Коррекция психических состояний гимнасток 10-11 лет с учетом их типологических особенностей
методическая разработка по теме
Вашему вниманию предоставляется Методическая разработка к разделу «Психологическая подготовка» дополнительной общеобразовательной программе по художественной гимнастике на тему: «Коррекция психических состояний гимнасток 10-11 лет с учетом их типологических особенностей».
Актуальность исследования. В данной работе рассматривается вопрос об особенностях проявления психических состояний художественных гимнасток 10-11 лет с различными типологическими особенностями. Основным направлением исследования было изучение влияниям типологических особенностей нервной системы, в частности, ее основного свойства – силы/слабости, на динамику проявления психических состояний у спортсменов в различные периоды учебно-тренировочного процесса.
Следует отметить, что подходить к коррекции психических состояний в данном виде спорта надо особенно осторожно, так как высокий их уровень может привести к дезорганизации деятельности, а слишком низкий к снижению эмоциональности выступлений. Изучение психологических личностных качеств «художниц» поможет найти индивидуальный подход к каждой из них.
В связи с этим, вышесказанное позволяет считать выбранную тему актуальной в плане разработки психолого-педагогических рекомендаций направленных на оптимизацию психических состояний художественных гимнасток 10-11 лет.
Объектом данного исследования были выделены особенности проявления психических состояний у спортсменов в различные периоды учебно-тренировочного процесса
Предмет исследования: психолого-педагогические средства коррекции психических состояний у художественных гимнасток 10-11 лет с различными типологическими особенностями
Цель работы: разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на коррекцию психических состояний у гимнасток 10-11 лет, в различные периоды учебно-тренировочного процесса
Задачи:
Провести теоретический анализ понятия «психические состояния».
Выявить особенности проявления психических состояний в спортивной деятельности.
Изучить специфику проявления изучаемого параметра у художественных гимнасток 10-11 лет в различные периоды учебно-тренировочного процесса.
Разработать и экспериментально обосновать эффективность предлагаемых психолого-педагогических рекомендаций.
Гипотеза исследования: в данной работе выдвигается предположение о том, что на проявления психических состояний художественных гимнасток 10-11 лет в различные периоды учебно-тренировочного процесса, оказывает значительное влияние индивидуально-типологические особенности спортсменок, такие как сила нервной системы, как следствие коррекция неблагоприятных психических состояний будет возможна лишь при применении психолого-педагогических рекомендаций, основанных на тщательном анализе типологии спортсменок.
Данная работа состоит из двух частей: теоретической и практической.
В теоретической главе рассмотрены вопросы, касающиеся специфики художественной гимнастики как вида спорта, особый упор был сделан на особенности проявления психических состояний в спортивной деятельности, а так же средств, способствующих оптимизации психического состояния спортсмена.
Проведенный теоретический анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, позволил сделать ряд выводов:
в напряженных видах деятельности, в том числе и в спорте, максимальная успешность возможна лишь при достижении субъектом деятельности оптимального уровня профессионально-важных психических состояний и именно на том отрезке деятельности, который актуален в данный период времени;
постановка проблемы психических состояний в спортивной деятельности имеет большое практическое значение. Успех на соревнованиях зависит от учета не только личности спортсмена, но и его временных психических состояний;
в соревнованиях побеждает спортсмен с устойчивым психическим уровнем, способный мобилизоваться для достижения оптимального результата. В сложных условиях спортивной борьбы проявляются все психофизические качества спортсмена.
В практической части выпускной квалификационной работы отражены результаты исследовательской работы, направленной на изучение влияния типологических особенностей художественных гимнасток на проявления психических состояний в различные периоды учебно-тренировочного процесса.
В ходе констатирующего исследования предполагалось изучение силы-слабости нервной системы у испытуемых, а так же сопоставление выраженности психических состояний художественных гимнасток 10-11 лет с различными типами нервной системы в ситуациях с различным уровнем напряженности.
Исследование параметров силы и слабости нервной системы по методике Е.П. Ильина «Теппинг-тест», показало следующие результаты:
Анализируя данные представленные на диаграмме 1 можно сделать следующий вывод: среди гимнасток 10-11 лет, преобладают лица со средней нервной системой (46%); далее следуют испытуемые со слабой нервной системой (38,5%); наименьшее количество респондентов, обладают сильной нервной системой.
Следующим этапом исследования было изучение особенностей проявления психических состояний у художественных гимнасток 10-11 лет в различные периоды учебно-тренировочного процесса, с учетом их типологических особенностей. Исследования проводились в несколько этапов: первый этап – в ходе тренировочных занятий; 2 этап – за несколько дней до соревнований; 3 этап – непосредственно перед соревнованиями.
Анализируя полученные данные можно сказать, что существуют некоторые различия в проявлениях психических состояний у гимнасток 10-11 лет в ходе тренировочных занятий.
В частности, показатели хорошего самочувствия на тренировках наиболее выражены у лиц со средней нервной системой, менее всего с сильной. Показатели активности имеют высокие показатели у спортсменок со слабой нервной системой, наименьшие значения со средней. Показатели настроения преобладают у гимнасток со средней нервной системой, менее выражены с сильной.
Таким образом, из полученных данных видно, что имеются определенные различия в степени проявления психических состояний у спортсменок с различной типологией нервной системы. Однако, в ходе тренировок, когда степень нервно-психического напряжения невысока, данные различия не значительны.
На втором этапе констатирующего исследования изучалось проявление психических состояний у спортсменок за несколько дней до соревнований.
Судя по данным диаграммы 3 незначительное психическое напряжение не способствует значительным изменениям в проявлении психических состояний у спортсменок с различной типологией н/с. Показатели хорошего самочувствия так же как и на тренировках наиболее выражены у лиц со средней нервной системой, следует отметить, что на данном этапе констатирующего исследования менее всего со слабой. Показатели активности имеют высокие показатели у спортсменок со слабой нервной системой, наименьшие значения со средней. Показатели настроения преобладают у гимнасток со средней нервной системой, менее выражены со слабой.
На третьем этапе констатирующего исследования изучалось проявление психических состояний у спортсменок непосредственно перед соревнованиями.
Судя по данным диаграммы 4 сильное психическое напряжение способствует значительным изменениям в проявлении психических состояний у спортсменок с различной типологией н/с. Показатели хорошего самочувствия так же как и на тренировках наиболее выражены у лиц со средней нервной системой, следует отметить, что на данном этапе констатирующего исследования показатели данного психического состояния у лиц со слабой нервной системой еще больше снизилось. Показатели активности имеют высокие показатели у спортсменок с сильной нервной системой, наименьшие значения со слабой. Показатели настроения преобладают у гимнасток со средней нервной системой, менее выражены со слабой.
Для проверки полученных с помощью методики САН сведений был применен еще один опросник «Методика Айзенка – диагностика самооценки психических состояний»». Он применялся лишь на третьем этапе исследования и позволил выявить особенности проявления у спортсменок следующих состояний: тревожности, агрессивности, фрустрации.
Анализируя данные представленные на диаграмме 5 можно сказать, что у гимнасток со слабой нервной системой перед соревнованиями более ярко выражены такие психические состояния как тревожность и фрустрация. У лиц с сильной нервной системой, агрессивность.
Таким образом, подводя промежуточные итоги, можно сделать следующие выводы: типология нервной системы (сила/слабость) не оказывает значительного влияния на выраженность психических состояний в периоды учебно-тренировочного процесса не связанные со значительным психическим напряжением. При возрастании данного параметра происходят качественные изменения в проявлении психических состояний, наиболее заметно это у лиц со слабой нервной системой.
На основании полученных данных, а так же на анализе специализированной литературы нами были сформулированы психолого-педагогические рекомендации, способствующие оптимизации психических состояний художественных гимнасток 10-11 лет. Данные рекомендации были направлены на работу со спортсменками имеющими различные типологические особенности, а так же средства которые можно применять независимо от силы-слабости нервной системы.
В конце формирующего этапа исследования, непосредственно перед соревновательной деятельностью, было проведено повторное исследование степени выраженности психических состояний. Для этого был использованы те же средства, что и на констатирующем этапе.
Анализ, представленных на диаграмме 6 и 7 данных, позволяет утверждать, что в проявлениях психических состояний у художественных гимнасток 10-11 лет после применения предлагаемых рекомендаций наблюдается позитивная динамика. Правда следует отметить, что обработка полученных результатов методами математической статистики выявила достоверные изменения лишь в показателях тревожности и агрессивности.
Таким образом, можно говорить о целесообразности применения разработанных рекомендаций, однако необходимо упитывать и другие индивидуально-типологические особенности спортсменок, что оставляет простор для дальнейших исследований.
Спасибо за внимание!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_psihicheskih_sostoyaniy_gimnastok_ignateva_o.n.ppt | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путь к сохранению здоровья. Учет индивидуально - типологических особенностей учащихся в процессе обучения
Специальные приемы работы со слабыми и сильными учениками помогают добиваться лучших результатов при обучении детей.Для этого следует соблюдать определенные правила по отношению к учащимся.Существуют ...
«Коррекция физического и психического состояния детей-инвалидов с нарушением интеллекта методами социокультурной реабилитации, в условиях детского дома-интерната для умственно отсталых детей»(игротерапия, глинотерапия, хобби-терапия)
Организация игровой, трудовой деятельности и кружковой работы методами социокультурной реабилитации с особыми детьми....
Учет индивидуальных типологических особенностей неуспевающих детей при подготовке домашних заданий
Рекомендации для родителей неуспевающих детей...
Учет индивидуальных типологических особенностей неуспевающих детей при подготовке домашних заданий
Рекомендации для родителей неуспевающих детей...
Психическое состояне подростков и его коррекция
В статье рассматриваются приемы коррекции психического состояния подростков с помощью методов телесно-ориентированной психотерапии....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ на тему: «Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса в художественной гимнастике посредством учета типологических особенностей занимающихся»
Современная спортивная тренировка, направленная на достижение высоких результатов, требует от спортсмена большого, а иногда предельного напряжения всех физиологических резервов организма, в том числе ...