«Методика организации восстановительных мероприятий, направленных на повышение результативности учебно-тренировочной и соревновательной деятельности»
методическая разработка по физкультуре на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_organizatsii_vosstanovitelnyh.docx | 17.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методика организации восстановительных
мероприятий, направленных на повышение результативности
учебно-тренировочной и соревновательной деятельности»
Для восстановления работоспособности учащихся спортивных школ необходимо использовать широкий круг средств и мероприятий (педагогических, гигиенических, психологических и медико-биологических) с учетом возраста, спортивного стажа, квалификации и индивидуальных особенностей спортсменов.
Возросший объем и интенсивность тренировочного процесса в современных условиях вызывают необходимость в планировании и проведении эффективных мероприятий по обеспечению ускорения восстановительных процессов в организме спортсмена с целью повышения его работоспособности, предупреждения перенапряжений и других нарушений в состоянии здоровья. Восстановительные мероприятия должны рассматриваться как неотъемлемая часть тренировочного процесса.
Средства и методы восстановления подразделяются на следующие группы:
1) естественные и гигиенические;
2) педагогические;
3) медико-биологические;
4) психологические.
Каждое средство восстановления является многофункциональным. Совокупное их использование должно составлять единую систему методов восстановления. Причем если на уровне высшего спортивного мастерства необходим как можно более полный комплекс этих средств, более полное представительство из разных групп с увеличением доли медико-биологических средств, то для начинающих спортсменов требуется минимальное количество медико-биологических средств с относительным увеличением доли естественных, гигиенических и педагогических факторов.
Основным критерием выбора конкретных восстановительных средств является индивидуальная реакция спортсменов на процедуры.
Восстановительные процедуры осуществляются преимущественно после занятий и в дни отдыха. После дневной тренировки могут быть использованы вибромассаж, корригирующие упражнения, психореабилитационные процедуры. В дни отдыха Могут быть использованы более интенсивные формы восстановления – парная баня, сауна. Во время интенсивных тренировок на учебно-тренировочных сборах может быть рекомендован следующий примерный восстановительный комплекс:
1) непродолжительный (3-5 минут) вибромассаж. При необходимости можно добавить ручной массаж утомленных групп мышц;
2) водные процедуры: душ Шарко, восходящий, циркулярный души (10-15 минут);
3) ультрафиолетовое облучение по схеме;
4) отдых на кушетках, в креслах (8-10 минут);
5) дневной сон (1,5-2 часа).
Объем восстановительных средств в месячных и годичных циклах определяется в соответствии с особенностями подготовки. В подготовительном и переходном периодах увеличивается доля естественных и гигиенических средств восстановления. В соревновательном периоде возрастает объем медико-биологических и психологических средств. Таким образом, планирование объема восстановительных мероприятий имеет те же принципы, что и планирование тренировочных нагрузок, т.е. систематичность, вариативность, учет индивидуальных особенностей организма спортсмена.
При организации восстановительных мероприятий следует учитывать субъективные и объективные признаки утомления, недовосстановления.
Субъективно шахматист не желает выполнять задания, проявляются вялость, апатия, иногда раздражительность, возможны плохой аппетит и сон, нарушение психической деятельности.
Объективные симптомы – снижение работоспособности, изменения в деятельности сердечнососудистой системы, нервно-мышечного аппарата, биохимических показателей биологических жидкостей (кровь, моча, слюна). В таком состоянии тренировки с повышенными нагрузками должны быть прекращены и должен быть проведен комплекс мероприятий по восстановлению организма спортсмена.
Естественные и гигиенические средства восстановления
К данным средствам восстановления относятся:
1) рациональный режим дня;
2) правильное, т.е. рациональное калорийное и сбалансированное питание;
3) естественные факторы природы.
Режим дня следует составлять с учетом правильной смены различных видов деятельности, дифференцированного подхода к разным группам занимающихся (в зависимости от возраста, закономерностей восстановления организма) и имеющихся условий. При этом должна быть соблюдена рациональная организация учебных и тренировочных занятий, активного и пассивного отдыха, питания, специальных профилактически-восстановительных мероприятий, свободного времени.
Организация питания. Основными формами питания являются завтрак, обед и ужин, однако, с точки зрения восстановительных процессов, под средствами питания понимается не обычное питание, а его составление с учетом специфики и характера как вообще шахматного спорта, так и непосредственно характера тренировочных нагрузок.
Питание спортсмена должно быть подчинено определенному режиму. Пища должна быть не только калорийной, но и разнообразной, с включением растительных жиров.
В период интенсивных тренировочных нагрузок целесообразно многократное питание до 5-6 раз в сутки, включая и употребление специальных пищевых восстановительных средств (продукты и напитки повышенной биологической ценности).
Использование естественных факторов природы. Велико значение использования естественных и гигиенических факторов. Это солнечные и воздушные ванны, купание, закаливание, прогулки в лесу, в горах – факторы, встречающиеся на определенном пространстве и действующие на нервную систему как тонизирующие раздражители. В науке их называют хорологическими факторами.
Экскурсии, выезды на лоно природы должны рассматриваться как обязательная часть не только учебно-воспитательной работы, но и восстановительных мероприятий. Использование естественных средств восстановления также должно проводиться на основе четкого плана, увязанного с планом всей подготовки
Педагогические средства восстановления
Под педагогическими средствами восстановления подразумевается организация учебно-тренировочного процесса, включающая активный отдых, а именно:
а) рациональное планирование тренировки, т.е. соответствие нагрузок функциональных возможностям организма спортсмена, рациональное сочетание общих и специальных средств тренировки, оптимальное построение тренировочных микро- и макроциклов, волнообразность нагрузки и отдыха, их оптимальное сочетание, широкое использование различных форм активного отдыха, различных видов переключения от одного вида работы к другому, введение специальных восстановительных циклов;
б) правильное построение отдельного тренировочного занятия с использованием необходимых вспомогательных средств для снятия утомления в соответствии с суточным стереотипом: полноценная подготовительная и заключительная части занятия, правильный подбор мест занятий, введение специальных упражнений для активного отдыха и расслабления, создание положительного эмоционального фона. Педагогические средства – основные, поскольку нерациональное планирование тренировочных нагрузок нивелирует воздействие любых естественных, медико-биологических и психологическихсредств. Педагогические средства должны обеспечивать эффективное восстановление за счет рациональной организации всего процесса подготовки.
Большое значение как средство активного отдыха и средство повышения функциональных возможностей организма шахматиста имеет общефизическая подготовка.
Общефизическая подготовка способствует ускорению восстановительных процессов в организме спортсмена, расширяет функциональные возможности организма и позволяет выдерживать более высокие умственные и психические нагрузки. Среди средств общефизической подготовки очень важны бег, ходьба на лыжах, бег на коньках, которые расширяют возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, прыжковые упражнения и силовые локальные упражнения для отдельных групп мышц.
Медико-биологические средства восстановления
К данным средствам и методам восстановления относятся:
1) специальное питание и витаминизация;
2) фармакологические;
3) физиотерапевтические;
4) бальнеологические.
Среди медико-биологических средств, используемых в шахматах, большую значимость имеет специально подобранное питание, а также витамины.
Применение фармакологических средств, стимулирующих умственную деятельность, планирование их применения, следует осуществлять у спортсменов с уровнем квалификации не ниже мастера спорта и под руководством врача.
Практическое использование физиотерапевтических и бальнеологических средств, при всей их эффективности, не имеет должного распространения.
Психологические средства восстановления
В данной группе выделяются собственно психологические, психолого-биологические и психотерапевтические средства, к которым относятся многообразные средства восстановления: от психорегулирующих, аутогенных тренировок, индивидуальной работы с психологом до простых отвлекающих приемов. С каждым годом психологические средства восстановления приобретают все большее значение в шахматах. С помощью этих средств снижается уровень нервно-психологического напряжения и уменьшается умственное утомление.
В целом особое внимание следует обращать на четкую организацию и планирование восстановительных мероприятий. Главное участие в этом, кроме тренера, должен принимать спортивный врач. Необходимо, чтобы и шахматисты представляли себе значение восстановительных факторов и умели использовать весь арсенал естественных и гигиенических средств в домашних условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта
ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНАПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта...
Организация мероприятий, направленных на повышение мотивации к урокам чтения у учащихся 5-х классов
Увеличение количества учащихся 5-х классов с низким уровнем мотивации к урокам чтения...
Доклад на секции учителей биологии и химии: "Организация работы Школьной ЛИГИ РОСНАНО как мероприятия, направленного на повышение профессиональной компетенции участников инновационной деятельности"
Программа ШЛР направлена на продвижение в российских школах современных идей и лучшего опыта педагогов, умеющих заинтересовать детей естественнонаучным образованием, и тем самым о...
Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, направленных на повышение эффективности образовательного процесса.
В данной статье автор рассматривает некоторые методики и технологии, направленные на повышение эффективности образовательного процесса....
Презентация ТЕМА : Развитие профессионально-значимых компетенций педагогов как фактор повышения качества дополнительного образования детей в соревновательной деятельности, через представление и обобщение собственного педагогического опыта.
Цель темы: повышение компетентности педагогов при подготовке воспитанников к соревновательной деятельности, в легкой атлетикеЗадачи :Обобщить и распространить опыт работы среди педагогов....
«Дифференцированный подход к формированию двигательных способностей младших школьников с целью повышения уровня физического состояния через игровую и соревновательную деятельность»
Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду. Работа по физи...