Программа "Спортивный туризм"
рабочая программа по физкультуре на тему
Спортивный туризма, как один из видов спорта, направлен на
совершенствование умственного и физического развития, укрепление здоровья, повышения вероятности безаварийного проведения спортивных походов 1-3 категорий сложности. Как вид спортивный туризм играет важную роль в военно-патриотическом воспитании школьников, в подготовке к защите Родины. Кроме того, туризм является благодатной формой воспитания необходимых для современных условий качеств личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sport_turizm.doc | 198.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление по образованию и науке
Администрации города Сочи
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
Центр детского и юношеского туризма и экскурсий города Сочи
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОБУ ДОД ЦДЮТЭ
________________ Р.Р.Искаков
Протокол педагогического совета
учреждения
от « __ » _________ 2014 г. № 5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физкультурно-спортивной направленности
«Спортивный туризм»
Срок реализации программы - 3 года
Вид программы - авторская
Возраст обучающихся - 10-15 лет.
педагог дополнительного образования: Филатова Марина Николаевна |
Город Сочи
2014-15 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Спортивный туризм является одним из молодых видов спорта в нашей стране, но с каждым годом он получает все большее признание. Для дальнейшего развития данного вида спорта в Центре детского и юношеского туризма и экскурсий г.Сочи необходимо проведение и участия спортсменов в большем количестве соревнований различного уровня.
Спортивный туризма, как один из видов спорта, направлен на
совершенствование умственного и физического развития, укрепление здоровья, повышения вероятности безаварийного проведения спортивных походов 1-3 категорий сложности. Как вид спортивный туризм играет важную роль в военно-патриотическом воспитании школьников, в подготовке к защите Родины. Кроме того, туризм является благодатной формой воспитания необходимых для современных условий качеств личности.
Активные виды туризм (в том числе и очень популярный последнее время экстремальный туризм) в нашем городе становятся основной отраслью экономики и активного отдыха, что очень актуально для города-курорта Сочи. Для успешного развития этой отрасли требуются тысячи специалистов разных уровней. Такие специалисты могут вырасти, освоив объем знаний и навыков программы «Спортивный туризм» еще в средней школе. Программа предполагает обязательное участие спортсменов в соревнованиях городского, краевого и всероссийского уровня, что дает возможность повысить свое мастерство и познакомиться с различными школами этого вида спорта.
Основная цель настоящей программы: комплексное развитие физического и тактического мастерства занимающихся спортивным туризмом для результативного и безопасного участия в соревнованиях городского, краевого и всероссийского масштаба и в спортивных походах 1-3 категории сложности по различным видам спортивного туризма.
Задачи данной программы:
- Вовлечь учащихся в систематические занятия спортивным туризмом.
- Воспитать и развивать моральные и волевые качества: выносливость, умение преодолевать трудности, работоспособность, смекалку, умение выживать в экстремальных условиях, умение общаться и уживаться в коллективе, сознательную дисциплину, нести ответственность за порученное дело, любовь к родному краю, природе, творческий подход к любому делу.
- Укрепить здоровья учащихся.
- Отработать и совершенствовать технические и тактические приемы при преодолении реальных препятствий.
- Развить основные и специальные физические качества у спортсменов.
- Подготовить квалифицированных спортсменов для участия в краевых и всероссийских соревнованиях по спортивному туризму, ориентированию и скалолазанию.
Содержание программы строится из четырех основных направлений:
- Физическое воспитание и дополнительное образование средствами спортивного туризма.
- Формирование разносторонне развитой личности посредством привлечения обучающихся к занятиям различными видами туристско-спортивной деятельности и участие в совершении спортивных походов.
- Развитие самостоятельности, социальная и личностная адаптация воспитанников через создание благоприятных условий для проявления инициативности, творческого потенциала, ответственности, целеустремленности, самовыражения, самоутверждения и самореализации личности в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей.
- Способствование личностному, профессиональному росту, жизненному самоопределению воспитанников через создание условий для осуществления «профессиональных проб» в сфере туристско-спортивной деятельности.
Программа «Спортивный туризм» рассчитана на учащихся в возрасте 10-15 лет. Прием желающих заниматься в туристском объединении «Спортивный туризм» проводится на добровольной основе в начале учебного года и также возможен внеплановый набор в середине года. При наборе воспитанников в объединение первого года занятий следует комплектовать группу с превышением минимального состава объединения с учетом естественного отсева занимающихся. Кроме того, не все воспитанники, по тем или иным причинам, будут иметь возможность участвовать в учебных, учебно-тренировочных, квалификационных, спортивных и зачетных мероприятиях, спортивно-туристских соревнованиях, туристских походах.
Члены объединения должны пройти медицинский осмотр. Повторное медицинское обследование проводится не реже двух раз в год.
Срок реализации программы 3 года, так как за меньший срок невозможно подготовить спортсменов для участия в краевых и всероссийских соревнованиях и тем более подготовить призеров и победителей подобных соревнований.
Первый годичный цикл – этап базовой туристско-спортивной подготовки. Предусматривается психолого-педагогическая и медицинская диагностика творческих способностей, талантов и возможностей обучающихся, определение начального общего уровня физического и функционального развития.
За первый год занятий обучающимся необходимо овладеть набором стандартных знаний, умений и навыков по ориентированию на местности, участию в туристских походах, санитарии и личной гигиене туриста-спортсмена, соблюдению элементарных правил безопасности жизнедеятельности и туризма, организации туристского быта в полевых условия и самообслуживания, основам здорового образа жизни и закаливания организма. В первый год создаются условия для активной социальной адаптации воспитанников в объединении, и предполагается формирование коллектива – туристской группы из всех занимающихся в объединении.
Второй годичный цикл – этап начальной туристско-спортивной подготовки. Предполагается выявление и активная психолого-педагогическая поддержка и сопровождение развития творческих, личностных, организаторских и спортивно-туристских задатков и возможностей обучающихся; определение уровня специальной физической подготовленности, возрастного и функционального развития; составление психолога–педагогического портрета – характеристики ребенка, изучение межличностных взаимоотношений и предпочтений в его окружении, социуме. Формируется коллектив туристско-спортивной команды из числа занимающихся в объединении воспитанников.
Обучающимся необходимо в совершенстве овладеть основами стандартных знаний, умений и навыков по ориентированию на местности, технике и тактике спортивного туризма, участию в спортивных туристских походах, санитарии и личной гигиене туриста-спортсмена, соблюдению элементарных правил безопасности жизнедеятельности и туризма, организации туристского быта в полевых условия и самообслуживания.
Третий годичный цикл – этап учебно-тренировочной туристско-спортивной подготовки. Предполагается интенсивная учебно-тренировочная деятельность, совершенствование начальных знаний, навыков и умений, полученных на базовом и начальном этапах подготовки; увеличение объемов учебно-тренировочных нагрузок с учетом индивидуальных особенностей воспитанников и персонифицированных образовательных туристско-спортивных маршрутов; общее знакомство с тактико-техническими приемами прохождения отдельных этапов, естественных и искусственных препятствий, дистанций, контрольных пунктов и туристских маршрутов.
Особенностью программы является то, что предполагается вовлечение к занятиям по программе «Спортивный туризм» учащихся имеющих общую начальную туристско-краеведческую подготовку или занимающиеся в других объединениях туристско-краеведческой направленности. В связи с этим все занимающиеся в объединении «Спортивный туризм» не зависимо от возраста и пола, но в зависимости от физической и технической подготовленности могут быть распределены по группам, которые обучаются, помогая друг другу. Это позволяет лучше усвоить материал, самоутвердиться, а более опытным воспитанникам проверить свои профессиональные способности.
Занятия (теория и практика) проводятся 2-3 раза в будние дни по 2-3 академических часа. Предполагаются обязательные практические занятия или выходы на местности в выходные дни (не менее 2-х выходов в месяц) и проведение спортивных сборов в каникулярное время в течение года.
Программа построена так, что на занятиях в помещении ребята изучают и рассматривают различные теоретические способы преодоления препятствий по различным видам спортивного туризма (теория). На местности идет повторение материала и его закрепление (практическая безопасная организация преодоления препятствий). Занятия по физической подготовке проводятся как в помещении, так и одновременно с выходами на местность. Обязательны теоретические и практические занятия, предупреждающие травматизм, при отработке практических этапов. Физическая подготовка подразумевает общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку. Занятия носят групповой характер с элементами индивидуальной работы.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Первый год – воспитанники принимают участие в районных и городских соревнованиях по ориентированию и спортивному туризму, итоговом туристском лагере, выполняют разрядные нормативы 3-2 юношеских разрядов по ориентированию и спортивному туризму и совершают походы на звания «Юный турист» и «Турист России».
Второй год - воспитанники принимают участие в городских и краевых соревнованиях по ориентированию, спортивному туризму, итоговом туристском лагере, выполняют разрядные нормативы 1 юношеского и 3 взрослого разрядов по ориентированию и спортивному туризму, совершают поход на значок «Турист России» или 1 категории сложности.
Третий год - воспитанники принимают участие в городских, краевых, региональных, всероссийских соревнованиях по ориентированию, спортивному (пешеходному и комбинированному) туризму, итоговом туристском лагере, выполняют разрядные нормативы 3 взрослого разрядов по ориентированию и спортивному туризму; совершают поход 1 или 2 категории сложности.
По итогам курса оздоровление воспитанников, самоутверждение в жизни, подготовка к выбору профессии.
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ.
1. Тестирование обучающихся после завершения каждого раздела программы.
2. Выполнение персональных заданий.
3. Контрольное прохождение отдельных этапов и всей дистанции по спортивному туризму (группа дисциплин «пешеходная», «горная», «комбинированная»).
4. Сдача контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке.
5. Участие в массовых мероприятиях, проводимых, согласно плану учебно-массовых мероприятий Центра или других, интересующих объединение учреждений и организаций. (При планировании участия в данных мероприятиях следует учесть тот факт, что для подготовки сильной команды необходимо участие в как можно большем количестве соревнований).
6. В конце учебного года участие в итоговом туристском лагере и совершение спортивных походов.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
Всего часов | Теоретические | Практические | ||
П е р в ы й г о д о б у ч е н и я | ||||
1. | Организационные занятия. | 4 | 4 | - |
2. | Личное и групповое снаряжение. | 4 | 2 | 2 |
3. | Организация бивака в походе и на соревнованиях. | 18 | 6 | 12 |
4. | Основы первой медицинской помощи. | 14 | 2 | 12 |
5. | Основы ориентирования на местности. | 46 | 6 | 40 |
6. | Соревнования по спортивному туризму. | 6 | 6 | - |
7. | Основы техники пешеходного туризма: - Экипировка спортсмена. - Туристские узлы. - Веревка. Правила применения, хранения, переноски и маркировки. - Технические приемы преодоления препятствий. | 6 8 6 48 | 2 2 2 6 | 4 6 4 42 |
8. | Основы техника велосипедного туризма. | 26 | 2 | 24 |
9. | Основы техники горного туризма. | 44 | 4 | 40 |
10. | Горнолыжная подготовка. | 52 | 4 | 48 |
11. | Подготовка к мероприятиям. | 60 | 60 | - |
12. | Физическая подготовка: - общая физическая подготовка - специальная физ. подготовка | 30 36 | 2 2 | 28 34 |
13. | Психологическая подготовка | 24 | 6 | 18 |
ИТОГО: | 432 | 118 | 314 | |
В т о р о й г о д о б у ч е н и я | ||||
1. | Вводное занятие. | 3 | 3 | - |
2. | Личное и групповое специальное снаряжение. | 18 | 6 | 12 |
3. | Соревнования по спортивному туризму (группа дисциплин «дистанции – пешеходная») | 66 | 12 | 54 |
4. | Оказание первой медицинской помощи. | 33 | 9 | 24 |
5. | Основы топографии и ориентирование на местности. | 90 | 24 | 66 |
6. | Основы техники пешеходного туризма: - Вязка узлов. - Основы организации индивидуальной и групповой страховки. - Технические приемы преодоления препятствий. | 12 15 93 | 3 6 21 | 9 9 72 |
7. | Техника велосипедного туризма. | 9 | 3 | 6 |
8. | Основы техники горного туризма. | 36 | 12 | 24 |
9. | Горнолыжная подготовка. | 21 | 3 | 18 |
10. | Специальная физическая подготовка. | 21 | 3 | 18 |
11. | Психологическая подготовка | 15 | 3 | 12 |
ИТОГО: | 432 | 108 | 324 | |
Т р е т и й г о д о б у ч е н и я | ||||
1. | Вводное занятие | 3 | 3 | - |
2. | Соревнования по спортивному ориентированию. | 53 | 9 | 44 |
3. | Соревнования по спортивному туризму: - группа дисциплин «дистанция-пешеходная»; -группа дисциплин «маршрут». | 110 | 12
2 | 44 52 |
4. | Техника горного туризма: - горный рельеф; - обеспечение безопасности в горах; -передвижение по горному рельефу; - организация страховки на горном рельефе; - переправы через горные реки; - транспортировка легко пострадавшего в горах; - соревнования по спортивному скалолазанию. | 158 | 3 3 3 3 3 3 6 | 8 22 8 22 22 52 |
5. | Основы спелеотуризма | 31 | 9 | 22 |
6. | Горнолыжная подготовка | 49 | 3 | 46 |
7. | Основы водного туризма | 28 | 6 | 22 |
ИТОГО: | 432 | 68 | 364 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1-ый год обучения
1. Организационное занятие.
Сбор сведений в журнал. Инструктаж по технике безопасности на теоретических и практических занятиях. Техника безопасности в спортивном туризме. Подготовка помещения к занятиям. Родительское собрание: особенности спортивного туризма, расписание занятий, требования к проведению занятий, план мероприятий на учебный год.
2. Личное и групповое снаряжение
Требования к туристскому походному снаряжению и оборудованию, снаряжению для участия в соревнованиях по спортивному туризму. Личное снаряжение. Групповое снаряжение. Специальное снаряжение.
Практические занятия. Подбор снаряжения для похода и соревнований. Тестирование по знанию назначения и применения различных предметов снаряжения в походе и на соревнованиях.
3. Организация бивака в походе и на соревнованиях.
Требования к бивакам. Устройство и оборудование бивака. Заготовка дров. Растопка для костра, ее заготовка и хранение.
Разведение костров. Соблюдение правил безопасности при работе у костра. Костры в лесу, на опушке, у реки; летом, в межсезонье и зимой. Упаковка спичек и сухого горючего Обязанности дежурного у костра. Тушение костров и охрана природы. Правила работы с горелкой.
Распределение и выполнение должностных обязанностей между членами туристской группы. Планирование бивака на местности. Изготовление простейших укрытий от дождя и ветра в лесу, у реки из подручных средств.
Практические занятия
Организация бивачных работ согласно обязанностям в группе.
Установка палатки, тента для палатки и тента для отдыха группы. Изготовление укрытий от дождя, ветра и т.п.
Разведения костров. Основные типы туристских костров: «нодья», «звездный», «шалаш», «колодец» и их назначение. Приготовление пищи на костре и горелке.
4. Основы первой медицинской помощи.
Оказание первой медицинской помощи. Список медицинской аптечки. Виды кровотечений и необходимая первая помощь. Обработка ран. Личная гигиена при занятиях туризмом, значение водных процедур.
Практические занятия. Тест по медицине. Применение личной гигиены на тренировках, соревнованиях и в походах. Элементарные навыки оказания первой медицинской помощи. Вязка носилок.
5. Основы ориентирования на местности.
Ориентирование, как этап соревнований по спортивному туризму. Спортивные карты. Условные обозначения спортивных карт. Легенды КП. Отметка на КП.
Правила соревнований по спортивному ориентированию.
Различные виды ориентирования (спринт, марафон, классическая дистанция: по выбору, в заданном направлении, эстафета).
Ориентирование по карте, по азимуту, по легенде на незнакомой местности.
Практические занятия. Ориентирование разными способами на местности. Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию. Изучение различных полигонов.
6. Соревнования по спортивному туризму.
Терминология в спортивном туризме. Классы и группы дистанций соревнований. Разряды и звания. Квалификация соревнований. Требования к участникам. Требования к дистанциям соревнований.
7. Основы техники пешеходного туризма.
Экипировка спортсмена. Перечень личного специального снаряжения спортсмена. Правила и очередность экипировки для соревнований. Крепление и переноска снаряжения.
Практические занятия. Отбор, подгонка и изготовление снаряжения по индивидуальным параметрам спортсменов. Отработка правильной экипировки спортсмена на время.
Узлы. Классификация узлов по назначению. Правила вязки узлов.
Практические занятия. Отработка вязки узлов на время.
Веревка. Правила применения, хранения, переноски и маркировки. Классификация, назначение и свойства веревок. Требования к веревкам. Правила применения, контроля качества, ухода и хранения веревок. Факторы, ослабляющие веревку. Советы по применению веревок.
Практические занятия. Переноска веревки на себе и в рюкзаке. Маркировка веревки различными способами. Вязка узлов на основной веревке. Применение специального снаряжения на основной веревке.
Технические приемы преодоления препятствий.
Правила движения по параллельной переправе, бабочке, бревну, подъем, траверс, спуск, маятник без само страховки. Передвижение по болоту, завалу.
Правила движения по параллельной переправе, навесной переправе, бабочке, бревну, подъем, траверс, спуск, маятник с самостраховкой.
Работа в команде. Обязанности в команде. Психологический климат. Значение тактики при командном прохождении дистанции.
Практические занятия. Личное прохождение отдельных этапов на местности каждым участником на время. Мини-соревнования по прохождению личной дистанции. Командное прохождение этапов. Участие в соревнованиях по спортивному туризму (класс дистанции – пешеходная - личная (связка-группа).
8. Основы техники велосипедного туризма.
Устройство горного велосипеда. Экипировка спортсмена. Правила устранения простейших неисправностей велосипеда. Правила дорожного движения при передвижении на велосипеде по городу.
Практические занятия. Преодоление препятствий на велосипеде. Фигурное вождение. Передвижение на велосипеде по различному рельефу. Отработка навыков фигурного вождения. Ориентирование на велосипеде.
9. Основы техники горного туризма.
Основные элементы горного рельефа. Формы горного рельефа (по Н.И.Антоновичу). Правила соревнований по спортивному скалолазанию. Виды соревнований.
Виды страховки, приемы страховки и самостраховки. Выбор места для организации страховки. Техника передвижения по простейшим скалам. Организация станций для лазания и спуска по веревке.
Практические занятия. Отработка приемов индивидуальной техники передвижения по простым скалам с гимнастической страховкой. Отработка приемов индивидуальной техники передвижения по скалам различного рельефа (ступенчатые скалы, внешние и внутренние углы, плиты, карнизы и т.п.). Отработка приемов страховки. Отработка приемов спуска. Участие в соревнованиях по спортивному скалолазанию.
10. Горнолыжная подготовка. Виды канатных дорог: наземные и воздушные. Правила безопасной эксплуатации канатных дорог. Горнолыжные трассы: учебные, туристские и спортивные. Подготовка и маркировка склонов и трасс. Правила поведения на горнолыжных трассах. Меры безопасности.
Горные лыжи, конструкция, классификация, подбор, уход, хранение. Ботинки. Крепления, регулировка креплений. Палки. Аксессуары.
Практические занятия. Общефизическая подготовка. Специальные упражнения. Разминка перед катанием. Равнинные ходы. Пересечение склонов и небольших препятствий. Развороты на месте («веером», «махом»). Спуск прямо и наискось. Способы подъема по склону (ступающий шаг с опорой на палки, «елочкой», «лесенкой»). Прямой и косой спуск. Умение падать и вставать. Переступания к склону. Элементарное соскальзывание. Скольжение, торможение и остановка в «плуге». Повороты «плугом». Боковое, косое и скругленное соскальзывание. Поворот соскальзыванием. Преодоление ям и бугров в прямом и косом спусках.
11. Подготовка к мероприятиям.
Определение цели. Подготовка документации, снаряжение, питания. Распределение обязанностей. Изучение положения о мероприятии. Постановка задач.
12. Физическая подготовка.
Влияние физических упражнений на организм спортсмена, общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, прием контрольных нормативов.
Практические занятия. Подвижны игры и эстафеты, легкая атлетика, спортивные игры, кросс, бег с препятствиями и по пересеченной местности, упражнения и игры на развитие выносливости, быстроты, силы, гибкости, выполнение контрольных нормативов по ОФП.
13. Психологическая подготовка.
Проведение тестирования с целью выявления особенностей мотивации поведения обучаемых. Психологические особенности спортсмена.
Личностные характеристики: эмоциональная устойчивость, стиль взаимоотношений в группе, дисциплинированность, настойчивость и целеустремленность. Беседа и обсуждение результатов тестирования в рамках индивидуальной психологической консультации. Ознакомление обучаемых с их индивидуальными особенностями, рекомендации по их коррекции и учету.
Отдых. Основы восстановления работоспособности. Обучение упражнениям для проведения аутогенной тренировки. Формирование практических навыков по быстрому восстановлению, снятию усталости и боли.
Практические занятия. Создание моделей неординарных ситуаций, проведение тренировок в разнообразных погодных и климатических условиях, принятие решений в условиях неопределенности, дефицита времени, внезапного изменения обстановки. Приемы психической саморегуляции.
2-ой год обучения
1. Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности во время теоретических и практических занятий. Сбор сведений в журнал и социальных данных. Подготовка помещения и снаряжения. Обсуждение задач и содержания работы объединения. Организация занятий на предстоящий учебный год.
2. Личное и групповое специальное снаряжение.
Перечень личного специального снаряжения для спортсмена, требования и стандарты. Правила ухода за личным снаряжением.
Применение снаряжения. Перечень группового снаряжения для дистанции.
Правила переноски и крепление снаряжения. Новинки снаряжения для спортивного туризма.
Практические занятия. Подготовка снаряжения к использованию. Отбор, подгонка и упаковка личного и группового снаряжения. Маркировка снаряжения. Чистка, сушка, хранение снаряжения после использования.
3. Соревнования по спортивному туризму (группа дисциплин «дистанция – пешеходная»).
Организация и проведение соревнований по спортивному туризму (группа дисциплин «дистанций – пешеходная»). Квалификация соревнований.
Определение класса дистанции. Подбор и расстановка этапов соревнований.
Судейская коллегия. Положение и условия.
Выбор места проведения. Оформление места проведения. Подготовка к соревнованиям.
Документация. Различные формы проведения соревнований по спортивному туризму.
КТМ.
Практические занятия. Разработка положений и условий соревнований по спортивному туризму. Составление плана подготовки к подобным соревнованиям. Разработка и постановка учебных дистанций по спортивному туризму. Участие в соревнованиях по спортивному туризму. Судейство соревнований на мероприятиях.
4. Оказание первой медицинской помощи.
Типичные травмы спортсменов. Правила оказания ПМП. Правила гигиены спортсмена.
Режим питания в дни тренировок и соревнований.
Профилактика потертостей и мозолей. Различные виды транспортировки пострадавшего.
Этапы по оказание первой медицинской помощи на соревнованиях.
Практические занятия. Навыки оказания первой медицинской помощи. Отработка заданий по медицине по материалам различных соревнований. Овладение навыками оказания помощи при кровотечениях, ранах, переломах конечностей; обработки и обеззараживания ран; наложения жгутов, повязок. Транспортировка легко пострадавших.
5. Основы топографии и ориентирования на местности.
Карты для туризма и путешествий.
Основы топографии: терминология, содержание карт, условные обозначения, обозначение и чтение рельефа по карте.
Положение и условия соревнований по спортивному ориентированию.
Разбор дистанций по спортивному ориентированию на различных полигонах города. Типичные формы рельефа полигонов г.Сочи.
Правила работы с компасом. Ориентирование карты с помощью компаса и местных признаков.
Подготовка к различным соревнованиям.
Правила соревнований по спортивному ориентированию.
Практические занятия. Зачет по чтению топографической карты. Тест по основам топографии. Постановка дистанций на различных полигонах города, прохождение этих дистанции. Разбор и анализ постановки и прохождения дистанций. Создание положения и условий соревнований по спортивному ориентированию. Отработка ориентирования карты различными способами.
Участие в различных соревнованиях по ориентированию.
6. Основы техники спортивного пешеходного туризма.
Вязка узлов. Правила вязки узлов на веревках различного диаметра. Различные способы вязки узлов.
Практические занятия. Отработка вязки узлов на время различными способами, на веревках различного диаметра, в экстремальных условиях: на опоре, одной рукой, с закрытыми глазами, в паре и т.д.
Основы организации индивидуальной и групповой страховки. Понятие страховки и самостраховки. Подача голосовых команд.
Принципы организации страховки на различных этапах. Потеря страховки и самостраховки.
Выбор места для организации страховки. Верхняя и нижняя страховка. Командная страховка.
Практические занятия. Организация индивидуальной страховки на различных этапах и на различном рельефе. Организация командной страховки. Отработка совместных действий по организации страховки на различных этапах.
Технические приемы преодоления препятствий.
Работа в команде. Движение на этапах первого и последнего участников с организацией сопровождения (наведение и снятие): переправа вброд, по тонкому льду, подъем, спуск, по бревну, переправа через водные препятствия, сухой овраг, траверс.
Спуск способом «Дюльфер» по вертикальным стенкам и в безопорном пространстве.
Виды носилок. Требования к вязке носилок. Движение с «пострадавшим» на носилках по пересеченной местности и вброд.
Разработка тактики при командном прохождении дистанции.
Подготовка к соревнованиям.
Практические занятия. Отработка движения первого и последнего участника на различных этапах с организацией сопровождения. Отработка спуска способом «Дюльфер» на различных полигонах. Отработка вязки различных носилок и переноски «пострадавшего» по пересеченной местности и вброд. Мини-соревнования по прохождению личной и командной дистанции. Командное прохождение этапов с разработкой тактического плана, с выполнением обязанностей на этапах, анализ прохождения. Участие в соревнованиях по спортивному туризму (дистанции – пешеходная).
7. Техника велосипедного туризма. Преодоление препятствий на велосипеде. Фигурное вождение. Правила дорожного движения при передвижении на велосипеде по городу.
Практические занятия. Тактика прохождение дистанции по ориентированию на велосипеде. Подготовка к соревнованиям. Передвижение на велосипеде по различному рельефу. Отработка навыков фигурного вождения. Ориентирование на велосипеде.
8. Основы техники горного туризма.
Происхождение и жизнь гор. Опасности гор.
Негативные факторы высокогорья для человека. Способы и приемы страховки в горах.
Правила соревнований по спортивному скалолазанию. Виды соревнований.
Практические занятия. Отработка приемов индивидуальной техники передвижения по средним скалам с верхней страховкой. Отработка приемов индивидуальной техники передвижения по скалам различного рельефа (ступенчатые скалы, внешние и внутренние углы, плиты, карнизы и т.п.). Отработка приемов страховки. Участие в соревнованиях по спортивному скалолазанию. Подготовка к соревнованиям.
9. Горнолыжная подготовка. Горнолыжные курорты России и мира. Инфраструктура. Условия для катания. Ценовая политика.
Терминология в горнолыжном спорте.
Практические занятия. Разучивание техники соскальзывания на лыжах. Повороты соскальзыванием и из упора. Движение на параллельных лыжах.
10. Специальная физическая подготовка.
Заполнение дневника спортсмена. Специальные упражнения для спортивного туризма. Занятие легкой атлетикой, гимнастикой, плаванием.
Практические занятия: Упражнения для укрепления и развития рук и плечевого пояса, мышц шеи, туловища, ног. Нормативы юношеских разрядов по туризму и ориентированию. Подготовка и сдача норм ОФП и СФП. Выполнение специальных видов упражнений. Игры с элементами общеразвивающих упражнений. Игры с ходьбой, быстрыми передвижениями и прыжками.
11. Психологическая подготовка.
Правильное распределение обязанностей в команде по психологическим типам людей. Значение применения тактики для достижения высоких спортивных результатов.
Практические занятия. Проведение тестирования с целью выявления лидерских качеств обучаемых. Ролевая апробация различных вариантов распределения обязанностей и тактики для участия в соревнованиях. Анализ, выводы, исправление ошибок.
3-ий год обучения
1.Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности. Сбор социальных данных. Подготовка помещения и снаряжения. Обсуждение задач и содержания работы объединения. Организация занятий на предстоящий учебный год.
2. Соревнования по спортивному ориентированию.
История спортивного ориентирования. Понятия «тактика ориентирования», «технические приемы ориентирования». Виды контроля на дистанции ориентирования (ситуация, расстояние и направление).
Интенсивность контроля дистанции и ситуации. Действия отдельных членов команды, участника соревнований в случае потери им ориентировки. Выбор пути движения при ориентировании.
Соревнования по ночному ориентированию, специфика, характеристика приемов данного вида ориентирования.
Ориентирование, движение по обозначенному маршруту. Варианты размещения КП на местности: возле точечного, площадного, линейного ориентиров, в конце ориентира и т. д.
Практические занятия. Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию различного масштаба и ранга.
3. Соревнования по спортивному туризму.
Планирование календаря участия в соревнованиях по спортивному туризму. Просмотр и обсуждение видеосюжетов с различных видов соревнований.
Знакомство и изучение различных условий проведения соревнований и положений о соревнованиях края и города по дисциплинам «дистанция» и «маршрут».
Практические занятия. Участие в различных соревнованиях по спортивному туризму городского, краевого и Всероссийского масштаба.
4. Техника горного туризма.
Горные реки. Ледники. Формы ледников. Виды ледников. Лавины. Обвалы. Сели. Оползни. Горная болезнь. Акклиматизация.
Одновременная и попеременная страховка. Навеска перил (горизонтальная и вертикальная) на различном рельефе.
Передвижение по осыпям, травянистым склонам, снегу, фирну и морене.
Работа с крючьями, закладными элементами, устройствами для подъема, спуска и страховки одинарной и двойной веревке. Вспомогательное снаряжение.
Переправы через горные реки различными способами.
Транспортировка «пострадавшего» в руках, в рюкзаке ив носилках.
Изучение различных положений и условий по спортивному скалолазанию.
Практические занятия. Изучение форм горного рельефа на местности. Передвижение и организация попеременной и одновременной страховки на различных видах рельефа: на скалах, на травянистых склонах, на снегу, фирне и на морене. Связки. Движение в связках. Отработка организации точек страховки на разных видах рельефа и ИТО с помощью специального снаряжения. Отработка приемов страховки и самостраховки на различных видах рельефа. Организация переправ через горные реки: вброд, по бревну, навесная переправа, параллельная переправа. Транспортировка «пострадавшего». Подготовка веревки и рюкзака к переноске «пострадавшего». Вязка носилок различными способами. Участие в соревнованиях по спортивному скалолазанию и по горной технике.
5. Основы спелеотуризма.
Происхождение и жизнь пещер. Карстобразующие породы, зарождение, развитие и гибель пещер.
Классификация пещер. Гидрология. Флора и фауна. Факторы, действующие в пещерах, и опасности, связанные с ними.
Явления, характерные для пещер. Крупнейшие пещеры России и Мира.
Основные требования к личному снаряжению. Перечень личного снаряжения.
Технические характеристики веревок. Протекторы, подкладки, отклонители, крючья, карабины.
Снаряжение для подземного лагеря. Уход за снаряжением. Терминология. Условные знаки, обозначения, сокращения и символы. Ориентирование в пещере.
Практические занятия. Лестнично-веревочная техника (ЛВТ), веревочный вариант техники (ВВТ), тросо-веревочная техника (ТВТ), техника одной веревки (СРТ). Организация опор. Схемы навески. Работа с веревкой и тросом. Узлы. Техника работы на линейной опоре. Фрикционные спусковые устройства (ФСУ) -шайба, рогатка, восьмерка, решетка и др., фрикционные подъемные устройства (ФПУ) – жюмар, кроль, гиббс и др. Техника спуска и подъема «нога-нога», «колено-стопа», «Грудь-нога». Страховка. Прохождение обводненных пещер и сифонов.
Отработка техники передвижения в пещере (СРТ) на искусственных полигонах. Прохождение пещер 1-2 категории сложности.
6. Горнолыжная подготовка.
Обеспечение безопасности, средства обеспечения безопасности на горнолыжных склонах. Спасательные службы, их деятельность. Средства связи.
Практические занятия. Поворот переступанием. Коньковый ход и траверс. Серия косых соскальзываний. Угловое положение. Поворот из упора верхней и нижней лыжами. Сопряженные повороты. Шаг – поворот. Карвинг и «классика» – вертикальные разгрузки и соскальзывания. Карвинг в стиле «Экспресс».
- Основы водного туризма.
Характеристика рек. Естественные и искусственные препятствия, терминология, их влияние на категорию сложности реки. Основные параметры потока. Плавсредства для водного туризма.
Правила безопасности. Средства обеспечения безопасности. Причины несчастных случаев на горных реках. Принципы организации страховки с воды и берега. Взаимная страховка. Поведение попавших в воду.
Экипировка. Снаряжение. Страховочные системы. Снаряжение личное и групповое. Понятие о тактике. График движения. Разведка препятствий, выбор линии движения. Связь, сигнализация. Тактика движения плавсредств в условиях ограниченной видимости.
Практические занятия. Отработка техники гребли на «спокойной» воде (загрузка и размещение в РАФТе, отчаливание, гребля, «оверкиль», подъем на судно, лавирование, причаливание). Техника выполнения гребка в различного рода потоках. Положение корпуса гребца при гребке. Основные технические приемы управления плавсредством и их применение при прохождении препятствий разных типов. Отчаливание и причаливание на быстринах и каменистых участках. Принудительное причаливание. Способы торможения судна. Техника использования весла.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Материально- техническое обеспечение:
- Кабинет или спортзал ОУ и его оснащение;
- Спортивная площадка ОУ;
- Личное специальное снаряжение (системы страховочные, карабины, и т.п.).
- Групповое специальное снаряжение (веревки основные и вспомогательные, спусковые устройства и т.п.).
- Групповое снаряжение для бивака (палатки, ведра, костровое хозяйство и т.п.).
- Компаса жидкостные.
- Медицинская и техническая аптечки.
- Аудио-визионная аппаратура (видеомагнитофон, телевизор, фото и видео камеры).
- Карты (спортивные, топографические, физические).
- Канцтовары (бумага, линейки, фломастеры и т.п.).
- Учебные плакаты.
- Секундомеры.
- Ноутбук.
- Мультимедийный проектор.
- Программное обеспечение.
- Водные суда: РаФты, катамараны.
- Горнолыжное снаряжение: личное, групповое.
- Велосипед.
Информационное обеспечение:
- оформление информационных стендов;
- банк данных (разработки уроков, игр, беседы для воспитанников, лекции и беседы для родителей, разработки мероприятий);
- диагностические материалы.
Методические рекомендации:
Программа рассчитана на педагогов дополнительного образования ОУ, преподавателей-тренеров спортивных школ, тренеров физического воспитания в школе обязательно прошедших подготовку на специализированных курсах (инструкторов детско-юношеского туризма, базового уровня и т.п.).
Реализация программы обеспечивается проведением теоретических и практических занятий, учебно-тренировочных выходов, участием в соревнованиях и тематических заездах, совершением походов. В основном это осуществляется на практических занятиях. На третий год обучения основной упор делается на самостоятельную работу каждого воспитанника и команды (педагог занимает наблюдательную и совещательную позицию).
Педагогам необходимо вести в объединении обязательный учет спортивных, туристских и краеведческих достижений каждого кружковца. Полезно завести на каждого обучающегося «Туристский паспорт», куда будут записываться результаты в соревнованиях, упражнениях, конкурсах, участие в походах ВД, степенных и категорийных.
Для привития устойчивого интереса к занятиям по спортивному туризму, руководитель должен ставить на каждом занятии перед обучающимися цели. Краткосрочные – на конец месяца, квартала, долгосрочные – на конец года, обучения.
При реализации данной программы педагог может использовать различные технологии обучения, применяемые современной педагогикой и переработанные в соответствии со спецификой программы. При этом необходимо учитывать следующие важные аспекты педагогического процесса.
- Содержание программ составлено с учетом принципов цикличности проведения оздоровительно-познавательной, спортивной и туристской деятельности, использования системы и развития творческой самодеятельности участников объединения.
- Надо добиваться, чтобы практические занятия были всегда тесно увязаны с прохождением теории каждого раздела программы, чтобы собственный опыт практических действий учащихся дополнял и закреплял рассказ педагога.
- При составлении учебного календарного плана следует предусматривать на отдельных занятиях чередование теоретических бесед по темам из разных разделов программы. Разделы тематического плана вовсе не обязательно изучать в той строгой последовательности, как они изложены. Кроме того, на вторую половину каждого занятия следует планировать живую работу самих занимающихся.
- Режим работы объединения в течение учебного года в его различные периоды не одинаков: как правило, объединение собирается на занятия два раза в неделю в определенные дни и часы. В месяц (по выходным) организуются от 1 до 3-х практических занятий на местности, учебный поход на 1-3 дня, участие в соревнованиях, других мероприятиях по плану Центра и туристского объединения. Более продолжительные походы и сборы проходят в каникулярное время. Кроме того, занятия могут проходить по группам (в зависимости от готовящегося мероприятия или занятия).
- Для создания дружного, сплоченного коллектива, хорошо проводить «Семейные посиделки» с проведением психологических и развивающих игр, желательно с родителями и другими родственниками.
- При изучении различных тем программы, для лучшего усвоения материала, рекомендуется посещение музеев, спортивных клубов, организаций, связанных с учебно-воспитательной деятельностью объединения; привлечение к занятиям ребят, ранее занимавшихся в Центре, опытных туристов, родителей.
Формы занятий. Теоретические занятия в будние дни и практические занятия или выходы на местности в выходные, праздничные и каникулярные дни.
Теоретические занятия проводятся в классном помещении. Практические занятия – это игры, походы различной трудности и протяженности, экскурсии, соревнования, конкурсы, встречи с интересными людьми. Изучение родного края тесно сочетается с туризмом, с походами и путешествиями по его просторам. Дети овладевают определенным кругом знаний, умений и навыков, необходимых юным путешественникам.
Усвоение материала программы и участие в походах, соревнованиях, экспедициях, других мероприятиях позволит обучающимся подготовиться и сдать нормы на значок «Турист России», а также выполнить разрядные требования как юношеских, так и взрослых разрядов по разным видам спортивного туризма, ориентированию, скалолазанию.
Необходимо проводить собрания для родителей, подробно рассказать им о плане занятий и мероприятий, об условиях их проведения, о личном снаряжении начинающих туристов, их дальнейших занятий туризмом. Желательно проводить такие встречи в неформальной обстановке, а иногда на природе.
Для занятий объединения, проводимых мероприятий и походов следует пользоваться снаряжением и оборудованием, рекомендованным Министерством Образования России в «Примерном перечне».
При разработке программы использовалась программа М.Н.Филатовой «Юный спасатель»
Формы и виды контроля:
Виды и формы контроля. | Какие, знания, умения и навыки контролируются |
Текущий контроль | Умение адекватно обобщать и анализировать, воспринимать устную информацию, самостоятельно выполнять практическую часть в виде выполнения заданий |
Тематический контроль | Знание теоретической и практической части программы, умение безопасно работать в команде |
Итоговый контроль: мероприятия | Умение показывать творческий потенциал, применить свои знания в соревновательных моментах, сдать итоговый зачет в виде тестов по всем дисциплинам. |
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагогов:
- Байковский Ю.В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта.
- Воронов Ю. С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков: Учеб.пособие. - М.: ФСО РФ, 1998.
- Захаров П.П. Начальная подготовка альпинистов, ч.1, 2; М., 2003 г.
- Ильичев А. А. Популярная энциклопедия выживания. - 2-е изд., исп., доп. и перераб. - М.: ЗАО «Изд-во ЭКСМО-Пресс», 2000.
- Константинов Ю. С, Куликов В. М. Педагогика школьного туризма: Учебно-метод, пособие. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.
- Константинов Ю. С. Туристские слеты и соревнования учащихся: Учебно-метод, пособие. - М.: ЦДЮТК МО РФ, 2000.
- Кошельков С. А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. - М.: ЦДЮТур МОРФ, 1997.
- Мартынов А.И., Мартынов И.А. Безопасность и надежность в альпинизме, М., 2003 г.
- Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, расположенных на территории РФ: Сб. документов Минобразования и Госкомспорта России. — М.: Минобразования, 1995.
- Нурмимаа В. Спортивное ориентирование / Сокр. пер. с фин. Р. И. Сюкияйнена. -М.: ФСО, 1997.
- Обеспечение безопасности в водных путешествиях. Методические рекомендации. М.; ЦРИБ “Турист”, 1976.
- Правила соревнований по спортивному ориентированию. -М.: Федерация спортивного ориентирования РФ, 1995.
- Правила соревнований по спортивному туризму. 2008 год
- Рекомендациями учебного центра Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России, 2003.
- Скалолазание. Правила соревнований. Федерация скалолазания, 2006 год
- Спортивный туризм: Учеб, пособие / Под ред. С. П. Евсеева, Ю. Н. Федотова. - СПб. СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999.
- Топография и ориентирование в туристском путешествии. /В.М.Куликов, Ю.С.Константинов, учебное пособие. М: 2002 г.
- Туризм и спортивное ориентирование: Учеб, для институтов и техникумов физической культуры / Сост. В. И. Ганопольский. - М.: Физкультура и спорт, 1987.
- Условные знаки топографических карт.
- Усыткин Г. С. В классе, в парке, в лесу: Игры и соревнования юных туристов. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.
- Федотов Ю. Н., Востоков И. Н. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник / Под общ. ред. Ю. Н. Федотова. - М.: Советский спорт, 2002.
- Физическая тренировка в туризме: Метод, рекомендации. -М: ЦРИБ «Турист», 1989.
- Шимановский В. Ф., Ганопольский В. И. Питание в туристском походе. - М.: Профиздат, 1986.
- Школа альпинизма. М., “Физкультура и Спорт”, 1989.
- Энциклопедия психологических тестов / Сост. С. А. Касьянов. - М.: ЗАО «Изд-во»
Для учащихся:
- Воронов Ю. С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков: Учеб.пособие. - М.: ФСО РФ, 1998.
- Ильичев А. А. Популярная энциклопедия выживания. - 2-е изд., испр., доп. и перераб. - М.: ЗАО «Изд-во ЭКСМО-Пресс», 2000.
- Комплект плакатов по топографии.
- Петровский В.И. Первая медицинская помощь. Популярная энциклопедия. М., «Большая Российская энциклопедия» 1994.
- Правила соревнований по спортивному ориентированию. -М.: Федерация спортивного ориентирования РФ, 1995.
- Правила соревнований по спортивному туризму. 2008 год
- Скалолазание. Правила соревнований. Федерация скалолазания, 2006 год
- Справочник спасателя. МЧС России, 1997.
- Топография и ориентирование в туристском путешествии. /В.М.Куликов, Ю.С.Константинов, учебное пособие. М: 2002 г.
- Условные знаки топографических карт.
- Шимановский В. Ф., Ганопольский В. И. Питание в туристском походе. - М.: Профиздат, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ» ОБЪЕДИНЕНИЯ « ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
Программа туристического кружка в школе....
адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"
в программе размещены все необходимые сведения для работы...
Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме
Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...
Открытие республиканского проекта «Развитие детского туризма» - «Я выбираю туризм»
Открытие республиканского проекта «Развитие детского туризма в Ч.Р. на 2012-2014 гг.» - «Я выбираю туризм»...
Конспект внеклассного занятия по туризму. «Техника пешеходного туризма»
Материал для внеклассной работы...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10 Туризм
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10 Туризм...
Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм
Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм...