Проект «Здоровье»
методическая разработка по физкультуре на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zdorove.docx | 174.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Здоровье»
комплексной программы воспитания «Истоки»
- Введение
Настоящая программа составлена на основе Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы, президентской национальной инициативы «Наша новая школа».
Проект является составной частью комплексной программы воспитания «Истоки» (направление «Здоровье»).
Многочисленные исследования показывают, что существенное ухудшение здоровья происходит еще в период детства, в том числе, в период обучения ребенка в образовательном учреждении. Поэтому приобщение школьников к здоровому образу жизни провозглашено как одно из важнейших направлений государственной молодежной политики.
Существует необходимость осмысления ценности здоровья, укрепления здоровья, приобщения к здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса (педагогов, школьников и их родителей).
Проблемы сохранения здоровья обучающихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, cохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Поэтому так важно, чтобы навыки здорового образа жизни формировались в школе.
Условия сельской местности имеют свои положительные (например, экологически чистая природа, продукты питания и пр.) и отрицательные (например, виктимогенная среда семей детей «группы риска») стороны, влияющие на здоровье школьников.
Следует также учесть, что большую часть времени в школе обучающийся малоподвижен. Недостаток естественных движений приводит к патологиям сердечнососудистой системы, отклонениям в осанке, быстрой утомляемости, вялости, огромному числу простудных заболеваний, плохому усвоению учебного материала, отклонению в психике.
При разработке проекта «Здоровье» мы руководствовались основными федеральными, региональными и школьными нормативными документами, определяющими деятельность образовательного учреждения в этом направлении:
- Конвенция о правах ребенка:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Национальная президентская образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - ФЗ № 120 0т 24.06.1999г. ;
- Локальные акты школы:
- Положение о смотре – конкурсе «Самый здоровый класс»,
- Положение о конкурсе «Дети против наркотиков»,
- Положение о спартакиаде школьников,
- План школы по профилактике «Наркозависимости»,
- План проведения профилактических бесед со специалистами,
- Комплексный план – операция «Подросток».
На основе проблемно-ориентированного анализа была сформулирована
цель проекта: сохранение здоровья детей и профилактика нарушений здоровья.
Определены задачи проекта:
- в сфере воспитания:
- осмысление школьниками ценности здоровья, здорово образа жизни;
- формирование стойкого убеждения в личной ответственности за состояние здоровья;
- включение обучающихся в работу по пропаганде здорового образа жизни;
- в сфере физического развития и укрепления здоровья:
- стимулирование воспитанников к укреплению здоровья, физическому самосовершенствованию посредством создания возможности демонстрировать свои достижения и усилия по физическому развитию,
- способствование преодолению вредных привычек школьников средствами физической культуры и занятием спортом;
- для педагогического коллектива:
- расширить и разнообразить методы и формы, используемые для работы по формированию знаний о здоровом образе жизни у обучающихся.
Основные направления реализации проекта:
- Улучшение материально-технического обеспечения школы;
- Организация рационального питания;
- Формирование валеологических знаний у обучающихся и их родителей;
- Соблюдение валеологических требований во время проведения образовательного процесса;
- Формирование системы физкультурно-оздоровительной работы;
- Проведение работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
- Обучение действиям в случае пожара, при антитеррористических мероприятиях и в других ЧС;
- Профилактика наркозависимости и табакокурения среди подростков.
В основу проекта положен компетентностный подход, способствующий созданию условий для проявления и развития личности учащегося в различных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности обучающийся овладевает определенными компетенциями. Компетентностный подход становится приоритетным в процессе модернизации образования. При таком подходе результат образования рассматривается, как способность человека действовать в проблемных ситуациях.
В основе разработки и реализации проекта лежат следующие принципы.
Принцип личностной ориентированности – создание условий для развития индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения. Организация педагогической поддержки учащегося в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования.
Принцип гуманистической направленности – обеспечение доверительных отношений между участниками воспитательного процесса, воспитание чувства уважения к окружающим.
Принцип природосообразности – построение воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии, целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности.
Принцип социального взаимодействия – сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения обучающихся, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адаптации.
Проект предусматривает следующие направления работы:
- сотрудничество с психологическими службами (выявление причин отклонений и путей их коррекции),
- сотрудничество со службами: ОДН ОМВД, администрацией города, поселения, наркологическим диспансером,
- правовое просвещение педагогов и обучающихся,
- профилактика правонарушений и вредных привычек,
- наглядная агитация (стенды, конкурсы плакатов и рисунков),
- работа с родителями,
- вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (2011-2012 г.).
Анализ и изучение опыта деятельности школы, выявление проблем. Изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение, разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.
На данном этапе проводится анкетирование среди обучающихся с целью выявления социально активных подростков, проведение анкетирования «Хочу быть здоровым».
2. Основной этап (2012-2013 уч.г.- 2015-2016 уч.г.).
Апробация новых методов и форм работы с обучающимися по формированию ЗОЖ. Систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ. Выполнение оздоровительных мероприятий.
3. Аналитико-обобщающий (2017-2018 уч.г.).
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития.
Эффективности реализации программы способствует применение разнообразных форм работы:
1.Учет состояния детей:
- анализ медицинских карт;
- определение группы здоровья;
- учет посещаемости занятий;
- контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
2.Физическая и психологическая разгрузка обучающихся:
- организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;
- динамические паузы;
- тренинги;
- агитбригады;
- индивидуальные занятия;
- организация спортивных перемен;
- дни здоровья;
- физкульминутка для обучающихся;
- организация летних оздоровительный лагерей при школе с дневным
- пребыванием.
3.Урочная и внеурочная работа:
- открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ;
- открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно- оздоровительной направленности.
- спортивные кружки.
План деятельности по реализации программы
№ | Мероприятия | Ответственные исполнители | Сроки | Планируемый результат и выполнение |
1. | Диагностическое направление | |||
1.1. | Анализ состояния здоровья обучающихся: -выявление обучающихся специальной медицинской группы; -ведение строгого учета детей по группам здоровья. Формирование групп здоровья по показателям. | Медработник Выскатского ФАПа
| ежегодно | Медицинские карты, листы здоровья в классных журналах |
1.2. | Проведение медицинского осмотра обучающихся | Медицинские работники МУЗ ЦРБ | ежегодно |
|
1.3. | Обеспечение и организация профилактических прививок обучающихся. | мед.сестра | ежегодно | План прививок |
1.4. | Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни. | заместитель директора по УВР | 1 раз в четверть | Материалы отчетов |
1.5. | Контроль за качеством питания | школьная комиссия по питанию | ежедневно в течение года | |
1.6. | Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) | заместитель директора по УВР | ежегодно | Расписание |
1.7. | Мониторинг состояния здоровья обучающихся | заместитель директора по УВР | ежегодно | Результаты мониторинга |
2. | Просветительское направление | |||
2.1. | Разработка и внедрение родительского лектория по здоровому образу жизни. | заместитель директора, классные руководители | На начало учебного года | тематика лектория |
2.2. | Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей. | администрация школы | ежегодно | план работы |
2.3. | Организация просветительской работы с обучающимися (лекторий, тематические классные часы и другие виды работ). | заместитель директора по УВР | ежегодно | план работы |
2.4. | Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма. | заместитель директора по УВР | ежегодно | план работы |
3. | Психолого-педагогическое направление | |||
3.1. | Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся. | Администрация, психолог школы, педагоги | ежегодно | план работы |
3.2. | Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей обучающихся по экспериментальным программам: - определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье детей; - изучение психологических возможностей и готовности детей к школе; - выявление профессиональных интересов обучающихся и способностей с целью профессионального самоопределения; - разработка и внедрение системы медико-физиологического контроля за адаптацией обучающихся к различным формам обучения. | психолог школы классные руководители | ежегодно | диагностические исследования |
3.3. | Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся. | психолог школы | ежегодно | план работы психолога |
3.4. | Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности. | учителя-предметники | ежегодно | Планы уроков |
4. | Спортивно-оздоровительное направление | |||
4.1. | Организация спортивных мероприятий.
| учитель физической культуры | ежегодно | план работы |
4.2. | Разработка системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни обучающихся. | заместитель директора по УВР, учитель физкультуры | ежегодно | план работы кружков и секций |
4.3. | Вовлечение всех участников образовательного процесса в активные занятия физической культурой и спортом, в различные формы оздоровительной работы. | заместители директора по УВР | ежегодно | план работы |
4.4. | Организация сотрудничества с другими учреждениями для организации совместной работы по организации внеурочной и внешкольной занятости обучающихся | директор | ежегодно | договора о сотрудничестве |
План реализации проекта «Здоровье»
Месяц | Мероприятия | ответственные |
Сентябрь | Организация дежурства по школе и по классам в соответствии с Положением о дежурстве | Заместитель директора по безопасности |
Организация работы кружков и секций | Заместитель директора по УВР | |
Организация питания обучающихся | Социальный педагог | |
Организация проведения динамической паузы в 1 классе | Заместитель директора по УВР | |
«Веселые старты» | Учитель физкультуры | |
Кросс Наций | Учитель физкультуры | |
Бадминтон | Учитель физкультуры | |
Октябрь | Районное соревнование «Безопасное колесо» | Заместитель директора по УВР |
Месячник пожарной безопасности | Заместитель директора по безопасности | |
Знакомство родителей с памяткой «Советы родителям по безопасности детей на дороге». | Классные руководители | |
Работа по организации полноценного отдыха детей в дни каникул | Классные руководители | |
Пионербол | Учитель физкультуры | |
Ноябрь | ОФП (силовая гимнастика) | Учитель физкультуры |
Проведение классных часов и мероприятий по теме « Курение - вред» | Классные руководители | |
Декабрь | Настольный теннис | Учитель физкультуры |
Декада «Мы за здоровый образ жизни!» | Классные руководители | |
Конкурс рисунков «Дорога и мы» | Учитель ИЗО | |
Игры на свежем воздухе «Зимние забавы» ( шефская работа) | Классные руководители | |
Январь | Баскетбол | Учитель физкультуры |
Лыжные гонки | Учитель физкультуры | |
Беседы по профилактике ДТП в зимнее время, о поведении на водоемах, по пожарной безопасности | Классные руководители | |
Февраль | Волейбол | Учитель физкультуры |
«Выскатская лыжня» | Учитель физкультуры | |
Хоккей в валенках | Учитель физкультуры | |
Март | Шашки | Учитель физкультуры |
Скипинг | Учитель физкультуры | |
Флорбол (хоккей в зале) | Учитель физкультуры | |
Апрель | Конференция «Молодежь выбирает…» 5-9 классы | Заместитель директора по УВР |
Конкурс агитбригад «Мы за ЗОЖ» 1-9 классы | Классные руководители | |
Дартс, метание мяча, русская лапта | Учитель физкультуры | |
Конкурс плакатов «Мы за ЗОЖ» | Классные руководители | |
Классные родительские собрания | Классные руководители | |
Семинар «Работа с семьями социального риска» | Заместитель директора по УВР | |
Благоустройство школьной территории | Классные руководители | |
Семинар для опекунов «Взаимодействие детей в обществе - социализация и обучение» | Социальный педагог | |
Сбор сведений о занятости детей летом | Классные руководители | |
Май | Подготовительная работа к организации занятости обучающихся в летний период | Начальник лагеря |
Весенний кросс, посвящённый Дню Победы | Учитель физкультуры | |
Мини-футбол | Учитель физкультуры | |
Июнь, июль | Работа по плану работы детского оздоровительного лагеря «Солнечный» | Начальник лагеря |
Летнее трудоустройство подростков | Администрация, социальный педагог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект: «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ - ЗДОРОВЬЕ МИРА» или «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!»
Представленные материалы могут помочь спланировать работу по формированию у школьников культуры здорового образа жизни, экологической грамотности учащихся....
Здоровьесберегающий проект "Здоровому всё здорово!"
Проект воспитательной работы в классе...
Проект "Здоровым быть здорово"
Крепкое здоровье нации свидетельствует о стабильном и устойчивом экономическом росте государства. Всем известно, что сохранить легче, чем построить заново. Это можно отнести и к состоянию нашего...
Проект "Здоровый дух-здоровое тело"
Аннотация проекта «Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него ...
Презентация проекта "Здоровому - все здорово!!!"
В презентации собраны главные этапы проекта "Здоровому-все здорово": цель, задачи, формы, результаты....
презентация проекта "Здоровому - все здорово"
В презентации собраны главные этапы проекта "Здоровому-все здорово": цель, задачи, формы, результаты...
Реализация проекта "Здоровый досуг - здоровая молодежь"
Цель проекта «Здоровый досуг – здоровая молодежь» - проведение досуговых мероприятий для подростков и неорганизованной молодежи микрорайона старше 16 лет с учетом их интересов....