Проект «Здоровье»
методическая разработка по физкультуре на тему

Елена Алексеевна Бородынкина
Настоящая программа составлена на основе Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы, президентской национальной инициативы «Наша новая школа». Проект является составной частью комплексной программы воспитания «Истоки» (направление «Здоровье»). Многочисленные исследования показывают, что существенное ухудшение здоровья происходит еще в период детства, в том числе, в период обучения ребенка в образовательном учреждении. Поэтому приобщение школьников к здоровому образу жизни провозглашено как одно из важнейших направлений государственной молодежной политики. Существует необходимость осмысления ценности здоровья, укрепления здоровья, приобщения к здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса (педагогов, школьников и их родителей). Проблемы сохранения здоровья обучающихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, созда¬ние условий, направленных на укрепление здоровья, cохранение здоровья физиче¬ского, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформиро¬вать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседнев¬ной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdorove.docx174.74 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Здоровье»

комплексной программы воспитания «Истоки»


  1. Введение

    Настоящая программа составлена на основе Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы, президентской национальной инициативы «Наша новая школа».

Проект является составной частью комплексной программы воспитания «Истоки» (направление «Здоровье»).  

    Многочисленные исследования показывают, что существенное ухудшение здоровья происходит еще в период детства, в том числе, в период обучения ребенка в образовательном учреждении. Поэтому приобщение школьников к здоровому образу жизни провозглашено как одно из важнейших направлений государственной молодежной политики.

Существует необходимость осмысления ценности здоровья, укрепления здоровья, приобщения к здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса (педагогов, школьников и их родителей).

        Проблемы сохранения здоровья обучающихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, cохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Поэтому так важно, чтобы навыки здорового образа жизни формировались в школе.

       Условия сельской местности имеют свои положительные (например, экологически чистая природа, продукты питания и пр.) и отрицательные (например, виктимогенная среда семей детей «группы риска») стороны, влияющие на здоровье школьников.

Следует также учесть, что большую часть времени в школе обучающийся малоподвижен. Недостаток естественных движений приводит к патологиям сердечнососудистой системы, отклонениям в осанке, быстрой утомляемости, вялости, огромному числу простудных заболеваний, плохому усвоению учебного материала, отклонению в психике.

При разработке проекта «Здоровье» мы руководствовались основными федеральными, региональными и школьными нормативными документами, определяющими деятельность образовательного учреждения в этом направлении:

  • Конвенция о правах ребенка:
  • Закон  РФ «Об образовании»;
  • Национальная президентская образовательная инициатива «Наша новая школа»;
  •  «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - ФЗ № 120 0т 24.06.1999г. ;
  • Локальные акты школы:
  • Положение о смотре – конкурсе «Самый здоровый класс»,
  • Положение о конкурсе «Дети против наркотиков»,
  • Положение о спартакиаде школьников,
  • План школы по профилактике «Наркозависимости»,
  • План проведения профилактических бесед со специалистами,
  • Комплексный план – операция «Подросток».

На основе проблемно-ориентированного анализа была сформулирована

цель проекта: сохранение здоровья детей и профилактика нарушений здоровья.

Определены задачи проекта:

  • в сфере воспитания:
  • осмысление школьниками ценности здоровья, здорово образа жизни;
  • формирование стойкого убеждения в личной ответственности за состояние здоровья;
  • включение обучающихся в работу по пропаганде здорового образа жизни;
  • в сфере физического развития и укрепления здоровья:
  • стимулирование воспитанников к укреплению здоровья, физическому самосовершенствованию посредством создания возможности демонстрировать свои достижения и усилия по физическому развитию,
  • способствование преодолению вредных привычек школьников средствами физической культуры и занятием спортом;
  • для педагогического коллектива:
  • расширить и разнообразить методы и формы, используемые для работы по формированию знаний о здоровом образе жизни у обучающихся.

Основные направления реализации проекта:

  • Улучшение материально-технического обеспечения школы;
  • Организация рационального питания;
  • Формирование валеологических знаний у обучающихся и их родителей;
  • Соблюдение валеологических требований во время проведения образовательного процесса;
  • Формирование системы физкультурно-оздоровительной работы;
  • Проведение  работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
  • Обучение действиям в случае пожара, при антитеррористических мероприятиях и в других ЧС;
  • Профилактика наркозависимости и табакокурения среди подростков.

В основу проекта положен компетентностный подход, способствующий созданию условий для проявления и развития личности учащегося в различных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности обучающийся овладевает определенными компетенциями. Компетентностный подход становится приоритетным в процессе модернизации образования. При таком подходе результат образования рассматривается, как способность человека действовать в проблемных ситуациях.

В основе разработки и реализации проекта лежат следующие принципы.

Принцип личностной ориентированности – создание условий для развития индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения. Организация педагогической поддержки учащегося в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования.

 Принцип гуманистической направленности – обеспечение доверительных отношений между участниками воспитательного процесса, воспитание чувства уважения к окружающим.

Принцип природосообразности – построение воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии, целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности.

Принцип социального взаимодействия – сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения обучающихся, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адаптации.

Проект предусматривает следующие направления работы:

  • сотрудничество с психологическими службами (выявление причин отклонений и путей их коррекции),
  • сотрудничество со службами: ОДН ОМВД, администрацией города, поселения, наркологическим диспансером,
  • правовое просвещение педагогов и обучающихся,
  • профилактика правонарушений и вредных привычек,
  • наглядная агитация (стенды, конкурсы плакатов и рисунков),
  • работа с родителями,
  • вовлечение обучающихся  во внеурочную деятельность.


Этапы реализации проекта

1. Подготовительный  (2011-2012 г.).

   Анализ и изучение опыта деятельности школы, выявление проблем. Изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение, разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий. 

  На данном этапе проводится анкетирование среди обучающихся с целью выявления социально активных подростков, проведение анкетирования «Хочу быть здоровым».

2. Основной этап (2012-2013 уч.г.- 2015-2016 уч.г.).

 Апробация новых методов и форм работы с обучающимися по формированию ЗОЖ. Систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ. Выполнение оздоровительных мероприятий.

3. Аналитико-обобщающий (2017-2018 уч.г.).

   Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития.

Эффективности реализации программы способствует применение разнообразных форм работы:

1.Учет состояния детей:

  • анализ медицинских карт;
  • определение группы здоровья;
  • учет посещаемости занятий;
  • контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

2.Физическая и психологическая разгрузка обучающихся:

  • организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры; 
  • динамические паузы; 
  • тренинги;
  • агитбригады;
  • индивидуальные занятия; 
  • организация спортивных перемен; 
  • дни здоровья; 
  • физкульминутка для обучающихся; 
  • организация летних оздоровительный лагерей при школе с дневным   
  • пребыванием. 

3.Урочная и внеурочная работа:

  • открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ;
  • открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-  оздоровительной направленности.
  • спортивные кружки.

План деятельности по реализации программы

Мероприятия

Ответственные исполнители

Сроки

Планируемый результат и выполнение

1.

Диагностическое направление

1.1.

Анализ  состояния здоровья обучающихся:

-выявление обучающихся специальной медицинской  группы;

-ведение строгого учета детей по группам здоровья. Формирование групп здоровья по показателям.

Медработник Выскатского ФАПа 

 

ежегодно

Медицинские карты, листы здоровья в классных журналах

1.2.

  Проведение  медицинского осмотра обучающихся

Медицинские работники МУЗ ЦРБ

ежегодно

 

1.3.

Обеспечение и организация профилактических прививок  обучающихся.

мед.сестра

ежегодно

План прививок

1.4.

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.

заместитель директора по УВР

1 раз в четверть

Материалы отчетов

1.5.

  Контроль за качеством питания

школьная комиссия по питанию

ежедневно в течение года

1.6.

Рациональное расписание уроков, не допускающее

перегрузок  (соблюдение требований СанПиНа)

заместитель директора по УВР

ежегодно

Расписание

1.7.

Мониторинг состояния здоровья обучающихся

заместитель директора по УВР

ежегодно

Результаты мониторинга

2.

Просветительское направление

2.1.

Разработка и внедрение родительского лектория по здоровому образу жизни.

заместитель директора, классные руководители

На начало учебного года

тематика лектория

2.2.

Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.

администрация школы

ежегодно

план работы

2.3.

Организация просветительской работы с обучающимися (лекторий, тематические классные часы и другие виды работ).

заместитель директора по УВР

ежегодно

план работы

2.4.

Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма.

заместитель директора по УВР

ежегодно

план работы

3.

Психолого-педагогическое направление

 3.1.

Организация  психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

Администрация, психолог школы, педагоги

ежегодно

план работы

3.2.

Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей обучающихся по экспериментальным программам:

- определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье  детей;

-  изучение психологических возможностей и готовности детей   к школе;

-  выявление профессиональных интересов обучающихся и способностей с целью профессионального самоопределения;

-  разработка и внедрение системы медико-физиологического   контроля за адаптацией обучающихся  к различным формам   обучения.

психолог школы

классные руководители

ежегодно

диагностические исследования

3.3.

Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.  

психолог школы

ежегодно

план работы психолога

3.4.

Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности.

учителя-предметники

ежегодно

Планы уроков

4.

Спортивно-оздоровительное направление

4.1.

Организация спортивных мероприятий.

 

учитель физической культуры

ежегодно

план работы

4.2.

Разработка   системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни обучающихся.

заместитель директора по УВР, учитель физкультуры

ежегодно

план работы кружков и секций

4.3.

Вовлечение всех участников образовательного процесса в активные занятия физической культурой и спортом, в различные  формы оздоровительной работы.

заместители директора по УВР

ежегодно

план работы

4.4.

Организация сотрудничества с другими учреждениями для организации совместной работы по организации внеурочной и внешкольной занятости обучающихся

директор

ежегодно

договора о сотрудничестве

План реализации проекта «Здоровье»

Месяц

Мероприятия

ответственные

Сентябрь

Организация дежурства по школе и по классам в соответствии с Положением о дежурстве

Заместитель директора по безопасности

Организация работы кружков и секций

Заместитель директора по УВР

Организация питания обучающихся

Социальный педагог

Организация проведения динамической паузы в 1 классе

Заместитель директора по УВР

«Веселые  старты»

Учитель физкультуры

Кросс Наций

Учитель физкультуры

Бадминтон

Учитель физкультуры

Октябрь

Районное соревнование «Безопасное колесо»

Заместитель директора по УВР

Месячник пожарной безопасности

Заместитель директора по безопасности

Знакомство родителей с памяткой «Советы родителям по безопасности детей на дороге».

Классные руководители

Работа по организации полноценного отдыха детей в дни каникул

Классные руководители

Пионербол

Учитель физкультуры

Ноябрь

ОФП (силовая гимнастика)

Учитель физкультуры

Проведение классных часов и мероприятий по теме « Курение - вред»

Классные руководители

Декабрь

Настольный теннис

Учитель физкультуры

Декада «Мы за здоровый образ жизни!»

Классные руководители

Конкурс рисунков «Дорога и мы»

Учитель ИЗО

Игры на свежем воздухе «Зимние забавы»

 ( шефская работа)

Классные руководители

Январь

Баскетбол

Учитель физкультуры

Лыжные гонки

Учитель физкультуры

Беседы  по профилактике ДТП в зимнее время, о поведении на водоемах, по пожарной безопасности

Классные руководители

Февраль

Волейбол

Учитель физкультуры

«Выскатская лыжня»

Учитель физкультуры

Хоккей в валенках

Учитель

физкультуры

Март

Шашки

Учитель

физкультуры

Скипинг

Учитель физкультуры

Флорбол (хоккей в зале)

Учитель физкультуры

Апрель

Конференция «Молодежь выбирает…» 5-9 классы

Заместитель директора по УВР

Конкурс агитбригад «Мы за ЗОЖ» 1-9 классы

Классные руководители

Дартс, метание мяча, русская лапта

Учитель физкультуры

Конкурс плакатов «Мы за ЗОЖ»

Классные руководители

Классные родительские собрания

Классные руководители

Семинар «Работа с семьями социального риска»

Заместитель директора по УВР

Благоустройство школьной территории

Классные руководители

Семинар для опекунов

«Взаимодействие детей в обществе  - социализация и обучение»

Социальный педагог

Сбор сведений о занятости детей летом

Классные руководители

Май

Подготовительная работа к организации занятости обучающихся в летний период

Начальник лагеря

Весенний кросс, посвящённый Дню Победы

Учитель физкультуры

Мини-футбол

Учитель физкультуры

Июнь, июль

Работа по плану работы детского оздоровительного лагеря «Солнечный»

Начальник лагеря

Летнее трудоустройство подростков

Администрация, социальный педагог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект: «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ - ЗДОРОВЬЕ МИРА» или «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!»

Представленные материалы могут помочь спланировать работу по формированию у школьников культуры здорового образа жизни, экологической грамотности учащихся....

Здоровьесберегающий проект "Здоровому всё здорово!"

Проект воспитательной работы в классе...

Проект "Здоровым быть здорово"

Крепкое здоровье нации свидетельствует о стабильном и устойчивом экономическом росте государства. Всем известно, что сохранить легче, чем построить заново. Это можно отнести и к состоянию нашего...

Проект "Здоровый дух-здоровое тело"

Аннотация проекта  «Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него ...

Презентация проекта "Здоровому - все здорово!!!"

В презентации собраны главные этапы проекта "Здоровому-все здорово": цель, задачи, формы, результаты....

презентация проекта "Здоровому - все здорово"

В презентации собраны главные этапы проекта "Здоровому-все здорово": цель, задачи, формы, результаты...

Реализация проекта "Здоровый досуг - здоровая молодежь"

Цель проекта «Здоровый досуг – здоровая молодежь» - проведение досуговых мероприятий для подростков и неорганизованной молодежи микрорайона старше 16 лет с учетом их интересов....