Практикум по легкой атлетике
рабочая программа по физкультуре на тему

Терешкин Александр Александрович

Рабочая программа для специальности 44.02.03

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikumlegkaya208chas440203.docx59.25 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МДК. 01.03.04 Практикум по легкой атлетике

Волгодонск

2014г.

     Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по специальности: 44.02.03. Педагогика дополнительного образования.

Организация-разработчик: ГБПОУ  РО «ВПК»

Разработчик: А.А. Терешкин - преподаватель дисциплин естественно-биологического цикла  ГБПОУ  РО «ВПК»

     Рекомендована Экспертной группой государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж» (ГБПОУ  РО «ВПК»).

  Заключение Экспертной группы №__________  от «____»__________20__ г.

                                                 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

15

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МДК. 01.03.04. Практикум по легкой атлетике

1.1 Область применения рабочей программы

     Рабочая программа учебной дисциплины «Практикум по легкой атлетике» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: 44.02.03. -  Педагогика дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу  среднего профессионального образования.

1.2  Рабочая программа учебной дисциплины «Практикум по легкой атлетике» относится МДК 01.03 Практикум по овладению и совершенствованию двигательных умений и спортивных навыков, который относится к ПМ 01. Преподавание в области физкультурно-оздоровительной деятельности.

1.3.  Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

     С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся  в ходе освоения профессионального модуля должен:

Уметь:

  •  правильно выполнять основные легкоатлетические  упражнения предусмотренные учебной программой;
  • организовывать и проводить занятия по легкой атлетике в школе, спортивной секции;
  • планировать и контролировать образовательную деятельность по разделу «Легкая атлетика» в школе;
  • организовывать, проводить и судить соревнования по легкой атлетике;
  •  формировать конкретные задачи на занятиях по легкой атлетике при

 подготовке обучающихся различного возраста и квалификации;

•  владеть технологией  развития физических качеств, в процессе занятий легкой атлетикой;

•   оценивать эффективность занятий  по легкой атлетике;

•   соблюдать меры безопасности, планировать и проводить мероприятия по профилактике травматизма  и оказывать первую медицинскую помощь;

•    владеть навыками рационального применения учебного и лабораторного

оборудования, компьютерной техники, тренажерных устройств и специальной аппаратуры в процессе обучения;

•  владеть средствами и методами формирования здорового образа жизни на занятиях легкой атлетикой с использованием гигиенических и природных факторов;

•   применять навыки учебно-методической деятельности для решения

       конкретных задач, возникающих в процессе проведения занятий  по

       легкой атлетике;

• выявлять и определять причины ошибок в процессе освоения обучаемыми легкоатлетических упражнений,  а также упражнений по развитию физических качеств и находить методику их устранения.

Знать: 

  • историю и основные этапы развития легкой атлетики в мире и в России;
  • содержание раздела:  «Легкая атлетика» в школьной программе физического воспитания;
  • организацию и методику проведения занятий по легкой атлетике в школе и секции;
  • основные правила  соревнований по легкой атлетике;
  • нравственные, духовные и эстетические ценности физической культуры и

    спорта, освоение которых происходит в ходе занятий легкой атлетикой;

• дидактические закономерности в физическом воспитании и спорте, используемые на занятиях по легкой атлетике;

• методику оздоровительных физкультурно-спортивных занятий с     различными группами на базе легкой атлетики;

•  общие закономерности и методики подготовки юных легкоатлетов;

•  о возрастно-половых закономерностях развития физических качеств и

   формирования двигательных навыков при занятиях легкой атлетикой;

• методы и организацию различного  контроля на занятиях по легкой атлетике;

        

1.4.  Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  -  208часов, включая:

  обязательной аудиторной нагрузки обучающегося  - 139 часов,

  самостоятельной работы обучающегося  - 69 часов.

 

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

208

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

139

в том числе:

     теоретические занятия

6

     практические занятия

133

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

69

в том числе:

- самостоятельная работа над курсовой работой

-

- подготовка рефератов

-

- анализ литературных источников

-

В качестве промежуточного контроля – ДЗ

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: МДК. 01.03.04 Практикум по легкой атлетике

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

МДК 01.03.04 Практикум по легкой атлетике

208

Тема 1.1.  Техника спортивной  ходьбы

Содержание учебного материала.

1

3

1.

Естественные локомоции. Характеристика спортивной ходьбы как вида легкой атлетики, и самой естественной  локомоции. Применение в жизни и спорте.

Самостоятельная работа обучающихся.

6

1.

Спортивная и обычная ходьба,  технические отличия. Длина и частота шагов; постановка стопы на грунт; движения таза вокруг вертикальной оси; положение туловища, сочетание движений рук и ног.

Самостоятельная работа обучающихся.

3

1.

Особенности техники ходьбы по пересеченной местности. Ходьба спортивная и прогулочная.

Тема 1.2. Бег на короткие дистанции

Содержание учебного материала.

1

2

1.

Характеристика бега на короткие дистанции. Спринтерские дистанции и

эстафетный бег в  школьной программе.

Практические  занятия.

15

1.

Короткий и длинный спринт. Установка колодок, бег с низкого старта. Выполнение команд: «На старт», «Внимание», «Марш». Старты под различные команды.

2.

Отталкивание в беге на коротких дистанциях, прыжки с ноги на ногу, прыжки с подтягиванием коленей к груди, прыжки с высоким взлетом, пружинистый бег с высоким подниманием бедер, прыжки со сменой ног - «мячики», прыжки - «кенгуру».

3.

Бег с выносом бедра вперед, бег с «захлестом» голени, бег с высоким подниманием бедра с последующим свободным и быстрым опусканием ноги вниз, «семенящий бег».

4.

Бег по прямой, равномерный бег с невысокой скоростью,  бег с ускорением,  бег с около предельной скоростью, бег с предельной скоростью.

5.

Бег по повороту, постановки стопы на грунт, работа рук при беге, положение туловища при беге, равномерный бег по кругу различного радиуса, бег по прямой и с входом в поворот. Бег с ускорением по повороту, бег по повороту с выходом на прямую.

6.

Финиширование  в беге на короткие дистанции. Пробегание финишной линии с предельной скоростью, пробегание финишной линии с броском на ленточку вариантом «грудью вперед», пробегание финишной линии группой по 3-5 человек и бросок на ленточку. Экспресс-тестирование.

Самостоятельная работа обучающихся.

8

1.

Бег на отрезках различной длины с изменением скорости. Отработка набора и изменения  скорости. Старты под собственные  команды.

Тема 1.3. Общефизическая подготовка  бегуна на короткие дистанции.

Практические  занятия.

12

3

1.

Беговая подготовка, прыжковые упражнения. Упражнения с отягощением, упражнения на тренажерах, специальные  беговые упражнения. Круговая тренировка.

Самостоятельная работа обучающихся.

6

1.

Кроссовая подготовка, прыжковые упражнения, упражнения с отягощением, упражнения на стадионе. Повторный бег на различных отрезках.

Тема 1.4. Бег на средние и длинные дистанции.

Содержание учебного материала.

2

2

1.

Характеристика бега на средние и длинные дистанции. Стайерские дистанции бега. Прикладное значение бега на длинные дистанции.

Практические  занятия.

11

1.

Разнообразие  средних и длинных дистанций в ЕРСК. Экспресс-тестирование возможностей.

2.

Старт, стартовый разгон, нахождение места в забеге, в зависимости от задачи. Взаимоотношение длины и частоты шагов. Работа рук, как  при беге стоя на месте,  бег на месте с активной  работой рук с последующим переходом на бег. Легкий бег с вниманием на работу рук.

3.

Бег по дистанции. Беговой шаг, упругая постановка стопы на дорожку; легкий бег, на передней части стопы; бег на месте с переходом на обычный бег; «семенящий бег» с переходом на обычный бег, бег на отрезках, повторный и переменный бег.

Отталкивание от грунта и вынос бедра маховой ноги. Прыжки с ноги на ногу, с небольшим продвижением вперед, прыжки и бег  по отметкам.

4.

Бег с высокого старта и стартовый разбег, принятие положения по команде «На старт», «Марш». Бег на финишном отрезке. Финиширование и действия после финиша.

Самостоятельная работа обучающихся.

7

1.

Особенности бега по пересеченной местности и в естественных условиях, трейлы, горный бег. «Мертвая точка» в беге на результат и её преодоление. Кроссовый бег.

Тема 1.5. Общефизическая подготовка  бегуна на средние и длинные дистанции.

Практические  занятия.

14

2

1.

Кроссовая подготовка, прыжковые упражнения. Упражнения с отягощением, специальные  беговые упражнения. Круговая тренировка. Бег на различных отрезках  в повторном и переменном режиме. Непрерывный бег на различные дистанции.

Самостоятельная работа обучающихся.

8

1.

Кроссовая подготовка, прыжковые упражнения, упражнения с отягощением, упражнения на стадионе. Повторный бег на различных отрезках.

Тема 1.6.  Прыжки в длину с разбега.

Содержание учебного материала.

1

3

1.

Характеристика и разнообразие прыжков. Прыжки  в  школьной программе.

Практические  занятия.

18

1.

 Способы прыжка: «согнув ноги», «прогнувшись». Фазы прыжка: разбег, толчок, полет, приземление. Разбег, его длина и ритм. Влияние различных факторов на разбег.

2.

Толчок; имитация движения ног при отталкивании, имитация движения рук, и ног при отталкивании, имитация отталкивания с одного шага.

3.

Сочетание разбега с толчком; прыжки в шаге, прыжки в шаге с доставанием предметов одной рукой, одноименной толчковой и двумя руками.

4.

Движения прыгуна в полете, прыжки в шаге.  Напрыгивание в положение «шага» на возвышенность, прыжки в шаге с отталкиванием от бруска.

5.

Прыжки с укороченного разбега, прыжки с полного разбега. Отработка постановки стопы на брусок в сочетании с работой рук.

6.

Прыжки на результат, особенности различных способов прыжка в длину. Факторы, определяющие достижение высокого результата.

Самостоятельная работа обучающихся.

8

1.

Ознакомление  с техникой  прыжка в длину «ножницы», прыжки с отталкиванием левой и правой ногой; прыжки  в различных погодных условиях.

Тема 1.7. Прыжки в высоту с разбега.

Практические занятия.

13

3

1.

Способы прыжка в высоту с разбега – «перекидной», «перешагивание», «фосбери-флоп». Характеристика разбега, фазы  отталкивания, полета  и перехода  планки, приземления.

2.

Отталкивание в прыжках в высоту, специальные подводящие упражнения для овладения техникой правильного отталкивания. Прыжки способом «перешагивание».

3.

Разбег в сочетании с правильным отталкиванием и взлетом. Прыжки с вертикальным положением туловища, подскоки доставание предметов подвешенных на разной высоте.

4.

Движение в фазе полета, подводящие упражнения для овладения техникой движений прыгуна в фазе полета. Переход планки и приземление. Прыжки с разного разбега.

Самостоятельная работа обучающихся.

6

1.

Прыжки с разного разбега и на различных высотах способом «перешагивание». Специальные прыжковые упражнения.

Тема 1.8. Общефизическая подготовка. Специальные упражнения в прыжках.

Практические  занятия.

14

2

1.

Прыжковая подготовка, беговые упражнения. Упражнения с отягощением, упражнения на тренажерах, специальные  беговые  и прыжковые упражнения. Круговая тренировка. Скоростно-силовая подготовка. Упражнения с барьерами.

Самостоятельная работа обучающихся.

7

1.

Специальные прыжковые упражнения. Ускорения, разбег, многоскоки, скоростно-силовые упражнения. Упражнения на тренажерах.

Тема 1.9. Метание малого мяча и гранаты.

Содержание учебного материала.

1

3

1.

Характеристика и разнообразие метаний.  Метания  в  школьной программе.

Практические занятия.

12

1.

Способы держания гранаты, мяча. Фазы метания: разбег  и подготовка к броску, финальное усилие и выход из метания. Ошибки при метании и их устранение, оборудование мест занятий и соревнований, судейство в метании гранаты, мяча.

2.

Метание мяча с места из-за головы,  метание с отведенной рукой  и с одного  броскового шага,  метание с 3-х шагов с предварительно отведенной рукой, броски с укороченного разбега.

3.

Метания малого мяча, воланчика, снарядов разного веса. Финальное  усилие, «положение натянутого лука», обгон снаряда, броски с акцентом на эти фазы. Броски на результат. Броски на точность. Броски с изменением усилия.

Самостоятельная работа обучающихся.

8

Развитие скоростно-силовых качеств. Броски на точность снарядов разного веса. Упражнения на тренажерах.

Тема 1.10. Общефизическая подготовка в метаниях

Практические  занятия.

18

2

Упражнения скоростно-силовой направленности. Упражнения на тренажерах и с различным весом. Броски ядра и спортивных снарядов различного веса.

Самостоятельная работа обучающихся.

8

Упражнения на тренажерах. Развитие скоростно-силовых качеств. Броски на точность и дальность снарядов разного веса. Беговая подготовка. Круговая тренировка.

Всего

208


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

     Реализация программы дисциплины требует наличие спортивного зала, стадиона, легкоатлетических секторов, спортивных площадок (комплекса).                

     Оборудование спортивного зала, стадиона, спортивных площадок должно удовлетворять требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (Сан-Пин 2.4.2. – 02.).

 Оборудование спортивного комплекса:

  • спортивный зал, обеспечивающий единовременную пропускную способность не менее 50 чел в час;
  • стадион с беговыми дорожками и оборудованными секторами для метаний и прыжков;
  • тренажерный зал;
  • спортивный инвентарь.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Шедченко А.К.: Бег для всех: Сборник. - М.: Физкультура и спорт,1984
  2.  Малков Е.А.: Подружись с “королевой спорта”.- М.: Просвещение, 1987
  3. Школа легкой атлетики, под ред. А. В. Коробова, 2 изд., М., 1998
  4. Легкая атлетика для юношей, под ред. П. Л. Лимаря, М., 1999
  5. Легкая атлетика, Учебник для колледжей  физической культуры, под ред. Н. Г. Озолина и Д. П. Маркова, 2 изд., М., 2002
  6. Лёгкая атлетика, под ред. Д. П. Маркова  и  Н. Г. Озолина, М, 1999
  7. Учебник тренера по легкой атлетике. Л.С.Хоменкова . –2002.
  8. Легкая атлетика. Учебное пособие Остапенко А.Н.,М. 2006.
  9. Кобринский, М.Е., Юшкевич, Т.П., Конников, А.Н. Легкая атлетика: учебник / М.Е. Кобринский, Т.П. Юшкевич, А.Н. Конников. – Мн.: Тесей, 2005
  10.  Технические правила проведения международных соревнований по легкой атлетике на 2006-20014 годы. – М.: Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2009
  11. Комплексная программа по физическому воспитанию учащихся 1-4 и 5-11 классов общеобразовательной школы
  12.  Хоменков, Л.С. Книга тренера по легкой атлетике. - Изд. 3-е, перераб.  - М.: Физкультура и спорт, 1987
  13.  Лахов, В.И. Организация и судейство соревнований по легкой атлетике. - М.: Физкультура и спорт, 1989
  14.  Пташиц, А.Я., Трофимович, И.Г. Общеразвивающие и специальные упражнения в легкой атлетике: учебно-метод. пособие. М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель: БелГУТ, 2006

Дополнительная литература:

  1. Бернштейн Н. А., О построении движений, М., 1997
  2. Бег к вершинам мастерства  А.Лидьярд, Г.Шимор. – 1999
  3. Працко, Ю.Ф., Коняхин, М.В. Легкая атлетика. Оборудование, инвентарь и правила соревнований: Практическое пособие. М-во образования Республики Беларусь, учреждение образования “Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины”. – Гомель, 2005
  4. Малков Е.А.: Подружись с “королевой спорта”.- М.: Просвещение, 1987
  5.  Поурочная программа по легкой атлетике для учащихся 5-9 (10-11) классов общеобразовательных школ, школ-гимназий. Уч. пособие (под общ. ред. к.п.н. СибГУФК Дормидонтовой Л.С.), Омск, 1998

Интернет-ресурсы:

1.http://www.rusathletics.com/

2.http://www.trackandfield.ru/

3.http://runners.ru/

3.3. Учебно-методический комплекс дисциплины (дидактические средства обучения и контроля)

  1. Комплект учебно-нормативной документации по профессии (ФГОС, РУП, ОПОП и т.п.).
  2. Контрольные нормативы определения уровня физической подготовленности.
  3. Инструкции по технике безопасности при занятиях легкой атлетикой.
  4. Правила соревнований по легкой атлетике.

3.4. Специфика организации обучения

Все занятия, предусмотренные  настоящей программой  имеют вид  как

 «практические», согласно рабочему учебному плану (РУП) и имеют обучающую направленность. Уровень освоения программы обучающимися  предполагает учет индивидуальных особенностей личности обучаемого и его физическую подготовленность.

Применяемые на учебных и внеаудиторных занятиях педагогические технологии:

  • работа малыми группами;
  • интегрированные уроки;
  • уроки-конкурсы, уроки-соревнования.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

4.1. Общие положения

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, выполнения контрольно-срезовых работ, тестов, написания рефератов, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, сдача нормативов, участия в соревнованиях.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате обучения студент должен  уметь:

1. использовать терминологию применяемую в легкой атлетике;

Программированный контроль (форма тестирования);

 

2.  обучать двигательным действиям изученных видов легкой атлетики;

Практические занятия;

3.планировать, проводить и анализировать занятия по видам легкой атлетики в физкультурно-спортивной деятельности;

Различные формы опроса на аудиторных занятия;

Практические занятия

4. демонстрировать технику выполнения изучаемых видов легкой атлетики и подводящих упражнений;

Практические занятия;

5. использовать специальное  оборудование и инвентарь для занятий различными видами легкой атлетики в физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с его назначением и особенностями эксплуатации;

Практические занятия, устный опрос, реферат;

знать:

6. терминологию легкой атлетики в физкультурно-спортивной деятельности;

Диагностические задания: программированный контроль (форма тестирования), фронтальный опрос;

7. методику обучения двигательным действиям  изучаемых видов легкой атлетики в физкультурно-спортивной деятельности;

Практические занятия;

8. особенности и методику развития физических качеств в 
физкультурно-спортивной деятельности по легкой атлетике;

Диагностические задания: программированный контроль (форма тестирования), фронтальный опрос;

9. технику профессионально значимых двигательных действий физкультурно-спортивной деятельности по легкой атлетике;

Практические занятия;

10. содержание, формы организации и методику проведения занятий по изученным видам легкой атлетике в физкультурно-спортивной деятельности в школе;

Диагностические задания: программированный контроль (форма тестирования), фронтальный опрос; Практические занятия;

11. основы судейства по легкой атлетике;

Практические занятия;

12. технику безопасности и требования к физкультурно-спортивным сооружениям по легкой атлетике, оборудованию и инвентарю.

Практические занятия;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по легкой атлетике для 5 класса с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Урок рассчитан на учащихся 5 классов общеобразовательной школы. Как фактор повышения качества образования, на уроке применяются информационно-коммуникационные технологии. Урок не только обучающий, но ...

Детская легкая атлетика

Детская легкая атлетика...

Разработка проведения соревнования по легкой атлетике.

Автор-составитель: учитель по физической культуре I квалификационной категории Кулакова Гульсина Зуфаровна.В материал вошли следующие разделы: план разработки соревнования, обявление, положение о соре...

Технологическая карта проведения урока по лёгкой атлетике для учащихся 5 класса, Тема: Легкая атлетика

Цели:     1.Повторение техники выполнения специальных беговых и прыжковых  упражнений. Развитие координационных и скоростных качеств.           ...

Легкая атлетика. Виды лёгкой атлетики и её роль в современном мире

В презентации представлен материал по теме "Легкая атлетика"...