"Психическая настройка на тренировочную и соревновательную деятельность "
учебно-методическое пособие по физкультуре на тему

Цветков Лев Павлович

В ходе занятий спортсмены переживают и впервые узнают целую гамму психических состояний: депривацию, психическое пресыщение, тревогу, депрессию, гиперпроекцию, психомоторную персеверацию, атараксию, простракцию и т.п. Данные состояния оказывают на спортсмена, его мотивационную сферу и его конечное отношение к профессиональной деятельности очень большое влияние.

Переживания тренировки вызываются относительно слабыми, нодолговременными стресс-факторами и протекают на фоне утомления, которое должно восприниматься как обязательный атрибут тренировки, ее результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: "Психическая настройка на тренировочную и соревновательную деятельность "

Исполнитель:

Учитель физической культуры

МОУ Рахмановской средней

общеобразовательной школы

им. Е.Ф. Кошенкова.

Цветков Л.П

В ходе занятий спортсмены переживают и впервые узнают целую гамму психических состояний: депривацию, психическое пресыщение, тревогу, депрессию, гиперпроекцию, психомоторную персеверацию, атараксию, простракцию и т.п. Данные состояния оказывают на спортсмена, его мотивационную сферу и его конечное отношение к профессиональной деятельности очень большое влияние.

Переживания тренировки вызываются относительно слабыми, нодолговременными стресс-факторами и протекают на фоне утомления, которое должно восприниматься как обязательный атрибут тренировки, ее результат.

Тренер должен тщательно планировать тренировки еще до того, как он встретится с командой на площадке или в зале. В этом планировании должны быть отражены индивидуальные особенности и потребности различных спортсменов, сезон, в течение которого предполагается тренироваться, а также характер предстоящих соревнований. Составление точного и продуманного плана является важной частью работы тренера, хотя следует предусмотреть возможность внесения соответствующих коррективов при неожиданных изменениях ситуации (травмы, погодные условия и т. п.).

Независимо от вида спорта, при разработке тренировочных планов необходимо учитывать определенные общие требования, которые целесообразно учитывать при составлении планов, включают следующие положения:

1. В тренировке должна быть предусмотрена как физическая, так и психологическая разминка для подготовки к последующей более напряженной работе. В это время спортсмен может разминаться самостоятельно, общаться с товарищами по команде и привыкать к социальным и физическим условиям, в которых ему предстоит работать.

2. Ежедневные тренировки должны содержать по возможности что-то новое. - последовательность выполнения отдельных компонентов тренировки можно ежедневно варьировать, т. е. на одной тренировке сначала выполнять упражнения, а затем совершенствовать взаимодействие, на следующей - наоборот;

- один-два раза в неделю предлагать занимающимся совершенно другие упражнения.

3. До начала предполагаемой тренировки тренер должен информировать спортсменов об ее интенсивности и длительности. Когда спортсменов дезинформируют или вообще ничего не говорят о предстоящей работе, то в самом начале тренировки их усилия и старания будут скорее всего минимальными. В этом случае они мысленно настраиваются на самую тяжелую работу, на самую трудную тренировку. Даже хорошо зная об интенсивности работы, многие спортсмены тем не менее прилагают лишь умеренные усилия, чтобы быть в состоянии закончить всю тренировку. И только полная

4. Время, отводимое на игровые взаимодействия и отдельные упражнения на тренировках, должно быть сбалансировано.

Поведение тренера на тренировках должно быть деловым. Он должен обеспечивать необходимую поддержку спортсменам и давать им своевременную информацию. Эффективное обучение на тренировках предполагает учет индивидуальных различий в освоении материала и двигательных возможностях спортсменов.

Характеристика соревновательной деятельности. Психическое состояние спортсменов в соревновательной деятельности

Среди многих факторов, обеспечивающих продуктивность деятельности человека, одно из главных мест занимает уровень психического напряжения. В обыденной жизни он колеблется в довольно широких границах — от дремотных состояний до творческого вдохновения. Крепкий сон — это отсутствие сознательного психического напряжения. Максимум психического напряжения — это граница человеческих возможностей, когда реализуются подготовленность и резервы.

Но как определить: был ли это предел или многое осталось не вскрытым? Рекорды, по сути своей, показатели максимума.

Как-то принято разграничивать понятия физического и психического напряжения. Механизмы психического напряжения, активизирующие деятельность, сложны и многоплановы. Многие отрасли науки ищут ответ на вопрос, что же определяет количественные и качественные характеристики функционирования организма и личности в сложных условиях, в том числе в спорте, в целостном процессе психической регуляции деятельности личности отчетливо видны три ее главных компонента: интеллектуальный, эмоциональный и волевой.

Центральное место в психологии соревновательной деятельности спортсмена занимает исследование таких психических состояний, как психическое напряжение, эмоциональное возбуждение, стресс, предстартовое волнение. Эти состояния характеризуются как предрабочие в случаях значимой деятельности с неопределенным исходом.

В основе психического напряжения лежит взаимодействие двух видов регуляции в деятельности спортсмена: эмоциональный и волевой. Первый порождает переживание, второй — волевое усилие.

Рассмотрим динамику предсоревновательных психических состояний спортсмена в период, предшествующий старту, и в момент старта.

В обыденной жизни, при отсутствии экстремальных ситуаций, уровень психического напряжения находится в пределах нормы. За несколько дней до старта уровень напряжения сохраняется близким к норме. Если он остается таким до старта, то спортсмен находится в состоянии стартового безразличия.

В этом случае можно говорить уверенно, что этот спортсмен на соревнованиях продемонстрирует достигнутый уровень подготовленности, но его резервные возможности не реализуются. Обычно с приближением соревнования напряжение возрастает. Спортсмены, неустойчивые эмоционально, испытывают его за неделю и больше, эмоционально устойчивые - чаще всего только в день старта.

Наиболее благоприятным случаем считается тот, когда оптимальный уровень напряжения совпадает со временем старта. Возникающее в таких случаях состояние называют состоянием боевой готовности. Тогда на соревнованиях спортсмен максимально реализует свою подготовленность при большом воодушевлении и подъеме, используя все резервные двигательные, волевые и интеллектуальные возможности.

Оптимальный уровень психического напряжения может не совпасть со временем старта. Однако сохранить оптимальный уровень готовности к деятельности длительное время практически невозможно. В этих случаях психическое напряжение усиливается, переходя в напряженность, так что в результате спортсмен оказывается в состоянии стартовой лихорадки.

В этом состоянии его нервная система находится на грани возможностей выдержать концентрированное возбуждение. Некоторые спортсмены способны продолжительное время находиться в этом состоянии без ущерба для спортивного результата. Но есть и другие, которые быстро обнаруживают в поведении элементы торможения. Состояние стартовой лихорадки снижает надежность спортсмена и вероятность достижения им высокого результата, хотя и не обязательно результат должен быть низким.

Наихудший вид предстартового состояния возникает, когда уровень психического напряжения резко падает, — это состояние стартовой апатии.

Этот период обычно краток по времени. Как правило, апатия возникает в результате перехода от максимального психического напряжения к состоянию неподвижности (ступор) и является следствием острого перенапряжения в предсоревновательной ситуации.

Стартовая апатия — это снижение мотивации деятельности, волевой активности и чувства ответственности. Она не позволяет спортсмену реализовать даже достигнутый уровень подготовленности.

Очень важно уметь «управлять» своим состоянием перед соревнованиями, регулировать его.

Опытный тренер уже по одному внешнему виду спортсмена могут определить состояние предстартового возбуждения. В этот период для спортсмена чаще всего характерно двигательное беспокойство (подчас маскируется волевыми усилиями), черты лица заострены, бледны или щёки покрыты пятнистым лихорадочным румянцем. «Горящие», глубоко запавшие глаза, сухая, «обжигающая» кожа, влажные ладони, неустойчивый сердечный ритм.

Перевозбуждение нервной системы, если его своевременно не увидеть и не принять меры, может смениться угнетением. У спортсмена наблюдаются вялость, сонливость в дневные часы и поверхностный сон с тревожными сновидениями ночью, ухудшается работоспособность, координация привычных технических действий и комбинаций, замедляется быстрота двигательной реакции, появляется неуверенность в своих силах. Чувствуя себя «не в своей тарелке», спортсмен ещё больше углубляется в самоанализ.

Всё это ещё больше ухудшает нервно – психическое состояние. Однако осуждать такого спортсмена и приклеивать ему обидную кличку «трус» или «мандражист» не следует.

Одно из основных требований в предсоревновательном периоде – максимально щадить нервную систему спортсменов.

Для успешного проведения предстартовой подготовки необходимы:

-изучение и рационализация повседневного режима спортсмена, условия быта, учёбы, работы и тренировки;

-диспансерные, этапные, контрольные и врачебные обследования с целью комплексной оценки состояния здоровья, нервнопсихических особенностей, уровня общей и специальной тренированности;

-перспективное, текущее и оперативное планирование многолетней тренировки спортсменов с учётом индивидуальных особенностей, типа высшей нервной деятельности и состояния здоровья;

- морально – волевая подготовка;

- обучение спортсменов управлять своим нервнопсихическим состоянием (внушение, самовнушение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методика организации восстановительных мероприятий, направленных на повышение результативности учебно-тренировочной и соревновательной деятельности»

Данная разработка предназначена для использования тренерами преподавателями в организации тренировочного процесса в разделе" восстановительные средства и методики."...

ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта

ПРОГРАММА   КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНАПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта...

ПМ 01 ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью

ПМ 01 ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью...

ПМ 1 ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью

Полный анализ и самоанализ учебно-тренировочного занятия в соответствии с предложенными схемами...

ПМ 03. ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.

-Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта....

ПМ 1 ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью

Полный анализ и самоанализ учебно-тренировочногозанятия в соответствии с предложенными схемами (см.дневник по практике)....

Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности

С развитием спорта и ростом спортивных достижений актуализируется значение факторов, повышающих эффективность функционирования как системы тренировки, так и системы соревнований. Специалисты в области...