«ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Квалификационная работа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ульяновский институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования
Кафедра физической культуры и безопасности жизнедеятельности
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Слушателя курсов повышения квалификации
педагогического факультета группы ФК-4
учителя физической культуры Павловской общеобразовательной
средней школы № 1
Юнусов Рафик Нилович
Тема работы:
«ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»»
Научный руководитель: Пряникова Н.Г..,
зав. кафедрой ФК УИПКПРО, к.п.н.
Ульяновск 2015
Оглавление
Стр. | ||
Введение. | 3 | |
Глава I. | Теоретические основы мотивации учебной физкультурной деятельности. | 5 |
1.1.Основные характеристики учебной деятельности. | 5 | |
1.2. Предметное содержание учебной деятельности. | 7 | |
1.3. Учебная деятельность по предмету «Физическая культура». | 10 | |
1.4.Мотивация двигательной активности. | 12 | |
Глава 2. | Задачи, методы и организация исследования. | 17 |
2.1.Задачи и методы исследования. | 17 | |
2.2.Организация исследования. | 24 | |
Глава 3. | Особенности мотивации учебной деятельности по предмету «Физическая культура» учащихся школы №2 р.п. Павловка. | 25 |
3.1. Особенности социального положения учащихся школы. | ||
3.2. Отношения к физической культуре школьников и их родителей. | ||
Выводы. | 33 | |
Список литературы. | 35 | |
Приложения |
Введение
Актуальность.
Особого внимания в настоящее время заслуживает проблема снижения интереса учащихся к урокам физической культуры и занятиям другими видами физкультурно-спортивной деятельности, что не позволяет создать предпосылки непрерывного физического совершенствования, овладеть способами творческого применения полученных знаний в своей жизни. [7,10].
Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Формирование мотивации – это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию школьника [10;11].
Формирование мотивации учения по предмету «Физическая культура» без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.
Актуальность мотивации учения обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществлением единства духовного, физического, трудового, нравственного воспитания школьников, формированием у них активной жизненной позиции.
Формирование мотивации к занятиям физической культурой связано с потребностью общества в здоровом человеке, здоровом поколении.
Становление мотивации есть не простое возрастание положительного и отрицательного отношения к учению, а стоящее за ними усложнения структуры мотивационной сферы, входящих в неё побуждений, установления новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними.
Выявление социально-педагогических условий, обеспечивающих повышение мотивации учебной деятельности школьников к предмету физическая культура, составляет проблему нашего исследования.
Предметом исследования является мотивация учебной физкультурной деятельности школьников.
Объект исследования – учебная деятельность учащихся общеобразовательной школы по предмету «Физическая культура».
Гипотеза исследования. Изучение мотивации учебной деятельности к предмету физическая культура позволит выявить причины, снижающие мотивацию двигательной активности школьников и определить организационно-педагогические условия по активизации учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию.
Целью исследования является изучение мотивации учебной деятельности школьников на примере отношения школьников и их родителей к учебному предмету «Физическая культура».
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- Составить социальный портрет школьников и дать анализ состояния здоровья учащихся школы № 2 р.п.Павловка .
- Выявить отношение родителей к учебной деятельности по физической культуре.
- Выявить мотивы учебной деятельности школьников в процессе физического воспитания.
Глава I. Теоретические основы мотивации учебной физкультурной деятельности.
1.1. Основные характеристики учебной деятельности.
Отмечают три основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения: 1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (и в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы); 3) общие способы действия предваряют решение задач (сравним с учением по типу проб и ошибок, когда нет предваряющего общего способа, программы действия, когда учение ни есть деятельность). [1,5].
Добавим к этим трем еще две существенные характеристики учебной деятельности. Во-первых, отвечая познавательной, не насыщаемой потребности, 4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, что, по определению Е. П. Ильина (2006), является основной ее характеристикой. Во-вторых, чешский теоретик процесса и структуры учения И. Лингарт рассматривает еще одну особенность учебной деятельности как активной формы учения, а именно 5) изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий». Таким образом, можно говорить о пяти характеристиках учебной деятельности в сопоставлении с учением. [5].
Исходя из определения учебной деятельности как деятельности по овладению обобщенными способами действия, саморазвитию обучающегося благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач посредством учебных действий, рассмотрим ее собственно деятельностные характеристики.
Прежде всего, подчеркнем ее общественный характер: по содержанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством; по смыслу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема; по форме, поскольку, она соответствует общественно выработанным нормам обучения и протекает в специальных общественных учреждениях, например в школах, гимназиях, колледжах, институтах. Как любая другая, учебная деятельность характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью имеет определенную структуру и содержание.
В старшем школьном возрасте возникает потребность и возможность совершенствования своей учебной деятельности, что проявляется в стремлении к самообразованию, выходу за пределы школьной программы. Учебные действия могут перерастать в методы научного познания, способствуя смыканию учебной деятельности с элементами исследовательской. Ориентировочные и исполнительные учебные действия могут выполняться не только на репродуктивном, но и на продуктивном уровне. Особую роль приобретает овладение контрольно-оценочными действиями до начала работы в форме прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной работы и на этой основе – приемов самообразования [2; 4].
Ряд укрупненных учебных действий, действий контроля и оценки может продвинуться на уровень «автоматического» выполнения, перейти в привычки, являющиеся основой культуры умственного труда, залогом дальнейшего непрерывного самообразования.
Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипные способы их решения являются предпосылкой творческого отношения к труду.
В старшем школьном возрасте широкие познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук. Учебно-познавательный мотив совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления. Мотивы самообразовательной деятельности в этом возрасте связываются с более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии.
Складывается четко выраженный интерес к рациональной организации умственного труда, а также стремление к анализу индивидуального стиля своей учебной деятельности, определению сильных и слабых сторон своей учебной работы.
В этом возрасте укрепляются широкие социальные мотивы гражданского долга, отдачи обществу. Социальные позиционные мотивы становятся более дифференцированными и действенными за счет расширения деловых контактов со сверстниками и учителями. При благоприятных обстоятельствах воспитания упрочивается структура мотивационной сферы, возрастает сбалансированность между отдельными побуждениями. Происходит рождение новых мотивов профессионального и жизненного самоопределения. Развитие целеполагания в этом возрасте выражается в том, что старшеклассник при постановке системы целей учится исходить из планов своего индивидуального самоопределения, а также социальной значимости целей, предвидения социальных последствий своих поступков. Возрастает умение оценить реалистичность целей, складывается стремление к активному апробированию разных целей в ходе активных действий, что прямо связано с процессами жизненного самоопределения [5;12;19].
Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют ее и как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.
Трактовка мотива соотносит это понятие либо с потребностью (драйвом) (Ж. Нютенн, А. Маслоу), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С. Л. Рубинштейн), либо с предметом потребности. Так, в контексте теории деятельности А.Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется не для обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее. Отметим, что понимание мотива как «опредмеченной потребности», по А.Н. Леонтьеву, позволяет определять его как внутренний мотив, входящий в структуру самой деятельности. [5].
Самым широким является понятие мотивационной сферы, включающее и аффективную, и волевую сферу личности (Л.С. Выготский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
1.2. Предметное содержание учебной деятельности.
Анализ предметного (психологического) содержания учебной деятельности, как и любой другой деятельности, начинается с определения ее предмета, т.е. того, на что направлена деятельность. В данном случае — на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Это и является ее предметом, ее содержанием.
Согласно Е. П. Ильина (2006), учебная деятельность не тождественна усвоению — она является ее основным содержанием и определяется строением и уровнем ее развития, в которую усвоение включено. В то же время, так как учебная деятельность направлена на изменение самого субъекта (что в значительной мере проявляется в младшем школьном возрасте, когда учебная деятельность является ведущей, но, по сути, и в любом другом возрасте), усвоение опосредствует субъектные изменения и в интеллектуальном, и в личностном плане, что также входит в предмет учебной деятельности.
Средства учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, следует рассматривать в трех планах. Во-первых, это лежащие в основе познавательной и исследовательской функций учебной деятельности интеллектуальные действия (в терминах С.Л. Рубинштейн) — мыслительные операции): анализ, синтез, обобщение, классификация и другие, без которых никакая умственная деятельность невозможна. Во-вторых, это знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт. В-третьих, это фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт, тезаурус обучающегося.
О соединении всех этих средств полнее всего сказано в общей теории учения С.Л. Рубинштейна, согласно которой, «решение или попытка разрешить проблему предполагает обычно привлечение, тех ала иных положений из уже имеющихся знаний в качестве методов или средств ее разрешения».
Соответственно в процессе школьного учения, и особенно в младшем: школьном возрасте, включение в учебную деятельность предполагает одновременную работу и над ее средствами.
Способы учебной деятельности могут быть многообразными, включающими репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия [4]. Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. Наиболее полное и развернутое описание способа представлено теорией поэтапного формирования умственных действий, где принцип ориентировки, перехода от внешнего, предметного действия к внутреннему, умственному и этапность этого перехода в соотношении с тем, как это делает сам обучающийся, полностью раскрывают способ учебной деятельности.
Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики. Продуктом также является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах. Продукт учебной деятельности входит основной, органичной частью в индивидуальный опыт. От его структурной организации, системности, глубины, прочности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности успешность его профессиональной деятельности, общения.
Результатом учебной деятельности является поведение субъекта — это либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание. Во всем мире второе проявляется в отрицательном отношении к школе, непосещении, уходах из школ.
Учебная задача, как и любая другая, рассматривается в настоящее время в качестве системного образования, в котором обязательны два компонента: предмет задачи в исходном состоянии и модель требуемого состояния предмета задачи. Состав задачи как «данное и искомое», «известное и неизвестное», «условие и требование» представлен одновременно в форме исходного состояния и «модели потребного будущего» как результата разрешения отношения между компонентами этого состава. В данное толкование задачи включается прогнозирование результата и его модельное представление [6].
Задача рассматривается как сложная система информации о каком-либо явлении, объекте, процессе, в которой четко определена лишь часть сведений, а остальная неизвестна. Она может быть найдена только на основе решения задачи или сведений, сформулированных таким образом, что между отдельными понятиями, положениями имеются несогласованность, противоречие, требующие поиска новых знаний, доказательства, преобразования, согласования и т.д.
Состав учебной задачи детально рассмотрен в работах Л.М. Фридмана. В любой задаче, в том числе и в учебной, выделяются цель (требование), объекты, которые входят в состав условия задачи, их функции. В некоторых задачах указаны способы и средства решения (они даны в эксплицированной или, что чаще, в скрытой форме),
В трактовке Л.М. Фридмана в состав любой задачи входят одни и те же части:
— предметная область — класс фиксированных обозначенных объектов, о которых идет речь;
— отношения, которые связывают эти объекты;
— требование задачи — указание цели решения задачи, т.е. того, что необходимо установить в ходе решения;
— оператор задачи — совокупность тех действий (операций), которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решение. В данном представлении понятия «способ решения» и «оператор» очень близки, но в деятельностной трактовке учебной деятельности нам удобнее использовать термин «способ решения».
1.3. Учебная деятельность по предмету «Физическая культура».
Анализ содержания учебной деятельности предмета «Физическая культура» как и учебная деятельность направленная: на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действия, отработку приемов и способов действий, их программу, в процессе чего развивается сам обучающий. Однако различия от учебной деятельности заключается в двигательной активности учащегося. Программа физического воспитания предмета, формирует у учащихся целостное представление о физической культуре, её возможностях в повышении работоспособности и улучшению состояния здоровья, а главное – воспитывает личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности. Исследователи подчеркивают уникальные возможности учебной деятельности предмета «физическая культура» для физического, нравственного воспитания детей особенно для развития познавательных интересов, выработке воли и характера, формирование умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитание чувства коллективизма. Учебный процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности.
Учебная деятельность предмета «Физическая культура» решает основные задачи:
- укрепление здоровья, физическое развитие и повышение
работоспособности учащихся;
- воспитание у школьников высоких нравственных качеств, формирование
понятия о том, что забота о своем здоровье является не только личным
делом, воспитание потребности в систематических самостоятельных
занятиях физическими упражнениями;
- приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых
понятий и теоретических сведений по физической культуре и спорту;
- развитие основных двигательных качеств.
Процесс формирования знаний, умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных, физических способностей учащихся. Поэтому задача развития этих способностей считается такой же важной, как и задача обучения.
Воспитывающий характер процесса обучения двигательным действиям делает необходимым постановку и решение на уроке задач не только по формированию двигательных навыков и развитию определенных физических качеств, но и по воспитанию интеллектуальных, морально-волевых, эстетических качеств личности учащихся и организацию условий для их лучшего решения.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы в школе заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Очень важно в связи с реализацией принципов индивидуализации и дифференциации подобрать для каждого учащегося соответствующие методы и методические приемы обучения и воспитания.
Активная мыслительная деятельность учащихся на уроках способствует быстрому прохождению изучаемого материала, а двигательные умения и навыки, приобретенные путем сознательного усвоения, оказывается более прочной.
Содержание образования обеспечивает по возможности широкий спектр знакомства учащихся с разнообразием форм физической культуры для свободного выбора предпочтительнее. На основе формируется установка на активное приобщение личности к физической культуре. Говоря об интеллектуальном аспекте физического воспитания, следует отметить наличие тесной связи между физическим и умственным развитием, их взаимообусловленностью. Процесс усвоения любого, особенно сложного двигательного действия, неразрывно связано с активной умственной работой.
Качества учебного процесса во многом зависит от правильности его планирования. В целях успешного решения вопросов физической подготовленности всех школьников необходим индивидуальный подход в части требований к выполнению учебных нормативов. Здесь возможны различные варианты оценивания учащихся с учетом прироста в их двигательной и технической подготовленности [9].
Основными ценностями физической культуры, реализуемыми школьниками в процессе физкультурно-спортивной деятельности, являются: развитие индивидуальной двигательной активности и психофизических возможностей; осознание уровня развития физических качеств и необходимости вести здоровый образ жизни; интерес и удовлетворенность от занятий физическими упражнениями; общение со сверстниками в процессе физкультурно-спортивной деятельности; успех в достижении желаемого результата.
Формирование мотивационно-ценностного отношения учащихся к физической культуре в процессе обучения рассматривается как целенаправленный, специально организованный педагогический процесс, характеризующийся становлением и совершенствованием положительной мотивации и активной позиции, побуждающий, направляющий и регулирующий их деятельность в социокультурном развитии.
Основными педагогическими условиями, определяющими эффективность процесса воспитания мотивационно-ценностного отношения школьников к физической культуре, выступают:
• применение личностно-деятельностного подхода, определяющего индивидуальное, свободное включение учащихся в различные виды физкультурно-спортивной деятельности;
• использование целостного подхода к формированию изучаемого отношения, в котором привитие физической культуры личности учащегося выступает как её реальный, целостный итог;
• применение дифференцированного подхода, реализуемого на основе изучения динамики отношения старшеклассников к ценностям физической культуры;
• определение старшеклассниками ценности физической культуры во взаимодействии субъективно-личностных факторов с объективными и осознание ими физкультурно-спортивной деятельности как важной детерминанты, формирующей мотивационно-ценностное отношение к физической культуре; придание физкультурно-спортивной деятельности социальной направленности.
1.4. Мотивация двигательной активности.
Мотивация учебно-физкультурной деятельности вытекает из различных потребностей, которые разделены на три группы: потребность в движении, потребность выполнения обязанностей учащегося и потребность в спортивной деятельности. [14].
Потребность в движении является базовой, врожденной потребностью человека и животных. У разных индивидов эта потребность выражена по-разному, что зависит как от генетических, так и социальных факторов. Так, суточная активность студентов (объем локомоций) может отличаться в два-три раза в связи с генетически предопределенной потребностью в активности вообще и в движениях в частности. Большая потребность в двигательной активности имеется у лиц с сильной нервной системой и преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу. Такие лица более активны на занятиях по физкультуре и во время тренировок. Поэтому у них наблюдается лучшая успеваемость по овладению двигательными навыками и развитию двигательных качеств, а педагоги отмечают большую их работоспособность. Однако большая активность одного ученика по сравнению с другими еще не означает, что он сознательнее подходит к своим обязанностям, что он более ответствен, просто ему требуется больший объем движений, чтобы удовлетворить потребность в двигательной активности. Для учащихся с низкой двигательной активностью требуется дополнительная внешняя стимуляция: постоянное внимание со стороны учителя и товарищей, подбадривание, включение в совместную работу с высокоактивными учениками [7;14;20].
С возрастом потребность в двигательной активности изменяется [1]. Если у детей 5-7 лет среднесуточный объем основных локомоций составляет, по данным ряда авторов, 7-8 км у мальчиков и 6,5-7,5 км у девочек, то у младших школьников, соответственно, 12 и 8,5 км — в 7 лет, 18,5 и 14,5 км — в 9 лет. Затем суточная активность начинает снижаться и в 13-15 лет составляет 12-16 км, а в 10-м классе — 10-12 км в сутки.
У студентов объем локомоций за сутки становится еще меньше, но это можно объяснить не только, а может быть, и не столько уменьшением потребности в двигательной активности, сколько режимом учебы. С возрастом объем суточных локомоций даже возрастает, несмотря на то, что обследованные (30-60 лет) по-прежнему занимались умственным трудом.
Конечно, эти данные весьма приблизительны, так как двигательная активность человека определяется многими климатическими и социальными факторами. Однако, несмотря на это, можно констатировать, что самая большая потребность в двигательной активности — у младших школьников и что у мужчин эта потребность выражена больше, чем у женщин.
Абсолютное большинство школьников заявляют, что их интересует физическая культура. Даже в старших классах число таких учащихся достигает 80-90%. Большинство старшеклассников систематически смотрят телепередачи на спортивные темы, многие регулярно посещают спортивные соревнования. Однако интерес этот пассивный, так как большинство этих школьников сами физкультурой не занимаются. Таким образом, «знаемый» мотив, сформировавшийся под влиянием родителей и средств массовой информации, не стал убеждением, не превратился в действенный мотив [17;18;21].
Среди занимающихся физкультурой в той или иной форме основными мотивами, по данным многих исследований, являются: укрепление здоровья, получение удовольствия от занятий (приятное времяпрепровождение), общение, желание родителей.
По данным Т. А. Банку (2006), в начальных классах интерес к занятиям физкультурой у школьников, как правило, недифференцированный: им нравится все, чем старше они, тем чаще начинает проявляться интерес к какому-то одному разделу учебной программы (в средних классах — к спортивным играм, в старших классах — к легкой атлетике, лыжному спорту, спортивным играм). Постепенно интересы школьников начинают вступать в противоречие с учебной программой, согласно которой они должны заниматься и тем, что им не всегда нравится. Это является одной из причин охлаждения многих школьников средних и особенно старших классов к занятиям физкультурой в школе.
По данным Е. П. Еделевой (2009), только 50% юношей и 40% девушек старших классов положительно относятся к урокам физкультуры. Причинами отрицательного отношения к этим урокам являются: не интересное их содержание и проведение, недостаточная физическая подготовка, потеря уверенности в себе. У большинства учащихся старших классов, цели посещения уроков физкультуры не имеют ничего общего с задачами физического воспитания. Часть из них приходит, чтобы пообщаться с товарищами, часть — чтобы не иметь неприятностей из-за пропусков уроков или низких отметок по этому предмету, часть — просто подвигаться. И только около 40% школьников занимаются на уроках физкультуры целенаправленно, желая получить хорошее физическое развитие. При этом мальчики понимают его как развитие двигательных качеств, а девочки — как улучшение своего эстетического вида: фигуры, походки и т. п.
Недостаточный интерес девочек к физкультуре обусловлен, в частности, тем, что направленность и требования этих занятий в большей степени соответствуют ценностным ориентациям мальчиков. Этот вывод подтверждают в какой-то степени и данные Е.Г.Сайкиной, изучавшей мотивы посещения уроков физкультуры девушками старших классов. Доминирующим (у 87% школьниц) является формирование красивой фигуры и походки. Мотив красиво двигаться и танцевать» имеется у 76% школьниц, повысить уровень двигательных способностей — у 61%, научиться играть в волейбол, баскетбол и прочие игры, а также укрепить здоровье – у 31% школьниц [15].
У части учащихся мотив долженствования в отношении посещения уроков физкультуры отсутствует, они стараются пропускать их, а многие сами выбирают спортивные секции, интересный для них вид занятий.
Психологическими (субъективными) причинами пропусков занятий по физкультуре являются:
• отсутствие интереса к урокам физкультуры в связи с тем, что на них не
удовлетворяются потребности и склонности учащихся;
• натянутые или откровенно неприязненные отношения с учителем
физкультуры;
• стеснительность учащихся, обусловленная слабым физическим развитием и не посильностью даваемых заданий (что может вызвать насмешки товарищей) [8;13;16].
В целом учителю в программу формирования мотивации целесообразно включать: мотивы социальные и познавательные, их содержательные и динамические характеристики, цели и их качества (новые, перспективные, устойчивые), эмоции (положительные, устойчивые, избирательные, регулирующие деятельность), умение учиться и его характеристики (знания, состояния учебной деятельности, обучаемость и т.д.), их разнообразные параметры.
Общий путь формирования мотивации учения состоит в способствовании зрелой мотивационной сфере с устойчивой структурой, т.е. доминированием и преобладанием отдельных мотивов и избирательностью, что создает индивидуальность личности, включающую в себя действенные, перспективные и осознанные мотивы, цели, эмоции, опосредуемые целостной внутренней позицией ученика. Безусловно, эта работа может быть под силу только всему педагогическому коллективу, работающему во взаимосвязи с семьей, хотя и каждому учителю желательно видеть её во всем объеме.
Возрастные особенности мотивации учения и умения учиться.
В старшем школьном возрасте возникает потребность и возможность совершенствования своей учебной деятельности, что проявляется в стремлении к самообразованию, выходу за пределы школьной программы. Учебные действия могут перерастать в методы научного познания, способствуя смыкания учебной деятельности с элементами исследовательской. Ориентированные и исполнительные учебные действия могут выполняться не только на репродуктивном, но и на продуктивном уровне. Особую роль приобретает овладение контрольно-оценочными действиями до начала работы в форме прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной работы и на этой основе – приемов самообразования.
Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестандартные способы их решения является предпосылкой творческого отношения к труду.
В старшем школьном возрасте широкие познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к занятиям затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук. Учебно-познавательный мотив совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления. Мотивы самообразовательной деятельности в этом возрасте связывается с более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии.
Складывается четко выраженный интерес к рациональной организации умственного труда, а так же стремление к анализу индивидуального стиля своей учебной деятельности, определение сильных и слабых сторон своей учебной работы.
В этом возрасте укрепляются широкие социальные мотивы гражданского долга, отдачи обществу. Социальные позиционные мотивы становятся более дифференцированными и действенными за счет расширения деловых контактов со сверстниками и учителем. При благоприятных обстоятельствах воспитания упрочивается структура мотивационной сферы, возрастает сбалансированность между отдельными побуждениями. Происходит рождение новых мотивов профессионального и жизненного самоопределения. Развитие целеполагания в этом возрасте выражается в том, что старшеклассник при постановке системы целей учится исходить из планов своего индивидуального самоопределения, а так же социальной значимости целей, предвидения социальных последствий своих поступков. Возрастает умение оценить реалистичность целей, складывается стремление к активному апробированию разных целей в ходе активных действий, что прямо связано с процессами жизненного самообладания.
Примерная программа формирования мотивации учения школьников
Общий смысл программы формирования состоит в том, что учителю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учебно-действенному, осознанному, ответственному.
Если рассмотреть программу формирования учения как программу-максимум, которая осуществляется целенаправленно всем педагогическим коллективом, то можно сказать, что объектом формирования надо было бы сделать все компоненты мотивационный сферы (мотивы, цели, эмоции) и все стороны умения учиться. По сути дела, проектирование необходимых свойств мотивации, опирающееся на психологический анализ личности и мотивации конкретных учащихся, может стать важной составной частью планов воспитательной работы, которые порой ограничиваются формальным перечнем воспитательных мероприятий.
В целом учителю в программу формирования мотивации целесообразно включать: мотивы социальные и познавательные, их содержательные и динамические характеристики, цели и их качества (новые, перспективные, устойчивые), эмоции (положительные, устойчивые, избирательные, регулирующие деятельность) умение учиться и его характеристики (знания, состояния учебной деятельности, обучаемость и т.д.) их разнообразные параметры, описанные выше.
Общий путь формирования мотивации учения состоит в способствовании зрелой мотивационной сфере с устойчивой структурой, т.е. доминированием и преобладанием отдельных мотивов и избирательностью, что создает индивидуальность личности, включающую в себя действенные, перспективные и осознанные мотивы, цели, эмоции, опосредуемые целостной внутренней позицией ученика. Безусловно, эта работа может быть под силу только всему педагогическому коллективу, работающему во взаимосвязи с семьей, хотя и каждому учителю желательно видеть её во всем объеме.
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования.
2.1. Задачи и методы исследования.
Целью моего исследования является изучение мотивации учебной деятельности школьников на примере отношения школьников и их родителей к учебному предмету «Физическая культура».
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- Составить социальный портрет школьников и дать анализ состояния здоровья учащихся школы № 2 р.п. Павловка.
- Выявить отношение родителей к учебной деятельности по физической культуре.
- Выявить мотивы учебной деятельности школьников в процессе физического воспитания.
Для решения поставленных задач мной использовались следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Анализ рабочей документации.
3. Анкетирование.
4. Тестирование.
5. Математическая обработка результатов.
Анализ научно-методической литературы. Были изучены 22 литературных источника. Внимание уделялось работам, в которых рассматривались характеристики учебной деятельности, учебных задач; деятельность по предмету «Физическая культура», мотивация двигательной активности.
Анализ документов. Мной были изучены личные дела учащихся, медицинские карты, классные журналы для составления социального паспорта школы и листка здоровья школьников за период 2008-2011гг.
Анкетирование. С помощью анкет, составленных для родителей и учащихся, я выяснила их отношение к занятиям физическими упражнениями, к занятиям спортом; отношение к предмету «физическая культура»; оценки учителям в проведении урока, узнала причины повышенного и заниженного интереса к занятиям в школе.
Анкетирование проводилось по методике, разработанной Г.Н. Казанцевой (2001), которая предназначалась для выявления мотивации учащихся к учебе и предмету «Физическая культура».
Основные вопросы анкетирования школьников:
- Как вы относитесь к физической культуре и спорту?
Считаю необходимой
Можно прожить и без физкультуры
Не вижу необходимости в занятиях физкультурой и спортом.
2. Если вы занимаетесь физкультурой и спортом, то, что Вас побуждает это делать? (можно отметить несколько пунктов)
- это необходимо для укрепления здоровья
- для всестороннего физического развития (стать сильным, выносливым, гибким)
- желание иметь красивую фигуру, улучшить телосложение
- для общения, возможности иметь друзей
- желание укрепить свою волю
- стремление познать свой организм, свои возможности
- желание нравиться
- желание разнообразить свой досуг, мотивация творчества
- занимаюсь просто так, удовольствие от самого процесса занятий
- следование моде на физкультурные занятия
- что еще (напишите)
3.Почему Вы посещаете уроки физкультуры?
- Для укрепления здоровья
-Хочу быть сильным и красивым
-Нравиться заниматься физическими упражнениями, получать удовольствие, радость
-По принуждению учителей, родителей
- Нравятся подвижные и спортивные игры
- Чтобы приобрести знания о физкультуре и здоровье
- Ради оценки
- Побегать в зале «побеситься»
- Почему еще (напишите)
4. Что отрицательное вы можете отметить в уроках физкультуры?
- Слишком большие нагрузки
- Не интересно на уроках
- Не нравятся занятия на улице
- Мало играем
- Мало соревнований и эстафет
- Учитель груб, плохо относится к ученикам
- Отсутствие индивидуального подхода к учащимся
- Чувство стеснительности перед сверстниками
- Совместные занятия мальчиков и девочек
- Другое (какое)
- Как вы считаете, что нужно изменить в физическом воспитании в Вашей школе? (можно отметить несколько пунктов)
- Сделать уроки физкультуры не обязательными (факультативными)
- Увеличить количество уроков физкультуры в неделю
- Отменить уроки физкультуры
- Ввести в программу уроков другие виды спорта по желанию учащихся
- Снизить требования к учащимся при выполнении нормативов
- Отменить контрольные нормативы
- Проводить отдельно уроки для девочек и мальчиков
- Ввести элементы дыхательной и коррегирующей гимнастики, ЛФК, массажа
- Обучать умениям и навыкам, которые пригодятся в жизни, а не совершенствовать спортивное мастерство
- Приобрести хороший спортивный инвентарь
- Что еще (напишите)
6. Считаете ли Вы, что на занятиях физкультурой в школе нужно уделять больше внимания (возможны несколько пунктов)
- Специализированным видам спорта (волейбол, баскетбол, гимнастика и др.)
- Подвижным играм
- Ритмической гимнастике (шейпингу) для девочек, атлетической гимнастике для мальчиков
- Развитию физических качеств (силы, гибкости, выносливости)
- Выполнению контрольно-нормативных требований по программе
- Чему-то другому (напишите).
Основные вопросы анкетирования родителей:
- Обращаете ли Вы внимание на физическое воспитание Вашего ребенка?
- постоянно
- иногда
- практически нет
- затрудняюсь ответить
2. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка недостатки в физическом развитии?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
3. Увлекались ли Вы физкультурой и спортом в школьные годы?
- да
- нет
- не всегда
4. Занимаетесь ли Вы сейчас физкультурой и спортом, и как часто?
- вообще не занимаюсь
- от случая к случаю
- два – три раза в месяц
- примерно один раз в неделю
- практически каждый день
5. Если Вы занимаетесь физкультурой и спортом, что Вас побуждает это делать?
- для поддержания и укрепления своего здоровья
- улучшить фигуру, оптимизировать все, похудеет
- чтобы снять усталость
- для общения
- для улучшения настроения, самочувствия
6. Если Вы не занимаетесь физкультурой, что Вам мешает?
- мало свободного времени
- сильная усталость после работы
- плохое состояние здоровья
- нет желания и интереса
- не могу себя заставить
- другие интересы
7. Удовлетворены ли Вы постановкой физкультурного образования в вашей школе?
- да
- нет
- не интересует меня
- затрудняюсь ответить
8. Занимаетесь ли Вы физкультурой и активным отдыхом вместе со своими детьми?
- да
- иногда
- практически нет.
Тестирование. Методика «Изучения отношения к учению и к учебным предметам». Методика разработана Г.Н.Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.
1. Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые:
а) любимые
б) нелюбимые
2.Подчеркни доводы, характеризующие твое отношение к предмету. Допиши недостающие.
№ п/п | Люблю предмет, потому что | Не люблю предмет, потому что |
1. | данный предмет интересен | данный предмет неинтересен |
2. | нравится как преподает учитель | не нравится как преподает учитель |
3. | предмет нужно знать всем | предмет не нужно знать всем |
4. | предмет нужен для будущей работы | предмет не нужен для будущей работы |
5. | предмет легко усваивается | предмет трудно усваивается |
6. | предмет заставляет думать | предмет не заставляет думать |
7. | предмет считается выгодным | предмет не считается выгодным |
8. | требует наблюдательности, сообразительности | не требует наблюдательности, сообразительности |
9. | предмет требует терпения | предмет не требует терпения |
10. | предмет занимательный | предмет не занимательный |
11. | товарищи интересуются этим предметом | товарищи не интересуются этим предметом |
12. | интересны отдельные факты | интересны только отдельные факты |
13. | родители считают этот предмет важным | родители не считают этот предмет важным |
14. | у меня хорошие отношения с учителем | у меня плохие отношения с учителем |
15. | учитель часто меня хвалит | учитель редко хвалит |
16. | учитель интересно объясняет | учитель интересно объясняет |
17. | получаю удовольствие при его изучении | получаю удовольствие при его изучении |
18. | знания по предмету необходимы для поступления в институт | знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт |
19. | предмет способствует развитию общей культуры | предмет не способствует развитию общей культуры |
20. | предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире | предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире |
21. | Просто интересно | Просто не интересно |
3.Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ и допиши недостающий.
1)Это мой долг.
2)Хочу быть грамотным.
3)Хочу быть полезным гражданином.
4)Не хочу подводить свой класс.
5)Хочу быть умным и эрудированным.
6)Хочу получить полные и глубокие знания.
7)Хочу научиться самостоятельно работать.
8)Все учатся, и я - тоже.
9)Родители заставляют.
10)Нравится получать хорошие оценки.
11)Чтобы похвалил учитель.
12)Чтобы товарищи со мной дружили.
13)Для расширения умственного кругозора
14)Классный руководитель заставляет.
15)Хочу учиться.
2.2. Организация исследования
Исследование проводилось на базе МОУ ПСОШ№2 Павловского района в три этапа.
1 этап (сентябрь – октябрь 2010 г.) анализ научно-методической литературы, составление анкет для учащихся и их родителей.
2 этап (ноябрь – декабрь 2010 г.) анализ медицинских карт, классных журналов, проведение анкетирования, тестирование, беседы с родителями.
3 этап (январь – апрель 2011 г.) обработка и анализ полученных материалов.
Глава 3. Особенности мотивации учебной деятельности по предмету «Физическая культура» учащихся школы №2
Особенности социального положения учащихся школы.
Анализ научно-методической литературы показывает, что исследования, направленные на выявление и формирование физкультурно-спортивных интересов и мотивов деятельности у учащихся школьного возраста, идут в общем русле проблематики интересов, имеющей место в педагогических и психологических исследованиях. Исследователи рассматривают проблему формирования интереса в связи с учебным процессом и через учебный процесс, а так же связывают эту проблему с условиями и факторами окружающей среды, причем ряд из них указывают на особую роль в этом процессе семьи.
В большинстве работ исследуются факторы, положительно влияющие на формирование физкультурно-спортивных интересов у изучаемых лиц [1;3;4;7;17].
Составленный мной социальный паспорт школы показал, что из 85 учащихся 18,8% живут в неполных семьях, матери-одиночки воспитывают 9,4 % детей, 4,7 % детей имеют родителей-инвалидов. Около 10,6% детей из малообеспеченных семей, где прожиточный минимум менее 100%, примерно 47 % детей из бедных семей, у которых прожиточный минимум составляет менее 50%. По сравнению с предыдущими годами увеличилось количество детей из неполных семей и детей из семей с менее 50% прожиточного минимума (Таблица 1, 2).
Таблица № 1
Социальный паспорт и сведения о материальной обеспеченности
семей учащихся школы №2
№№ п/п | Социальный паспорт | 2008-09 | 2009-10 | 2010-11 |
1. | Дети из многодетных семей | 3 | 3 | 4 |
2. | В том числе из бедных многодетных семей: 1 – 4 классы /из них бедные семьи/ 5 – 9 классы /из них бедные семьи/ | 3 | 3 | 3 |
2 /1/ | 1 /1/ | 2/2/ | ||
1/1/ |
1/2/ | 2/2/ | ||
3. | Дети из малообеспеченных семей (менее 100% прожиточного минимума, без многодетных) | 6 | 13 | 9 |
4. | Дети из бедных семей (менее 50% прожиточного минимума) | 30 | 32 | 40 |
Таблица 2
Социальный паспорт и сведения о социальном положении
учащихся школы № 2
№№ п/п | Социальный паспорт | 2008-09 | 2009-10 | 2010-11 |
1. | Дети из семей родителей-инвалидов | 4 | 6 | 4 |
2. | Дети из неполных семей (воспитывают родители после расторжения брака) | 3 | 11 | 16 |
3. | Дети из семей одиноких матерей | 7 | 5 | 8 |
4. | Дети из семей вдов, вдовцов | 6 | 4 | 6 |
5. | Дети из полных семей | 52 | 49 | 35 |
6. | Дети из неблагополучных семей, из них от8 – 14 лет из них от 15 – 18 лет из общего числа неблагополучных семей, родители не работают | 8 3 5 5 | 11 4 7 3 | 7 4 3 2 |
7. | Количество учащихся, состоящих на учете ППДН | 5 | 4 | 4 |
8. | Количество учащихся стоящих на внутришкольном учете | 6 | 3 | 3 |
Эти данные указывают на низкий уровень жизни, где родители полностью не могут обеспечить семью продуктами питания, вещами.
Любой вид спортивной деятельности или обычная физическая культура требует не только вложений в спортивную форму, но и часто в связи с современными тенденциями в образовании даже в сельской местности оплату за секцию, кружок. Дети данной категории не могут посещать секции не оттого, что у них нет желания, а из-за нехватки материальных средств.
Социальная среда, одно из условий влияющее на мотивацию деятельности учащихся. Рассмотрим составленные данные по школе: 8,2%
детей живут в неблагополучных семьях, родители в которых злоупотребляют алкоголем (Таблица 1, 2). Из общего числа неблагополучных семей нигде не работают 28,5% родителей. Так же растет число семей, где родители расторгают брак (2008-2009году- 3 семьи, 2009-2010году–4 и 2010-2011 году-7 семей).
Число учащихся, состоящих за 2 последних учебных года на учете ППДН и внутришкольном учете, составляет 14 человек.
Все эти данные говорят о неблагоприятной социально-психологической среде. Дети подстраиваются под социум, в котором живут, который их окружает. В социуме отсутствуют традиции занятий оздоровительным спортом. В большей степени к физической культуре относятся как к развлечению, не связанному с укреплением здоровья, физическим развитием. В данном социуме не сформировано положительное отношение к борьбе за здоровые привычки, и в целом за здоровый образ жизни. Большинство людей никак не связывают занятия физической культурой и спортом с будущей профессиональной деятельностью. Физическая культура и спорт не воспринимаются как ценность. Дети стараются копировать своих родителей, своих близких. Им некому рассказать о другой жизни, других развлечениях, показать возможности физической культуры и спорта в изменении жизненного уровня в лучшую сторону, укрепления здоровья и в конечном итоге повышения своего социального статуса. Очень много этих детей пропускают занятия в школе. К ним присоединяются и другие дети. Большинство детей воспринимают физическую культуру как «не серьезный» предмет.
Анализ листка здоровья позволил выявить, что из всего числа учащихся (85) в основной группе занимается 62 учащихся (72,9%), в подготовительной группе – 20 учащихся (23,5%), освобождены – 3 человек (3,6%), (специальной медицинской группы в школе нет). Все это свидетельствует о низком уровне здоровья, которое зависит от разных факторов. Один из них: малообеспеченность семей, в которых проживают дети (Таблица 3).
Таблица 3
Результаты анализа
Листка здоровья учащихся школы № 2
Класс | Основная | Подготовительная | Освобождено | Всего |
1 кл. | 9 | 1 | 0 | 10 |
2 кл. | 5 | 1 | 0 | 6 |
3-4 кл. | 5 | 1 | 0 | 7 |
5 кл. | 9 | 0 | 0 | 9 |
6 кл. | 8 | 4 | 2 | 14 |
7 кл. | 6 | 3 | 0 | 9 |
8 кл. | 9 | 6 | 1 | 15 |
9кл. | 11 | 4 | 0 | 15 |
Всего | 62 | 20 | 3 | 85 |
Проценты | 72,9% | 23,5% | 3,5% | 100% |
3.2. Отношения к физической культуре школьников и их родителей.
Для выявления отношения родителей к физической культуре мной была разработана анкета.
Анализ анкеты, составленной для выявления отношения родителей к урокам физическая культура, показал следующее.
Отношения родителей к урокам физической культуры
(на основании анкетирования)
Показатели отношения | Параметры |
Интересуются уроками физической культуры |
|
Советуются с учителями физической культуры. | Менее 1% |
Занимаются вместе с детьми | 10 % - время от времени 2% - постоянно |
Волнуют отметки по предмету физическая культура | Около 3% |
Предпочтение двигательной активности | 5% - секции |
Связывают состояние здоровья детей с подготовленностью к будущей жизни и труду | 24,8% не признают качественную сторону физической культуры |
Не считают физическую культуру необходимой в жизни их детей. | 60 % |
Таким образом, родители интересуются уроками физической культуры только тогда, когда их ребенок получает неудовлетворительную отметку, или когда учитель физкультуры письменно просит их прийти в школу, в связи с плохой дисциплиной на уроке.
Только 1% родителей советуется с учителем физической культуры по вопросам физического воспитания своих детей. Менее 10% из числа опрошенных родителей, занимаются физической культурой вместе с детьми «время от времени», и только 2% занимаются вместе с детьми постоянно.
Отметки по предмету «физическая культура» волнуют только тех родителей, чьи дети ударники и отличники по всем предметам. Около 3% волнуются о том, как занимается их ребенок не зависимо от других
предметов. Тем самым они формируют в своих детях нерадивое отношение к этому предмету и неуважение к своему учителю физкультуры.
На современном этапе большинство родителей считают обучение на компьютере, изучение иностранных языков для ребенка более важным и существенным, нежели двигательная деятельность. Лишь некоторые родители (5%) определяют своих детей-школьников в секции (спортивные, танцевальные), другие родители не имеют материальных возможностей и времени на дополнительные и платные занятия физической культурой и спортом.
Две трети родителей не связывают состояние здоровья своих детей с уровнем их физического развития и подготовленностью к будущей жизни и труду. 24,8% родителей не признают качественную сторону физической культуры, доминирующей в гармоническом развитии их детей.
60% родителей не связывают также с физической культурой в школе развитие интеллекта, образованности, полезности навыков и умений, получаемых на уроках физической культуры, не считают их необходимыми в жизни их детей.
Результаты анкетирования по методике «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» показали, что на первое место по значимости учащиеся поставили физическую культуру, на второе – математику, на третье – русский язык и литература.
Анализ мотивов учебной деятельности позволил определить приоритетные мотивы.
Приоритетные мотивы ученой деятельности
учащихся старших классов
Мотивы | Количество человек (в %) |
Учебный мотив (хочу учиться) | 3 2% |
Мотив расширения умственного кругозора (хочу быть умным и эрудированным ) | 24 % |
Мотив принуждения - классный руководитель заставляет | 20 % |
Мотив обязательства - Учеба – это мой долг | 13 % |
Таким образом, получены следующие результаты.
На первом месте мотив учения (10 чел.) – хочу учиться.
На втором месте мотив расширения умственного кругозора (8 чел.). На третьем месте мотив принуждения – заставляет классный руководитель .
На четвертом месте – мотив обязательства. Учащиеся считают, что учеба это их долг (4 человека).
Мы выявили мотивы, характеризующие отношение школьников 9 класса к предмету физическая культура. Ученикам было предложено выбрать как положительное, так и отрицательное отношение.
Можно сделать вывод, что большинству учащихся 9 класса данный урок нравится (8 чел.), предмет легко усваивается (6 чел.), получаю удовольствие при его изучении (14 чел.).
Однако 9 школьников не связывают физическую культуру с будущей профессиональной деятельностью, по мнению 13 учеников их родители не считают этот предмет важным, половина учащихся считают, что знания предмета «физическая культура» не пригодятся при поступлении в институт.
Радует тот факт, что 8 школьников ответили, что нравится преподавание предмета учителем.
На вопрос – предмет заставляет думать - 50% ответили утвердительно и 50 % отрицательно.
Для более детального изучения мотивации учебной деятельности мы предложили учащимся ответить на вопросы специально составленной анкеты.
Показатели мотивации занятий физической культурой
учащихся старших классов
Мотивация занятий физической культурой | Кол. чел. в % |
Настолько Физическая культура необходима
| 60,6%. 29,1% 10,3%. |
Побудительный мотив:
| 37% 22 %. 41% |
Мотивы посещения уроков:
| 53% 11% 16% 15% 5% |
Анализ ответов позволил выяснить, что учащиеся 9 класса физическую культуру и спорт считают необходимой 60,6%. Не видят необходимости в занятиях физкультурой и спортом только 29,1%, можно прожить и без физкультуры ответили 10,3%.
Главными побуждениями учащихся к занятиям физической культурой являются мотив общения 37% и мотив получение радости от занятий 23 %.
42% девочек отметили, что занимаются физкультурой для того, чтобы улучшить фигуру, научиться красиво ходить.
Мотив получения удовольствия от самого процесса и для укрепления здоровья выбрали 9% учащихся, следование моде и разнообразие своего досуга 10%.
Почему вы посещаете уроки физкультуры? На этот вопрос учащихся ответили - нравятся спортивные и подвижные игры 53%; нравится заниматься физическими упражнениями, получаю удовольствие и радость 11%; ради оценки 16%; по принуждению родителей, учителей 15%; нравится заниматься с классом 5%.
Отношение учащихся старших классов
к урокам физической культуры
Показатели отношения к урокам | Кол. в % |
Отрицательные моменты по отношению к урокам:
| 49% 20% 10% 3% 18% |
Что бы вы хотели изменить в уроках .
| 50% 4% 17% 15% 14%. |
Чему нужно обучать на уроках.
| 48% 18% 12% 15% 7% |
Таким образом, можно отметить следующие результаты изучения отношения учащихся к урокам физической культуры.
Отрицательными моментами по отношению к урокам физкультуры учащиеся 9 класса отметили: мало играем 49%, не нравятся занятия на улице 20%, чувствуют себя стеснительно перед сверстниками 10%, слишком большие нагрузки 3%, завышение результатов нормативов 18%.
На вопрос, что бы вы хотели изменить в уроках физической культуры, дети ответили следующим образом: приобрести хороший спортивный инвентарь 50%; увеличить количество уроков в неделю 4%; снизить требования к учащимся при выполнении нормативов 17%; сделать уроки физкультуры не обязательными 15%; проводить отдельные уроки для девочек и мальчиков1 4%.
Учащиеся предложили побольше уделять внимания на уроках физической культуры специализированным видам 48%; навыкам судейства соревнований 18%; развитию физических качеств 12%; проведению атлетической и ритмической гимнастики 15%; подвижным играм 7%.
Выводы:
1. Выявлено, что учащиеся школы № 2 находятся в сложной социальной среде, где на учебную мотивацию влияют затрудненные материальные условия жизни, неблагополучие семей, зависимость их от вредных привычек.
2. Анализ листка здоровья позволил выявить, что из всего числа учащихся (85) в основной группе занимается 62 учащихся (72,9%), в подготовительной группе – 20 учащихся (23,5%), освобождены – 3 человек (3,5%), что свидетельствует о низком уровне здоровья, которое зависит от разных факторов. Один из них: малообеспеченность семей, в которых проживают дети.
3. На основе анкетирования и бесед с учащимися и их родителями я выявила, что две трети родителей не связывают состояние здоровья своих детей с уровнем их физического развития и подготовленностью к будущей жизни и труду. 24,8% родителей не признают качественную сторону физической культуры, доминирующей в гармоническом развитии их детей.
60% родителей не связывают также с физической культурой в школе развитие интеллекта, образованности, полезности навыков и умений, получаемых на уроках физической культуры, не считают их необходимыми в жизни их детей.
Мной выявлена тенденция к снижению интенсивности интересов к учебному предмету от класса к классу. Мотивы занятий физической культурой и спорту разнятся в зависимости от возраста и пола учащихся.
Для школьников характерны мотивы, связанные с потребностью двигательной разрядки, движениях, играх, общениях с товарищами. У школьников старших возрастов особо значимым является мотив общения.
4.Физкультурное просвещение родителей, целенаправленная агитация и пропаганда будут являться эффективным средством улучшения отношения к физической культуре и спорту. Создание условий для бесплатного посещения спортивных секций и привлечение родителей в организацию соревнований и занятий с детьми помогут поднять интерес и повысить мотивацию к физической культуре.
Таким образом, представленные результаты свидетельствуют, что мотивация учащихся и родителей к предмету физическая культура не имеет должной положительной динамики. В познавательном отношении учащиеся и родители относятся к физической культуре в целом положительно. Однако они не считают ее жизненно важной и воспринимают ее как не обязательное развлечение. Во многом это определятся низким социальным уровнем семей и недостатками в постановке физического воспитания в школе.
Список литературы
- Ахаев, А.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения школьников к физической культуре: автореф. …канд.пед. наук:13.00.04:/А.В.Ахаев.-Барнаул, 2005.- 25 с.
- Банку, Т.А. Особенности формирования готовности к выбору вида спортивной деятельности у детей 6 – 10 лет /Т.А.Банку// Физическая культура, спорт и здоровье на ДВ: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. –Хабаровск, 2006.- С. 6-8.
- Банку, Т.А. Влияние семьи на формирование готовности к выбору спорта у детей 6-10 лет /Т.А.Банку //Научные исследования и разработки в спорте: Вестник аспирантуры.- СПб., 2006.- С 44-47.
- Давыдов, В.В. Двигательная активность как средство оптимизации умственной работоспособности и физической подготовленности школьников /В.В. Давыдов //Экологические факторы и их влияние на организм человека.- Усть-Каменогорск, ВКГУ, 1994.- С.24-30.
- Еделева, Е. П. Отношение учащихся разного возраста к учебному предмету и урокам физической культуры в средней школе: автореф. дисс. … канд.пед.наук: 13.00.04:/Е.П.Еделева. -СПб., 2009.- 27 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология /И.А.Зимняя.- М, 2000.- 43 с.
- Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы /Е.П.Ильин.- СПб.: Питер, 2006.-512 с.
- Казанцева Г.Н. Диагностика мотивационно-волевой сферы школьника. – М., 2001. – 144 с.
- Каргаполов, В.П., С.Ю. Щетинин, Т.В. Хромина. Определение отношения учащихся средних школ, родителей и учителей к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни /В.П.Каргополов.- Хабаровск, 2000.
- Литвинов, Е.А. Программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов /Е.А.Литвтнов. – М., 2006. – 14 с.
- Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте /А.К.Маркова.- М., 2003.- 250 с.
- Маркова, А.К. Формирование мотивации учения /А.К.Маркова.- М., 2009.- 78 с.
- Маркова, А.К. Формирование интереса к учению у школьников /А.К.Маркова.- М., 2009.- 43 с.
- Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности /Р.А.Пилоян.- М., 1984.- 66 с.
- Савченко, В.И. Мотивация, старание, результат /В.И.Савченко// Физическая культура в школе, 2001- №7.- С.21-28.
- Сайкина, Е.Г. Применение танцевально-ритмической гимнастики на уроках физической культуры у старшеклассниц: автореф. дисс. … канд.пед.наук: 13.00.04: /Е.Г.Сайкина.-СПб., 2008.- 25 с.
- Сарсенбаева, Б.И. Психологические особенности отношения подростков к спортивной деятельности / Б.И.Сарсенбаева // Вопросы психологии, 2001.- №4.-С.36-40.
- Скрипник, А.Ю. Участие родителей в физическом воспитании школьников через физическую культуру /А.Ю.Скрипник // Физическая культура, спорт и здоровье населения ДВ: Материалы региональной научной конференции молодых ученых, посвященных 100-летию Современных Олимпийских Игр.- Хабаровск, 2002.- С. 33-34.
- Скрипник, А.Ю. Формирование интереса к профессии учителя физической культуры у школьников 8-9 классов /А.Ю.Скрипник. -Хабаровск, 2004.- С. 24-27.
- Чирков, В.И. Мотивация учебной деятельности /В.И.Чирков.- Ярославль, 2001.- 45 с.
- Чирков, В.И. Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре у учащихся общеобразовательной школы учебной деятельности /В.И.Чирков //Современная педагогика и проблемы обучения студентов педагогической профессии.-Усть-Каменогорск, ВКГУ, 2004.- С. 34-42.
- Хвацкая, Е.Е. Особенности отношения родителей к занятиям ребенка спортом /Е.Е.Хвацкая //Ананьевские чтения: Тезисы научно-практической конференции.- СПб., 2008.- С. 134-135.
Приложение 1
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Проведенное исследование дало возможность выдвинуть ряд практических рекомендаций, направленных на формирование мотивационно-ценностного отношения школьников к физической культуре.
Учителям физической культуры и администрации школы, осуществляющим руководство и организацию физкультурно-спортивной деятельностью учащихся, необходимо внедрять современные приемы педагогических воздействий с целью формирования у них интересов и потребностей в занятиях физической культурой и спортом.
Необходимо включение каждого учащегося в общественно-физкультурную работу в течение всего периода обучения, опираясь на индивидуально-дифференцированный подход, учитывающий социально-психологические особенности каждого ученика, уровень его социальной активности, а также на принципы преемственности, систематичности и последовательности.
Также необходимо расширять воздействие на мотивационно-ценностную сферу школьников средствами массовой информации и пропаганды, классных и общешкольных стенгазет, стендов, местного и школьного телевидения и др. Раскрывать в процессе освещения физической культуры ее социально-нравственное значение, проявление физкультурно-спортивной активности в разнообразных аспектах, пропагандировать здоровый образ жизни, рациональную организацию свободного времени.
Практиковать старшеклассникам задания для самоподготовки не только по развитию необходимых физических качеств, но и по приобретению теоретических знаний, методических и практических умений средствами физической культуры и спорта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ результатов муниципального этапа Всероссийской Олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» учащихся Балезинского района
Всероссийская олимпиада школьников по предмету «физическая культура» – одна из наиболее заметных явлений на образовательном пространстве страны. По своим масштабам и содержанию она практически не имее...
Теоретическая подготовка школьников по предмету «Физическая культура»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образование (утвержден Министерством образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897) указывает, что предметные результаты изучения...
Комплект олимпиадных заданий для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура»
Комплект олимпиадных заданий для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура»в 2014 – 2015 учебном году в 5- 6 классах, 7-8 классах и 9-11 классах....
Результаты муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по предмету ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА в 2015-2016 учебном году
Результаты муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по предмету ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА в 2015-2016 учебном году...
Теоретическая подготвка школьников по предмету "Физическая культура"
В связи с необходимостью достижения указанных результатов возрастает роль теоретических уроков по предмету, которые есть и остаются основной формой получения учащимися знаний....
Олимпиада школьников по предмету "Физическая культура" теоретический материал 5-6 класс
Олимпиада школьников по предмету «Физическая культура»Вариант № 2 1.Состояние здоровья человека главным образом обусловлено:...