Современный подход к оцениванию на уроках физической культуры
методическая разработка по физкультуре на тему

Современный подход к оцениванию на уроке физической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_podhody.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к оцениванию

Диалог о модернизации подходов к оцениванию образовательных достижений учащихся и создании соответствующих технологий состоялся. Самая главная задача, которую необходимо решить, – это обеспечение теоретической и практической готовности педагогов к реализации инноваций в этой области, повышение их мотивации.

Объекты и инструменты оценивания достижений учащихся в современной школе

Объекты и инструменты оценивания достижений учащихся в современной школе

Объекты

Формы контроля - инструменты

Физическая подготовленность (уровень развития физических качеств)

Комплексное тестирование физической подготовленности

Степень усвоения двигательных умений и навыков прикладной, оздоровительной, спортивной направленности

Текущий контроль

Эффективность и результативность игровых и соревновательных действий учащихся

Индивидуальный контроль

Место физической культуры в системе ценностей учащихся. Уровень физкультурной активности. Отношение к физкультурной деятельности

Анкетирование учащихся, анализ их поступков и т.д.

Знание основ теории физической культуры (культурно-исторический, медико-биологический, психолого-педагогический аспекты)

Опрос, защита рефератов, дискуссии и др.

Владение способами осуществления физкультурно-оздоровительной и физкультурно-спортивной деятельности

Поточный или избирательный контроль

Степень усвоения общеучебных умений и навыков, универсальных способов их применения в познавательной, рефлексивной, информационно-коммуникативной, проектной деятельности

Анкетирование, тестирование

Динамика развития физических качеств учащихся

Текущее  тестирование

Творческая деятельность учащихся в области физической культуры и ее результаты

Экспертиза исследовательского проекта, представление стенгазеты, нестандартного оборудования, инвентаря и др.

Степень усвоения методических умений

Индивидуальный контроль

Оценка должна быть комплексной

В настоящее время главное внимание в образовании уделяется не столько выяснению того, в какой мере обучающиеся усвоили основные знания, сколько выявлению их способности применять их для решения практических, познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач. Хотя еще в 1940 г. вводилась программа, направленная на максимальное расширение самодеятельной работы.

Диагностика не является порождением нашей современной эпохи. Понять, что ученики уже усвоили и насколько глубоко, педагоги старались всегда.

Оценка учебных достижений по учебному предмету «Физическая культура» отличается многогранностью. Задачами физического воспитания являются: совершенствование  физических качеств; формирование двигательных умений и навыков; формирование специальных физкультурных знаний; умение применять полученные знания на занятиях и в повседневной жизни.

Таким образом, оценка знаний учащихся по физкультуре характеризуется комплексностью, и оценивание только по отдельным составляющим нецелесообразно.

Оцениваются физическая подготовленность, практические умения и навыки, теоретические знания, навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности, динамика (прирост) оцениваемых параметров по сравнению с исходными или предшествующими промежуточными значениями (учитывается базовый уровень здоровья, физической подготовленности), сформированность общеучебных умений и навыков.

Наиболее популярны системы, основывающиеся на оценке динамики изменения результатов учебной деятельности. Однако они больше акцентированы на физическую подготовленность и гораздо меньше – на теоретические знания в области физкультуры и техническую подготовленность.

В последние годы подход к оценке достижений учащихся по физической культуре стал более либеральным, что связано со все более усиливающейся вариативностью содержания образования и разнообразием условий реализации образовательно-воспитательного процесса. Ответственность же в основном несет образовательное учреждение. Это касается, например, выбора системы оценивания, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации, которую в соответствии с п. 3 ст. 15 Закона РФ «Об образовании» оно обеспечивает самостоятельно.

Ни у кого не вызывает сомнения, что лучшая система оценивания учебных достижений по физической культуре – учет динамики индивидуальных показателей. Но специфика развития физических качеств учащихся такова, что с ростом показателей становится сложнее достичь положительной динамики. Некоторые физические качества обусловлены наследственностью учеников, и изменить здесь что-либо в лучшую сторону крайне сложно, с другими дело обстоит несколько проще. Совершенно очевидно, что при выставлении оценки по физической культуре необходимы осторожность и взвешенность. Скоростные способности детей являются наиболее консервативными в развитии, и здесь не следует рассчитывать на быстрый результат. Напротив, при прогнозировании показателей выносливости в беге умеренной интенсивности, а также силовой выносливости динамика роста может быть довольно высокой.

Индивидуальный подход

В последнее время часто обсуждается вопрос об индивидуальном подходе к оценке физической подготовленности человека. Так, ряд специалистов в области теории и методики физического воспитания считают, что совсем не обязательно требовать выполнения физических норм – для получения высокой оценки школьнику достаточно продемонстрировать положительную динамику результатов в контрольных упражнениях (тестах).

Оценивание – процесс ответственный

Для оценки достижений учащихся используют методы наблюдения, опроса, практического выполнения упражнений индивидуально или фронтально в любое время урока.

При оценке уровня физической подготовленности следует принимать во внимание реальную динамику показателей физической подготовленности за определенный период времени, а также особенности развития двигательных способностей учеников, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных учащихся.

Дисциплина, поведение на уроке, отсутствие или наличие у учащихся спортивной формы не являются объектом оценивания.

Учитель не должен забывать похвалить ученика: «Молодец!», «Сегодня у тебя получается значительно лучше», – и т.д.: это дает дополнительный стимул для достижения успехов.

Таким образом, современные подходы к оцениванию достижений учащихся на уроках физической культуры связаны не только с широкими академическими свободами учителя, но и с большой ответственностью.

Физическое воспитание в школах на практике ограничивается в основном развитием физических качеств и обучением двигательным действиям. Существенно отстают те направления, которые связаны с овладением специальными систематизированными знаниями и методами, обеспечивающими достижение практических результатов - теоретическая и методическая подготовка. Недостаток соответствующих знаний, методических умений и сформированных потребностей приводит к тому, что за пределами учебных занятий (по расписанию) школьники, а после окончания школы - студенты, не могут правильно распорядиться своими психофизическими возможностями, чтобы с помощью физических упражнений поддерживать оптимальную работоспособность и здоровье. Поэтому не случайно рекомендуемые программы дисциплины "Физическая культура", наряду с учебно-тренировочным разделом, предусматривают теоретический раздел, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре, и методико-практический раздел, обеспечивающий овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности. Однако расходовать время учебных занятий не на физическую нагрузку не рационально. Информационные технологии обучения позволяют учащимся 8- 9 классов эффективно и самостоятельно осваивать теоретический, и методический разделы учебных дисциплин по физической культуре.

Урок физической культуры в школе. Урок представляет собой форму занятий преимущественно учебно-образовательного процесса и является учебным предметом. Содержание программного материала состоит из двух основных частей: блок практика и блок теория, которые регламентируются государственной программой. Таким образом, посещение уроков (2 и 3 часа в неделю) является обязательным для всех обучающихся школы. Цель уроков - Формирование физической культуры личности посредством овладения основ физкультурной деятельности с профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью. Такая целевая установка ориентирует педагогический процесс на подготовку выпускников школы к предстоящей жизнедеятельности (к общественно-производственному труду, службе в армии, к воспитанию детей), а также организации и проведению на основе индивидуальных методик самостоятельных занятий физическими упражнениями, способных удовлетворить потребности в крепком здоровье, ведении здорового образа жизни.

На уроках физической культуры создаются условия для решения всех задач физического воспитания. Учитель ориентирует свою деятельность на такие важные компоненты, как:

расширение двигательного опыта за счёт использования разнообразных общеразвивающих физически упражнений в различных формах занятий физической культурой, овладения современными системами физических упражнений, включая упражнения рекреативной, корригирующей и прикладной направленности;

расширения объема знаний о разнообразных формах соревновательной и физкультурной деятельности, использование этих форм для совершенствования индивидуальных физических и психических способностей, самопознания, саморазвития и самореализации;

гармонизация физической и духовной сфер, формирования потребностей в культуре движений, красивом телосложении, оптимальном физическом развитии и крепком здоровье;

формирование адекватной самооценки личности, высокой социальной адаптации в коллективном обществе и взаимодействии;

формирование навыков и умений использовать физическую культуру как средство воспитания подрастающего поколения, укрепления будущей семьи и утверждения здорового образа жизни. Сформулированные цель и задачи базируются на требованиях «Обязательного минимума содержания основного общего образования» и отражают основные направления педагогического процесса по формированию физической культуры личности: теоретическая, практическая и физическая подготовка обучающихся.

Содержание уроков физической культуры многогранно. Оно составляет определённый набор физических упражнений, деятельность обучающихся, работу учителя и результаты, отражающие эту работу:

Первой отличительной чертой, новизной уроков физической культуры, проводимых в школе, является использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Второй особенностью урока является методика оценивания, активизация деятельности обучающихся. Важным условием высокой эффективности работы обучающихся, проявления инициативы и активности является оценка их деятельности. Стремясь к достижению полной успеваемости, посещаемости, и повышению активности на уроках физической культуры нами разработана рейтинговая (балловая) система оценивания обучающихся. Такой подход в оценивании деятельности школьников в действительности позволяет играть оценке свою стимулирующую роль, адекватно усваивать предъявляемые к обучающимся требования предметом «Физическая культура». На основании разработанных критериев обучающиеся объективно оценивают ход освоения разучиваемого материала, а также достижения одноклассников. Обучающиеся учатся самооценке и взаимооценке – важное условие их подготовки к самостоятельным занятиям. Всё это в совокупности формирует мотивационно-ценностное отношение к занятиям физической культурой и спортом, как на уроке, так и во внеурочное время. Третьей отличительной чертой, имеющей большое значение в образовательной области урока физической культуры, применение личностно - ориентированного подхода, т.е. уроки ориентированны на личностные показатели школьников, кроме того, на уроках предусмотрено использование нового вида обучения – «дистанционного» образования, а также метода "проекта" что позволяет более полно формировать знания, умения и навыки в области физической культуры в соответствии с индивидуальными особенностями личности и в конечном итоге существенно повысит эффективность адаптации в обществе.

Оценка деятельности обучающихся 8- 9 классов на уроках физической культуры. Важным условием высокой эффективности работы обучающихся, проявления инициативы и активности является оценка их деятельности. С другой стороны, уровень знаний, двигательных умений и качеств обучающихся, выраженный в оценке, отражает качество педагогического труда, результат деятельности учителя, его умения ставить задачи, владеть арсеналом средств и методов, организуя учебный процесс. Практика работы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе показала, что не все обучающиеся справляются с предъявляемыми требованиями предмета «Физическая культура». Причины, мешающие успешному усвоению программных требований следующие: Недостаточный двигательный опыт учеников. Известно, что успех обучения каждому новому упражнению зависит от арсенала движений и двигательных действий, которыми уже владеет ученик. Низкий уровень физического развития. Для изучения любого движения необходимо определить уровень силы, гибкости, быстроты и выносливости. Недостаточное развитие волевых качеств. Усвоение учебной программы – это напряжённый физический и умственный труд. Он требует проявления настойчивости, преодоления нежелания и лени. Выполнение физических упражнений связано с потребностью терпеть при преодолении «мёртвой точки». В ряде случаев необходимо перебороть страх. Низкий уровень активности занимающихся. Для достижения полной успеваемости, посещаемости, и повышения активности на уроках физической культуры в школе используется рейтинговая (балловая) система оценивания обучающихся. Её сущность сводится к следующему ученик за учебный период (четверть, полугодие) набирает в совокупности определённое количество балов, соответствующие той или иной оценки их деятельности: Обучающиеся пропустившие занятия по предмету «Физическая культура» должны их «отработать» во время индивидуальной работы преподавателей физического воспитания (во внеурочное время). Такой подход в оценивании в действительности позволяет играть оценке свою стимулирующую роль, адекватно усваивать предъявляемые к обучающимся требования предметом «Физическая культура». На основании разработанных критериев обучающиеся могут объективно оценивать ход освоения разучиваемого материала, а также достижения одноклассников. Научить учащихся самооценке и взаимооценке – важное условие их подготовки к самостоятельным занятиям. В качестве основного критерия итоговой оценки успеваемости по предмету «Физическая культура» избрана посещаемость занятий, ориентированная, прежде всего на индивидуальные темпы развития двигательных способностей школьников, а не на выполнение усреднённых учебных нормативов. Также успеваемость по предмету определяется и полнотой приобретённых теоретических знаний.

Обучающимся, отнесённым по состоянию здоровья к подготовительной и медицинской группе, итоговая оценка выводится на основании сведений о посещаемости занятий и текущих отметок за знания по теоретических аспектов предмета.

https://docs.google.com/?url=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F2012%2F11%2Furok_fk.ppt&docid=51a064e23ecbb4e8291f0478601e4c0d&a=bi&pagenumber=43&w=523https://docs.google.com/?url=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F2012%2F11%2Furok_fk.ppt&docid=51a064e23ecbb4e8291f0478601e4c0d&a=bi&pagenumber=43&w=523

https://docs.google.com/?url=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F2012%2F11%2Furok_fk.ppt&docid=51a064e23ecbb4e8291f0478601e4c0d&a=bi&pagenumber=42&w=523


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирующее оценивание на уроках физической культуры"

Данный подход дает возможность каждому ученику реализоваться, добиться желаемого результата....

примеры системы оценивания на уроках физической культуры

Оценивание знаний на уроках физической культуры ...

Система оценивания на уроках физической культуры

Учитель физической культуры в условиях реализации ФГОС осуществляет оценку качества образовательной деятельности обучающихся как системный процесс, включающий следующие компоненты...

Система оценивания на уроках физической культуры

Итоговая оценка достижения планируемых результатов по физической культуре имеет ряд особенностей, вытекающих из общих подходов к системе оценивания выполнения требований Стандарта  и специфики са...

Виды критериального оценивания на уроках физической культуры

Подробное описание оценивания знаний и умений учащихся на уроках физической культуры....

Критерии оценивания на уроках физической культуры

Виды критериального оценивания на уроках физической культуры...