– убирать место привалов и биваков;
– разжигать костры (по назначению) в зависимости от погодных условий.
Медико-санитарная подготовка
Должны знать:
– значение медико-санитарной подготовки;
– характерные спортивные травмы и их предупреждение;
– состав медицинской аптечки группы;
– основы первой доврачебной помощи пострадавшему;
– способы и приемы первой помощи при пищевом отравлении, ушибе, растяжении, вывихе, утомлении, обморожении, тепловом и солнечном ударе, переохлаждении, простуде, переломах конечностей (открытых и закрытых), кровотечениях (артериальном, венозном, капиллярном);
– методику и правила наложения простых повязок, наложение шин;
– правила промывания желудка;
– правила транспортировки пострадавшего и требования к носилкам.
Должны уметь:
– оказывать доврачебную помощь пострадавшему;
– транспортировать пострадавшего по пересеченной местности;
– пользоваться групповой медицинской аптечкой;
– изготавливать носилки;
– осуществлять промывание желудка;
– производить перевязки, накладывать жгут, ватно-марлевые повязки;
– обрабатывать различные типы ран;
– распознавать признаки заболеваний и травм.
Топографическая подготовка
Должны знать:
– основы топографии;
– способы изображения земной поверхности;
– понятие «топографическая карта»;
– понятие «масштаб»;
– масштаб и его виды;
– основные типы топографических знаков;
– понятие «горизонталь»;
– понятие «крутизна склона».
Должны уметь:
– читать масштабы карт;
– читать и расшифровывать основные топографические знаки;
– определять крутизну и высоту склона;
– осуществлять простейшую глазомерную съемку участка местности.
Походы, лагеря
Должны знать:
– маршрут туристского путешествия;
– цели и задачи учебно-тренировочного мероприятия;
– правила поведения и технику безопасности;
– контрольные сроки проведения путешествия;
– границы полигона.
Должны уметь:
– передвигаться в составе группы.
Литература :
- Огородников Б.И., Моисеенков А.Л., Приймаков Е.С. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию. – М.: ФиС, 1980.
- Тыкул В.И. Спортивное ориентирование на местности. – М.: Просвещение,1980.
- Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов - ориентировщиков. – М.:ФиС, 1978.
- Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. – М.: Просвещение,1990.
- Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристический клуб школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2004
- Ермолин А. Навигатор третьего тысячелетия или как стать разведчиком. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001. -416с, ил
приложение
Календарно-тематическое планирование
(младшая туристическая группа)
дата | тема занятия | форма проведения | средства, необходимые для проведения занятия | |
сентябрь |
| беседа | мультимед през | |
| беседа | фотоматериалы | ||
| беседа | |||
| практикум | дневник | ||
| практикум | карты местности | ||
| ||||
| практикум | компасы | ||
| лекция | таблицы с условными знаками | ||
| ||||
| беседа-практикум | компасы | ||
| ||||
| ||||
октябрь |
| практикум | компасы | |
| ||||
| ||||
| практикум | компасы | ||
| ||||
| ||||
| практикум | карты | ||
| ||||
| ||||
| практикум | карты | ||
| ||||
| ||||
ноябрь |
| практикум | дневник самоконтроля | |
| ||||
| ||||
| лекция | таблицы, веревки | ||
| лекция | |||
| ||||
| практикум | веревки | ||
| ||||
| ||||
| практикум | веревки | ||
| ||||
| ||||
декабрь |
| практикум | веревки | |
| ||||
| ||||
| беседа-практикум | веревки , карабины | ||
| веревки, карабины | |||
| ||||
| соревнования | беседки, веревки, карабины | ||
| лекция | протоколы | ||
| соревнования | карты, компасы | ||
| соревнования | карты, компасы | ||
| ||||
| ||||
январь |
| однодневный поход | тур снаряжение | |
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| выход в лес | |||
| ||||
| ||||
| выход в лес | |||
| ||||
| ||||
февраль |
| практикум | ||
| соревнования | беседки, веревки, карабины | ||
| ||||
| ||||
| соревнования | беседки, веревки, карабины | ||
| ||||
| ||||
| соревнования | беседки, веревки, карабины | ||
| ||||
| лекция | |||
| лекция | |||
| ||||
март |
| лекция | ||
| соревнования | беседки, веревки, карабины | ||
| ||||
| практикум | палатки | ||
| соревнования | беседки, веревки, карабины | ||
| ||||
| ||||
| соревнования | карты, компасы | ||
| ||||
| ||||
| соревнования | карты, компасы | ||
| ||||
апрель |
| практикум | ||
| соревнования | карты, компасы | ||
| соревнования | карты, компасы | ||
| трехдневный поход | тур снаряжение | ||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
май |
| |||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
июнь | 117-140. туристический поход | зачет |
Программа очного модуля Туристический поход
Сроки проведения: июнь
Место проведения: Лизиновка-Должик
Участники: 1-4 класс
Количество часов: 24 часа
Календарно-тематическое планирование
средняя туристическая группа
дата | тема занятия | форма проведения | средства, необходимые для проведения занятия | |
сентябрь |
| беседа, анкетирование | ||
| практикум | компасы | ||
| карты, схемы | |||
| практикум | карты | ||
| практикум | таблицы | ||
| практикум | карты | ||
| практикум | карты | ||
| ||||
| практикум | карты, компас | ||
| ||||
| ||||
| соревнования | карты, компасы | ||
| беседа-практикум | карты | ||
| практикум | карточки | ||
| ||||
| беседа | |||
октябрь |
| |||
| соревнования | карты, компасы | ||
| практикум | карты | ||
| практикум | карты | ||
| лекция | карты | ||
| соревнования | карты, компасы | ||
| беседа - практикум | |||
| практикум | |||
| ||||
| практикум | карты | ||
| ||||
| соревнования | карты, компасы | ||
| соревнования | карты, компасы | ||
| суд-во | протоколы | ||
| соревнования | веревки, беседки, карабины | ||
| ||||
ноябрь |
| |||
| практикум | карты | ||
| соревнования | веревки, беседки, карабины | ||
| практикум | карты | ||
| практикум | карты | ||
| практикум | карты | ||
| соревнования | веревки | ||
| соревнования | веревки | ||
| ||||
| ||||
| практикум | карты | ||
| практикум | карты | ||
| соревнования | веревки | ||
| однодневный поход | тур снаряжение | ||
| ||||
| ||||
декабрь |
| |||
| соревнования | карты, компасы | ||
| ||||
| ||||
| соревнования | карты, компасы | ||
| соревнования | веревки | ||
| соревнования | веревки, беседки, карабины | ||
| ||||
| ||||
| соревнования | веревки | ||
| соревнования | веревки, беседки, карабины | ||
| ||||
| соревнования | карты, компас | ||
| соревнования | веревки | ||
| ||||
| соревнования | веревки, беседки, карабины | ||
январь |
| соревнования | карты, компас | |
| соревнования | веревки, беседки, карабины | ||
| соревнования | карты, компас | ||
| ||||
| соревнования | карты, компас | ||
| соревнования | веревки, беседки, карабины | ||
| ||||
| соревнования | веревки, беседки, карабины | ||
| соревнования | веревки, беседки, карабины | ||
| ||||
| соревнования | веревки, беседки, карабины | ||
| соревнования | карты, компас | ||
| ||||
| соревнования | веревки, беседки, карабины | ||
| соревнования | карты, компас | ||
| ||||
февраль |
| соревнования | веревки, беседки, карабины | |
| соревнования | веревки, беседки, карабины | ||
| ||||
| соревнования | веревки, беседки, карабины | ||
| беседа | веревки, беседки, карабины | ||
| ||||
| соревнования | веревки, беседки, карабины | ||
| беседа | веревки, беседки, карабины | ||
| ||||
| соревнования | карты, компас | ||
| соревнования | веревки, беседки, карабины | ||
| соревнования | веревки, беседки, карабины | ||
| ||||
| соревнования | веревки, беседки, карабины | ||
| соревнования | карты, компас | ||
| ||||
март |
| |||
| соревнования | |||
| соревнования | карты, компас | ||
| соревнования | карты, компас | ||
| соревнования | карты, компас | ||
| ||||
| ||||
| соревнования | карты, компас | ||
| лекция | |||
| ||||
| соревнования | карты, компас | ||
| ||||
| ||||
| соревнования | карты, компас | ||
| соревнования | веревки, карабины, беседки | ||
апрель |
| |||
| соревнования | карты, компас | ||
| соревнования | карты, компас | ||
| соревнования | карты, компас | ||
| ||||
| соревнования | веревки, карабины, беседки | ||
| соревнования | веревки, карабины, беседки | ||
| соревнования | веревки, карабины, беседки | ||
| ||||
| соревнования | веревки, карабины, беседки | ||
| лекция | |||
| соревнования | карты, компас | ||
| соревнования | карты, компас | ||
| беседа - практикум | |||
| соревнования | веревки, карабины, беседки | ||
май |
| беседа-практикум | ||
| соревнования | карты, компас | ||
| соревнования | карты, компас | ||
| соревнования | карты, компас | ||
| соревнования | карты, компас | ||
| соревнования | карты, компас веревки, беседки | ||
| соревнования | карты, компас веревки, беседки | ||
| соревнования | карты, компас веревки, беседки | ||
| поход |
Календарно-тематическое планирование
старшая туристическая группа
дата | тема занятия | форма проведения | средства, необходимые для проведения занятия | |
сентябрь |
| беседа, анкетирование | ||
| практикум | |||
| практикум | карта, компас | ||
| соревнования | карта, компас | ||
| лекция | |||
| лекция | |||
| соревнования | компас | ||
| ||||
| практикум | карта, компас | ||
| соревнования | карта, компас | ||
| соревнования | веревки, карабины, беседки | ||
| соревнования | веревки, карабины, беседки | ||
| соревнования | веревки, карабины, беседки | ||
| соревнования | веревки, карабины, беседки | ||
| соревнования | веревки, карабины, беседки | ||
| соревнования | веревки, карабины, беседки | ||
октябрь |
| соревнования | веревки, карабины, беседки | |
| соревнования | карта, компас | ||
| веревки, карабины, беседки | |||
| веревки, карабины, беседки | |||
| веревки, карабины, беседки | |||
| веревки, карабины, беседки | |||
| веревки, карабины, беседки | |||
| веревки, карабины, беседки | |||
| практикум | карты | ||
| соревнования | легенда, компас | ||
| ||||
| практикум | карта, компас | ||
| соревнования | карта, компас | ||
| практикум | |||
| соревнования | веревки, карабины, беседки | ||
| практикум | |||
ноябрь |
| беседа | карта | |
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| соревнования | карта, компас | ||
| практикум | |||
| ||||
| ||||
| соревнования | веревки, карабины, беседки | ||
| соревнования | веревки, карабины, беседки | ||
| соревнования | веревки, карабины, беседки | ||
| ||||
| соревнования | веревки, карабины, беседки | ||
| ||||
| соревнования | карта, компас | ||
декабрь |
| |||
| ||||
| ||||
| соревнования | карта, компас | ||
| практикум | |||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| соревнования | веревки, карабины, беседки | ||
| ||||
| соревнования | карта, компас | ||
| практикум | |||
| ||||
январь |
| соревнования | карта, компас | |
| соревнования | карта, компас | ||
| ||||
| соревнования | карта, компас | ||
| соревнования | карта, компас | ||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| соревнования | веревки, карабины, беседки | ||
| соревнования | карта, компас | ||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
февраль |
| |||
| соревнования | карта, компас | ||
| соревнования | карта, компас | ||
| ||||
| соревнования | карта, компас | ||
| соревнования | карта, компас | ||
| ||||
| ||||
| практикум | |||
| ||||
| ||||
| ||||
| соревнования | карта, компас | ||
| соревнования | карта, компас | ||
март |
| |||
| соревнования | карта, компас | ||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| соревнования | веревки, карабины, беседки | ||
| соревнования | веревки, карабины, беседки | ||
| ||||
| ||||
| соревнования | веревки, карабины, беседки | ||
| соревнования | |||
апрель |
| соревнования | веревки, карабины, беседки | |
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| соревнования | карта, компас | ||
| соревнования | карта, компас | ||
| соревнования | карта, компас | ||
| ||||
| ||||
| ||||
| соревнования | веревки, карабины, беседки | ||
| соревнования | веревки, карабины, беседки | ||
| соревнования | веревки, карабины, беседки | ||
| соревнования | карта, компас | ||
| соревнования | карта, компас | ||
| соревнования | карта, компас | ||
| соревнования | веревки, карабины, беседки | ||
| соревнования | веревки, карабины, беседки | ||
| соревнования | карта, компас | ||
| соревнования | карта, компас | ||
| ||||
| практикум | |||
| ||||
| ||||
август | 133.-140 туристический лагерь | 7 дней |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по программе «Спортивное ориентирование»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПо программе «Спортивное ориентирование»...
«Методические рекомендации по проведению занятий в спортивном зале школы по дополнительной общеразвивающей программе «Спортивное ориентирование»
Цель данной методической разработки: помощь начинающему педагогу в выборе заданий для проведения занятий и организации проведения занятий в спортивном зале.В работе представлены комплексы заданий для ...
Сюжетно-ролевое занятие. Тема : «Введение в образовательную программу «Спортивное ориентирование»
Цель занятия: развивать интерес к занятиям спортивным ориентированием; познакомить обучающихся с понятиями спортивное ориентирование, спортивная карта, условные знаки, компас, легенда. На занятии испо...
Образовательная программа "Спортивное ориентирование"
программа по спортивному ориентированию...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Спортивное ориентирование"
В программе приводится учебный план,содержание программы,календарный учебный график туристического кружка "Спортивное ориентирование" МОБУ СОШ с.Удрякбаш,рассчитанный на 58 часов....
Рабочая программа "Спортивное ориентирование и туризм"
Программа для уч-ся 6-10 кл...
Рабочая программа Спортивное ориентирования
Пояснительная запискаСпортивное ориентирование – вид спорта, в котором участники самостоятельно, при помощи карта и компаса, должны пройти заданное число Занятие ориентирование содействуют умств...