Программа кружка по баскетболу
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Представленная программа призвана обеспечить дополнительное физкультурное образование учащихся с использованием способов двигательной деятельности из раздела «баскетбол».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_basketbolu.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка по баскетболу
Пояснительная записка
В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции. Представленная программа призвана обеспечить дополнительное физкультурное образование учащихся с использованием способов двигательной деятельности из раздела «баскетбол».
Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы в общеобразовательном учреждении. Вместе с тем, практика показала, что в осуществлении такой работы необходимо ориентироваться на единство всех форм системы физического воспитания школьников: урок физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники.
В соответствии с законом «Об образовании» любая образовательная деятельность должна осуществляться на основе образовательных программ, которые рекомендованы соответствующими организациями (департамент образования, министерство образования), либо разработаны специалистами образовательного учреждения (авторские и составительские программы).
Представленная программа секции является составительской и реализует задачи дополнительного образования в области физической культуры, в частности, за счет углубленного изучения раздела «баскетбол». Разработка данной программы обусловлена тем, что контингент занимающихся разновозрастной и обеспечить их подготовку на основе программы ДЮСШ не представляется возможным, так как ее содержание строго дифференцированно по годам обучения и уровню спортивного мастерства. Поэтому возникает необходимость создания образовательной программы, адекватной задачам дополнительного физкультурного образования в условиях школы с учетом наличия в группе учащихся различного возраста и уровня подготовленности.
Программа апробирована на протяжении нескольких лет и позволила не только добиться системности в работе, привлечения учащихся к дополнительным занятиям, но и сформировать у них интерес к занятиям физической культурой и спортом, получить достаточно высокие спортивные результаты - команда школы является неоднократным призером районных соревнований по баскетболу.
Данная программа содержит пояснительную записку, основные положения теоретической подготовки, физической подготовки, технической подготовки, тактической подготовки, контрольные тесты.
Цель занятий – формирование физической культуры занимающихся, укрепление здоровья, расширение адаптационных возможностей организма и двигательного опыта учащихся.
Задачи работы секции
- расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «баскетбол»;
- формирование основ индивидуального стиля здорового образа жизни;
- совершенствование функциональных возможностей организма;
- формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;
- формирование умений в организации и судействе спортивной игры «баскетбол».
Содержание данной программы рассчитано на систему двухразовых занятий в неделю продолжительностью 60 – 90 минут. Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне нее. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
Кроме того, в программе представлены контрольные тесты для занимающихся по физической и технической подготовленности, а также методическое обеспечение и литература. Содержание видов спортивной подготовки, определено исходя из содержания примерной федеральной программы. При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовке баскетболиста и тактико–техническим действиям баскетболиста.
Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния баскетбола, правила соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите.
Распределение учебного времени по реализации видов подготовки в процессе занятий школьной секции по баскетболу для учащихся 5 – 9 классов представлено в примерном учебном плане.
Таблица № 1
Учебный план секционных занятий по баскетболу
№ | Виды спортивной подготовки | Кол-во часов | Классы | ||||
5-й | 6-й | 7-й | 8-й | 9-й | |||
1 | Теоретическая | 10 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
2 | Техническая | 122 | 24 | 24 | 24 | 24 | 26 |
Имитационные упр. без мяча | 10 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Ловля и передача мяча | 22 | 8 | 6 | 4 | 2 | 2 | |
Ведение мяча | 40 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | |
Броски мяча | 50 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | |
3 | Тактическая | 78 | 12 | 14 | 16 | 18 | 18 |
Действие игрока в защите | 38 | 8 | 8 | 8 | 8 | 6 | |
Действие игрока в нападении | 40 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | |
4 | Физическая | 80 | 20 | 18 | 16 | 14 | 12 |
Общая подготовка | 60 | 16 | 14 | 12 | 10 | 8 | |
Специальная | 20 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
5 | Участие в соревнованиях | 40 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
6 | Тестирование | 20 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого: | 350 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 |
Примерное распределение времени в отдельном занятии по технической, тактической и физической подготовке представлено в Таблице №2. Распределение времени осуществлено с учетом продолжительности секционного занятия 90 минут. Учитель, исходя из целей, условий, возрастных особенностей занимающихся, потребностей работы секции, может изменять продолжительность занятия и распределение времени.
№ | Виды подготовки | Время (мин.) |
1 | Техническая подготовка | 30 |
Имитационные упражнения без мяча | 3 | |
Ловля и передача мяча | 7 | |
Ведение мяча | 8 | |
Броски мяча по кольцу | 12 | |
2 | Техническая подготовка | 15 |
Действия игрока в защите | 7 | |
Действия игрока в нападении | 8 | |
3 | Физическая подготовка | 25 |
Общая | 15 | |
Специальная | 10 | |
4 | Игра в баскетбол | 20 |
Тестирование уровня технической подготовленности проводится по контрольным упражнениям, представленным в методическом пособии В.Т. Чичикина «Проэктирование учебного процесса по физической культуре в общеобразовательном учреждении». Тестирование уровня физической подготовленности занимающихся проводится по региональным тестам в начале и в конце учебного года.
Контрольные тесты (требования к учащимся)
№п/п | Тесты | Класс | Оценка | |||||
5 | 4 | 3 | ||||||
м | д | м | д | м | д | |||
1 | Ведение мяча с обводкой стоек (через 3 метра). Отрезок 15 м. ту-- да и обратно (сек.) | 6 - й | 10 | 11 | 10,5 | 11,5 | 11 | 12 |
7 - й | 8,8 | 9,8 | 9,0 | 10 | 9,3 | 10,3 | ||
8 - й | 8,5 | 9,5 | 8,8 | 9,7 | 9,0 | 10 | ||
9 - й | 8,4 | 9,4 | 8,7 | 9,6 | 9,0 | 10 | ||
2 | Челночный бег 3х 10 м. с веде – нием мяча (сек) | 6 - й | 8,6 | 9,0 | 8,9 | 9,2 | 9,2 | 9,4 |
7 - й | 8,3 | 8,6 | 8,5 | 8,8 | 8,8 | 9,0 | ||
8 - й | 8,1 | 8,5 | 8,4 | 8,7 | 8,7 | 9,0 | ||
9 - й | 8,0 | 8,4 | 8,3 | 8,6 | 8,6 | 9,0 | ||
3 | Штрафной бросок (из 10 бросков) | 6 - й | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 |
7 - й | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | ||
8 - й | 6 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | ||
9 - й | 6 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | ||
4 | Бросок в кольцо после ведения мяча (из 10 попыток) | 6 - й | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 |
7 - й | 6 | 6 | 5 | 5 | 3 | 3 | ||
8 - й | 7 | 7 | 6 | 6 | 4 | 3 | ||
9 - й | 8 | 8 | 6 | 6 | 4 | 4 | ||
5 | Броски мяча в стену с 3м. и ловля после отскока за 30 сек. (количество раз) | 6 - й | 19 | 18 | 18 | 17 | 17 | 16 |
7 - й | 20 | 19 | 19 | 18 | 18 | 17 | ||
8 - й | 21 | 20 | 19 | 18 | 18 | 17 | ||
9 - й | 22 | 20 | 20 | 19 | 19 | 18 |
2 | Челночный бег 3х 10 м. с веде – нием мяча (сек) | 6 - й | 8,6 | 9,0 | 8,9 | 9,2 | 9,2 | 9,4 |
7 - й | 8,3 | 8,6 | 8,5 | 8,8 | 8,8 | 9,0 | ||
8 - й | 8,1 | 8,5 | 8,4 | 8,7 | 8,7 | 9,0 | ||
9 - й | 8,0 | 8,4 | 8,3 | 8,6 | 8,6 | 9,0 | ||
3 | Штрафной бросок (из 10 бросков) | 6 - й | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 |
7 - й | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | ||
8 - й | 6 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | ||
9 - й | 6 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | ||
4 | Бросок в кольцо после ведения мяча (из 10 попыток) | 6 - й | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 |
7 - й | 6 | 6 | 5 | 5 | 3 | 3 | ||
8 - й | 7 | 7 | 6 | 6 | 4 | 3 | ||
9 - й | 8 | 8 | 6 | 6 | 4 | 4 | ||
5 | Броски мяча в стену с 3м. и ловля после отскока за 30 сек. (количество раз) | 6 - й | 19 | 18 | 18 | 17 | 17 | 16 |
7 - й | 20 | 19 | 19 | 18 | 18 | 17 | ||
8 - й | 21 | 20 | 19 | 18 | 18 | 17 | ||
9 - й | 22 | 20 | 20 | 19 | 19 | 18 |
Содержание разделов теоретической, технической, тактической, физической подготовки представлено без распределения по классам. Учитель должен самостоятельно, исходя из степени готовности занимающихся, распределить учебный материал. Поскольку программа основана на базовом уровне содержания учебной программы школы, по усмотрению учителя это содержание может быть дополнено.
Теоретическая подготовка
- Развитие баскетбола в России и за рубежом.
- Общая характеристика сторон подготовки спортсмена
- Физическая подготовка баскетболиста.
- Техническая подготовка баскетболиста.
- тактическая подготовка баскетболиста.
- Психологическая подготовка баскетболиста.
- Соревновательная деятельность баскетболиста.
- Организация и проведение соревнований по баскетболу.
- Правила судейства соревнований по баскетболу.
- Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.
Физическая подготовка
- Общая физическая подготовка.
а) Общеразвивающие упражнения : элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, с мячами разной величины, скакалками), на снарядах ( перекладина, гимнастическая стенка, скамейки, канат)
б) Подвижные игры.
в) Эстафеты.
г) Полосы препятствий. д) Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты)
2. Специальная физическая подготовка
*Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
- перемещения из различных и.п. и различными способами;
- бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов;
- бег на месте с максимальной частотой шагов, затем рывок вперед;
- эстафеты с быстрым изменением характера действий.
*Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
- прыжки со скакалкой на месте в темпе 135-140 прыжков в минуту с увеличением на 5-10с. через каждые два занятия, всего до 3 мин;
- комбинированные эстафеты с ускорениями, остановками, поворотами, прыжками, ведением, ловлей, передачей и броскамип мяча длительностью от 30 до 45 сек;
- игра «Борьба за мяч» 3х3, 4х4, 5х5 игроков. Играют 3-4 тайма по 1,5-2 мин. в высоком темпе.
*Упражнения для развития скоростно – силовых качеств баскетболиста.
- прыжки вверх из упора присев, ноги вперед – в стороны;
- прыжки с доставанием подвешенных предметов рукой, головой;
- упражнения с набивными мячами массой 2-3 кг;
- выполнение рывков на 10-15 м. из различных и.п;
- прыжки через скакалку на одной и двух ногах с двойным вращением, с максимальной частотой вращения;
- прыжки на месте с подтягиванием коленей к груди;
- приседание на одной ноге;
- прыжки на одной и обеих ногах через гимнастические скамейки. *Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
-стоя на расстоянии 2-3 м. от стены, поочередные передачи двух мячей в стену различными способами и дополнительными заданиями после ловли мяча от пола;
- жонглирование 2-3 малыми мячами;
- переводы мяча вокруг туловища, то же вокруг ног (восьмерка);
- прыжки вверх с поворотом в безопорном положении на 180 градусов, а затем на 360;
- подбросить мяч над собой, принять упор лежа, встать и поймать его;
- ведение на месте и в движении двух мячей одновременно;
- комбинированные упражнения с обеганием стоек, прыжками, подлезанием, кувырками;
- подвижные игры – «Подвижная цель», «Охотники и утки», «Салки», «Бегуны», «Борьба за мяч».
3. Техническая подготовка
1. Упражнения без мяча.
- Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
- Передвижение приставным шагом правым (левым) боком:
* с разной скоростью;
* в одном и разных направлениях.
- Передвижение в стойке баскетболиста.
- Остановка прыжком после ускорения.
- Остановка в один шаг после ускорения.
- Остановка в два шага после ускорения.
- Повороты на месте.
- Повороты в движении.
- Имитация защитных действий против игрока нападения.
- Имитация действий атаки против игрока защиты.
2. Ловля и передача мяча.
- Двумя руками от груди, стоя на месте.
- Двумя руками от груди с шагом вперед.
- Двумя руками от груди в движении.
- Передача одной рукой от плеча.
- Передача одной рукой с шагом вперед.
- Передача одной рукой после ведения мяча.
- Передача одной рукой с отскоком от пола.
- Передача двумя руками с отскоком от пола.
- Передача одной рукой снизу от пола.
- Передача одной рукой снизу от пола в движении.
- Ловля мяча после полуотскока.
- Ловля высоко летящего мяча.
- Ловля катящегося мяча, стоя на месте.
- Ловля катящегося мяча в движении.
Ведение мяча.
- На месте.
- В движении шагом.
- В движении бегом.
- То же с изменением направления и скорости.
- То же с изменением высоты отскока.
- Правой и левой рукой поочередно на месте.
- Правой и левой рукой поочередно в движении.
- Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
- То же в движении
- Броски мяча.
- Одной рукой в баскетбольный щит с места.
- Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.
- Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.
- Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.
- Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.
- Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
- Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.
- Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
- В прыжке одной рукой с места.
- Штрафной бросок.
- Двумя руками снизу в движении.
- Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.
- В прыжке со средней дистанции.
- В прыжке с дальней дистанции.
- Вырывание мяча.
- Выбивание мяча.
- Тактическая подготовка
- Защитные действия при опеке игрока без мяча.
- Защитные действия при опеке игрока с мячом.
- Перехват мяча.
- Борьба за мяч после отскока от щита.
- Быстрый прорыв.
- Командные действия в защите.
- Командные действия в нападении.
- Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями
Инструкторская и судейская практика
В течении всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика приобретается на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований.
По учебной работе необходимо последовательно освоить следующие навыки и умения.
1. Построить группу и подать основные команды на месте и в движении.
2. Составить конспект и провести разминку в группе.
3. Определить и исправить ошибки в выполнении приемов у товарища по команде.
4. Провести тренировочное занятие в младших группах под наблюдением тренера.
5. Составить конспект урока и провести занятие с командой своего класса.
6. Провести подготовку команды своего класса к соревнованиям.
7. Руководить командой класса на соревнованиях.
Для получения звания судьи по спорту каждый занимающийся должен освоить следующие навыки и умения.
1. Составить положение о проведении первенства школы по баскетболу.
2. Вести протокол игры.
3. Участвовать в судействе учебных игр совместно с тренером.
4. Провести судейство учебных игр в поле (самостоятельно).
5. Участвовать в судействе официальных соревнований в роли судьи в поле и в составе секретариата.
6. Судить игры в качестве судьи в поле.
Список литературы
1. Баскетбол. циализированных Поурочная программа для детско- юношеских спортивных школ и спедетско-юношеских школ олимпийского резерва / Под общей ред. И.Л. Водянниковой, В.В. Гантова, В.Н. Левинова. - М.: 1984. - 154с.
- Баскетбол. Программа для детских спортивных школ. - М.: ФиС. 1962. - 70с.
- Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208с.
- Белов С.А. Секреты баскетбола. - М.: 1982. - 198с.
- Ваодамян К., Лалаян А. Очерки по психологии баскетбола. - М.: ФиС. 1964. - 72с.
- Вопросы психологии спорта / Под ред. Пуни А.Ц. - М.: ФиС. - 1955. - 190с.
- Гомельский А.А. Будни баскетбола. - М.: 1964. - 99с.
- Гомельский А.А. Тактика баскетбола. - М.: 1966. - 175с.
- Зельдович Т.. Кераминас С. Подготовка юных баскетболистов. - М.: ФиС. - 1964. -216с.
- Зинин A.M. Детский баскетбол. -М.: ФиС. - 1964. - 181с.
- Колос В. М. Баскетбол: теория, практика. - Минск: 1988. - 167с.
- Кулакаускас В.А. Тренировка баскетболистов. М.: 1958. - 280с.
- Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС. - 1977. - 188с.
- Николич А., Параносич В. Отбор в баскетболе. - М.: ФиС. - 1984. - 144с.
- Спортивные игры. Учебник для институтов физической культуры. — М.: ФиС. - 1989. -120с.
- Травин К.И. Основы тактики игры в баскетбол М.: ФиС. - 1953. 116с.
- Черникова О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. - М.: 1980. - 103с.
- Юный баскетболист: пособ. для тренера / Под ред. Е.Р. Яхонтова. - М.: ФиС. - 1987. - 175с.
- Яхонтов Е.Р. Индивидуальная подготовка баскетболистов. - Л.: 1975. -- 47с.
- Яхонтов Е.Р., Генкин ЗА. Баскетбол. М.: ФиС. - 1978. -160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивного кружка по баскетболу «Баскетбол для всех и каждого» для 5 классов
Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации с...
Программа кружка "Баскетбол"
В рамках реализации внеурочной деятельности ФГОС ООО...
Рабочая программа кружка "Баскетбол"
Рабочая программа по внеурочной деятельности: кружок "Баскетбол" 12 -15 ет...
Рабочая программа кружка спортивных игр_Баскетбол
Кружковая работа в образовательном учреждении по видам спорта является дополнительным физкультурным образованием....
программа кружка по баскетболу "Школа мяча"
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивные игры разработана в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования, составлена на основе « Пр...
Программа кружка "Баскетбол"
Рабочая программа кружка баскетбол на 1 год для детей 10-14 лет....
Рабочая программа кружка по баскетболу
Рабочая программа дополнительного образования спортивной секции «Баскетбол» составлена с учетом требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10...