Открытый урок по дисциплине "Физическая культура"
план-конспект занятия (11 класс) на тему

Яшина Ольга Михайловна

Технологическая карта учебного занятия по дисциплине «Физическая культура» для студентов 1 курса специальности 260807 «Технология продукции общественного питания». Тема занятия: техника игры в баскетбол.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение  города

 Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и

 информационных технологий  «Царицыно»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

учебного занятия по дисциплине «Физическая культура»

 для студентов 1 курса специальности 260807 «Технология продукции общественного питания»

  1. Тема занятия: техника игры в баскетбол
  2. Тип занятия: комбинированное
  3. Вид занятия: практическое

Дата проведения: 24.10.2013 г.

Время проведения: 12.30

Место проведения: спортивный зал

Группа: Т-14

Оборудование и инвентарь: проект учебного занятия, баскетбольные мячи на подгруппу студентов, баскетбольные кольца, 4 набивных мяча, свисток, 2 гимнастические скамейки, 6 ковриков, 3 скакалки.

Москва, 2013 г.

Задачи:

  1. Повторить правила поведения на учебных занятиях по разделу «Баскетбол».
  2. Осваивать технику перемещений, передач мяча и бросков по кольцу  с места.
  3. Совершенствовать технику ведения мяча.
  4. Развивать у студентов быстроту и ловкость.

Дисциплина

Физическая культура

Тема учебного занятия

Техника игры в баскетбол

Тип занятия

Смешанный (комплексный)

Ф.И.О. преподавателя

Яшина Ольга Михайловна

Специальность

260807 Технология продукции общественного питания

Группа

Т-14

Актуальность использования ИКТ

-

Цели занятия

Повторить, систематизировать знания по теме. Продолжить формирование профессиональных и общих компетенций.

Дидактические задачи занятия

Обучающие:

- закрепление правил поведения на учебных занятиях по разделу «Баскетбол»;

- освоение техники перемещений и передач мяча по разделу «Баскетбол»;

- совершенствование техники ведения мяча по разделу «Баскетбол».

Развивающие:

- развитие быстроты и ловкости;

- развитие навыков самостоятельной работы.

Воспитательные:

- воспитание заинтересованного отношения к дисциплине;

- развитие стремления к победе и уверенности в своих силах.   

Межпредметные связи

Математика, история, основы безопасности жизнедеятельности

Оборудование

Технологическая карта учебного занятия, баскетбольные мячи на подгруппу студентов, баскетбольные кольца, 4 набивных мяча, свисток, 2 гимнастические скамейки, 6 ковриков, 3 скакалки.

Ход учебного занятия

 п/п

Содержание учебного материала

Дозировка

Организационно-методические

указания

Вводно-подготовительная часть 15 мин.

Построение в одну шеренгу. Сообщение задач урока.

1 мин.

По команде преподавателя.

Проверка готовности к занятию.

1 мин.

Индивидуально-фронтальный опрос

Напомнить основные правила игры в баскетбол, технику безопасности  на занятии.

2 мин.

Баскетбол — один из самых популярных видов спорта в мире. От каждой команды на площадке находится по (вопрос группе) 5 человек, всего в команде 12 человек, замены не ограничены.

Цель каждой команды (вопрос группе) -забросить руками мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в свою корзину.  (Оборудование: площадка, корзина, мяч. Размер баскетбольной площадки 28*15 м,  корзина находится на высоте 3,05 метра от пола. Мяч круглый, масса мяча около 600 грамм, окружность около 770 мм.) Мяч, заброшенный с ближней и средней дистанции, засчитывается 2 очка, с дальней (из-за трёхочковой линии) — 3 очка, штрафной бросок оценивается в одно очко. К технике игры относятся: (вопрос группе) перемещения, повороты, остановки, передачи и ловля мяча, броски в кольцо.

Правила техники безопасности:

  • Начинать игру, делать остановки в игре только по команде преподавателя.
  • Выполнять передачу партнёру только в том случае, когда убеждены, что он на тебя смотрит.
  • Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам игроков.
  • При падениях – сгруппироваться.

- Ходьба в колонне по одному.

- Ходьба на носках.

- Ходьба на пятках

1 мин.

По команде преподавателя.

Руки за головой, прогнуться.

Руки на поясе.

ОРУ в движении.

-круговые движения кистями рук.

- руки выпрямить вперёд-вверх.

- отведение прямых рук назад.

-круговые движения в локтевых суставах.

-круговые движения руками - 4 раза вперёд, 4 раза назад.

-руки перед грудью, повороты корпуса вправо-влево.

-выпады вперёд, руки - на впереди стоящую ногу

2 мин.

Дистанция 2-3 метра.

Ходьба с заданием.

Медленный бег с заданием.

1 мин.

По команде преподавателя. По сигналу выполнить остановку на два шага. На первом шаге погасить скорость, на втором выполнить торможение, удерживая равновесие. Второй шаг более длинный. По следующему сигналу - медленный бег.

Бег «змейкой».

Ходьба в колонне по одному.

1 мин.

По команде преподавателя. Вдоль площадки.

Бег боком (правым, левым)

По 2 раза

Бежать боком по длине зала, по ширине зала – медленный бег.

Ноги полусогнуты, «скользят» вдоль пола, вверх не подпрыгивать, голова и туловище на месте, движутся только ноги; руки перед собой, не напряжены.

Бег спиной вперёд.

Ходьба в колонне по одному.

2 раза

Бежать по диагонали площадки. После пересечения центрального круга – медленно бегом. Дистанция  - 5 м.

Бежать на носках, пятки поднимать повыше, смотреть через правое или левое плечо.

Бег с заданием:

- ускорение.

Ходьба в колонне по одному.

1 мин.

Объяснение задания. По сигналу преподавателя последний в колонне выполняет ускорение вдоль колонны и становится первым. Для остальных - сохранять медленный темп бега.

Постепенно набрать скорость до максимальной, должна быть активная  работа рук. Затем постепенно скорость погасить.

Бег с заданием:

- рывок.

Ходьба в колонне по одному.

1 мин.

По сигналу преподавателя первый в колонне выполняет поворот налево, выполняет рывок вдоль строя и становится последним.

Сильно наклонить туловище вперёд, выполнять ударные движения с носка. Стремиться набрать скорость на первых шагах дистанции, активно работать руками.

По сигналу преподавателя. "В колонну по одному шагом - марш!"

Перестроение в колонну по два.

По сигналу преподавателя. "В колонну по два налево - марш!". "На месте - стой!" "Напра-, нале-во!" "Вправо-влево - разомкнись!"

Вторые номера приносят баскетбольные мячи.

Первые номера строятся на средней линии.

30 сек.

По сигналу преподавателя.

Основная часть 25 мин.

Передачи мячей в парах.

Способы передач:

- двумя руками от груди

- двумя руками от груди с отскоком в пол.

- двумя руками сверху.

- одной рукой от плеча.

- двумя руками от груди

в шаге.

1 мин.

1 мин.

1 мин.

1 мин.

1 мин.

По сигналу преподавателя.

Передача мяча в баскетболе - прием, с помощью которого игрок направляет мяч партнеру для продолжения атаки. Умение правильно и точно передать мяч - основа четкого взаимодействия баскетболистов в игре.

Передача используется на средних и коротких расстояниях. Плечи не поднимать, локти сильно не разводить и к туловищу не прижимать.

Передача используется на коротких расстояниях.

Передавать мяч ударом в пол от груди с отскоком от пола в метре от партнёра. Руки выпрямлять.

Передача используется на дальних расстояниях, над руками соперника. мяч поднимается над головой в вытянутых руках. Мяч посылается резким движением рук вперёд с энергичной работой кистей. Ноги почти прямые, одна впереди другой.

Предварительно первые номера делают шаг назад.

Применяется для быстрого паса на дальнее расстояние. Выполнять попеременно правой, левой рукой.

Мяч передавать, выполняя шаг вперёд на уровне груди, руки полностью выпрямлять. При ловле мяча выполнять шаг назад, гася скорость.

Игровое задание "Кто быстрее выполнит 5 передач" (способ -  двумя руками от груди").

1 мин.

Повторить 2 раза.

Мяч летит по низкой траектории на уровне груди. Выполняют сначала вторые, затем первые номера. Выявить победителя в каждой подгруппе. Отдельно среди юношей, среди девушек.

Ведение мяча на месте.

1-2 мин.

Повторить 2 раза.

Выполняют поочерёдно – первая шеренга, затем вторая. Ведение мяча на месте справа правой рукой, затем слева левой рукой. По сигналу передать мяч во вторую шеренгу.

То же, но чередуем передачу на месте в низкой стойке, средней и высокой. Правой, левой рукой. По сигналу передать мяч во вторую шеренгу.

"Обведи партнёра"

1 мин.

Ведение мяча правой рукой вокруг партнёра. Выполнить передачу мяча любым способом. То же левой рукой.

Игровое задание "Кто быстрее".

1 раз

То же.

Чья пара выполнит задание быстрее трижды (ведение удобной рукой). Передачи должны выполняться точно.

Вторые номера относят мячи на место.

1 мин.

Построение в одну шеренгу. Расчёт на 1-3.

Перестроение в две колонны за лицевой линией.

1 мин.

Игры-эстафеты.

«Пробеги и передай»

5 - 7 мин.

Выигрывает команда, первая построившаяся в колонну по одному.

Первый участник, оббежав зрительный ориентир (18 м), передаёт эстафету следующему хлопком ладони в ладонь и становится последним.

«Проведи правой рукой и передай»

Первый участник ведёт баскетбольный мяч правой рукой, оббегает зрительный ориентир (18 м), передаёт мяч из рук в руки следующему игроку и становится последним.

«Проведи левой рукой и передай»

То же, левой рукой.

Основная часть 35 мин.

«Поймай и передай»

Первый участник ведёт баскетбольный мяч, добегает до зрительного ориентира (18 м), выполняет передачу мяча в стену и ловит мяч после отскока от стены. Возвращаясь обратно, ведёт мяч, передаёт мяч следующему и становится последним.

"Гонка мячей в колонне"

Варианты:

- сначала слева, затем справа от себя.

- "скрученные человечки"

Передача мяча из рук в руки сначала справа, затем слева от себя. Повторить 3 раза. Выигрывает команда, первый игрок которой первый поднимет мяч вверх.

Чередовать передачи справа, слева от себя. Последний игрок в колонне ведёт мяч, бежит вперёд, становиться первым. Все делают шаг назад.

Перерыв.

20 мин.

Броски по кольцу с места.

3 минуты

По заданию преподавателя. Взять баскетбольные мячи. Занять места у баскетбольных щитов. По 2-3 человека на 1 щит.

Выполнять броски по кольцу любым способом. По 10 бросков справа, с центра, слева.

Соблюдать основные правила броска: сохранение равновесия, прицеливание, сопровождение (пальцы полностью выпрямить).

Игра "Наборщик".

2 мин.

2 мин.

2 мин.

Оставить на команду один мяч. Остальные убрать.

Игроки выстраиваются справа, каждая группа около своего кольца, в колонну по одному. По сигналу преподавателя первый в колонне выполняет бросок в кольцо, ловит мяч, отдаёт следующему игроку, возвращается в конец колонны.

То же с центра.

То же слева от кольца.

Выявить победителей.

Контрольное упражнение "Челночный бег 10*10 м"

5-7 мин.

2 набивных мяча положить на лицевую линию, два на 10-ти метровую отметку. Выполняется в парах.

Общая физическая подготовка по методу круговой тренировки.

Станции:

- подъём туловища из положения лёжа на спине, руки за головой (на поясе).

- подъём прямых ног из положения лёжа на спине.

- отжимание в упоре лёжа, стопы (колени) на скамейке.

- отжимание в упоре сзади.

- прыжки со скакалкой.

- приседания с набивным мячом.

- наклоны с набивным мячом.

10 мин.

Повторить 2 раза.

Группа разбивается на пары.

Работа на каждой станции - 30 секунд. Темп выполнения - средний. Переход на другую станцию по команде преподавателя.

При подъёме туловища - выдох, и.п. - вдох.

Угол подъёма - 90 градусов. Ноги не сгибать.

Руки сгибать под углом 90 градусов. Спина прямая.

Хват за передний край скамейки. Руки сгибать под углом 90 градусов.

У девушек мяч в согнутых руках перед собой, у юношей мяч в согнутых руках за спиной, на лопатках.

Из и.п. стоя ноги врозь, мяч вверху, наклон к правой, левой ноге.

Заключительнаая часть –5 мин.

Подведение итогов занятия. Домашнее задание.

Выполнять упражнения для совершенствования техники бросков.

Приложение 1.

Техника безопасности на занятиях по баскетболу

Инструкция по охране труда при проведении занятий по спортивным и подвижным играм.

Общие требования безопасности

        К занятиям по спортивным и подвижным играм допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

При проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

При проведении занятий по спортивным и подвижным играм возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов: травмы при столкновениях, нарушении правил проведения игры, при падениях  на мокром или скользком полу.

        Занятия по спортивным и подвижным играм должны проводиться в спортивной одежде и спортивной обуви с нескользкой подошвой.

        При проведении занятий по спортивным и подвижным играм должна быть медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.

        Преподаватель и обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

        О каждом несчастном случае с учащимся преподаватель обязан немедленно сообщить администрации учреждения, оказать первую доврачебную помощь пострадавшему.

         В процессе занятий преподаватель и обучающийся должны соблюдать правила проведения спортивной игры, ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила  личной гигиены.

        Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

Требования безопасности перед началом занятий по баскетболу.

        Надеть спортивную форму и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

        Проверить надёжность установки и крепления стоек и перекладин баскетбольных щитов.

Проверить состояние и отсутствие посторонних предметов на полу. Провести разминку.

Требования безопасности во время занятий по баскетболу.

Начинать игру, делать остановки в игре и заканчивать игру только по команде (сигналу) преподавателя.

Строго выполнять правила проведения подвижной игры.

Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам игроков.

При падениях необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы. Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) преподавателя.

Требования безопасности по окончании занятий.

        Убрать в отведённое место спортивный инвентарь и провести влажную уборку спортивного зала.

        Тщательно проветрить спортивный зал.

        Снять спортивную одежду и спортивную обувь, вымыть лицо и руки с мылом.

Рекомендации по мерам безопасности и профилактике травматизма на занятиях по баскетболу.

        Баскетбол – это спортивная игра с нестандартными движениями и работой переменной мощности. Она требует от занимающихся автоматизации двигательных навыков, высокой подвижности нервных процессов и совершенной деятельности анализаторов. Захваты, пережаты, финты, прыжки и столкновения игроков могут стать причинами травм при нарушении правил, грубости во время игры, а также на плохо подготовленной площадке. Наиболее типичные травмы – вывихи; реже – переломы кисти и пальцев, разрывы ахиллова сухожилия, повреждения сумочно-связочного аппарата коленного и голеностопного суставов.

Приложение 2.

        

Техника игры в баскетбол

Содержание:

  1. Техника нападения:

 - техника передвижений;

 - техника владения мячом.

  1. Техника защиты:

 - техника передвижений

 - техника отбора мяча и противодействие.

Техника игры - это сложившаяся в процессе развития баскетбола совокупность приемов, позволяющих наиболее успешно решать конкретные соревновательные задачи.

Техника баскетбола подразделяется на два больших раздела:

Техника нападения: а) техника передвижений, б) техника владения мячом;

Техника защиты: а) техника передвижений, б) техника отбора мяча и противодействие;

Техника нападения.

А) Техника передвижения. Для передвижений по площадке баскетболист использует ходьбу, бег, прыжки, остановки, повороты. Передвижения - основа техники баскетбола. С помощью этих приемов игрок может правильно выбрать место, оторваться от опекающего его противника и выйти в нужном направлении для последующей атаки, достичь наиболее удобных, хорошо сбалансированных исходных положений для выполнения других приемов.

Ходьба. Ходьба используется главным образом для смены позиции в период коротких пауз или снижения интенсивности игровых действий, а также для перемены темпа движения в сочетании с бегом.

Бег. Бег занимает в игре большое место и является главным средством передвижения. Игрок должен уметь в пределах площадки выполнять ускорения из многообразных стартовых положений, в любом направлении, лицом или спиной в перед, быстро изменять направление и скорость бега.

Прыжки. Подсчитано, что квалифицированный баскетболист в среднем за игру выполняет до 130-140 прыжков из различных положений и с различными задачами. Применяются два способа выполнения прыжка: толчком двумя ногами и толчком одной ногой. Прыжок толчком двумя ногами выполняется чаще с места из положения основной стойки. Игрок быстро приседает, слегка отводит руки назад и приподнимает голову. Прыжок толчком двумя ногами с разбега применяется обычно при выполнении бросков в корзину и при борьбе за отскок. Прыжок толчком одной ногой выполняется с короткого разбега. Отталкивание производится таким образом, чтобы максимально использовать инерционные силы разбега. При выполнении ряда технических приемов с мячом в безопорном положении очень важным считается умение игрока выпрыгивать на достаточную высоту без активного участия рук, быстро и своевременно.

Остановки. В соответствии с игровой ситуациейбаскетболист использует резкие, внезапные остановки, которые в сочетании с рывками и изменениями направления бега дают возможность на некоторое время освободиться от опеки противника и выйти на свободное место для дальнейших атакующих действий. Остановка осуществляется двумя способами: прыжком и двумя шагами. При первом способе игрок делает невысокий скользящий прыжок по ходу движения, причем, оттолкнувшись одной ногой, он подает туловище назад и приземляется либо на обе ноги одновременно, либо сначала на толчковую ногу с последующим приседанием. При втором способе остановки используется так называемый двухшажный ритм (двухшажная техника). Здесь игрок предпоследний короткий шаг делает с подседом и со смещением от центра тяжести в направлении обратном движению. Затем следует последний удлиненный шаг, игрок выставляет ногу вперед со стопорящей опорой на пятку и последующим перекатом на всю ступню.

Повороты. Нападающий использует повороты для ухода от защитника, укрытия меча от выбивания. Есть два способа поворотов - вперед и назад. Поворотом в перед называются такие повороты, когда переступания выполняются в ту сторону, куда баскетболист обращен лицом, а поворотами назад - те, которые выполняются переступаниями в сторону, куда баскетболист обращен спиной. При повороте на месте игрок переносит основной центр тяжести тела на одну ногу, которая является как бы осью вращения. Выполняя поворот в движении, игрок сближается с противником и ставит стопу опорной ноги развернуто в направлении предполагаемого поворота.

Б) Техника владения мячом. Техника владения мячом включает в себя следующие приемы: ловлю, передачи, ведение и броски мяча в корзину.

Ловля мяча. Ловля мяча - прием, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия. Ловля мяча - это исходное положение для последующих передач, ведения или бросков, поэтому структура движения должна обеспечивать четкое и удобное выполнение последующих приемов.

Ловля мяча двумя руками. Наиболее простым и в тоже время надежным способом овладения мячом считается ловля мяча двумя руками. Подготовительная фаза: если мяч летит к игроку на уровне груди или головы, следует вытянуть руки навстречу мячу, ненапряженными пальцами и кистями образуя как бы воронку, размером несколько большую, чем обхват мяча. Основная фаза: в момент соприкосновения с мячом нужно обхватить его пальцами, сближая кисти, а руки согнуть в локтевых суставах, подтягивая тем самым мяч к груди. Завершающая фаза: после приема мяча игроком туловище вновь подается слегка вперед; мяч укрываемый от противника разведенными локтями, выносится в положение готовности к последующим действиям.

Ловля мяча одной рукой. Когда игровая обстановка не позволяет дотянуться до летящего мяча и поймать его двумя руками, следует ловить мяч одной рукой. Подготовительная фаза: игрок вытягивает руку таким образом, чтобы пересечь траекторию полета мяча (кисть и пальцы не напряжены). Основная фаза: как только мяч коснется пальцев, руку нужно отвести назад - вниз, как бы продолжая полет мяча (автоматизационное движение). Завершающая фаза: мяч нужно поддержать одной рукой, затем крепко обхватить двумя руками так, чтобы быть готовым немедленно действовать дальше.

Передача мяча. Передача - прием, с помощью которого игрок направляет мяч партнеру для продолжения атаки. Существует много различных способов передач мяча. Применяют их в зависимости от той или иной игровой ситуации, расстояния, на которое нужно послать мяч, характера и способов противодействия соперников.

Передача двумя руками от груди - основной способ, позволяющий быстро и точно направить мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в сравнительно простой игровой обстановке, без плотной опеки противника. Подготовительная фаза: кисти с расставленными пальцами свободно охватывают мяч, удерживаемый на уровне пояса, локти опущены. Основная фаза: мяч посылают вперед резким выпрямлением рук почти до отказа с добавочным движением кистей, придающим мячу обратное вращение. Завершающая фаза: после передачи руки расслабленно опускают вниз, игрок выпрямляется, а затем занимает положение на слегка согнутых ногах.

Передачи двумя руками сверху чаще всего используют на средние расстояния в условиях плотной опеки противника. Подготовительная фаза: игрок поднимает мяч слегка согнутыми руками над головой и заносит его за голову. Основная фаза: игрок резким движением рук с разгибанием в локтевых суставах и захлестывающим движением костей направляет мяч партнеру.

Передача двумя руками снизу применяется на расстоянии 4-6 м в тех случаях, когда мяч пойман на уровне ниже коленей или поднят с площадки. Подготовительная фаза: мяч в руках, опущенных вниз, руки слегка согнуты, пальцы свободно расставлены на мяче. Основная фаза: маховым движением рук вперед в сочетании с их выпрямлением мяч посылают в желаемом направлении.

Передача двумя руками "из рук в руки" используется для адресования мяча партнеру, находящемуся почти в плотную к игроку с мячом. Подготовительная фаза: игрок вытягивает руки с мячом, пересекая направление движения партнера. Основная фаза: игрок сначала поворачивает мяч таким образом, чтобы кисти поддерживали его с верху и с низу, а затем отпускает мяч.

Передача одной рукой от плеча - наиболее распространенный способ передачи мяча на близкое и среднее расстояние. Подготовительная фаза: руки с мячом отводятся к правому плечу так, чтобы локти не поднимались; одновременно игрок поворачивается в сторону замаха. Основная фаза: мяч на правой руке, которая сразу же выпрямляется с одновременным захлестывающим движением кисти и поворотом туловища. Завершающая фаза: после вылета мяча правая рука на короткое мгновение как бы его сопровождает, а затем расслабленно опускается вниз.

Передача одной рукой сверху применяется, когда необходимо послать мяч на средние и особенно дальние расстояния. Подготовительная фаза: игрок поворачивается броском в направлении передачи, рука с мячом отводится назад в направлении передачи, рука с мячом отводится назад в сторону, мяч лежит на ладони и удерживается пальцами. Основная фаза: выпрямленная рука с мячом мощным маховым движением по дуге вверх доходит до вертикального положения, а другая, согнутая в локтевом суставе, поддерживает равновесие и ограничивает противодействие соперника.

Передача одной рукой снизу выполняется на близкое и среднее расстояние в тех ситуациях, когда противник усиленно старается перехватить передачу поверху. Подготовительная фаза: прямая или слегка согнутая рука с мячом махом отводится назад, мяч лежит на ладони, удерживаемый пальцами и центробежной силой. Основная фаза: рука с мячом вдоль бедра выносится вперед вверх.

Передача одной рукой сбоку сходна с передачей одной рукой снизу. Подготовительная фаза: замах осуществляется отведением руки с мячом в сторону назад и соответствующим поворотом туловища. Основная фаза: рука с мячом делает маховое движение вперед в плоскости, параллельной площадке.

Передача одной рукой подбрасыванием решает ту же задачу, что и передача двумя руками "из рук в руки". Игрок вытягивает руку с мячом, лежащим на ладони, пересекая направление движения партнера. В момент сближения игрок слегка подбрасывает мяч вверх коротким движением кисти и пальцев. Партнер по ходу подхватывает мяч проводит действия.

Ведение мяча. Ведение мяча - прием в баскетболе, дающий возможность игроку продвигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении. Ведение осуществляется последовательными мягкими толчками мяча одной рукой вниз - вперед, несколько в стороне от ступней ног. Основные движения выполняются в локтевом и лучезапястном суставах.

Ведение с изменением скорости. Неожиданные изменения скорости ведения мяча применяются игроком для отрыва от защитника. Чем выше отскок и меньше его угол, тем больше скорость продвижения.

Ведение с изменением направления. Используется главным образом для обводки противника и проходов для атаки корзины. Изменение направления достигается тем, что кисть руки накладывается на различные точки боковой поверхности мяча с последующим выпрямлением руки в нужном направлении.

Ведение с изменением высоты отскока. Применяется для прямого прохода мимо защитника, без отклонений в сторону. Игрок сближается с противником, ведя мяч с достаточно высоким отскоком, затем сильно сгибает ноги, наклоняет туловище и снижает мяч почти к площадке выпрямленной полностью рукой.

Ведение с асинхронным ритмом движений руки с мячом и ног. С успехом используются для обводки двух-трех противников. Данный способ ведения позволяет более свободно и рационально использовать толчковые движения ног и отклонения туловища в качестве финтов.

Броски в корзину. Квалифицированная баскетбольная команда проводит за время встречи в среднем 65 - 70 бросков в корзину с игры и до 20 - 25 штрафных бросков, от точности которых и зависит достижение победы над соперником. Подготовка к выполнению броска составляет основное содержание игры команды в нападении, а попадание в корзину - ее главная цель. Баскетболист, готовясь к броску, должен оценить ситуацию на площадке, возможную интенсивность и способ противодействия опекающего защитника, реальные пути выхода для борьбы за отскок и другие моменты.

Бросок двумя руками от груди. Преимущественно используется для атаки корзины с дальних дистанций в условиях отсутствия активного противодействия защитника. Подготовительная фаза: мяч обхватывается пальцами, образующими плотную "чашу", и выносится на уровень лица, ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, одна нога выставлена на 30 - 40 см вперед. Основная фаза: руки полностью выпрямлены вверх - вперед по небольшой дуге, кисти и пальцы, раскрываясь, дают мячу направляющий легкий толчок; одновременно с движением рук выпрямляются и ноги. Завершающая фаза: после выполнения броска руки опускаются расслабленно вниз, игрок принимает исходную позицию для последующего рывка к щиту, чтобы бороться за отскок в случае промаха.

Бросок двумя руками сверху. Целесообразно применять со средних дистанций при плотной опеке противника. Подготовительная фаза: мяч выносится над головой слегка согнутыми в локтевых суставах руками, туловище слегка отклоняется назад. Основная ваза: руки выпрямляются вверх - вперед, и делается более энергичный толчок кистями и пальцами. Завершающая фаза: схожа с предыдущим способом.

Бросок двумя руками снизу. Выполняется преимущественно при стремительных проходах к щиту и атаках корзины в затяжном прыжке под руками накрывающего мяч защитника. Подготовительная фаза: игрок получает мяч в движении под правую или левую ногу, а затем делает широкий шаг другой ногой и выполняет прыжок к щиту. Основная фаза: игрок максимально вытягивается к щиту, выносит к корзине прямые руки, мяч выпускается с кончиков пальцев в самой высокой точке, причем добавочным движением кистей пальцев ему придается обратное вращение. Завершающая фаза: руки, как бы сопровождая мяч, поднимаются вверх без напряжения.

Бросок одной рукой от плеча: довольно распространенный способ атаки корзины с места со средних и дальних дистанций. Подготовительная фаза: игрок выставляет правую ногу вперед, развернувшись правым плечом по направлению к корзине. Основная фаза: примерно на уровне головы мяч лежит на правой руке, которая начинает вытягиваться вперед-вверх по направлению к корзине. Завершающая фаза: после выполнения броска рука как бы сопровождает мяч к корзине, а затем опускается расслабленно вниз.

Бросок одной рукой сверху. Используется чаще других для атаки корзины в движении с близких дистанций и непосредственно из-под щита. Подготовительная фаза: мяч ловиться под правую ногу. Основная часть: в высшей точке прыжка рука выпрямлена для максимального приближения мяча к корзине, мяч выталкивается мягким движением кисти пальцев, ему придается обратное вращение. Завершающая фаза: игрок приземляется на согнутые ноги недалеко от корзины, принимает положение равновесия и готовится к борьбе за отскок в случае промаха.

Бросок одной рукой сверху ("крюком"). Наиболее часто используется центровыми игроками для атаки корзины с близких и средних дистанций в условиях активного противодействия высокорослого защитника. Подготовительная фаза: игрок делает шаг левой ногой в сторону от противника, поворачивается левым боком к щиту, слегка сгибая левую ногу. Основная фаза: отталкиваясь левой ногой, игрок выпрыгивает вверх, одновременно правая рука с мячом отводится от туловища и дугообразным движением также поднимается вверх.

Добивание мяча. В ряде игровых положений, когда мяч отскакивает от щита при неудачном броске или пролетает вблизи корзины, игрок не располагает временем для приземления с мячом, прицела и броска. В таких случаях следует добивать мяч в корзину в прыжке двумя руками или одной рукой.

Техника защиты. 

Техника защиты подразделяется на две основные группы: а) техника передвижений; б) техника овладения мячом и противодействия.

А) Техника передвижения.

Стойка. Защитник должен находиться в устойчивом положении на слегка согнутых ногах и быть всегда готовым затруднить выход нападающего за удобную позицию для атаки корзины и получения мяча.

Стойка с выставленной вперед ногой. Применяется при держании игрока с мячом, когда необходимо помешать ему бросить в корзину или пройти под щит. Игрок на согнутых ногах располагается как правило, между нападающим и щитом. Одну ногу он выставляет вперед, одноименную руку вытягивает вверх - вперед, предупреждая ожидаемый бросок, а другую руку выставляет в сторону - вниз, чтобы помешать ведению мяча в направлении, наиболее опасном для корзины.

Стойка со ступнями на одной линии. Используется при опеке нападающего, готовящегося в средней части поля к проходу с ведением в правую или в левую сторону.

Передвижения. Направление и характер передвижения защитника, как правило, зависят от действий нападающего. Поэтому защитник всегда должен сохранять положение равновесия и быть готовым передвигаться в людом направлении, все время изменяя направление бега в стороны, вперед, назад (часто спиной вперед).

Б) Техника овладения мячом.

Вырывание мяча. Если защитнику удалось захватить мяч, то прежде всего надо попытаться вырвать его из рук соперника. Для этого нужно захватить мяч возможно глубже двумя руками, после чего резко рвануть к себе, сделав одновременно поворот туловищем.

Выбивание мяча. Выбивание мяча из рук противника. Защитник сближается с нападающим, активно препятствуя его действиям с мячом. Для этого защитник выполняет неглубокие выпады с вытянутой к мячу рукой, отступая затем в исходную позицию.

Выбивание мяча при ведении. В момент начала прохода нападающего с ведением защитник отступает или слегка отпрыгивает назад, оставив противнику прямой пут к корзине, и преследует его, оттесняя к боковой линии. Затем защитник набирает такую же скорость, как и нападающий, и, опередив ритм ведения, выбивает мяч ближайшей к противнику рукой в момент приема мяча, отскочившего от площадки.

Перехват мяча. Перехват мяча при передаче. Успех данного способа перехвата зависит прежде всего от своевременности и быстроты действий защитника. В этом случае защитнику нужно на коротком расстоянии набрать максимально возможную скорость и опередить соперника на пути к летящему мячу. Защитник плечом и руками отрезает прямой путь сопернику к мячу и овладевает им.

Перехват мяча при ведении. Осуществляется в момент, когда защитник догоняет нападающего, ведущего мяч. Для этого защитнику необходимо подстроиться к ритму и скорости ведения мяча, а затем, выйдя из-за спины нападающего, на мгновение раньше его принять отскакивающий мяч на кисть ближайшей руки и самому же продолжать вести мяч, но в другом направлении.

Накрывание мяча при броске. Защитник, имеющий некоторое преимущество перед нападающим в росте и прыжке, должен попытаться помешать вылету мяча из рук при броске. Накрывание мяча может осуществляться по ходу подстраховки игрока противника. При накрывании мяча нужно избегать движения всей руки (или рук) сверху - вниз, так как это часто приводит к персональным ошибкам, особенно при противодействии броску двумя руками или одной рукой снизу.

Отбивание мяча при броске в прыжке. Эффективное противодействие броску в прыжке - очень трудная задача, требующая от защитника мобилизации всех сил, умения и внимания. Лучшим для отбивания мяча с траектории полета в корзину является момент, когда мяч уходит от кончиков пальцев руки и уже не контролируется нападающим. Защитник должен стремительно выходить для противодействия броску в прыжке так как время от момента отталкивания до момента выпуска мяча равняется всего 0,18 - 0,20 сек.

Овладение мячом в борьбе за отскок у своего щита. Для каждого игрока защищающейся команды очень важно уметь уверенно овладеть мячом, отскочившим от своего щита или корзины, так как команде приходиться выполнять эту операцию в среднем 25 - 30 раз за матч. После броска нападающего защитник должен преградить противнику путь к щиту, занять устойчивое положение, а затем бороться за отскок, быстро и своевременно выпрыгивая для овладения мячом. Прыжок выполняется толчком как одной, так и двумя ногами после небольшого разбега или с места. Высоко выпрыгнув и завладев мячом, игрок при приземлении широко разводит ноги и сгибает туловище, чтобы в условиях силовой борьбы помешать противнику занять выгодное положение по отношению к щиту и мячу. Затем мяч энергичным движением рук подтягивается к туловищу и укрывается при помощи широко расставленных локтей.

Список использованной литературы:

  1. Гомельский А.Я.- Баскетбол /А.Я.Гомельский – М.: Агенство ФАИР, 2008.
  2. Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Д.И. Нестеровский. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  3. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004
  4. Серия «Правила игры». Баскетбол. –   СПб:Регион-про , 2008.

Интернет – ресурсы:

  1. Сайт «Российская Федерация баскетбола»: http://www.basket.ru
  2. Сайт «Мир спорта»: http://www.world-sport.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по физической культуре на тему: "Совершенствование технических действий в баскетболе"

Задачи урока: Образовательные:совершенствовать передачу – ловлю мяча на месте, при встречном движении;совершенствовать умения в бросках мяча в корзину в движении с отражением от щита, подб...

Самоанализ открытого урока по физической культуре

Раздел: Баскетбол Тема урока:Совершенствование технических действий в баскетболе....

План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс

Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...