Программа по кружку "Подвижные игры"
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему

Катрук Ольга Вячеславовна

Сегодняшний ребенок мало двигается, неактивно созерцает мир, мало сочиняет, фантазирует, очень мало работает  руками, мало рисует, конструирует.  Большинство современных ученых видят перспективы развития творческих способностей личности в использовании игровых методик

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry.docx99.09 КБ

Предварительный просмотр:

                 I.  Пояснительная записка

                                                 

Программа по  кружку разработана в соответствии:

- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего   образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего    образования. - М.: Просвещение, 2011);

- с рекомендациями Примерной программы по физической культуре (Примерная программа по физической культуре. 5-9классы. - М.: Просвещение, 2011 год);

-  учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010);

- с авторской программой   «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010):

Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).
  • Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751.
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 (ред. От 30.08.2011г.).
  • Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
  • О продукции мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499.
  • О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.


Сегодняшний ребенок мало двигается, неактивно созерцает мир, мало сочиняет, фантазирует, очень мало работает  руками, мало рисует, конструирует.  Большинство современных ученых видят перспективы развития творческих способностей личности в использовании игровых методик.
Можно сказать, игра – необходимый вид деятельности, в процессе которой отражается накопленный детьми опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются новые навыки, необходимые для успешной трудовой деятельности.
Именно в игре ребенок – автор и исполнитель, творец, испытывающий чувство восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии. Игры бескорыстны, через них идет нескончаемый поток информации, которую дети в игре обогащают.        

Игра – занятие, форма общения детей, не носящая обязательного характера, приносящая чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата, а также игра моделирует жизненные ситуации.                                                

Игра для взрослого – средство заполнения досуга, а для детей – возможность освоения и познания мира.
Игра выполняет целый ряд функций, что позволяет говорить о ее разнообразии и полезности; игра-труд, досуг, праздник и т.д.

 

Рассмотрим основные из них:

  • Функция саморегуляции ребенка в игре.

Для ребенка важна как сфера реализации себя как человека, как личности. Именно поэтому ребенку важен сам процесс игры, а не ее результат (возможность победы или достижения какой-либо цели);

  • Диагностическая функция игры.

Игра побуждает его к самопознанию и одновременно создает условия внутренней активности личности.
Игра – метод диагностики, т.к. она наиболее объективно выявляет ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, количество межличностных отношений друг с другом.

  • Функция коррекции в игре.

Психологи смотрят на игру как на средство проявления, раскрытия и развития психологических и нравственных качеств человека. Ученые признали игру как метод познания ребенка и как метод коррекции психического развития. Игра закрепляет приобретенные способности, помогает детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

  • Развлекательная функция игры.

Объективно – это основная функция игры. Развлечь – это значит доставить удовольствие, удовлетворить стремление индивида к каким  либо   потребностям.                                                                                                                                      

Игра как развлечение – одно из самых полезных занятий: обеспечивает здоровье, помогает устанавливать хорошие взаимоотношения, дает общую удовлетворенность жизнью, снимает психические перегрузки, учит отдыхать и веселиться, обеспечивает радостное самочувствие.

  • Социокультурная функция.

Целенаправленно идет воздействие на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, а также идут спонтанные процессы, стихийные,  влияющие  на формирование   ребенка.                                              

Ребенок в игре чувствует себя и функционирует в качестве полноправного члена детского коллектива.

  • Коммуникативная функция.

Дети в игре сходятся быстро, и любой ее участник интегрирует опыт, полученный от других играющих. Ребенок учится действовать сообща. Игра формирует в ребенке и сохраняет у взрослого человека такие социальные черты как обаяние, непосредственность, общительность.
Обучение детей методике игровой деятельности основывается на основных функциях и предназначениях игры.Знания, приобретенные на занятиях, имеют большую практическую и социальную значимость для воспитанников.

           Актуальность  программы.

Программа ориентирована на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Во время занятий школьников обучают способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий. Подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. В процессе использования учащимися приобретенных знаний, двигательных умений и навыков усиливается оздоровительный эффект физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.

Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).

Закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми в старших классах.

В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.

       Направление программы  - спортивно-оздоровительная деятельность.

       

       Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 11-12 лет.

       Время реализации программы – 1год.

       Количество воспитанников в дружине – 12 человек.

       Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2ч, 68ч. в год.

       Цели: содействие  всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям  

        физическими упражнениями учащимися.

       Задачи:

1.Образовательные:

 - научить детей играть активно и самостоятельно;
 - обучить правилам спортивных игр и других физических упражнений игровой направленности;
 -  прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта, гигиены.

2.Воспитательные:

- формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями;
-  прививать учащимся интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности;
-  воспитывать культуру общения со сверстниками и формировать навыки сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
-  способствовать воспитанию нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

3.Оздоровительные.

-  вырабатывать умение в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения,  и дозирования физических нагрузок;

-  приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение;

-  проявлять инициативу;

-  развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость;

-  увеличивать функциональные возможности организма.

Социально педагогическая:

  • формирование общественно активной личности, способной реализовать себя в социуме.

Формы и методы работы

  • При реализации программы используются различные методы обучения: словесные – рассказ, объяснение нового материала;
  • наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;
  • практические – апробирование новых игр: игры на школьной спортивной площадке, эстафеты, соревнования, конкурсы.

 Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов, индивидуальных возможностей воспитанников. Основные формы проведения занятий по программе: игры, эстафеты, соревнования, конкурсы. Организация работы групповая.

 При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности обучающихся: игровой и учебной.

Начало работа по разделу включает знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых игр.

Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у учащихся положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи

 Игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, в то же время, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания, например, развитию скоростно-силовых качеств.

Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.

   Отличительной чертой данной программы является ее практическая значимость на уровне индивидуума, школы, социума.

  Описание ценностных ориентиров содержания программы.

  • Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
  • Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
  • Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
  • Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
  • Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
  • Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
  • Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

                                   

                                                 

                                                 

                                                 Тематический план

        Тема изучаемого раздела        

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Универсальные учебные действия

1.

Игры с бегом (общеразвивающие игры).

5ч.

1

3

         Познавательные УУД

- рассказать о правилах техники безопасности при проведении подвижных и спортивных игр правилах проведения подвижных игр с бегом, прыжками, мячом, эстафета;

- общеучебные – определять, где применяются действия с мячом; ставить, формулировать и решать проблемы;

- моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий возникающих в процессе игрой деятельности;

- выбрать подвижные игры и играть в них.

Коммуникативные УУД

- работать в группе, умение общаться друг с другом;

- сохранять доброжелательные отношения, умение выражать свои мысли;

- организовывать и осуществлять совместную деятельность, обосновывать свою точку зрения и доказывать собственное мнение, уважать иное мнение;

- взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий;

-управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умений убеждать).

Регулятивные УУД

- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

- осуществлять действия по образцу и заданному правилу, находить необходимую информацию; - самостоятельно формулировать познавательные цели.

Личностные УУД

- развитие этических чувств; - доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- сочувствия другим людям; - развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях;

- умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- освоить технические действия игрока на площадке;

- осуществлять судейство игры;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- организовывать совместные занятия по спортивным играм со сверстниками.

2.

Игры с метанием.

4 ч.

4

3.

Игра с прыжками (скакалки). 

4ч.

4

4.

Игры с бегом, метанием, преодолением препятствий, прыжками в высоту и длину.

5ч.

5

5.

 

Игры с бегом на скорость. Эстафеты.

6 ч.

6

6.

Игры, подготавливающие к овладению приёмами баскетбола, волейбола, футбола. Эстафеты.

44 ч.

1

42

 

Итого:

68ч.

2

66

III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема занятий

                       Элементы содержания

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1. Основы знаний - 1ч.

1

Основы знаний.

Инструктаж по охране труда при проведении занятий по подвижным играм

 Правила безопасного поведения  в местах проведения подвижных игр.

Значение подвижных игр для здорового образа жизни. История возникновения игр.

05.09.

Раздел 2. Подвижные игры с элементами ОРУ - 4ч.

2

Игры с элементами ОРУ

Специальные беговые упражнения. Бег с ускорением (20 – 50 м) с максимальной скоростью. Старты из различных И. П. Перетягивание через черту. Эстафеты.

05.09

3

Игры с элементами ОРУ

Специальные беговые упражнения. Бег с ускорением (20 – 50 м) с максимальной скоростью. Старты из различных И. П. Бой петухов. Эстафеты.

12.09

4

Игры с элементами ОРУ

Высокий старт до 10–15 м, бег с ускорением 40–50 м, специальные беговые упражнения, развитие скоростных возможностей. Сильные ловкие. Эстафеты.

12.09

5

Игры с элементами ОРУ

Высокий старт до 10–15 м, бег с ускорением 40–50 м, специальные беговые упражнения, развитие скоростных возможностей. Кто сильнее? Эстафеты.

19.09.

   Раздел 3.  Подвижные игры с метанием- 4ч.

6

Игры с метанием

ОРУ для рук и плечевого пояса в ходьбе.   Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Метание малого мяча с 4 – 5 шагов способом «из-за спины через плечо» из положения скрестного шага  на дальность. Метание в горизонтальную и вертикальную цели (1х1) с расстояния 6 – 8 м. Снайперы. Эстафеты.

19.09.

7

Игры с метанием

ОРУ для рук и плечевого пояса в ходьбе.   Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Метание малого мяча с 4 – 5 шагов способом «из-за спины через плечо» из положения скрестного шага  на дальность. Метание в горизонтальную и вертикальную цели (1х1) с расстояния 6 – 8 м.

26.09.

8

Игры с метанием

ОРУ для рук и плечевого пояса в ходьбе.   Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Метание малого мяча с 4 – 5 шагов способом «из-за спины через плечо» из положения скрестного шага  на дальность. Метание в горизонтальную и вертикальную цели (1х1) с расстояния 6 – 8 м. Ловкие меткие. Эстафеты.

26.09.

9

Игры с метанием

ОРУ для рук и плечевого пояса в ходьбе.   Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Метание малого мяча с 4 – 5 шагов способом «из-за спины через плечо» из положения скрестного шага  на дальность. Метание в горизонтальную и вертикальную цели (1х1) с расстояния 6 – 8 м. Перестрелка. Эстафеты.

03.10.

    Раздел 4.  Подвижные игры с бегом -4ч.

10

Игры с бегом

Профилактика детского травматизма. Знакомство с правилами дыхания во время прыжков, бега.

Пятнашки маршем. Эстафеты.

03.10.

11

Игры с бегом

Высокий старт до 10–15 м, бег с ускорением 50–60 м, специальные беговые упражнения, развитие скоростных возможностей. Челночный бег 3х10м.

Линейная эстафета с бегом. Эстафеты.

10.10.

12

Игры с бегом

Высокий старт до 10–15 м, бег с ускорением 50–60 м, специальные беговые упражнения, развитие скоростных возможностей. Челночный бег 3х10м.

Эстафета по кругу. Эстафеты.

10.10.

13

Игры с бегом

Высокий старт до 10–15 м, бег с ускорением 50–60 м, специальные беговые упражнения, развитие скоростных возможностей. Челночный бег 3х10м.

Бег командами. Эстафеты.

17.10.

   Раздел 5.  Подвижные игры с прыжками - 4ч.

14

Игры с прыжками

 Специальные беговые упражнения. Разнообразные прыжки и многоскоки Скакалка под ногами. Эстафеты.

17.10.

15

Игры с прыжками

  Специальные беговые упражнения. Разнообразные прыжки и многоскоки Прыжки на скакалке. Эстафеты.

24.10.

16

Игры с прыжками

  Специальные беговые упражнения. Разнообразные прыжки и многоскоки Прыжки через скамейку. Эстафеты.

24.10.

17

Игры с прыжками

 Специальные беговые упражнения. Разнообразные прыжки и многоскоки. Эстафета с преодолением препятствий. Эстафеты.

31.10.

    Раздел 6. Спортивные игры  - ч.

                                                          Баскетбол- 23ч.

18-19

Стойки, передвижения, повороты, остановки  в баскетболе.

Инструктаж по баскетболу.

Физическое развитие человека.

 ОРУ с мячом. Специальные беговые упражнения. Стойка игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; остановка двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом. Развитие координационных способностей.  

Эстафеты

07.11

20-21

Технические приемы  Ловля и передача мяча.

Комплекс упражнений в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения  в стойке, остановка, поворот, ускорение). Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча без сопротивления защитника в парах; а) на месте; б) в движении.

Эстафеты

14.11.

22-23

Технические приемы

Упражнения для рук и плечевого пояса. Спец. упр.Варианты ловли и передачи мяча. Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке; а) на месте; б) шагом и бегом по прямой; в) с изменением направления движениями скорости; ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой.  Подвижная игра

21.11.

24-25

Технические приемы

ОРУ с мячом. Спец. упр.Варианты ловли и передачи мяча. Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Броски мяча двумя руками от груди с места;  броски одной и двумя руками в движении без сопротивления защитника: а) после ведения; б) после ловли.  Подвижная игра .

28.11

26-27

Тактические действия

ОРУ с мячом. Специальные игры, .беговые упражнения. Ведения мяча. Ловля и передача мяча. Сочетание приемов: ловля мяча двумя руками на месте – ведение с переводом мяча за спиной на месте – передача; Ловля мяча двумя руками на месте – бросок одной или двумя руками с места;  Ловля мяча – ведение – бросок мяча с места. Тактика свободного нападения .

Учебная игра

05.12.

28-29

Технические приемы

ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения.  Варианты ведения мяча. Сочетание приемов: ловля мяча двумя руками на месте – ведение с переводом мяча за спиной на месте – передача; Ловля мяча двумя руками на месте – бросок одной или двумя руками с места;  Ловля мяча – ведение – бросок в два шага в корзину с расстояния 3.60м. рукой от плеча после ведения в прыжке со среднего расстояния из – под щита. Вырывание мяча. Выбивание мяча.  Учебная игра

12.12

30-31

Тактические действия

ОРУ с мячом.  СУ. Специальные беговые упражнения. Ведения мяча. Сочетание приемов: ловля мяча на месте – передача – ловля в движении – бросок одной рукой от головы после двух шагов. Нападение быстрым прорывом (1:0). Учебная игра

19.12

32-33

Ведения мяча.

ОРУ с мячом.  СУ. Специальные беговые упражнения. Ведения мяча. Сочетание приемов: ловля мяча на месте – обводка четырех стоек – передача – ловля в движении – бросок одной рукой от головы после двух шагов. Учебная игра.

26.12

34-35

Тактические действия

Игровые задания

Упражнения для рук и плечевого пояса. Комплекс ОРУ – на осанку. Челночный бег с ведением и без ведения мяча. В парах передача набивного мяча. Игровые задания: 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. Учебная игра.

09.01

36-37

Учебно- тренировочная игра.

ОРУ. СУ.  Бег с ускорениями «сериями» на 20, 30, 60м. Прыжки через скакалку на одной и двух ногах. Учебно-тренировочная игра.

16.01

38-39

Учебно- тренировочная игра.

Игра и игровые задания. Учебно-тренировочная игра

23.01

40

Овладение  организаторскими умениями

Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, помощь в судействе, комплектование групп, подготовка места проведения игры.

30.01-

                                                           Волейбол

41-42

Стойки, передвижения, повороты, остановки

Инструктаж Т/Б  по волейболу. Правила соревнований по волейболу. Как проводить самостоятельные занятия физическими упражнениями.

 ОРУ. Специальные беговые упражнения. Стойки игрока:  перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть, сделать перекат на спине и др.) Эстафеты, игровые упражнения.

06.02

43

Развитие координационных способностей

Бег с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метание в цель различными мячами, жонглирование, упражнения  на быстроту и точность реакций. Эстафеты.

13.02.

44

Развитие координационных способностей

Бег с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метание в цель различными мячами, жонглирование, упражнения  на быстроту и точность реакций, всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями. Эстафеты.

13.02.

45

Развитие выносливости

Эстафеты, подвижные игры с мячом, двусторонние игры.

20.02

46

Развитие скоростных и скоростно- силовых способностей.

Бег с ускорением, изменением направления, темпа из различных исходных положений. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивным мячом, в сочетании с прыжками,  метаниями и бросками мячей разного веса в  цель и  на дальность.

20.02

47-48

Прием и передача мяча

ОРУ. СУ. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений. Имитация передачи мяча на месте и после перемещения двумя руками; освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче; передача мяча над собой; передача сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед в парах. Передача мяча в стену: в движении, перемещаясь вправо, влево приставным шагом; передач мяча в парах: встречная, над собой – партнеру; передача мяча в парах через сетку; прием и передача мяча снизу двумя руками: а) в парах с набрасыванием партнером; б) у стены над собой; в) сочетание верхней и нижней передачи в парах. Выполнение заданий с использованием подвижных игр

27.02

49

Развитие скоростных и скоростно- силовых способностей.

Бег с ускорением, изменением направления, темпа из различных исходных положений. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивным мячом, в сочетании с прыжками,  метанием и на дальность.

-6.03-

50-51

Прием и передача мяча

ОРУ. СУ. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений. Имитация передачи мяча на месте и после перемещения двумя руками; освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче; передача мяча над собой; передача сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед в парах. Передача мяча в стену: в движении, перемещаясь вправо, влево приставным шагом; передач мяча в парах: встречная, над собой – партнеру; передача мяча в парах через сетку; прием и передача мяча снизу двумя руками: а) в парах с набрасыванием партнером; б) у стены над собой; в) сочетание верхней и нижней передачи в парах. Выполнение заданий с использованием подвижных игр.

06.03.-

13.03

52

Развитие выносливости

Эстафеты, подвижные игры с мячом, двусторонние игры.

13.03

53-54

Нижняя подача мяча.

ОРУ. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Нижняя прямая подача мяча: подача мяча в стену; подача мяча в парах  - через ширину площадки с последующим приемом мяча; через сетку с расстояния 3 – 6 м.

20.03

55-56

Закрепление техники владения мячом.

Комбинации из освоенных элементов: прием, передача. Учебная игра.

27.03

57

Развитие скоростных и скоростно- силовых способностей.

Бег с ускорением, изменением направления, темпа из различных исходных положений. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивным мячом, в сочетании с прыжками,  метанием и на дальность.

03.04

58-59

Прием и передача мяча.

ОРУ на локальное развитие мышц туловища. Прием и передача. Нижняя подача. Броски набивного мяча через голову в парах.. Учебная игра.

03.04.-

10.04

60

Самостоятельные занятия прикладной физической подготовкой

Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, силовых способностей и выносливости. Игровые упражнения по совершенствованию технических приемов (ловля, передача, броски, ведение, сочетание приемов).

17.04

Подвижные игры и игровые задания с элементами волейбола. Правила самоконтроля.

61

Овладение организаторскими умениями

Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, помощь в судействе, комплектование групп, подготовка места проведения игры.

17.04

                                            Футбол

62

Требования к технике безопасности

Краткая характеристика вида спорта

Правила техники безопасности.

История футбола. Основные правила игры в футбол. Подвижные игры для освоения передвижения и остановок.

08.05.

63

Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек.

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных положений.

08.05.-

15.05

64-65

Освоение ударов по мячу и остановок  мяча

Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой.

15.05-

22.05

66-67

Овладение техникой ударов по воротам

Удары по воротам указанными способами на точность(меткость) попадания мячом в цель.

22.05.-

29.05

68

Освоение тактики игры

Нападение в игровых заданиях 3:1,3:3,2:1 с атакой и без атаки на ворота.

29.05

     IV. Предполагаемая результативность курса:

- приобретение опыта самостоятельного социального действия.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  программы.

      Личностными результатами освоения учащимися содержания программы  являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

  Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы  являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и игр;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

 Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  • подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
  • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Результативность обучения определяется умением играть и проводить подвижные и спортивные игры, в том числе и на различных праздничных мероприятиях: весёлые старты; спортивные эстафеты; «День здоровья».

Мониторинг результативности ведется через организацию соревнований, зачеты.           

В результате изучения данной дисциплины учащиеся  должны

знать:

  • организацию и методику проведения подвижных игр в учебной работе;
  • использование подвижных игр в различных формах внеклассной спортивной работы;
  • организацию и методику проведение неклассификационных соревнований по подвижным играм.

уметь:

  • подбирать подвижные игры с учетом психолого-физиологической и физической подготовленности школьников;
  • применять подвижные игры с учетом конкретных задач урока и школьной программы;
  • применять подвижные игры в занятиях физкультурно-оздоровительной работы и в занятиях спортом;
  • составлять программу и проводить соревнования по подвижным играм.

                     

V.Список литературы

Для учителя: 

1. Былеева, Л.В., Коротков, И.М. Подвижные игры [Текст]: Учебное пособие для институтов физической культуры / Л.В. Былеева, И.М. Коротков. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 24 с.

2.   Белоножкина, О. В. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе. Волгоград. Учитель, 2007.

3. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 73 с.

4. Жуков, М.Н. Подвижные игры [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов / М.Н. Жуков. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 36 с.

5. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений [Текст] / А.В. Запорожец. - М.: Физкультура и спорт, 1960. - 133 с.

6. Качашкин, В.М. Физическое воспитание в начальной школе [Текст]: Пособие для учителей / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 1978. - 9 с.

7. Коротков, И.М., Былеева, Л.В. Подвижные игры [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов и ссуз физической культуры / И.М. Коротков, Л.В. Былеева. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 40 с.

8. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения. Т. 1 [Текст] / Н.К. Крупская. - М.: Высшая школа, 1947. - 130 с.

9. Кузьмин, Н.И. Подвижная игра как средство обучения и воспитания учащихся [Текст] // Физическая культура в школе - 2008. - № 6. - 20 с.

10. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры и спорта [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2007. - 16 с.

11. Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста: Т. 1. [Текст] / П.Ф. Лессгафт - М.: Просвещение, 1951. - 98 с.

12. Литвинов, Е.Н. Подвижные игры в физическом воспитании. Спорт в школе [Текст] // Первое сентября - 2007 - № 14. - 42 с.

13. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей [Текст] / А.С. Макаренко. - М.: Учпедгиз, 1947. - 105 с.

14. Масальгин, Н.А. Математико-статические методы в спорте [Текст] / Н.А. Масальгин. - М., 1974. - 221 c.

15. Матвеев, Л.П., Новиков, А.Д. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Л.П. Матвеев - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 89 с.

16. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов, обучающихся по специальности 050720.65 «Физическая культура» [Текст] / Сост. Шалгинова В.И. к.п.н., доцент кафедры ТиМФКиС ГОУВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова». - Абакан: Издат. ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2008. - 8 с.

17. Начинская, С.В. Спортивная метрология [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / С.В. Начинская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 72 c.

18. Петров, П.К. Курсовые и выпускные квалификационные работы по физической культуре [Текст] / П.К. Петров. - М., 2001. - 16 с.

19. Портных, Ю.И. Спортивные и подвижные игры [Текст]: Учебник для техникумов физической культуры / Ю.И. Портных - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 25 с.

20. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований, в помощь начинающему исследователю [Текст] / М.Н. Скаткин - М., 1986. - 127 с.

21. Смирнов, Ю.И., Полевщиков, М.М. Спортивная метрология [Текст]: Учебник для студ. пед. Вузов / Ю.И. Смирнов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 96 c.

22. Статистика. Обработка спортивных данных на компьютере / Под ред. М.П. Шестакова и Г.И. Попова [Текст]. Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений физической культуры / М.П. Шестаков, Г.И. Попов - М., 2002. - 173 c.

23. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Э.Я. Степаненкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 145 с.

24. Сухорев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков [Текст] / А.Г. Сухорев. - М.: Высшая школа, 1991. - 77 с.

Рекомендуемая литература для родителей и детей.

  1.Былеева Л. В., Яковлев В. Г. «Подвижные игры», Учебное пособие для институтов физической культуры, М.: Физкультура и спорт, 2004 г.

  2.   Вавилова Е. Н. Бегай, прыгай, метай.- М., 1982 г.

3.Воронова В. Я. «Творческие игры младших школьников». М.: Просвещение, 2005 г.

4.Геллер Е. М. «Игры на переменах для школьников 1 – 4 классов». М. : Физкультура и спорт, 2005 г.

5.Георгиевский В. А., Шитикова Л. И., «Проведение праздников в начальных классах». М.: Просвещение, 2007 г.

6. Гришин В. Г.  Игры с мячом и ракеткой.- М., 1982 г.

7.Гришина В. С. Румяные щечки.- М., ФиС, 1988 г.

8. Громова О.Е. Спортивные игры для детей, Москва «Творческий центр» 2002г.

9. Семенов С. С. Городки.- М., 1982 г.

10.Минскин Е. М. «Игры и развлечения в ГПД». М.: Просвещение 2006 г.

11.Фатеева Л. П. «300 подвижных игр для младших школьников». Популярное пособие для родителей и педагогов, Ярославль: Академия развития, 2006 г. – 224.

        Приложение №1

        Игры с элементами общеразвивающих упражнений

Перетягивание через черту

 

Играющие делятся на две команды, которые становятся одна против другой вдоль черты, проведенной между ними. Предусматривается, чтобы игроки, примерно равные по росту и весу, располагались один против другого. За каждой командой стоят счетчики очков. По сигналу учителя играющие берутся за руки и каждая команда старается перетянуть к себе за черту большее количество игроков другой команды. Перетянутый обязан дотронуться ладонью до ладони счетчика очков перетянувшей его команды, после чего он может уйти обратно за черту и снова играть за свою команду. За каждого перетянутого игрока команда получает одно очко. Команда, получившая большее число очков, побеждает. Перетянутым считается тот, кто переступил черту двумя ногами.

 

Бой петухов

 

Перед началом игры чертят 3 круга диаметром 3—4 м. В каждый круг становятся по два игрока. По команде учителя каждая пара начинает игру в своем кругу. Подпрыгивая на одной ноге, заложив руки за спину, «петушки» стараются толчками плечом заставить противника встать на обе ноги или выйти из круга. Тот, кому это удается сделать, побеждает. Затем вызываются следующие игроки и игра продолжается. Можно менять ногу, на которой прыгают, но не чаще чем через шесть прыжков.

 

 

Сильные и ловкие

 

Две команды располагаются по кругу, партнеры по команде через одного. Внутри круга стоит 8 чурок, в центре — лежит мяч. По сигналу играющие, взявшись за руки и не отпуская их, стараются столкнуть противника так, чтобы он сбил чурку. Сваливший чурку берет мяч, не сходя с места (из круга) салит им кого-либо из разбежавшихся в разные стороны игроков другой команды. Если промахнется, то его команда получает два штрафных очка. Команда, получившая меньше штрафных очков, выигрывает.

 

Эстафета с элементами равновесия

 

Игра проводится подобно линейной эстафете с бегом, но по пути бегунов каждой команды ставится по одной гимнастической скамейке (рейкой вверх). Очередные игроки пробегают по рейкам скамеек.

 

Борьба в квадратах

 

На площадке чертят три квадрата: размеры первого 3x3, второго 2x2 и третьего 1x1 м. В первый квадрат вызываются четыре игрока. По сигналу они принимают положение на одной ноге, руки за спину и стараются толчками плечом вытолкнуть соперников из круга. Победитель остается в квадрате, а трое побежденных переходят в средний квадрат и таким же способом продолжают борьбу. Затем оставшиеся двое продолжают борьбу в малом квадрате. Игрок, оставшийся в первом квадрате, получает 4 очка, во втором — 3, в третьем — 2, а выбывший из третьего — 1 очко. Окончив игру, четверка уходит на свое место в шеренгу, а в первый квадрат вызывается очередная четверка. По окончании игры всех четверок можно провести финальные состязания и выявить самого сильного и ловкого игрока.

 

Тяни в круг

 

Играющие становятся с внешней стороны круга, крепко держась за руки. По указанию учителя дети двигаются по кругу вправо или влево, затем по сигналу (свистку) останавливаются и стараются втянуть за черту круга своих соседей, не разъединяя рук. Кто попадет в круг хотя бы одной ногой, выходит из игры. Затем игра продолжается. Игроки, не втянутые в круг, считаются победителями.

 

Перетягивание в шеренгах

 

Две команды строятся в шеренги одна против другой. Между шеренгами проводится черта. По сигналу играющие, взявшись попарно за руки, стараются перетянуть один другого за линию. Учитель подсчитывает число пере тянутых игроками каждой шеренги. Шеренга, игроки которой перетянут большее число противников, выигрывает.

 

Выталкивание из круга

 

На площадке обозначается пять-шесть кругов диаметром по 3 м. Класс делится на две команды. Капитаны команд посылают в каждый круг по одному игроку. Каждой паре игроков, находящихся в кругах, дается по гимнастической палке. Оба игрока держат крепко палку в руках, зажимая ее конец под локтем правой или левой руки (смотря по условию). У каждого круга находятся выделенные судьи. По сигналу игроки, нажимая на палку, стараются вытолкнуть один другого из круга. Вытолкнутому из круга предоставляется возможность вновь вернуться в круг, после чего игра продолжается до сигнала учителя. За каждое выталкивание из круга команде, игрок которой оказался победителем, засчитывается одно очко.

 

Перетягивание каната

 

На канате отмечается середина, а на полу, под отметкой на канате, проводится поперек черта. Каждая из двух команд берется за свою половину каната. По сигналу начинается перетягивание каната.

 

Задача каждой команды — перетянуть всех игроков другой команды через поперечную черту.

 «Кто сильнее?»

 

Две команды. Посередине площадки отмечается 5-6 кружков. В каждый кружок кладется по веревочному кольцу диаметром 30 см. За 2 м по обе стороны кружков проводится по контрольной черте. По 5—6 человек из каждой команды подходят к кружкам и, составляя пары, берут веревочные кольца правой (левой) рукой (по условию). По сигналу каждый из составляющих пару игроков старается перетянуть противника за свою контрольную черту. Перетянувший получает для своей команды очко. Команда, набравшая большее число очков, выигрывает.

Игры с бегом на скорость

 

Пятнашки маршем

 

Две команды располагаются в шеренгах на противоположных сторонах площадки, за линиями. Одна команда идет маршем (шеренгой) в направлении другой. Когда марширующие находятся на расстоянии 3— 5 м от линии противника, учитель внезапно подает сигнал, по которому наступавшие убегают за свою линию, а игроки другой команды стараются их осалить до линии. Затем команды меняются ролями. Побеждает команда, осалившая большее число игроков другой команды.

 

Бег за флажками

 

Играющие делятся на две равные команды. Каждая из них располагается по противоположным сторонам места для игры, за линиями. Параллельно этим линиям посередине площадки обозначается полоса шириной 2-3 м, на которой раскладываются флажки. По сигналу учителя игроки обеих команд быстро выбегают к поперечной полосе и стараются собрать возможно большее количество флажков, а затем с флажками возвращаются за свои линии и строятся в шеренгу. Капитаны команд собирают и подсчитывают принесенные своими игроками флажки. За каждый флажок команде дается одно очко. Команда, получившая большее количество очков, выигрывает. Каждый игрок может собирать любое количество флажков. Отнимать флажки нельзя: за каждое нарушение этого правила команда штрафуется на одно очко. На полосу с флажками забегать нельзя.

 

Линейная эстафета с бегом

 

Три команды строятся в шеренги, которые располагаются в виде буквы П. Перед командой, находящейся между двумя другими, проводится общая линия старта. Впереди, за 15—20 м ставятся в ряд три городка. Первые номера каждой команды становятся на старт и по команде учителя бегут к своим городкам, обегают их, возвращаются обратно и касанием ладони передают эстафету очередному игроку своей команды, заранее вышедшему на старт. Очередные игроки повторяют действия первых номеров и т.д. Команда, закончившая перебежки раньше других, побеждает.

 

Перебежки с выручкой

 

Площадка делится поперечной линией на два равных участка. На расстоянии 2 м от каждой из коротких сторон площадки проводится по одной «игральной» черте. За ними расставляются (вдоль всей ширины площадки) на равных расстояниях по 10 чурок. Играющие, разделившись на две равные команды; располагаются на своих участках в произвольном порядке. По сигналу игроки обеих команд, перебегая поперечную линию, стараются унести на свою сторону чурки другой команды. Игроки салят перебегающих противников, которые после этого остаются на месте. Осаленных может выручить игрок своей команды, когда он коснется их рукой. Команда, перенесшая за установленное время большее число чурок, побеждает. Салить игроков другой команды можно только на своей половине площадки. За одну пробежку можно взять только одну чурку. Если игрок осален с чуркой, то чурка отбирается и относится обратно, осаленный игрок остается стоять на месте до выручки.

 

Эстафета по полосе препятствий

 

Игра проводится подобно линейной эстафете с бегом, но поперек пути бегунов на высоте 60 смподвешивается на стойках веревочка и за ней на земле обозначается полоса шириной 2 м 10 см. Очередные игроки прыгают через веревочку и через полосу.

 

Эстафета по кругу

 

Четыре — шесть команд строятся наподобие спиц колеса, повернувшись правым или левым боком к центру круга, веерообразно расходящимися шеренгами. По сигналу первые номера, стоящие крайними от центра круга, бегут вокруг и, добежав к своей команде, передают эстафету очередному, а сами становятся в конец своих шеренг (к центру). Побеждает команда, раньше закончившая бег.

 

Большая, эстафета по кругу

 На четырех углах площадки ставятся флажки, а в центре — большой флаг. Класс делится на три команды, которые строятся в колонны по одному недалеко от линии старта. От каждой команды вызывается к линии старта по одному бегуну. По сигналу они обегают четыре флажка и, добежав до линии финиша (рядом со стартовой линией), передают эстафетную палочку вторым номерам. Выигрывает команда, последний игрок которой закончит бег вокруг флажков, первым добежит к централь-1 ному флагу и постучит по древку эстафетной палочкой.

 

Бег командами

 

Нескольким командам (по 10-12 человек в каждой) поочередно дается старт. Выигрывает команда, пробежавшая дистанцию (до 500 м) быстрее всех, не растягиваясь, и финишировавшая в полном составе в «коридоре» шириной 10 м

                                                         

                                                          Игры с прыжками.

        Прыжок за прыжком

 

Две команды становятся в колонны по двое, параллельно и на расстоянии 2 м одна от другой. Все пары играющих держат за концы короткие скакалки на расстоянии 50—60 см от пола. По сигналу первая пара каждой команды быстро кладет скакалку на землю, бежит в конец колонны, затем последовательно перепрыгивает через скакалки всех пар, стоящих в колонне. Достигнув своих прежних мест, игроки останавливаются и берут свою скакалку. Теперь игроки второй пары кладут свою скакалку, прыгают через первую скакалку, бегут в конец колонны, затем перепрыгивают через все скакалки до прежнего места и т. д. Команда, закончившая прыжки первой, побеждает.

 

Прыгуны и пятнашки

 

Играющие делятся на две команды: прыгунов и пятнашек. Каждая команда становится в шеренгу за своей боковой линией площадки. На расстоянии 1 м от одной из лицевых границ площадки (параллельно ей) обозначается первая линия старта, а впереди, за 3 м — вторая. Впереди второй линии старта на 10-12 м обозначается полоса шириной 1,5-2 м. По команде учителя «На старт!» четверо очередных игроков из команды прыгунов занимают места за второй линией старта, а за ними в затылок (за первую линию старта) становятся четверо из команды пятнашек. По команде «Внимание!» прыгуны и пятнашки принимают положение высокого старта, а по команде «Марш!» все выбегают вперед. Прыгуны стараются быстрее добежать до полосы и перепрыгнуть через нее; пятнашки — успеть осалить прыгунов прежде, чем они сделают прыжок (пятнашки не прыгают). Получают по одному очку: прыгун, который до прыжка не будет осален пятнашкой, или тот из пятнашек, кому удается осалить прыгуна, еще не сделавшего прыжок. Побеждает команда, получившая большее количество очков.

 

Эстафета с прыжками

 

Команды в 6-8 человек становятся за общей чертой в колонны по одному. Головные игроки держат в руках по сложенной вдвое веревочке длиной 3 м. Впереди каждой команды, за 6-8 м, ставится по флажку. Между флажками и чертой начала бега обозначается полоса шириной 1,5 м. По сигналу головные игроки выбегают вперед, прыгают через полосу, обегают свой флажок. Возвращаясь к колонне и вторично перепрыгнув полосу, вместе с очередным игроком они «проводят» сложенную вдвое веревочку под ногами играющих (на высоте 30-40 см). Стоящие в колонне прыгают через веревочку способом «согнув ноги». Затем головной игрок остается сзади колонны, а очередной, взяв веревочку, повторяет действия первого игрока. Возвращаясь к колонне, он вместе с третьим по порядку игроком проводит веревочку вдоль колонны и т. д. Когда веревочку вновь получит первый игрок, он поднимает ее кверху, показывая, что его команда закончила игру. Игра повторяется, но в следующем варианте. Возвращающиеся к месту своих команд игроки не проводят веревочку под ногами стоящих в колонне, но держат ее с очередным игроком за концы, натянув во всю длину над линией начала бега. Игроки с разбега поочередно прыгают через веревку «перешагиванием».

 

Эстафета с преодолениями препятствий

 

На дистанции 50-60 м устанавливаются различные препятствия: бревно для перелезания, щиты для метания мячей в цель, подвешенная к стойкам веревочка для прыжков в высоту, «ров» для прыжков в длину шириной 2 м (обозначается на земле). По этой же полосе препятствий проводится эстафета. Преодолев полосу, на обратном пути игроки препятствий не преодолевают.

 

 

Игры с прыжками

 

Удочка с прыжками «перешагиванием»

 

Играющие делятся на группы по 6—8 человек. Водящий в каждой ', группе кружит веревочку с мешочком на конце так, чтобы мешочек скользил по полу. Остальные играющие стоят за два шага от окружности, по которой скользит мешочек. Когда мешочек оказывается близко, игрок делает шаг вперед, сдругого шага отталкивается от земли и прыгает через мешочек с веревочкой «перешагиванием» и затем быстро отходит на прежнее место. Задевший идет водить. Выигрывает тот, кто меньшее число раз побывал водящим.

 

Веревочка под ногами

 

Играющие становятся в три (четыре) колонны по одному. Расстояние между колоннами не менее 2 м. Головные игроки каждой колонны получают по короткой скакалке. По сигналу первые двое в каждой колонне проводят скакалку под ногами всей колонны (веревка почти касается земли). Стоящие в колонне прыгают через веревочку. Когда все игроки колонны перепрыгнут через скакалку, первый игрок остается сзади колонны, а второй бежит вперед и вместе с третьим игроком опять проводит скакалку под ногами стоящих в колонне и т. д. Игра ведется до тех пор, пока все игроки не пробегут с веревочкой. Побеждает колонна, игроки которой меньшее число раз задевали веревочку.

        Игры с метанием

 Снайперы

 Играющие становятся в одну разомкнутую шеренгу и рассчитываются на первый-второй. Первые номера составляют одну команду, вторые — другую. Игрокам одной из команд дается по малому мячу. Впереди шеренги, на расстоянии 6 м ставятся в ряд с промежутками в 1—2 шага 5 городков одного цвета и 5 городков другого цвета, вперемежку. Каждая команда имеет городки определенного цвета. По сигналу команды по очереди залпом (все игроки одновременно) метают мячи в городки. Каждый сбитый городок своего цвета отодвигается на шаг дальше, а сбитый городок другой команды — на шаг ближе. Команда, сумевшая за время игры дальше отодвинуть свои цели, выигрывает (учитывается общее количество шагов, на которое оказались отодвинуты цели).

 

Сильный бросок

 

Играющие, разделившись на две команды, становятся одна против другой на расстоянии, 20 м за линиями. Впереди в 3 м от каждой линии проводится еще по одной параллельной «городской» черте. Посередине площадки — баскетбольный мяч, а у всех игроков — по одному малому мячу. По сигналу играющие (в произвольной очередности) бросают свои мячи в баскетбольный мяч, стремясь перекатить его за городскую черту противника. Выигрывает команда, перекатившая мяч первой.

 

Ловкие и меткие

 

На площадке чертятся один в другом три круга диаметром 3, 10 и 15 м. По окружности маленького круга расставляются 6 городков. Играют две команды. В каждой команде выделяется по одному капитану и по три защитника. Остальные игроки — подающие. Капитаны становятся в малом круге, защитники — в среднем, а подающие произвольно размещаются в большом круге. Учитель дает волейбольный мяч одному из капитанов, тот бросает его своему игроку в большой круг (подающему), игрок из большого круга старается передать мяч назад своему капитану, однако защитники стараются перехватить мяч и передать его своим подающим. Капитан, получив мяч, сбивает им один из городков. Сбитый городок убирается. Учитель дает мяч другому капитану, и игра продолжается. Выигрывает команда, капитан которой раньше собьет четыре городка. Запрещается вырывать мяч из рук, держать его в руках более 3 сек. Если защитник одной из команд случайно заденет городок ногой и повалит его на землю, то городок считается как бы сбитым мячом капитана другой команды.

 

Шагай вперед

 Игра проводится на большой площадке. По обе стороны от средней линии площадки, отступая на60 м, отмечаются линии кона. Две команды произвольно располагаются на своих сторонах площадки, в 15-20 м от средней черты. Один из игроков команды, начиная игру, бросает волейбольный мяч по направлению коновой линии другой команды. Иг-1 роки второй команды стараются поймать мяч на лету. Если мяч пойман, то очередной игрок имеет право, держа мяч в руках, сделать три больших шага (подпрыгивая) вперед с того места, где был пойман мяч, и бросить его по направлению к лицевой линии площадки противника. Мяч, упавший на землю, бросает очередной игрок с места падения мяча. Переброска и ловля мяча продолжаются до тех пор, пока одной из команд не удастся забросить мяч через лицевую черту площадки другой. Эта команда и побеждает.

Игры с бегом, метанием, преодолением препятствий,прыжками

Эстафета с бегом, прыжками, метаниями

 Для эстафеты следует подготовить два ряда препятствии: бревна высотой 50-70 см, гладкий палисад (забор) высотой 80 см, «окоп» (полосу шириной 2 м) и круг диаметром 3 м. Стартуют двое (по одному, от каждой команды). По сигналу они бегут 15 м, преодолевают бревно, пробегают еще 20 м и прыжком «наступая» преодолевают палисад; бегут 15 м, перепрыгивают «окоп» и метают фанату в круг, обозначенный в 15 м. от линии метания. После метаний гранат играющие быстро возвращаются, минуя препятствия, к линии старта. Прибежавший первым и попавший гранатой в круг получает для своей команды два очка; прибежавший вторым при попадании в круг — одно очко. Затем старт дается очередной паре. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

 «Кто быстрее?»

 На площадке от средней линии обозначаются две черты по обе стороны на расстоянии 20 м. Играют две команды. Соревнуются парами (по 1 одному игроку от каждой команды). Очередная пара становится на обозначенных противоположных линиях. По сигналу учителя «Марш!» они бегут навстречу, придерживаясь правой стороны, и стараются раньше пробежать центральную линию (середину). Кому это удастся, тот получает для своей команды очко. Учитель стоит сбоку средней линии и присуждает победу. Затем стартует следующая пара. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

 

Игры, подготавливающие к овладению приёмами баскетбола.

Мяч с четырех сторон

 

Играющие, разделившись на четыре равные команды, располагаются шеренгами за очерченными сторонами квадрата. В середине квадрата обозначается круг диаметром 2—3 м. В каждой команде выделяется по одному игроку — водящему. Водящие получают по волейбольному (или баскетбольному) мячу и становятся в круг, напротив своих команд. По сигналу водящий бросает мяч игроку своей команды, находящемуся справа в шеренге. Этот игрок ловит мяч и перебрасывает его обратно водящему. Последний бросает мяч следующему игроку и т. д. Когда мяч получит игрок, стоящий в шеренге крайним слева, то он бежит с ним в круг на место прежнего водящего, заменяя его (одновременно с этим все игроки в шеренге переходят на одно место влево, прежний же водящий встает крайним справа в своей шеренге). Новый водящий перебрасывает мяч таким же порядком. В круг входят последовательно все игроки, становясь по очереди водящими. Когда первый водящий окажется в кругу вторично, его команда заканчивает игру. Выигрывает команда, которая первой закончила игру.

Правила

1. Водящему выходить из круга можно только после того, как мяч будет брошен игроку, стоящему крайним слева в шеренге.

2. Игрок, стоящий крайним слева в шеренге, выбегает из-за черты в круг только после того, как поймает мяч.

3. При перебрасывании и ловле мяча водящим запрещается выходить из круга, а игрокам в шеренгах переступать черту.

4. Если мяч не будет пойман кем-нибудь из игроков, стоящих в шеренге, или водящим, то в этом случае мяч перебрасывается между ними повторно.

5. Бросание и ловлю мячей можно производить различными, способами.

Защита укрепления

 

Играющие становятся за очерченный круг. В центре круга «укрепление» (три связанные веревочкой гимнастические палки, составленные треногой). На укреплении лежит мяч. Водящий стоит близ укрепления и охраняет его от попаданий мячом, которым перебрасываются играющие. Игрок, сбивший с укрепления мяч, становится водящим, а бывший защитник выходит за линию окружности и играет наравне с остальными.

 

Охотники и утки

 

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Рассчитавшись на первый - второй, игроки делятся на две команды. Одна команда — «охотники», другая — «утки». Утки становятся в середину круга. Охотники остаются на своих местах по кругу. Перед носками игроков, стоящих в кругу, проводится черта. Охотники стараются попасть волейбольным мячом в уток. Утка, которую задел мяч, выходит из круга. Когда в круге не окажется ни одной утки, команды меняются местами и ролями. Выигрывает та команда, которая быстрее перестреляла всех уток.

 

Перестрелка

 

Площадка делится чертой поперек на две равные части. На расстоянии 2—2,5 м от каждой из коротких сторон площадки проводится еще по черте. Таким образом, площадка представляет поле, состоящее из 4 полос: две полосы широкие («города») и две узкие (места для «плена»). Две равные команды размещаются каждая в своем городе в произвольном порядке. Руководитель выходит на середину площадки и подбрасывает волейбольный мяч вверх. Игроки стараются, не выходя из своих городов, завладеть мячом, и между командами начинается перестрелка. Игроки каждой команды бросают мяч в игроков противника, чтобы выбить их из города и взять в плен. Каждый игрок, задетый мячом, становится «пленником», после чего он переходит на полосу, помещенную за городом другой команды. Пленник может подбирать (или ловить) залетающий на его полосу мяч и бросать его в игрока чужой команды. Пленных можно освобождать. Для этого надо бросить любому пленнику мяч так, чтобы тот мог поймать его с лету. Если пленник поймает мяч, то, держа его в руках, он беспрепятственно переходит в свой город и имеет право оттуда бросить этот мяч в противников или же для выручки перебросить его другому пленнику. Обе команды стараются помешать пленникам ловить мяч. Выигрывает команда, сумевшая взять в плен игроков другой команды (или насчитывающая, по окончании отведенного на игру времени, большее число пленных).

 

Правила:

1. В игре не разрешается заходить за очерченные линии (помимо случаев ухода в плен и возвращения из плена), брать мяч, находящийся на другой

Игры, подготавливающие к овладению приёмами баскетбола

Не давай мяча водящему

 

Один из играющих — водящий. В начале игры он находится на середине площадки. Остальные игроки размещаются на площадке в произвольном порядке и, бегая, перебрасывают один другому баскетбольный мяч. Водящий старается завладеть мячом. С того места, где ему удалось поймать мяч, он бросает мяч в любого игрока. В случае попадания игрок становится водящим, а прежний водящий участвует в игре наравне со всеми. Игроки, побывавшие меньшее число раз в роли водящего, побеждают.

Играющие могут выполнять одно задание (ведение мяча) или два-три задания (ведение мяча по прямой, обводка стойки и бросок по корзине).

 

Залетный мяч

 

На площадке чертят две концентрические окружности диаметрами 18 и 9 м (или 12 и 6 м). В. центре малого круга, ставят переносную баскетбольную корзину. Играют две команды по 6-8 человек. Играющие произвольно размещаются за большим кругом. По сигналу играющие передают друг другу мяч и стараются, не переступая линию малого круга, забросить его в кольцо. Игрок, забросивший мяч получает для своей команды два очка, затем он же вводит мяч в игру. Команда, набравшая большее количество очков за 10-15 минут игры, побеждает. Бегать с мячом в руках, вырывать мяч из рук противника и задевать стойку не разрешается. За нарушение правил команда наказывался штрафным броском, который выполняется из-за черты большого кругa любым игроком другой команды. При попадании команда получат одно очко. После штрафного броска любой игрок наказанной команды вводит его в игру за чертой большого круга.

 Мяч в центр

 

Площадка делится пополам. На каждой половину ближе к лицевым линиям, обозначаются круги диаметром 1 м. В них находятся капитаны. На каждой противоположной стороне произвольна размещаются по три «перехватчика», а остальные играющие стоят вокруг своего капитана в малых кружочках (диаметром 50 см) в трех метрах один от другого. Учитель дает мяч одному из перехватчиков. Тот по сигналy бросает его одному из своих подающих (стоящих в малых кружочках), а последние посылают мяч своему капитану. Перехватчики мешают этому, стараясь перехватить мяч и отдать его подающему. Если Капитан поймает мяч, команде засчитывается очко, а подающие меняются местами. Последний кружочек занимает один из перехватчиков, а капитан становится на его место. Роль капитана исполняет очередной подающий. Продолжительность игры 15-20 мин. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

 

Борьба за мяч

 

Две команды произвольно размещаются на обозначенной площадке (18x6 м). Одному из играющих дается мяч. По сигналу игроки стараются быстрее выполнить 5-10 передач между своими игроками. За это команда выигрывает очко. Счет передач ведет учитель. Игра продолжается до 10 мин. Команда, набравшая большее количество очков, выигрывает.

    Мяч капитану

 

Играют несколько команд, построенных в колонны по одному. Водящие (капитаны) стоят впереди своих команд в 3-6 шагах. По сигналу капитаны бросают мяч очередному игроку команды; тот, бросив назад капитану мяч, бежит в конец колонны. Выигрывает команда, правильно и раньше других закончившая передачу. Эта игра имеет несколько вариантов: играющие могут стоять в командах по кругу, а капитан — в центре; играющие стоят в шеренгах, капитаны передвигаются боком вдоль шеренги и передают каждому мяч; играющие сидят; играющие стоят в колоннах. Игрок, получив мяч от капитана, может его передать обратно после выполнения условленного дополнительного упражнения (присесть, повернуться на 360°, выполнить три-пять ударов о пол и др.).

        Игры, подготавливающие к овладению приёмами волейбола

Пасовка волейболистов

 Играющие (в группах по 8-10 человек) стоят в кругу и пасуют (передают друг другу мяч). Кто уронит мяч, тот получает штрафное очко. Выигрывают те, кто не получит штрафных очков. Нельзя отходить с занятого места далее одного шага, касаться мяча дважды подряд.

 

Ловкая подача

 

Играющие делятся на 3—4 команды. И по командно рассчитываются по порядку. Первые номера отходят в сторону на 6—8 м от остальных игроков своей команды, которые располагаются неподалеку один от другого в произвольном порядке, и подают им мяч нижней или верхней, подачей (по условию). Один из игроков принимает мяч и пасует его любому из своих игроков. С третьим касанием мяч должен быть отбит обратно первому номеру, который ловит мяч и идет играть в принимающую группу. Его место занимает второй номер, и игра продолжается. Выигрывает команда, допустившая меньшее число ошибок. За ошибку считается падение мяча на землю, двойная пасовка, задержка мяча при передачах.

 

Пасовка волейболистов (в командах)

Учащиеся делятся на несколько команд, и каждая строится в круг. По сигналу в командах начинается пасовка волейбольного мяча. За каждое падение мяча на землю команда получает штрафное очко. Побеждает команда, которая за 3-5 мин уронила мяч меньшее число раз.

 Мяч в воздухе

 

Школьники делятся на 3-4 команды, каждая образует круг. Верхней передачей каждая команда стремится «удержать» мяч в воздухе дольше других.

 Два мяча через сетку

 

Команда состоит из 6 игроков. Они располагаются на площадке так же, как при игре в волейбол, и после розыгрыша очка делают переход (смену мест) по часовой стрелке. Игра проводится на время (5-8 мин). Во время игры разрешается отбивать мяч через сетку верхней передачей. Мяч по сигналу учителя (судьи) вводится в игру верхней передачей из различных зон. Когда учащиеся изучат нижнюю подачу, розыгрыш очка начинают подачами из-за лицевых линий через сетку, а прием мяча с подачи производится сверху двумя руками. При потере подачи игра не прекращается (ближайший к мячу учащийся берет его и бросает через сетку), однако команда, допустившая ошибку, лишается права на выигрыш очка. Команды совершают переход после розыгрыша одного, двух или трех очков. На последнем этапе игры вводится условие: совершать бросок мяча через сетку только вторым касанием, получив передачу от одного из партнеров по команде.

Проводится без подачи, мяч вводит в игру верхней передачей игрок 6-й зоны. Учебную игру с подачами следует давать на последних уроках. При судействе фиксируют только грубые ошибки при приеме мяча.

 Учебные игры с заданиями:

 

1. Игра «Два мяча через сетку» с заданием направлять все пойманные мячи игроку, стоящему во 2-й зоне у сетки; этот игрок бросает через нее мяч (или отбивает верхней передачей).

2. Игра в волейбол без подач. Первой передачей мяч направляют игроку 2-й зоны, тот передает его в 3-ю зону, а оттуда мяч направляют через сетку.

3. То же, но мяч первой передачей направляется в 3-ю зону, а затем в 4-ю или во 2-ю.

4. Те же задания с применением нижней подачи.

 

Эстафета волейболистов

 

Две-три команды выстраиваются колоннами в 5 м от стены. Расстояние между колоннами 3 л. У направляющих — по волейбольному мячу. По сигналам капитаны команд выполняют пять передач мяча ударом его о стенку (пальцами, как в волейболе). После пятого удара капитаны бегут в конец своей колонны, а мяч подхватывает и продолжает выполнять передачи очередной игрок команды. Выигрывает команда, которая раньше и правильно закончит передачи. Если мяч упадет на пол, игрок должен его подобрать, стать на линию и продолжать передачи.

  Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  

            «Курманаевская средняя общеобразовательная школа»

Журнал

объединения

«Подвижные игры»

        1год обучения

                                                           Руководитель:

                                                           Катрук Ольга Вячеславовна,

                                                           педагог дополнительного образования

        2014-2015 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Театр-игра-дети" для 1-4 классов

Программа расчитана на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических о...

Рабочая программа спортивные казачьи игры

Внеурочная деятельность. 1-4 класс...

Внеклассная работа.. В помощь учителю . Образовательная программа секции "Спортивные игры. Баскетбол".

Секционные занятия обычно являются пререгативой системы дополнительного образования (срортивные школы. Дома детского творчества и т.д.)  Моя работа адресована тем педагогам , которые не работают ...

Образовательная программа "Театр, где играют дети"

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Те...

Программа "Русские народные игры"

Русские народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоцио...

Учебная программа дисциплины "Спортивные игры"

Пояснительная записка        Рабочая учебная программа разработана на основе примерной программы  учебной дисциплины «Спортивные игры» предназначена для реа...

Конспект вводного занятия по программе "Азбука шахматной игры" для детей 5-6 лет

Конспект занятия по программе «Азбука шахматной игры»  для детей 5-6 летТема: Черно-белое  королевствоЦель: Знакомство  с шахматными фигурами, шахматной доской, ее особенностями.Задачи:...