Работа с одарёнными детьми.
статья по физкультуре (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Луценко Наталья Загировна

Работа с одарёнными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi_na_urokah_fizicheskoy_kultury.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры»

Учитель физической культуры

МКОУ» Колодезщянская СОШ

Луценко Н.З.
Воронежская область

В соответствии с  основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской Федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно- одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно- одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность–одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том, что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Исследования Л.Термена и других ученых показали, что чаще бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко опережают сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности : умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть врожденными так и  приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических ,морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека ,однонаправлено влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.    Для выявления двигательной одаренности  используется комплексная диагностика двигательной активности и длительная идентификация во времени и разных ситуациях. Проявления одарённости включает любые модели поведения в которых проявляется взаимодействия  трех основных групп черт: способностей выше среднего уровня, высокой степени увлеченности, высокого уровня  креативности. Человек у которого проявляется совокупность этих свойств  нуждается в дополнительных возможностях и образовательных услугах, которые обычно не предусматриваются традиционной программой обучения.   Соответственно задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность данного ребенка – в данном случае его спортивную активность в соответствии с дидактической парадигмой или создать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия творческого потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.

В своей работе мы используем следующие признаки одаренности для диагностики : быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности ,проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях  и конкурсах, наблюдение. При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми мы учитываем ,что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности. Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность –совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования самооценки. Мы стараемся включать одаренных детей  в соревнования  с такими же одаренными детьми или более старшими поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. Источник склонности к  соревновательной  деятельности  у одаренных детей следует искать в превышающих средние возможности  ребенка  к высоко дифференцированной оценке. В общении со сверстниками  одаренный ребенок довольно часто берет на себя  роль организатора  групповых  дел и игр, поэтому мы привлекаем таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими,  судейству  соревнований. В урочной работе используем форму селективной дифференциации, опережающее обучение  и привлекаем  детей к внеурочным занятиям  в спортивных кружках и  секциях где с ними будет проводиться индивидуально-ориентированная работа. Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать  у себя такие свои способности которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни. В 10-11 классе по разделу спортивная гимнастика, оздоровительно-рекреационная деятельность одаренные дети создают индивидуальные  проекты тренировочных или концертных программ соответственно уровню и виду своей одаренности, привлекаются к участию в соревнованиях  и конкурсах, участвуют в работе научно-исследовательских конференциях учащихся в школе, предметных олимпиадах  различного уровня. Обобщая все выше сказанное можно сказать, что подбирая или разрабатывая образовательную технологию в работе с классом  мы ориентируемся на специфику контингента обучающихся –повышенная готовность к обучению(легко осваивают упражнения повышенной трудности), наличие одаренности к определенному виду спорта (лапта,футбол, волейбол),определяем какие цели и задачи являются приоритетными:обучающие,развивающие,обучающее-развивающее,развитие уже явно выраженных способностей или напротив недостаточно выраженных .Определить принципы обучения(дифференциация, предельной трудности, сочетание индивидуальных и групповых форм обучения),определить методы обучения (игровые, соревновательные, обучающие, развивающие)и конечно учитывать тип образовательного учреждения.

Литература:

Андреев Н.И. Учебный курс для творческого саморазвития.Казань. Центр инновационных технологий.2000

Бальсевич В.К.Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей,подростков,молодежи//Теория и практика физической культуры.2002 №3.-с.35

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия.М.,Воронеж,1997

Панов В.И. Одаренные дети :выявление-обучение-развитие//Педагогика.2001.№4 с.30-44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.

Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....

Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Работа с одарёнными детьми и со слабоуспевающими детьми

Работа с одарёнными детьми даёт и учителю, и ученику стимул к эффективному и результативному сотрудничеству, в результате которого повышается личностно-мотивированное, заинтересованное отношение к уче...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...