Детская легкая атлетика
рабочая программа (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Марьяновская детско-юношеская спортивная школа»
Утверждаю
Директор МОУ ДОД
«Марьяновская ДЮСШ»
------------------------------
----------------------2011 г.
Образовательная программа
«Детская легкая атлетика»
Возраст обучающихся 7-12 лет,
Срок реализации 3 года.
Составители:
С.А. Зухов, тренер - преподаватель
И.С. Зухова, тренер - преподаватель
Омская область, р.п. Марьяновка
2011 г
Пояснительная записка
Легкая атлетика – один из популярнейших и базовых видов спорта среди молодежи, который не требует особых затрат на проведение учебно-тренировочных занятий и экипировку занимающихся. Легкая атлетика, в то же время, как ни один другой вид спорта, положительно влияет на развитие мышечной, дыхательной, нервной систем организма, а также на развитие волевых качеств, воспитание трудолюбия, упорства в достижении цели, укрепления чувства товарищества и коллективизма.
С незапамятных времен дети всегда проявляли интерес к соревнованию друг с другом и искали сравнения друг с другом. Легкая атлетика с ее разнообразием видов предоставляет великолепную возможность для таких отношений с ровесниками. И так, легкая атлетика - привлекательный вид спорта для детей,
Большую часть времени детские соревнования в этом виде спорта напоминают миниатюрную версию взрослой программы. Неадекватная стандартизация часто приводит к ранней специализации в конкретном виде, что, совершенно ясно, противоречит требованию гармоничного развития детей. Также возникает ранняя элитарность, которая вредна для большинства детей.
После многочисленных исследований, инициатив и изучения существующей ситуации стало очевидно, что назрела острая необходимость создания новой концепции легкой атлетики, которая будет полностью подходить детям для их развития. Любое предложение в рамках данной концепции должно принимать во внимание (виды, организация и т.д.) следующие требования:
- предложить детям привлекательную легкую атлетику
- предложить детям доступную легкую атлетику
- предложить детям поучительную легкую атлетику
Помимо этих требований, проект должен полностью обеспечивать систематическое осуществление предлагаемых форм соревнований.
Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально- волевых и нравственных качеств, коллективизма перед работой направленной на освоение предметного содержания.
Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний и умений, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в весьма уязвимом подростковом возрасте, что повышает и самооценку спортсмена, и его оценку в глазах окружающих.
«Детская легкая атлетика» предлагает новые упражнения, разнообразные двигательные задачи, которые должны решаться командой в разных местах на стадионе. Более того, при такой концепции большие группы детей одновременно смогут принять участие в занятиях за какой-то измеримый период времени. Основные элементы «Детской легкой атлетики» (спринт, бег на выносливость, прыжки, метания) могут выполняться в атмосфере игры. Требования легкие и дают возможность соревноваться каждому ребенку. «Детская легкая атлетика» дает возможность заниматься легкой атлетикой практически в любом общественном месте: парках отдыха, торговых центрах, пешеходных зонах или спортивных манежах.
Программа предусматривает постепенное развитие физических качеств с учетом сенситивных периодов развития детей и индивидуализации педагогического процесса.
Необычность и новизна в проведении учебно-тренировочных занятий позволяют привлечь к тренировкам «трудных» детей: именно такие учащиеся, как правило, показывают наиболее высокие результаты.
Цели программы:
- повышение мотивации учащихся к здоровому образу жизни, популяризация ценностей физической культуры и спорта, развитие субъектного, ответственного подхода к здоровью своему и окружающих;
- сделать легкую атлетику наиболее практикуемым индивидуальным видом спорта в школах Марьяновского района.
Задачи программы:
- воспитание ценностного отношения школьников к своему здоровью и жизни, здоровью окружающих людей, воспитание волевых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности юных спортсменов;
- содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической и технической подготовленности и укрепление здоровья учащихся;
- овладение умениями противостоять негативному давлению социума.
- подготовка инструкторов и судей по легкой атлетике.
Возраст детей.
«Детская легкая атлетика» развивается по трем возрастным группам:
- Группа I: дети в возрасте 7 и 8 лет.
- Группа II: дети в возрасте 9 и 10 лет.
- Группа III: дети в возрасте 11 и 12 лет.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 3 года обучения. 1 год обучения- 312 часов, 2 год обучения-468 часов, 3 год обучения – 468 часов.
Место проведения и продолжительность
Тренировочные занятия проводятся на базе легкоатлетического манежа, стадиона МОУ ДОД «Марьяновская ДЮСШ», плавательного бассейна, парка. На 1-м году обучения занятия проводятся шесть часов в неделю (три раза по два часа), на 2-м и 3-м году обучения девять часов (три раза по три часа).
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья детей путем массового привлечения их к занятиям легкой атлетикой.
- Освоение школьниками нравственных ценностей – доброты, милосердия, отзывчивости, дружбы, а также ценностей здорового образа жизни.
- Рост спортивных показателей юных спортсменов на различных соревнованиях.
- Будут знать правила техники безопасности, правила организации соревнований по легкой атлетике.
Область применения программы
Программа может использоваться в системе дополнительного образования, в работе школьных факультативов, внеклассной работе, в качестве третьего урока физкультуры в школе.
Тестирование
Комплексный педагогический контроль позволяет объективно оценить подготовленность юного спортсмена. Для юных спортсменов целесообразно проводить не менее 3-4-х этапных тестирований в год. Цель этих тестирований - определение исходного уровня физической подготовленности и ее динамики в процессе тренировочных и соревновательных воздействий. Для определения исходного состояния юного спортсмена в начале подготовительного периода (сентябрь-октябрь) проводится первое тестирование. Целью второго и третьего тестирований является определение эффективности применяемых нагрузок по окончании подготовительного (декабрь) и зимнего соревновательного периодов (март). По результатам этих тестирований в зависимости от степени достижения того или иного контрольного норматива проводится коррекция тренировочных нагрузок. Текущее тестирование (май) проводится за 1-1,5 недели до начала основных соревнований, цель его - определение уровня развития основных физических качеств и их соответствие контрольным нормативам, обеспечивающим выполнение запланированных спортивных результатов.
Оценка физической подготовленности юных спортсменов осуществляется по результатам тестирования на основе комплекса контрольных упражнений (Приложение № 1).
Методика тестирования предусматривает комплексную оценку развития всех основных двигательных качеств и решает задачу формирования гармоничности двигательной подготовленности детей:
- скоростные качества: бег 30 м;
- скоростно-силовые качества: прыжок в длину с места;
- силовые качества: подтягивание на перекладине - мальчики, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа (отжимание) - девочки;
- мышечная выносливость: поднимание туловища из положения лежа на спине (за 30 с);
- гибкость: наклон вперед из положения сидя.
- аэробная выносливость: бег 1000 м;
Учебный план на 52 недели учебно-тренировочных занятий, ч.
Разделы подготовки | Группы начальной подготовки | ||
1-й год | 2-й.3-й год | ||
1. | Общая физическая подготовка | 174 | 260 |
2. | Специальная физическая подготовка | 56 | 100 |
3. | Теоретическая подготовка | 15 | 20 |
4 | Техническая подготовка | 40 | 56 |
5 | Контрольно- переводные испытания | 4 | 4 |
6 | Участие в соревнованиях | 15 | 20 |
7 | Инструкторская и судейская практика | 4 | 4 |
8 | Восстановительные мероприятия | - | - |
9 | Медицинское обследование | 4 | 4 |
10 | Общее количество часов | 312 | 468 |
11 | Наполняемость групп | 15 | 14-15 |
Примерный учебный план - график распределения учебных часов
на год группа начальной подготовки 1-й год обучения.
всего | IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | |
Общая физическая подготовка | 174 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 | 15 |
Специальная физическая подготовка | 56 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 |
Теоретическая подготовка | 15 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Техническая подготовка | 40 | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Контрольно-переводные испытания | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||
Участие в соревнованиях | 15 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Инструкторская и судейская практика | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||
Медицинское обследование | 4 | 2 | 2 | ||||||||||
Общее количество часов | 312 | 26 | 26 | 26 | 26 | 26 | 24 | 26 | 26 | 26 | 26 | 26 | 28 |
Содержание программы
группа начальной подготовки 1-й год обучения
1.Теоретическая подготовка.
Правила поведения и безопасности в спортивном зале, в доме, в школе, на спортивной площадке. Двигательный режим. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, осанку, повышение умственной и физической работоспособности. Дыхание при беге, ходьбе на лыжах. Краткие сведения о строении человеческого организма и его функциях. Гигиена и самоконтроль. Знакомство с понятием «техника выполнения упражнения». Углубление знаний по каждому виду программного материала и по олимпийскому движению.
2.Общая физическая подготовка.
Гимнастика. Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Лазанье и перелезание. Упражнения в равновесии. Акробатические упражнения. Висы и упоры. Прыжки через скакалку Развитие физических качеств: силы, гибкости.
Подвижные игры. Применяются игры с предметами (набивными мячами 1кг, скакалками и др.), эстафеты с ведением баскетбольного мяча, с преодолением вертикальных препятствий, с элементами акробатики. Русские народные игры: «Рыбаки», «Ручеек», «Горелки», «Шишки, желуди, орехи», «Волки и овцы», «Золотые ворота», «Пустое место», «Третий – лишний», «Салки с мячом», «Колечко», «Охотники и утки», «Вызов номеров» и т.п.
Лапта по упрощенным правилам. Для подачи применяется ракетка для большого тенниса, бита с увеличенной площадью ударной части. Мяч малый, обычный. Правила игры и тактика взаимодействий игроков приближены к действующим. При игре в физкультурном зале применяются облегченный малый мяч, правила мини-лапты. Воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, скоростной выносливости. Развивается быстрота мышления учащегося, способность принимать решение в ограниченное время. Идет подготовка к игровой обстановке, соответствующей спортивным играм.
Баскетбол Правила мини-баскетбола. Состав команды. Продолжительность игры. Начало и конец игры. Мяч в игре. Спорный мяч. Выбрасывание мяча. Ведение мяча. Броски, передачи и ловля мяча. Выполнение штрафного броска. Двухсторонняя игра по упрощенным правилам.
3.Специальная физическая подготовка.
Легкая атлетика. Применяется бег с максимальной скоростью на расстояние до 40–50 м, с изменением скорости, с прыжками через условные препятствия, из различных исходных положений. Бег с высокого и низкого старта. Прыжки в длину и высоту с разбега, с места. Бег по слабопересеченной местности на дистанцию до 2км или продолжительностью до 8мин. Виды «Детской легкой атлетики»: спринт, барьерный бег и трассы слалома - «Формула-1»; восьмиминутный бег на выносливость - «Марафон»; прыжки со скакалкой; прыжки вперёд в приседе – «Лягушка»; скачки – «Прыжки в разные стороны»; метание в цель – «Долой бомбы»; метание детского копья – «Метание планирующего копья»; метание, стоя на коленях – «Футбольные метания».
Развитие двигательных качеств: выносливости, быстроты, силы, координации движений. Подготовка к соревнованиям по программе «Детская легкая атлетика ИААФ».
4.Участие в соревнованиях.
Все соревнования для групп начальной подготовки 1-го года обучения проводятся только как командные.
Примерный учебный план- график распределения учебных часов
на год группы начальной подготовки 2-й,3-й год обучения.
всего | IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | |
Общая физическая подготовка | 260 | 22 | 22 | 22 | 22 | 22 | 21 | 22 | 22 | 21 | 21 | 21 | 22 |
Специальная Физическая подготовка | 100 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 9 | 9 | 9 | 9 |
Теоретическая подготовка | 20 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Техническая подготовка | 56 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 |
Контрольно переводные испытания | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||
Участие в соревнованиях | 20 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Инструкторская и судейская практика | 4 | 1 | 1 | 2 | |||||||||
Медицинское обследование | 4 | 2 | 2 | ||||||||||
Общее количество часов | 468 | 39 | 39 | 39 | 39 | 39 | 36 | 39 | 39 | 39 | 39 | 39 | 42 |
Содержание программы
группа начальной подготовки 2-й и 3-й год обучения
1. Теоретическая подготовка.
Правила поведения и безопасности в спортивном зале и на стадионе, бассейне и т.д. Здоровый образ жизни. Оказание первой помощи при травмах. Сведения о строении человеческого организма (мышцы, их строение, функции, краткое ознакомление с расположением основных мышечных групп). Дальнейшие сведения по видам программного материала и по олимпийскому движению. Гигиена физических упражнений, самоконтроль. История развития легкой атлетики.
2.Общая физическая подготовка.
Гимнастика. Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения. Лазанье по канату. Перелезание через препятствия. Упражнения в равновесии. Акробатические упражнения. Висы и упоры. Прыжки через скакалку. Развитие физических качеств: силы, гибкости, координации.
Подвижные игры. Направленность на воспитание коллективизма, смелости, решительности, целеустремленности. Применяются игры, повышающие эмоциональность тренировочного занятия, активность учащихся, стимулирующие творчество и инициативу. Подвижные игры: «Мяч – капитану», «Борьба за мяч». Круговая и линейная эстафеты, эстафеты со скакалками, обручами, мячами, эстафетными палочками, с элементами акробатики.
Лапта. Дальнейшее совершенствование изученных элементов лапты. Для подачи применяется бита с увеличенной площадью ударной части при набрасывании мяча соперником или стандартная бита при подаче с собственного набрасывания. При игре на спортивной площадке используется мяч для большого тенниса, в спортивном зале – облегченный мяч. Соответственно условиям применяются правила игры в лапту и мини-лапту. Развитие скоростно-силовых качеств, ловкости. Обучение тактическим взаимодействиям при игре в защите, нападении. Овладение организаторскими умениями (подготовка мест занятий, комплектование команды).
Баскетбол. Техника передвижений в нападении, защите. Техника владения мячом (ловля, передачи, ведение, броски мяча по кольцу). Сочетания изученных технических приемов (передачи – ведение – броски). Двухсторонняя игра по правилам мини-баскетбола. Знакомство с судейскими жестами.
3.Специальная физическая подготовка
Легкая атлетика Бег с максимальной скоростью до 60м. Равномерный бег до 2,5км. Низкий старт, стартовое ускорение, финиширование. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». Применение специальных беговых упражнений в разминке. Метание малого мяча на дальность с разбега. Развитие физических качеств: быстроты, выносливости, координации движений.
Виды «Детской легкой атлетики»: спринт, барьерный бег и трассы слалома - «Формула-1»; спринт, барьерный челночный бег - «Побег Канга»; восьмиминутный бег на выносливость - «Марафон»; спринт, слалом – «Зигзаг»; бег по лестнице – «Горячая нога»; прыжок с шестом – «Летящий шест»; скачки – «Прыжки в разные стороны»; метание в цель – «Долой бомбы»; метание детского копья – «Метание планирующего копья»; метание назад – «Бросок валуна»; метание с вращением – «Торнадо».
Подготовка к сдаче и сдача нормативов по легкой атлетике. Подготовка к соревнованиям по программе «Детская легкая атлетика ИААФ».
Участие в соревнованиях.
Работа команды - основной принцип «Детской легкой атлетики». Все члены команды вносят свой вклад в результат в беговых видах (эстафеты) или свой индивидуальный вклад в общий результат команды (в каждом виде). Индивидуальное участие способствует командному результату и укрепляет концепцию ценности каждого ребенка. Каждый ребенок принимает участие во всех видах программы, что препятствует ранней специализации. Команды смешанные (как правило, состоят из 5 девочек и 5 мальчиков). Один человек от команды должен быть запасным на случай, если кто-то из постоянного состава команды получит травму. Однако замененный спортсмен уже не может потом вернуться в команду в качестве основного участника.
- Все соревнования проводятся как командные.
- Все дети должны участвовать в соревновании несколько раз в каждой группе видов.
- Место проведения соревнований делится в соответствии с установленной схемой, чтобы во всех трех зонах одновременно проводились разные виды, входящие в одну группу: спринт, прыжки и метания. Бег на выносливость проводится в конце соревнования.
Соревнования проводятся по программе «Детская легкая атлетика ИААФ» по трем возрастным группам:
- Группа I: дети в возрасте 7 и 8 лет.
- Группа II: дети в возрасте 9 и 10 лет.
- Группа III: дети в возрасте 11 и 12 лет.
Соревнования проводятся в течение разумного периода времени. Соревнования по полной программе могут быть проведены приблизительно за 2 часа с церемонией награждения. (Приложение 2).
Научно- методическое обеспечение программы:
1.Сотрудничество с Научно-исследовательским институтом деятельности в экстремальных условиях СибГУФК, МБУ «ИМЦ в сфере образования», БОУ ОО ДОД «СДЮСШОР», МОУ ДОД «СДЮСШОР №7по легкой атлетике».
- мониторинг уровня физического развития и подготовленности.
- оценка физической работоспособности.
- экспресс-диагностика спортивных возможностей человека, диагностика адаптации.
- оценка психофизиологического состояния.
- методика организации массовых мероприятий (соревнования, праздники, игровые программы);
- методические рекомендации, методические указания, методические пособия, методическая разработка;
- дидактические материалы (видеозаписи, учебные видеофильмы, фотоматериалы, практические задания, упражнения и др.);
- обучающие прикладные программы в электронном виде (CD, DVD диски, дискеты);
- Учебные пособия, журналы, книги.
.Материально- техническое обеспечение программы
- Спортивный зал, тренажерный зал, борцовский зал, бассейн, учебный кабинет;
- Подсобные помещения (раздевалки, душевые, складские помещения и др.)
- Оборудование учебного помещения (столы, стулья, шкафы, стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала и т.п.)
- Технические средства обучения (компьютер, принтер, мультимедиа-проектор, телевизор, DVD-проигрыватель, микрофон и т.п.)
- Монитор сердечного ритма POLAR S 810.
- Беговые туфли с шипами – 30 пар;
- Гимнастические маты - 10 шт.
- Секундомеры, таймер – секундомеры – 6 шт.
- Беговые барьеры (детские) – 20 шт.
- Скакалки – 10 шт.
- Мячи: баскетбольные -10 шт.; футбольные- 2 шт.; волейбольные – 6 шт.; теннисные – 6 шт.; медицинбол (1 кг)– 5 шт.; мячи для метаний – 6 шт.
- Детское копье – 1шт
- Детский диск – 2 шт.
- Эстафетные кольца (мягкие) – 4 шт.
- Короткий шест 2,5 метра – 1 шт.
- Ковровое покрытие для скрестных прыжков – 5 шт.
- Клинья из поролона или пенопласта для беговой лестницы – 10 шт.
- Стойки (ворота) 2,5 метра – 4 шт.
- Рулетки – 2 шт.
- Шесты для слалома – 20 шт.
- Разметочные конусы – 40 шт.
Медико-биологический контроль.
Медико-биологический контроль направлен на оценку состояния здоровья, определение физического развития и биологического возраста спортсмена, уровня его функциональной подготовки.
Основным в комплексном врачебно-биологическом контроле является углубленное медицинское обследование, тестирование физической работоспособности в лабораторных и естественных условиях, определение специальной тренированности и оценка воздействия тренировочных нагрузок на юного спортсмена.
Врачебный контроль юных спортсменов осуществляется врачами общеобразовательных школ, ДЮСШ, лечебно-профилактических учреждений в тесном контакте с тренерско- преподавательским коллективом. Медицинское обследование юные спортсмены проходят два раза в год (в начале и в конце учебного года).
Использование современных средств диагностики, лечения и реабилитации занимающихся спортом на базе БУЗОО "Врачебно-физкультурный диспансер", г Омск.
Инструкторская и судейская практика
Приобретение навыков судейства и самостоятельной практики проведения занятий является обязательным для всех групп подготовки и осуществляется с целью получения учащимися звания инструктора-общественника и судьи по спорту и последующего привлечения их к тренерской и судейской работе, а также имеет большое воспитательное значение - у занимающихся воспитывается вкус к наставничеству, сознательное отношение к тренировочному процессу и уважение к решениям судей.
Пропаганда и популяризация легкой атлетики
Целью данного раздела Программы развития является обеспечение широкого информирования населения о легкой атлетике.
- использование СМИ в целях популяризации здорового образа жизни и привлечения детей к регулярным занятиям легкой атлетикой;
- использование возможностей интернета для пропаганды легкой атлетики;
- активное привлечение к пропаганде легкой атлетики ведущих спортсменов, специалистов, общественных деятелей;
- реклама и распространение методических материалов и пособий по легкой атлетике.
Организация работы по программе.
Программа разработана на основе:
- Программа международной ассоциации легкоатлетических федераций «Детская легкая атлетика» ред., В.Б. Зеличенок - М.:, 2002 .
- Легкая атлетика (многоборье): Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства под ред. И.И.Столова - М.: Советский спорт, 2005 .
Литература:
- Брюнему Э., Харнес Э., Хофф Я. И др. Бегай, прыгай, метай: Школа легкой атлетики для детей. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 79 с.
- Бальсевич, В.К. Выявление и развитие спортивного таланта Текст. // Современные достижения спортивной науки: тез. междунар. конф. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры, 1994.— С.
- Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Москва., 1996.
- Волков, В.М., Филин, В.П. Спортивный отбор Текст. М.: Физкультура и спорт, 1983 — 176 с.
- Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Дис.... докт.пед.наук. М., 1979.
- Гужаловский А.А. Проблема "критических" периодов онтогенеза и ее значение для теории и практики физического воспитания// Очерки по теории физической культуры. М.: ФиС, 1984. с.211-223.
- Детская легкая атлетика. Программа международной ассоциации легкоатлетических федераций. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2002. – 80 с: ил. Практическое руководство для организаторов занятий.
- Легкая атлетика. Правила соревнований 2006-2007 [Текст]. - М.: Олимпия- PRESS, 2006.
- Попов, В.Б. Система специальных упражнений в подготовке легкоатлетов [Текст]. - М.: Терра-Спорт, 2006.
- Фридман М.Г. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
Приложение 1
Уровень физической подготовленности учащихся ДЮСШ
(Юноши)
Упражнение | О | Возраст, лет | |||||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
Бег 30 м, сек | 5 4 3 2 1 | 5,6 6,2-5,7 6,8-6,3 7,4-6,9 >7,5 | 5.4 6.0-5.5 6.5-6.1 7.0-6.6 >7.1 | 5.1 5.6-5.2 6.2-5.7 6.7-6.3 >6.8 | 5.1 5.6-5.2 6.2-5.7 6.5-6.3 >6.6 | 5.0 5.5-5.1 5.8-5.66 6.2-5.9 >6.3 | 4.9 5.3-5.0 5.6-5.4 5.9-5.7 >6.0 |
Прыжок в длину с места, см | 5 4 3 2 1 | 150 140-149 130-139 120-129 <119 | 160 150-159 140-149 130-139 <129 | 170 160-169 150-159 140-149 <139 | 185 176-184 161-175 141-160 <140 | 195 180-194 165-179 146-164 <145 | 200 185-199 170-184 151-169 <150 |
Бросок наб. мяча двумя руками, вес 2 кг (7-8 лет – вес 1 кг), см | 5 4 3 2 1 | 300 260-299 230-259 201-229 <200 | 320 290-319 250-289 211-249 <210 | 290 260-289 230-259 216-229 <215 | 310 279-309 250-278 221-249 <220 | 350 320-349 290-319 231-289 <230 | 370 330-369 290-329 251-289 <250 |
Непрерывный бег, 6 мин, м | 5 4 3 2 1 | >1100 1000-1090 900-990 800-890 <790 | >1150 1050-1140 950-1040 850-940 <840 | >1200 1100-1190 1000-1090 900-990 <890 | >1250 1150-1240 1050-1140 950-1040 <940 | >1300 1200-1290 1100-1190 1000-1090 <990 | >1350 1250-1340 1150-1240 1050-1140 <1040 |
Прыжок вверх с места, см | 5 4 3 2 1 | 30 26-29 22-25 17-21 <16 | 32 28-31 24-27 19-23 <18 | 35 31-34 27-30 23-26 <22 | 37 33-36 28-32 24-27 <23 | 38 34-37 30-33 25-29 <24 | 40 36-39 32-35 27-31 <26 |
Наклон вперед из положения сидя, см | 5 4 3 2 1 | +9 +7+8 +5+6 +2+4 <+1 | +7.5 +6+7 +4+5 +2+3 <+1 | +7.5 +6+7 +4+5 +2+3 <+1 | +8.5 +7+8 +5+6 +3+4 <+2 | +10 +7+9 +5+6 +3+4 <+2 | +10 +7+9 +5+6 +3+4 <+2 |
Подъём туловища за 30 сек, раз | 5 4 3 2 1 | 18 15-17 12-14 9-11 <8 | 19 16-18 13-15 10-12 <9 | 20 17-19 14-16 10-13 <9 | 21 18-20 15-17 11-14 <10 | 22 19-21 15-18 11-14 <10 | 23 19-22 16-18 12-15 <11 |
Бег на месте 10 сек, кол-во шагов | 5 4 3 2 1 | 34 29-33 26-28 23-25 22 | 34 29-33 26-28 23-25 22 | 34 29-33 26-28 23-25 22 | 34 29-33 26-28 23-25 22 | 34 29-33 26-28 23-25 22 | 34 29-33 26-28 23-25 22 |
Уровень физической подготовленности учащихся ДЮСШ
(Девушки)
Упражнение | О | Возраст, лет | |||||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
Бег 30 м, сек | 5 4 3 2 1 | 5.8 5.9-60 6.1-6.2 6.3-6.4 >6.5 | 5.7 5.8-5.9 6.0-6.1 6.2-6.3 >6.4 | 5.6 5.7-5.8 5.9-6.0 6.1-6.2 >6.3 | 5.3 5.4-5.5 5.6-5.7 5.8-5.9 >6.0 | 5.1 5.2-5.3 5.4-5.5 5.6-5.7 >5.8 | 5.0 5.1-5.2 5.3-5.4 5.5-5.6 >5.7 |
Прыжок в длину с места, см | 5 4 3 2 1 | 140 130-139 120-129 110-119 <109 | 150 140-149 130-139 120-129 <119 | 155 145-154 135-144 125-134 <124 | 160 150-159 140-149 130-139 <129 | 170 160-169 150-159 140-149 <139 | 180 170-179 160-169 150-159 <149 |
Бросок наб. мяча двумя руками, вес 2 кг (7-8 лет – вес 1 кг), см | 5 4 3 2 1 | 270 240-269 200-239 171-199 <170 | 300 260-299 230-259 201-229 <200 | 270 240-269 200-239 161-199 <160 | 280 250-279 220-249 171-219 <170 | 300 260-299 230-259 201-229 <200 | 340 310-339 280-309 231-279 <230 |
Непрерывный бег, 6 мин, м | 5 4 3 2 1 | >900 750-890 650-740 600-640 <600 | >950 850-940 750-840 650-740 <650 | >1000 900-990 800-890 700-790 <700 | >1050 950-1040 850-940 750-840 <750 | >1100 100-1090 900-990 800-890 <800 | >1150 1050-1140 950-1040 850-940 <850 |
Прыжок вверх с места, см | 5 4 3 2 1 | 30 25-29 20-24 15-19 <14 | 31 26-30 21-25 16-20 <15 | 34 29-33 24-28 19-23 <18 | 36 31-35 26-30 21-25 <20 | 38 33-37 28-32 23-27 <22 | 40 35-39 30-34 25-29 <24 |
Наклон вперед из положения сидя, см | 5 4 3 2 1 | +12 +10+11 +8+9 +6+7 <+5 | +12 +10+11 +8+9 +6+7 <+5 | +13 +11+12 +9+10 +7+8 <+6 | +14 +12+13 +10+11 +7+9 <+6 | +15 +12+14 +10+11 +8+9 <+7 | +16 +13+15 +11+12 +8+10 <+7 |
Подъём туловища за 30 сек, раз | 5 4 3 2 1 | 17 15-16 13-14 9-12 8 | 17 15-16 13-14 9-12 8 | 18 16-17 13-15 9-12 8 | 18 16-17 13-15 9-12 8 | 19 17-18 15-16 10-14 9 | 19 17-18 15-16 10-14 9 |
Бег на месте 10 сек, кол-во шагов | 5 4 3 2 1 | 34 29-33 26-28 23-25 22 | 34 29-33 26-28 23-25 22 | 34 29-33 26-28 23-25 22 | 34 29-33 26-28 23-25 22 | 34 29-33 26-28 23-25 22 | 34 29-33 26-28 23-25 22 |
Приложение 2
Возрастные группы и программа по видам
ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ | I | II | III |
Возраст (кол-во лет) | 7–8 | 9–10 | 11–12 |
Спринт/Группа беговых видов | |||
Спринт/Барьерный бег | Ч | Ч | |
Спринт/«Слалом» | Ч | ||
Бег на выносливость | Ч | Ч | Ч |
«Формула-1» | Ч | Ч | Ч |
Группа прыжковых видов | |||
Прыжок с шестом | Ч | Ч | |
Прыжки со скакалкой | Ч | ||
Прыжки вперед в приседе | Ч | ||
Скачки | Ч | Ч | Ч |
Бег по лестнице | Ч | ||
Группа метаний | |||
Метание в цель | Ч | Ч | |
Метание детского копья | Ч | Ч | Ч |
Метание стоя на коленях | Ч | ||
Метание назад | Ч | ||
«Вращательное» метание | Ч | Ч | |
Общее количество видов | 8 | 9 | 10 |
Спринт, барьерный бег и трассы для слалома
Краткое описание: эстафетный бег как комбинация гладкого, барьерного и слаломного спринта.
Детское название вида «Формула-1».
Подходит для возрастных групп I, II и III.
Описание
Длина трассы приблизительно 80м, и она делится на следующие части: гладкий спринт, спринт/барьерный бег и спринт на трассе для слалома. В качестве эстафетной палочки используются мягкие кольца. Каждый участник должен стартовать после кувырка вперед на раскатанном мате.
«Формула-1» – это командная эстафета, где каждый участник должен пройти всю трассу. Одновременно на трассе могут соревноваться до шести команд.
Зачет
Результат определяет время: побеждает команда, у которой самое лучшее время. Положение следующих команд определяется в соответствии с показанным ими временем. Если в каждой возрастной группе меньше команд, чем может участвовать в одном соревновании, их места определяются непосредственно в соответствии с завоеванными местами.
Помощники
Для каждой из зон (барьерный бег, слалом) требуется не менее двух помощников для правильной расстановки инвентаря. Помимо помощников команд, требуются два дополнительных помощника, которые будут выполнять роль судей в зоне передачи палочки.
Один человек должен выполнять обязанности стартера.
Нужно иметь столько хронометристов, сколько команд участвует в соревновании. Хронометристы также отвечают за регистрацию результатов в специальных протоколах.
Инвентарь
Для соревнования «Формула-1» требуется следующий инвентарь:
- .12 барьеров.
- .12 слаломных шестов (на расстоянии 1 м друг от друга)
- .4 мата.
- .Приблизительно 30 призм/маркеров.
- .1 часы- хронометр.
- .1 протокол для регистрации результатов.
Бег на выносливость
Краткое описание: восьмиминутный бег на трассе длиной приблизительно 150 м.
Детское название вида: «Марафон».
Подходит для возрастных групп I, II и III.
Описание
Каждая команда должна пробежать по трассе длиной 150 м (смотри рисунок) от заданного места старта. Каждый член команды должен постараться как можно большее число раз пробежать эту трассу за 8 мин. Команда «На старт!» дается для всех команд одновременно (по свистку, или голосовому сигналу, или каким-то другим образом).
Каждый член команды получает одну карточку после завершения каждого круга. После 7 мин. дается свисток или другой голосовой сигнал, чтобы объявить последнюю минуту бега. После 8 мин. бега с помощью какого-то сигнала объявляется завершение соревнования.
Зачет
После завершения соревнования все участники сдают собранные ими карточки помощнику, который считает их для подведения итогов соревнования. Засчитываются только завершенные круги, незавершенные не засчитываются.
Помощники
Для эффективной организации соревнования требуются, по крайней мере, два помощника на каждую команду. Они отвечают за определение линии старта, а также за вручение, сбор и подсчет карточек. Они также должны регистрировать результаты в протоколе.
Кроме того, нужен стартер, который отвечает за хронометраж и передачу сигналов (последняя минута и сигнал завершения соревнования).
Инвентарь
Для каждой команды требуется следующий инвентарь:
- 2 маркера или шеста для обозначения углов.
- 20 цветных карточек (чипов, игровых карт или т.п.).
- 1 часы-хронометр.
- 1 протокол.
Прыжки вперед в приседе
Краткое описание: прыжки на двух ногах вперед в приседе.
Детское название вида: Лягушка».
Подходит для возрастных групп I и II.
Описание
От линии старта участники по очереди выполняют «лягушку» («лягушка» – прыжок на двух ногах в приседе). Первый участник команды встает на носки на линии старта. Затем он/она приседает и прыгает вперед как можно дальше, приземляясь на обе ноги. Помощник отмечает точку приземления, ближайшую к линии старта (положение пяток). Если участник падает назад, отмечается точка касания земли рукой. В свою очередь, эта точка приземления становится линией старта для второго прыгуна команды, который выполняет прыжок «лягушкой» с этого места. Третий член команды прыгает от точки приземления второго прыгуна и так далее. Соревнование завершается, когда последний член команды закончил прыжок и его точка приземления отмечена.Вся процедура повторяется второй раз (вторая попытка).
Зачет
Участвует каждый член команды. Общее расстояние всех прыжков составляет командный результат. Результат команды основывается на лучшем результате двух попыток.
Измерения фиксируются с точностью до 1см.
Помощники
Для этого соревнования требуется один помощник для каждой команды. Он должен выполнять следующие обязанности:
– давать старт соревнованию;
– контролировать правильность выполнения прыжков;
– регистрировать результаты и фиксировать их в протоколе.
Инвентарь
Для каждой команды требуется следующий инвентарь:
- рулетка.
- Маркеры.
- 1 протокол.
Метание в цель
Краткое описание: метание одной рукой.
Детское название вида: «Долой бомбы!»
Подходит для возрастных групп I и II.
Описание
Метание в цель производится из 5-метровой зоны разбега. На высоте приблизительно 2,5 м устанавливается высокий барьер с зоной для метания, ограниченной на полу 2,5 м позади барьера. Определенный предмет бросается в цель над барьером. Участник бросает предмет с определенного расстояния от барьера. Каждому участнику дается три попытки для броска в цель. При каждой попытке участник может выбрать для себя, откуда бросать предмет: с расстояния 5 м, 6 м, 7 м или 8 м от высокого барьера. Чем больше расстояние от барьера, тем больше потенциальных очков можно получить. Поражение цели или, по крайней мере, ее края, считается успешной попыткой. Очки засчитываются за каждый бросок (броски с 5 м = 2 очкам, с 6 м = 3 очкам, с 7 м = 4 очкам, с 8 м = 5 очкам). Если предмет переброшен через барьер, но не попадает в зону, присуждается одно очко. Каждому участнику дается три попытки, сумма которых засчитывается в общий результат команды.
Помощники
Для организации этого соревнования требуется один помощник на команду. Он должен выполнять следующие обязанности:
Контролировать и регулировать порядок проведения соревнования (дистанцию, на которую брошен снаряд, и количество попаданий).
Фиксировать результаты и регистрировать их в протоколе соревнований.
Инвентарь
Для этого соревнования нужен следующий инвентарь:
- зона для метаний (мат для прыжка с шестом или в высоту или подобное покрытие такого же размера).
- 1 высокий барьер приблизительно высотой 2,5 м (футбольные ворота, шесты/стойки с планкой и т.п.).
- Инвентарь для метания (мячи с ручкой-петлей, мягкое копье или что-то подобное).
- 1 протокол соревнований на каждую команду.
Метание детского копья
Краткое описание: метание детского копья одной рукой на дальность.
Детское название вида: «Метание планирующего копья».
Подходит для возрастных групп I, II и III.
Описание
Метание детского копья выполняется из 5-метровой зоны разбега. После короткого разбега спортсмен метает копье в зону для метания от линии измерения (для первой и второй возрастных групп используются мягкие копья, для третьей группы – планирующее копье). Каждому участнику дается две попытки.
Меры безопасности: так как безопасность имеет очень важное значение в детских соревнованиях, особенно по метаниям, в секторе приземления разрешается находиться только помощникам. Строго запрещается метать копье в обратном от линии измерения направлении.
Зачет
Каждая попытка измеряется под прямым (90°) углом к линии измерения и записывается с интервалами 25см (записываются лучшие показатели, если приземление произошло между линиями). Лучшая из двух попыток каждого члена команды засчитывается в общий результат команды.
Помощники
Для этого соревнования требуются два помощника на каждую команду. Эти помощники выполняют следующие обязанности:
Контролируют и регулируют процедуру соревнований.
Имеют доступ в сектор приземления копья (измерения производятся под прямым углом от линии измерения
Относят копье к линии измерения.
Измеряют результат и записывают его в протокол.
Инвентарь
Для этого соревнования нужен следующий инвентарь:
- 2 детских копья (мягких или планирующих).
- Калиброванная измерительная рулетка или измерительная лента.
- 1 протокол соревнований для каждой команды.
Метание из положения «Стоя на коленях»
Краткое описание: метание набивных мячей двумя руками на дальность из положения «стоя на коленях».
Детское название вида: «Футбольные метания».
Подходит для I возрастной группы.
Описание
Участник становится на колени на мат (или на другое мягкое покрытие) перед поднятой мягкой целью (например, мягкий или поролоновый мат). Затем участник отклоняется (напрягая тело) и бросает набивной мяч весом 1 кг, используя бросок вперед двумя руками через голову на максимальную дистанцию из положения стоя на коленях (очень похоже на то, как передают мяч футболисты). После броска участник может упасть вперед на мягкую подушку, которая находится перед ним.
Меры безопасности: набивной мяч никогда нельзя бросать в ту сторону, где находятся участники. Рекомендуется принести или прикатить его обратно к линии измерения для следующего участника.
Зачет
Каждому участнику дается две попытки. Измерения записываются с интервалами 25см (записываются лучшие показатели, если приземление произошло между линиями) и производятся под прямым углом (90°) к линии измерения. Лучшая из двух попыток каждого члена команды засчитывается в общий зачет команды.
Помощники
Для этого соревнования требуются два помощника для каждой команды. Эти помощники выполняют следующие обязанности:
Контролируют и регулируют процедуру соревнования.
Имеют доступ в зону приземления набивного мяча (измерения производятся под прямым углом от линии измерения.
Приносят или катят набивной мяч обратно к линии измерения.
Измеряют результат и записывают его в протокол.
Инвентарь
Для этого соревнования нужен следующий инвентарь:
- 2 набивных мяча (1кг)
- Калиброванная измерительная рулетка или измерительная лента.
- 1 карточка соревнований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевой урок по теме "Легкая атлетика". Легкая атлетика,элементы футбола.
урок для 3-класса тема " легкая атлетика"...
Детская легкая атлетика.2
Учебные карточки....
Детская легкая атлетика.3
Учебные карточки....
Детская легкая атлетика.4
Учебные карточкиж....
Детская легкая атлетика ИААФ
Легкая атлетика - вид спорта, объединяющий упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях и составленные из этих видов многоборья. Легкоатлетические упражнения оказывают весьма разностороннее влияние н...
«Детская легкая атлетика - 2»
Лёгкая атлетика - олимпийский вид спорта, включающий бег, ходьбу, прыжки и метания. Объединяет следующие дисциплины: беговые виды, спортивную ходьбу, технические виды (прыжки и метания), многоборья, п...