Рабочая программа по предмету "Оздоровительное плавание с элементами гидрореабилитации" для 1-4 классов (преподаватель Несвитайло Елена Петровна)
рабочая программа по физкультуре (10 класс) на тему
Пособие разработано в соответствие с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 022500 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) и 0323 – Адаптивная физическая культура по разделу «гидрореабилитация лиц, имеющих ограниченные возможности», согласно образовательной дисциплины «технологии физкультурно-спортивной деятельности» из цикла основных дисциплин специальности ДС.09.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_2programma_1-yy_variant.docx | 38.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Плавание — одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Купание и плавание повышают сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывают стойкость к простудным заболеваниям. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц — особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног. Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, вырабатывают правильный ритм дыхания, увеличивают жизненную емкость легких (ЖЕЛ), поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха: вдоха — из-за давления воды на грудную клетку, выдоха — из-за сопротивления воды.
Плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачами с этой целью как лечебное средство. Занятия плаванием широко применяются в лечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ, сердечно-легочной недостаточности, контрактурах суставно-мышечного аппарата и др.
Особенно велико оздоровляющее « укрепляющее воздействие плавания на детский организм. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают также физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют «мышечный корсет способствует выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям. Умение плавать — жизненно необходимый навык для человека любого возраста.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
В основу программы по «Оздоровительному плаванию с элементами гидрореабилитации для детей с нарушениями интеллекта» положено настоящее пособие:
Пособие разработано в соответствие с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 022500 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) и 0323 – Адаптивная физическая культура по разделу «гидрореабилитация лиц, имеющих ограниченные возможности», согласно образовательной дисциплины «технологии физкультурно-спортивной деятельности» из цикла основных дисциплин специальности ДС.09.
Возраст 7-8 до 11 лет является оптимальным периодом для обучения детей основам техники плавания, развития гибкости, координированности, подвижности в суставах, укрепления опорно-двигательного аппарата.
Основными задачами оздоровительных занятий обучающихся в плавательном бассейне являются:
- Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
- Приобретение жизненно необходимого умения плавать (самоудержание ребенка на воде с подвижной опорой и без опоры в статическом и динамическом плавании);
- Овладение элементами двух способов плавания;
- Улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью средств оздоровительного плавания;
Отметим, что урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:
- оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;
- способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.
Занятия оздоровительным плаванием имеют большое воспитательное, оздоровительное, лечебное и психоэмоциональное значение.
Представляется, что обучение плаванию и гидрореабилитация детей-инвалидов будет способствовать не только развитию «самостоятельности», но развитию интеллектуальной и двигательной деятельности, интеграции в общество.
- Воспитательное значение во многом зависит от организации процесса. Систематические занятия содействуют воспитанию у обучающихся чувства коллективизма, сознательной дисциплины, настойчивости и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения на занятиях способствуют совершенствованию двигательных и функциональных способностей детей.
- Эмоциональное значение заключается в снятии психологической напряженности у детей, создании оптимистического настроения.
- Оздоровительно-гигиеническое значение состоит не только в воздействии физических упражнений на организм ребенка, но и в благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствует повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной емкости легких.
- Лечебное значение плавания особенно наглядно прослеживается в комплексном лечении сколиоза у детей. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника , исчезает ассиметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Самовытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, воспитывается чувство правильной осанки.
- Наряду с обучением двигательным навыкам преподаватель должен сообщать учащимся необходимые сведения о закаливании, оздоровлении, безопасном пребывании на воде, прививать и закреплять гигиенические правила.
Необходимо учитывать особенности детей с нарушениями интеллекта.
Специальные требования:
- Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
- Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
- Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
- Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
- Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
- Опора на более развитые способности ребенка;
- Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.
Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке заключается в следующем:
- рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
- выбор цели и средств ее достижения;
- регулирование действий учеников;
- побуждение учащихся к деятельности на уроке;
- развитие интереса к уроку;
- чередование труда и отдыха.
В зависимости от задач в одних уроках этого типа главное место занимает усвоение нового, в других - воспроизведение изученного, в третьих - повторение и систематизация усвоенного.
Планируется на период 1 этапа ( первого полугодия обучения) :
-Освоение ребенка с водой (безбоязненное и уверенное передвигаться по дну с помощью и самостоятельно, совершать простейшие действия, играть).
На период 2 этапа (второго полугодия):
- Приобретение детьми умение и навыков, которые помогают чувствовать себя в воде достаточно надежно (всплывать, лежать, скользить, самостоятельно выполнять вдох-выдох в воду). Обучение плаванию определенным способом (согласованность движений рук, ног, дыхания).
Специфика методов обучения в специальной школе 8-го вида заключается в их коррекционной направленности. Это понятие включает замедленность обучения и частую повторяемость, подачу учебного материала малыми порциями, максимальную развернутость и расчлененность материала, наличие подготовительного периода в обучении, постоянную опору на опыт ребенка.
- Подача нового материала сначала излагается в форме беседы. Беседа является мощным средством в коррекции умственного развития ученика специальной школы 8-го вида и выступает как коррекционное средство.
- Наглядный метод, для чувственного восприятия предмета. Эти методы имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия их наглядно-образному мышлению умственно отсталых детей.
- А именно, показ и демонстрация.
Урок тогда будет эффективен, если будет учительско - ученическая деятельность.
Следовательно: организация ученической деятельности, основанной на самостоятельной деятельности учащихся под незаметным руководством учителя перевод внешних мотивов во внутренние - это появление желания учиться.
Содержание деятельности распределено по месяцам и неделям, согласно календарно-тематическому планированию и представляет систему рассчитанную на один учебный год - 34 недели.
Срок освоения программы: 4 года. Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Содержание практических занятий:
1. Упражнения по освоению с водой.
- Вхождение в воду по трапу бассейна;
- спускание по лестничному трапу на 2 ступеньки вниз;
- Движение шагом по дну бассейна или подплывание к спусковому трапу;
- поднимание по лестничному трапу;
- движение шагом вдоль бортика от лестничного трапа;
2. Упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды:
Передвижение по дну бассейна:
- Передвижение в воде в вертикальном или полувертикальном положении
- Передвижение в положении лежа на груди с помощью рук и ног не опуская голову в воду
- Передвижение в положении лежа на груди с помощью рук, ног и дыхания (с выдохом в воду)
- Ложиться грудью на доску, удерживая ее в руках и принимать горизонтальное положение;
- самостоятельно держаться в вертикальном положении удерживая палочку в руках;
- принять горизонтальное положение удерживая палочку в руках;
- передвижение в воде с изменением направления («хоровод»)
- передвижение по дну шагом, держась за бортик и не держась за бортик, с помощью гребковых движений руками;
- передвижение по дну шагом с помощью плавательной доски;
игры: «рыбак», «шторм», «в гостях у Нептуна».
Лежание на воде:
- Лежание на груди и спине с помощью опоры и без опоры;
- Лежание на груди и спине с помощью нудлсов и без;
- Лежание на груди и спине с помощью плавательных досок и без ;
- Лежание на груди, держась руками за бортик;
- «звёздочка» на груди и спине (лежание на воде, руки и ноги разведены в стороны);
- Лежание на груди и спине с вытянутыми руками вдоль тела;
- Лежание на груди и спине с вытянутыми руками за головой ;
3. Упражнения для изучения дыхания в воде.
- Надуть щеки и подуть на воду, как на горячий чай;
- Сделать губы трубочкой и подуть на поверхность воды;
- Опустить подбородок в воду и подуть под водой («пузыри»);
- Задержать дыхание, погрузить лицо в воду и сделать выдох подводой;
Игры: «достать рыбку»
4. Скольжение
- Передвижение в положении лежа на груди с помощью рук и ног не опуская голову в воду;
- Скольжение на боку;
- Скольжение на спине;
- Передвижение в положении лежа на груди с помощью рук, ног и дыхания (с выдохом в воду);
- Передвижение в положении лежа на спине с помощью движений ног;
5. Упражнения для изучения техники «кроль на груди и спине»
Работа ног «кроль на груди»
- Движения ногами кролем на груди, держась руками за бортик;
- Движения ногами кролем, сидя на краю бассейна, ноги опустив в воду;
- Скольжение на груди при помощи плавательной доски с работой ног кролем;
- Скольжение на груди с помощью нудлса с работой ног кролем;
- Плавание при помощи движений ног кролем на груди с различным положением рук ( одна впереди-другая у бедра), (обе руки у бедер) дыхание произвольное;
- Плавание при помощи движений ног кролем на груди с различным положением рук ( одна впереди-другая у бедра), (обе руки у бедер) выдохи в воду;
Согласование работы рук и дыхания:
- Стоя ногами на дне выполнять в наклоне вдох в сторону и выдох в воду;
- Стоя ногами на дне выполнять круговые движения руками (имитация кроля), выдох выполнять в воду;
- То же, с передвижением в воде;
- Стоя ногами на дне выполнять круговые движения одной рукой кролем;
- То же, в передвижении в воде с помощью доски;
Работа ног «кроль на спине»
- Движения ногами кролем на спине, держась руками за бортик;
- Скольжение на спине при помощи плавательной доски с работой ног кролем;
- Скольжение на спине с помощью нудлса с работой ног кролем;
- Плавание при помощи движений ног кролем на спине с различным положением рук ( одна впереди-другая у бедра, обе руки у бедер, руки вытянуты за головой), дыхание произвольное;
Согласование работы рук и дыхания:
- Плавание при помощи движений ног на спине, руки прижаты к бедрам. Выполнять попеременный гребок левой и правой рукой;
- Плавание при помощи движений ног на спине, руки вытянуты за головой.
Выполнять попеременный гребок левой и правой рукой;
6. Упражнения на развитие физических качеств
На суше:
- Упражнения на суше для рук и ног на коврике. Круговые движения кистями рук и стопой;
- Лежа на коврике, имитационные упражнения для ног брассом;
- Стоя на полу, круговые вращения руками вперёд и назад, имитация кроля.
- Выполнение стойки на одной ноге с вытянутыми руками в стороны;
- Движения шагом с руками на поясе, с ровной осанкой по кругу, по квадрату, змейкой;
В воде:
- Выполнение гребковых движений руками вперед и назад, согласовывая свои усилия с сопротивлением воды;
- Выполнение круговых движений ногами в воде попеременно;
- Прохождение по дну бассейна с помощью гребковых движений руками (сначала 1 бассейн, затем 2-3)
- Движения шагом с руками на поясе, с ровной осанкой по кругу, по квадрату, змейкой, учитывая сопротивление воды и контролируя скорость;
7 Игры:
- «Буксиры»- на выносливость;
- «Мяч по кругу» - координация;
- «Слушай сигнал»-понимание команд;
- «Переправа»-координация, ловкость;
- «Стрела»-сердечно-сосудистая система;
- «фонтан» -подвижность суставов;
- «море волнуется»-дыхание, внимание;
- «умывание»-дыхание;
- «лодочка»-дыхание;
Распределение занятий внеурочной программы.
№ | Содержание | Группа |
1 | Упражнения на ознакомление детей с водой. | 5 |
2. | Упражнения для изучения вдоха и выдоха. | 5 |
3. | Упражнения на развитие физических качеств (подвижность суставов, координации, равновесия, развития сердечно-сосудистой системы, выносливости) | 4 |
4. | Упражнения для изучения лежания на воде. | 3 |
5. | Скольжение на груди и спине. | 5 |
6. | Игры на воде. | 8 |
7. | Изучение работы рук и ног кролем на груди, на спине, в воде с помощью специальных упражнений. | 4 |
На изучение курса отводится 37 часа (1 час в неделю, 37 учебные недели).
В 2015-2016 учебном году программа реализуется за 34 час в связи с изменениями в годовом календарном учебном графике (каникулярное время, выходные и праздничные дни).
Краткий список литературы:
- Егорова Т.Д. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии.- М.:Педагогика,1973
- Луценко B.C. Исследование эффективности использования словесных методов при обучении умственно отсталых старшеклассников//Дефектология //1979.№3.- с. 31
- Луценко B.C. Некоторые приемы организации самостоятельной умственной деятельности учащихся вспомогательной школы в процессе сообщения словесной информации //Дефектология.1981.№6.- с. 39
- Лиепиня СВ. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательной школы //Дефектология.1977.№5.- с. 20
- Лутонян Н.Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с задержкой психического развития// Дефектология.1977.№3.- с. 18
- Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж Шиф, В. Петровой, Т. Головиной. - М.: Педагогика, 1980 Иркутского госпединститута. -Иркутск, 1989
- Проценко Т.А. Особенности наглядно-образного мышления умственно отсталых школьников при оперировании жизненным опытом //Дефектология.1992.№2-3.- с. 2б
- Стадненко Н.М. Развития мышления учащихся вспомогательной школы в процессе обучения //Дефектология.1984,№5.- с. 25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический показ учащихся класса преподавателя Мельничук Елены Иосифовны «Работа над фортепианной миниатюрой и пьесами из циклических форм»
Цель урока - показа: привить учащимся интерес к жанру фортепианной миниатюры. Развить мышление, ассоциативные связи, воображение, фантазию, формировать находчивость, сообразительность, изобретат...
Печатные работы преподавателя Ячменёвой Елены Петровны
2004г. ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» Институт непрерывного профессионального образования . Материалы Международной научно – практической конференции «Вт...
Рабочая программа по предмету "Математика с элементами экономики" для учащихся 10-12 классов ОГКОУ СКОШ № 23 VIII вида
Программа «Математика с элементами экономики» предназначена для обучения учащихся 10-12 классов с углублённой трудовой подготовкой к решению жизненно важных экономически...
Рабочая программа по физической культуре и тематическое планирование 1-4 классы с плаванием
третий час плавание...
Авторская рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с элементами сказкотерапии 1-4 класс
Данная коррекционная программа рассчитана для детей с ограниченными возможностями младшего школьного возраста. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом ...
Рабочая программа по истории России с элементами театрализации 6-9 класс
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через введение в уроки приемов театрализации: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков ...
Рабочая программа по внеурочному плаванию для 5-6 классов
Рабочая программа составлена с целью более полного изучения тезники различных видов плавания на внеурочных занятиях, имеет оздоровительную направленность...